Научные и технические библиотеки №9 2001 год
Содержание:

Карташов Н.С. Заметки о маркетинге, маркетинговой среде и организационной деятельности библиотеки

Крупенин О.А., Суслова И.М. Дилеммы библиотечного маркетинга 

Бахтурина Т.А. Стандарты XXI века: новое в представлении библиографических записей

Высоцкая Е.К. Кадровые ресурсы муниципальных библиотек: состояние и проблемы оптимизации

Осадчук Л.Г., Машукова Н.Ф. Библиотека - центр информационного обслуживания аграрного сектора края

Давыдова Л.В. Духовные богатства Гарварда


РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Поисковая Интернет-система Гугл - избавление 
от посредников 

Интернет-ресурсы по садоводству 

К юбилею Ф.С. Воройского

Воройский Ф.С. Разработка средств организационно-технологического обеспечения АБИС


НОВЫЕ СТАНДАРТЫ 


НАША ИСТОРИЯ

Клещук С.Е. Научная библиотека Государственной Думы дореволюционной России


ЮБИЛЕИ

Гордиенко Т.Н. Дорожный информационно-библиотечный центр Восточно-Сибирской железной дороги

Кязимов Р.А. Юбилей организатора библиотечного дела в Азербайджане


ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВОЕ ИЗДАНИЕ


НАШИ АВТОРЫ


NTB_9
Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


УДК 025.1+339.138

Карташов Н.С.

Заметки о маркетинге, маркетинговой среде
и организационной деятельности библиотеки

Термины (понятия) — это язык науки, владение которым для профессионала обязательно. Язык науки — это не только предметно обусловленная информация, но и единственная возможность проникнуть в глубины изучаемого предмета, без чего профессионал немыслим. Проблема соотношения терминов управление, менеджмент, маркетинг — не формально-терминологическая, а содержательная, ибо в их названии заключено знание об их сущности.

Свое отношение к маркетингу в библиотечной деятельности я высказывал уже неоднократно [ 1]. Но в связи с выходом книги И.М. Сусловой [ 2] и ряда статей других авторов [ 3] возникла необходимость детальной оценки основных компонентов и направлений системы маркетинга. Концепция библиотечного менеджмента в целом и маркетинга в частности построена И.М. Сусловой на взглядах американского специалиста Ф. Котлера [4], определяющего маркетинг как деятельность производителей товаров и услуг по обеспечению их продажи на рынке в условиях конкуренции. Его сердцевина и уникальная функция — организация бизнеса на успешное решение рыночных задач. Маркетинг включает в себя систему организации сбыта продукции и услуг, совершенствование взаимоотношений с покупателями и рынком в целом, а также инструменты конкурентной борьбы.

Таким образом, маркетинг — это концепция управления деятельностью коммерческих фирм. И все функции маркетинга, перечисляемые И.М. Сусловой вслед за Ф. Котлером (маркетинговые исследования, разработка новых товаров и услуг, организация их распространения, установление цен, реклама, продажа), направлены на обеспечение (реализацию) основной цели маркетинга — максимизацию прибыли, устойчивый рост доходов фирмы.

Для маркетинга главное — анализ клиентов и конкурентов, чтобы выжить и победить. Исходя из анализа определяется, какие товары и как производить, какую цену установить и как организовать (какими методами) реализацию товара. Маркетинг использует такие категории рыночной экономики, как товар, цена, покупательский (платежеспособный) спрос, процент издержки производства, обращение, конкуренция, реклама и др. Так, Н.В. Олянюк в статье «Реализация маркетингового подхода в библиотеках» утверждает, что основным направлением деятельности библиотек в сфере маркетинга являются исследования рынка, разработка и реализация на этой основе конкурентной стратегии», [3, с. 237 — 238].

