УДК 371.6+02:37.018
Ю.В.Соколова
Международный
университет бизнеса
и новых технологий (МУБиНТ),
Директор информационно-библиотечного
центра
Процессный подход
как фактор
обеспечения качества дистанционных курсов повышения квалификации
С
2003 года МУБиНТ совместно с ГПНТБ России ведет дистанционное обучение по курсу
повышения квалификации “Компьютерные технологии в библиотечно-информационных
системах. Система автоматизации библиотек ИРБИС”. За это время был создан
электронный курс, прошло обучение несколько потоков слушателей. Постоянно
стремясь к повышению качества обучения, мы разрабатываем методические и
практические основы для подготовки и организации учебного и педагогического
процесса. В статье рассматривается аспект процессного подхода к этому виду деятельности.
Сегодня
в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной
деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации
восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми
международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося
обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии
9000. Одним из ключевых принципов систем менеджмента качества является
процессный подход. В соответствии с этим принципом производство товаров, услуг
и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а
каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих “поставщиков” и
“потребителей”.
Процессный
поход, используемый в системах менеджмента качества (СМК), – универсальное
средство для эффективной организации практически любой работы в любой
организации. СМК и процессный подход используется в МУБиНТ в организации основного
процесса – учебного, а также всех поддерживающих (информационное, техническое,
программное обеспечение и другие процессы).
Ориентация
на процесс – вот главный принцип процессного подхода. В стандарте ИСО
9000-2000, п.3.4.1 процесс определен как “совокупность взаимосвязанных и
взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы”.
Схематичное определение процесса приведено на Рис. 1.
Систематическая
идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и, прежде всего,
обеспечения их взаимодействия могут считаться “процессным подходом” (Государственный
стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000–2001 “Системы менеджмента качества. Основные
положения и словарь” (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ
от 15 августа 2001 г. № 332-ст, с изменениями от 7 июля 2003 г.)).
Входами и выходами процессов могут являться как
оборудование, материалы, комплектующие компоненты, так и информация, энергия, финансовые
и другие ресурсы. Входные и выходные показатели процесса измеряются и
анализируются для принятия своевременных управленческих решений и дальнейшего
улучшение деятельности организации. Для более глубокого понимания процессного
подхода необходимо обратиться к концепции “Plan-Do-Check-Act”.
“Plan-Do-Check-Act” (PDCA) цикл был предложен в 1920 г. Вальтером Шухартом и
популярен в настоящее время под названием “цикл Деминга”. В стандарте ИСО
9001:2000 цикл PDCA описан так:
– планирование (plan)
– разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в
соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
– осуществление (do) –
внедрите процессы;
– проверка (check) –
постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с
политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;
– действие (akt)
– предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.
В контексте системы менеджмента качества цикл Деминга может
быть применен как к отдельному процессу системы, так и к системе процессов в
целом.
Рис. 1. Схематичное изображение
процесса
Итак, чтобы
результативно функционировать, мы должны определить и управлять многочисленными
взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса
образует непосредственно вход следующего.
Организация
дистанционного курса будет рассмотрена нами как процесс, имеющий подпроцессы.
Очевидно, что процессный подход может быть с успехом применен в и такой
достаточно новой сфере, как дистанционное обучение. С помощью процессного
подхода мы можем достигнуть несколько целей:
– обеспечение качества обучения;
– бесперебойная работа курса;
– сокращение трудозатрат на организацию и
проведение курса;
– постоянный приток слушателей.
Эти цели достижимы путем создания модели курса, которая позволит
эффективно вести подготовительный и учебный процесс курса по отработанной
схеме, где действия организаторов и преподавателей заранее в целом описаны, они
четко знают порядок своей работы, накладывая его на календарный план курса и
учебные мероприятия. Кроме того, модель позволит сократить временные и
трудозатраты на организацию новых потоков слушателей за счет четко отработанной
схемы деятельности.
Модель курса с описанием процессов и
подпроцессов может иметь графический вид (мы использовали программное обеспечение
Design/IDEF), наглядно демонстрирующий
как сам процесс с входом и выходом, так и его документационное обеспечение,
нормативную базу (вверху), требующиеся ресурсы (внизу) (Рис.2).
Безусловно, глубина раскрытия подпроцессов может быть
достаточно велика, однако не следует излишне детализировать подпроцессы для
того, чтобы избежать бюрократизм и скованность в действиях. На сегодняшний
момент мы описали следующее дерево подпроцессов организации и проведения курса
(Рис.3).
