УДК 02:37
К.А. Колосов
заведующий отделом
Всероссийской государственной
библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино,
старший преподаватель кафедры информационных
технологий и электронных библиотек Московского
государственного университета культуры и искусств
Подготовка кадров
для библиотек XXI
века: тенденции в зарубежных
университетах
Библиотекарей XXI века часто называют “проводниками знаний”, “наилучшими
помощниками поиска знаний” и даже “поисковыми машинами”. Поэтому учебные
заведения, готовящие профессиональных библиотекарей, должны давать полноценные
знания и навыки, необходимые для формирования специалистов, работа которых
будет связана с обеспечением доступа к знаниям людям информационной эпохи.
Современный библиотекарь должен уметь искать и находить требуемую информацию в
огромном и постоянно возрастающем массиве форматов, форм представления и
месторасположения информационных источников. При этом, конечно, сохраняется
традиционная деятельность библиотек, связанная с книговыдачей, работой с
фондами и т.п. Библиотека XXI века представляет собой крупный информационный
центр, в котором имеются фонды печатных изданий, информационно-справочные
службы, компьютерные классы, предоставляющие доступ к электронным ресурсам,
сети беспроводного доступа, позволяющие пользователям использовать переносные
компьютеры для доступа в Интернет, средства оперативной полиграфии, позволяющие
выполнять заказы “книги по запросу” (book on demand) и многие другие технические
возможности. Кроме того, в современную цифровую эпоху все большее значение
приобретает роль библиотек и библиотекарей в организации электронного обучения
и использовании библиотек как ресурсных центров для системы высшего
образования.
Профессиональные библиотекари и преподаватели,
занятые подготовкой кадров для библиотек, часто сталкиваются с парадоксальной
ситуацией: с одной стороны возрастает интерес к информации и управлению
информацией, вызванный влиянием Интернет, а с другой стороны уменьшается
понимание сотрудниками и широкой публикой значения теории и практики
библиотековедения и информационных наук. Причиной этого является “интервенция”
в традиционные библиотеки и информационную науку соперничающих групп, состоящих
из сотрудников в области информационных технологий, системных аналитиков,
бизнес консультантов и даже экономистов, что приводит к игнорированию
профессионалов в области информации, которыми являются и должны быть
библиотекари. Поэтому подготовка современных специалистов для библиотек требует
серьезного подхода, учитывающего роль и значение фундаментальных дисциплин,
изучение современных технологий и приобретение навыков, позволяющих быстро осваивать
новые программно-технические решения.
Изучение фундаментальных дисциплин, таких как
основы библиотечного дела и информатики, компьютерные науки, психология,
экономика играет важную роль для формирования специалистов в области библиотечного
дела. К примеру, психология необходима для понимания правильного построения
отношений между библиотекарем и читателем, а также позволяет формулировать требования
к процессам взаимодействия человека и компьютера при работе, например, с электронными
библиотеками, что важно для разработчиков программных продуктов для библиотек.
Экономика помогает понять факторы, влияющие, например, на ценообразование при
работе с он-лайн ресурсами, а также разобраться с экономическими аспектами
существования библиотек в условиях рыночной экономики.
Изучение современных
информационных технологий, приобретение навыков, позволяющих анализировать и
понимать новые технологии в быстро изменяющемся мире является очень важной
составляющей образования библиотекарей. Среди специалистов, работающих в
зарубежных библиотеках, встречаются такие должности, как
“библиотекарь-референт”, “оцифровщик”, “менеджер баз данных”, “библиотекарь
компьютерных систем”, “координатор поиска информации”, “WEB-мастер”,
“специалист обучающего медиапространства”. Подготовка специалистов столь широкого
диапазона невозможна без сочетания в процессе обучения обязательных
(фундаментальных) учебных дисциплин, дополнительных (индивидуальных) учебных
дисциплин, позволяющих студентам осуществлять индивидуальный образовательный
процесс по выбранной специальности, а также свободных учебных дисциплин,
способствующих углублению знаний и развитию общей культуры обучаемых.
