Научные и технические библиотеки №12 2001 год
Содержание:

Карташов Н.С. Межведомственная координация - путь к эффективному управлению

Майстрович Т.В. Справочно-библиографический фонд: 
разработка профиля комплектования

Блюменау Д.И., Афанасова Л.Н. Индикаторный метод компьютерного свертывания в процессе обучения аналитико-синтетической переработке информации

Земсков А.И. Послушаем Брэдбери


БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Столяров Ю.Н. Размышления по поводу этического кодекса библиотекаря

Мелентьева Ю.П. Ответ оппоненту


ЮБИЛЕИ

Большой юбилей И.М. Хариной

Воверене О. На службе научно-техническому прогрессу 
(К юбилею Р.Н. Иванова)

Сукиасян Э.Р. Ингетраут Дальберг. К 75-летию со дня рождения

Базалеева В.А. Библиотеке Белгородского государственного университета - 125 лет


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. РЕФЕРАТЫ


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Каратыгина Т.Ф. Международная научная конференция Библиотечное дело-2001


НАМ ПИШУТ


НАШИ АВТОРЫ


Указатель материалов, опубликованных в 2001 г. 

 


NTB_12
Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 027.009.011

Карташов Н.С.

Межведомственная координация –
путь к эффективному управлению

Объективная необходимость межведомственной координации

Координация – неотъемлемая составляющая всех процессов управления. Везде, где нужно соблюсти интересы библиотечной целостности, требуется координация – самостоятельное средство организации управления, наилучшим образом приспособленное к обеспечению высокой степени согласованности функционирования не только отдельно взятой библиотеки, но и организационно независимых библиотечных систем. Диалектика жизни такова, что чем больше самостоятельность библиотеки (отдельно взятого элемента библиотечной системы), тем выше потребность в ее согласованной деятельности с другими библиотеками, столь же самостоятельными элементами библиотечной системы.

Одно из главных негативных последствий распада СССР и новейших внутрироссийских изменений – резкое сокращение сложившихся библиотечных связей и усиление дезинтеграционных процессов. Автаркические тенденции, проявившиеся в российском библиотечном деле, с одной стороны, явились следствием глубокого экономического кризиса и нестабильной политической ситуации в стране, что вынуждало руководителей библиотек использовать пути самовыживания и ориентации на собственные локальные ресурсы и интересы. С другой стороны, они крайне неблагоприятно воздействовали на общую библиотечную ситуацию в стране, усиливали межотраслевые и межрегиональные диспропорции в уровнях библиотечного развития ведомств и субъектов Федерации, ослабляли возможности формирования единого библиотечного пространства России и совершенствования межбиблиотечного взаимодействия. Существенное влияние на нейтрализацию негативных тенденций и стабилизацию библиотечного дела может оказать стимулирование формирования системы координационного библиотечного управления на новой основе.

Необходимость координационно-управленческого воздействия обусловлена прежде всего тем, что в современных условиях ни одна отдельно взятая библиотека не может иметь исчерпывающий фонд даже в пределах определенной отрасли знаний. Если к тому же учесть, что всякое укрупнение фонда вызывает увеличение как единовременных, так и текущих расходов внутри– и внебиблиотечного характера, нарушение требований территориальной доступности фондов, эффективного их использования, снижение оперативности удовлетворения запросов и управления процессами, то напрашивается вывод, что отдельные, изолированные библиотеки и библиотечные сети уже не способны комплектовать, организовывать, хранить сложный поток публикаций, а также обеспечить поиск и предоставление пользователям нужной информации. Межбиблиотечная (межсистемная) координация обеспечит условия маневрирования всеми видами библиотечных ресурсов, включая трудовые, материальные и финансовые, что не может быть реализовано в отдельно взятой библиотеке, где такие ресурсы относят чаще всего к ограничивающим условиям тех или иных заданных уровней полноты и оперативности удовлетворения информационных запросов.

