Павлова Н.П. Десять конференций «Крым» - десять лучших докладов, 2004 год
Содержание:

Маленькое предисловие к большому сборнику

Электронные средства информации в процессе обучения и исследованиях. Роль библиотек как информационных посредников
Electronic Information in Education Process and ResearchRole of Libraries as Information Intermediaries


Н.И. Гендина,
Кемерово, Россия
Natalia Gendina,
Kemerovo, Russia

Высшая библиотечная школа в контексте новой парадигмы образования
Higher Librarian School in the Context of New Educational Paradigm


Е.Ю. Гениева,
Москва, Россия
Ekaterina Genieva, Moscow, Russia

Библиотеки и мир после 11 сентября
Libraries and the World after September 11


А.И.
Земсков, Г.А. Евстигнеева, Москва, Россия
Andrei Zemskov, Galina Evstigneeva, Moscow, Russia

Электронные версии депозитарных фондов научных библиотек
Electronic Versions of Research Libraries Deposited Collections


Френсис Кирквуд,
Оттава, Канада
Francis Kirkwood, Ottawa, Canada

Библиотеки, информация и демократия в посттеррористический период: Куда идти?
Libraries, Information and Democracy in a Post-Terrorist Age: Where do We Go from Here?


Уоллас Колер,
Норман, Оклахома, США
Wallace Koehler,
Norman, OK, USA

Йитка Хьюрик, Де-Калб, Иллинойс, США
Jitka Hurych,
Dekalb, IL, USA

Ванда Доул, Топика, Канзас, США
Wanda Dole,
Topeka, KA, USA

Библиотеки и моральные ценности в межнациональном и междисциплинарном контексте
Libraries and Ethical Values in a Cross National and Cross Disciplinary Context


Е.И
Кузьмин, Москва, Россия
Evgeny Kuzmin, Moscow, Russia

Государственная информационная политика и библиотеки: к проблеме взаимодействия
Government Information Strategy and Libraries: Problem of Cooperation


Т.Н.
Прокошева, Киев, Украина
Tatiana Prokosheva, Kiev, Ukraine

Стратегия развития библиотек Украины: приоритеты политики Министерства культуры и искусств
Ukrainian Libraries Development Strategy: Priorities in Ukrainian Ministry for Culture and Arts Politics


А.В.
Соколов, С.-Петербург, Россия
Arkady Sokolov,
StPetersburg, Russia

Спасет ли красота мир? (Некоторые итоги изучения ценностных ориентаций постсоветского гуманитарного студенчества)
Will the Beauty Save the World? (Study of Value Orientation of Post-soviet Humanities Students: Some Results)


Я.Л. Шрайберг,
Москва, Россия
Yakov Shraiberg,
Moscow, Russia

Осторожно: автоматизация и рядом Интернет. Не носите розовых очков!
Beware of Automation and the Internet. Do not View through rose-colored glasses!


УДК 371.6+001.89:65.011.56+025:65.011.56

Бернд Вегнер
профессор Берлинского Технического университета,
Берлин, Германия

Bernd Wegner
Professor Berlin Technical University,
Berlin, Germany

Электронные средства информации
в процессе обучения и исследованиях.

Роль библиотек как информационных посредников

Electronic information in education process and research.
Role of libraries as information intermediaries

Девятая Международная конференция «Крым 2002»
Ninth International Conference «Crimea 2002»

Доклад представляет собой короткий обзор того, как электронные средства информации изменили условия работы в научно-исследовательских организациях, университетах и высших школах, какие возможности в проведении исследований, а также в процессе образования появляются в результате этого, и какие проблемы должны быть решены в будущем. Внимание концентрируется на роли библиотек как информационных посредников. В этом контексте рассматриваются архивы электронных документов, программное обеспечение и системы доступа. В начале дается характеристика электронных предложений, обеспечивающих инфраструктуру для исследований и образования. Далее представлена роль издателей, производителей программного обеспечения и распространителей. Воздействие электронных средств информации на процессы исследований и образования показано на примерах различного типа. В заключение обсуждаются некоторые проблемы, которые должны быть решены в будущем, когда электронные средства информации займут центральное место в ежедневной работе профессионалов, исследователей и преподавателей.