Естественно, возникает вопрос, совместимы ли цель и функции маркетинга с деятельностью библиотеки как некоммерческой организации, имеющей дело не с покупательским (платежеспособным), а с познавательным и информационным спросом, и не с конкуренцией, а с сотрудничеством, координацией и кооперацией библиотек между собой и с другими родственными организациями. С момента возникновения библиотека как социальный институт ориентируется на читателя, на наиболее полное удовлетворение читательских потребностей. Это ключевая цель, для решения которой библиотеки исследуют, анализируют и прогнозируют книжный поток и информационные потребности, разрабатывают планы (программы) формирования фондов, применяют активные методы организации библиотечного обслуживания населения. Поэтому нельзя не согласиться с высказыванием О.А. Крупенина, что «бесперспективно развитие маркетинга как концепции эффективной деятельности библиотеки на информационном рынке. Скажем больше, такая концепция наносит значительный урон прогрессивному развитию библиотеки: во-первых, потому что обозначает ложные ориентиры; во-вторых, разрушает базовые основы библиотечного обслуживания (общедоступность, бесплатность, адаптивность» [3, с. 229].

Идеалом современной библиотеки Л.Б. Хавкина считала активность, организацию широкого пользования книгами. Еще в 1918 г. она писала: «Если в прежние времена целью библиотеки было накопление книжных богатств, то теперь ее задача — использование накопленного материала. В прежние времена… библиотека лишь в большей или меньшей степени удовлетворяла спрос на книгу. Теперь образцовые библиотеки сами стараются разнообразными способами создать и усилить этот спрос. Библиотека не остается застывшей и неподвижной. Она не дожидается пока читатель явится к ней, а сама идет ему навстречу» [5]. Реализация активной роли библиотеки, по мнению Л.Б. Хавкиной, возможна лишь при развитии широкой массовой работы внутри и вне стен библиотеки, обеспечивающей привлечение читателей в библиотеку и приближение книги к читателю (выставки, реклама, использование радио, печати, экскурсии по библиотеке, дни и недели книги и библиотеки, библиотечные советы, общества друзей библиотеки и др.).

В условиях многообразия читательского спроса библиотека не всегда способна его удовлетворить за счет бюджетных средств. Задолго до рыночной экономики библиотеки с достаточной ресурсной базой (материально-технической, информационной, кадровой) удовлетворяли определенные виды читательских потребностей на платной основе. В настоящее время эта деятельность закреплена в федеральном библиотечном законе, где определен перечень основных (бесплатных) и дополнительных (платных) услуг. Последние предоставляются не с целью получения прибыли, доходов, а с целью наиболее полного удовлетворения читательских запросов и увеличения ресурсных возможностей библиотеки. Что касается толкования И.М. Сусловой маркетинга как концепции управления, позволяющей исследовать потребности, определять структуру их формирования и удовлетворения, осваивать инновации, расширять ассортимент предоставляемых услуг и др., то В.К. Клюев идет еще дальше, предлагая, подобно «Поведению потребителей» в курсе «Товарный маркетинг», ввести в курсе «Библиотечный маркетинг» раздел «Поведение пользователей библиотеки». При этом он выделяет три основных вида спроса в условиях библиотеки: повседневный, сезонный и особый [3, с. 226 — 227]. Но это виды спроса на различные товары в коммерческих организациях. В своих работах по библиотечному маркетингу авторы пересказывают общие положения коммерческого маркетинга (зачастую используя и его терминологию) при полном отсутствии конкретного анализа «маркетинговой» деятельности реальных библиотек. В связи с изложенным возникает вопрос: в чем же истинная сущность библиотечного маркетинга как «философии» управления библиотекой, как понять его особенности?

Еще в 1960 — 1970-е гг. библиотеки составляли демографические и другие характеристики населения обслуживаемого района, выявляли потенциальные целевые группы, на которые следовало обратить особое внимание с целью привлечения в библиотеку, проводили опрос пользователей для выяснения их представления о библиотеке и уточнения, какие виды библиотечных услуг они хотели бы получить, определяли информационно-массовые мероприятия и их приоритеты.

