Научные и технические библиотеки №6 2001 год
Содержание:

Соколов А.В. Знакомьтесь: метатеория социальной 
коммуникации

Столяров Ю.Н. Сто лет библиотечного фондоведения 

Шилов В.В., Брагинец В.В. Федеральный экземпляр документов. Вопросы количества и распределения

Всемирная организация интеллектуальной собственности. 
Обзор деятельности

Захаров А.Г., Дубров А.П. Ученые РАН и Интернет

Балкова И.В. Научные библиотеки и обслуживание студентов

Ливадонова Е.А. Преодоление субъективизма при комплектовании фонда вузовских библиотек

Бахшалиев З.И., Кязимов Р.А. Сотрудничество ученых-библиотековедов Азербайджана и России

Чжао Бо-син. Контроль за качеством перевода традиционных каталогов в электронные в Китае

Вершинин М.И. Совершенствование формата инвертированных файлов CDS/ISIS


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ ТЕРМИН
Бахтурина Т.А.
Проблемы взаимосвязи международной и национальной терминосистем в области электронных ресурсов


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
Шапошников А.Е. Новое учебно-методическое пособие


ЗАРУБЕЖНЫЕ НОВОСТИ 


НАШИ АВТОРЫ


NTB_6
Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


УДК 316

Соколов А.В.

Знакомьтесь: метатеория 
социальной коммуникации

С теорией социальной коммуникации библиотечные работники так или иначе примирились - курс "Социальные коммуникации уже несколько лет представлен в образовательном стандарте библиотечно-информационных факультетов, но метатеория выглядит плодом подозрительного теоретизирования и нуждается в оправдании.

"Не слишком ли много теорий?" - спросит здравомыслящий библиотечный работник, удрученный усугубляющимся кризисом библиотечного дела, да и книжной культуры вообще.

Спешу рассеять опасения по поводу избыточности теоретических конструкций: изучение проблематики социальных коммуникаций показало, что теории социальной коммуникации быть не может, а можно построить только метатеорию социальной коммуникации. Именно метатеория нужна для правильной ориентации библиотек, библиографии, средств массовой коммуникации, органов научно-технической информации и других социально-коммуникационных институтов в социокультурной ситуации начала XXI в., поэтому в метатеории заинтересованы и практики, и теоретики.

Задача настоящей статьи - представить библиотечному сообществу метатеорию социальной коммуникации, обосновать ее научный статус и обрисовать ее проблематику. В настоящее время такая метатеория отсутствует в ряду научных дисциплин, но внутринаучные предпосылки для ее формирования уже созрели, и в связи с этим обсуждение перспектив ее становления кажется своевременным. Итак, начнем по порядку, но издалека.

Коммуникационные аспекты эволюции культуры

Культура всякого сообщества людей представляет собой, во-первых, культурное наследие, т.е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценностей), как овеществленных (изделия), так и неовеществленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хранению, распространению и освоению культурных ценностей, называемую культурной деятельностью. Короче: культура = культурное наследие + культурная деятельность. Культурная деятельность, в свою очередь, является суммой: творчество (создание культурных ценностей) + социальная коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей. Таким образом, социальная коммуникация - необходимый аспект, неотъемлемая часть культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время социально-коммуникационная эволюция.

Эволюцию культуры можно представить в виде следующих пяти стадий, где неизменно присутствуют коммуникационные аспекты:

0. Пракультура (1,5 млн лет назад - 40 тыс. лет назад) - период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического вида, когда предки человека (питекантропы, неандертальцы) освоили средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельную речь. 40 тыс. лет назад на планете появился современный человек (неантроп), творец и создатель собственно культуры.

I. Археокультура (40 тыс. лет назад - III тысячелетие до н.э.) - период каменного века (верхний палеолит, мезолит, неолит), когда в первобытных общинах получила развитие не только материальная культура в виде "каменной индустрии", но и духовная культура в виде магических культов, мифологии, изобразительного и музыкального искусства. Образование локальных цивилизаций и изобретение письменности в IV-III тысячелетии до н.э. знаменовали переход к стадии палеокультуры.