Важный фактор координационного управления – внедрение новой информационной технологии. Высокие затраты по сравнению с традиционной библиотечной технологией требуют их осуществления на межведомственной основе. Координация обеспечивает преодоление сложившейся неравномерности и некомплексности технического оснащения библиотек и создает условия для перехода к принципиально новой, системной технологии, где библиотечные процессы будут сопряжены друг с другом в диапазоне от рядовой библиотеки до библиотечной системы страны. Таким образом, новые информационные технологии делают процесс взаимодействия библиотек объективно неизбежным. Обеспечение доступа к информации независимо от ее местонахождения становится движущей силой деятельности и развития библиотек в системном режиме.

В условиях многообразия форм собственности координационное управление должно выполнять еще одну функцию – обеспечивать возможность непрямого воздействия государственного органа библиотечного управления на развитие негосударственного сектора библиотечной деятельности. В этой связи необходимо отметить, что государственное управление библиотечным делом нельзя ограничивать государственными библиотеками. При концентрации внимания, в первую очередь, на проблемах управления этими библиотеками и разработки особой концепции управления ими необоснованно упускается из виду проблема развития негосударственных библиотек. Очевидно предполагается, что негосударственные библиотеки не нуждаются в государственной опеке, поскольку обрели своих собственников.

Некоторые руководители библиотечного дела находят этому факту обоснование, заявляя, что «взаимодействие библиотек и взаимодействие ведомств на библиотечном поле перестало быть их вмененной обязанностью и является их добровольным неотъемлемым правом, которым они могут добровольно воспользоваться тогда, когда у них возникает насущная   необходимость и желание взаимодействовать – как для наиболее эффективного решения собственных конкретных специфических проблем, так и для выработки общей философии развития библиотечного дела» [1].

Здесь следует заметить, что взаимодействие библиотек и ведомств юридически никогда не было их «вмененной обязанностью», а всегда было и есть их добровольное право. Однако в условиях финансово-экономических трудностей, переживаемых библиотеками, указанные выше факторы обостряют объективную необходимость межбиблиотечного и межведомственного взаимодействия и делают ее еще более настоятельной, чем в прежние годы.

Внутриведомственное и межведомственное взаимодействие представляет собой диалектическое единство. С одной стороны, оно не может развиваться без участия ведомств, без того, чтобы каждая ведомственно-отраслевая библиотечная сеть развивала свои ресурсы и внутрисетевое взаимодействие. Если, например, в библиотеках какого-либо ведомства нет профилей комплектования, не скоординировано взаимоиспользование фондов, не планируется библиографическая работа, составление сводных каталогов и т.п., то о каком-либо планомерном взаимодействии с библиотеками других ведомств говорить не приходится. В свою очередь, обязательства по межведомственному взаимодействию могут оказывать положительное влияние и ускорять решение многих внутрисетевых и внутрибиблиотечных проблем.

Подходя к вопросу о соотношении ведомственного и межведомственного взаимодействия библиотек исторически, нельзя не видеть того, что библиотечные системы сначала формируются внутри отдельных ведомств (отраслей). Затем, по мере вовлечения ведомственно-отраслевых библиотечных ресурсов в систему взаимодействия с библиотеками других ведомств, отношения между ними приобретают межведомственный характер. В этом смысле внутриведомственное взаимодействие является первичным, а связанное с ним межведомственное взаимодействие – вторичным, или производным. Будучи вторичным генетически, по происхождению, межведомственное взаимодействие не может считаться вторичным с логической точки зрения. По мере развития его вторичность будет преобразовываться в первичность.

Межведомственное взаимодействие разнородных, библиотек приводит к образованию целостных библиотечных систем. Внутренней основой целостного единства выступает не унификация и единообразие их компонентов, а их совместимость, подвижное (динамическое) дополнительное соответствие, взаимозависимость. В ходе превращения библиотечной системы в целостность появляется возможность различных форм интеграционного приспособления ведомственно-отраслевых библиотечных сетей, постепенного уменьшения ведомственных барьеров, возрастание общих межведомственных задач, рост удельного веса общебиблиотечного в сравнении с ведомственно-специфическим во внутреннем развитии сближающихся сетей.