В качестве примера рассмотрим
состав учебных дисциплин, преподаваемых в Школе информатики университета штата
Мичиган для студентов по специальности “Библиотеки и информационное
обслуживание”. В состав обязательных включены 4 дисциплины: “Роль и
использование информации”, “Выбор и обучение по специальности”, “Поиск и
представление информации”, “Социальные системы (институты) и их информационные
ресурсы”. Учебные дисциплины, определяющие специализацию студентов, подразделены
на 3 категории:
1.
“Способы и
средства для создания, представления и поиска информации”, в которую входят
такие дисциплины, как “Визуальное представление и восприятие”, “Концепции
информационного поиска”, “Использование баз данных”, “Теория информации”,
“Онлайновый поиск и базы данных”, “Структура источников информации”.
2.
“Сохранение
знаний: объекты хранения и коллекции”, в которую включены дисциплины:
“Сохранность информации”, “Библиография музыкальных произведений”, “Цифровые
библиотеки”, “Управление коллекциями и их пополнение”, “Мультимедийные
материалы”, “Информационные ресурсы и сервисы”, “Правительственные документы и
информация”, “Социальные науки и деловая информация”.
3.
“Информационные
потребности и использование информации”, в которую включены следующие
дисциплины: “Навыки информационного поиска”, “Эффективное использование
программных средств и сервисов”, “Управление специализированными
информационными сервисами”, “Профессиональная практика в библиотеках и
информационных центрах”.
Каждой изучаемой дисциплине присвоено
определенное количество баллов, а учебный план составлен таким образом, что
студенты за время обучения должны набрать заданное число баллов. При этом выбор
изучаемых дисциплин, кроме обязательных, остается за студентом. В то же время,
предусматривается, что в индивидуальном учебном плане студента обязательно
должны присутствовать дисциплины из каждой из трех групп, определяющих
специализацию.
Интересен перечень дополнительных
дисциплин, преподаваемых студентам Школы информатики университета штата Мичиган
по специальности “Библиотеки и информационное обслуживание”. В нем присутствуют
дисциплины: “Объекты культуры и формы их представления”, “Исследования и
технологии в гуманитарной сфере”, “Авторское право и защита интеллектуальной собственности”,
“История появления компьютеров и сетей ЭВМ”, “Дизайн сложных WEB-сайтов”,
“Основы сетевых вычислений”, “Программирование на языке Java”, “Введение в
статистику и анализ данных”, “Основы обучающего программного обеспечения”,
“Технологии обучения с точки зрения содержания”, “Средства поиска информации”,
“Мультимедийные продукты и технологии”, “Деловые игры и роль компьютерных
тренажеров в 21 веке во время обучения и при принятии решений”, “Сохранность
информации”, “eCommunities: анализ групп и способов виртуального общения”. Как
видно из приведенного списка, студенты имеют возможность изучать передовые
технологии и направления в области информатики. Но, как подчеркивается в
методических материалах, основная задача обучения состоит в том, чтобы студенты
смогли квалифицированно ориентироваться в огромном массиве развивающихся
технологий и получили навыки самостоятельно осваивать новые направления развития
информационных технологий в библиотеках.
Список литературы:
1. Seadle
M. Education for twenty-first century librarians // Library
Hi Tech . – Vol.22, № 4 . – 2004 . – P. 337–339.
2. Myburgh
S. The New Information Professional: how to thrive in
the Information Age doing what you love. – Oxford: Chandos Publishing, 2005,
230 p., ISBN 1-84334-087-9.
3. School of
Information, University of Michigan: http://www.si.umich. edu /msi/lis.htm
4. Lefebvre
B. La construction de l’Espace Europeen de l’Enseignement Superieur et la
Reforme “L-M-D” // Actu’Paris X, № 4 Mai/Juin . – 2005. –
P. 4–7.
|