Павлова Н.П. Десять конференций «Крым» - десять лучших докладов, 2004 год
Содержание:

Маленькое предисловие к большому сборнику

Электронные средства информации в процессе обучения и исследованиях. Роль библиотек как информационных посредников
Electronic Information in Education Process and ResearchRole of Libraries as Information Intermediaries


Н.И. Гендина,
Кемерово, Россия
Natalia Gendina,
Kemerovo, Russia

Высшая библиотечная школа в контексте новой парадигмы образования
Higher Librarian School in the Context of New Educational Paradigm


Е.Ю. Гениева,
Москва, Россия
Ekaterina Genieva, Moscow, Russia

Библиотеки и мир после 11 сентября
Libraries and the World after September 11


А.И.
Земсков, Г.А. Евстигнеева, Москва, Россия
Andrei Zemskov, Galina Evstigneeva, Moscow, Russia

Электронные версии депозитарных фондов научных библиотек
Electronic Versions of Research Libraries Deposited Collections


Френсис Кирквуд,
Оттава, Канада
Francis Kirkwood, Ottawa, Canada

Библиотеки, информация и демократия в посттеррористический период: Куда идти?
Libraries, Information and Democracy in a Post-Terrorist Age: Where do We Go from Here?


Уоллас Колер,
Норман, Оклахома, США
Wallace Koehler,
Norman, OK, USA

Йитка Хьюрик, Де-Калб, Иллинойс, США
Jitka Hurych,
Dekalb, IL, USA

Ванда Доул, Топика, Канзас, США
Wanda Dole,
Topeka, KA, USA

Библиотеки и моральные ценности в межнациональном и междисциплинарном контексте
Libraries and Ethical Values in a Cross National and Cross Disciplinary Context


Е.И
Кузьмин, Москва, Россия
Evgeny Kuzmin, Moscow, Russia

Государственная информационная политика и библиотеки: к проблеме взаимодействия
Government Information Strategy and Libraries: Problem of Cooperation


Т.Н.
Прокошева, Киев, Украина
Tatiana Prokosheva, Kiev, Ukraine

Стратегия развития библиотек Украины: приоритеты политики Министерства культуры и искусств
Ukrainian Libraries Development Strategy: Priorities in Ukrainian Ministry for Culture and Arts Politics


А.В.
Соколов, С.-Петербург, Россия
Arkady Sokolov,
StPetersburg, Russia

Спасет ли красота мир? (Некоторые итоги изучения ценностных ориентаций постсоветского гуманитарного студенчества)
Will the Beauty Save the World? (Study of Value Orientation of Post-soviet Humanities Students: Some Results)


Я.Л. Шрайберг,
Москва, Россия
Yakov Shraiberg,
Moscow, Russia

Осторожно: автоматизация и рядом Интернет. Не носите розовых очков!
Beware of Automation and the Internet. Do not View through rose-colored glasses!


УДК 002+02

Е.И. Кузьмин
начальник отдела библиотек
Министерств
культуры Российской Федерации,
Москва
Россия

Evgeny Kuzmin
Head, Department of Libraries
Ministry of Culture of the Russian Federation,
Moscow, Russia

Государственная информационная
политика и библиотеки:

к проблеме взаимодействия

Government information strategy
and libraries: problem of cooperation

Седьмая Международная конференция «Крым 2000»
Seventh International Conference «Crimea 2000»

В докладе рассматриваются история, современное состояние, тенденции, проблемы, задачи российских библиотек в свете формирующейся в стране государственной информационной политики.

The paper studies the background, state of the art, trends, problems, and tasks that Russian libraries are facing in the context of national information strategy development.

Деятельность библиотек слишком разнопланова и многогранна, чтобы рассматривать библиотечное дело исключительно как объект государственной культурной политики. Цели и мотивы, которыми руководствуются пользователи библиотек, тоже самые разные — от желания просто отдохнуть и развлечься до необходимости срочно найти информацию, необходимую для продолжения личной карьеры или решения чисто производственных или государственных проблем.

Федеральный закон «О библиотечном деле», принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 г., определяет библиотеку как «информационное, культурное, образовательное учреждение». Если основываться на трех этих важнейших, законодательно зафиксированных функциях, то библиотеки должны быть обязательно и прежде всего объектом государственной политики в области информации (включая все ее пласты и аспекты), культуры и образования. К этому стоит добавить и такие важные сферы, как наука, здравоохранение, сельское хозяйство и т. д.

