УДК 371.6
В.В.
Юдин, Ю.В.
Соколова
Международный
университет бизнеса и новых технологий,
г.
Ярославль
www.mubint.ru,
bibladm@iubnt.yar.ru
Обучение с использованием
дистанционных технологий:
перспективы и реалии
Обсуждается
идея доступности текстовых материалов для
обучающихся по какой-либо дисциплине в
любое удобное для них время. Показано, как
эта идея в полной мере реализовалась в
учебной деятельности по предмету «Компьютерные
технологии в библиотечно-информационных
системах», преподающемуся в МУБиНТ в рамках
курсов повышения квалификации по системе
автоматизации библиотек ИРБИС. Автор
доказывает, что дистанционные технологии
идеально подходят именно для системы
переподготовки и повышения квалификации:
курсы повышения квалификации. Эти
технологии имеют не очень большую
продолжительность (объем), предметную и
практическую ориентированность, слушатели
курсов обладают большой мотивацией к
лучшему изучению материалов курса и
овладению навыками.
Современные тенденции
образовательного процесса в высшей школе
определяются общими социальными
процессами. Высшая школа, призванная
формировать профессионала, развивающего
свою отрасль, определяет выпускника как
человека с целостным пониманием
профессиональных процессов, умением
организовать себя и других, обладающего
творчеством, собственным мировоззрением,
понимающим многогранность и глубину
человеческой личности как фактора любого
социального развития, осознающему себя,
свое предназначение и способного к
саморазвитию. Это не просто актуальные
штрихи к портрету современного человека,
это качественно новый уровень опыта
личности, формирование которой возможно
средствами новой педагогики.
Понятна общая тенденция
изменений в педагогике – переход к открытому
образованию, принципы которого были
заложены Д. Дьюи и широко востребованы в
наше время как обязательный элемент
открытого общества (К. Поппер). Современная
наука отмечает как базовые следующие
характерные черты открытого образования:
-
Не
ограничено временными и пространственными
рамками,
-
Студент –
субъект в ситуации вариативных
образовательных возможностей, в которых он
должен сделать ответственный выбор.
-
Цель
– развитие субъектности и
индивидуальности человека, причем, движущей
силой здесь является самореализация
субъекта образования.
С
одной стороны, мы имеем резкое увеличение
потребности в специалистах с высшим
образованием, с другой – изменившееся
общество затребует и иную организацию
обучения, в большей степени учета запросов
студента в противовес школярской форме
подачи знаний. Становится ясно, что больший
эффект профессионального образования
будет достигнут, если оно будет развернуто
на решение профессиональных проблем
растущего специалиста, будет вписано в его
жизнь, придет на его рабочее место, впишется
в график его работ. Речь идет об
использовании дистанционных технологий в
образовании, отражающем современные
требования потребителя.
Дистанционное
обучение, являясь атрибутом нового
информационного общества – не самоцель, а
форма реализации открытого образования и
она возможна только с использованием новых
технических и технологических средств.
Более того, новые технические и
технологические средства могут дать эффект,
если будут использоваться для реализации
новых современных принципов образования
людей. Здесь уместно вспомнить популярную у
методологов шутку о керосиновой лампе: как
ее не совершенствуй, она никогда не станет
электрической. Электронное
консультирование уместно для пытливых
студентов, прилагающих усилия для
максимально быстрого освоения материала, а
не для отсиживающих семинары в ожидании
зачета.
Кажется,
что в педагогике ничего не меняется и
человека всегда сначала надо организовать
на обучение, затем предложить информацию
воспринять и обдумать, затем освоить
способы применения новых знаний и
подвергнуть контролю (самоконтролю). Однако,
прохождение этих стадий может быть
принципиально различным. Исторически
выделяются несколько качественно отличных типов
педагогических процессов. Это понятие
ввел М.Н. Скаткин, предложив следующие типы
учебного процесса: догматический,
объяснительный (созерцательный),
продуктивный. Отметим здесь лишь то, что
понятие тип вбирает в себя весь антураж
особенностей организации образовательного
процесса, отличающийся принципиально иным
стилем взаимодействия учителя и ученика,
формирующий разные уровни личности.
Стержнем его является деятельность
студента.
