Научные и технические библиотеки №8 2001 год
Содержание:

Земсков А.И. Социальное воздействие использования информационных технологий в России

Манилова Т.Л. Информационные ресурсы российских 
библиотек: социальный аспект

Шилов В.В. Методологический и математический аспекты 
в измерении полноты библиотечного фонда

Морган Э. Электронные книги, библиотеки и право 
собственности

Павлова Н.П., Земсков А.И. Весенняя сессия МБИАЦ

Хи Гвон Ю. Визуальные сокровища - проект 
Нью-Йоркской публичной библиотеки. Оцифровка 
русских визуальных ресурсов

Лосева Н.И. Опыт организации библиотеки 
педагогического вуза


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ ТЕРМИН

Земсков А.И. Термин outsourcing


ЮБИЛЕИ

Софронова Е.С. Научная библиотека Казанского 
государственного медицинского университета: 
история и современность

Моргенштерн И.Г. Юбилей Е.М. Смирнова


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Обзор публикаций газеты Information World (декабрь 2000 г.)


НАМ ПИШУТ

Почему таблицы классификации не издаются так быстро, как хотелось бы? (Ответ на письмо читателя)


НАШИ АВТОРЫ


NTB_8
Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


УДК 316+004

Земсков А.И.

Социальное воздействие
использования информационных технологий в России

Распространение информационных технологий естественным образом сопровождается специфическим социальным разделением на информационно бедных и информационно богатых. В мировой практике этот процесс уже получил свое название – цифровой разрыв, или цифровая щель (Digital Divide, Digital Gap), в которую якобы «проваливаются» неимущие слои населения. Данный процесс наблюдается на разных уровнях: международном, межнациональном, внутри страны или региона и т.д. Компенсацией негативных процессов цифрового разрыва приходится заниматься в основном публичным библиотекам.

Во всей Африке (население — 739 млн) 14 млн телефонных линий (меньше, чем в Манхэттене или Токио), 1 млн пользователей Интернет (а в Англии – 15 млн). В целом Африка производит лишь 0,4% мирового контента Интернет. В среднем государства – члены Организации экономического сотрудничества и развития опережают африканские государства по числу компьютеров на душу населения в 40 раз, мобильных телефонов – в 110 раз и Интернет-хостов – в 1600 раз.

В работе Are poor countries losing the information revolution? (InfoDev Working Paper, May 2000) для оценки степени информационной обеспеченности предложено использовать индекс технологического развития — ИТР, (Index of Technological Progress) учитывающий пять удельных показателей: число персональных компьютеров, факс-аппаратов, мобильных телефонов и телевизоров на тысячу жителей и число Интернет-хостов на 10 тыс. жителей. Диапазон изменения индекса от 0 до 100. Индекс был рассчитан для 110 стран, причем максимум – 100 очков – получили США, а минимум – 0 очков – Мозамбик. Выдержки из списка распределения стран по ИТР приведены в табл. 1.

Таблица 1

Распределение стран по индексу технологического развития

  Показатели, количество

 Место в списке

Страна

ИТР

на тысячу жителей

на 10 тыс.
жителей

ПК

факс-
аппара-тов

мобиль-ных
телефонов

телеви-зоров

 Интернет-хост

1

США

100

320

55

116

808

293

2

Финляндия

96

207

30

198

514

454

5

Япония

84

227

93

198

674

210

9

Канада

63

207

24

81

670

155

10

Люксембург

61

375

23

64

518

59

51

Польша

15

25

1,0

5

350

8

53

Россия

17

12

0,3

1

381

3

103

Уганда

0,5

0,2

0,05

0,00

23

0,01

Объединение усилий ведущих государств для построения информационного общества и ликвидации цифрового разрыва отражено в Окинавской хартии глобального информационного общества (Okinawa Charter on Global Information Society, July 21, 2000;  www.g8kyushu-okinawa.go.jp/e/index/html ). 

Американское правительство и частный сектор считают формирование цифрового разрыва критической для США проблемой и тратят на ее решение сотни миллионов долларов. (Пример анализа возникших социальных проблем опубликован в нашем сборнике: Проблемы Интернет в США – «Падающие сквозь сеть». 2000, № 6.)

Различие в активности использования информационных технологий постоянно растет по всем категориям замеров. Школы, библиотеки и локальные общественные информационные центры используются в основном людьми, не имеющими доступа к компьютеру дома или на работе. Сельские жители менее активно пользуются Интернетом, чем городские, во всех демографических категориях.

