Адамьянц. А.О. Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно-информационной сферы, 2005 год
Содержание:

Введение

Гендина Н.И. Взаимодействие вузов и профессиональной библиотечной ассоциации: проблемы повышения качества подготовки библиотечно-информационных специалистов

Сукиасян Э.Р. Непрерывное образование: верхний уровень для практика и руководителя

Суслова И.М. Методология управления проектами в системе профессиональной подготовки менеджеров информационных ресурсов

Кузнецова Т.Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики

Колосов К.А. Подготовка кадров для библиотек XXI века: тенденции в зарубежных университетах

Арутюнов В.В. Об одной методике оценки гендерной роли в научных исследованиях и в сфере образования

Арзуханов А.С., Адамьянц А.О. Формирование научной организации труда студентов кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ при проведении научно-исследовательских работ

Ивина К.В. Деятельность ИДПО МГУКИ по переподготовке библиотечно-информационных специалистов

Арзуханов А.С. Компьютерно-информационная подготовка специалистов в Учебно-методическом центре ГПНТБ России

Бобров Л.К. Жизненный цикл проекта создания информационной системы как процесс

Цветкова В.А. Роль и значение курса «Информационные ресурсы и информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» для формирования специалистов в условиях экономики, основанной на инновациях

Соколова Ю.В. Процессный подход как фактор обеспечения качества дистанционных курсов повышения квалификации

Линдеман Е.В. О подготовке библиотечных специалистов для участия в корпоративной деятельности библиотек


 

УДК 02:37

Т.Я. Кузнецова

зав. кафедрой библиотековедения
и информатики Академии переподготовки
работников искусства, культуры и туризма, руководитель
Координационного центра дополнительного
профессионального библиотечного образования

 

Профессиональное  развитие  библиотечных кадров  как  объект  государственной  политики

 Сегодня под влиянием динамично развивающейся библиотечной практики начался процесс реформирования системы подготовки и переподготовки библиотечных кадров. Он идет по многим направлениям. Расширен перечень профессиональных специальностей и специализаций в библиотечно-информационной сфере. Созданы образовательные стандарты нового поколения. Но главное – складывается система непрерывного библиотечного образования. Ее интегральным звеном становятся повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров, поскольку они несут основную нагрузку по адаптации библиотекарей к выполнению новых функциональных обязанностей, связанных с повышением социальной роли библиотек в жизни современного общества и их технологической модернизацией.

Не менее важна и компенсирующая роль дополнительного профессионального библиотечного образования в восполнении, во -первых, недостатка знаний у выпускников ВУЗов, вызванного имеющимся сегодня разрывом между образовательным процессом, осуществляемым средней и высшей профессиональной школой, и динамично развивающейся библиотечной практикой. Во-вторых, именно через профессиональную переподготовку осуществляется формирование нового кадрового ресурса современных библиотек, так как в них все чаще работают филологи, историки, социологи, специалисты в области информационных технологий и люди десятков других специальностей. Именно благодаря их приходу в библиотечную сферу кадровый потенциал отрасли вырос в последние годы почти на 6%. Для данной категории библиотечных работников переподготовка – важнейшее условие вхождения в новое для них профессиональное сообщество, гарантия социальной защиты и будущего служебного роста.

Особо следует подчеркнуть роль дополнительного профессиональное библиотечного образование в качестве действенного инструмента реорганизации библиотечного дела в целом. Сегодняэто самая широкая площадка освоения новых идей, концепций, технологий. Именно в системе дополнительного образования аккумулируется инновационный библиотечный опыт, изучается, оценивается, а затем транслируется в практическую деятельность.

Исходя их многофункциональной и очень важной роли дополнительного профессионального библиотечного образования в развитии отрасли, государственная образовательная политика в этой области направлена сегодня на создание многоуровневой системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, способной привести их совокупные профессиональные знания, умения и навыки в соответствие с задачами поступательной модернизации библиотечного дела.

Этот курс развития образовательной политики в отрасли был в центре обсуждения на Коллегии Министерства культуры РФ (март, 2003 г.), специально посвященной дополнительному профессиональному библиотечному образованию.

Одним из главных условий решения поставленной задачи является государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров по ключевым направлениям модернизации библиотечного дела на федеральном и региональном уровнях.

