Адамьянц. А.О. Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно-информационной сферы, 2005 год
Содержание:

Введение

Гендина Н.И. Взаимодействие вузов и профессиональной библиотечной ассоциации: проблемы повышения качества подготовки библиотечно-информационных специалистов

Сукиасян Э.Р. Непрерывное образование: верхний уровень для практика и руководителя

Суслова И.М. Методология управления проектами в системе профессиональной подготовки менеджеров информационных ресурсов

Кузнецова Т.Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики

Колосов К.А. Подготовка кадров для библиотек XXI века: тенденции в зарубежных университетах

Арутюнов В.В. Об одной методике оценки гендерной роли в научных исследованиях и в сфере образования

Арзуханов А.С., Адамьянц А.О. Формирование научной организации труда студентов кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ при проведении научно-исследовательских работ

Ивина К.В. Деятельность ИДПО МГУКИ по переподготовке библиотечно-информационных специалистов

Арзуханов А.С. Компьютерно-информационная подготовка специалистов в Учебно-методическом центре ГПНТБ России

Бобров Л.К. Жизненный цикл проекта создания информационной системы как процесс

Цветкова В.А. Роль и значение курса «Информационные ресурсы и информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» для формирования специалистов в условиях экономики, основанной на инновациях

Соколова Ю.В. Процессный подход как фактор обеспечения качества дистанционных курсов повышения квалификации

Линдеман Е.В. О подготовке библиотечных специалистов для участия в корпоративной деятельности библиотек


 

УДК 02:37

К.А. Колосов

заведующий отделом Всероссийской государственной
библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино,
старший преподаватель кафедры информационных
технологий и электронных библиотек Московского
государственного университета культуры и искусств

 

 

Подготовка  кадров  для  библиотек  XXI  века: тенденции  в  зарубежных  университетах

Библиотекарей XXI века часто называют “проводниками знаний”, “наилучшими помощниками поиска знаний” и даже “поисковыми машинами”. Поэтому учебные заведения, готовящие профессиональных библиотекарей, должны давать полноценные знания и навыки, необходимые для формирования специалистов, работа которых будет связана с обеспечением доступа к знаниям людям информационной эпохи. Современный библиотекарь должен уметь искать и находить требуемую информацию в огромном и постоянно возрастающем массиве форматов, форм представления и месторасположения информационных источников. При этом, конечно, сохраняется традиционная деятельность библиотек, связанная с книговыдачей, работой с фондами и т.п. Библиотека XXI века представляет собой крупный информационный центр, в котором имеются фонды печатных изданий, информационно-справочные службы, компьютерные классы, предоставляющие доступ к электронным ресурсам, сети беспроводного доступа, позволяющие пользователям использовать переносные компьютеры для доступа в Интернет, средства оперативной полиграфии, позволяющие выполнять заказы “книги по запросу” (book on demand) и многие другие технические возможности. Кроме того, в современную цифровую эпоху все большее значение приобретает роль библиотек и библиотекарей в организации электронного обучения и использовании библиотек как ресурсных центров для системы высшего образования.

Профессиональные библиотекари и преподаватели, занятые подготовкой кадров для библиотек, часто сталкиваются с парадоксальной ситуацией: с одной стороны возрастает интерес к информации и управлению информацией, вызванный влиянием Интернет, а с другой стороны уменьшается понимание сотрудниками и широкой публикой значения теории и практики библиотековедения и информационных наук. Причиной этого является “интервенция” в традиционные библиотеки и информационную науку соперничающих групп, состоящих из сотрудников в области информационных технологий, системных аналитиков, бизнес консультантов и даже экономистов, что приводит к игнорированию профессионалов в области информации, которыми являются и должны быть библиотекари. Поэтому подготовка современных специалистов для библиотек требует серьезного подхода, учитывающего роль и значение фундаментальных дисциплин, изучение современных технологий и приобретение навыков, позволяющих быстро осваивать новые программно-технические решения.

Изучение фундаментальных дисциплин, таких как основы библиотечного дела и информатики, компьютерные науки, психология, экономика играет важную роль для формирования специалистов в области библиотечного дела. К примеру, психология необходима для понимания правильного построения отношений между библиотекарем и читателем, а также позволяет формулировать требования к процессам взаимодействия человека и компьютера при работе, например, с электронными библиотеками, что важно для разработчиков программных продуктов для библиотек. Экономика помогает понять факторы, влияющие, например, на ценообразование при работе с он-лайн ресурсами, а также разобраться с экономическими аспектами существования библиотек в условиях рыночной экономики.

