Адамьянц. А.О. Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно-информационной сферы, 2005 год
Содержание:

Введение

Гендина Н.И. Взаимодействие вузов и профессиональной библиотечной ассоциации: проблемы повышения качества подготовки библиотечно-информационных специалистов

Сукиасян Э.Р. Непрерывное образование: верхний уровень для практика и руководителя

Суслова И.М. Методология управления проектами в системе профессиональной подготовки менеджеров информационных ресурсов

Кузнецова Т.Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики

Колосов К.А. Подготовка кадров для библиотек XXI века: тенденции в зарубежных университетах

Арутюнов В.В. Об одной методике оценки гендерной роли в научных исследованиях и в сфере образования

Арзуханов А.С., Адамьянц А.О. Формирование научной организации труда студентов кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ при проведении научно-исследовательских работ

Ивина К.В. Деятельность ИДПО МГУКИ по переподготовке библиотечно-информационных специалистов

Арзуханов А.С. Компьютерно-информационная подготовка специалистов в Учебно-методическом центре ГПНТБ России

Бобров Л.К. Жизненный цикл проекта создания информационной системы как процесс

Цветкова В.А. Роль и значение курса «Информационные ресурсы и информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» для формирования специалистов в условиях экономики, основанной на инновациях

Соколова Ю.В. Процессный подход как фактор обеспечения качества дистанционных курсов повышения квалификации

Линдеман Е.В. О подготовке библиотечных специалистов для участия в корпоративной деятельности библиотек


УДК 02:37+004:37

А.С. Арзуханов

канд. пед. наук, ст. научн. сотр.,
заведующий сектором ГПНТБ России,
доцент кафедры информационных технологий
и электронных библиотек Московского
государственного университета культуры и искусств

 

Компьютерно-информационная  подготовка специалистов  в  Учебно-методическом
центре  ГПНТБ  России

 

1. Общие сведения о востребованности
библиотечно-информационных специалистов
в компьютерно-информационной подготовке

Быстрое расширение, сферы применения персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) в библиотечно-информационной деятельностивыдвигает компьютерно-информационную подготовку специалистов в число важных направлений дополнительного образования.

Постоянное изучение ипланирование практики подготовки, повышение квалификации и переподготовки кадров ГПНТБ России, а также анализ качества подготовленности к работе в условиях внедренных новых информационных технологий (НИТ) в библиотеке показывает, что информационная и компьютерная подготовка значительной части специалистов, в том числе имеющих высшее или среднее специальное образование, либо отсутствует,либо недостаточна. А те из специалистов, кому сейчас за 30 и болеелет, либо не получили такой, подготовки в учебных заведениях, либо полученные ранее знания устарели. По результатам экспертного анализа, проведенного нами: в ГПНТБ России, недостаточная компьютерная подготовка отмечена почти у 35% специалистов, выпускников библиотечных вузов и техникумов различных лет подготовки. Информационные технологии, изменяются так стремительно, что полученные примитивным тренингом навыки быстро устаревают. Поэтому выпускники вузов и техникумов должны обладать набором фундаментальных знаний в области компьютерных наук, позволяющих быстра освоить современные компьютерные библиотечно-информационные технологии.

Таким образом, значительное число специалистов библиотеки для своего дальнейшего профессионального совершенствования и успешного выполнения процессов комплектования, обработки и формирования фондов, информирования и библиотечного обслуживания потребителей научно-технической информации (НТИ) вынуждены инициировать процесс своей компьютерно-информационной подготовки. Наличие такой потребности обуславливает востребованность соответствующего научного и практического знания вобразовательных условиях послевузовской компьютерно-информационной подготовки в Учебно-методическом центре (УМЦ) ГПНТБ России, обладающего лицензионным правом обучения специалистов по программе “Компьютерные технологии вбиблиотечно-информационных системах” на основе повышения квалификации, дополнительному к высшему профессиональному образованию.