Первые шаги в этому направлении были предприняты Министерством культуры РФ четыре года назад в рамках ФЦП “Культура России (2001–2005 годы)”. Результатом явилась реализация на федеральном уровне крупных образовательных проектов, основная цель которых – создать новый образовательный механизм, позволяющий в условиях краткосрочного обучения не только значительно расширить, но и обновить профессиональное сознание ведущих специалистов отрасли.

Принципиальное отличие этих проектов от традиционного функционально-ориентированного повышения квалификации заключается в первую очередь в том, что учебный процесс нацелен на содействие реализации основных направлений государственной библиотечной политики, и именно эти направления выступают в качестве базовых учебных модулей.

Проблематика образовательных акций отражает магистральные задачи федеральной программы модернизации российских библиотек. Среди них: программа ЛИБНЕТ, Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, создание публичных центров правовой информации, муниципализация публичных библиотек.

Основным организатором и разработчиком образовательных программ выступает АПРИКТ – государственный федеральный центр дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусства, имеющий более чем 35-летний опыт работы в образовательной инфраструктуре отрасли.

Образовательные программы, предлагаемые АПРИКТ, наполнены принципиально новым содержанием. Наибольшее внимание при определении аспектов обучения уделяется инновационным библиотечным технологиям, межведомственным проектам и программам, дающим возможность слушателям формировать новое профессиональное мышление, ориентированное на сетевые режимы работы, информационный взаимообмен. Таким образом все предлагаемые образовательные программы, а их, как правило, реализуется не менее 20 в год, базируются на единой концептуальной учебно-методической основе.

Сегодня наиболее востребованы следующие образовательные программы всероссийского уровня:

Региональная система управления библиотечным делом в условиях его модернизации (для специалистов региональных органов управления культурой, курирующих библиотеки) – обучение прошли представители из 25 регионов России);

Национальные библиотеки республик в составе РФ: стратегия развития, информационный потенциал, новые технологии (НБ республик Адыгея, Башкортостан, Калмыкия, Коми, Якутия (Саха) – 60 ведущих специалистов;

Управление универсальной научной библиотекой в новых социально-экономических условия – 12 новых директоров УНБ;

Школа директора детской и юношеской библиотеки – действует 3 года, обучение прошли 55 директоров;

Школа директора муниципальной библиотеки – действует 3 года, обучилось 56 директоров из 35 регионов России.

Цикл образовательных семинаров для специалистов среднего звена УНБ: библиотечный менеджмент, иннновационные технологии – обучение прошли специалисты Архангельской, Брянской, Курганской, Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской ОУНБ, всего – 138 человек;

Всероссийская школа библиотечной инноватики – задача школы: обобщение и анализ библиотечных новшенств и их оценка с позиций конечного результата. Работает с 2000 г. на базе Белгородской ОУНБ и библиотек области, обучение прошли – 310 человек из 62 регионов России;

Управление инновационными процессами в публичной библиотеке – открытый в 2003 г. постоянно действующий Всероссийский семинар для директоров и руководителей среднего звена муниципальных библиотек на базе библиотек Краснодарского края, обучение прошли 110 специалистов;

Инновационные библиотечные технологии в деятельности научных и публичных библиотек – первый семинар в рамках школы библиотечной инноватики для сибирского региона на базе ГПНТБ СО РАН и Центра непрерывного библиотечного образования, обучение прошли 31 человек;

Библиотека как центр экологической культуры и информации – постоянно действующий с 1999 г. Всероссийский семинар, совместный проект АПРИКТ И ВЦЭК на базе РГЮБ, а также Вологодской и Орловской ОУНБ, обучение прошли – 134 специалиста из 72 регионов России;

Сохранность библиотечных фондов – специальный двухнедельный образовательный семинар в рамках проблематики Национальной программы сохранения библиотечных фондов РФ, обучение прошли 22 человека;

Дистанционный курс “Применение Интернет-технологий в информационно деятельности библиотек” – организовано 4 двухмесячные сессии, обучение прошли около 100 человек;

Система форматов РУСМАРК и методика предметной обработки документов – образовательная программа, реализуемая совместно с РНБ, РГБИ и Национальным информационно-библиотечным центром ЛИБНЕТ – обучение прошли 25 человек.

