Адамьянц. А.О. Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно-информационной сферы, 2005 год
Содержание:

Введение

Гендина Н.И. Взаимодействие вузов и профессиональной библиотечной ассоциации: проблемы повышения качества подготовки библиотечно-информационных специалистов

Сукиасян Э.Р. Непрерывное образование: верхний уровень для практика и руководителя

Суслова И.М. Методология управления проектами в системе профессиональной подготовки менеджеров информационных ресурсов

Кузнецова Т.Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики

Колосов К.А. Подготовка кадров для библиотек XXI века: тенденции в зарубежных университетах

Арутюнов В.В. Об одной методике оценки гендерной роли в научных исследованиях и в сфере образования

Арзуханов А.С., Адамьянц А.О. Формирование научной организации труда студентов кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ при проведении научно-исследовательских работ

Ивина К.В. Деятельность ИДПО МГУКИ по переподготовке библиотечно-информационных специалистов

Арзуханов А.С. Компьютерно-информационная подготовка специалистов в Учебно-методическом центре ГПНТБ России

Бобров Л.К. Жизненный цикл проекта создания информационной системы как процесс

Цветкова В.А. Роль и значение курса «Информационные ресурсы и информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» для формирования специалистов в условиях экономики, основанной на инновациях

Соколова Ю.В. Процессный подход как фактор обеспечения качества дистанционных курсов повышения квалификации

Линдеман Е.В. О подготовке библиотечных специалистов для участия в корпоративной деятельности библиотек


УДК 025:65.011:56+658.310.3

А.С. Арзуханов

канд. пед. наук, ст. научн. сотр., заведующий
сектором ГПНТБ России, доцент кафедры
информационных технологий и электронных
библиотек Московского государственного
университета культуры и искусств

 

А.О. Адамьянц

канд. техн. наук, доцент, начальник
Учебно-методического центра ГПНТБ России,
доцент кафедры информационных технологий
и электронных библиотек Московского
государственного университета культуры и искусств

 

Формирование  научной  организации  труда  студентов  кафедры  информационных  технологий  и  электронных  библиотек МГУКИ 
при  проведении  научно-исследовательских  работ

 

Рассматриваются научно-методические основы организации научно-исследовательских работ студентов кафедры информационных технологий и электронных библиотек факультета информационных ресурсов Библиотечно-информационного института Московского государственного университета культуры и искусств на основе государственного образовательного стандарта в области культуры и искусства научной организации труда. Описываются требования и опыт работы кафедры в области организации НИРС.

В Федеральной программе развития образования (2000 г.) отмечено, что основными направлениями развития высшего профессионального образования являются: разработка мер, способствующих выполнению системами высшего и послевузовского профессионального образования функций, повышающих конкурентноспособность выпускников ВУЗов на рынке труда; интенсификация и индивидуализация обучения; реализация современных информационных технологий; развитие у студентов навыков самообразования и др.

Все это побуждает искать новые, более совершенные формы, методы и технологии обучения, а также более четкого управления учебной деятельностью студентов, основанной на научной организации труда (НОТ).

 

Научная организация учебной деятельностью есть управление активностью студентов на оптимизационном уровне. Практика показывает, что при отсутствии такой организации учебной деятельности годы учебы в университете с его огромными возможностями не могут обеспечить качественную подготовку современных специалистов высшей квалификации.

Процесс формирования научной организации учебной деятельности у студентов университета будет эффективным, если: во-первых, учебный процесс имеет развивающую и лично-ориентированную направленность; во-вторых, связан с опережающим профессиональным образованием, основанном на общеметодологических принципах научности, системности, НОТ, ориентированности обучения на самообразовательную деятельность будущего специалиста, в нашем случае, технолога автоматизированных информационных ресурсов.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – важная часть учебного процесса на кафедре информационных технологий и электронных библиотек (ИТ и ЭБ) факультета информационных ресурсов (ФИР) библиотечно-информационного института (БИИН) Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ). Она требует дальнейшего развития в соответствии с внедрением нового Государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО) в области культуры и искусства, а также с постоянным изменением социальных и экономических установок и развития высшего образования.