Ответственность за состояние библиотек и библиотечного обслуживания в стране несет отнюдь не одно федеральное ведомство, номинально ответственное за государственную культурную политику, и даже не только все федеральное правительство, а все общество. Единая, согласованно формируемая и проводимая всеми ведомствами государственная политика в области библиотечного дела (за рубежом такую политику иногда определяют как национальную, в нашей многонациональной стране ее лучше назвать общенациональной, и такое определение пора вводить в научный и культурный оборот) — это идеал, к которому должны стремиться все общество, все органы государственной и муниципальной власти, все негосударственные структуры и, наконец, сами библиотеки. Путь к достижению этого идеала и есть путь к национальному согласию, к рациональному определению обществом своих главных целей и задач. Этот путь пролегает через всеобщий свободный доступ к знаниям и информации, и здесь огромную роль играют библиотеки.

Общенациональная библиотечная политика в демократической стране с децентрализованными властью, управлением и финансами возможна только при условии наличия высокого уважения общества к библиотекам, понимания всем обществом той роли, которую они уже играют или в состоянии играть в развитии всего общества, его экономики и культуры, всех его социальных групп и структур.

Проблемы формирования государственной библиотечной политики, ее места в системе государственной культурной политики рассмотрены в монографии «Библиотеки России на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы» [1]. Все последующие размышления представляют собой фрагмент этой монографии и посвящены малоисследованному аспекту государственной библиотечной политики: месту и роли библиотек в системе государственной информационной политики.

* * *

В тоталитарном обществе свобода производства, распространения и потребления информации никогда не рассматривалась и, по определению, не могла рассматриваться как необходимое условие поступательного развития страны, ее социальных институтов, личности каждого человека. Информационная насыщенность и информационное равновесие в обществе не расценивались как один из гарантов его стабильности.

При этом никто не будет отрицать, что в СССР были достигнуты огромные успехи в том, чтобы знания сделать доступными как можно более широкому кругу граждан. Коммунизм видел в знании мощную силу, способную преобразовать мир в соответствии с его целями. В беспрецедентно короткие для мировой истории сроки в стране сумели ликвидировать массовую безграмотность населения. Но, как известно, неконтролируемая сила в какой-то момент может стать и опасной, поэтому стратегия коммунистического правления в вопросах доступности населению знаний и информации вполне укладывалась в парадоксальную формулу «максимум знаний, но ... до определенного предела». Предел устанавливался властью по своему разумению.

Доступ к информации, особенно социально-политического, экономического, гуманитарного характера тщательно контролировался властями и был ограничен. Подавление всяческого инакомыслия в самом его зародыше и всепроникающая цензура были в числе основных методов осуществления идеологической политики КПСС. Идеологи режима словно делили информацию на полезную и вредную, важную и неважную. И подобно тому, как в экономике ставка делалась на тяжелую промышленность, а не на товары народного потребления, в информационной сфере приоритеты были отданы информации научно-технического характера.

Почти 30 лет назад у нас в стране начала формироваться система обслуживания специалистов научно-технической информацией. Каждое ведомство (министерство, государственный комитет), отвечавшее в СССР за свою отрасль народного хозяйства (а число таких ведомств в некоторые годы превышало 100), имело свой отраслевой институт научно-технической информации с разветвленной сетью региональных центров, которые занимались сбором и распространением специализированной информации. Деятельность этих центров осуществлялась в рамках всесоюзной программы создания Государственной автоматизированной системы научно-технической информации (ГАСНТИ). Куратором и идеологом этой программы был Государственный комитет СССР по науке и технике (ныне — Министерство промышленности, науки и технологий РФ). Вся информационная политика, осуществляемая в рамках этой программы, в основном была нацелена на обслуживание научных и технических направлений.

С начала 1970-х гг. в СССР появились первые сети передачи информации. Доступ советских организаций к зарубежным базам данных и наоборот осуществлялся через ВНИИПАС — Всесоюзный научно-исследовательский институт прикладных автоматизированных систем (ныне — Институт автоматизированных систем). Этот институт изначально создавался как мощный телекоммуникационный центр, который участвовал во многих международных программах, как, впрочем, участвует и сейчас.

Многие достижения в области науки и техники, которыми СССР по праву гордился и которые порой вызывали трепет на Западе, стали возможны в результате проводившейся тогда государственной информационной политики, хотя сам термин государственная информационная политика (так же, как и культурная политика) в официальный обиход вошел сравнительно недавно.

Однако, если смотреть с позиций сегодняшнего дня, можно утверждать, что в целом эта политика намеченных целей по ряду причин не достигла.

