Залужская М.В. Интернет в библиотеке, 2003 год
Содержание:

Бредихин О.Д.
Реализация доступа к полнотекстовым базам данных на примере фонда авторефератов диссертация ГПНТБ России

Волкова К.Ю.
Проблема измерения качества в библиотеках: применение к оценке Web-сайтов

Евстигнеева Г.А.
Зарубежный опыт развития альтернативных структур создания и распространения электронных научных публикаций

Елфимова Г.С.
Рекомендации по созданию информационных ресурсов Интернет, доступных для незрячих пользователей

Залужская М.В.
Анализ обслуживания пользователей ГПНТБ России электронными ресурсами в Интернет-среде (на примере Научной Электронной Библиотеке)

Линдеман Е.В.
Особенности организации и технологии корпоративных работ по созданию информационных ресурсов в развивающемся Московском библиотечном консорциуме на современном этапе

Лобанова Э.Ш.
Еще раз о международных машиночитаемых форматах

Маршак М.Б.
Возможности использования базовых принципов работы поискового апарата систем автоматизации библиотек в информационно-поисковых системах Интернета

Рагимова М.А.
Все, что вы можете узнать о Сводном каталоге в Интернет

Сбойчаков К.О.
Автоматизированная система смысловой обработки текстов в Интернет

Скородумов В.А., Соколовский В.В.
Обзор задач и методов смысловой обработки электронных данных

Юдин В.В., Соколова Ю.В.
Обучение с использованием дистанционных технологий: перспективы и реалии


УДК 371.6

В.В. Юдин, Ю.В. Соколова
Международный университет бизнеса и новых технологий,
г. Ярославль
www.mubint.ru, bibladm@iubnt.yar.ru

Обучение с использованием дистанционных технологий:
перспективы и реалии

Обсуждается идея доступности текстовых материалов для обучающихся по какой-либо дисциплине в любое удобное для них время. Показано, как эта идея в полной мере реализовалась в учебной деятельности по предмету «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах», преподающемуся в МУБиНТ в рамках курсов повышения квалификации по системе автоматизации библиотек ИРБИС. Автор доказывает, что дистанционные технологии идеально подходят именно для системы переподготовки и повышения квалификации: курсы повышения квалификации. Эти технологии имеют не очень большую продолжительность (объем), предметную и практическую ориентированность, слушатели курсов обладают большой мотивацией к лучшему изучению материалов курса и овладению навыками.

Современные тенденции образовательного процесса в высшей школе определяются общими социальными процессами. Высшая школа, призванная формировать профессионала, развивающего свою отрасль, определяет выпускника как человека с целостным пониманием профессиональных процессов, умением организовать себя и других, обладающего творчеством, собственным мировоззрением, понимающим многогранность и глубину человеческой личности как фактора любого социального развития, осознающему себя, свое предназначение и способного к саморазвитию. Это не просто актуальные штрихи к портрету современного человека, это качественно новый уровень опыта личности, формирование которой возможно средствами новой педагогики.

 

Понятна общая тенденция изменений в педагогике – переход к открытому образованию, принципы которого были заложены Д. Дьюи и широко востребованы в наше время как обязательный элемент открытого общества (К. Поппер). Современная наука отмечает как базовые следующие характерные черты открытого образования:

  • Не ограничено временными и пространственными рамками,

  • Студент – субъект в ситуации вариативных образовательных возможностей, в которых он должен сделать ответственный выбор.

  • Цель – развитие субъектности и индивидуальности человека, причем, движущей силой здесь является самореализация субъекта образования.

С одной стороны, мы имеем резкое увеличение потребности в специалистах с высшим образованием, с другой – изменившееся общество затребует и иную организацию обучения, в большей степени учета запросов студента в противовес школярской форме подачи знаний. Становится ясно, что больший эффект профессионального образования будет достигнут, если оно будет развернуто на решение профессиональных проблем растущего специалиста, будет вписано в его жизнь, придет на его рабочее место, впишется в график его работ. Речь идет об использовании дистанционных технологий в образовании, отражающем современные требования потребителя.

Дистанционное обучение, являясь атрибутом нового информационного общества – не самоцель, а форма реализации открытого образования и она возможна только с использованием новых технических и технологических средств. Более того, новые технические и технологические средства могут дать эффект, если будут использоваться для реализации новых современных принципов образования людей. Здесь уместно вспомнить популярную у методологов шутку о керосиновой лампе: как ее не совершенствуй, она никогда не станет электрической. Электронное консультирование уместно для пытливых студентов, прилагающих усилия для максимально быстрого освоения материала, а не для отсиживающих семинары в ожидании зачета.