II. Палеокультура (III тысячелетие до н.э. - XV в. н.э.) - время возникновения мощных восточных цивилизованных государств, расцвета античной культуры и сменившего ее средневековья. Вехами культурного прогресса человечества на этой стадии являются иероглифы на стенах древнеегипетских пирамид, алфавитное письмо, Александрийская библиотека, печатный станок И. Гуттенберга. Изобретение Гуттенберга положило в Западной Европе начало новой стадии - стадии неокультуры.

III. Неокультура в разных регионах наступила в разное время (некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном уровне), но для культурного лидера - западноевропейского мира - стадию неокультуры можно датировать XVI веком - эпохой Высокого Возрождения и реформации, за которым последовали век Просвещения (вторая половина XVII-XVIII вв.) и XIX в. - век индустриализации. К неокультуре относится и XX в., в конце которого в развитых странах появились признаки наступления постиндустриальной эры (ее логично связать с новой, пока еще гипотетической стадией культурной эволюции).

IV. Постнеокультура - это компьютеризованный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными каналами и с культурным наследием, хранящимся в распределенной памяти компьютерных сетей. Короче: это время господства электронных коммуникаций, вытеснивших документную коммуникацию на периферию общественной жизни.

Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культуры неизменно прослеживалась закономерность: совершенствование коммуникационных средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие коммуникации. Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных стадиях.

В дописьменной археокультуре, где устная коммуникация служила главным способом хранения и распространения культурного наследия, существовало обожествление Слова. Слову приписывалась магическая сила, оно требовало осторожного и уважительного обращения. Обожествление Слова по сути дела означало обожествление Коммуникации. Жрецы Древнего Египта и Месопотамии, освоившие письменность (иероглиф означает священное письмо), способствовали трансформации культа Слова в культ Книги. Священные писания мировых религий - не что иное, как результат коммуникации пророков со Всевышним. Всякая религия начинается с коммуникации, недаром религия в переводе с латыни значит связь, но для священнослужителей коммуникация была (и остается) предметом культа, а не предметом исследования, поэтому метатеория социальной коммуникации мало что может почерпнуть из религиозных вероучений.

Социальная коммуникация как предмет исследования

История научного познания коммуникации начинается с античности. Античные мыслители наряду с разумом-логосом почитали речь-логос. Стимулом для этого послужило то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику, красноречие и особым доверием народного собрания пользовались ораторы, владеющие силой устного слова. Регулятором общественной жизни служил номос - закон в виде письменного текста - дальний предок бюрократии.

В эллинистический период, когда началось культурное освоение обширных территорий Египта, Ближнего и Среднего Востока, забота о сохранении речи-логоса сделалась особенно насущной, ибо язык гарантировал выживание греческой культуры в иноземном окружении. Появились ученые-грамматики, предписывавшие правила "истинного" и "чистого" греческого языка; особенно активны были александрийские грамматики.

Таким образом, еще до нашей эры коммуникация стала предметом изучения двух древнейших научных дисциплин - логики и лингвистики. В Средние века христианская церковь не забыла уроков античного красноречия. В программу подготовки священнослужителей включались риторика, грамматика и диалектика, которые образовывали "тривиум" - три первых и основных предмета изучения. Средневековые схоласты возродили древнегреческую герменевтику - науку о понимании и толковании поэтических (Гомер) и священных (Библия) текстов.

Парадоксально, но факт: западноевропейская неокультура, столь многим обязанная книжному искусству, вовсе не склонна была продолжать обожествление живого и письменного слова. Неокультурные гениальные просветители и энциклопедисты развенчивали все кумиры, кроме одного - Разума. Книжное дело из богоугодного служения превратилось в ремесло, работавшее по заказам церкви, властей, книготорговцев, иногда - ученых корпораций.