The paper gives a short survey how electronic media have changed the working conditions at research institutions, universities and higher schools, which new possibilities in research and education emerge from this, and which problems will have to be solved with respect to this in the future. We shall concentrate our attention on the role of the libraries as information brokers in such an environment. In this context archiving of electronic documents, software and access systems will be addressed as one of the challenging future tasks of libraries. Each of these themes may serve as a subject for a seminar on its own. Hence the paper only can highlight some of these features referring to more detailed work elsewhere. At the beginning the main classes of electronic offers providing infrastructure for research and education are introduced. The role of editors, publishers, software producers and web managers is shortly discussed. Information gateways and information brokers are important for the distribution of these offers. The impact of electronic media on research and education is described by representative examples of different types. Some final conclusions deal with the problems to be solved in the future when electronic media will occupy the central place in the daily work of professionals, researchers and teachers.

 

Введение

В основу доклада положено описание влияния электронных технологий на процессы обучения и исследования как в высших учебных заведениях и академических институтах, так и в научно-исследовательских организациях и конструкторских бюро. Вначале представлены предложения электронных продуктов и структуры, которые выступают с этими предложениями, организуют доступ и осуществляют инсталляцию. Затем на конкретных примерах рассмотрены общие тенденции влияния электронных средств информации на работу НИИ и вузов, новые возможности, возникающие в области исследований и обучении с использованием электронных технологий, и проблемы, с которыми предстоит столкнуться в будущем. Особое внимание при этом обращено на роль библиотек, являющихся информационными посредниками, обладающими архивами электронных публикаций, программами и структурами доступа. Каждый из упомянутых аспектов настолько важен и интересен, что мог бы быть предметом отдельного исследования или публикации.

 

Наиболее важные электронные продукты

В настоящее время имеются различные электронные продукты, которые существенно влияют на процессы исследований и обучения. Это пакеты программного обеспечения, созданные для развития разных научных направлений (например компьютерной алгебры), программы для математических вычислений, графические программы, электронные банки данных и электронные публикации, а также коммуникативные системы, которые содействуют быстрой информационной передаче и облегчают кооперацию партнеров в различных областях знаний.

Программы математических вычислений охватывают широкий спектр. Они начинаются с возможностей, заложенных уже в простом карманном калькуляторе, который может существовать не только в качестве отдельного прибора, но и быть интегрированным во многих вариантах в других системах. В области технических разработок подобные системы интегрированы таким образом, что они не замечаются пользователем – он лишь видит, что желаемые функции осуществляются успешно и надежно. Соответствующие программные пакеты устанавливаются при инсталляции персонального компьютера.

В Интернете существуют целые библиотеки программного обеспечения, из которых могут выгружаться высокоспециализированные программы [1].

Целый блок составляют так называемые программы для компьютерной алгебры. Такие системы, как Mathematica [2] или Maple [3], объединяют простые языки программирования с графическими компонентами и системами для манипуляции формулами. Классическими предшественниками для манипуляций формулами являются популярные у физиков системы SHEEP и REDUCE. Дополняются и развиваются системы, которые осуществляют поддержку формального решения специальных математических проблем. Примером может служить система KANT [4]. Автоматизированное предоставление и использование статистики уже рассматривается в качестве стандартного инструмента в каждом персональном компьютере.

Графические пакеты также имеют широкую область применения, начиная с соответствующих компонентов, входящих в состав персонального компьютера, которые, с одной стороны, поддерживают предоставление графики, а с другой – делают возможными манипуляции с графическими изображениями (картинками, иллюстрациями). Более высокие требования удовлетворяются такими графическими пакетами, как Cadkey или Cinderella [5].

