Научные и технические библиотеки №11 2001 год
Содержание:

Нестерович Н.Н. Крупные научные библиотеки 
в территориальной структуре общественного разделения труда

Павлова Л.П. Проблемы формирования фондов 
в диссертационных исследованиях ГПНТБ СО РАН

Евстигнеева Г.А., Ефимова Э.Н., Крайнова Б.Л. Интернет 
для работы библиографа

Пименов Е.Н. Индексирование информации в БД
по обеспечению сохранности документов

Новая модель научных публикаций

Протопопова Е.Н. Опыт организации персональных выставок литературы

Панина Т.И., Самсонова Н.Н., Кениг Г.Л. Вперед смотрящая 


НАША ИСТОРИЯ

Чачко А.С. Виктор Михайлович Пилецкий (1921-1987)


ЮБИЛЕИ

Школьная Л.Г. 70 лет НТБ Новолипецкого металлургического комбината

Юбилей директора

Захарчук Н.П. Сибирская одиссея Веры Лащевской.


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Майстрович Т.В. Электронная книга: этап осмысления

Шапошников А.Е. Последний учебник К.И. Абрамова


ЗАРУБЕЖНЫЕ НОВОСТИ

Новости из мира электронных книг

Британская библиотека: установление партнерских отношений 
с публичными библиотеками Великобритании

Негосударственные научные библиотеки 
как национальный ресурс

Обзор публикаций газеты Information Today (март 2001 г.) 

 

НАШИ АВТОРЫ


NTB_11
Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


УДК 027.2

Нестерович Н.Н.

Крупные научные библиотеки в территориальной структуре общественного разделения труда

Современный рынок информации и знаний, на котором представлены продукты библиотечной деятельности, не только обслуживает весь региональный воспроизводственный процесс, но и имеет все больший удельный вес непосредственно в структуре общественного производства [1].

Библиотеки традиционно относят к социальной сфере, которая своей деятельностью обеспечивает воспроизводство личностного фактора производительных сил самого работника [2]. Роль крупных библиотек в этом плане, с моей точки зрения, заключается в следующем:

  • удовлетворение профессиональных информационных потребностей влияет на изменение запаса знаний и профессионального мастерства людей, что выражается в росте их квалификации, повышении производительности труда, квалифицированном выборе путей и способов реализации производственных операций, правильном определении целей, средств и путей производственной деятельности, принятии тех или иных управленческих решений;

  • содействие росту духовных и интеллектуальных производительных сил работников;

  • создание продуктов, несущих в себе новое знание (библиографические указатели, аналитические обзоры, индексы цитируемости и т.д.), что соответственно увеличивает интеллектуальный потенциал общества.

Таким образом, общественный продукт, создаваемый крупными научными библиотеками, либо несет в себе новое знание, либо имеются последствия его потребления в материальном или нематериальном производстве в виде создания дополнительного общественного продукта.

Другая «сторона медали» – ресурсное обеспечение деятельности крупных научных библиотек. Анализ данного вопроса предполагает использование наряду с понятием социальной сферы общественного производства и представления о ее материально-технической базе – социальной инфраструктуре. (Термин социальная инфраструктура впервые получил углубленную характеристику в 1980 г. в монографии Ж.Т. Тощенко [3].)

Понимание сущностного содержания социальной инфраструктуры дает возможность изучить объективные закономерности и разработать принципы пропорционального развития всех материально-вещественных элементов, обеспечивающих условия деятельности отраслевой социальной сферы – компонентов территориально-отраслевых комплексов.

В литературе конца 1960-х – начала 1970-х гг. было наиболее распространено деление инфраструктуры на производственную и бытовую, что непосредственно связано с делением общественного производства на производственную и непроизводственную сферы [4]. А выделение из всех подразделений инфраструктуры помимо производственной только бытовой приводило к тому, что оставались без должностного внимания другие (в том числе и информационные) факторы, влияющие на социальную жизнь людей. Однако уже в то время, рассматривая проблемы развития инфраструктуры, исследователи подчеркивали необходимость «…создания условий для обеспечения всех видов общественной деятельности на определенной территории» [4, с. 40]. Применительно к функционированию крупных научных библиотек это означает, что так называемые материально-вещественные условия их деятельности должны регулироваться как на уровне непосредственного учредителя, так и в интересах всех сфер общественного производства конкретной территории.