XVIII и XIX вв. - это время рождения в Европе общественных и гуманитарных наук, но среди них не числились дисциплины, изучавшие закономерности коммуникации как таковой. Теоретики педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо) предпочитали развивать естественные способности детей, а не обременять их память культурным наследием предков. Языкознание, обретшее научный статус в начале XIX в. благодаря трудам В. Гумбольдта, А. Шлегеля, Я. Гримма, сосредоточилось на описании, грамматическом анализе и типологизации различных языков, вовсе не осознавало себя, как и педагогика, социально-коммуникационной наукой.

В середине XIX в. отцы-основатели социологии О. Конт и Г. Спенсер в своих капитальных трудах как-то потеряли из виду социальную коммуникацию, хотя, казалось бы, достаточно очевидно, что без коммуникационных взаимосвязей между людьми никакое общество существовать не может. Психология, появившаяся в конце XIX в., интересовалась больше интроспекцией, "духом народа", реакциями организма на предъявляемые стимулы (бихевиоризм), чем обменом смыслами между людьми. В европейских странах книжная культура была в расцвете; стремительно развивалось газетно-журнальное и библиотечно-библиографическое дело, появились телеграф и телефон, в конце века - кино и радио, и - странное дело - проницательные ученые-обществоведы игнорировали эти коммуникационные явления, не замечали их возрастающей социальной роли.

Только после первой мировой войны наступило относительное прозрение. Произошла научная революция в языкознании: восторжествовали семиологические (теперь говорят не семиология, а семиотика) идеи Ф. де Соссюра (1857-1913), которые легли в основу структурной (прикладной, математической) лингвистики. Вспомнили о семиотических идеях американского философа-прагматика Ч. Пирса (1839-1914): в Австрии и Англии начала развиваться аналитическая философия, попытавшаяся, правда безуспешно, понять и упорядочить стихию устной коммуникации.

В социальной психологии, зародившейся на стыке веков в Германии (В. Вундт, Х. Штейнталь) и Франции (Г. Тард, Г. Лебон) и получившей развитие в США в 1920-1930-е гг., коммуникационная проблематика заняла центральное место. Как она понималась в то время?

Габриэль Тард (1843-1904) был первым классиком социологии, громко и отчетливо заявившим о возможности научного изучения коммуникационных процессов и посвятившим себя этому изучению. Тард объяснял происхождение общества (социогенез) развитием социально-коммуникационной деятельности в форме подражания. Язык, религия, ремесло, государство - это продукты творчества индивидов-новаторов; другие люди стали подражать этим новаторам и таким образом утвердились названные социальные институты. По словам Тарда, "Общество - это подражание, а подражание - своего рода гипнотизм".

Основоположниками американской социальной психологии считаются Джордж Мид (1886-1931) и Герберт Блумер (1900-1987), которые основали в Чикаго научную школу так называемого символьного интеракционизма (взаимодействия посредством символов). Символами считались вербальные (словесные) и невербальные действия, обладающие определенным смыслом. Благодаря взаимодействию посредством символов (символьной интеракции) люди передают друг другу знания, духовные ценности, образцы поведения, а также управляют действиями друг друга. Мышление также понималось как оперирование символами. Люди, утверждала Чикагская школа, живут в мире символов, постоянно созидая символы и обмениваясь ими с другими людьми. Предлагалась таким образом коммуникационная модель общественной жизни, где коммуникация (символьная интеракция) становилась главным действующим фактором.

Раньше американцев о решающей роли коммуникации для развития общества писал великий социолог XX в. П.А. Сорокин (1889-1968): "Взаимодействие людей по своей природе есть прежде всего взаимодействие психическое, - обмен чувствами, идеями, волевыми импульсами". Подобный обмен (говоря современным языком, это и есть смысловая коммуникация) предопределяет динамику человеческого общества, - утверждал П.А. Сорокин ("Система социологии". Т. 1. "Социальная аналитика. Л., 1920. С. 16).