В инженерном деле имеются различные пакеты и макросы, поддерживающие конструкции и их визуализацию. Для применения в обучении можно найти инструменты визуализации для простых конструкций. И наоборот, программы по структурному анализу, распознаванию по образцам и трехмерной реконструкции объектов являются все более важным вспомогательным средством во многих научных и технических областях.

Важнейшее предложение для библиотек – электронные банки данных и электронные публикации. Банки данных с ориентированными на объект поисковыми возможностями, включающими математические формулы, химические структуры, конструктивные элементы или графические образы, являются важной инфраструктурой, которая дает возможность просмотра и быстрого доступа к результатам исследования и публикациям, что в полном смысле дополняет информацию каталогов. Возможен доступ к большому числу различных электронных документов: электронным версиям текущих публикаций, публикациям за прошлые годы, динамичным документам [6], которые содействуют навигации в содержании и делают возможным взаимосвязанный переход к новым документам, интерактивным документам, мультимедиа-публикациям и т. п.

Не в последнюю очередь сам Интернет должен рассматриваться как обширная коммуникативная структура. При этом здесь важны такие подструктуры, как оглавление сервера, профессиональные дискуссионные группы, серверы с локальной информацией, системы с целенаправленной информацией о новых результатах и публикациях, размещенные в сети кооперации (например распределенные лаборатории), информационные ассортименты (такие, как интегрированные каталоги в сети) [7]. Нельзя забывать, что все это невозможно без коммуникативных стандартов. Мы берем Z39.50 как пример для библиотечного сообщества, RTF – для обмена отформатированными документами или TEX [8] и MML – для обмена математическими формулами в текстовом формате.

 

Важнейшие поставщики

Чтобы понять проблемы, которые возникают при использовании выше названных предложений, нужно коротко упомянуть о том, от кого эти предложения исходят. Спектр организаций здесь широкий – от чисто коммерчески ориентированных структур до любителей, которые занимаются созданием информационных продуктов лишь из любви к этому делу и совершенно бесплатно предоставляют в Интернет достойные внимания продукты. Этот комплекс различных структур влияет также на возможности делать доступные предложения библиотекам на более продолжительное время.

Наиболее четко структурированы предложения коммерческих издателей, например электронные журналы и книги, а также коммерческие пакеты программного обеспечения. Здесь пользователь часто сталкивается с высокими ценами, но он может полагаться на то, что об этих предложениях заботятся и улучшают их.

Предложения академических структур часто дешевле других. Их деятельность во многом зависит от обязательств добровольных сотрудников, которые вносят свой вклад, частично работая также и в других местах. Примером такой деятельности являются предложения профессиональных обществ.

В России в качестве примера можно назвать информационную систему «Математика на страницах WWW», которая поддерживается Институтом вычислительных технологий Сибирского отделения РАН. Эта система может служить хорошей стартовой точкой для математиков при поиске информации. Здесь содержится проект EmNet/NIS (Euromath Network and Services for the New Independent States), зеркало библиотеки Европейского математического общества, информационная система по численному анализу Na-Net, электронная версия журнала «Вычислительные технологии», материалы конференций, тематические ссылки [9; 10]. В области физики это распределенная сеть баз знаний «БАФИЗ», создающая единое научно-информационное пространство на основе распределенной сети баз знаний по прикладной ядерной физике; дается подборка физических ресурсов WWW [9; 11]. В качестве примера также можно назвать сайт «Аналитическая химия», созданный для обмена опытом; описывается ряд методик, дается список адресов производителей оборудования [9; 12]. Российский фонд фундаментальных исследований предоставляет доступ к научной информации в рамках своей электронной библиотеки [13].

Последующие возможности кооперации в Интернете привели к тому, что профессиональные группы, частично в сотрудничестве с научными обществами, смогли организовать интересные предложения на бесплатной основе. Только в математике имеются несколько таких инициатив, которые частично нашли свое продолжение также в других научных областях. Здесь в качестве примера должны быть названы EMIS [14], Math-Net [15], Mathgate [16], Los Alamos Preprint-сервер [17].