Пропагандисты библиотечного маркетинга подменяют понятие библиотековедческие исследования понятием маркетинговые исследования. Однако общеизвестно, что последнее обозначает деятельность коммерческих фирм по исследованию товарных рынков (потенциальных покупателей, покупателей, совершивших покупку, розничная торговля) и к библиотечной деятельности не имеет никакого отношения. Библиотеки проводят исследования и анализ библиотечно-информационного обслуживания отрасли и региона, разрабатывают предложения по его улучшению, изучают информационные потребности реальных и потенциальных читателей. А изучение, разработка и внедрение в библиотечную практику нововведений и передового опыта всегда являлись одной из важнейших задач библиотековедческих исследований.

Превращение библиотековедческого знания в один из структурных элементов библиотеки является одним из важнейших качественных следствий эволюции библиотечного дела. Развитие библиотековедческих исследований становится в современных условиях исходным пунктом совершенствования и преобразования библиотечной практики. Библиотековедческие исследования принимают системный характер и в современной библиотечной деятельности получают статус решающего фактора, ибо развитие библиотеки происходит не за счет физических способностей человека, а вследствие развития знаний. Исследования охватывают своим воздействием все элементы библиотеки, воплощаясь в новой информационной технологии, предметах и методах труда через библиотечного работника. Развитие современной библиотеки без исследований невозможно. Библиотечная практика все шире вторгается в сферу науки, одновременно испытывая все возрастающее ее воздействие, т.е. происходит процесс их взаимопроникновения.

Примерами могут служить исследования, проведенные в последние годы муниципальными библиотеками в Казани, Нижнем Тагиле, Ново-Уральске, ряде районов Кемеровской области [ 6]. Тематика региональных исследований достаточно широка: «Библиотеки и горожане», «Библиотека в системе познавательных и коммуникативных ориентаций сельского населения», «Центральная городская библиотека и горожане: читательские интересы и читательская активность», «Повышение эффективности работы ЦБС», «Состояние библиотечной сети города и ее реорганизация» и др.

По результатам подобных исследований разрабатываются целевые библиотечные программы, способствующие укреплению взаимоотношений библиотек с муниципальными властями. Например, в Ново-Уральске — «Создание единого информационного пространства в закрытом административно-территориальном образовании», в Каменск-Уральске — «Библиотеки города — контуры преобразований», «Городская интегрированная информационно-библиотечная система» и др. Тесное сотрудничество публичных библиотек с органами муниципальной власти обеспечивает формирование муниципальных заказов на библиотечное обслуживание населения, определение объема необходимых бюджетных дотаций, утверждение библиотечных нормативов, своего рода стандартов на библиотечное обслуживание в муниципальных образованиях.

Принципиальным заблуждением пропагандистов концепции маркетинга является произвольный перенос законов товарного производства на библиотечную деятельность, приклеивание ярлыка маркетинг к давно известным и используемым в библиотечной практике процессам организации обслуживания читателей. Так, в достижения маркетингизации зачисляются такие знакомые библиотекарям дела, как усиление внимания к читателям, дифференцированный подход к ним вплоть до работы с «трудными» подростками, организацию абонемента для некоторых категорий пользователей, рекламирование библиотеки, мнение читателей и др. [ 7]. И.В. Эйдемиллер утверждает, что маркетинговый подход предполагает осуществление принципа гуманизации при формировании фонда, нацеленность на удовлетворение потребностей пользователей, выход за стены библиотеки [8]. К комплектатору публичной библиотеки автор предъявляет такие «новые» профессиональные требования, как свободная ориентация на книжном рынке, активное включение в деятельность по книгоснабжению библиотеки, знание психологии восприятия потребностей человека в чтении, психологии и педагогики взрослых.