О значимости смысловой коммуникации для прогресса человечества задумывались в начале XX в. не только абстрактно мыслившие социологи, но и практики книжного дела, увлеченные утопией построения "Всемирного Дворца Книги и Знаний". Наиболее яркая фигура в ряду мечтателей-книжников - Поль Отле (1868-1944) - бельгийский ученый, ставший "отцом документации" (см. Рейнворд У.Б. "Универсум информации. Жизнь и деятельность Отле". М., 1976). Под документом П. Отле понимал "все, что графическими знаками изображает какой-либо факт или идею", т.е. любые изображения и произведения письменности или печати. В Европе и США в послевоенные годы стали распространяться службы документации, занимавшиеся обслуживанием бизнеса, медицины, политики, производства, т.е. специальной коммуникационной деятельностью, которая вышла за пределы традиционной библиотечно-библиографической сферы. В 1937 г. учреждена Международная федерация документации, ныне именуемая Международная федерация информации и документации. Документационная практика стала предметом документационной науки, позже получившей название документалистика.

В 1930-е гг. в связи с распространением кино, радиовещания, массовых иллюстрированных изданий, комиксов и дешевых "покет-бук", философов-культурологов встревожил феномен массовой культуры, свидетельствующий о примитивизации духовных потребностей народных масс. Опыт манипулирования массовым сознанием в тоталитарных государствах показал могущество и опасность средств массовой коммуникации, которые могут воздействовать на человеческие массы, словно шприц, делающий подкожное вливание миллионам людей одновременно. Гитлер в "Майн кампф" уделил большое внимание пропаганде и даже сформулировал правила, которым она должна следовать: избегать абстрактных идей, апеллировать к эмоциям; настойчиво повторять несколько главных лозунгов, используя стереотипные фразы; постоянно критиковать врагов государства; выделять одного врага для целей особого поношения и др. Стало ясно, что коммуникация - это не общедоступное благо, а обоюдоострое оружие, требующее осторожного и осмысленного обращения.

После второй мировой войны развитые страны столкнулись с информационным кризисом, вызванным противоречием между накопленными человечеством знаниями и возможностями их восприятия отдельным человеком. Ученые стали заявлять: "Гениальные открытия сделаны, опубликованы и похоронены в недрах библиотек, где их невозможно обнаружить; мы не знаем, что мы знаем!". Потребовались новые коммуникационные средства, "автоматические библиографы", мемексы, информатории. Повсеместно создавались информационные службы, информационные системы, информационные сети, использующие постоянно растущий потенциал вычислительной техники и техники связи. Эти средства нуждались в научном обосновании, которое стала разрабатывать информационная наука (Information Science), названная в 1966 г. в нашей стране информатикой. Задача информатики виделась в совершенствовании лишь научной коммуникации; остальные же коммуникационные системы (в том числе массовая, экономическая, политическая, эстетическая и др.) оставались в стороне.

Между тем значимость массовой коммуникации не только не уменьшалась, а напротив, благодаря телевидению и персональным компьютерам возрастала все больше и больше. Общество, "облученное телевидением", перестало читать книги, ходить в кино и театры и посвятило свой досуг красочным телевизионным сериалам и видеофильмам. Западные бизнесмены и политики, всегда понимавшие значимость рекламы, открыли для себя новые возможности воздействовать на общественное мнение благодаря новым информационным технологиям. Службы паблик рилейшенз и команды имидж-мейкеров стали пользоваться повышенным спросом. "Не деградирует ли человечество?" - с тревогой спрашивали педагоги, писатели, публицисты, культурологи, взирая на взрывоподобное распространение компьютерных игр и интернетовских "чатов".

Ретроспективно оценивая достижения XX в. в области изучения социальной коммуникации, можно констатировать, что коммуникационная проблематика стала составной частью фундаментальных общественных наук - социологии, психологии, социальной психологии, культурологии, социальной философии, а также освоена различными прикладными учениями от документалистики и журналистики до теории рекламы и паблик рилейшенз. Но целостная теория социальной коммуникации не сформировалась. Получилась картина рассредоточенной очаговости, когда отдельный очаг освещает тот или иной участок социальной коммуникации, но общая структура универсума коммуникации скрыта в таинственной тьме. Ясно, что очаговое познание - лишь начало познавательного процесса. Что же дальше?