Следующую широкую область представляют результаты проектных коопераций. Различные исследовательские институты, такие, как NSF (National Science Foundation, USA), DFG (Deutsche Forschung Gesellschaft, Deutschland), CNRS (Centre national de la recherche scientifique, France), РФФИ, и некоторые европейские программы организовали структуры, содействующие построению информационного общества [18].

Эти проекты строят прототипы для различных предложений и выступают в качестве международных координационных служб на различных этапах распространения электронных продуктов, например динамических текстов, или в качестве Интернет-служб, таких, как специализированные ориентированные поисковые аппараты [7].

Хорошим примером из библиотечной области является разработанная в г. Оснабрюк система OSIRIS [19], которая содействует в навигации в OPAC; причем даже при ошибочном запросе пользователя он с большой вероятностью может быть выведен системой на правильный путь.

 

Посредники предоставления информации

При большом числе публикаций и предложений в сети возрастает роль посредников. При этом еще недавно значительную роль играли информационные службы, предоставлявшие информацию в традиционном печатном виде. К настоящему моменту они преобразовались в различные банки данных, которые отличаются высоким уровнем доступа, точными данными, оформленными с соблюдением стандартов, удобным поисковым меню и полным сервисом с помощью многочисленных линков для доступа к полным текстам. Как правило, такие банки данных имеют тематическую направленность. Они интересны библиотеке даже в том случае, если используются ею в незначительной мере.

Библиотеки еще долгое время будут основными информационными посредниками, даже если использование электронных информационных ресурсов не станет для них обязательным. Они заботятся о возможности использования линков для доступа к желаемой литературе. Признаками высокого качества являются хорошая организация и надежные структуры доступа для широкого спектра пользователей.

Ассортимент информационных ресурсов библиотек велик и разнообразен – от печатных публикаций до их электронных версий и различных продуктов мультимедиа. В дальнейшем главной задачей библиотек будет архивное хранение информации, что ставит перед библиотеками и создателями электронных продуктов ряд новых требований.

В качестве конкурентов библиотекам выступают Интернет-порталы, предоставляющие хорошо организованный доступ к широкому спектру электронной информации – от специализированных списков адресов до дискуссионных форумов. Однако не существует точного определения понятия портал, поэтому этим понятием часто злоупотребляют, желая придать значимость и видимость полноты какому-либо ограниченному продукту. Так, не существует, к примеру, обширного математического портала, но есть ряд служб с аналогичными порталу функциями. Это Math-Net [15], Mathgate [16], E-math [20] или EMIS [7], у которых никто не отнимает право быть порталом в узком смысле этого слова.

Класс относительно общих информационных посредников представлен поисковыми средствами Google, Рамблер, Яндекс и др. Они дают хорошие результаты при поиске общих сведений (таких, как адреса), серверы со специальными предложениями, проектами и т. д. Тот, кто интересуется публикациями по определенной теме, едва ли станет искать здесь: с одной стороны, результаты поиска слишком грубы, с другой – слишком малы. Для узконаправленной информации такие поисковые системы явно не подходят, но они оказывают хорошую помощь в навигации для поиска сервера, который может предоставить нужную информацию.

 

Воздействия в области исследований и обучении – примеры

Прогресс в области математических исследований является хорошим примером того, как электронные средства информации влияют на методы работы, поэтому приведенные далее примеры имеют некоторую «математическую» направленность. Они дают яркое представление, как при помощи компьютера можно достичь результатов, которые были бы недосягаемы без этих вспомогательных средств. При этом речь идет не только о вычислительной поддержке для комплексных систем и о прогнозах в отношении систем. Речь идет скорее о том, чтобы компьютер принял на себя существенную долю мыслительных операций (мы говорим об искусственном интеллекте).

Автоматическое приведение доказательств больше не является проблемой в рамках низкого уровня сложности [21]. Мини-доказательства, которые часто возникают при решении многовариантных проблем, могут отрабатываться компьютером серийно и быстро. Для человеческого разума это была бы работа на многие месяцы, причем человек работал бы ненадежно из-за нудных повторений.