Подобные «маркетинговые откровения» вызывают закономерные опасения библиотечной общественности в России и на Западе, справедливо считающей, что эта мода опасна для традиционной роли библиотеки в обществе [9]. Рассмотрение методов библиотечной деятельности в качестве товара, продукции и услуги приводит к тому, что содержательные приоритеты отходят на задний план. Так, немецкий библиотековед Б. Маух уже названием своего реферата показывает несовместимость маркетинга с социальной работой публичной библиотеки [ 10]. Он пишет, что маркетинг, рассматривавшийся во время кризиса коммунальных бюджетов как вспомогательное средство, «теперь грозит обособиться и стать всеопределяющим содержанием библиотечной профессии. Средство становится целью, инструмент превращается в смысл. У библиотеки остается одна задача — экономично составлять ассортимент своей продукции и сбывать ее» [10,
с. 66]. В конце реферата Б. Маух приходит к следующему выводу: «Рынок не может заботиться о солидарности, это делает только политика, в нашей профессии — библиотечная политика… Рынок решает проблему, руководствуясь расходами на хранение, и тем самым приравнивает публичную библиотеку к книжной торговле» [10,
с. 67]. Трудно не согласиться с профессиональной позицией немецкого библиотековеда.

До последнего времени в работах сторонников маркетинга в библиотечном деле не встречалось понятие маркетинговая среда. Оно появилось в докладе И.М. Сусловой [11] после выхода на русском языке книги [4].

В тезисах доклада И.М. Суслова определяет маркетинговую среду библиотеки «как совокупность элементов, формирующих и обусловливающих выбор стратегических направлений работы, определение целей, установление приоритетов» [11, 246]. Здесь, как и в случае с концепцией маркетинга, автор механически переносит понятие маркетинговая среда фирмы на библиотеку, что не согласуется с ее статусом некоммерческой организации. Кроме того, само определение маркетинговой среды некорректно, ибо приписываемые ей задачи решаются прогностическими библиотековедческими исследованиями и стратегическим планированием.

Как отмечено выше, маркетинговая среда фирмы действует за пределами фирмы. В составе маркетинговой среды библиотеки И.М. Суслова выделяет внутреннюю среду, т.е. структурные подразделения библиотеки, рассматриваемые как «единая взаимосвязанная совокупность». Как известно, структурные подразделения, взаимодействующие друг с другом, составляют собственно библиотеку и не могут быть ее средой, тем более маркетинговой. Проблема взаимодействия структурных подразделений и библиотеки как целостной системы давно решена российским библиотековедением [ 12].

Никакая библиотека не может функционировать (существовать) вне взаимодействия своих структурных подразделений. Когда из отдельных библиотечных процессов образуется качественно новая система (библиотека) как нечто целое, то природа ее целостности, ее специфика определяется характером или типом того взаимодействия, которым связываются между собой исходные части (элементы), образуя данную библиотеку. Каждое из структурных подразделений библиотеки выполняет свою качественно специфическую, но равноправную роль, без которой функционирование библиотеки как целостной системы невозможно. Существенное нарушение или прекращение функционирования тех или иных элементов библиотеки приводит к ее изменению, а в отдельных случаях — и к полной деструкции.

Поэтому для всестороннего познания библиотеки необходимо прежде всего изучить ее внутреннее строение (структуру), определить функции, которые выполняет каждое структурное подразделение, взаимосвязи и отношения между ними, исследовать механизм развития библиотеки как целостности.

Второй структурный компонент маркетинговой среды библиотеки, по мнению И.М. Сусловой, — внешняя среда, складывающаяся из микросреды и макросреды. К микросреде она относит потенциальных пользователей библиотеки, комплектующие организации, СМИ, общественные организации и др. В макросреду библиотеки И.М. Суслова включает экономические и социальные условия, демографическую ситуацию, научно-технический прогресс. Перефразируя основные компоненты маркетинговой среды фирмы применительно к библиотеке, И.М. Суслова не могла не знать, что российские (и не только) библиотекари и библиотековеды до и независимо от маркетинга всегда исходили из определяющего влияния внешней среды на организацию и содержание деятельности библиотеки и необходимости изучения постоянно меняющихся характеристик и параметров внешней среды.