Концепция программы ГАСНТИ не могла быть реализованной уже потому, что страна не имела и не могла иметь необходимого программно-технического обеспечения, прежде всего из-за ограничений, которые Координационный комитет по контролю за экспортом продукции стратегического назначения и научно-технической информации (КОКОМ) накладывал на ввоз в СССР с Запада новейшей вычислительной техники и информационных технологий. Не было адекватных поставленным задачам советских компьютеров и соответствующих каналов связи. По словам президента хорошо известной в российских библиотечных кругах американской компании VTLS Винода Чачры, в самом конце 1980-х гг. ему потребовалось 18 месяцев, чтобы получить разрешение Конгресса США на поставку программного обеспечения для Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Онлайновое обслуживание советских граждан из отечественных баз данных и подключение к зарубежным всегда носило элитарный характер, прежде всего из-за дороговизны услуг, предоставляемых Институтом автоматизированных систем.

Наконец, недальновидным было чисто организационное решение программы ГАСНТИ: за единичными исключениями библиотеки не были в нее включены. Огромные государственные деньги в 1970–1980 гг. вкладывались в центры НТИ, а не в автоматизацию универсальных общедоступных библиотек и создание электронных каталогов и баз данных. Задача обеспечивать свободный, быстрый и легкий доступ к информации перед библиотеками в СССР никогда не ставилась. Огромный информационный потенциал и возможности библиотек были не видны ни властям, ни обществу в целом.

* * *

В советском общественном сознании библиотеки традиционно связывались, главным образом, с культурой. До 1953 г. массовые библиотеки наряду с клубами и музеями входили в систему культпросвета и находились в ведении Комитета РСФСР по делам культпросветучреждений. После его объединения в 1953 г. с Комитетом по делам искусств СССР и образования Министерства культуры СССР массовые библиотеки перешли в ведение Министерства культуры. Смысловой ряд, в который были поставлены в советское время библиотеки, был следующий: идеология, пропаганда, воспитание, культура, культпросвет, клубы, библиотеки, музеи, досуг.

До сих пор многие самостоятельные крупнейшие научные библиотеки страны (например ГЦНМБ), финансируются в соответствии с бюджетным классификатором по статье «Культура».

Неслучайно, что именно Министерство культуры СССР, чью библиотечную сеть на 99% составляли массовые библиотеки, было головным министерством в области библиотечного дела, в том числе и для библиотек сугубо научных, и для библиотек, созданных исключительно для обеспечения образовательного процесса.

Только с развитием демократических процессов, крахом авторитарного государства, провозглашением свободы доступа и распространения информации, зарождением рынка персональных компьютеров, информационных и телекоммуникационных технологий и, как следствие, с началом становления в России информационного общества в публичных библиотеках стала наращиваться и постепенно выходить на передний план (а в некоторых даже доминировать) информационная функция, что нашло свое отражение в «библиотечном» законе России 1994 г., где, как уже отмечалось, информационная функция библиотек поставлена перед культурной и образовательной. Не могло это не отразиться и на структуре органов управления библиотечным делом.

С 1992 г. автоматизация библиотечного дела становится все более приоритетным направлением библиотечной политики. Да и само библиотечное направление начинает усиливаться в общей политике Министерства культуры РФ. Ассоциативный ряд, в котором начали рассматриваться библиотеки, меняется. Теперь это — библиотеки, наука, культура, образование, информация, массовые коммуникации, гражданские свободы, демократия, открытость и даже национально-культурное возрождение народов России. В государственной культурной политике все четче проступает чисто информационная составляющая, связываемая в основном с библиотеками.

Развитие этих тенденций приводит к тому, что в Управлении библиотек Министерства культуры РФ в 1997 г. возникает отдел информации и информатизации; к Управлению библиотек присоединяется пресс-центр министерства и образуется Управление библиотек и информации. В 1998 г. в результате новой реорганизации к Управлению библиотек и информации присоединяется отдел науки (пресс-центр выводится из его состава), создается Управление библиотек, науки и информатизации. Предполагалось даже, что именно это управление, учитывая его большие достижения в сфере информатизации библиотечного дела, возглавит на начальном этапе все направления работ, связанных с информатизацией сферы культуры и необходимостью формирования нового соответствующего раздела государственной культурной политики. Осенью 1999 г. Управление библиотек, науки и информатизации расформировывается, образуется Департамент культурного наследия, в состав которого входят Отдел библиотек, Отдел музеев и Федеральная инспекция охраны недвижимых памятников.

К 1997–1998 гг. почти все крупнейшие научные библиотеки страны объединились вокруг Министерства культуры РФ в разработке направления библиотечной информатизации, сетевой интеграции, коллективного создания и совместного использования электронных информационных ресурсов.

Библиотеки все больше становятся не только объектами, но и субъектами информационной деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях. В ряде регионов, во многом благодаря настойчивым рекомендациям Министерства культуры РФ, библиотеки вошли в принятые там в середине 1990-х гг. региональные программы информатизации.