В научно-популярной литературе известны некоторые просто формулируемые и абсолютно ясные предположения, которые в течение более чем 100 лет безуспешно ожидали своего решения. Это проблема четырех цветов, теорема Ферма, теорема Кеплера. Ни в каком случае нельзя сказать, что компьютер смог бы самостоятельно представить доказательства. Но он, как говорят, принял на себя большую часть работы.

В некоторых случаях такие методы дают хорошие результаты и используются в математике, даже в том случае, если результат может быть достигнут и без компьютера. Специалисты в области космологии применяют компьютерную алгебру, чтобы определять величины полей для своих моделей мира. В технической области встречаются случаи, когда заданные условия нуждаются в сложных системных уравнениях. С применением компьютерной алгебры они могут быть упрощены. Часто упрощение перепроверяется еще раз вручную.

Аналогично применяются графические программы. Площади и тела подаются в компьютере таким образом, что известные геометрические феномены становятся хорошо представляемыми. На основе внешних данных строятся предположения о геометрических свойствах объектов, которые иным способом, вероятно, невозможно было бы получить. Впоследствии эти предположения доказываются традиционным путем.

Некоторые объекты вообще понятны только с помощью графики. Объекты, носящие декоративный характер, часто используются для того, чтобы встраивать их в элементы дизайна. Между тем поддержка исследовательских процессов и обучения средствами визуализации стала самостоятельной областью. Теперь возможны просмотры, которые раньше были абсолютно недоступны. Это имеет значение для визуализации во всех научных областях.

Применение математики в естествознании и инженерных науках стало более эффективным и разнообразным с появлением современных систем обработки данных. Обращение сложных динамических систем и проведение процессов имитации в реальном времени больше не является проблемой.

Современными программными средствами решаются сложные проблемы, связанные с использованием сети, например координация расписаний и оптимизация использования транспортных средств. Появилась самостоятельная дисциплина Scientific Computing, занимающая среднее положение между математикой и ее практическим применением. Базирующиеся на GPS навигационные системы охватывают ежедневно множество областей, причем стоящая за этим математика космической геодезии больше не используется. Для судоходства сферическая тригонометрия является базисом для навигации только лишь в качестве чего-то ностальгического или как временное решение проблем в условиях нарушения энергоснабжения.

Инструменты графики также являются вспомогательным средством в исследованиях. Анализ и реконструкция пространственных изображений помогают медикам в пластическом воспроизведении, чего нельзя получить при использовании лишь рентгенопрограммы. Программы распознавания по образцам облегчают классификационную работу с комплексными образами и подводят основу для феноменологических исследований. Визуализация молекулярных структур является важным вспомогательным средством для молекулярной биологии. Анализ данных о движении сочленений дает возможность с точностью воспроизвести индивидуальные процессы движения в целом при искусственных сочленениях. Этот ряд примеров, о которых могли только грезить 30 лет назад, можно было бы продолжать долго.

Нельзя забывать и о важном влиянии электронных информационных и коммуникативных систем. Рабочий процесс исследователя, инженера или медика выгодно изменился с появлением возможности использовать все эти инструменты. Они доступны преимущественно непосредственно на рабочем месте и предоставляются по сети. Первым шагом является поиск в более обширном банке данных, который предлагает информацию о предоставляемых в распоряжение объектах. Если объект при более близком рассмотрении интересен, то в банке данных можно активизировать линк к тому месту, откуда можно получить нужный объект. Это может быть электронная библиотека с полными текстами или система доставки документов, соединяющая библиотеку с банком данных. Речь может идти также о линке к коллекции программного обеспечения. Наконец, информационный ресурс может быть размещен на локальной машине.

Применяя все эти инструменты, можно продолжать работу дальше, не покидая рабочего места. Используют эти системы также для того, чтобы получать быструю информацию об относительно общих аспектах, например адресах, исследованиях в той или иной области.