Контуры метатеории социальной коммуникации

Фундаментальная значимость социальной коммуникации для существования отдельного человека, социальных групп или многонациональных государств давно уже стала общим местом в мировой науке. Эта значимость конкретизируется в следующих тезисах:

  • в процессе антропогенеза коммуникационная деятельность была решающей предпосылкой и питательной почвой для образования человеческого сознания и языка;коммуникация - способ формирования человеческой личности, поскольку только в процессе взаимодействия с другими людьми происходит социализация индивида и развитие его способностей;
  • коммуникационная потребность - органическая (абсолютная) духовная потребность человека;
  • изоляция от общества приводит к неизлечимым психическим травмам;
  • коммуникация - фактор и условие существования любых человеческих общностей от малых социальных групп до наций и государств;
  • коммуникациональная деятельность - источник, средство поддержания и использования социальной памяти, аккумулирующей культурный и исторический опыт социальных субъектов.

Неудивительно, что проблематика социальной коммуникации стала весьма популярной. Во многих американских и западноевропейских университетах читаются разнообразные курсы по коммуникации, существуют специальности и присваиваются ученые степени по "коммуникационным наукам". Издается более двух десятков научных и технических журналов, посвященных коммуникации, а мировой поток научной, учебной, производственной литературы трудно обозрим. Добытые знания обобщаются в солидных справочных изданиях: в 1989 г. в Нью-Йорке переиздан "Стандартный словарь по коммуникации", насчитывающий более 1 200 страниц; в том же году появилась четырехтомная "Международная Энциклопедия по коммуникации", подытоживающая разнообразные и обширные знания, накопленные в технических, социальных, гуманитарных областях.

Между тем в Советском Союзе "коммуникационная наука", процветавшая за рубежом, оказалась в числе научных дисциплин, репрессированных идеологическими органами. В "Философском словаре" (М., Политиздат, 1986) говорится: "Коммуникация - категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого "Я" обнаруживает себя в другом. Доктрина коммуникации в целом - уточненная форма кастовых и корпоративных связей. Объективно учение о коммуникации противополагается марксистскому пониманию коллектива".

Нельзя не вспомнить идеологически беззаботного, но отнюдь не безграмотного в философии замечательного лирика Б.Л. Пастернака, который написал:

Ведь вся жизнь есть только миг,
Только растворение
Нас самих во всех других,
Как бы им в дарение.

В постсоветской России научный климат, разумеется, другой, но отставание наверстывается с трудом. Правда, на библиотечно-информационных, журналистских, социологических, социально-культурных факультетах уже не один год читаются курсы "Социальные коммуникации", "Социология коммуникации" и производные спецкурсы. Появились несколько учебных пособий и научных монографий, но все-таки нет ясности, что должна представить собой "коммуникационная наука".

Констатируя "коммуникационную революцию, происходящую в индустриальных странах", главный редактор "Международной Энциклопедии по коммуникации" Э. Барнув пишет: "Становится очевидным центральное положение коммуникации в человеческой истории, что и объясняет, почему такие различные дисциплины, как антропология, искусствознание, педагогика, история, журналистика, право, лингвистика, философия, политические науки, психология и социология, стремятся к объяснению процесса коммуникации, сотрудничают в создании новой дисциплины", которая именуется теорией коммуникации. Задача этой дисциплины, по Э. Барнуву, состоит в том, чтобы выявить "все пути, по которым информация, идеи и установки распространяются среди индивидов, групп, наций и поколений".

С этим заявлением Э. Барнува в принципе можно согласиться, но оно нуждается в уточнении. Как представить себе "сотрудничество" разных наук в создании новой дисциплины? Некий "межнаучный круглый стол"? Ясно, что надеяться на плодотворное сотрудничество специалистов разных отраслей знания в выявлении путей распространения в обществе "информации, идей и установок" не приходится, хотя бы из-за терминологических барьеров между науками. Никакой теории коммуникации путем суммирования знаний, накопленных в разных научных дисциплинах, вырастить нельзя. Теория коммуникации не может состоять из разделов, заимствованных из антропологии, искусствознания, педагогики и т.д. Чтобы познать сущность и структуру универсума социальной коммуникации в целом, требуется не суммирование, а обобщение знания, добытого антропологией, искусствознанием, педагогикой, историей и т.д. Такое обобщение, т.е. получение нового знания путем критического анализа, сопоставления, оценки, систематизации частных фактов и концепций, свойственно не теории, а метатеории, или обобщающей теории.