Наиболее распространенной причиной пользования Интернетом в публичных библиотеках является поиск работы или дистанционное образование. Безработные вдвое чаще пользуются Интернетом, чем «средние» американцы. Отмечается повышенное использование доступа в Интернет из публичных библиотек людьми, не имеющими высшего образования и из семей, в которых главой является женщина. Регрессивный анализ позволил установить вероятностный портрет пользователя Интернет в публичных библиотеках США: заработок менее 20 тыс. долларов в год, чернокожий или по крайней мере небелый, без высшего образования, не имеющий домашнего компьютера. 


Ситуация в России. Факты

Сравнение обеспеченности услугами связи России и Европы в 2000 г. представлено в табл. 2.

Таблица 2

Обеспеченность услугами связи России и Европы в 2000 г.
(в процентах к общему числу жителей)

 

 Телефон   

 Мобил. телефон   

 Пользователи 
Интернет

Европа

50,0

35,0

25,0

Россия

 21,0

2,0

1,7

В пресс-центре Дома Правительства Российской Федерации 23 нояб. 2000 г. проведен международный семинар «Проблемы преодоления цифрового неравенства в России и странах СНГ», на котором борьба с цифровым расслоением трансформирована в «использование цифровых возможностей». Материалы семинара можно найти на сервере Правительства.

В 2000 г. компьютерный парк России вырос на 25% (1 млн 188 тыс. компьтеров класса 100 МГГц и выше, произведенных не более трех лет назад).

Доля подключенных к сети компьютеров в общем парке ПК, в процентах

Москва — 33,2
Новосибирск — 34,1
С.-Петербург — 32,8
Екатеринбург — 22,2

Количество зарегистрированных пользователей, т.е. постоянных клиентов Интернет-провайдеров – 2,6 – 2,7 млн человек. Численность аудитории Интернета в середине 2000 г. – 6,9 – 7,1 млн человек, рост за 1999 г. – 57%, и в основном за счет европейской части страны при постоянном повышении доли Москвы и С.-Петербурга.

Наибольшее количество пользователей (97%) имеет коммутируемый доступ по телефонной сети; при этом в конце 1998 г. телефонная плотность составляла 20,4 телефона на 100 жителей.

По данным сайта Яндекс сейчас в Рунете 225 тыс. сайтов, на которых дается доступ к 30 млн документов суммарным объемом массива данных 365 Гигабайт.

За год аудитория Рунета выросла почти вдвое. Максимальная аудитория (те, кто хоть раз пользовался Интернетом) в России в начале 2000 г. составляла 6,3 – 6,9 млн, а к концу года выросла до 9,1 – 11,2 млн человек. Если же говорить об активной части (те, кто проводит в сети не менее одного часа в неделю), то за год она выросла с 1,3 млн до 2,2 млн человек.

Российские регионы достаточно активно работают в Интернете, причем региональная часть Рунет (88%) существенно превосходит долю москвичей и петербуржцев (12%). Быстро растет доля сельских пользователей. Следует также отметить заметную роль регионов Сибири и Дальнего Востока, составляющих 27% аудитории Рунет; каждая третья семья в Надыме имеет персональный компьютер. С этой точки зрения российский Интернет обеспечивает социальное выравнивание, создает более однородную среду и сглаживает разрыв между бедными и богатыми.

Заметно также гендерное расслоение, например в С.-Петербурге 80% Интернет-аудитории – мужчины.

Наиболее значительную часть пользователей составляют студенты (20%), а средний возраст пользователей — 31 год.

Социальное воздействие Интернет в России можно считать позитивным.


Интернет и право на информацию

Для России Интернет особо важен, поскольку позволяет повысить (или уравнять) качество жизни: информация, полученная через Интернет в провинции или столице, ничем не отличается.

Отметим роль Интернет в пропаганде, в том числе на выборах в Федеральное Собрание и президентских выборах, использование Интернет-аудитории при проведении опросов общественного мнения по политическим проблемам.

Значительная часть популярных российских сайтов (Rambler, Aport, Atrus, Mail, Yandex и т.п.) перепродана в конце 1990-х гг. Покупатели – в основном американские компании – не ожидают немедленных прибылей, но стремятся через «раскрученные» Интернет-сайты получить доступ к определенным сообществам пользователей Интернета в России, или же, выражаясь их языком, «создать порталы социального влияния в России».

