Трояновский С.П. Проблемы взаимодействия издателей, книготорговцев и библиотек в едином информационном поле, 2002 год
Содержание:

Шрайберг Я.Л. Библиотеки, издатели, книгораспространители вместе или порознь? 

Добровольский В.В. Елиников М.П. Книга, книжное дело, библиотека и электронная культура: проблемы соотношения и взаимосвязи

Есенькин Б.С. О стереотипах прошлого в образовании

Ильина Е.П. К вопросу о функциях национальных библиотек

Зайцева Е.М. Классификационные проблемы книжного дела

Кисловская Г.А. Ретроконверсия карточных каталогов: цели организационные и методические принципы 

Линдеман Е.В. К вопросу об организационно-технологической основе создания корпоративных ресурсов библиотечных консорциумов

Панкова А.Н. Проблемы реализации специализированной библиотечной литературы

Саразетдинов Р.Г. Казаченкова Л.А. Библиотеки и книжный бизнес: проекты и эксперименты, находки и потери (на основе опыта Издательской группы «Гранд-Фаир»)

Скорикова И.А. Проблемы комплектования фонда научно-технической библиотеки: опыт ГПНТБ России

Трояновский С.П. Библиотеки как субъекты книжного рынка


УДК 027.008.03

Е.В. Линдеман
Централизованная библиотечная
система «Люблино» г. Москвы

К вопросу об организационно-технологической основе создания корпоративных ресурсов библиотечных консорциумов

Рассмотрены различные виды корпоративных библиотечно-информационных систем, принципы их реализации, основные цели и задачи деятельности.

Ни одна библиотека в мире никогда не была и не будет самодостаточной.

Гордон Педерсен

Библиотечным консорциумом или корпорацией принято называть объединение нескольких библиотек для совместной реализации общих целей и задач, в первую очередь связанных с созданием и использованием информационных ресурсов [1].

Библиотечные консорциумы могут создаваться как на региональной (в том числе межрегиональной), так и на ведомственной основе. Возможно возникновение библиотечных ведомственных межрегиональных консорциумов (например библиотек МПС), а также региональных межведомственных (например консорциум библиотек области, включающий библиотеки таких ведомств как Министерство культуры, Министерство образования, Министерство здравоохранения и т.д.).

Авторы [2] выделяют четыре вида корпоративных библиотечно-информационных систем и принципов их реализации. К ним относятся:

  • сводные каталоги;

  • библиотечные системы корпоративной каталогизации;

  • региональные корпоративные библиотечно-информационные системы;

  • межрегиональные и межведомственные объединения библиотек.

Отмечено, что такое деление является условным, поскольку в каждом из указанных видов консорциумов могут в различной мере присутствовать признаки и других видов объединений библиотек.

К сводным каталогам можно отнести класс корпоративных библиотечных систем, примером которых на международном уровне может служить Сводный каталог крупного онлайнового компьютерного библиотечного центра OCLC WorldCat, объединяющего работу порядка 44 тыс. библиотек из 86 стран мира, а на российском уровне — Российский сводный каталог по научно-технической литературе. Последний представляет собой адресно-библиографическую базу данных по фондам библиотек России и СНГ в части зарубежных книг, зарубежной периодики и отечественных (русскоязычных) книг по науке, технике, сельскому хозяйству, медицине (разработка и поддержка Российского сводного каталога по научно-технической литературе принадлежит ГПНТБ России) [3, 4].

Сводные каталоги обычно содержат библиографические записи и данные о фондодержателях документов (адресную информацию). Создание и предоставление в доступ сводного каталога может координироваться и осуществляться одной независимой организацией, принадлежащей либо к составу библиотек-участниц, либо к вышестоящим ведомственным или территориальным органам. В России сводные каталоги создаются по распоряжению министерств и ведомств, когда поставленная задача получает плановое финансирование, но они могут возникать также и на договорной основе между заинтересованными сторонами — библиотеками одного или нескольких ведомств, без гарантированного дополнительного финансирования.

По принципам создания и организации доступа можно выделить:

  • сводные электронные каталоги, физически представляющие собой единые базы данных, объединяющие библиографические записи библиотек–участниц и предоставляющие одну точку доступа в Интернете;

  • виртуальный сводный каталог с распределенной системой каталогов участников и доступом к ним, например по протоколу Z39.50 [2].

