Научные и технические библиотеки №3 2001 год
Содержание:

 МАТЕРИАЛЫ 7-й МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 
БИБЛИОТЕКИ И АССОЦИАЦИИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: 
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ФОРМЫ 
СОТРУДНИЧЕСТВА (КРЫМ-2000)

Секция 9. Информатизация вуза и информационная культура молодежи

Шлыкова О.В. Сетевая инициатива как инновационная форма 
обучения студентов вузов культуры и искусств

Болотов А.В., Волкова Л.И., Ерохина Г.С. Качественное 
изменение обслуживания читателей в Научной библиотеке 
Томского государственного университета на основе 
применения новых информационных технологий

Кучерявая Н.Н. Библиотека вуза: новые задачи и возможности

Секция 10. Корпоративные библиотечно-информационные системы

Маршак Б.И. Проблемы и решения в области автоматизации 
в корпоративной телекоммуникационной библиотечной среде

Забелина Н.А. Библиотека нового тысячелетия: принципы 
и формы работы

Баранов В.Л., Соколова Н.В., Сова Д.Н., Филиппов А.Н., 
Пирог В.П.
Технология организации библиотечного 
консорциума пяти университетов Санкт-Петербурга

Секция 11. Проблемы взаимодействия субъектов книжного 
рынка с библиотеками

Евстигнеева Г.А. Взаимодействие субъектов книжного рынка 
и библиотек

Ленский Б.В. Издательство - книготорг - библиотека: путь 
книги к читателю

Семинар Современные компьютерные технологии в специальных 
библиотеках для слепых

Стаугис И.А. Специальные библиотеки для слепых как центры 
информации, образования, реабилитации и досуга для инвалидов: 
основные функции, социальные ориентиры

Семинар Библиотека, муниципальная и краеведческая 
информация

Михнова И.Б. Краеведение и местное самоуправление. 
Информационный и управленческий аспект

Якунькина Н.М. Муниципальная библиотека: роль и место 
в становлении местного самоуправления

Семинар Библиотека как центр экологической культуры

Покровская О.В. Библиотека. Экология. Актуальные проблемы

Церцек Н.Ф. Библиотеки России в системе непрерывного 
всеобщего экологического образования. Новые формы 
взаимодействия

Семинар Теория и история библиотечного дела

Касинец Э. К новой парадигме истории книжной культуры?

Стахевич А.М. Проблемы взаимодействия библиотечной теории 
и практики (на примере работы вузовских библиотек)

Ежегодная конференция пользователей и партнеров Международного библиотечного, информационного и аналитического центра

Шрайберг Я.Л. Международный библиотечный, информационный 
и аналитический центр: новая политика партнерства в новом веке

Кондратьева С.А. Развитие проекта Русская библиотека 
в Америке с учетом современных тенденций в области 
информационных технологий и обслуживания пользователей

ИФЛА-2000

Гордон В. Защита демократии: роль библиотечных ассоциаций

Хаависто Т. Лицензирование и публичные библиотеки

Викери Дж. Реорганизация в Британской библиотеке с целью 
отладки процесса комплектования электронных ресурсов

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Кобелев А.Н. Когнитивная структура современного украинского 
библиотековедения: результаты библиометрического анализа 
монографий

Езова С.А. Библиотекарь как слушатель

ЮБИЛЕИ

Онищук Л.Н. Юбилей - импульс к движению вперед

Жукова С.И. История библиотеки Сибирской 
автомобильно-дорожной академии

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Сукиасян Э.Р. Странные недочеты нового 
Справочника библиотекаря

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

LIBCOM-2000

Новая кафедра МГУКИ


NTB_03
Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 027.008.04(063)

МАТЕРИАЛЫ 7-й МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"БИБЛИОТЕКИ И АССОЦИАЦИИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ФОРМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА" — "КРЫМ—2000"

(Судак, Автономная Республика Крым, Украина,
3—11 июня 2000 г.)

Шлыкова О.В.

Московский государственный 
университет культуры и искусств

Сетевая инициатива как инновационная форма обучения
студентов вузов культуры и искусств

Процессы демократизации, информатизации и интернетизации общества приводят к переходу от узкодисциплинарного понимания целей образования к более широкому общекультурному их трактованию, изменению системы информационных взаимосвязей и взаимовлияний между высшей школой и теми структурами, которые обеспечивают информацией процесс обучения. Развитие и внедрение телекоммуникаций стало эффективным средством преобразования информационного обеспечения образовательного процесса, его модернизации. Целевой установкой в обучении становится задача не обязать вызубрить, а помочь развиться. В этом смысле формирующееся виртуальное образовательное пространство Интернет открывает широкие просторы для освоения мира знаний и самовыражения обучающихся.