Между тем западное общество начало рассматривать библиотеки как информационные центры уже с конца 1970-х гг., т. е. с того времени, когда на Западе в полной мере была осознана фундаментальная роль информации в жизни человечества, когда стало ясно, что грамотное использование информационных ресурсов многократно повышает эффективность использования всех других видов ресурсов (материальных, финансовых, энергетических и т. д.).

К широкому общественному осмыслению этих проблем Россия подошла, как минимум с 15-летним опозданием. Вполне естественно, что примерно настолько же к началу 1990-х гг. мы отстали и в своих представлениях о социальной роли библиотек в современном мире.

Уже в середине 1970-х гг. на Западе, прежде всего в США, важнейшая задача библиотек начала формулироваться как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации со всеми вытекающими из этого последствиями в виде их полного технического перевооружения, компьютеризации и т. д. Тогда же, в начале 1970-х гг. в США начали создаваться библиотечные компьютерные сети, библиотечные онлайновые центры, такие, как OCLC и RLIN. К концу 1980-х гг. библиотекари США уже определяли себя не как хранителей и пропагандистов книги, а как навигаторов в море информации.

* * *

В новой России, ставящей целью создание открытого гражданского правового общества с демократической формой правления и рыночной экономикой, до середины 1990-х гг., когда закладывались основы новой государственной библиотечной политики, в центр которой уже были поставлены вопросы информатизации библиотечного дела, на официальном уровне не существовало целостной концепции государственной информационной политики. Ни общество, ни политика, ни ведомства, ни ведущие специалисты к этому еще не были готовы.

В СССР в условиях цензуры информационная политика была частью господствовавшей идеологии и, соответственно, идеологической политики КПСС. В новой России после краха отторгнутой народом идеологии не только к идеологической, но и к информационной политике было проявлено поразительное невнимание со стороны правительства. Сейчас этот пробел почти всем стал очевиден, и его необходимо начать восполнять. Речь, разумеется, может идти не о какой-либо господствующей идеологии, а только о нормальной информационной политике, которая есть во всех странах.

В информационный век в странах с развитой демократией и рыночной экономикой информационная политика вообще стала рассматриваться как часть культурной политики. И в этом заключено признание того, что, во-первых, информационные воздействия оказывают решающее влияние на культурные стереотипы и образцы, культурное поведение людей, а во-вторых, что огромные массивы накопленной человечеством информации — это есть его культурное достояние. Кстати, в 1992 г. Европейский Союз и Немецкий библиотечный институт проводили в Бонне европейскую конференцию, которая так и называлась — «Информационная политика как культурная политика», и в ней участвовали руководители министерств, отвечающих за культуру, из различных европейских стран [2].

Для нас плодотворность такого подхода особенно важна. В России, расположенной на одной восьмой части земного шара, не создав на новой технологической основе единого информационного пространства, нельзя создать и единого культурного пространства — а ведь это и должно быть одной из главных задач государственной культурной политики.

При этом формирование единого культурного пространства страны должно прежде всего выражаться не в возобновлении интенсивных межрегиональных обменов творческими коллективами и выставками, а в создании единого общероссийского рынка книг, периодики, видео-, теле- и радиопрограмм, электронной информации, причем рынка равнонасыщенного (по объему и репертуару) во всех регионах страны. Сейчас многие регионы находятся в ситуации информационного вакуума (культурной изоляции), не знают даже о том положительном опыте, который накапливается у соседей. Страна информационно разомкнута, и эту ситуацию необходимо как можно быстрее преодолеть.

Политика, ставящая перед собой такие цели, должна иметь огромные положительные социальные, экономические и политические последствия и будет приветствоваться обществом. Должен быть налажен информационный обмен не только между центром и регионами, но и непосредственно между регионами (книги, СМИ, электронная информация, Интернет). В русле такого понимания задач информационной политики совершенно естественным и логичным будет ее поворот к библиотекам.

Библиотеки — это одна из немногих сохранившихся и работающих инфраструктур, пронизывающих все общество и имеющихся практически в каждом, даже самом маленьком населенном пункте. Публичные библиотеки — это самые посещаемые (около 500 млн посещений в год) учреждения социальной сферы, оказывающие поэтому огромное влияние (в ту или иную сторону) на ход общественных процессов — в зависимости от того, какая литература в библиотеки поступает и какая информация доступна читателям библиотеки. Из-за неразвитости российского книжного и информационного рынка, особенно в регионах, а также низкой покупательной способности, большинство населения имеет возможность доступа к новой информации и новым знаниям в основном в библиотеках.

* * *

Политика информатизации, принципы и положения которой в России начали формулироваться и развиваться с начала 1990-х гг., сводилась «с небольшими вариациями к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации была отделена от политики, проводимой государством в области СМИ, связи и телекоммуникаций». Такой вывод делается авторами Концепции государственной информационной политики, одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи (15 октября 1998 г.) и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ (21 декабря 1998 г.). [3].

