Шрайберг Я.Л. Библиотеки, компьютерные технологии и информационное общество: год прошедший и год грядущий. Ежегодный Пленарный Доклад Международной конференции «Крым», 2002 год
Содержание:

Ежегодный Пленарный Доклад


Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире:
новые технологии и новые формы сотрудничества

Введение

Основные положения Пленарного Доклада 2001 года

Положение 1 Изменения, происходящие в сфере библиотечно-информационных технологий и развития библиотечно-информационных систем отражают тенденции дальнейшей информатизации общества, еще большего проникновения в библиотечную практику компьютерных и телекоммуникационных технологий, увеличения объема электронного ресурса и усиления роли библиотек в ускорении темпов развития информационного общества.

Положение 2 Рост электронной информации и электронные библиотеки. Развитие служб электронной доставки документов: разные подходы в разных странах. Электронные библиотечные архивы и Web-архивы. Общее электронное поле библиотек и других организаций культуры.

Положение 3 Возрастание социальной значимости библиотек в структуре общества и общественных отношений, повышение статуса библиотек как информационных и общественных институтов, увеличение вклада библиотек в развитие образования и новых образовательных технологий. Роль и место библиотек в развитии науки и культуры, в формировании общественного согласия и политической стабильности.

Положение 4 Новые подходы к формированию библиотечных фондов, изменение политики комплектования фондов библиотек, соотношение и тенденции роста печатных и электронных коллекций, связь между новой библиотечной политикой и административно-управленческими изменениями во внутренней структуре библиотек; изменение подходов и технологий межбиблиотечного взаимодействия.

Положение 5 Новые тенденции и формы обслуживания пользователей библиотек. Снижение роли платных услуг и расширение возможностей, предоставляемых библиотекой. Специальные формы для онлайновых пользователей; «виртуальные» и реальные читатели. Информационная компонента в библиотечной системе; увеличение ее роли, связь, сосуществование и раздельное обслуживание наряду с библиотечным обслуживанием традиционными и электронными документами библиотечного фонда.

Положение 6 Маркетинг внутри и вне библиотеки. Ежедневный маркетинг и миссия библиотеки. Трансформация маркетинговых библиотечных технологий в условиях компьютеризации технологий и электронизации информационного и документного ресурса.

Положение 7 Расширение форм образовательной деятельности библиотек. «Библиотека–университет» и информационно-библиотечное обеспечение образования. Электронные учебники как новая форма обучения, совместные идеи и проекты библиотек, издательств и учебных заведений. Студент-читатель; преподаватель-читатель; преподаватель-библиотечный работник: новые схемы и новые результаты.

Положение 8 Библиотеки как активные субъекты книжного рынка. Изменение роли библиотек только как потребителей литературы. Издательско-книгораспространительский бизнес и электронная информация: неожиданное возрастание роли библиотек. Библиотеки как центральное звено в едином информационном и социокультурном пространстве.

Положение 9 Будущее библиотек с учетом мировых тенденций информатизации и трансформации общества. Непреходящие ценности и временные ориентиры. Ближайшие перспективы и долгосрочные прогнозы, связь с проблематикой форумов, прежде всего ИФЛА, АЛА и, конечно, конференций «Крым».


Положение 4.

Новые подходы к формированию библиотечных фондов,
изменение политики комплектования фондов библиотек,
соотношение и тенденции роста печатных и электронных коллекций,
связь между новой библиотечной политикой и административно-управленческими изменениями во внутренней
структуре библиотек;
изменение подходов и технологий межбиблиотечного взаимодействия

 

Политика есть искусство невозможного
Отто Бисмарк
,
Канцлер Германии

(1815-1898)

В конце 1992 года секция национальных библиотек (НБ) ИФЛА разослала двадцати пяти директорам НБ стран Европы анкету, содержащую два вопроса:

  1. Есть ли у Вас стратегический план? Если нет, намерены ли Вы его разработать? Если нет – почему?

  2. Какие темы и направления деятельности Вы считаете наиболее важными?

  • В этом вопросе были указаны следующие темы и направления:

  • политика комплектования (в частности, новые носители и аудиовизуальные материалы);

  • техническая инфраструктура (автоматизация и др.);
  • здания (сооружение новых зданий или реконструкция старых);

  • консервация и реставрация (новые формы хранения, нейтрализация излишней кислотности и др.);

  • библиотековедческие исследования;
  • национальная и международная кооперация;
  • паблик рилейшнз, маркетинг;
  • юридическая инфраструктура (разработка и принятие законов и др.).