Государственные и негосударственные библиотеки – как и библиотечное дело в целом – представляют собой единую систему (единство разнообразия), в которой они связаны между собой независимо от форм собственности и взаимодействуют друг с другом на основе экономически выгодного разделения труда (библиотечной специализации) и взаимоиспользования результатов кооперации и координации. Поэтому, не сомневаясь в важности улучшения управления государственными библиотеками, отметим все же, что с позиций системного подхода управляющие действия соответствующих государственных органов должны быть направлены на эффективное функционирование всех библиотек, но арсенал методов такого воздействия, безусловно, должен различаться.

При переходе к рыночной экономике, смене форм собственности библиотеками в условиях повышения самостоятельности библиотек у органов государственного управления исчезает возможность использовать директивные (административные) методы управления. Государственное управление библиотечным делом трансформируется в государственное регулирование, которое не нарушает действия рыночного механизма и не отрицает принципов частной собственности. Государственное регулирование должно предусматривать необходимый уровень координации деятельности библиотек и органов, управляющих библиотеками. Процесс координации – это прежде всего совмещение и согласование библиотечных интересов. Выполняя социальную функцию и выступая в качестве инструмента упорядочения библиотечных отношений в условиях сложившейся библиотечной системы, государственное регулирование создает условия для библиотечной координации, развития библиотечного дела в целом, функционирующего не по законам рынка. Неэффективное выполнение государством своей социальной функции ведет к усилению библиотечных противоречий и конфликтов.

Вступая на путь координации, каждая библиотека и библиотечная сеть сохраняет всю полноту прав в решении любых вопросов; но при этом одна часть этих прав (на первых порах значительно преобладающая) осуществляется в прежней форме: каждая библиотека (библиотечная сеть) через свое руководство по своему собственному усмотрению планирует развитие своих ресурсов, их основные пропорции и т.д. Другая же часть прав, связанных с теми проблемами, которые обеспечивают развитие библиотечной системы, никому не передается, осуществляется руководством данной библиотеки (библиотечной сети) в новой форме, путем принятия совместных, коллективных решений с представителями других библиотек в рамках соответствующих библиотечных объединений. При таком положении библиотеки пользуются своими правами в двух формах: в прежней – самостоятельно (там, где речь идет о вопросах, не связанных с межбиблиотечным взаимодействием) и в новой – коллективно (там, где речь идет о системных проблемах). Важно подчеркнуть, что объем прав не уменьшается и самостоятельность библиотек не ограничивается при любом соотношении этих двух форм.

Данному пониманию межведомственной координации вполне соответствуют функции Министерства культуры РФ. Оно определяет цели и приоритеты в развитии библиотечного дела, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции (т.е. и библиотечного дела); обеспечивает государственный учет, сохранность библиотечных фондов, создание и внедрение современной системы информатизации библиотек в РФ; осуществляет межведомственную координацию в области библиотечного дела; при МК РФ могут образовываться на общественных началах совещательные (т.е. координационные) органы (советы, комиссии и др.) [2].

Надо иметь в виду, что деятельность общедоступных библиотек МК РФ связана со всеми сферами общественной жизни и всеми группами населения. По существу, они занимают центральное место в библиотечной системе страны и регионов [3].

Отсюда не только право, но и обязанность МК РФ и органов культуры субъектов Российской Федерации стимулировать и организовывать межведомственное взаимодействие библиотек. Немаловажную роль в обеспечении успеха этой функции играют правовые акты, юридически закрепляющие нормы и правила взаимодействия библиотек. На основе использования правовых норм и механизма их реализации органы государственного управления без вмешательства в деятельность ведомств и их библиотек способны обеспечить такое воздействие на их деятельность, которое позволит достичь наибольшего повышения эффективности функционирования всей библиотечной системы.

В числе применяемых методов библиотечной координации можно назвать такие, как согласование планов работы, заключение разного рода координационных соглашений между библиотеками, взаимная информация о работе, согласование порядка и сроков совместных работ по вопросам, представляющим взаимный интерес и требующим совместной разработки, обмен необходимыми материалами и документами, взаимное участие представителей библиотек в работе совместных координационных органов, совещаний, конференций, создание совместных рабочих групп для изучения и разработки ряда вопросов.