Если на начальном этапе развития Интернет информационные ресурсы сети рассматривались преимущественно как источник информации или как средство, реализующее так называемый эффект сетевого присутствия, то в настоящее время это не просто архив гипертекстов, а портал для интерактивного взаимодействия, общения в информационно-образовательном пространстве, позволяющего пользователю познать новое и вместе с тем реализовать свои потенциальные возможности.

Включаясь в учебный процесс, где преподаватель использует инновационные формы обучения (сетевые инициативы, электронные учебные пособия, разноуровневое и модульное обучение), студент начинает применять для решения учебных задач наряду с традиционными и нетрадиционные формы обучения, в том числе Интернет/Интранет-ресурсы и услуги. Тем самым студент становится не объектом, а субъектом коммуникативного общения с преподавателем. Это принципиально важный момент в педагогике сотрудничества.

Общеизвестно, что "человек фиксирует не весь поток действительности, а избирает в потоке событий то, что ему объяснено в формулах культуры того народа, того племени, в котором он существует" (К. Леви-Стросс). Личный опыт остается неосвоенным и неосмысленным, если он не совпадает с той версией мира, с той формулой мира, которую человек получает через культуру, т. е. культура - не внешний, а внутренний, структурообразующий фактор того, как человек живет, как он воспринимает мир и как он его формулирует и формирует.

У каждого человека свой способ самовыражения, свое видение и восприятие мира: скульптор передает его в каменных формах, поэт - в сочетаниях слов, ученый - в сочетании формул, музыкант - в сочетании звуков, художник - в сочетании красок. Интернет-технологии, благодаря гипермедийным возможностям, выступают средством моделирования многообразных видов и форм мышления, позволяя инициировать пользователю не только репродуктивные действия и формально-логические операции, но и образно-ассоциативное мышление, обращение к знакам, символам, образам, звукам, эмоционально значимым смыслам, формирующим культурно-образовательное пространство (Электронные изображения и визуальные искусства: Материалы конференции "Новые информационные технологии и всемирное культурное наследие в новом тысячелетии", 25-29 октября 1999 г.: Препринт / VASARI, Соединенное Королевство, Центр по проблемам информатизации сферы культуры МК РФ, Гос. Третьяковская галерея. М., 1999. С. 167).

Таким образом, способы постижения мира (философия, культура, наука) различны, каждый из них выражает лишь часть реальности, полнота охвата разнообразных граней которой зависит в определенной мере и от интеграции различных способов освоения мира. В этом смысле Интернет-технологии в силу синкретичности позволяют "соединить" многообразие мира (в котором наглядный, чувственно-энергетический, знаниевый потенциал сливаются в единое целостное образование) и вместе с тем увеличить творческие возможности человека (обучаемого) для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия мира.

Хотелось подробнее остановиться на опыте такой сетевой инициативы, как создание электронного учебного пособия и привлечение студентов к его разработке. Прежде всего необходимо обратить внимание на бюрократическую сторону вопроса: что понимается под электронным пособием? Существуют разные точки зрения к сожалению, в отечественной дидактике их гораздо больше, чем самих электронных пособий. Одни исследователи полагают, что электронное учебное пособие должно включать минимум текста, только наглядный материал (таблицы, интерактивные схемы, картинки и т. п.), который будет прокомментирован педагогом. Другие считают, что "компьютерный курс - не дополняет, а заменяет традиционный учебник.., облегчая труд педагога, а при необходимости - заменяя своего создателя" (Антонова Т., Харитонов А. История нас рассудит. Методика применения мультимедийного курса истории России // Компьютер в школе. 1999. № 9. С. 24).

Разнообразны и нестандартизованы требования к путям навигации, а также средствам создания гипертекстовых структур внутри учебного пособия, справочному аппарату, поисковой системе и т. п. Не останавливаясь подробно на данных дискуссионных моментах, которые, несомненно, имеют огромное значение при создании и использовании данного типа учебного материала, отметим, что электронное учебное пособие понимается нами следующим образом. Это не только концептуальная линия автора или коллектива авторов, нашедшая отражение в структуре и содержании читаемого курса. Интерактивное электронное пособие в силу своих динамичных свойств, оперативности ввода информации позволяет включать и результаты освоенного студентами уже на начальных этапах изучения курса. Поэтому конкретные студенческие практические работы (своего рода квесты), выполненные под руководством и/или при консультировании преподавателя, также могут рассматриваться как часть учебного пособия - конечный результат, достигаемый в процессе изучения курса.

Автором разработан проект электронного пособия "Культура Интернет и Интернет в культуре", в котором дается общее представление о сети, ее приложениях; особое внимание уделяется образовательным ресурсам Интернет, прежде всего российским, и ресурсам в сфере культуры, что соответствует профилю вуза и специальности "Информационные системы в социокультурной сфере". Логическим продолжением данного курса выступают учебные дисциплины информационно-коммуникационного цикла: "Глобальные и локальные сети", спецкурсы "Технологии построения веб-страниц", "Гипертекстовые системы", "Гиперметод" и другие средства разработки собственных образовательных программ и авторских сред, позволяющих студентам самим создавать программы на основе мультимедийной технологии.