Естественно, такой подход требует теоретического обоснования в рамках региональной экономической науки. Однако традиционно региональные экономические исследования связаны с осуществлением радикальных сдвигов в размещении производительных сил, с разработкой крупных инвестиционных проектов и практически не затрагивают сущность культурологических и информационных процессов в регионах. Даже в 1970-х – начале 1980-х гг., когда активизировались региональные исследования ( в то время в СССР существовало более 50 научных институтов с преобладанием регионального экономического направления), в их тематике, по мнению ряда специалистов, явно недостаточный удельный вес составляли проблемы социальные, развития инфраструктуры и сферы услуг, информационной среды [5]. Поэтому проявленные в то время в библиотечной науке инициативы по обоснованию характера специализации региональных библиотечных ресурсов, созданию концепции формирования библиотечных территориальных комплексов [6, 7] не имели возможности использовать соответствующую поставленным задачам методологическую базу. Только с середины 1980-х гг. заметно активизировались социологические и экономические исследования социальной сферы и ее инфраструктуры, формирования и использования общественных фондов потребления. Это дало возможность на более глубокой методологической базе «…рассматривать библиотеки в контексте региональной инфраструктуры» [8, с. 3], так как они являются субъектами «…осуществления общих целей, стоящих перед регионом обслуживания» [9, с. 29].

Естественно, для каждого регионального образования существует своя система приоритетов в развитии информационного обеспечения потребностей региона, обусловленная функционально-отраслевой структурой его общественного производства, задачами региональной, социальной и культурной политики, состоянием средств коммуникации и т.д.

Обычно анализ региональной ситуации в библиотековедческих исследованиях включает характеристики соответствующей территории по отраслевой специализации и обеспеченности информационными ресурсами. Основываясь на такого рода характеристиках, А.Н. Ермолаева еще в 1971 г. одна из первых ввела в практику библиотечной науки понятие ситуация обслуживания применительно к деятельности областных научных библиотек [10]. Она, а затем Е.Ю. Бурдинская [11], Н.С. Карташов [12], Т.К. Леонова [13], и некоторые другие авторы выделяли несколько типов ситуаций библиотечного обслуживания, складывающихся в регионе и оказывающих влияние на деятельность областной научной библиотеки.

Однако, с моей точки зрения, в настоящее время нельзя в полной мере ориентироваться на результаты проводившихся ранее подобного рода исследований. Сокращение библиотечно-информа-ционных ресурсов в целом по региону сопровождается снижением уровня возможностей и центральной универсальной библиотеки. Поэтому в случае отсутствия или недостаточности в регионе специализированных библиотечно-информационных ресурсов, весь объем отраслевого обслуживания в современных реалиях не может быть возложен лишь на областную библиотеку. Необходимо учитывать наличие и ресурсные возможности других крупных библиотек, даже если последние являются структурными единицами отдельных учреждений. Кроме того, до настоящего времени анализ территориальной специфики библиотечной деятельности мало учитывал факторы, обусловливающие динамику и особенности регионального развития, которые заключаются в различиях процессов социальной жизни, региональных традициях воспроизводства культурных и информационных ценностей, несходстве социальных потребностей населения. А ведь именно на этой основе должны определяться приоритеты, структура и организация всех направлений информационно-библиотечной деятельности в регионе, нормативная база обеспечения экономическими ресурсами библиотек различных типов. Например, только исходя из территориальных особенностей формирования и использования общественных фондов потребления (которые находят свое отражение, в частности, в характеристиках образовательного потенциала территории) возможно подойти к решению проблемы обеспечения равного доступа всех граждан ко всем библиотечным ресурсам – важнейшим социальным благам, предоставляемым из этих фондов. Нельзя не учитывать и сложившиеся традиции библиотечного обслуживания каждого отдельного региона, устоявшиеся функции конкретной крупной библиотеки в организации культурного и информационного пространства.

Важно также подчеркнуть, что внутренние интересы отдельных территорий в совокупности с интересами государства в отношении регионов реализуются в системе намерений и действий, которые и составляют региональную политику. А, как известно, современная региональная политика в большей степени чем ранее основывается на неравнозначности регионов по факторам развития, составу населения, культурно-историческим особенностям. В таких условиях активная позиция библиотечного сообщества любого региона получает несколько больше шансов для создания наиболее адекватной региональным условиям системы библиотечного обслуживания. И речь здесь идет не только об увеличении ресурсного потенциала библиотек, но и о создании условий для оптимального его использования через расширение возможностей доступа.

