Шрайберг Я.Л. Библиотеки, компьютерные технологии и информационное общество: год прошедший и год грядущий. Ежегодный Пленарный Доклад Международной конференции «Крым», 2002 год
Содержание:

Ежегодный Пленарный Доклад


Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире:
новые технологии и новые формы сотрудничества

Введение

Основные положения Пленарного Доклада 2001 года

Положение 1 Изменения, происходящие в сфере библиотечно-информационных технологий и развития библиотечно-информационных систем отражают тенденции дальнейшей информатизации общества, еще большего проникновения в библиотечную практику компьютерных и телекоммуникационных технологий, увеличения объема электронного ресурса и усиления роли библиотек в ускорении темпов развития информационного общества.

Положение 2 Рост электронной информации и электронные библиотеки. Развитие служб электронной доставки документов: разные подходы в разных странах. Электронные библиотечные архивы и Web-архивы. Общее электронное поле библиотек и других организаций культуры.

Положение 3 Возрастание социальной значимости библиотек в структуре общества и общественных отношений, повышение статуса библиотек как информационных и общественных институтов, увеличение вклада библиотек в развитие образования и новых образовательных технологий. Роль и место библиотек в развитии науки и культуры, в формировании общественного согласия и политической стабильности.

Положение 4 Новые подходы к формированию библиотечных фондов, изменение политики комплектования фондов библиотек, соотношение и тенденции роста печатных и электронных коллекций, связь между новой библиотечной политикой и административно-управленческими изменениями во внутренней структуре библиотек; изменение подходов и технологий межбиблиотечного взаимодействия.

Положение 5 Новые тенденции и формы обслуживания пользователей библиотек. Снижение роли платных услуг и расширение возможностей, предоставляемых библиотекой. Специальные формы для онлайновых пользователей; «виртуальные» и реальные читатели. Информационная компонента в библиотечной системе; увеличение ее роли, связь, сосуществование и раздельное обслуживание наряду с библиотечным обслуживанием традиционными и электронными документами библиотечного фонда.

Положение 6 Маркетинг внутри и вне библиотеки. Ежедневный маркетинг и миссия библиотеки. Трансформация маркетинговых библиотечных технологий в условиях компьютеризации технологий и электронизации информационного и документного ресурса.

Положение 7 Расширение форм образовательной деятельности библиотек. «Библиотека–университет» и информационно-библиотечное обеспечение образования. Электронные учебники как новая форма обучения, совместные идеи и проекты библиотек, издательств и учебных заведений. Студент-читатель; преподаватель-читатель; преподаватель-библиотечный работник: новые схемы и новые результаты.

Положение 8 Библиотеки как активные субъекты книжного рынка. Изменение роли библиотек только как потребителей литературы. Издательско-книгораспространительский бизнес и электронная информация: неожиданное возрастание роли библиотек. Библиотеки как центральное звено в едином информационном и социокультурном пространстве.

Положение 9 Будущее библиотек с учетом мировых тенденций информатизации и трансформации общества. Непреходящие ценности и временные ориентиры. Ближайшие перспективы и долгосрочные прогнозы, связь с проблематикой форумов, прежде всего ИФЛА, АЛА и, конечно, конференций «Крым».


Положение 5.

Новые тенденции и формы обслуживания пользователей библиотек.
Снижение роли платных услуг и расширение возможностей,
предоставляемых библиотекой.
Специальные формы для онлайновых пользователей;
«виртуальные» и реальные читатели.
Информационная компонента в библиотечной системе;
увеличение ее роли, связь, сосуществование и раздельное обслуживание
наряду с библиотечным обслуживанием традиционными и электронными документами библиотечного фонда.

 

Информация – знания, которые
вы приобретаете, когда ищете
совершенно другое
Неизвестный автор

Дальнейшая информатизация общества и расширение сферы применения информационных технологий в библиотечной практике в современных условиях порождают новые виды и формы обслуживания пользователей библиотек. Главная тенденция – самостоятельность пользователя с компьютерными ресурсами библиотеки, его максимальная отстраненность от рутинных операций и упор на «домашнее» обслуживание, т.е. работа пользователя с ресурсами библиотеки из дома или офиса через Интернет.

Продолжает увеличиваться число онлайновых читателей библиотек; во многих библиотеках, имеющих развитую систему доступа и обслуживания своими ресурсами через Интернет число онлайновых посещений библиотеки в день в десятки и сотни раз больше числа физических посещений.