В процессе НИРС студенты приобретают опыт творческого использования полученных в вузе знаний. Обобщая опыт деятельности кафедры ИТ и ЭБ, накопленный за последние пять лет год можем определить, что принципиальной основой развития НИРС являются:

–    качественно новые взаимодействия учебного процесса и научной деятельности преподавателей, студентов и работников функциональных и научных подразделений Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ) России, являющейся базовой организацией обучающихся по специализации “Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах”;

–    обеспечение НИРС информационно-технологическими, кадровыми и материально-техническими ресурсами МГУКИ И ГПНТБ России на основе договора о сотрудничестве;

–    намерения по формированию НОТ и созданию системы мониторинга НИРС и системы управления качеством учебного процесса.

Для системного решения проблемы методического и организационного обеспечения НИРС целесообразно выделить два основных вида научно-исследовательской деятельности, что определяет реализацию разных задач, форм и методов ее организации. Во-первых, это НИР, встроенная в учебный процесс, основной задачей которой является активизация процесса обучения. Содержание данного вида НИР – изучение литературы документальных источников, подготовка рефератов, докладов, отчетов, курсовых и дипломных работ (проектов). Во-вторых, это НИР, дополняющие учебный процесс. В этом случае основной задачей является выход за рамки программы обучение и индивидуализация процесса обучения в аспирантуре или магистратуре. Содержание научной работы на этом этапе – семинары, конкурсы научных работ и инновационных проектов молодых ученых и специалистов в области библиотечного дела и научно-технической информации, научные конференции и олимпиады, участие в плановых научных исследованиях кафедры ИТ и ЭБ и ГПНТБ России по различным контрактам, договорам и грантам. При всем этом НИРС следует вести на всех стадиях (курсах) обучения в вузе и организационно-учебных уровнях (кафедральном, факультетском, вузовском и библиотечном) учебного процесса. Научными интересами кафедры охватываются студенты не только старших, но и младших курсов.

Кафедра ИТ и ЭБ в период становления интенсивно включилась в подготовку учебно-методического обеспечения учебного процесса и НИРС посредством написания преподавателями и быстром издании комплектов лекций, учебных пособий, учебников и монографий по соответствующим дисциплинам специализации “Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах”.

ГОС ВПО в области культуры и искусства, утвержденный Минобразованием Российской Федерации 13 февраля 2003 г. (гос. Рег. № 564 иск./сп) по специальности 052700 “Библиотечно-информационная деятельность”, предусматривает выполнение курсовых и дипломных работ (проектов) как обязательной составной части учебных планов на текущих и завершающем этапах подготовки будущих специалистов по квалификациям: “Библиотекарь, библиограф, преподаватель”, “Технолог автоматизированных информационных ресурсов”, “Референт-аналитик информационных ресурсов” и “Менеджер информационных ресурсов”.

В связи с переходом на обучение по новому стандарту студентам кафедры ИТ и ЭБ потребуются более глубокие знания в области изучаемых дисциплин специализации, им придется постоянно совершенствовать свои знания, вырабатывать навыки научно-исследовательской работы, заинтересованно ориентироваться в современном потоке библиотечно-библиографической, научно-методической и научно-технической информации.

Учебными планами проведения производственных практик студентов МГУКИ, в том числе и не имеющих опыта работы по выбранной специализации, не предусмотрены мероприятия по сбору материалов для исследовательской работы, подготовки курсовых и дипломных работ. Отсутствует и преддипломная практика для выпускников. Тем не менее, на кафедре ИТ и ЭБ за пять лет функционирования накоплен определенный опыт в подготовке таких студентов очного и очно-заочного отделений на этапе проведения НИРС, подготовки докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ.

Университет совместно с кафедрой ежегодно практикует:

1.     Направление определенного количества групп студентов вторых, третьих и четвертых курсов, обучающихся по специализации “Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах”, в ГПНТБ России на срок 30–40 дней на производственную практику для ознакомления с деятельностью библиотеки, приобретения первоначального опыта работы в различных функционально-технологических и научно-исследовательских подразделениях и подготовки итогового производственного и научного отчета.

2.     Привлечение отдельных студентов, начиная с третьего курса, к НИР кафедры или библиотеки с целью последующей подготовки курсовой или дипломной работы с практическим и научным уклоном.

3.    Ознакомление студентов с рекомендуемой тематикой курсовых и дипломных работ по наиболее актуальным проблемам развития библиотечно-информационных ресурсов.

4.    Помощь в выборе темы работы и научного руководителя, предоставляет возможность сбора соответствующих технологических, информационных и научных материалов для разработки докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ и проектов.

Особенностью профессиональной подготовки студентов на кафедре являются, прежде всего, то, что они обучаются как по циклу общих гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин, так и по циклу специальных дисциплин, дисциплин специализации и факультативов, тесно взаимосвязанных и дополняющих друг друга. Осуществляется единство учебно-теоретического обучения, производственно-практической подготовки и научно-исследовательской работы, например, при написании, оформлении и защите курсовых и дипломных работ (проектов).

