Трояновский С.П. Проблемы взаимодействия издателей, книготорговцев и библиотек в едином информационном поле, 2002 год
Содержание:

Шрайберг Я.Л. Библиотеки, издатели, книгораспространители вместе или порознь? 

Добровольский В.В. Елиников М.П. Книга, книжное дело, библиотека и электронная культура: проблемы соотношения и взаимосвязи

Есенькин Б.С. О стереотипах прошлого в образовании

Ильина Е.П. К вопросу о функциях национальных библиотек

Зайцева Е.М. Классификационные проблемы книжного дела

Кисловская Г.А. Ретроконверсия карточных каталогов: цели организационные и методические принципы 

Линдеман Е.В. К вопросу об организационно-технологической основе создания корпоративных ресурсов библиотечных консорциумов

Панкова А.Н. Проблемы реализации специализированной библиотечной литературы

Саразетдинов Р.Г. Казаченкова Л.А. Библиотеки и книжный бизнес: проекты и эксперименты, находки и потери (на основе опыта Издательской группы «Гранд-Фаир»)

Скорикова И.А. Проблемы комплектования фонда научно-технической библиотеки: опыт ГПНТБ России

Трояновский С.П. Библиотеки как субъекты книжного рынка


УДК 025.1+655.42

С.П. Трояновский
начальник Репроцентра,
заместитель директора ГПНТБ России

Библиотеки как субъекты книжного рынка

В статье рассматриваются общие вопросы издательской деятельности; приведены примеры систематизации видов издательской продукции библиотек.

Библиотеки Российской Федерации являются активными участниками книжного рынка: приобретая издания для формирования своих фондов, библиотеки тем самым оказывают поддержку книгоиздательскому процессу. Особенно это касается профессиональных изданий, представляющих интерес для небольшой группы читателей и приобретаемых в основном библиотеками.

Естественно, издательские и книготорговые организации заинтересованы в развитии деловых и коммерческих отношений с библиотеками. Если в первых Международных Крымских конференциях «Библиотеки и ассоциации в меняющимся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества» участвовали лишь единицы издателей и книгораспространителей, то в 9-й Конференции «Крым-2002» было представлено более 40 издательских и книгораспространительских фирм.

Популярностью среди книгоиздательских фирм пользуется и ежегодная Международная конференция и выставка «Libcom», также организуемая ГПНТБ России, также организуемая ГПНТБ России. Именно на этих конференциях впервые стали обсуждаться общие проблемы издателей, книгораспространителей и библиотек.

Являясь потребителями издательской продукции, библиотеки, в свою очередь, ведут многоплановую работу по книгоизданию. Это традиционное направление деятельности крупных библиотек, посредством которой открывается доступ к их фондам, обеспечивается обмен профессиональной информацией и благодаря которой растет их научный и профессиональный авторитет.

Анализируя результаты анкетных опросов, информацию веб-серверов библиотек, знакомясь с выставляемой ими издательской продукцией на книжных ярмарках и конференциях, можно представить следующую картину.

1. Библиотеки федерального уровня – РГБ, РНБ, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, ГПИБ, РГБИ, ГПНТБ России, БАН,БЕН РАН, а также ряд национальных библиотек республик ведут крупную издательскую деятельность, выпуская как профессиональную литературу, так и литературу для широкого читательского круга.

Назову некоторые издания, вызвавшие общественный интерес: «Публичная библиотека глазами современников: 1917–1929 гг. в 2-х томах (РНБ), «Десятичная классификация Дьюи» в 4-х томах и «Введение в Интернет» в 9-ти частях (ГПНТБ России), «Творцы мировой науки: от античности до XX века» (РГБ), «Театр в книжных памятниках» (РГБИ) и др.

Периодические профессиональные издания: «Мир библиотек сегодня» (ВГБИЛ), «Библиотековедение» (РГБ), «Научные и технические библиотеки» (ГПНТБ России), «Библиотечный вестник» (Национальная библиотека Республики Татарстан, НБРТ).

Интересны справочные издания: «Кто есть кто в Российских библиотеках и СНГ» 5 вып. (ГПНТБ России), «Информатика. Новый систематизированный словарь» (издательство Либерея и ГПНТБ России), «Справочник по библиотечному делу» (НБРТ), «Путеводитель по библиотекам» (РНБ).

2. Национальные, областные и городские библиотеки в больших объемах выпускают краеведческую литературу, отраслевые библиографические указатели, календари памятных дат, исследовательские работы по истории края.

Приведу некоторые типичные издания: вестники «Библиотеки Татарстана в цифрах» и «История библиотек Татарстана» (НБРТ), «Вопросы культуры и искусства города и области в местной и центральной печати» (Нижегородская областная научная библиотека), сборники «Библиотека. Чтение. Читатель» и «Опыт. Проблемы. Поиск» (Томская областная научная библиотека).

3. Практически все библиотеки издают библиографические и информационные материалы, реферативные сборники и сводные каталоги межбиблиотечного характера. Например: «Сводный каталог научно-технической литературы» (ГПНТБ России), «Сводный каталог иностранных газет» и «Каталог отечественных и иностранных газет и журналов» (ВГБИЛ), «Сводный каталог русской книги» (РГБ и РНБ), «Сводный каталог ценной и редкой книги» (Нижегородская областная научная библиотека).

Обязательным изданием для областных, городских и районных библиотек являются указатели либо бюллетени новых поступлений, указатели персоналий, библиографии трудов ученых, видных деятелей культуры и искусства.

Издательская деятельность библиотек из года в год расширяется. С 1998 г. на Международной конференции «Крым» проводятся заседания специальной секции, посвященной взаимодействию библиотек, книгоиздателей и книжного рынка. С 2001 г. подобная секция действует на конференциях РБА.

Распространение своей издательской продукции библиотеки осуществляют, взаимодействуя с подписными агентствами, библио-течными коллекторами, магазинами «Книга-почтой». Многие библиотеки имеют в своем составе подписные и распространительские отделы, секторы либо группы, используют Интернет для продвижения своих изданий.

В России действуют 150 тыс. библиотек, а тиражи профессиональной литературы составляют от 300 до 1500 экземпляров, в редком случае 2 тыс. Можно сделать вывод, что информация об изданиях не доходит до многих библиотек. Наша страна большая, инфраструктура налажена слабо, и это мешает книгораспространительской сети наладить отношения с отдаленными районами.

География подписки на примере ежемесячного сборника «Научные и технические библиотеки» подтверждает этот вывод. Значительная часть тиража сборника распространяется в Московском регионе, Санкт-Петербурге, затем идут Пермская, Самарская и Челябинская области, республики Татарстан, Удмуртия, Чувашия, а вот на Алтайский и Приморский края приходится крайне незначительное число экземпляров.

Библиотеки, ведущие издательскую деятельность, имеют потенциального потребителя на свою продукцию. Надо целенаправленно заниматься продвижением изданий, организовывать рекламные кампании, поддерживать связь с подписчиками. Издательства, книгораспространители, библиотеки – это звенья одной цепи – создание книги, продвижение ее от автора до читателя – общая благородная задача сделать все возможное для оптимизации этого процесса.

  
На главную