Проблема обеспечения доступа к информационным ресурсам разной ведомственной принадлежности сопряжена с наиболее глубокими противоречиями именно на уровне крупных полифункциональных городов. В них концентрируются наиболее полные собрания книжных фондов и других библиотечных ресурсов, которые территориально доступны жителям, но несут в себе различного рода ограничения (как формально-юридические, так и экономические). К тому же, как отмечалось еще в 1980-х гг. в библиотековедческой литературе, по мере увеличения ранга населенного пункта повышается степень использования библиотек специалистами, их интерес к научно-исследовательской литературе, литературе прошлых лет [14, с. 51]. Полноценное обеспечение такого рода потребностей сегодня возможно только путем создания действительно единого информационно-библиотечного потенциала крупного города. Деятельность в этом направлении, на мой взгляд, должна основываться на том, что крупные полифункциональные города, реализующие широкий набор функций, все же характеризуются «структурной целостностью» и являются центрами формирования и развития социальной инфраструктуры. И поэтому недостаток ведомственного информационного обеспечения одной сферы деятельности может и должен компенсироваться более активным использованием всего библиотечно-информационного потенциала данного города.

Издержки на создание инфраструктуры несет в основном государство, которое компенсирует их как за счет налогового обложения граждан (прежде всего самих трудящихся), так и за счет отчислений от прибыли предприятий. Создаваемые таким образом объекты социальной сферы могут быть ориентированы как на удовлетворение потребностей всех граждан в пределах доступности обслуживания (финансируются из централизованных источников) либо быть одним из элементов отдельного социально направленного учреждения общественного производства (финансируются из децентрализованных бюджетных источников – через бюджеты конкретных учреждений) [15]. Характерными примерами в сфере библиотечного обслуживания являются в первом случае областные научные библиотеки, а во втором – научные библиотеки государственных университетов.

Особенность децентрализованных источников финансирования социальных объектов состоит в том, что при распределении средств обычно учитывается роль данного объекта в повышении эффективности работы конкретной отрасли (или даже отдельного учреждения) общественного производства. А при распределении централизованных средств, ориентированных на поддержание общедоступных социальных учреждений, эффект деятельности которых проявляется не так явно, более всего просматривается так называемый остаточный принцип финансирования социально-культурной сферы. При таком принципе большую значимость имеет субъективный фактор в определении норматива отчисления средств из регионального бюджета на библиотечную деятельность [16]. В начале 1990-х гг. некоторые научные коллективы крупных библиотек попытались разработать методику исчисления норматива финансирования этих библиотек. Такая методика основывалась на создании общих программ деятельности библиотек, представляющих социальный заказ государства [17].

В результате экономического кризиса в России произошла определенная структурная перестройка отраслей общественного производства. Отрасли социальной сферы, финансируемые государством, при имевшейся системе государственных приоритетов оказались в арьергарде этих изменений. По мнению многих специалистов до сих пор не найдены экономически эффективные способы реорганизации сложившихся систем публичного обслуживания. Как справедливо замечает Е.Н. Жильцов, одна из основных причин такого положения заключается в том, что в отраслях непроизводственной сферы «…нет законченного экономического оборота, свойственного полному хозрасчету, предусматривающему самофинансирование и потребительский выбор» [18, с. 57]. Здесь основным источником финансирования являются, как правило, средства государственного бюджета. При этом связь сферы услуг с общей материально-финансовой сбалансированностью экономики не учитывается.

В специальной литературе также отмечается, что условия формирования региональных аспектов развития социальной инфраструктуры находятся под воздействием большого числа факторов, к которым в первую очередь относятся уровень и характер развития общественного производства [2]. Исходя из этого региональные особенности формирования ресурсного потенциала крупных библиотек универсального и многоотраслевого профиля должны определяться следующими объективными факторами:

  • местом конкретного региона в политике государственного патроната территорий, определяющим его долю в бюджетных и внебюджетных фондах, наличие в структуре общественного производства высокодоходных отраслей (в данном случае скажется результат увеличения объема регионального бюджета при установленном нормативе отчислений на деятельность областной научной библиотеки);

  • относительной долей научного и образовательного комплексов в структуре общественного производства территории. Как известно, величина этого параметра в разных регионах различна. Крупные академические библиотеки, а также научные библиотеки государственных университетов зачастую превосходят своим ресурсным потенциалом областные научные универсальные библиотеки;

  • принадлежностью библиотек к различным уровням в соответствии с их значимостью в структуре общественного производства территориальных формирований разных рангов. Так, если областную универсальную научную библиотеку, как правило, нужно относить к уровню регионального значения, то ГПНТБ СО РАН является уже учреждением межрегионального значения. Оценка значимости научных библиотек государственных университетов будет различаться исходя из объективно сложившегося ресурсного потенциала каждой библиотеки и уровня ее включенности в процессы общественного производства территории;

  • действием удорожающих или удешевляющих условий функционирования библиотек. В условиях рыночной экономики региональные различия в стоимости отдельных ресурсов еще более усиливаются.