Эти формы научно-исследовательской работы, с одной стороны, отличаются друг от друга целями и задачами, а значит структурой, содержанием и объемом, но принципы их оформления одинаковы. С другой стороны, эти работы являются своеобразным отчетом об учебно-исследовательской работе.

При написании, оформлении и защите курсовых и дипломных работ (проектов) необходимо обязательно учитывать требования системы вузовской учебной документации, отраженной в стандартах ВУЗа.

За период обучения на кафедре студенты постоянно и самостоятельно пишут различные научные работы, в том числе, рефераты, доклады, контрольные, курсовые и выпускные квалификационные работы.

Часть таких работ содержит реферат, обзор и критическую оценку изучаемых научных трудов, другая – представляет результаты исследовательской или проектной работы студента в период учебной или производственной практики, третьи – отражают результаты творческого решения научной работы. Каждая из названных работ отличается от предыдущей возрастающей степенью сложности содержания и объемом.

Включение студентов сначала в учебно-производственную и учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую или проектную работу помогает им овладеть современными методами поиска, обработки и использования научно-технической информации, в том числе, и электронных ресурсов, освоить определенные методы научно-исследовательской деятельности определиться в своей библиотечно-информационной позиции и освоить умение ее отстаивать. Все это, в итоге, помогает развитию у будущих технологов автоматизированных информационных ресурсов способностей и творческому отношению к выбранной профессии.

Изучение студентами БИИн МГУКИ учебных дисциплин по специализации “Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах” на кафедре ИТ и ЭБ по квалификации “Технолог автоматизированных информационных ресурсов” имеет важное теоретическое и практическое значение. Как было сказано базовой организацией кафедры является ГПНТБ России, имеющая большой опыт проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок в области автоматизации библиотечно-информационных процессов, систем и сетей, внедрения НИТ и персональных электронных вычислительных машин в отечественной библиотечной практике.

Профессиональная деятельность “Технолога автоматизированных информационных ресурсов” как дипломированного специалиста высшей квалификации сосредоточены в области библиотечно-библиографической и информационной науки и практики, а также перспективных информационных технологий и профессионально-ориентированных систем.

Основным объектом профессиональной деятельности выпускника является рынок информационных ресурсов и особенности его использования, технологии автоматизированных библиотечно-информационных процессов, информационная безопасность, технология разработки и эксплуатации автоматизированных информационных систем.

Основные задачи профессиональной деятельности выпускника составляют: постановка решение задач проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных информационных систем, определение основных технико-экономических требований к автоматизированным информационным системам, выбор интерфейсных средств при построении автоматизированных информационных систем, системное проектирование и комплексирование локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей информационных систем.

Таким образом, выпускник может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям: производственно-практическую, включая управленческую, методическую и экспертно-консультационную, научно-исследовательскую.

В связи с этим в заключении хочется отметить два важных момента.

1.     Основной целью организации и развития системы учебной научно-исследовательской работы студентов на кафедре ИТ и ЭБ БИИн МГУКИ является повышение уровня научной и подготовки будущих специалистов с высшим образованием в области культуры и искусства, выделение талантливой молодежи для последующего обучения и воспроизводства научных, педагогических и профессионально-производственных кадров для библиотек, служб НТИ, вузов и других учреждений и организаций.

2.  Среди главных задач учебной научно-исследовательской работы студентов следует указать на необходимость развития и формирования у будущих специалистов умения:

а)   вести научно-обоснованную профессиональную работу в библиотеках, службах информации, вузах, в учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм;

б)   способность быстро адаптироваться, активно применять полученные в вузе знания, умения и навыки при различных требованиях к своей деятельности;

в)   освоение методологи и практики планирования и организации работы в различных организациях по профилю своего образования и квалификации;

г)   способность выбора оптимальных решений по проблемам своей деятельности в условиях рыночных отношений;

д)   способность к повышению своей квалификации.

Решение этих задач должно основываться как на разработке новых форм и методов развития учебного процесса в МГУКИ, так и на использовании отечественного и зарубежного опыта высшей школы и библиотек, интеграции науки, образования и библиотечно-информационных технологий с точки зрения специализации будущего выпускника по квалификации “Технолог автоматизированных информационных ресурсов”.

  
На главную