Отмечая удобства, связанные с быстрым доступом к результатам исследования, нельзя забывать, что электронные средства содействуют также быстрой и качественной подготовке рукописей, облегчают обмен документами, способствуют кооперации и взаимодействию организаций и творческих коллективов, территориально удаленных друг от друга, а также значительно улучшают обозримость результатов и их распространение.

Все это часто приводит к ошибочному заключению, что структуры, осуществляющие обслуживание публикациями, в том числе и библиотеки, не будут востребованы в будущем. Такие заключения обычны и будут меняться при изучении «нового рынка», в результате чего придет понимание, что подобного рода мысли могут привести к совершенно несостоятельным выводам.

Далее необходимо отметить, как электронные средства влияют на обучение. Конечно, учебные материалы могут, как и научно-исследовательские публикации, распространяться и использоваться по сети, облегчая тем самым доступ к ним. В частности, при заочном обучении возникают новые возможности. Но и при обычном обучении коммуникация между учениками и преподавателем существенно упрощается вследствие этого. За примером далеко ходить не надо: это могут быть компьютерные тесты или консультации.

Важна поддержка преподавательской деятельности. При этом речь идет не только о наглядности процесса обучения, но в большей степени – об аналитических основах изучаемой темы. Конструкции разбираются на составные части и в зависимости от общего представления из этих частей с применением компьютера снова полностью или избирательно составляется единое целое. Такие опции можно реализовать без электронных средств лишь в отдельных случаях и с большим трудом. Примеры для таких структур в геометрии можно найти в [22; 23].

И последний пример, касающийся не только использования графики, связанный с собранием текстов книг (динамичные документы). Текст книги разбирается на адресно-доступные части (slices), и строится структура, объединяющая эти части по собственному усмотрению в новый документ, отвечающий потребностям читателя. Одномерная структура учебника расширяется до многомерной. При этом даже появляется возможность составить новые документы из нескольких старых. Прототипы таких публикаций сегодня уже предлагаются [24]. Они напоминают обычные учебные пособия, которые разрабатывались в 1970-е гг. под заголовком «Программное обучение».

 

Проблемы и перспективы

После того как мы достаточно поверхностно коснулись данной темы, необходимо сказать несколько слов о проблемах и перспективах в этой области.

Приобретенный с использованием компьютеров комфорт приводит к некоторому снижению собственной компетенции и возрастающей зависимости от компьютерных возможностей. Дальнейшим шагом являются выводы и мнение относительно важнейшего информационного посредника – библиотеки.

Снижение компетенции очевидно на элементарном повседневном уровне. Хотя всегда имелся определенный процент населения, который не испытывал затруднений с математическими расчетами, для большей части людей карманный калькулятор стал необходимым для самых простых бытовых подсчетов.

Оживленную дискуссию в педагогике вызывает проблема снижения грамотности в результате частого применения компьютеров. На более высоком уровне можно наблюдать возрастающую антипатию, объяснимую на фоне наступающих электронных средств, что в дальнейшем будет стремительно вступать в противоречие с действительностью. Наступает компьютерный фанатизм, который часто приводит к необоснованному применению компьютерных средств даже в научной области. Математики создали собственную дисциплину, чтобы демонстрировать примеры таких бессмысленных применений. Но социологический аспект имеет природную основу и должен исследоваться психологами [25].

В дальнейшем может наступить зависимость мира от машин, которые в некоторых случаях дороги, должны часто обновляться и постоянно имеют потребность в развитии нового программного обеспечения.

Большинство из нас имеют опыт того, что компьютер и, в частности, установленное программное обеспечение пользователя быстро устаревают и возникает проблема совместимости произведенных документов или программ с более современными средствами инсталляции. В гораздо более крупных объемах наблюдается постоянное инвестиционное давление на инфраструктуры обработки данных в процессах обучения и исследованиях.