Библиотека — органическая часть той среды общества, информационные, культурные, образовательные потребности которой призвана удовлетворять. Поэтому она постоянно должна устанавливать и развивать тесные отношения с населением и организациями обслуживаемого района, активно привлекать общественное внимание к своей деятельности, выявлять меняющиеся потребности и интересы.

Многочисленные исследования 1960 — 1980-х гг., проведенные в различных регионах СССР по программам и под руководством Государственной библиотеки  СССР им. В.И. Ленина (ныне РГБ), убедительно доказали органическую связь формирования читательских потребностей с социально-экономическими, научно-техническими и социокультурными факторами, национальными, бытовыми и другими особенностями жизни людей, выявили место библиотеки в этом процессе, раскрыли возможности расширения сферы ее влияния [13].

Таким образом, в концепции маркетинга и маркетинговой среды нет ничего принципиально (существенно) нового и приемлемого для библиотечной деятельности. В современной библиотечной теории и практике существует определенная недооценка роли организационного фактора, что привело к подмене его маркетинговым фактором. Применительно к библиотеке органической частью управления является организация библиотечной деятельности, в широком смысле слова направленная на наиболее полное удовлетворение информационных потребностей и эффективное использование библиотечных ресурсов. В организацию библиотечной деятельности входят изучение читателей и книжных потоков, установление их соответствия; пропаганда (реклама) библиотеки; совершенствование технологии и методов обслуживания читателей, производственной и управленческой структуры библиотеки, стимулирования библиотечных работников; координация и оптимизация во времени и пространстве всех ресурсов библиотеки, ее внешних связей и др. В процессе организационной деятельности устанавливаются необходимые целесообразные связи и создаются условия, обеспечивающие взаимодействие всех элементов библиотечного процесса, внутренних подразделений и внешней среды. С ростом масштабов библиотечного дела быстрыми темпами расширяются и углубляются внутренние и внешние связи библиотек, возрастает число задач, решение которых требует системного, комплексного подхода. Термину связь я придаю широкое системообразующее значение, предполагающее взаимосвязь, взаимозависимость, взаимодействие, воздействие. В организации библиотечной деятельности связи не всегда носят устойчивый характер, поэтому их необходимо не только устанавливать, но и постоянно поддерживать, т.е. обеспечивать их бесперебойное функционирование. В этом и состоит организационная деятельность.

Организация библиотечной деятельности представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных, сменяющих друг друга этапов и включающий в себя: а) на этапе создания библиотеки — ее проектирование и построение; б) на этапе функционирования — создание условий для ее эффективной работы; в) на этапе развития — выявление проблем и осуществление мер по их разрешению в целях совершенствования и повышения эффективности работы.

Организация и управление тесно связаны, но между ними имеются четкие различия. Результатом организации библиотеки (библиотечных процессов, библиотечной деятельности) является создание или стратегическое развитие библиотечного объекта определенного уровня, а также разработка и накопление разнообразных принципов, правил, методов взаимодействия различных частей библиотеки (библиотечной системы) для эффективного достижения их целей. Используя это разнообразие правил и методов достижения целей, управление библиотекой (библиотечной системой) удерживает библиотеку в режиме оперативного функционирования и стратегического развития.

Значение организационной теории состоит в том, что она обеспечивает научно-методологическую базу для выработки практических рекомендаций по совершенствованию управления, например, анализа и обоснования новейших методов социально-психологического воздействия на поведение библиотечных работников, создание рациональной организационной структуры библиотеки (библиотечной системы) и др. Следует иметь в виду, что мероприятия по совершенствованию организации библиотечной деятельности являются малокапиталоемкими (требуют небольших затрат) и дают значительный социальный, информационный и экономический эффект.