Возможны и сочетания этих видов. Так, сводный каталог консорциума библиотек одного ведомства, представленный как единая база данных, может являться частью виртуального сводного каталога регионального консорциума или созданного по договорам между несколькими ведомствами. Такая модель используется в Корпоративной сети московских библиотек (КСМБ). Необходимо отметить, что задержки в функционировании системы какой-либо библиотеки-участницы могут отразиться на эффективности работы всего виртуального каталога [1].

Общими целями создания библиотечных систем корпоративной каталогизации являются:

  • сокращение затрат на каталогизацию за счет однократного введения библиографической записи и ее многократного использования;

  • обеспечение информационной и лингвистической совместимости электронных каталогов и баз данных библиотек-участниц;

  • обеспечение качества библиографического описания первичных документов в электронных каталогах библиотек, соответствующего корпоративным, национальным и международным требованиям.

Примерами таких зарубежных корпоративных систем являются OCLC/PIСA, RLIN [2], в России — проект Российского центра корпоративной каталогизации (РЦКК), который пока работает в экспериментальном режиме [5].

Корпоративная библиотечно-информационная система (используются и другие наименования объединений этого вида, в том числе — консорциумы, сети и т.д.) является добровольным объединением библиотек и организаций информацион­ного профиля, имеющих право юридического лица. Одна из основных задач библиотечного консорциума – совместное создание библиотечно-информацион­ных ресурсов общего пользования, обеспечение определенного уровня доступа и корпоративного использования этих ресурсов.

За последние годы наибольшее развитие получили региональные библиотечные консорциумы. Как правило, они являются и межведомственными, учитывая состав входящих в них организаций.

Существенное влияние на создание значительного числа региональных объединений библиотек в России оказал конкурс «ИОО. Фонд Содействия» – «Российские корпоративные библиотечные системы» по программе «Автоматизация библиотек» (2000-2002 гг). Созданные консорциумы* включают в свой состав библиотеки разных ведомств. Например, в состав Томского консорциума входят Научная библиотека Томского государственного университета, Научно-техническая библиотека Томского политехнического университета, Научно-медицинская библиотека Сибирского государственного медицинского университета, Томская государственная областная универсальная библиотека им. А.С. Пушкина, Муниципальная информационная библиотечная система г. Томска.

Необходимо отметить, что решающую роль в эффективности работы консорциумов играет библиотека – ведущая организация, как партнер с самым высоким профессиональным опытом и технологическими возможностями. Эту функцию обычно выполняют библиотеки федерального подчинения или крупных университетов.

По мере развития региональные библиотечные консорциумы имеют тенденцию перерастать в межрегиональные. Однако этот уровень они могут иметь и непосредственно с момента создания консорциума, как по решению ведомств, так и по непосредственным договорам между участниками, имеющими общие цели и задачи. Примером такого объединения библиотек может служить Межрегиональная ассоциация росписи статей периодических изданий (МАРС), объединяющая более 40 библиотек различных регионов и ведомств [6].

Региональные библиотечные консорциумы ставят перед собой такие цели, как повышение оперативности, полноты и качества библиотечно-информационного обслуживания широких слоев населения с использованием объединенных информационных ресурсов и современных технологий; сокращение экономических и физических затрат на создание и поддержку электронных каталогов; оказание помощи участникам корпоративных работ и повышение квалификации персонала [7].

Поскольку одним из главных направлений работы библиотечных консорциумов (в том числе региональных) является создание корпоративных информационных ресурсов, необходимо отметить, что в зависимости от вида данных БД подразделяются на документографические, полнотекстовые, фактографические, объектографические, графические, гибридные [8]. Кроме того, можно провести их градацию и по особенностям организации ведения, использования и функционального назначения.

Библиотеки консорциума могут предоставлять доступ к информационным ресурсам достаточно дифференцированно [8]. На бесплатной основе объединенные информационные ресурсы консорциума могут быть открыты для всех категорий пользователей, а часть ресурсов – только для членов консорциума; возможно существование ресурсов, предоставляемых участникам работ или внешним пользователям на платной основе.

Принципы построения технологической схемы создания информационных ресурсов консорциума зависят от организационной структуры, которая может быть достаточно сложной и иметь несколько уровней взаимодействия, определяющихся следующим:

  • различный статус в рамках одного ведомства и, соответственно, их размеры и возможности (сказанное относится к различиям между республиканскими, областными, городскими и районными центральными библиотеками, а также между филиалами упомянутых библиотек);

  • неоднородный характер развития (техники, технологии и др.) отдельных библиотек – участниц корпоративной сети;

  • различная ведомственная принадлежность (например, публичные, научно-технические и библиотеки вузов);

  • географическое положение и т.п.