Основным и адекватным отношениям рыночной экономики методом государственного регулирования библиотечной деятельности становятся целевые программы. Программный метод позволяет комплексно проанализировать рассматриваемую проблему, обеспечить увязку с основными приоритетами, интересами и целями развития отдельных библиотек, отраслевых и региональных систем и библиотечного дела страны. МК РФ имеет положительный опыт в использовании этого метода при разработке программ в области информатизации библиотечных процессов, создания системы информации о книгоиздании, обеспечения сохранности библиотечных фондов.

Однако разработанные программы в общебиблиотечном масштабе не осуществляются, до последнего времени по существу не созданы государственные концепции по информатизации библиотек, комплектованию и сохранности фондов. У Министерства культуры РФ, федеральных и центральных региональных библиотек имеются большие возможности реализации их инициирующей, стимулирующей, координирующей и организующей роли в разработке нормативно-правовой базы регулирования отношений библиотек разных ведомств в кооперативных библиотечно-информационных системах; активизации библиотечных ассоциаций и обществ, создании системы экспертизы идей и разработок, их популяризации и внедрении; организации мониторинга развития библиотечного дела и специальных общероссийских и региональных библиотековедческих исследований и др.

Но сложившаяся система библиотечного управления, в основном сохранившая черты прежнего ведомственно-отраслевого управления (к тому же отбросившая все положительное, что было в советской системе библиотечной координации), сформировалась без должного учета принципов системного подхода и тех изменений, которые произошли в библиотечных отношениях вследствие реформирования института собственности.


Основные направления и методы реализации
межведомственной координации

Недостатки и трудности межведомственных форм библиотечной координации проистекают из организационно-управленческого противоречия, суть которого состоит в следующем: возрастание информационных, технологических, научно-методических связей и взаимодействий сопряжено с высокой организационной дифференциацией, стремлением к ведомственной автономизации и замкнутости управления. Точкой пересечения в указанном противоречии является рассогласованность системы библиотечного управления и по вертикали, и по горизонтали. Межведомственное взаимодействие основывается на сложившихся устных соглашениях, энтузиазме и инициативе некоторых руководителей библиотек и только в некоторых региональных центрах разрабатываются соответствующие нормативные документы.

В условиях складывающихся рыночных отношений в экономике, самоуправления территорий и библиотек возникает проблема определения экономических методов регулирования межведомственных связей библиотек. Совместимость интересов – наиболее важная черта, характеризующая развитость библиотечной системы. Реализация данной задачи – это прерогатива экономических методов взаимодействия, дополненных необходимым правовым статусом. С помощью организационных форм взаимодействия решать проблемы рассогласованности интересов можно лишь частично, не устраняя ее причин, а вводя ограничения на отдельные проявления этой рассогласованности на основе организационных регламентов и нормативных документов и пр., что дает весьма ограниченный и краткосрочный эффект. Практика взаимодействия библиотек убедительно показывает, что без личной заинтересованности участников сложные межведомственные проблемы не преодолеть. Их решение будет успешным тогда, когда усилия «сверху» будут дополнены, развиты, укреплены, расширены активностью «низов». Именно поэтому в настоящее время в центре внимания должно быть определение экономических методов регулирования межведомственных связей библиотек.

Прежде всего необходимо усовершенствовать планово-экономический механизм, усилив его ориентацию на эффективное участие библиотек в решении межведомственных задач. Так, оценка деятельности библиотек с учетом выполнения обязательств по межведомственным документам (положениям, договорам, программам и др.) может быть действенным рычагом развития межведомственных связей. Важно внедрять такие формы межведомственного планирования и стимулирования, которые предусматривали бы ответственность не только за «свой» участок, но и за участие в решении межведомственных (общих) проблем в целом. Реализация проблем межведомственного взаимодействия экономическими методами предполагает создание таких экономических условий, при которых библиотеки заинтересовались бы поиском партнеров, контактами с другими библиотеками для совместного решения тех или иных технологических и других вопросов. На первом этапе эту проблему проще решать для библиотек одного ведомства или родственных типов библиотек, близко расположенных территориально.