В дальнейшем разрыв между учеными, работающими в странах с высоким уровнем экономики, и учеными из развивающихся стран увеличится. Ученые-теоретики, которые раньше обходились преимущественно хорошо оснащенной библиотекой, теперь должны заботиться о том, чтобы в их распоряжении были хорошие компьютеры, если они не хотят быть ущемленными в работе. Как в области поддержки обработки данных, так и в области публикаций поведение некоторых продавцов уже граничит с принуждением.

Последнее в особой степени касается библиотек и является предметом их собственных размышлений о том, как могла бы изменяться их роль вследствие появления компьютерных информационных технологий. Нами умышленно избрано сослагательное наклонение, так как совершенно не очевидно, что библиотеки захотят взять на себя роль информационных посредников. Другие институты также могли бы захватить эту сферу, тем более что многие библиотекари придерживаются мнения, что они могли бы спокойно работать обычными методами.

Причина собрать вместе все части этой публикации состоит прежде всего в том, чтобы разработать сценарий для будущей роли библиотек. Если они хотят принять функцию важнейшего посредника предоставления упомянутых электронных продуктов, они должны выступать в роли экспертов, изучая все предложения и дополняя традиционные фонды электронными публикациями. Это может быть просто электронной копией или же линком к тому месту, где нужный источник доступен. А место будет преимущественно библиотекой или иным общественным учреждением, так как коммерческие предприятия или организации, не имеющие профессионального научного базиса, не смогут выполнить эти функции. Для коммерческого предприятия объект становится неинтересным, как только выясняется его нерентабельность и необходимость определенных издержек. Научные общества также не могут гарантировать постоянную, стабильную инфраструктуру поддержки электронных информационных ресурсов.

Ввиду чрезмерных издержек, связанных с поддержкой актуальных информационных продуктов и предоставлением на продолжительное время доступа к ним, эти процессы могут происходить параллельно с традиционными технологиями не в каждой библиотеке. Скорее работа должна выполняться в кооперативной сети и результаты должны распределяться, будь то копии или линки. Как и до сих пор при решении о приобретении печатных публикаций ученые-специалисты должны будут консультировать библиотеки. Такая система является хорошей гарантией того, что широкие круги пользователей могут в дальнейшем рассчитывать на надежное и целенаправленное информационное содействие, гарантирующее стабильный доступ к научной информации.

В математике примером кооперации является инициатива EMANI (Electronic Mathematics Archiving Network) [26], где библиотеки и издатели работают вместе над проектом, гарантирующим архивацию цифровых публикаций за многие годы и пополнение электронных архивов посредством оцифровывания публикаций, существующих только в печатном виде.

Тем не менее нельзя не сказать, что имеются попытки организовать другие структуры для электронных информационных ресурсов и их архивного хранения. Имеются издатели и агентства, которые как будто монополизировали и захватили ваши фонды, используя библиотеки только лишь в качестве посредника для оплаты абонементов. Они больше не продают сам продукт, а только лишь доступ к нему. В таком случае библиотека, а вместе с ней и ученый постоянно зависят от издателя. Приобретенное при государственном содействии знание доступно до тех пор, пока оно коммерчески выгодно и может быть уничтожено, если не приносит прибыль, т. е. знание является заложником коммерческих интересов.

При этом надо заметить, что речь не идет о том, что все должно быть доступно и бесплатно. Работы, связанные с производством информационных ресурсов, должны финансироваться. Но для всех участников следует установить обоснованные рамки. Библиотеки в течение долгого времени выполняют здесь важную посредническую миссию, которую они несут так давно, что она уже почти не замечается. Роль библиотеки станет видна только в том случае, если ее мысленно исключить и попытаться представить себе механизм непосредственных коммерческих взаимоотношений между пользователем и издателем/продавцом.

Одно лишь требование, что библиотека должна выполнять традиционные функции и одновременно приобщаться к новым технологиям и давать новые предложения, не дает результатов. В нескольких избранных библиотеках должна быть не только разработана и опробована методика обращения с электронными ресурсами, но и отрегулированы административные структуры, обеспечивающие работу сети.