Три четверти сайтов Интернета – англоязычные, хотя английский язык понятен лишь каждому десятому жителю планеты. На испанском и португальском языках вместе говорит большее количество населения Земли, чем на английском, однако информация на этих языках представлена лишь на каждом четвертом сайте. Поэтому для устранения цифрового разрыва столь важны высокопроизводительные и надежные системы машинного перевода. На сервере www.altawista.com используется технология Systran, на серверах www.lycos.de, www.lycos.es, www.voila.fr – технология ПРОМТ (на самих западных сайтах она называется REVERSO). Технология ПРОМТ используется и в почтовой системе www.caramail.fr, на сервере www.translate.ru. На свободных серверах переводов www.freetranslation.com работает технология Transparent Language. Через Интернет выполняется около 1 млн переводов в сутки, что создает единое языковое пространство.

Бесплатный доступ к сайту государственного РИА «Новости», оперативной ленте новостей www.rian.ru – попытка усилить позиции России на мировом рынке информации, сгладить цифровой разрыв. Мировой информационный рынок фактически монополизирован англосаксонскими СМИ, совокупный уровень ангажированности которых очень высок в вопросах внешней политики.


Интернет и право, а также безопасность граждан
 

Полицейские Великобритании создают свой сайт, на который добропорядочные граждане смогут подавать оперативную информацию о нарушениях правопорядка; психологически легче обратиться анонимно по Интернету, чем позвонить или зайти в участок.

Согласно исследованиям Monitoring.ru 19% российских граждан (в основном молодежь 18 – 24 лет), подключившихся к Интернет, признались, что начали испытывать вмешательство в свою личную жизнь (получение нежелательных посланий, попытки построить реальные отношения на базе виртуального общения). Это результат общения по электронной почте с кем попало и размещение персональной информации на специальных сайтах для знакомств. Принцип тот же, что и в реальной жизни – не попадай в дурную компанию и будешь жить спокойно.

Американская система отслеживания переписки Carnivore (разработка ФБР) – аналог российской СОРМ-2 – допускает нарушение прав на частную жизнь.

Практически через месяц после выпуска Приказа МВД РФ «О мерах по совершенствованию использования централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов подразделениями ГИБДД» (БД разыскиваемых а/м — «Розыск», водительских удостоверений «Водитель», разыскиваемых лиц и оружия — «Оповещение» и «Оружие») диск с такими же названиями немедленно появился на рынке по цене 50 – 150 долларов; сайт www.bratok.com с объявлениями о помощи в нахождении угнанной а/м.


Интернет и экономика

Не успев как следует развиться электронный бизнес в России получил ощутимый удар от катастрофического падения доверия широкой публики и соответствующего падения курса акций высокотехнологичных компаний в США.

Оборот розничной Интернет-торговли в США – 2600 млрд долларов, но это только 0,6% оборота всей розничной торговли США, а выход в Интернет имеет каждая вторая американская семья. Например, на сайте amazon.com популярны книги (40%), музыкальные диски (30%), авиабилеты и заказ номеров в отелях (28%), программное обеспечение (24%), одежда (21%), зрелища (18%), возможность получения образования (51%).

В России оборот Интернет-торговли в 2000 г. не превысил 50 млн долларов. В Рунете 600 магазинов, из них не более 40 заняты бизнесом серьезно 35% товаров, предлагаемых через Интернет – подделки).

Компания Pricewaterhouse оценивает объем российского рынка Интернет-рекламы в 1999 г. в 3 – 3,5 млн долларов (тот же рынок в СМИ – 260 млн долларов). 80% баннерных площадей пустует; в 2001 г. ожидается разорение до 30% мировых Интернет-компаний. Уже закрылся сайт oxiris.com – копия сайта amazon.com, в который вложен 1 млн долларов; за ним в небытие последовали сайты pole.ru и obozrenie.ru (детище Умара Джабраилова).

Проект Закона «Об электронной цифровой подписи», разработанный Минсвязи РФ и ФАПСИ, внесен в Правительство. Он решает 4 проблемы: целостность информации (неизменность суммы покупки или вида купленного товара), аутентификацию сторон (определение того, что другая сторона является именно тем лицом, за которое себя выдает), авторизацию (определение платежеспособности клиента) и обеспечение конфиденциальности сделки.