Кажется, что в педагогике ничего не меняется и человека всегда сначала надо организовать на обучение, затем предложить информацию воспринять и обдумать, затем освоить способы применения новых знаний и подвергнуть контролю (самоконтролю). Однако, прохождение этих стадий может быть принципиально различным. Исторически выделяются несколько качественно отличных типов педагогических процессов. Это понятие ввел М.Н. Скаткин, предложив следующие типы учебного процесса: догматический, объяснительный (созерцательный), продуктивный. Отметим здесь лишь то, что понятие тип вбирает в себя весь антураж особенностей организации образовательного процесса, отличающийся принципиально иным стилем взаимодействия учителя и ученика, формирующий разные уровни личности. Стержнем его является деятельность студента.

Переход от групповых потоков как единицы организации учебного процесса к потокам по дисциплинам, на которые записываются студенты в соответствии с их индивидуальными учебными планами не просто потребует коррекции методики и позиции студента, это новый тип педагогики высшей школы с новой системой управления (реконструкции комплексной информационной системы вуза, системы оплаты педагога, системы финансового планирования расходов на учебный год, установление иных отношений преподавателя и студента, фактического перехода на технологию дистанционного обучения для студентов очной формы).

При всей глобальности перехода, уже сейчас прочитываются реальные постепенные шаги, но нужна разработка комплексной программы перехода на новый субъектно-ориентированный образовательный процесс. Кстати, именно он и может называться «современным обучением в вузе». Требуются изменения методики (лекции становятся более обобщенными, проблемными, в большей степени организуют и направляют работу студента, нежели сообщают ему новую информацию) и изменения дидактического обеспечения (обязательными становятся рекомендации-руководства студенту по самостоятельному изучению дисциплины, каждого нужно обеспечить учебником или учебным пособием, желательно в электронном варианте, возможно с элементами программированного обучения), и новой позиции самого обучаемого, что является самым трудным (желание и готовность учиться самостоятельно).

Это и есть направление содержательных изменений в ходе присо-единения российской высшей школы к Болонскому процессу: переход на подготовку бакалавров и магистров, введение обязательных элементов выбора студентами своей образовательной траектории, связанного с ним свободного графика обучения и возрастания ответственности самого студента за результаты обучения.

Термины дистанционного образования официально закреплены Приказом МО РФ № 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» от 18.12.2002 и последним вариантом проекта Лицензионных требований к условиям осуществления образовательного процесса в вузе с применением дистанционных образовательных технологий по образовательным программам высшего профессионального образования.

Согласно этим документам различают Кейсовую, Интернет (сетевую)-технологию и Телекоммуникационную технологии. Последняя оценивается в МУБиНТ как тупиковая по сравнению с мобильной файловой сетевой технологией.

Общими требованиями к ведению образовательного процесса с использованием дистанционных технологий является наличие всех компонентов учебно-методического комплекса в электронном варианте (ЭУМК – электронный учебно-методический комплекс) и организованная самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины.

Базой для становления дистанционного обучения является наличие всех учебно-методических материалов на электронных носителях – электронная поддержка традиционного обучения как первый уровень дистанционного обучения. Приведем описание кейсовой и сетевой технологий (см. Таблицу). Заметим, что кейсовая технология может рассматриваться как этап создания сетевой, поэтому акценты в требованиях сделаны на электронные носители и электронные средства доставки пакета учебно-методических материалов, в частности «кейсы» могут быть усилены электронными версиями учебных текстов в Системе дистанционного обучения «Прометей» (используемой в МУБиНТ).

Таблица

Технологии
дистанционного обучения
Характеристика
Кейсовая
технология
Основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде индивидуальных наборов учебно-методических материалов (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов обучающимся при этом осуществляется разнообразными способами. Автономный пакет электронных ресурсов по дисциплине и выстроенная система самостоятельной работы студента, рассчитана на то, что в принципе студент сможет освоить курс, пользуясь кейсом с минимальным аудиторным контактом с преподавателем.
Сетевая
технология (интернет)
Все образовательные возможности открыты авторизованному удаленному пользователю в сети, включая решение организационных вопросов. Программное оснащение позволяет включаться в образовательный процесс дистанционно: контакты студентов друг с другом и с преподавателем в виртуальной среде, очные контакты участников образовательного процесса при всей их значимости становятся второстепенными.