Перевод А.И. Земскова

 

Список литературы

  1. Netlib, a repository of mathematical software, data and documents.
    http://www.math-net.org/search/software/.

  2. Stan Wagon. Mathematica in action. 2nd ed. Springer-Verlag, New York, 2000.

  3. Eric Kamerich. A guide to Maple. Springer-Verlag, New York, 1998.

  4.  Andreas M. Schopp. KANT/Kash – Software for algebraic number theory. Electronic Media in Mathematics. Conference Proceedings on CD–ROM. Coimbra, September 13–15 (2001).

  5. Jьrgen Richter-Gebert; Ulrich H. Kortenkankamp. User manual for the interactive geometry software Cinderella. Reprint with corrections of the original published in 1999 under the title. The interactive geometry software Cinderella. Springer-Verlag, Berlin, 2000.

  6. Trial Solution homepage.
    http://www.trial-solution.de.

  7. Вегнер Б. Проект EULER – интегрированный доступ к библиотечным каталогам и математической информации в Интернет // Науч. и техн. б-ки, 2001, № 2. С. 75–81.

  8. David J. Buerger. LATEX for scientists and engineers. McGraw-Hill Publishing Company, Hamburg etc. 1991.

  9. Навигатор российского Интернета. Наука и техника. Прил. к журналу Информационные ресурсы России. Москва, МГЦНТИ, 2000.

  10. Домашняя страница информационной системы Математика.
    http://www.ict.nsk.su/win/mathpub/mathwww.html.

  11. Домашняя страница сети «БАФИЗ».
    http://dbserv.jinr.ru/.

  12. Домашняя страница сайта «Аналитическая химия».
    http://www.chat.ru/.

  13. Новиков В.Д. Научная электронная библиотека РФФИ сегодня и завтра // 8-я Междунар. конф. «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества» – «Крым 2001». Судак, Автономная Республика Крым, Украина, 2001, 9–17 июня / Тр. конф. Том 1. С. 303–304.

  14. Вегнер Б. Электронная математическая библиотека Европейской службы математической информации – опыт распределения недорогостоящих издательств // Там же. С. 317–320.

  15. Каллис Ю., Шпербер В. Math-Net – попытка создания распределенной информационной системы по математике // Там же. С. 346–350.

  16. EEVL-homepage (The Internet Guide to Engineering, Mathematics, and Computing)
    http://www.eevl.ac.uk/mathematics/.

  17. LANL-homepage (The xxx.lanl.gov e-Print archive).
    http://arXiv.org/.

  18. IST-homepage (Information Society Technologies). Fifth RDT Framework Programme of the EU.
    http://www.cordis.lu/ist/.

  19. Homepage der Universitatsbibliothek Osnabruck, OSIRIS-Anwendung unter.http://www.ub.uni-osnabrueck.de/suche ub.html.

  20. AMS-homepage (American Mathematical Society).
    http://www.ams.org/.

  21. B. Barras et al. The Coq Proof Assistant Reference Manual, version 6.3.1.
    http://pauillac.inria.fr/coq.

  22. Ana Breda, Gladys Castillo, Leslie Bajuelos. A Web-based Courseware in Plane Geometry. Electronic Media in Mathematics. Conference Proceedings on CD–ROM. Coimbra, September 13–15 (2001).

  23. Gunter Weib (ed.) Symposium on Descriptive Geometry. Conference Proceedings. Dresden, June 15–17 (2000).

  24. H. Wolter, I. Dahn. Analysis Individuell. Springer-Verlag, Heidelberg, 2000.

  25. Streitz N.A. Psychologische Aspekte der Mensch-Computer-Interaktion. In C.G. Hoyos & B. Zimolong (Eds.). Ingenieurpsychologie, Vol. 2. P. 240–279 (1990).

  26. Gertraud Griepke, Syed Hasan, Bernd Wegner. The Electronic Mathematics Archiving Network Initiative (EMANI). Serials Vol. 14, № 3. P. 291–293 (2001).

  
На главную