Федеральная комиссия по торговле США предупредила потребителей, что в 2000 г. каждый пользователь Интернета потерял в сети в среднем 300 долларов; оценка потерь на 2001 г. – 480 долларов. Самый популярный вид жульничества (25% обманов) – обещания призов и подарков (с предложением возместить почтовые расходы). Не менее 20% пользователей зря тратят деньги в виртуальных магазинах (известен скандал с виртуальной биржей Stock Generation г-на Мавроди). Для России особую опасность представляют Интернет-компании накопительного страхования, действующие методом многоуровневого маркетинга.

 

Интернет и образование, а также развлечения

Роль электронных библиотек в дистанционном обучении постоянно растет. Ожидаемый в 2005 г. объем вложений – 46 млрд долларов. Суть идеи дистанционного университета (Virtual University) третьего поколения состоит в отправке учащемуся по электронной почте или Интернету специально подобранных методических и учебных материалов – не только текстов, но и мультимедийного пакета (это так называемый template метод). Процесс подборки автоматизирован, каждый документ выдается по паролю (чтобы избежать несанкционированного доступа). Для обозначения технологии приготовления учебного материала используется словосочетание курсовая фабрика (course factory). Весь этот процесс вовсе не бесплатный, а обходится в 800 – 1400 немецких марок в зависимости от числа студентов (от 300 до 500 человек). Специальное внимание уделяется организации общения студентов через Интернет, чтобы они не превратились в отшельников.

В России разработана федеральная программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 – 2005 гг.» стоимостью 56 млрд руб. (2 млрд долларов); на реализацию первого этапа – компьютеризацию сельских школ и создание единой информационной среды (1 млрд руб.) – объявлен конкурс.

По данным Национального института социально-психологических исследований российская Интернет-аудитория отдает предпочтение следующим видам использования Интернета:

развлечения, анекдоты, игры, фильмы, музыка

 59 – 35%,

новости

 64 – 31%,

общение, чаты

 47 – 32%,

обучение

 42%,

информация о товарах и услугах

 40%,

бизнес, финансы

 37%.

На предпоследнем месте – приобретение товаров и услуг, на последнем месте – эротика.


Заключение

В целом для многих стран, в том числе и для России, информационные компьютерные технологии, в частности Интернет, дают еще один жизненный шанс – «начать все сначала». С этой точки зрения все происходящее в данной области может считаться позитивным.

Утверждается, что развитие информационных технологий в бедных сообществах сопровождается усилением различий между бедными и богатыми – это правда! Цифровой разрыв наблюдается на самых различных уровнях – континентальном, региональном и ощущается даже в самых богатых странах. Однако существование разрыва не сопровождается социальной напряженностью.

Сама идея цифрового разрыва столь же виртуальна, сколь и пресловутая проблема 2000 года. Во-первых, дело в том, что (в отличие от обладания, например деньгами) здесь существуют естественные ограничения сверху: даже очень богатому человеку не нужно больше трех компьютеров (в офисе, дома и в дороге), а может быть, достаточно и одного, хорошего, с постоянным выходом в сеть. Более того, высока вероятность того, что богатые люди будут избегать компьютерного общения – чтобы сберечь частную жизнь. Поэтому по мере приобретения компьютеров беднейшими слоями цифровая щель будет сужаться и исчезать. Временное различие в уровне обеспеченности доступом к информации не должно смущать никого, кроме экзальтированных адептов политической корректности: стремление получить больше для себя является двигателем прогресса.

Во-вторых, нужно учитывать различную социальную чувствительность к имущественной разнице: одно дело – развлечения, еда, одежда, жилье – и другое – инструменты и орудия. Бедный и завистливый позавидует проезжающим мимо него в дорогом автомобиле (Ламборджини, Феррари), но совершенно спокойно отреагирует на передвижение еще более дорогой «рабочей» техники (трактор Катерпиллар, комбайн Джон Дир, грузовик Мак).

Кроме того, в сельской местности и вообще у небогатых людей сильна коммунализация пользования. Новой дорогой игрушкой как правило пользуются не только владельцы, но и вся округа (вспомните вечера первых телевизионных передач: в старой квартире у приемников КВН – 49 и «Ленинград» собирались по 15 – 20 соседей). То же самое происходит и с компьютерами, и с Интернетом. 


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России
  
На главную