Выделение трех уровней дистанционного обучения – электронной поддержки, кейсовой технологии, сетевой технологии – принципиально. Анализ практики организации дистанта показывает, что в соответствии с этими уровнями удачно разбиваются технологическое (программное) оснащение, требования к учебно-методическим материала, методики организации изучения дисциплин, требования к профессорско-преподавате-льскому составу, реализующему его, а также нормативы материально-технического оснащения учебных мест, филиалов, представительств.

Итак, внедряя постепенно элементы системы дистанционного обучения, мы начали с обеспечения учебного процесса электронной поддержкой учебно-методическими материалами, стремясь достичь большего применения элементов сетевого обучения, при котором студенты и преподаватели могут находиться в аудитории, в доме, офисе независимо от местонахождения, главное – иметь ПК и выход в интернет. Обучение с помощью сетевых технологий возможно в любых формах обучения и на всех уровнях получения образования от довузовского до послевузовского.

Идея доступности текстовых материалов для обучающихся по какой-либо дисциплине в любое удобное для них время в полной мере реализовалась в учебной деятельности по предмету «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах», преподающемуся в МУБиНТ в рамках курсов повышения квалификации по системе автоматизации библиотек ИРБИС. С 2003 г. идея развилась в проект, осуществляемый совместно с ГПНТБ России – дистанционный курс по упомянутому предмету.

На наш взгляд, дистанционные технологии идеально подходят именно для системы переподготовки и повышения квалификации: курсы повышения квалификации имеют не очень большую продолжительность (объем), предметную и практическую ориентированность, слушатели курсов обладают большой мотивацией к лучшему изучению материалов курса и овладению навыками.

Дистанционный курс «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах» используется как для поддержки очных курсов, так и для организации чисто сетевого обучения. Система дистанционного обучения «Прометей» обеспечивает для курса следующие функции: управление учебным процессом; распределение прав доступа; разграничение взаимодействия между участниками образовательного процесса; обучение, контроль и оценка знаний. Этот курс имеет 4 взаимосвязанных блока:

  • инструктивный: описание курса, программа, руководство слушателя, руководство пользователя системы;

  • информационный: содержательная часть – структурированное гипертекстовое учебное пособие;

  • коммуникативный: форум для режима вопросов и ответов и почтовая подсистема;

  • контрольный: самопроверочные тесты, контрольные тесты, практикум.

Программа курса предусматривает изучение общего положения о системе ИРБИС, пяти основных автоматизированных рабочих мест (АРМ). Модульность в построении программы – это возможность изучать по желанию отдельные АРМы, хотя, конечно, рекомендуется изучать все модули для понимания взаимосвязанной работы системы. Начало изучения – это ознакомление с программой, руководством. Каждый модуль построен типично: самостоятельное изучение темы, прохождение теста, практикум, итоговый практикум – в конце изучения всей программы. В систему тестирования включены теоретические и практические тесты различных видов: один правильный ответ из многих, несколько правильных ответов из многих, упорядочение, свободный ответ. У системы существует довольно много видов оценки и анализа знаний слушателя, но окончательное решение – за преподавателем после просмотра протокола ответов, анализа свободных ответов и просмотра журнала посещений страниц учебного пособия слушателем.

Итоговое практическое задание моделирует реальные процессы работы в библиотечной практике: составление библиографического описания на различные виды и типы документов, произведение процессов подписки и списания, регистрация читателя, регистрация циркуляции документов, создание и выгрузка баз данных. Как первые выводы работы дистанционного курса можно определить:

  • подтверждение наших установок на постоянное сопровождение слушателей в дистанционном режиме – «присутствие» преподавателя; обязательное наличие практической части контрольного блока;

  • необходимость следующих видов работ: мультимедийное наполнение информационного блока, приложение системы менеджмента качества управления обучением к курсу, которая включает в себя баланс сроков обучения, объема информационного блока и др.

В целом, мы видим перспективы использования дистанционных технологий обучения в обеспечении информационной поддержки традиционного образования, что придает ему современность. Главной и наиболее востребованной сферой применения «электронного обучения» является повышение квалификации работающих сотрудников на их рабочих местах, обеспечение инструктивной поддержки используемых ими технологий, корпоративное обучение. Опыт дистанционного обучения библиотечных сотрудников, работающих с системой автоматизации библиотек ИРБИС – тому доказательство.

  
На главную