Международная библиотечная философская школа, открытие которой состоялось в сентябре 2004, в юбилейный год И. Канта на его родине в г. Калининграде. Цель Школы – способствовать разработке философских основ развития библиотек в информационную эпоху и транслировать полученные знания в широкие круги профессионального сообщества. Оригинальность проекта заключается в том, что он позволяет соединить эвристический процесс поиска философского знания с образовательным инструментарием, благодаря чему будут созданы принципиально новые условия для генерации идей и трансляции в общественное сознание. Проект должен помочь руководителям библиотек, и в первую очередь центральным региональным, в разработке концепций, стратегий, долгосрочных программ и проектов модернизации библиотек в контексте новой социокультурной парадигмы развития общества.

Большой интерес у библиотечной общественности вызвала Школа качества для менеджеров библиотек Северо-Западного Федерального округа, открытая в октября 2004 года на базе Псковской ОУНБ, цель которой – способствовать внедрению менеджмента качества в библиотечную деятельность.

Среди программ профессиональной переподготовки наиболее значимой сегодня является эксклюзивная программа “Администратор-хранитель библиотечного фонда” на 1590 учебных часов, цель которой подготовить высококвалифицированных специалистов, владеющих междисциплинарными знаниями по всем функциональным направлениям, представленным в Национальной программе сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, и способных обеспечить ее комплексную реализацию в условиях своих регионов. Первый выпуск специалистов, прошедших профессиональную переподготовку по этой программе ,состоялся в ноябре прошлого года – 22 человека. Сейчас объявлен набор в следующую группу.

Таким образом в последние годы сформировалась новая идеология повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров на федеральном уровне. Суть ее заключается в ориентации на обучение руководителей библиотек и ведущих специалистов отрасли с целью формирования профессиональной элиты и лидеров библиотечного дела. Прошедшие обучения являются носителями инновационных идей, способствуют их распространению в широкие круги профессионального сообщества, влияя тем самым на региональную библиотечную и социаль-культурную политику, развитие корпоративного взаимодействия.

Другая целевая установка предлагаемых образовательных программ вне зависимости от их содержания – содействие профессиональной социализации личности библиотекаря, стимулирование его продуктивной и творческой деятельности в принципиально изменившейся технологической и социальной среде. Ставится задача формирования нового стиля профессионального поведения, нахождения нового смысла в деле, которому служишь, несмотря на все сложности современного периода, понимания его социальной значимости и перспективности в информационную эпоху.

Таким образом, произошли коренные изменения в содержании и методологии построения образовательных программ. Если раньше основой для них служил стандарт высшего образования, то теперь они наполнены принципиально новым контентом и ориентированы на формирование профессионалов-единомышленников, способных решать задачи модернизации отрасли.

Соответственно изменился и состав преподавательского корпуса. Помимо того, что он был обновлен более чем на 80%, в нем заметное место занимают руководители отрасли, директора библиотек, специалисты-практики. Все это способствует сплочению профессионального сообщества, стимулирует профессиональную рефлексию, развивает конструктивное мышление всех участников образовательного процесса, настраивает на созидательную продуктивную деятельность. В реализации образовательных проектов в общей сложности участвует сегодня около 140 крупных ученых, руководителей и ведущих специалистов библиотечного дела.

Контингент обучающихся довольно широк. Только за последние три года в рамках совместных проектов с МК РФ в Академии обучились около 1200 руководителей и ведущих специалистов библиотечного дела из 75 регионов страны. Это стало возможным благодаря значительной финансовой поддержке обучения представителей региональных библиотек по Федеральной программе “Культура России”. Таким образом, сегодня фактически действует система государсвенного заказа на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров по ключевым направлениям модернизации отрасли.

Следует подчеркнуть, что практика целевого финансирования поддержана региональными органами управления культуры как наиболее заинтересованными в повышении квалификации своих кадров. Сегодня образовательные программы федерального уровня финансируются, как правило, при значительном долевом участии регионов, среди которых можно отметить Архангельскую, Белгородскую области, республики Башкортостан, Коми, Саха (Якутия).

Одним из условий эффективной образовательной политики является тесная взаимосвязь образовательного процесса с библиотечной практикой. Опорными базами многих учебных программ выступают библиотеки – инициаторы тех или иных нововведений. Например, семинар “Библиотека как центр экологической культуры и информации” проводится на базе ВЦЭК РГЮБ, Вологодской и Орловской ОУНБ, Всероссийская школа библиотечной инноватики – Белгородской универсальной научной и муниципальных библиотек области, межрегиональный семинар “Управление инновационными процессами в публичных библиотеках” – на базе библиотек Краснодарского края и т.д.. Всего партнерами АПРИКТ по реализации федеральных образовательных проектов выступают около 50 федеральных, центральных региональных и публичных библиотек.