«На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации», — говорится в упомянутой Концепции. Только «в последние 2—3 года содержание было несколько расширено, и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны». [3].

Современные представления о библиотеке как одном из важнейших гарантов обеспечения конституционных прав граждан на получение информации дают библиотекам шанс активно вписаться в формирующуюся сейчас государственную информационную политику.

В Концепции государственной информационной политики ее основные задачи сформулированы следующим образом:

  • модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

  • развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

  • эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР), обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

  • обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

  • подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

  • создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Все эти задачи российское библиотечное сообщество обсуждает уже несколько лет, и некоторые из них почти дословно совпадают с формулировками целей и задач многих библиотечных программ, в частности программы «ЛИБНЕТ».

Более того, можно с известной уверенностью утверждать, что библиотечное сообщество уже значительно продвинулось в решении задач государственной информационной политики. В какой-то степени опыт библиотек может быть учтен и другими профессиональными сообществами как в плане разработки политики информатизации конкретной сферы, так и в плане выработки общей профессиональной идеологии, выявления и структурирования проблем, консолидации профессионального сообщества и формирования профессиональной элиты, что является абсолютно необходимым для достижения общих целей, и т.д. В свою очередь, эти профессиональные сообщества в рамках осуществления государственной информационной политики в состоянии помочь библиотекам в решении проблем с использованием новейших информационных и телекоммуникационных технологий.

После одобрения Концепции государственной информационной политики саму ее структуру целесообразно наложить на государственную политику в области информатизации библиотечного дела — и в целях совершенствования последней, и для координации и гармонизации обеих политик.

Основными направлениями политики в области информационных ресурсов (ИР) библиотек должны стать:

  • разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения системы управления ИР и механизмов реализации имеющихся правовых положений;

  • разделение полномочий по владению и распоряжению информационными ресурсами библиотек между Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, а также учредителями библиотек и самими библиотеками;

  • разработка и реализация организационных мер по координации деятельности в сфере формирования и использования ИР библиотек, а также экономических методов регулирования этой деятельности;

  • создание государственной системы мониторинга состояния ИР;

  • разработка и реализация федеральных и региональных программ, направленных на формирование и использование различных категорий ИР.

Первоочередными мероприятиями в этой области должны, по-видимому, стать:

  • анализ существующей нормативно-правовой базы, касающейся различных аспектов формирования, развития и использования ИР с целью выработки рекомендаций по согласованию положений различных законов и определению необходимых дополнений к законодательству;

  • проведение инвентаризации ИР, созданных или приобретенных библиотеками за счет бюджета;

  • разработка и реализация системы управления ИР библиотек по отдельным категориям ресурсов.

Государственная политика в вопросах развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИТИ) библиотек должна осуществляться по таким направлениям, как обеспечение бюджетного финансирования ИТИ российских библиотек, стимулирование (финансовое, налоговое и т. д.) коммерческих систем (провайдеров телекоммуникационных услуг и контент-провайдеров), реализация и защита прав граждан на доступ к информации в общедоступных библиотеках.

В области информационных и телекоммуникационных технологий основными направлениями государственной политики должны быть:

  • селективная государственная поддержка приоритетных отечественных автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС);

  • открытое конкурсное размещение госзаказов на новые АБИС при гарантиях госзакупок и открытый конкурсный отбор систем при реализации государственных проектов информатизации библиотечного дела;

  • поддержка перспективных научных исследований в области создания отечественных АБИС, основанных на новейших СУБД;

  • стимулирование использования АБИС отечественной разработки при условии их конкурентоспособности в различных финансируемых из госбюджета проектах и программах информатизации библиотек;

  • широкое использование передовых зарубежных АБИС, не имеющих российских аналогов.

Первоочередными мероприятиями для реализации указанных направлений должны быть:

  • разработка и принятие системы сертификации АБИС на основе применения международных и отечественных стандартов или рекомендаций в области хранения и передачи данных, а также библиотечного дела;

  • разработка и реализация системы проведения открытых конкурсов на АБИС, которые необходимо использовать в финансируемых государством проектах и программах;

  • выделение перспективных научных разработок в области АБИС и обеспечение их бюджетного финансирования;

  • определение мер и процедур внебюджетного стимулирования отечественных разработчиков и производителей конкурентоспособных АБИС.