Современный уровень организационной науки позволяет сформулировать некоторые закономерности (принципы) организации библиотечной деятельности, под которыми понимается необходимое, существенное, устойчивое отношение (взаимодействие) между элементами библиотеки, а также между библиотекой и внешней средой.

1. Принцип соответствия библиотечной деятельности целям (исходит из целенаправленности). Цели библиотечной деятельности предопределяют выбор элементов библиотеки, ее масштабы, типы организации библиотечных процессов и т.д. Следствием этого принципа является целеполагание, т.е. разработка системы целей и путей их осуществления (подцелей). Второе следствие — оценка функционирования библиотеки, ее подсистем и элементов, которая должна осуществляться измерением степени достижения поставленных целей.

2. Принцип соответствия организации библиотеки внешней среде. Взаимосвязь библиотеки с внешней средой является одной из самых значимых характеристик библиотеки. Ни одна библиотека не может быть «островом в себе». Библиотека полностью зависима от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении пользователей результатами ее деятельности. Следствием данного принципа являются: соответствие всем факторам внешней среды библиотеки (т.е. профилю и информационным потребностям обслуживаемого района, организации, ведомства); соответствие системе более высокого ранга; соответствие изменений взаимодействий элементов библиотеки между собой изменениям взаимодействий библиотеки с внешней средой.

3. Принцип соответствия элементов и подсистем библиотеки друг другу. Обеспечение этого принципа выражается в согласованности всех сторон (процессов) библиотечной деятельности, сбалансированном развитии библиотечных ресурсов, соответствии технологического процесса орудиям, предметам и результатам труда, а квалификации библиотечных работников — технологическому процессу и т.д. Управление библиотекой невозможно без сознательного установления и поддержания определенных пропорций функционирования различных ее подсистем. Эти пропорции — не застывшая, статичная категория. Следовательно, необходимо обеспечивать не только рациональные пропорции в каждый конкретный момент, но и надлежащие временные характеристики их развития, взаимообусловленность изменений в структуре библиотечных пропорций. Так, изменения в материально-технической базе библиотеки (внедрение автоматизации, новых небумажных носителей информации) вызывают изменения в структуре кадров, их знаний и умений, в структуре фондов, в содержании и организации библиотечной технологии. Без учета данной тенденции, когда каждое изменение объема и структуры библиотечных ресурсов становится возможным благодаря наличию других сдвигов, обеспечивающих эти изменения, не может быть обеспечена структурная сбалансированность всех элементов и подсистем библиотеки, их пропорциональность и максимальная эффективность взаиморазвития. Тесная взаимозависимость отдельных элементов и подсистем библиотеки означает, что как позитивные, так и негативные процессы по мере своего развития взаимодействуют, постепенно превращаются во взаимный комплекс, управлять которым возможно лишь целиком, а не по частям. В этих условиях источником эффективной деятельности библиотеки становится согласованность интересов и действий структурных подразделений. Поэтому основу управления составляет выявление и оценка уровня (степени) их согласованности, т.е. сравнение интересов с точки зрения направленности их на общие цели библиотеки.

4. Принцип соответствия связей элементов библиотеки их свойствам и сущности библиотеки. Следствием данного принципа являются упрощение связей (как можно меньше связей), их эластичность (способность к изменениям), взаимное соответствие структуры управляющей и управляемой подсистем во всех подсистемах и библиотеке в целом. Главное здесь — построение рациональной динамичной организационной структуры библиотеки. Главные факторы развития организационной структуры — оптимизация количества и размеров структурных подразделений библиотеки; обеспечение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими подразделениями; повышение технического уровня библиотечных процессов. Наилучшая структура — та, которая наилучшим образом позволяет библиотеке эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, удовлетворять информационные потребности своих пользователей и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Следовательно, отечественному библиотековедению необходимо избавиться от насаждаемой и чуждой библиотечной деятельности менеджментно-маркетинговой концепции и, опираясь на российский и международный опыт, продолжить традицию разработки организационно-управленческой концепции, соответствующей новым условиям функционирования библиотек. Именно эта концепция должна стать основой подготовки и повышения квалификации специалистов в области организации и управления библиотеками и библиотечными системами разного уровня.