Одной из нерешенных проблем библиотечного управления и одновременно одной из причин, порождающих, а чаще не предотвращающих и не смягчающих возникающие библиотечные противоречия, является отсутствие цельной, логичной, адекватно отражающей реальную библиотечную действительность концепции развития современной библиотечной системы Российской Федерации. Она должна предусматривать необходимые меры по реорганизации системы связей в механизме регулирования библиотечной деятельности, изменение места и функций отдельных его элементов и соответствующую перестройку органов государственного библиотечного управления, закрепляемые в нормативных документах. Отсутствие ясного представления о содержании и специфике модели библиотечной системы в условиях федерализма, регионализма и рыночных отношений приводит к нечеткому разделению сфер деятельности, несогласованности задач и дублированию функций органов управления при наличии определенных библиотечных сфер, практически свободных от регулирующего (координирующего) воздействия государственных органов. Все это означает снижение управляемости развитием библиотечного дела страны [4].

Стратегия регулирования библиотечной деятельности должна быть ориентирована на достижение долгосрочных целей. Необходимо выделить такие приоритетные направления и регуляторы воздействия государственных органов на библиотечные процессы, как обеспечение базисного обслуживания населения во всех регионах и использование финансовых и других возможностей для роста библиотечного потенциала, создание условий для комплексного сочетания государственных и рыночных механизмов. Вместе с тем многоукладность библиотечного дела повышает ответственность ведомств и организаций за качество, оперативность, действенность информационного обеспечения соответствующей отрасли и, следовательно, за эффективность работы специальных библиотек. Остро назрела необходимость более широкого отражения вопросов библиотечного обслуживания и использования библиотечных ресурсов в законодательных актах об образовании, науке, здравоохранении, научно-технической информации.

Проблема регулирования библиотечной системы должна рассматриваться прежде всего на региональном уровне. Территориальная организация библиотечного дела – это не случайная совокупность разнообразных библиотек, имеющих различные приоритеты и интересы, а взаимозависимость, вытекающая из их взаиморасположения, т.е. территориальной общности.

В современных условиях понятие региональная библиотечная система постепенно трансформируется из узкогеографического в системное, понимаемое как территориальный, относительно самостоятельный элемент, звено единого библиотечного пространства страны. Совершенствование организации библиотечного дела происходит вместе с вызреванием в регионах страны объективных закономерностей его преобразования. Среди этих закономерностей выделяется реорганизация библиотечного дела в форме его регионализации. Интенсификация библиотечной деятельности как способ комплексного использования библиотечных ресурсов страны на основе новой информационной технологии может быть осуществлена путем их глубокой адаптации к региональным условиям и органического соединения технологических, информационных, экономических и организационно-управленческих факторов.

Успешный ход реорганизации библиотечного дела России невозможен без коренного изменения механизма организационного регулирования регионального библиотечного развития и межрегионального библиотечного взаимодействия. Здесь важно выделить два взаимосвязанных и взаимообусловленных фактора. Первый – укрепление самостоятельности регионов, развитие местного самоуправления; второй – усиление общегосударственной библиотечной политики, регулирующей процессы библиотечного развития регионов и межрегиональных взаимодействий крупных библиотечных систем.

Региональные библиотечные системы характеризуются значительным разнообразием и контрастностью условий, структуры библиотечных ресурсов, эффективности библиотечного обслуживания и др. Они оказались в неравном положении с точки зрения возможности адаптации к новым, рыночным условиям. Эти диспропорции не могут быть преодолены силами самих регионов и требуют значительных затрат из государственного бюджета или специальных внебюджетных фондов. Поэтому в организационном механизме реализации библиотечных преобразований необходимо осуществить регионально-дифференцированный подход на основе экономических методов управления (региональной дифференциации бюджетной политики и др.). Однако ни на общероссийском, ни на отраслевом уровне управления региональные библиотечные особенности не могут быть учтены полностью. Вне поля зрения остаются многие вопросы, связанные с удовлетворением региональных информационных потребностей, с территориальной организацией библиотечных ресурсов, их структурой и использованием; нельзя учесть все особенности взаимодействия данной отраслевой библиотечной системы с другими. Решить эти вопросы можно лишь на региональном уровне библиотечного управления.