Начиная с 2001 года УМЦ ГПНТБ России осуществляет ежегодное обучение около 25 специалистов библиотеки по 40 часовой учебной программ по курсу “Освоение и использование ПЭВМ для библиотечно-информационных технологий ГПНТБ России”. Эта образовательная программа отражает современные тенденции применения и использования информационных и телекоммуникационных технологий, как в образовании, так и в библиотечно-информационной деятельности. Данный, специализированный учебный курс основанна “сценарной стратегии” В.А. Скородумова, заведующего сектором НТО ГПНТБ России, доцента кафедры информационных технологий из электронныхбиблиотек МГУКИ.

Весь учебный материал, курса сосредоточен на двух сценариях, следуя которым специалисты библиотеки вначале, знакомятся с типологическими особенностями и средствами, обучения, гипермедийным представлением изучаемого материала, а затем переходят к освоению сценариев в качестве конечного пользователя мультимедийной продукции. Успешное освоение этих  двух этапов обучения дают возможность слушателям курса почувствовать себя создателями мультимедиа, включающую текстовую, графическую, анимационную, видео— и звуковую, информацию, допускающую различные способы структурирования, интегрирования и представления.

Отбор содержания компьютерно-информационного образования непосредственно определяется целями обучения. Каждая цель обучения предопределяет необходимый комплекс знаний, способов деятельности слушателя курсов, необходимых для ее достижения. Таким образом, задавая цельобучения, тем самым определяется конкретный учебный материал, элементы содержания обучения. Учебная программ курса приводится ниже по тексту, в скобках указано количество учебных часов:

–    Системные требования для МS-Windows (1)

–    Программные продукты Microsoft (1)

–      Перспективы и проблемы развития программных продуктов Microsoft (1)

–    Общие сведения о MS-Office 1)

–    MS-Office (4)

–    Создание и редактирование, текстов и графики (2)

–    МS-Windows: управление, настройка, простейшие операции (2)

–    Использование Internet (8)

–    Импорт и экспорт информации в сети (2)

–    Антивирусная профилактика и защита (2)

–    WinCommander: навигация, файловая система, дискеты (2)

–    Архивы, архивирование (2)

–    Графика. Анимация (2)

–    Печать, сканирование, распознавание (2)

–    Требования санитарных правил и норм при работе на ПК (2)

–      Внешние устройства, платы, источники бесперебойного питания (ИБП) (2)

–      Источники информации и перспективы развития информационных технологий (1)

–    Электронная почта (2)

 

Исходя из вышесказанного, важным звеном в системе дополнительного образования УМЦ ГПНТБ России является использование информационных икоммуникационных технологий для:

1)обучения работе на компьютере;

2)обучения использованию компьютера в профессиональной деятельности;

3)обучения работе на компьютере как базы для получения новой специальности.

Таким образом, специалисты библиотеки имеют возможность выбрать образовательную программу в соответствии со своими интересами.

Каждый слушатель курса компьютерно-информационной подготовки имеет доступ к компьютеру на все время обучения в специализированных компьютерных залах библиотеки. Значительное внимание автор курса “Освоение и использование ПЭВМ для библиотечно-информационных технологий ГПНТБ России” уделяет контролю знаний слушателей. Основное отличие данного курса от предыдущего – системный характер контролязнаний обучающихся, что подразумевает постоянный контроль и самоконтроль последовательного усвоения учебного материала. В реальности срок изучения всех модулей курса и успешного их освоения в основном зависит от имеющихся у слушателей предварительных компьютерных и информационных знаний, а также от профессиональной квалификации в условиях работы с библиотечно-информационным и коммуникационными технологиями.

В связи с этим, на курсе предусмотрено обновление образовательной технологии не только в рамках предметного содержания, но и организации обучения. Коренное изменение организации обучения в инновационном плане – уход от жесткого регламента в вопросах планирования контингента обучающихся и регулярного ими посещения компьютерно-информационных занятий. Поэтому профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров библиотеки строится по принципу “свободного расписания” в условиях реализации учебной программы в виде модульных блоков, когда каждый модуль завершается соответствующей аттестацией слушателей. Следует напомнить, что по рекомендации МеждународнойОрганизаций Труда (МОТ) модульный блок – это логичная и преемственная часть работы в рамках производственного задания, профессии или области деятельности с четким обозначенным началом и окончанием, которая, как правило, не подразделяется в дальнейшем на более мелкие части.