В простейшем случае консорциум библиотек одного региона и ведомства может иметь два уровня, но может иметь и многоуровневую структуру, как например, в КСМБ [8]. Уровни отличаются по своей функциональной нагрузке, и библиотеки в процессе развития имеют тенденцию роста и перехода на новый уровень.

Корпоративная работа библиотек одного ведомства (например управлений или департаментов культуры) значительно упрощается, если принимаются официальные документы, обязывающие все библиотеки данной отрасли работать в одном консорциуме, а разработанные консорциумом рекомендательные документы становятся обязательными для всех участников.

По мере развития консорциума новыми участниками корпоративных проектов становятся библиотеки других ведомств, причем как самостоятельные, так и уже функционирующие корпорации библиотек (в этом случае в консорциум включается новое сообщество библиотек другого ведомственного подчинения). В первом случае библиотеки достаточно легко принимают нормативно-технологические документы и требования консорциума. Во втором случае иногда возникают осложнения из-за выяснения «кто чьи правила будет соблюдать». Развитие консорциумов, изначально объединивших библиотеки разного ведомственного подчинения, позволяет сразу закладывать и реализовывать более сложные разноуровневые схемы взаимодействия, однако сроки адаптации к такой совместной работе бывают достаточно длительными (особенно для отдельных библиотек).

Развитие консорциумов происходит не только «вширь», но и «вглубь», включая в процесс создания и комплексного использования корпоративных ресурсов небольшие самостоятельные библиотеки (часто имеющие уникальные коллекции изданий разного вида), а также библиотеки-филиалы централизованных библиотечных систем. При этом схема взаимодействия библиотек по созданию и использованию информационных ресурсов консорциума усложняется. В ней приходится учитывать не только дополнительный функциональный уровень, но и недостаточно устойчивую работу средств телекоммуникации, уровень квалификации персонала в этих библиотеках. Только в КСМБ имеются три библиотечные системы, внедряющие в настоящее время новые схемы работ и многоуровневого взаимодействия.

В 2002 г. в России создана Ассоциация региональных библиотечных консорциумов – «АРБИКОН», в рамках которой корпоративные библиотечно-информационные системы планируют объединить свои информационные ресурсы. Это будет новым этапом многопланового корпоративного взаимодействия российских библиотечных консорциумов, в том числе и по созданию информационных ресурсов.

 

Список литературы

  1. Педерсен Г. Модели межбиблиотечного сотрудничества и необходимость использования новых информационных технологий. // Электронные библиотеки. – 2000. – Т. 3, Вып. 4.

  2. Воройский Ф.С., Шрайберг Я.Л. Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы – классификация и принципы построения: Обзор. – М.: ГПНТБ России, 2003. (В печати).

  3. Положение об автоматизированной системе российского сводного каталога (АС РСК) по научно-технической литературе / ГПНТБ России; Рук. Я.Л. Шрайберг – М.: ГПНТБ России, 1995.— 14 с. (На правах рукописи).

  4. Рагимова М.А. Новый взгляд на сводные каталоги с точки зрения корпоративности // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы конф. – М.: ГПНТБ России, 2001. – Т. 1. – С. 171 – 173.

  5. Создание и поддержка Российского центра корпоративной каталогизации: итоговый отчет по проекту РФФИ № 00-07-90354-В / Рук. Я.Л. Шрайберг.- М.: ГПНТБ России, 2002. – 11 с. (На правах рукописи).

  6. Зеленина Г.Н. Межрегиональная аналитическая роспись статей: из опыта корпоративной работы // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы конф. – М.: ГПНТБ России, 2002. Т. 2.– С. 614–618.

  7. Воройский Ф.С., Шрайберг Я.Л. Региональные корпоративные библиотечные системы России: опыт последних трех лет глазами участников движения. // Библиотеки и корпорации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы конф. – М.: ГПНТБ России, 2002. – Т. 2. – С. 79–81.

  8. Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы: эскизный проект (с элементами технического проектирования) / Науч. рук. Я.Л. Шрайберг, отв. исп. Ф.С. Воройский. – М.: ГПНТБ России, 1999. 84 с. (На правах рукописи).

  
На главную