В этих условиях особую значимость приобретают интеграционные библиотечные процессы в пределах объективно сложившихся крупных экономико-географических районов (макрорегионов), таких, как Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток и др. Здесь сформировались различные библиотечные объединения, наибольшую известность получила деятельность объединений библиотек Сибири и Дальнего Востока [5].

Усиление библиотечной интеграции субъектов Федерации в рамках макрорегионов приобретает особое значение. Серьезным основанием для этого являются:

целесообразность перехода ряда функций библиотечного регулирования с федерального на межрегиональный уровень. Это особенно важно для реализации крупных библиотечных программ и проектов общегосударственного значения, радиус действий которых выходит за пределы отдельных республик, краев, областей;

возникновение новых задач, связанных с функционированием межрегионального библиотечно-информационного пространства, что требует объединения усилий конкретных субъектов Федерации;

необходимость проведения согласованной межрегиональной структурной, научно-технической политики, учитывающей особенности развития библиотечного дела макрорегионов. Подобные межрегиональные библиотечные объединения могут успешно функционировать, используя образованные в этих регионах федеральные округа, ассоциации экономического взаимодействия, научно-образовательные комплексы, координирующие деятельность вузов, академических и отраслевых научных учреждений и функционирующие на ассоциативной основе.

Межрегиональный центр библиотечного взаимодействия может осуществлять координацию библиотек субъектов Федерации по основным направлениям их деятельности и мониторинг процессов, происходящих в крупном регионе; обеспечивать подготовку анализов и заключений по характеру этих процессов для региональных и центральных органов управления, долгосрочное и краткосрочное прогнозирование результатов этих процессов; организовывать разработку и реализацию совместных проектов и программ, а также экспертизу и согласование межрегиональных программ, поступивших от федеральных органов управления, общероссийских ведомств и субъектов Федерации. В ряде ситуаций используется система договорных отношений библиотек субъектов Федерации, обеспечивающих выполнение конкретных проектов, преодоление кризисных ситуаций и др. Организационные структуры межрегионального координационного центра будут представлять разветвленную сеть центров в головных организациях, расположенных в столицах субъектов Федерации (во главе с универсальными научными библиотеками). Финансирование в значительной степени будет базироваться на целевых взносах субъектов Федерации и заказов органов управления.

Межрегиональные объединения – не промежуточное звено между центром и субъектами Федерации, хотя в некотором роде они являются таковыми. Это инструмент библиотечной стабилизации, одинаково необходимый как федеральным властям, так и субъектам Федерации. Однако процесс «институционализации» межрегиональной библиотечной интеграции идет пока бессистемно и слабо сочетается с необходимостью включения межрегионального уровня в общую систему библиотечного управления.

Особо сложной проблемой является юридический статус межрегиональных библиотечных структур. Их работа тормозится в настоящее время двумя основными факторами: кризисным состоянием экономики и библиотечного дела субъектов Федерации (что существенно затрудняет выделение из региональных бюджетов или внебюджетных фондов сколько-нибудь значимых ресурсов на межрегиональные цели и потребности), а также нечетким и слабым правовым статусом межрегиональных интеграционных структур. До сих пор нет федерального нормативно-правового документа, определяющего их компетенцию. Органы исполнительной власти субъектов Федерации (а также ведомства и организации, имеющие библиотечную сеть) не хотят поступиться хотя бы частью своих полномочий в пользу совместно созданных органов библиотечного объединения. В результате последние оказались ненужными ни федеральным, ни региональным властям.

Возможная этапность организации (формирования) системы интеграционных библиотечных процессов в России может выглядеть следующим образом:

  1. Внесение функций межрегиональных структур библиотечного взаимодействия в состав общероссийских структур с целью более четкого и оперативного включения регионального компонента в решение важных общегосударственных проблем.