Развитие сетевого взаимодействия библиотек, процессов генерации и интеграции их информационных ресурсов невозможно без сохранения и расширения имеющегося в стране научно-технического потенциала, включающего в себя прежде всего государственные и негосударственные организации и предприятия, разрабатывающие программное обеспечение и осуществляющие проектирование технических средств библиотечной информатизации. Государственная политика должна быть направлена на оказание помощи развитию отечественных производителей (независимо от форм собственности), обеспечивающих технологическую независимость формирования российской информационно-библиотечной среды. И это позволяет сформулировать такие направления государственной политики, как:

  • поддержка национальных научных школ, имеющих фундаментальные научные результаты мирового уровня в области библиотечной информатизации;

  • поддержка продвижения конечных программно-технических продуктов отечественной разработки и производства на российский и мировой рынок;

  • разработка и реализация процедур проведения открытых конкурсов на разработку информационных и телекоммуникационных систем и систем связи для библиотек;

  • обеспечение прямого конкурсного отбора исполнителей по выполнению государственных заказов для создания и модернизации АБИС с четким приоритетом отечественных;

  • сертификация продукции отечественных и зарубежных разработчиков и производителей;

  • поддержка и развитие государственной системы подготовки научных кадров и кадров разработчиков и производителей различных средств библиотечной информатизации.

К числу первоочередных мероприятий должно быть отнесено создание критериев отбора перспективных разработок и правовых положений по совершенствованию порядка сертификации отечественных программных и технических средств.

Основными направлениями государственной политики по отношению к рынку библиотечной информации и услуг должны быть:

  • разработка нормативно-правовых положений, регулирующих поведение участников рынка (библиотек, информационных институтов, фирм-посредников, сервис-провайдеров и т.д.) и возможность государства ориентировать его на первоочередное удовлетворение потребностей общества и государства;

  • выработка и проведение в жизнь политики протекционизма по отношению к отечественным производителям;

  • повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции путем проведения открытых конкурсов на выполнение государственных заказов, сертификации продукции и лицензирования отечественных производителей;

  • продвижение отечественных конкурентоспособных продуктов на мировой информационный рынок.

В рамках указанных направлений первоочередными мероприятиями государственной информационной политики должны быть разработка стратегии поведения государства на информационно-библиотечном рынке России в соответствии с общей экономической политикой, в том числе развитие сферы потребления информационных продуктов и услуг, а также разработка комплекса нормативно-правовых положений и механизмов, обеспечивающих реализацию принятой стратегии.

Общепризнанно, что одним из определяющих факторов политического, социально-экономического и культурного развития стала информационная среда, характеризующаяся глобализацией компьютерных сетей, стремительным ростом рынка информационных технологий, продуктов и услуг. Во всем мире библиотеки, производящие и потребляющие огромное количество информации и в зависимости от категории информации предоставляющие ее в общественное пользование на бесплатной или платной основе, занимают на этом рынке особое место. Эти обстоятельства нельзя не учитывать в процессе формирования информационного законодательства и его отдельных направлений, особенно в вопросах прав библиотек, граждан, юридических лиц и государства на свободное получение информации, ее распространение и использование, а также защиты авторских прав и интеллектуальной собственности. Поэтому основными направлениями государственной политики в области информационного права должны быть:

  • разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в библиотечной сфере;

  • согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в библиотечной сфере с законодательством в информационной сфере и других областях;

  • разработка подзаконных актов и руководящих документов, обеспечивающих эффективное правоприменение существующего и разрабатываемого законодательства;

  • активное участие в разработке международного законодательства в сфере межбиблиотечных информационных отношений.

Первоочередными мероприятиями здесь должны стать анализ процессов развития библиотечно-информационной сферы и определение областей, не имеющих правового обеспечения; разработка концепции развития законодательства об информационной деятельности библиотек; анализ причин низкой правоприменимости существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения.

Обеспечение безопасности создаваемых и хранимых в крупнейших библиотеках страны электронных информационных ресурсов, применяемых для этого технологий должно рассматриваться как один из вопросов национальной безопасности страны и тесно увязываться с утвержденной Концепцией национальной программы сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационных ресурсов страны.

Система информационной безопасности (ИБ) призвана обеспечить защиту информационных ресурсов библиотек и их информационно-телекоммуникационной инфраструктуры от воздействия чрезвычайных (в том числе аварийных) ситуаций, компьютерного терроризма, применения оружия и других криминальных посягательств, а также от угроз, связанных с интенсификацией информационного обмена через Интернет.

Основные направления государственной информационной политики в этой области применительно к библиотекам можно сформулировать следующим образом:

  • учет требований ИБ при выработке стратегии политики библиотечной информатизации и осуществлении всех ее мероприятий;

  • тесное взаимодействие мероприятий государственной информационной политики с мероприятиями, проводимыми в рамках государственной политики обеспечения ИБ;

  • выработка согласованной политики, правил и процедур интегрирования российских библиотек и их информационных ресурсов в международные телекоммуникационные сети, сводные каталоги, базы и банки данных;

  • выработка и осуществление единой научно-технической политики государства в области создания технических средств обеспечения ИБ всей инфраструктуры сетевого взаимодействия библиотек, применяемых в них информационных систем и технологий, а также их информационных ресурсов.