Межнаучными метатеориями являются кибернетика, семиотика (общая теория знаков), системология (общая теория систем); известны метаматематика и металогика - обобщающие теории внутриотраслевого значения. Философия - метатеория человеческого познания. Говоря о "сотрудничестве" наук в создании теории коммуникации, Э. Барнув по сути дела имеет в виду формирование метатеории социальной коммуникации.

Итак, метатеория социальной коммуникации - это межнаучная обобщающая теория, формирующаяся на основе (мета - после) различных наук, изучающих те или иные грани (аспекты, проблемы) социальных коммуникаций. Эти науки (некоторые из них перечислил Э. Барнув) можно назвать частными (конкретными) коммуникационными теориями (науками). При этом вовсе не обязательно, чтобы все содержание "коммуникационных наук" сводилось к коммуникационной проблематике; они могут изучать и другие проблемы, но важно, чтобы они вносили свой вклад в познание социальных коммуникаций.

Отношение метатеория - частная (конкретная) теория есть отношение взаимной зависимости. Метатеория использует содержание частных теорий для построения обобщающих концепций (типологий, периодизаций, закономерностей, принципов, тенденций и т.п.), а частные теории применяют эти концепции для углубления и обогащения своего содержания. Поэтому обе взаимодействующие стороны заинтересованы в самостоятельном существовании друг друга. Метатеория ни в коем случае не должна поглощать обобщаемые теории (в противном случае обобщать будет нечего и она утратит свой метатеоретический статус), а обобщаемые теории нуждаются в опоре на метатеорию для своего дальнейшего развития. Библиотековедение, библиографоведение и другие дисциплины книговедческого цикла, вплоть до палеографии и инкунабуловедения, являются частными теориями по отношению к метатеории социальной коммуникации и, стало быть, знакомство с последней необходимо для современного профессионала книжного дела во избежание архаической отраслевой замкнутости.

Метатеория генетически связана с обобщаемыми теориями, является производной от них и может возникнуть только после того, как созрели предпосылки для обобщения. Такие предпосылки (прав Барнув!) сейчас созрели, но созрели они не для теории коммуникации (таких теорий различных коммуникаций - массовых и специальных, речевых и технических, научных и эстетических - сегодня достаточно много), а для обобщающей метатеории. Наметились контуры метатеории социальной коммуникации, которые можно представить в виде следующих десяти проблем:

  1. Понятие социальной коммуникации как межнаучной категории;
  2. Коммуникационная деятельность, ее уровни, виды, формы;
  3. Социальная память и социальная коммуникация;
  4. Естественные и искусственные коммуникационные каналы;
  5. Эволюция социальных коммуникаций, смена коммуникационных культур;
  6. Семиотический подход к социально-коммуникационным проблемам: семиотика социальной коммуникации;
  7. Информационный подход к социальной коммуникации: социальная информация;
  8. Коммуникационные потребности личности, социальных групп, общества;
  9. Социально-коммуникационные институты и службы;
  10. Система социально-коммуникационных наук.

Каждая их этих проблем достаточно разработана на частно-теоретическом уровне для того, чтобы сформулировать обобщающие выводы, иногда - закономерности, вскрыть межнаучные взаимосвязи, предложить общую систему терминов и понятий, короче - создать исходную базу для дальнейшего метатеоретического осмысления социальной коммуникации. Вместе с тем вырисовывается terra incognita - представление о том, что остается неведомым в коммуникационной проблематике и требует нашего внимания.

В настоящей статье нет возможности обсудить перечисленные проблемы, поэтому я ограничился поверхностным ознакомлением читателя с метатеорией социальной коммуникации.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России
  
На главную