Адамьянц. А.О. Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно-информационной сферы, 2005 год
Содержание:

Введение

Гендина Н.И. Взаимодействие вузов и профессиональной библиотечной ассоциации: проблемы повышения качества подготовки библиотечно-информационных специалистов

Сукиасян Э.Р. Непрерывное образование: верхний уровень для практика и руководителя

Суслова И.М. Методология управления проектами в системе профессиональной подготовки менеджеров информационных ресурсов

Кузнецова Т.Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики

Колосов К.А. Подготовка кадров для библиотек XXI века: тенденции в зарубежных университетах

Арутюнов В.В. Об одной методике оценки гендерной роли в научных исследованиях и в сфере образования

Арзуханов А.С., Адамьянц А.О. Формирование научной организации труда студентов кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ при проведении научно-исследовательских работ

Ивина К.В. Деятельность ИДПО МГУКИ по переподготовке библиотечно-информационных специалистов

Арзуханов А.С. Компьютерно-информационная подготовка специалистов в Учебно-методическом центре ГПНТБ России

Бобров Л.К. Жизненный цикл проекта создания информационной системы как процесс

Цветкова В.А. Роль и значение курса «Информационные ресурсы и информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» для формирования специалистов в условиях экономики, основанной на инновациях

Соколова Ю.В. Процессный подход как фактор обеспечения качества дистанционных курсов повышения квалификации

Линдеман Е.В. О подготовке библиотечных специалистов для участия в корпоративной деятельности библиотек


 

УДК 02:37

К.В. Ивина

канд. пед. наук, доцент кафедры
книговедения Московского государственного
университета культуры и искусств

 

Деятельность  ИДПО  МГУКИ  по  переподготовке библиотечно-информационных  специалистов

Третий год как в системе Института дополнительного профессионального образования Московского государственного университета культуры и искусств была создана кафедра инновационных технологий библиотечно-информационной деятельности.

Трехлетний опыт по организации переподготовки библиотечно-информационных кадров позволяет поделиться некоторыми размышлениями относительно этой важной проблемы.

Организация переподготовки библиотечных специалистов, пожалуй, отличается во многом от аналогичной деятельности в других отраслях.

За последние годы в наши библиотеки приходит все больше и больше людей, не имеющих базового библиотечного образования. Во многом это связано с расширением спектра деятельности библиотек, возрастанием их информационной направленности, расширением их участия в решении различных социальных проблем.

В этой связи перед системой осуществляющей повышение квалификации библиотечно-информационных специалистов ставятся особые задачи.

Анализ состава слушателей курсов прошедших через систему повышения квалификации на кафедре ИДПО МГУКИ говорит о том, что в основном это специалисты, не имеющие базового библиотечного образования.

В этой связи при составлении учебных программ ставилась совершенно конкретная задача ознакомления слушателей с современными концепциями организации библиотечной работы.

Наряду с этим расширение спектра деятельности библиотечно-информационных учреждений привело к тому, что многим специалистам имеющих базовое библиотечное образование необходим новый уровень знания, который позволил бы им адаптироваться к решению новых задач, выдвигаемых перед библиотечно-информационными учреждениями.

Эта категория слушателей проявила особый интерес к курсам, посвященным новым информационным технологиям.

При формировании учебных программ нами был проведен определенный мониторинг того, что делается в этом направлении в других учебных центрах, в частности в АПРИКТе и в Российской государственной библиотеке. Кроме этого был проведен ряд консультаций с руководителями библиотек. На основании этого нами был определен круг программ, на основе которых кафедра стала осуществлять свою деятельность это:

1.     “Современные подходы к управлению деятельности библиотек”.

2.     “Современные тенденции развития автоматизированных корпоративных библиотечно-информационных систем и технологий”.

3.     “Библиотечно-информационное обеспечение области права”.

4.     “Мультимедийные технологии в библиотечно-информационной деятельности”.

При формировании групп слушателей мы столкнулись с определенными трудностями.

В первую очередь мы ставили задачу охватить своею деятельностью централизованные библиотеки системы города Москвы. Именно они особо остро нуждаются в специалистах обладающих современными знаниями в области библиотечно-информационной деятельности. Но оказалось, что большинство библиотек данного типа не имеют финансирования на организацию переподготовки своих специалистов.

После получения данной информации нами был проведен ряд консультаций с работниками Комитета по культуре города Москвы. Результатом этих переговоров явилась организация долгосрочных курсов по переподготовке специалистов библиотеки им. М. Светлова. В свете работы по созданию интеллект-центров на базе Московских библиотек нами была достигнута предварительная договоренность о возможности целевого финансирования системы переподготовки для библиотекарей участвующих в программе создания интеллект-центров.

В настоящее время кафедра организует свою работу в двух направлениях. Это организация семинаров на базе Московского государственного университета культуры и искусств и проведение выездных семинаров.

В частности с помощью ГПНТБ России были организованы семинары по программе “Информационные и компьютерные технологии в библиотеках и библиотечном образовании” в г. Судаке и г. Казани

Выездные семинары показали перспективность этого направления деятельности Института дополнительного профессионального образования Московского государственного университета культуры и искусств.

Они показали большой интерес в регионах и получению сертификатов о повышении квалификации именно МГУКИ.

Двухлетний опыт работы кафедры показывает, что наибольший интерес слушателей вызывают программы связанные с современными концепциями управления библиотечной деятельностью и информатизацией библиотечных процессов.

Вместе с тем, мы ведем постоянный поиск по расширению спектра переподготовки библиотечных специалистов. Особую озабоченность вызывает недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов работающих в школьных библиотеках. Нами составлены программы семинаров для библиотечных работников школьных библиотек. Однако отсутствие целевого финансирования не позволяет в полной мере их реализовать.

Опыт работы кафедры инновационных технологий библиотечно-информационной деятельности ИДПО МГУКИ показывает, что вузы культуры могут успешно реализовать себя в организации переподготовки библиотечно-информационных специалистов в различных областях. Однако отсутствие целевого финансирования на этот вид деятельности вузов существенно сдерживает развитие образовательных услуг для нашей сферы деятельности.

  
На главную