Однако общим для всех регионов остается постулирование равного доступа всех граждан к важнейшим социальным благам.

Степень обобществления территориального воспроизводства, выражающаяся во взаимозависимости различных субъектов производства, позволяет рассматривать трудовые ресурсы отдельного региона в целом, учитывая значительную степень их взаимозависимости. С этой точки зрения и информационный потенциал региона должен рассматриваться в совокупности как общественный ресурс, направленный на улучшение характеристик трудовых ресурсов территории. Причем необходимо заметить, что постулирование базового права человека на получение информации получает широкое отражение в профессиональной библиотековедческой литературе, но пути его реализации представлены гораздо слабее. Исключение составляют лишь несколько публикаций. Это предложение В.Р. Фирсова о разработке общесоюзного закона «Об общедоступности государственной информации» и высказанные им идеи создания механизма межотраслевого финансирования единой библиотечной системы [19] или, например, принципы создания библиотечных центров коллективного пользования и способы стимулирования ведомственных библиотек для удовлетворения запросов сторонних читателей [20].

Библиотечные ресурсы крупных библиотек – это один из элементов системы воспроизводства социально-экономического потенциала всего региона. Вне зависимости от конкретной функциональной направленности любая крупная научная библиотека призвана в конечном счете содействовать восстановлению трудовых ресурсов конкретной территории, которые под влиянием научно-технических сдвигов должны воспроизводиться на новом уровне.

Таким образом, в современных условиях информационные ресурсы крупных научных библиотек универсального и многоотраслевого профиля должны рассматриваться как составная часть социально-экономического потенциала региона, наряду с природными и трудовыми ресурсами. А материально-техническая база этих библиотек является важнейшим звеном социальной инфраструктуры – «…совокупности материально-вещественных элементов, создающих общие условия для рациональной организации основных видов деятельности человека» [3, с. 29]. Как правило, в региональном воспроизводственном процессе прослеживается множество зависимостей в соотношении как между отдельными звеньями региональной экономики, так и между ее процессами.

Как уже отмечалось, библиотечное производство занимает определенное место в системе общественного производства территории. От социально-экономических результатов библиотечной деятельности зависят характеристики совокупного общественного продукта и его составляющих. Исходя из этого постулата можно доказать, что отставание в развитии библиотечных ресурсов как компонентов социально-экономического потенциала нарушает весь ритм воспроизводственного процесса региона.

Вопрос о ресурсном обеспечении, несомненно, всегда являлся ключевым в библиотечной теории и практике. Однако только сейчас библиотечное сообщество подошло к пониманию того, что ресурсы – это «…компоненты среды, интенсивность изменения которых зависит прежде всего от деятельности самой организационной системы» [21, с.12]. В то же время одним из важнейших положений системного подхода является то, что «…структура организационной системы обусловлена не только внутренними факторами, но и условиями внешней среды» [22, с.10].

К началу 1990-х гг. существенно изменились условия функционирования крупных научных библиотек. Изменения в книгоиздании и книгораспространении, появление принципиально новых видов носителей информации, расширение сферы распространения различного рода компьютерных сетей на фоне тяжелейшего экономического кризиса сделали еще более сложным процесс формирования библиотечных ресурсов. Одновременно происходят изменение характера чтения, появление принципиально новых групп пользователей, «перекачка» читателей из одних библиотек в другие. Разная степень воздействия такого рода факторов на отдельные библиотеки приводит к появлению у них специфических свойств, отличительных характеристик, выделяющих каждую библиотеку из традиционно принятой формальной классификации. Это, в свою очередь, создает возможности для формирования у библиотеки функций, дополнительных к уже существующим и направленным на более широкий ареал библиотечного обслуживания.

Таким образом, процесс согласования библиотечных ресурсов с информационными потребностями отнюдь не означает планомерного приведения структуры библиотечных ресурсов в соответствие с заданной и неизменной структурой информационных запросов, поскольку и те и другие развиваются в динамике. Эта задача сложная. Преобразования в обществе влияют на потребности в библиотечном обслуживании. Последние непосредственно отражают ситуацию в сфере использования информации в качестве необходимого условия развития научно-технического прогресса, производительности труда, рентабельности производства. В силу различий в социально-экономических условиях жизнедеятельности, люди, во-первых, по-разному оценивают необходимый объем потребления благ и услуг для удовлетворения информационно-библиотечных потребностей, а во-вторых, имеют различные собственные возможности и представления о формах их удовлетворения. Поскольку социальная инфраструктура нацелена на удовлетворение широкого круга потребностей людей, ее развитие нельзя рассматривать в отрыве от уровня их общей и информационной культуры, ценностных ориентаций, представляющих собой важный регулирующий механизм ее совершенствования.