Переход
от групповых потоков
как единицы организации учебного процесса
к потокам по
дисциплинам, на которые записываются
студенты в соответствии с их
индивидуальными учебными планами не просто
потребует коррекции методики и позиции
студента, это новый тип педагогики высшей
школы с новой системой управления (реконструкции
комплексной информационной системы вуза,
системы оплаты педагога, системы
финансового планирования расходов на
учебный год, установление иных отношений
преподавателя и студента, фактического
перехода на технологию дистанционного
обучения для студентов очной формы).
При
всей глобальности перехода, уже сейчас
прочитываются реальные постепенные шаги,
но нужна разработка комплексной программы
перехода на новый субъектно-ориентированный
образовательный процесс. Кстати, именно
он и может называться «современным
обучением в вузе». Требуются изменения
методики (лекции становятся более
обобщенными, проблемными, в большей степени
организуют и направляют работу студента,
нежели сообщают ему новую информацию) и
изменения дидактического обеспечения (обязательными
становятся рекомендации-руководства
студенту по самостоятельному изучению
дисциплины, каждого нужно обеспечить
учебником или учебным пособием, желательно
в электронном варианте, возможно с
элементами программированного обучения), и
новой позиции самого обучаемого, что
является самым трудным (желание и
готовность учиться самостоятельно).
Это
и есть направление содержательных
изменений в ходе присо-единения российской
высшей школы к Болонскому процессу: переход
на подготовку бакалавров и магистров,
введение обязательных элементов выбора
студентами своей образовательной
траектории, связанного с ним свободного
графика обучения и возрастания
ответственности самого студента за
результаты обучения.
Термины
дистанционного образования официально
закреплены Приказом МО РФ № 4452 «Об
утверждении Методики применения
дистанционных образовательных технологий
(дистанционного обучения) в образовательных
учреждениях высшего, среднего и
дополнительного профессионального образования
Российской Федерации» от 18.12.2002 и последним
вариантом проекта Лицензионных требований
к условиям осуществления образовательного
процесса в вузе с применением
дистанционных образовательных технологий
по образовательным программам высшего
профессионального образования.
Согласно этим
документам различают Кейсовую, Интернет (сетевую)-технологию
и Телекоммуникационную технологии.
Последняя оценивается в МУБиНТ как
тупиковая по сравнению с мобильной
файловой сетевой технологией.
Общими
требованиями к ведению образовательного
процесса с использованием дистанционных
технологий является наличие всех компонентов
учебно-методического комплекса в
электронном варианте (ЭУМК – электронный
учебно-методический комплекс) и
организованная самостоятельная работа
студентов по изучению дисциплины.
Базой для
становления дистанционного обучения
является наличие всех учебно-методических
материалов на электронных носителях – электронная
поддержка традиционного обучения как
первый уровень дистанционного обучения.
Приведем описание кейсовой и сетевой
технологий (см. Таблицу). Заметим, что
кейсовая технология может рассматриваться
как этап создания сетевой, поэтому акценты
в требованиях сделаны на электронные
носители и электронные средства доставки
пакета учебно-методических материалов, в
частности «кейсы» могут быть усилены
электронными версиями учебных текстов в
Системе дистанционного обучения «Прометей»
(используемой в МУБиНТ).
Таблица
Технологии
дистанционного обучения
|
Характеристика
|
Кейсовая
технология
|
Основана
на предоставлении обучающимся
информационных образовательных
ресурсов в виде индивидуальных наборов
учебно-методических материалов (кейсов)
с использованием различных видов
носителей информации. Доставка материалов
обучающимся при этом осуществляется
разнообразными способами.
Автономный пакет
электронных ресурсов по дисциплине и выстроенная
система самостоятельной работы
студента, рассчитана на то, что в
принципе студент сможет освоить курс,
пользуясь кейсом с минимальным
аудиторным контактом с преподавателем.
|
Сетевая
технология (интернет)
|
Все
образовательные возможности открыты
авторизованному удаленному
пользователю в сети, включая решение
организационных вопросов.
Программное оснащение позволяет
включаться в образовательный процесс
дистанционно: контакты студентов друг с
другом и с преподавателем в виртуальной
среде, очные контакты участников
образовательного процесса при всей их
значимости становятся второстепенными.
|
Выделение
трех уровней дистанционного обучения –
электронной поддержки, кейсовой технологии,
сетевой технологии – принципиально. Анализ
практики организации дистанта показывает,
что в соответствии с этими уровнями удачно
разбиваются технологическое (программное)
оснащение, требования к учебно-методическим
материала, методики организации изучения
дисциплин, требования к профессорско-преподавате-льскому
составу, реализующему его, а также
нормативы материально-технического
оснащения учебных мест, филиалов,
представительств.