Каждый
подпроцесс может быть раскрыт, при этом наглядно видны вход и выход, документы
и исполнители подпроцесса (Рис.4).
Одна из
главных задач – измерение показателей выполнения процесса и оценка его
эффективности, что для образовательного процесса достаточно сложно.
СМК
и разрабатывающиеся современные педагогические технологии электронной поддержки
образования позволяют говорить о возможности решении самой главной задачи –
качества дистанционного обучения. Стандартизовано следующее определение
качества: качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его
способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Качество образования, полученного при использовании
дистанционной технологии, может быть определено двумя позициями:
– соответствие
ожиданиям слушателя;
– соответствие
требованиям к полученным знаниям, установленным организаторами и преподавателями
курса.
Сложностью
являются редкие случаи, когда ожидания слушателя не направлены на получение
качественных знаний и умений, а целью является тестирование системы Ирбис на
предмет покупки. В ряде случаев мотивацией к обучению является необходимость
получить удостоверение о повышении квалификации без получения глубоких познаний
и навыков работы в системе. Для соответствия уровням запросов и
подготовленности слушателя организаторами предусмотрена модульность прохождения
курса и предварительное тестирование, призванное понять начальную подготовку и
цели слушателя, приступающего к обучению.
Одним из принципов СМК
является наличие системы мониторинга удовлетворенности потребителя.
Удовлетворенность потребителей (en customer satisfaction; fr satisfaction du
client): восприятие потребителями степени выполнения их требований (Государственный
стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000–2001 “Системы менеджмента качества. Основные
положения и словарь” (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ
от 15 августа 2001 г. № 332-ст, с изменениями от 7 июля 2003 г.)). “Обратная
связь” существует не только в виде электронного форума для консультаций с
преподавателем и для постоянного улучшения курса, а также в виде анкет,
заполняемых слушателями после обучения.
Удовлетворенность
обучением может быть измерена по многим позициям. Это может быть
удовлетворенность грамотно сформированным учебным материалам, удобным и
эргономичным интерфейсом курса, эффективным общением с преподавателем и др. 90%
слушателей в анкете после прохождения курса указали, что достигли своей цели
при обучении. Это означает, что (по его субъективному ощущению) слушатель
завершил цикл познавательной деятельности на этот момент, произвел самооценивание
и достиг тех задач, которые ставил перед собой при целеполагании, приступая к
обучению. Формализацию цели обучения слушатели производят в момент заполнения
электронной регистрационной формы на курс.
С другой стороны,
существуют цели обучения, заложенные разработчиками курса. Это – не только
достижение знаний основ системы ИРБИС, выработка навыков заполнения полей и
выполнения базовых операций, но и формирование определенных информационных
компетенций.
Самая большая сложность
при организации индивидуального дистанционного обучения в рамках
повышения квалификации заключается в соотношении персональных целей обучения
слушателя и требований к компетенциям выпускника курса. В этом случае
организаторы должны предусмотреть варианты образовательных траекторий,
соответствующие уровню запроса слушателя и его цели и определить для каждой
траектории уровень выходных компетенций.
Таким образом, дерево
целей обучения влияет на весь курс в целом. От целей обучения и
компетентностных требований зависит:
– методика изучения курса;
– набор модулей учебного материала;
– виды и объем практических учебных мероприятий.
Единственная объективная
возможность проверить полученные знания и навыки при дистанционном обучении –
практическая работа слушателя. Это единственный путь, так как никакие
контрольные тесты не могут дать объективной картины, тем более, что сдаются они
без присутствия преподавателя в удаленном режиме. Поэтому главная задача
организаторов и преподавателей курса – побудить слушателя к самостоятельной
работе с материалами курса, поскольку только самостоятельная деятельность слушателя
и практика может обеспечить образовательный результат. Именно поэтому в курсе
предусмотрено самотестирование, практическое задание. В руководстве,
описывающем деятельность слушателя при изучении материала, дана рекомендация
пробовать отрабатывать полученные знания на демо-версии системы.
Главная
задача организаторов дистанционного курса – обеспечить качественный
образовательный результат. Это возможно за счет: определения компетентностных
требований к выпускнику курса; выбора образовательной траектории,
соответствующей цели обучения; модульностью учебных материалов; практической
составляющей; обеспечения качества процессов подготовки, организации и
проведения учебного процесса.
Одним
из критериев обеспечения качества работы дистанционного курса является
процессный подход, так как позволяет системно формализовать менеджмент курса;
отработать модель взаимодействия занятых в процессе подразделений как по
подготовке материалов курса, так и по ведению учебного процесса.
|