Суть противоречий на сегодня заключается, по-моему мнению, также в монополизме функциональных показателей библиотечной деятельности, таких, как количество мероприятий и услуг, выполненных на внутрисистемном уровне и не отражающих меру воздействия библиотеки на внешнюю среду, на читателя.

Обладая полной информацией о среде своего функционирования и приводя постоянный мониторинг ценностных ориентаций своих пользователей, крупная библиотека имеет возможность четко определить свою роль в решении задач общественного производства территории, выявить необходимые для этого условия и оценить возможность принятия на себя соответствующей нагрузки.

(Статья подготовлена в рамках проекта № 00-03-24005а/Т «Центральные библиотеки в территориальной структуре общественного разделения труда», финансовую поддержку которого осуществлял Российский гуманитарный научный фонд совместно с администрацией Новосибирской области.)

 

Список литературы

1.Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск, 1993. 443 с.

2.Казаков Ю.Н., Мовчан Б.С. Развитие социальной инфраструктуры экономических районов/ Отв. ред. В.С. Кулибанов. М., 1991. 141 с.

3.Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М., 1980. 206 с.

4.Региональное развитие и географическая среда. М., 1971. 115 с.

5.Гранберг А.Г. Региональная экономика и региональная наука в Советском Союзе и России // Регион: экономика и социология. 1994. № 1. С. 7 – 27.

6.Артемьева Е.Б. Специализация библиотечных ресурсов с учетом особенностей развития народного хозяйства региона: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ленигр. гос. ин-т культуры. Л., 1987. 16 с.

7.Карташов Н.С. Формирование библиотечно-территориальных комплексов. Новосибирск, 1978. 240 с.

8.Библиотека и регион: Науч.-информ. сб. / Рос. гос. б-ка. М., 1995. 137 с.

9.Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение: Учебник. Ч. 2. Карташов Н.С. Общая теория библиотечного дела. М., 1997. 256 с.

10.Ермолаева А.Н. Универсальная областная библиотека в региональной системе информационно-библиотечного обслуживания специалистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Ленингр. гос. ин-т культуры. Л., 1971. 32 с.

11.Бурдинская Е.Ю. Универсальная научная библиотека в региональной системе библиотечно-библиографического обслуживания кадров науки и промышленности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. / С.-Петерб. гос. ин-т культуры. СПб., 1993. 16 с.

12.Карташов Н.С. Областная библиотека – региональный координационный центр // Сов. библиотековедение. 1981. № 5. С. 3 – 21.

13.Леонова Т.К. О дифференциации областных библиотек // Сов. библиотековедение. 1981. № 5. С. 35 – 44.

14.Карташов Н.С. Региональные проблемы библиотековедения (постановка вопроса) // Сов. библиотековедение. 1980. № 2. С. 50 – 57.

15.Ревайкин А.С., Трошина Т.В. Региональные особенности формирования и использования общественных фондов потребления / Отв. ред. Б.В. Ракитский. М., 1985. 125 с.

16.Петрова Л.И. Региональная библиотека в динамике развития начала 1990-х годов // Проблемы национальных библиотек и региональных библиотечных центров. СПб., 1997. Вып. 4. С. 58 – 79.

17.Талантова Г.К. Пути взаимодействия библиотек города по обслуживанию студентов и преподавателей высших учебных заведений // Науч. и техн. б-ки СССР. 1991. № 6. С. 25 – 26.

18.Клюев В.К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки. М., 1998. 136 с.

19.Фирсов В.Р. Информация должна быть общедоступной // Науч. и техн. б-ки СССР. 1989. № 1. с.16 – 18.

20.Карташов Н.С. Проблемы и задачи региональных библиотековедческих исследований // Проблемы рационального размещения и использования библиотечных ресурсов в стране. М., 1984. С. 3 – 16.

21.Авдулов П.В. Введение в теорию принятия решений. М., 1977. 154 с.

22.Беспалов В.Е., Сальников Л.В. Введение в функционалистику. Свердловск, 1991. 148 с.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России
  
На главную