Итак,
внедряя постепенно элементы системы
дистанционного обучения, мы начали с
обеспечения учебного процесса электронной
поддержкой учебно-методическими
материалами, стремясь достичь большего
применения элементов сетевого обучения,
при котором студенты и преподаватели могут
находиться в аудитории, в доме, офисе
независимо от местонахождения, главное –
иметь ПК и выход в интернет. Обучение с
помощью сетевых технологий возможно в
любых формах обучения и на всех уровнях
получения образования от довузовского до
послевузовского.
Идея
доступности текстовых материалов для
обучающихся по какой-либо дисциплине в
любое удобное для них время в полной мере
реализовалась в учебной деятельности по
предмету «Компьютерные технологии в
библиотечно-информационных системах»,
преподающемуся в МУБиНТ в рамках курсов
повышения квалификации по системе
автоматизации библиотек ИРБИС. С 2003 г. идея
развилась в проект, осуществляемый
совместно с ГПНТБ России – дистанционный
курс по упомянутому предмету.
На
наш взгляд, дистанционные технологии
идеально подходят именно для системы
переподготовки и повышения квалификации:
курсы повышения квалификации имеют не
очень большую продолжительность (объем),
предметную и практическую
ориентированность, слушатели курсов
обладают большой мотивацией к лучшему
изучению материалов курса и овладению
навыками.
Дистанционный
курс «Компьютерные технологии в
библиотечно-информационных системах»
используется как для поддержки очных
курсов, так и для организации чисто
сетевого обучения. Система дистанционного
обучения «Прометей» обеспечивает для курса
следующие функции: управление учебным
процессом; распределение прав доступа;
разграничение взаимодействия между
участниками образовательного процесса;
обучение, контроль и оценка знаний. Этот
курс имеет 4 взаимосвязанных блока:
-
инструктивный:
описание курса, программа, руководство
слушателя, руководство пользователя
системы;
-
информационный:
содержательная часть – структурированное
гипертекстовое учебное пособие;
-
коммуникативный:
форум для режима вопросов и ответов и
почтовая подсистема;
-
контрольный:
самопроверочные тесты, контрольные тесты,
практикум.
Программа
курса предусматривает изучение общего
положения о системе ИРБИС,
пяти основных автоматизированных рабочих
мест (АРМ). Модульность в построении
программы – это возможность изучать по
желанию отдельные АРМы, хотя, конечно,
рекомендуется изучать все модули для
понимания взаимосвязанной работы системы.
Начало изучения – это ознакомление с
программой, руководством. Каждый модуль
построен типично: самостоятельное изучение
темы, прохождение теста, практикум,
итоговый практикум – в конце изучения всей
программы. В систему тестирования включены
теоретические и практические тесты
различных видов: один правильный ответ из
многих, несколько правильных ответов из
многих, упорядочение, свободный ответ. У
системы существует довольно много видов
оценки и анализа знаний слушателя, но
окончательное решение – за преподавателем
после просмотра протокола ответов, анализа
свободных ответов и просмотра журнала
посещений страниц учебного пособия
слушателем.
Итоговое
практическое задание моделирует реальные
процессы работы в библиотечной практике:
составление библиографического описания
на различные виды и типы документов,
произведение процессов подписки и списания,
регистрация читателя, регистрация
циркуляции документов, создание и выгрузка
баз данных. Как первые выводы работы
дистанционного курса можно определить:
-
подтверждение
наших установок на постоянное
сопровождение слушателей в дистанционном
режиме – «присутствие» преподавателя;
обязательное наличие практической части
контрольного блока;
-
необходимость
следующих видов работ: мультимедийное
наполнение информационного блока,
приложение системы менеджмента качества
управления обучением к курсу, которая
включает в себя баланс сроков обучения,
объема информационного блока и др.
В
целом, мы видим перспективы использования
дистанционных технологий обучения в
обеспечении информационной поддержки
традиционного образования, что придает ему
современность. Главной и наиболее
востребованной сферой применения «электронного
обучения» является повышение квалификации
работающих сотрудников на их рабочих
местах, обеспечение инструктивной
поддержки используемых ими технологий,
корпоративное обучение. Опыт
дистанционного обучения библиотечных
сотрудников, работающих с системой
автоматизации библиотек ИРБИС – тому
доказательство.
|