Группу пользователей электронного учебного пособия "Культура Интернет и Интернет в культуре" составляют студенты, аспиранты вузов культуры и все, кто интересуется данной проблемой. Оно может заинтересовать и преподавателей, консультантов, работающих в классах открытого доступа и занимающихся организацией курсов по Интернет, сотрудников библиотек, музеев, работающих с пользователями Интернет-ресурсов социокультурной тематики. Основная педагогическая задача данного сетевого проекта заключается в последовательном и пошаговом предоставлении материала: от общего к частному. Первоначально на имеющейся веб-странице МГУКИ будет открыт форум для преподавателей с целью выявления мнения относительно программы курса и с развернутыми пояснениями к каждому из разделов пособия. Далее предполагается размещение лекций для их обсуждения среди академической аудитории и других пользователей.

Результаты изучения курса уже находят отражение в дипломных и курсовых проектах, которые также будут представлены в соответствующем разделе пособия. В настоящее время разработана концепция интерактивного пособия, обеспечено содержательное наполнение курса, разработана программа, тематические планы, учебно-методические материалы для студентов различных форм обучения (дневного, заочного, дистанционного), а также по ступеням - модулям освоения курса: начальная, средняя ступень сложности, продвинутая ступень; готовится к выпуску печатная версия учебного пособия. При дальнейшем уточнении содержательной компоненты учебного пособия в более детальном осмыслении нуждаются следующие моменты:

1. Проблема терминологической упорядоченности: разведение понятий электронные ресурсы, информационные ресурсы, онлайновые ресурсы; уточнение их смысловой и содержательной нагрузки;
2. Систематизация и классификация информационных ресурсов, в частности Интернет-ресурсов в сфере культуры;
3. Преемственность в обучении информационным ресурсам (освоение традиционных ресурсов и тех, что созданы на нетрадиционных носителях), изучение инструментальных средств, с помощью которых они создаются, последовательное освоение знаний, умений и навыков создания и использования информационных ресурсов (от простого к сложному); кроме того, необходимым становится наличие более совершенной собственной технологической базы (учебно-производственной модели), позволяющей осваивать технологию создания, использования и распространения информационных ресурсов в социокультурной сфере.

До начала 2000/2001 учебного года предполагается:
обсудить с преподавателями соответствующих дисциплин структуру читаемого курса, используя такие формы, как виртуальное заседание кафедры с преподавателями учебных курсов "Информатика", "Культурология" и другими профильными дисциплинами;
предоставить "мнение студенческому совету" в одном из разделов пособия, состоящему из двух контрольных групп (из числа студентов, изучающих курсы "Интернет", "Культурология" в традиционном режиме и изучающих интегративный курс с помощью интерактивного пособия);
создать "открытую трибуну" для ведения дискуссий по проблемам: "Что я могу сделать для экологии Интернет?", "Культура Интернет: какой я ее вижу?" и т. п. (в этом разделе интересно мнение студентов разных специализаций, курсов, регионов и стран);
виртуальная научная конференция "Обсуждение лекции курса".

Учитывая, что культурные интересы студентов разных специализаций различны, предполагается, что конкретные курсовые работы будут профилированы и подготовлены с учетом индивидуальных предпочтений.

Параллельно планируется создание полной CD-ROM-версии электронного пособия, включающего те мультимедийные эффекты, которые в Интернет затруднены в результате общеизвестных сложностей каналов связи. Факультет менеджмента и социально-информационных технологий МГУКИ в настоящее время располагает компьютерной мультимедийной лабораторией. Ее создание позволило развернуть цикл научно-исследовательских и практических разработок с использованием новых информационных технологий к 70-летнему юбилею МГУКИ, который состоялся осенью 2000 г., развитию и более глубокому содержательному наполнению собственной веб-страницы кафедры виртуальных коммуникаций, выступающей экспериментальной площадкой для апробации данного пособия и других электронных изданий, подготовленных преподавателями кафедры.

Участие преподавателей и студентов в сетевом проекте решает две задачи: создания конечного продукта и (для педагогов это более важно) формирования специалиста с необходимым набором знаний, умений и навыков (от начинающего пользователя до зрелого профессионала).

Привлечение студентов к проектам, нацеленным на сетевую инициативу, новые педагогические подходы к организации работы способствуют не только освоению ресурсов и услуг Интернет, но и развитию созидательной деятельности, созданию ресурсов, приобретению навыков работы самостоятельно и в команде.

 


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России
  
На главную