Нам представляется, что именно свобода обучения в системе дополнительногообразования в УМЦ ГПНТБ России порождает ответственность у сотрудников библиотеки, следующих и в направлении собственных интересов по “приращению” индивидуального образования и, следовательно, в библиотечной компьютерно-информационной квалификации.

 

2. Результаты опытно-экспериментального исследования
организации технологии алгоритмизированного обучения
библиотечно-информационных специалистов

Проблематика послевузовской компьютерно-информационной подготовки библиотечных кадров с учетом тенденции, автоматизации библиотечно-информационной деятельности, в условиях проходящей модернизации образования достаточно полного освещения еще не имеют. В этой связи нуждаются в обосновании научные и практические основы процесса интенсивной компьютерно-информационной подготовки специалистов, занимающихся библиотечным обслуживанием потребителей. НТИ, в послевузовском обучении, способствующему формированию подготовленности, различных групп работников к совершенствованию своей работы в данном направлении.

Цель исследования заключалась в выявлении учебно-педагогических условий становления и развития мотивации специалистов в компьютерно-информационной подготовке в процессе обучения в УМЦ ГПНТБ России, как подразделения дополнительного профессионального образования.

Объектом исследования является познавательная деятельность специалистов библиотечно-информационной системы в процессе послевузовскогоповышения квалификации.

Предметом, исследования выступает процесс развития компьютерно-информационной подготовки специалистов в УМЦ ГПНТБ России.

Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1)     определить сущность понятия “компьютерно-информационная подготовка” библиотечно-информационных специалистов;

2)     определить факторы дифференциации специалистов в зависимости от мотивов обучения;

3)     выявить условия отбора и структурирования содержания компьютерно-информационной подготовки специалистов на основе особенностей поэтапного процесса обучения;

4)     определить модель дифференцированного метода компьютерно-информационной подготовки, включающего комплекс мультимедийных обучающих программ.

Базу исследования составили: организация учебного процесса в УМЦ ГПНТБ России и теоретические основы использования компьютерных программ в учебном процессе дополнительного профессионального образования.

Методы исследования: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, изучение и обобщение выводов педагогических, библиотечно-информационных методических исследований и учебных программ по дисциплинам специализации “Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах”, читаемых на кафедре информационных технологий и электронных библиотек БИИН МГУКИ.

Организация и ход исследования проводились в несколько этапов в течение 2002–2005 годов, отдельные результаты исследования опубликованы автором статьи в печати, а также в ходе выступлений на Международных научных конференциях в МГУКИ и Крыму. Методические рекомендации по использованию компьютерно-информационных технологий апробировались в учебном процессе по дисциплине “Электронные библиотеки” на семинарских и практических занятиях студентов факультета информационных ресурсов.

Попытаемся по возможности кратко изложить основные результаты опытно-экспериментального исследования организации технологии алгоритмизированного обучения библиотечно-информационных специалистов в УМЦ ГПНТБ России по курсу компьютерно-информационной подготовки в контексте поставленных задач, рассматривая их как педагогическую проблему.

1. Под компьютерно-информационной подготовкой в системе дополнительного образования нами понимается устойчивое развитие мотивационных предметно-практических профессиональных свойств и потребностей библиотечно-информационных специалистов в получении знаний, умений и навыков в области новых компьютерных технологий с целью дальнейшего их использования в функционально-технологической или научно-исследовательской работе.

2. Компьютерно-информационная подготовка иницируется самими обучаемыми на основе мотивации и мотивов, постоянной потребности профессионального совершенствования в условиях работы современной крупной НТБ, использующей в своей деятельности автоматизированные технологии развитой системы ИРБИС.