  2. Организация всероссийской конференции по проблемам укрепления межрегиональной библиотечной интеграции, на которой следует обобщить опыт функционирующих межрегиональных структур и рекомендовать наиболее интересные его элементы для распространения.

  3. Принятие Положения «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций библиотечного взаимодействия субъектов РФ».

  4. Внедрение на основе данного положения новых форм, механизмов и органов межрегиональной интеграции (особенно в области консолидации финансовых ресурсов для реализации крупных интеграционных программ и проектов).

  5. Создание Российской ассоциации (совета, центра) межрегионального библиотечного сотрудничества и развития, в задачи которой войдут:

    • объединение и координация усилий ученых, практиков, представителей деловых кругов для содействия устойчивому развитию библиотечного дела регионов и разностороннему взаимовыгодному региональному сотрудничеству;

    • проведение региональных библиотековедческих исследований на основе координации и кооперации научной деятельности;

    • осуществление научного, информационного, правового обеспечения деятельности в области библиотечной политики и управления на уровне отдельных регионов, а также налаживание отношений между библиотечными системами регионов;

    • организация и осуществление разработки и экспертизы региональных библиотечных проектов и программ;

    • подготовка и переподготовка специалистов по проблемам регионального библиотечного развития и сотрудничества;

    • издание сборников научных трудов по проблемам региональной библиотечной политики, территориального библиотечного развития и управления;

    • организация совещаний, семинаров, конференций, «круглых столов» для обсуждения и решения таких проблем, как отработка моделей формирования территориальных библиотечных систем и управления их деятельностью; методология организации и результаты библиотечной диагностики и мониторинга; опыт разработки и осуществления региональных нормативно-правовых библиотечных актов; определение направлений, приоритетов и практических мер региональной библиотечной политики государства в целом и отдельных регионов для решения проблем регионального библиотечного неравенства и наиболее эффективной реализации библиотечного потенциала регионов.

Для финансирования подобной деятельности необходимо образовать фонд регионального библиотечного сотрудничества и развития из отчислений местных бюджетов, федеральных ресурсов и внебюджетных источников. Нельзя не признать целесообразным определение и нормативное закрепление объема средств, отчисляемых предприятиями и организациями в распоряжение территориального библиотечного объединения, которые должны быть пропорциональны их потребностям в развитии и использовании региональных библиотечных ресурсов. Решение этого вопроса связано с повышением роли региональных и местных органов власти в укреплении материально-технической базы библиотек, использовании возможностей предприятий и организаций региона для удовлетворения потребностей библиотек в оборудовании, библиотечной технике (внедрение ЭВМ, создание компьютерной технологии, автоматизированных банков данных коллективного пользования и др).

Из всего сказанного вытекает следующий вывод: выявление форм и средств межведомственной библиотечной интеграции, изучение проблем и перспектив развития библиотечных систем – одна из самых насущных потребностей библиотековедения.


Список литературы

  1. Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и государственное управление библиотечным делом. М.: Либерея, 1999. С. 44–45.

  2. Положение о Министерстве культуры РФ. Утв. Пост. Правительства РФ от 6 июня 1997 г. №679.// Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий… М.: Либерея, 1999. С. 43–44.

  3. Фенелонов Е.А. Универсальные научные библиотеки в XXI веке // Библиотековедение. 2001. №2. С. 10–14.

  4. Сальникова Л.И. Взаимодействие – путь к единому информационному пространству // Время культуры и культурное пространство. Сб. тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 11-13 декабря). М. 2000. С. 239–241.

  5. Материалы по координации деятельности научных библиотек Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1996. 38 с.; Е.Б. Артемьева и др. Влияние региональных проблем на развитие библиотек Сибири и Дальнего Востока // Мир библиотек сегодня. Выпуск 4(16), М., 1997. С. 3–15; Библиотека в системе общественных отношений региона. Новосибирск, 1999. 203 с.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России
  
На главную