Из 25 анкет 20 вернулись заполненными. На вопрос о наличии стратегических планов 14 библиотек ответили утвердительно, 6 – отрицательно. Те, кто еще не разработал таких планов, намеривались это сделать. Стратегические планы разрабатываются на разные сроки, но, как правило, – на пять лет.

Судя по полученным ответам, главной проблемой национальных библиотек является разработка и обновление политики комплектования. Это было связано (в то время, почти 10 лет назад) с быстрым увеличением объемов печатной продукции и новых носителей информации.

Сегодня в условиях тотального наступления электронных изданий и пересмотра многими издательствами своих планов по выпуску продукции в части выбора/сочетания электронных и печатных публикаций, обновление политики комплектования стало одной из заметно проявляющихся сегодня тенденций развития деятельности всех библиотек, а не только национальных.

Библиотеки в рамках отпущенных им средств на комплектование сами выбирают тот репертуар электронных и печатных изданий, который по их усмотрению, принесет материальную отдачу по повышению качества обслуживания своих пользователей – вот главное направление изменения политики комплектования библиотек. Главным образом это изменение касалось периодики – не секрет, что спрашиваемые журналы гораздо проще предоставить в электронном виде – столько одновременно обслуживается пользователей одним изданием, сколько есть в библиотеке лицензированных компьютеров для доступа к данному виду электронной информации.

Сегодня электронные издания уже не являются прогнозом, предметом спора, сомнением – это реальность, в библиотеках год от года увеличивается их число, причем библиотеки, не имеющие в фонде тех или иных электронных изданий и предоставляющие к ним доступ через Интернет, уже с полным на это основанием включает их библиографические описания в свои каталоги и предоставляют их пользователям. Пользователю, по сути, все равно – в данном фонде или в каком-другом есть то или иное электронное издание (электронный журнал, электронная книга, электронный список и даже просто база данных) – главное, что ему из помещения данной библиотеки или через Интернет-сервер данной библиотеки обеспечивается надежный и удобный доступ к нужным ему электронным изданиям.

Библиотеки сегодня вынуждены решать сложные задачи: сколько подписать печатных изданий, сколько электронных; при этом необходимо обязательно учитывать, сколько и каких документов из собственного фонда будет оцифровано, причем как для расширения доступа, так и для сохранности (это могут быть два разных потока, особенно там, где есть депозитарные фонды). Сегодня администратор библиотеки, ранее решавший только вопросы оформления подписки через подписные агентства и издательства, книготорговые организации, должен работать с поставщиками электронной информации, провайдерами Интернет, юристами и другими специалистами, с которыми ранее ему не требовалось общаться; поэтому администраторы библиотек, отвечающие за комплектование и ранее бывшие традиционными библиотекарями, сегодня должны срочно овладевать навыками работы с электронной информацией в полном объеме или уступать свое место другим.

Не случайно за последнее время произошли административные изменения во многих библиотеках США и Европы: в структуре управления появились должности заместителя директора по социальным коммуникациям, в функциональные обязанности которых стали входить все вопросы, связанные с традиционным и электронным комплектованием и обслуживанием пользователей по доступу к полным текстам электронных изданий, отражаемых в каталогах данной библиотеки. И хотя, окончательная политика и стратегия в области комплектования электронных материалов еще до конца не разработаны и приходится частично руководствоваться опытом работы с печатными документами, идет изучение и уже сформированы те основные позиции, которые необходимо учитывать при выработке такой политики и стратегии, а именно:

  • методология отбора;
  • контроль расходов;
  • лицензирование;
  • каталогизация;
  • сохранность;
  • архивирование;
  • управление.

В 2000–2001 гг. в среднем 20% бюджета, выделяемого в университетских библиотеках Америки, расходовано на подписку на электронные издания; так, в частности, в библиотеке Университета Мемфиса, штат Теннеси, в 2000–2001гг. было подписано 4529 наименований журналов; 500 из них – электронные; в центре Брауна, штат Род Айленд в денежном выражении в 2000–2001 гг. около 11,2 % бюджета, выделяемого на комплектование, было потрачено на электронные издания (в абсолютных цифрах – 6,3 млн. долларов было потрачено на подписку и 700 тысяч из них – на электронную подписку). Но в части бюджета комплектования, непосредственно направленного на сериальные издания, уже 19,4% бюджета истрачено на электронные журналы. На 2001–2002гг уже 900 тыс. долларов (против – 700 тысяч в предыдущие годы) потрачено на электронную подписку. При этом , например, у издательства Academic Press заказываются только электронные журналы; само издательство при этом гарантирует доступ к своим ретромассивам в случае, если у пользователей библиотеки возникнут запросы.