Изучение современных информационных технологий, приобретение навыков, позволяющих анализировать и понимать новые технологии в быстро изменяющемся мире является очень важной составляющей образования библиотекарей. Среди специалистов, работающих в зарубежных библиотеках, встречаются такие должности, как “библиотекарь-референт”, “оцифровщик”, “менеджер баз данных”, “библиотекарь компьютерных систем”, “координатор поиска информации”, “WEB-мастер”, “специалист обучающего медиапространства”. Подготовка специалистов столь широкого диапазона невозможна без сочетания в процессе обучения обязательных (фундаментальных) учебных дисциплин, дополнительных (индивидуальных) учебных дисциплин, позволяющих студентам осуществлять индивидуальный образовательный процесс по выбранной специальности, а также свободных учебных дисциплин, способствующих углублению знаний и развитию общей культуры обучаемых.

В качестве примера рассмотрим состав учебных дисциплин, преподаваемых в Школе информатики университета штата Мичиган для студентов по специальности “Библиотеки и информационное обслуживание”. В состав обязательных включены 4 дисциплины: “Роль и использование информации”, “Выбор и обучение по специальности”, “Поиск и представление информации”, “Социальные системы (институты) и их информационные ресурсы”. Учебные дисциплины, определяющие специализацию студентов, подразделены на 3 категории:

1.     “Способы и средства для создания, представления и поиска информации”, в которую входят такие дисциплины, как “Визуальное представление и восприятие”, “Концепции информационного поиска”, “Использование баз данных”, “Теория информации”, “Онлайновый поиск и базы данных”, “Структура источников информации”.

2.     “Сохранение знаний: объекты хранения и коллекции”, в которую включены дисциплины: “Сохранность информации”, “Библиография музыкальных произведений”, “Цифровые библиотеки”, “Управление коллекциями и их пополнение”, “Мультимедийные материалы”, “Информационные ресурсы и сервисы”, “Правительственные документы и информация”, “Социальные науки и деловая информация”.

3.     “Информационные потребности и использование информации”, в которую включены следующие дисциплины: “Навыки информационного поиска”, “Эффективное использование программных средств и сервисов”, “Управление специализированными информационными сервисами”, “Профессиональная практика в библиотеках и информационных центрах”.

Каждой изучаемой дисциплине присвоено определенное количество баллов, а учебный план составлен таким образом, что студенты за время обучения должны набрать заданное число баллов. При этом выбор изучаемых дисциплин, кроме обязательных, остается за студентом. В то же время, предусматривается, что в индивидуальном учебном плане студента обязательно должны присутствовать дисциплины из каждой из трех групп, определяющих специализацию.

Интересен перечень дополнительных дисциплин, преподаваемых студентам Школы информатики университета штата Мичиган по специальности “Библиотеки и информационное обслуживание”. В нем присутствуют дисциплины: “Объекты культуры и формы их представления”, “Исследования и технологии в гуманитарной сфере”, “Авторское право и защита интеллектуальной собственности”, “История появления компьютеров и сетей ЭВМ”, “Дизайн сложных WEB-сайтов”, “Основы сетевых вычислений”, “Программирование на языке Java”, “Введение в статистику и анализ данных”, “Основы обучающего программного обеспечения”, “Технологии обучения с точки зрения содержания”, “Средства поиска информации”, “Мультимедийные продукты и технологии”, “Деловые игры и роль компьютерных тренажеров в 21 веке во время обучения и при принятии решений”, “Сохранность информации”, “eCommunities: анализ групп и способов виртуального общения”. Как видно из приведенного списка, студенты имеют возможность изучать передовые технологии и направления в области информатики. Но, как подчеркивается в методических материалах, основная задача обучения состоит в том, чтобы студенты смогли квалифицированно ориентироваться в огромном массиве развивающихся технологий и получили навыки самостоятельно осваивать новые направления развития информационных технологий в библиотеках.

Список литературы:

 

1.   Seadle M. Education for twenty-first century librarians // Library
Hi Tech . – Vol.22, № 4 . – 2004 . – P. 337–339.

2.     Myburgh S. The New Information Professional: how to thrive in the Information Age doing what you love. – Oxford: Chandos Publishing, 2005,
230 p., ISBN 1-84334-087-9.

3.     School of Information, University of Michigan: http://www.si.umich. edu /msi/lis.htm

4.     Lefebvre B. La construction de l’Espace Europeen de l’Enseignement Superieur et la Reforme “L-M-D” // Actu’Paris X, № 4 Mai/Juin . – 2005. –
P. 4–7.

 

  
На главную