Следует напомнить, что мотивация – это совокупность движущих сил, побуждающих себя и других специалистов к деятельности для достижения личных целей и целей организации (в нашем примере – это ГПНТБ России). Под мотивом будем понимать внутреннее побуждение специалиста к определенному виду активной деятельности, связанной с удовлетворением профессиональной потребности.

Обучаемые специалисты в УМЦ ГПНТБ России в зависимости от мотивов и условий, побудивших их принять решение по компьютерно-информационной подготовке или переподготовке, разделяются на четыре основные группы, условно обозначенные нами следующим образом: “технолог – библиотекарь”, “технолог – управленец”, “технолог – исследователь” и “супер” технолог – исследователь”. Такое систематизированное разделение специалистов в условиях профессиональной функционально-технологической и научно-исследовательской деятельности в определенной мере отражает “расслоение” специалистов в крупной библиотеке.

Первые желают овладеть знаниями и навыками на уровне компьютерной грамотности, умением работы с узко специализированными технологическими операциями и процессами, библиотечно-информационными программными продуктами, услугами и т.д.

Вторые, с другой стороны, стремятся повысить свою профессиональную компетентность и развить профессионально значимые качества в соответствии с внутренними и внешними требованиями автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей, стремятся понять, как НИТ могли бы оптимизировать организацию библиотечно-информационной деятельности.

Третьи – стремятся понять, как НИТ могли бы оптимизировать организацию функционально-технологическую или научно-исследовательскую деятельность подразделения, принятия управленческих решений, процесса учета и ведения производственных технологических и организаторских дел, документооборота и т.д.

Четвертые – стремятся овладеть в совершенстве программными приложениями и техническими средствами, необходимыми в профессиональной библиотечно-информационной деятельности на основе широкой информационной культуры, овладеть методологией самостоятельного сопровождения, поддержки и защиты НИТ и сетевых решений.

Выделенные организационно-ориентировочный и мотивационно-целевой компоненты, отражают понимание у специалистов библиотеки значимости компьютерно-информационной подготовки в избранной профессиональной деятельности и их побуждения к совершенствованию знаний, умений и навыков в области библиотечно-информационных технологий, в единстве с их взаимосвязями образуют структуру компьютерно-информационной подготовки. Такое представление выделенных компонентов позволяют проводить корректировку частных целей и средств в учебном процессе в УМЦ ГПНТБ России.

Очевидно, что выделенные компоненты не исчерпывают всего многообразия профессиональной личности современного специалиста библиотеки, но в то же время достаточно полно представляют исследуемую систему его качества для профессиональной деятельности.

3. Основным педагогическим средством формирования компьютерно-информационной подготовки специалистов библиотеки является содержание обучения. Условиями отбора и структурирования содержания обучения являются необходимость выявления профессиональных предпочтений слушателей курсов, выделение каждого из них в ту или иную группу на основе вышеназванных компонентов “расслоения” специалистов библиотеки, выявление уровней подготовки и сформированности навыков учебной деятельности, индивидуальная корректировка содержания обучения по запросу обучающегося.

Процесс обучения проходит в своем развитии ознакомительный – адаптационный, ориентировочно-прикладной и профессиональный этапы, адекватные специализированной библиотечно-информационной направленности обучаемых.

На ознакомительно-адаптационном этапе обучаемые получают знания об основных устройствах ПЭВМ, об их технических характеристиках и программной организации, знания и представления о сборе, обработке, передаче и хранении информации, о безопасном применении ПЭВМ, правовых аспектах использования программных средств, получают навыки взаимодействия с клавиатурой и графическим интерфейсом, со справочной, файловой и поисковыми системами, а также знакомятся с методами самообучения и принципами использования рекомендованных преподавателем мультимедийных систем.

На ориентировочно-прикладном этапе осваиваются методы работы с текстовым редактором и электронной таблицей, с профессионально необходимыми офисными приложениями, осваиваются методы работы с локальной сетью и т.д.

 

На профессиональном этапе осваиваются знания, достаточные для создания индивидуальной профессионально-ориентированной информационной среды с использованием Интернет и сетевых технологий, умения и навыки по самостоятельному их сопровождению, установке, защите и обновлению. Осваиваются также способы и методы работы с необходимыми программными продуктами на профессиональном уровне, закрепляются знания и навыки по самостоятельному поиску необходимой информации и методике самообучения.