Пока в ближайшие годы, похоже, сохранится тенденция роста (но не резкого) подписок на электронные издания в сочетании с традиционной подпиской. Соотношение печатных и электронных названий в своем ежегодном приросте каждая библиотека планирует самостоятельно, но вряд ли очень быстро будет достигнут раздел 50 на 50.

Электронные издания в библиотеках различают на статичные (оф-лайн), в основном, на CD-ROM и динамичные или онлайновые, доступные, как правило, в режиме онлайн через Интернет. Стратегия комплектования в отношении статичных изданий близка к стратегии в отношении печатных изданий. С онлайновыми публикациями сложнее – издатель может в любое время их убрать с сервера, видоизменить, повысить плату и т.д. Ряд специалистов на Западе считает, что следует вводить временные каталоги для таких, неуверенных изданий, например, Г. Лор утверждает, что вряд ли стоит говорить о постоянном хранении таких электронных публикаций. Но есть и другие позиции. Это – первая проблема, которую следует учитывать администраторам библиотек. Вторая проблема – как правило, в законе об обязательном экземпляре не прописаны электронные публикации и многие издатели не присылают свою продукцию по обязательному экземпляру, т.е., получатели обязательного экземпляра должны планировать средства на их закупку (хотя Норвегия, Канада и Польша, например, уже ввели в закон об обязательном экземпляре электронные документы).

В третьих, вызывает вопрос об архивном хранении электронных документов требуемая полнота, отбор – ясно, что все хранить не удастся, да и не нужно; возможно, пример ряда европейских стран, создавших систему национального депозитария, включающего и электронные документы, будет подхвачен и другими.

Библиотечным администраторам, занимающихся вопросами комплектования электронными публикациями, необходимо очень тщательно осуществлять отбор названий электронных журналов, которые наиболее точно отвечают информационным потребностям их пользователей; далее, следует решать вопросы о затратах на электронные журналы, сопоставив расходы на их обработку и оплату доступа с теми выгодами, которые эти коллекции дадут их пользователям. Также уже сразу предстоит подумать о создании консультативных мест, разработке руководств по доступу, изучение особенностей авторского права – ведь библиотека взяла на себя функцию посредника между пользователями и владельцем электронной информации.

Межбиблиотечный абонемент и другие формы межбиблиотечного взаимодействия также существенно изменяют свои подходы и технологии. Преимущественной формой взаимодействия библиотек по МБА, ЭДД и по целому ряду других проблем (сводные каталоги, корпоративная каталогизация) является корпоративность или создание библиотечных консорциумов, о которых много уже сказано и будет говориться на этой конференции еще больше. Это – дух времени, современная тенденция развития форм и видов межбиблиотечного взаимодействия.

Специалисты в области библиотечной электронной информации, считают, что оценить качество комплектования традиционными показателями нельзя; пришло время разработать новую концепцию показателей. Еще в 1997 г. на ИФЛА в Копенгагене американец (Peter Young) Питер Янг, глава государственной комиссии NCLIS) предложил следующую последовательность показателей:

  • временные показатели (время обслуживания, время сеанса и т.д.);

  • транзитные показатели (подсчет числа сеансов, пересылок, количество просмотренных файлов и т.д.);

  • показатели пользования (деятельность пользователя, ожидаемый спрос, уровень удовлетворения пользователя);

  • затратные показатели (затраты на оборудование, каналы связи, лицензии, подготовку кадров и др.).

При этом П. Янг справедливо утверждал, что «если для традиционных фондов библиотеки существуют количественные стандарты, то обслуживание электронными документами требует качественной информации об эффективности обслуживания электронной продукции».

Конечно, проблемы, возникающие перед библиотечными администраторами, занимающимися вопросами комплектования в новых условиях, помимо выбора, финансов и лицензии, заключаются еще и в том, что сама электронная информация не статична, возникают новые подходы, новые методы представления и обработки данных, новые форматы, стандарты, новые технологии организации работы библиотеки. Библиотекам теперь постоянно надо решать проблемы взаимодействия с издателями и провайдерами, постоянно иметь дело с вопросами авторского права, системой доступа, системой оплаты, в том числе, и электронной, метаданными и архивированием электронного ресурса. Но все это делается и будет делаться во имя повышения качества обслуживания пользователей и расширения доступа пользователей к информации.

  
На главную