Таким образом, конструируется новая система взаимосвязей между академическим и производственно-практическим уровнями дополнительного образования, гармонизируются отношения между теорией и практикой, традициями и новаторством. Но главное – расширяется и наполняется новым смыслом сфера профессиональных библиотечных коммуникаций.

При всех значительных достижениях в области непрерывного библиотечного образования на федеральном уровне это важное звено профессионального развития библиотечных кадров находится на стадии становления и не может пока в полном объеме удовлетворять неуклонно растущие потребности работников отрасли в обновлении знаний.

Не хватает финансовых и кадровых ресурсов, медленно внедряются новые образовательные технологии, нет возможности широко использовать дистанционные формы обучения. Полностью отсутствует координация в этой сфере деятельности. На региональном уровне отмечаются резкие диспропорции в организации, масштабах и систематичности проведения образовательных мероприятий. Есть регионы, где повысить свою квалификацию за последние три года смогли не более 10 % библиотекарей (Курская область). Особенно тревожная ситуация сложилась в Южном федеральном округе. Почти по всех регионах страны не имеют возможности регулярно повышать свою квалификацию сельские библиотекари.

В целях выхода из проблемной ситуации необходимо, на наш взгляд, продолжать поддерживать политику формирования на конкурсной основе государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров по ключевым направлениям модернизации отрасли не только на федеральном, как это осуществляется сейчас, но и региональном уровне. Очень важно, чтобы практика целевого финансирования образовательных программ была расширена за счет региональных бюджетов. Необходимо подчеркнуть, что решением Коллегии МК РФ (март, 2003 г.) рекомендовано органам культуры субъектов Российской Федерации рекомендовано в консолидированном бюджете на культуру в части расходов на библиотеки выделять не мен 5 % средств на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров с учетом рекомендации Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА).

Не менее важна сегодня и государственная поддержка развития дополнительного образования в тех регионах, где она еще не сложилась как целостная система, а также содействие инициативе создания в федеральных округах на базе наиболее сильной библиотеки окружных центров непрерывного образования (Дальневосточный центр профессионального развития библиотечных кадров на базе Дальневосточной государстенной научной библиотеки в г. Хабаровске, Школа качества менеджеров библиотек Северо-Западного федерального округа на базе Псковской ОУНБ).

Для успешного развития подобных образовательных центров необходимо предусмотреть их стартовое финансирование из регионального бюджета, а в дальнейшем обеспечить грантовую поддержку в рамках ФЦП, региональных целевых программ и других источников.

Важным организационным решением явилось создание по решению коллегии МК РФ (март, 2003 г.) Федерального координационного центра дополнительного профессионального библиотечного образования на базе АПРИКТ. Центр ставит в качестве своих первоочередных задач оказание научной, учебно-методической и консультативной помощи библиотекам и другим структурам, занимающимся переподготовкой и повышением квалификации кадров, координацию деятельности образовательных структур различного уровня по формированию системы учебных планов, программ и проектов, а также трансляцию на региональный уровень наиболее востребованных учебных программ и инновационных образовательных технологий, сохранив при этом необходимые пропорции между их федеральной и региональной компонентами.

Действенным инструментом повышения качества образовательных услуг может стать общественно-профессиональная сертификация программ повышения квалификации, реализуемых альтернативными ииновационными образовательными структурами, в том числе библиотеками, не имеющих соответствующих лицензий. Центру предстоит разработать критерии этой сертификации и механизм ее внедрения в практику.

 

Центр планирует регулярно проводить мониторинг образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, а также приступить к созданию информационно-ресурсной базы научно-методического сопровождения учебных программ и мероприятий, реализуемых в первую очередь на региональном уровне.

Большая работа предстоит по интеграции информационных технологий в систему дополнительного профессионального образования, развитию форм дистанционного обучения, что наиболее важно для отдаленных от образовательных центров регионов.

Названные нами стратегические направления модернизации дополнительного профессионального образования должны находится в центре внимания государственной библиотечной политики. От этого напрямую зависит сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли и дальнейшее успешное реформирование библиотечного дела страны.

 

  
На главную