Список литературы

1. Карташов Н.С. Управление. Менеджмент, Маркетинг // Библиотековедение: исследования, история, современность. Сб. науч. тр. М., 1995. С. 145 — 147; Он же. Магия западных терминов и российские реалии // Библиотека. 1994. № 11. С. 16 — 21, 1995. № 1. С. 14 — 18; Он же. Правомерна ли замена понятий? // Библиотека. 1995. № 12. С. 12 — 15.

2. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента. М., 2000.

3. Клюев В.К. Потребности как объект библиотечного маркетинга // Библиотечное дело — 2001: Российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве. Тез. докл. 6-й Междунар. науч. конф. (Москва, 26 — 27 апр. 2001 г.). Ч. 2. М., 2001. С. 226 — 227; Крупенин О.А. Значение концепции маркетинга в управлении библиотекой // Там же. С. 229 — 230; Олянюк Н.В. Реализация маркетингового подхода в библиотеках. // Там же. С. 237 — 238.

4. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. Учеб. пособие. 5-е изд. М., 2000.

5. Хавкина Л.Б. Руководство для небольших библиотек. 3-е изд. М., 1918.
С. 27.

6. Библиотечная жизнь Кузбасса. Сб. Кемерово, 1997. Выпуск 1 (14), 62 с.; Е. Здержинова, О. Пономарева. О чтении с почтением // Библиотека. 2000. № 12.
С. 49 — 52; И. Гильфанова. Муниципальная власть и мы: взгляд методиста // Там же. С. 6 — 9.

7. Фонотов Г.П. Маркетинг: обретение и потери // Библиотека. 1994. № 4.
С. 26.

8. Эйдемиллер И.В. Стратегия формирования фондов публичной библиотеки: маркетинговый подход. — СПб., 1995. С. 10.

9. Матлина С.Г. Совместимы ли понятия «библиотека» и «рынок» // Науч. и техн. б-ки. 1994. № 8. С. 15 — 20; Ванеев А.Н. Традиции и новации в российском библиотечном деле // Возрождение культуры России: книжно-библиотечное дело. СПб., 1997. С. 49 — 57.

10. Маух Б. Библиотечная политика: больше социальной работы и меньше маркетинга в публичных библиотеках (реферат) // Мир библиотек сегодня. М. 1998. Вып. 3. С. 63 — 68.

11. Суслова И.М. Маркетинговая среда библиотеки — проблемы организации и развития // Время культуры и культурное пространство. Сб. тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 11 — 13 дек.). М., 2000. С. 246 —247.

12. Столяров Ю.Н. Библиотека как система // Книга. Исследования и материалы. Сб. 49. М., 1984. С. 59 — 79; Карташов Н.С. О системном подходе к изучению библиотековедения // Библиотечно-библиогр. инф. АН СССР союзных республик. М., 1967. № 1 (63). С. 1 — 19; Он же. Общая теория библиотечного дела. Учебник. М., 1997. С. 15 — 36.

13. Добрынина Н.Е. Рейтблат А.И. Состояние чтения в 70 — 80-е годы. Статистико-социологический обзор // Книга и чтение в зеркале социологии. М., 1990. С. 14 — 25; Карташов Н.С. Факторный анализ потребностей специалистов в библиотечных ресурсах // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. Сб. науч. тр. Вып. 12. Новосибирск, 1972. С. 5 — 59; Он же. Анализ и пути обеспечения соответствия библиотечных фондов читательским потребностям // Теоретико-методологические проблемы библиотечно-библиографической науки и практики. Межвуз. сб. науч. тр. М., 1992. С. 28 — 45.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России
  
На главную