В целом полная программа учебного курса приводится в тексте первой части статьи, где каждый из этапов обучения является промежуточной подсистемой в рамках компьютерно-информационной подготовки в УМЦ ГПНТБ России и обладает специализированным обучающим набором учебных элементов и их связей.

4. Индивидуальное обучение как важнейший метод послевузовской компьютерно-информационной подготовки специалистов библиотеки актуализируется дифференцированным методическим обеспечением, включающим мультимедийный комплекс обучающих программ на основе структурно-логических схем отобранного содержания обучения по курсу. Они позволяют преодолеть возникающие трудности, обусловленные снижением функций внимания и памяти взрослых обучаемых специалистов и обеспечить эффективное их самообучение после формального окончания курсов, обеспечить дифференцированный подход к формированию уровня компьютерно-информационной подготовки как для выделенных по признаку “расслоения” групп специалистов, так и для каждого из них индивидуально на основе отобранного объема содержания учебного курса, степени детализации и уровня усвоения материала с учетом рекомендаций преподавателя курса.

В качестве наиболее эффективной учебно-организационной формы осуществления компьютерно-информационной подготовки или переподготовки необходимо осуществлять обучение специалистов в составе малой группы в компьютерном зале с мультимедийными ПЭВМ. Расположение рабочих мест должно позволять легко переходить от индивидуального мультимедийного обучения к групповому и межличностному общению и обеспечивать взаимодействие традиционных и компьютерных методов обучения. Естественно, взаимодействие между обучающимися специалистами существенно зависит от типа и качества мультимедийного программного обеспечения, которое используется для организации этого взаимодействия.

Эффективность индивидуального и группового мультимедийного обучения сопровождается также дифференцированным методическим обеспечением, состоящим из учебников, учебно-методических пособий и сборников практических заданий.

Обзор проведенного исследования показывает, что в результате описанной логики методов и средств на каждом этапе компьютерно-информационной подготовки библиотечно-информационных специалистов достигаются ее качественные изменения.

Таким образом, научная и практическая значимость проведенного исследования заключается в выявлении сущности компьютерно-информационной подготовки как целостного свойства готовности специалистов библиотеки к профессиональной деятельности в автоматизированной библиотечно-информационной системе.

В заключении следует отметить, что: 1) в ходе опытно-экспери-ментального исследования были проверены и подтверждены методические предпосылки организации образовательного процесса в УМЦ ГПНТБ России с применением компьютерно-обучающих программ по названному компьютерному курсу; 2) данное исследование является лишь первым шагом на пути к комплексной разработке проблем организации компьютерного обучения библиотечно-информационных специалистов; 3) выдвинутая проблема требует дальнейшего рассмотрения как на теоретическом, так и на практическом уровне.

 

Список литературы

 1. Адамьянц А.О., Арзуханов А.С., Меньщикова С.П.Обеспечение системы подготовки и повышения квалификации кадров. – М.: ГПНТБ России, 2003. – 52 с.

2. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки: Учебник для студентов вузов культуры и искусств и др. учеб. заведений. – М.: Либерия. – 352 с.

3. Золотарев А.А. Теория и методика систем: интенсивного информатизированного обучения. Дидактические основы создания эффективных систем обучения. Раздел 1.: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2003. – 68 с.

4. Репьев Ю.Г. Интерактивное самообучение: Монография. – М.: “Логос”, 2004. – 248 с.

5. Бент Б. Андресен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании специализированный учебный курс. – М.: “Обучение-Сервис”, 2005. – 216 с.

6. Арзуханов А.С., Скородумов В.А., Методы активных форм обучения по курсу “Информционная технология” в учебном центре ГПНТБ России // Библиотековедение: вчера, сегодня, завтра: Материалы конференции МГУКИ. – Ч. 2. – М., 1996. – С. 120–122.

  
На главную