В качестве первоочередных мероприятий необходимо провести анализ существующей нормативно-правовой базы обеспечения ИБ и при необходимости осуществить ее корректировку, а также выработать общие принципы и рекомендации по проведению согласованной политики закупок российских и зарубежных программно-технических и телекоммуникационных средств и их использованию в библиотеках и межбиблиотечных онлайновых центрах.

Будущее библиотек России, системы информационно-библиотечного обслуживания, полнота и качество информационных ресурсов российских библиотек существенно зависят от степени их интегрированности в инфраструктуру международного информационного взаимодействия, в том числе в работу таких крупных международных библиотечных онлайновых центров, как OCLC, RLIN, ABES, CURL, а также таких центров МБА, как CRL, Boston Spa и др.

Проблема здесь состоит в необходимости соблюдения интересов России в международном информационном обмене и обеспечения безопасности информационных ресурсов российских библиотек и их информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Чтобы участие библиотек России в международном информационном обмене было действенным и экономически эффективным, необходимо осуществлять политику библиотечной информатизации на следующих направлениях:

  • обязательное участие библиотек России в проектах развития международного библиотечного информационного обмена;

  • постепенность (этапность) вхождения библиотек России в международные сети в соответствии с действительными потребностями в международном обмене информационными технологиями, продуктами и услугами, экономическими и технологическими возможностями;

  • обеспечение требуемого уровня информационной безопасности при подключении к международным сетям.

Для реализации этих положений должны быть выполнены следующие мероприятия:

  • организация мониторинга и прогнозирования потребителей в различных видах информационного обмена;

  • координация мер министерств и ведомств по организации международного сотрудничества по этим вопросам, а также по предотвращению угроз информационной безопасности;

  • разработка национальных стандартов информационного обмена и защиты информации, совместимых с международными;

  • организация системы комплексной подготовки массовых пользователей к работе в глобальных информационных сетях, охватывающей обучение пользователей, повышение квалификации специалистов по телекоммуникациям, распространение информации о мировых сетях и пр.;

  • разработка законодательства, устанавливающего статус информации, передаваемой по глобальным открытым сетям, процедур контроля за соблюдением этого статуса, а также прав, обязанностей и ответственности пользователей;

  • активное участие в разработке международного законодательства и нормативно-правового обеспечения участия библиотек в международном информационном обмене.

* * *

В последние годы в кругах специалистов чисто информационной сферы — информатики и вычислительной техники, информационных технологий и телекоммуникаций, — занимающих ключевые позиции в вопросах формирования государственной информационной политики, определения ее стратегии, тактики, приоритетных направлений (в том числе расходования бюджетных средств), традиционно скептическое отношение к библиотекам, недооценка их деятельности стали меняться, причем в сторону несравненно лучшего понимания их реальной роли, задач в современном информационном мире, информационных возможностей, характера и полноты накопленных в библиотеках информационных ресурсов и связанной с этим степени востребованности их обществом.

Этому способствовала активная библиотечная политика Министерства культуры РФ, особенно в сфере информатизации библиотечного дела, довольно тесное взаимодействие министерства в этих вопросах сначала с Комитетом по информационной политике при Президенте РФ, затем с Государственном комитетом РФ по связи и информатизации, наконец, реальные успехи самих библиотек в вопросах компьютеризации, освоении новых информационных технологий, наращивании объемов и форм предоставления информационно-библиотечных услуг, создании собственных информационных ресурсов, развитии средств навигации и справочно-поисковых аппаратов. Успехи библиотек в информационном мире сегодня особенно заметны на фоне ослабления деятельности центров НТИ и обусловлены консолидированностью библиотечного профессионального сообщества в осмыслении текущих проблем и перспектив своего развития в контексте мирового опыта.

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.) библиотечные фонды и информационные продукты библиотек включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов, что возлагает на библиотеки ответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на информацию.

До последнего времени проблемы различных информационных ресурсов рассматривались изолированно друг от друга, прежде всего ввиду их большого разнообразия как по составу и содержанию самой информации, так и по формам ее представления, собственности, организационным решениям, используемым технологиям и другим параметрам. В потоке публикаций, исследующих эти проблемы, библиотеки если и не были откровенно на заднем плане, то во всяком случае явно терялись. Выходить на авансцену в информационном сообществе они начали тогда, когда была осознана необходимость формирования целостной государственной информационной политики, осмысления и синтеза всех уже накопленных знаний, представлений и информации об информационных ресурсах России, каналах доступа к ним и способах их использования.