Это накладывает на библиотеки серьезные обязательства по обеспечению требуемого уровня обслуживания и заставляет более тщательно относиться к своей системе автоматизации, к возможностям информационных технологий, внедряемых или требующих внедрения в библиотечную практику.

Для фондов и персонала библиотеки реальный и онлайновый («виртуальный») читатель должен быть одинаков и неразличим; по сути, сотруднику отдела хранения, все равно, кто передает запрос на издания из фонда: сотрудник читального зала, отдела МБА или сотрудник, обеспечивающий отправку копии статьи или фрагмента книги онлайновому читателю. При этом экономически последняя категория читателей библиотеки более выгодна, т. к. ЭДД – всегда платная услуга, а в случае, например, требования из читального зала его обслуживание происходит бесплатно. Но это больше относится к нашим библиотекам, т.к. одной из ярко проявляющихся тенденций сегодня является стремление библиотек увеличить долю платных услуг в своем бюджете, причем, библиотеки стараются использовать все возможности: от платного ксерокопирования до сдачи своих помещений в аренду. Ибо «Нет на свете занятия более невинного, чем зарабатывать деньги», как говорил Сэмюэль Джонсон, английский поэт и критик (1709-1784).

Развитие системы платных услуг в библиотеках России и СНГ в эпоху информатизации обусловлено достаточно бедственным положением библиотек, стесненными, как правило, финансовыми условиями и невозможностью обеспечить персоналу достойную зарплату, а библиотеку – требуемой техникой.

Поэтому, вряд ли кто осмелится осуждать администрацию наших библиотек в том, что она ищет любые пути для улучшения своего положения и очень хорошо, что новые информационные технологии создают новые возможности для предоставления тех услуг, которые ранее были невозможны.

В то же время, (это интересное явление!) сегодня западные библиотеки стараются как можно меньше брать денег со своих пользователей и абонентов, особенно если библиотека финансируется из любых целевых средств, неважно, государственных или частных.

Более того, из разговора с директорами нескольких американских библиотек в марте с. г., я понял, что они начинают дистанцироваться даже от ксерокопирования, устанавливая автоматы самообслуживания копиями и беря с фирм-владельцев автоматов только положенную минимальную арендную плату.

Все остальное, что получает библиотека, – это целевые средства, пожертвования, гранты. «Чем меньше библиотека будет брать денег со своих пользователей, тем больше шансов у нее получить те или гранты или целевые средства» – не раз говорили библиотечные администраторы. И это соответствует истине, и это – сегодняшняя тенденция, характерная для западных библиотек: с нарастанием уровня и мощности информационной техники, уменьшается доля платных услуг библиотеки.

Библиотека стремится полностью сделать свой сервис бесплатным для пользователей а, значит, привлечь еще больше пользователей, что в целом, служит большему просвещению общества и ведет к большей его образованности и культуре.

Еще об одной особенности сегодняшнего библиотечного обслуживания нельзя не упомянуть. Резко возросла роль «информационной компоненты», информационной функции библиотеки; пользователи часто приходят в библиотеку вначале за информацией, а иногда и только за информацией.

Работа с Интернет – а многие пользователи сегодня ходят в библиотеки как в публичные Интернет-центры, это прежде всего работа с информацией, на основе анализа, которым пользователь решает необходимость получения и самих документов. Более того, и это – очень серьезный аргумент в споре сторонников и противников самостоятельности информационной функции библиотеки: все чаще и чаще пользователи приходят в библиотеку обслуживаться только информацией, причем, не библиографической, например, они смотрят по Интернет новости спорта, погоды и т.д. и уходят, даже не только не заказав документ, но и не посмотрев каталог. И при этом они тоже являются пользователями библиотеки, которые, правда, фондами этой библиотеки не пользуются. И таких пользователей становится все больше и больше, с этим ничего не поделаешь, и это тоже одна из особенностей работы библиотек в эпоху информационного общества. По сути, информационное обслуживание пользователей стало самостоятельным видом обслуживания, и чем больше возможностей Интернет будет доступно для пользователей, тем больше информационная компонента обслуживания будет развиваться. В конце-концов, библиотека ведь и в силу своей социальной и образовательной функции и так играет роль своего рода «Clearing house» для широкого круга пользователей, и эта роль будет только усиливаться.

  
На главную