Положение
7.
Расширение
форм образовательной деятельности библиотек.
«Библиотека–университет»
и информационно-библиотечное
обеспечение образования.
Электронные учебники как новая
форма
обучения,
совместные идеи и проекты библиотек,
издательств и учебных заведений.
Студент-читатель; преподаватель-читатель;
преподаватель-библиотечный
работник:
новые
схемы и новые результаты
Сегодня, например, в
Российской Федерации одной из главных
функций библиотек законодательно признана
образовательная функция, являющаяся
неотъемлемой частью их деятельности(и это
соответствует общемировым тенденциям). С
другой стороны осуществление
образовательной программы любого
образовательного учреждения невозможно
без опоры на библиотеку и ее информационные
ресурсы. Таким образом, деятельность таких
разных социальных институтов, как
библиотеки и образовательные учреждения
всегда была тесно связана.
Образовательные учреждения
призваны, прежде всего, формировать умение
учиться, добывать информацию, извлекать из
нее необходимые знания. Лишь при соблюдении
этого условия может быть реализована идея
непрерывного образования.
В связи с этим особое
значение приобретает организация
информационного образования и повышения
информационной культуры всех категорий
потребителей информации.
Наряду с образовательными
учреждениями формированием информационной
культуры общества, особенно в последнее
время, все более и более начинает
заниматься библиотека.
Казалось бы,
образовательные потребности школьников и
студентов должны быть полностью
удовлетворены фондами учебных библиотек.,
основная функция которых состоит в
обеспечении учебного и учебно-образовательного
процесса. Однако, как показывают последние
результаты исследований, школьные
программы увеличили долю делового чтения
школьников до 80%, резко увеличилось
количество студентов, обращающихся в
публичные библиотеки именно с учебными
запросами, увеличился спрос на конкретные
учебники и учебные пособия, которые либо
отсутствуют в фондах этих библиотек, либо
приобретаются в одном-двух экземплярах. В
структуре пользователей публичных
библиотек всех уровней резко возросло
количество учащихся, обращающихся в
библиотеки только в связи с требованиями
современного образования.
В условиях ограниченных
ресурсов, выделяемых библиотекам и
объективно возрастающей их роли, как
образовательных социальных институтов (центров)
все большую роль в удовлетворении
информационной потребности
образовательной сферы играют как новые
библиотечно-информационные технологии, так
и новые организационные формы.
Специалисты определили
достаточно широкий спектр образовательных
функций библиотек, в том числе:
-
разработку и внедрение
долгосрочных программ в помощь учебному
процессу;
-
формирование
информационных ресурсов с учетом
потребностей современных образовательных
учреждений;
-
гарантию всеобщей
доступности информации на высоком
техническом уровне, обеспечиваемом
автоматизацией библиотечных процессов;
доступом к Интернет, а также разработкой и
внедрением в публичных библиотеках и
библиотеках вузов Интранет-технологий,
представляющих наиболее удобную среду для
хранения и представления учебников и
учебных пособий;
-
подготовку
специализированной информации для
педагогов и родителей;
-
дополнительное
профессиональное образование работников
библиотечной и информационной сферы,
предусматривающее разработку и реализацию
собственных программ дополнительного
профессионального образования;
-
координацию работ с
образовательными учреждениями.
Этот список функций может
быть продолжен и будет предметом
обсуждения на нашей Конференции.
Хотелось бы кратко
остановиться на последних двух пунктах
применительно к нашим условиям.
Как известно библиотека не
попадает под определение образовательного
учреждения с точки зрения закона «Об
образовании».
Однако библиотеки могут
получить право на осуществление
образовательной деятельности в области
дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации). Такой
опыт уже имеется, например, прошли
лицензионную экспертизу Российская
государственная библиотека, ГПНТБ СО РАН,
ГПНТБ России.
Появление новых
информационных технологий в библиотеках,
создание электронных библиотек, внедрение
Интернет, вызвало объективную
необходимость подготовки в вузах культуры
специалистов в области разработки,
внедрения и эксплуатации новых
технологических процессов.
Например, заслуживает
внимание опыт Московского
государственного университета культуры и
искусств, создавшего кафедру
информационных технологий и электронных
библиотек, базовой организацией которой
стала ГПНТБ России и в стенах которой
проходят обучение студенты по новым,
специально разработанным дисциплинам
кафедры. Координация работы Библиотеки и
Университета определяется соглашением,
предусматривающим как образовательную
деятельность на базе новых образовательных
технологий, так и реализацию ряда других
совместных проектов, включая проведение
международных профессиональных
мероприятий, автоматизацию библиотеки
Университета, пополнение ее фондов и др.
Мы считаем, что подобное
сотрудничество является одной из самых
прогрессивных форм подготовки
библиотекарей-профессионалов
разработанных в последнее время с учетом
реалий переходного периода на пути к
информационному обществу.
|