В 1995 г. был подготовлен Национальный доклад «Автомати-зированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития» [4], содержащий анализ состояния информационных ресурсов, представленных в электронной форме, прежде всего баз и банков данных. Хотя в этом докладе библиотекам отведено достаточно скромное место, но все же они в нем присутствуют.

В 1999 г. опубликован Национальный доклад «Информационные ресурсы России», цель которого — «формирование целостного представления о состоянии и тенденциях развития информационных ресурсов, позволяющего сформулировать и определить пути реализации эффективной государственной политики в области формирования, защиты и использования информационных ресурсов» [5, 6]. Нам довелось быть в составе редколлегии и рабочей группы по подготовке этого доклада. В нем библиотеки стоят уже на первом месте, и раздел «Библиотечная сеть России и ее информационные ресурсы» фактически открывает доклад, следуя за общим описанием структуры всех информационных ресурсов страны.

Библиотечная сеть в этом докладе названа в числе четырех основных государственных информационных систем России, имеющих межведомственный универсальный характер, наряду с Архивным фондом Российской Федерации, государственной системой статистики и государственной системой научно-технической информации. Причем любопытно и показательно, что в этом списке библиотечная сеть — на первом месте.

В докладе отмечается, что «в настоящее время начала складываться и система правовой информации, призванная объединить неэффективно функционирующие ведомственные и региональные системы информирования о нормативно-правовых актах, принимаемых различными органами управления». Но и на этом направлении работ в качестве положительного примера в докладе приводится набирающее силу сотрудничество общедоступных библиотек (прежде всего крупных федеральных и региональных) и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией — имеется в виду начавшийся в 1998 г. процесс создания публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек.

Тем не менее говорить о том, что библиотеки сегодня уже занимают подобающее им место в государственной информационной политике или близки к гармонии отношений с ее идеологами, прямо скажем, преждевременно. В утвержденном постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. «Положении о государственной системе научно-технической информации», направленном на ее оживление, в перечень федеральных органов НТИ не попали даже общероссийские национальные библиотеки — РГБ и РНБ, а в перечне региональных центров НТИ отсутствуют все центральные универсальные научные библиотеки субъектов федерации, обладающие крупнейшими универсальными информационными ресурсами на своих территориях. На этот вопиющий факт Правительству РФ было указано на парламентских слушаниях «О библиотечном обслуживании населения Российской Федерации», состоявшихся в Совете Федерации 24 апреля 1998 г. Более того, участники слушаний высказали рекомендации Правительству «Включать во все государственные программы по вопросам информации и информатизации библиотеки и библиотечные фонды как неотъемлемую составную часть информационных ресурсов страны» [7].

Однако, разумеется, библиотекам предстоит еще огромная работа, направленная на изменение десятилетиями складывавшегося стереотипа их восприятия исключительно (или преимущественно) как культпросветучреждений.

В свою очередь и библиотекам надо преодолеть появившийся у них в последние годы скепсис в отношении потенциала и реальной деятельности институтов в системе НТИ, которые сегодня тоже, как и библиотеки, активно модернизируются на принципиально новой современной технической и технологической базе. Накопленные в них огромные информационные ресурсы, олицетворявшие достижения информатики в СССР, также создавались и были предназначены для решения проблемы доступности информации специалистам.

Поэтому скоро неминуемо встанет вопрос об интеграции этих ресурсов с библиотечными (там, где это возможно и целесообразно) на основе совместимых технологий, единых стандартов, норм и правил в рамках государственной информационной политики. Новые федеральные программы по созданию электронных библиотек дают реальный шанс для такой интеграции.

 

Список литературы

  1. Кузьмин Е.И. Библиотеки России на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы. М., Либерея, 1999. 224 с.

  2. Information policy as cultural policy: Proceedings of an International Conference. Bonn, 1992. Berlin, 1993. S. 11—16.

  3. Концепция государственной информационной политики / Под общей редакцией О.А. Финько. М., 1999. 47 с; Науч. и техн. б-ки, 2000; № 6. C. 4—45.

  4. Автоматизированные ресурсы России. Состояние и тенденции развития: Нац. докл. М.: НТЦ «Информ-регистр», 1994. 121 с.

  5. Информационные ресурсы России: Нац. докл. / Госкомитет РФ по связи и информатизации, Миннауки РФ, ВИНИТИ. М., 1999. 24 с.

  6. Информационные ресурсы России. М.: НТЦ «Информ-регистр», 1999. 203 с.

  7. Актуальные вопросы библиотечного дела: Информ. вып. № 5 // Ориентиры культурной политики / М-во культуры РФ, Управление библиотек и информации, ГИВЦ. М., 1998. 115 с.

  
На главную