Научные и технические библиотеки №10 2002 год
Содержание:

Качанова Е.Ю. Классификационный анализ в изучении
и управлении инновационной деятельностью библиотек

Полянов В.П. Быть или не быть «Библиотечному
каталоговедению»?

Поздеева Н.Е. Научный образ провинциальной библиотеки

Сукиасян Э.Р. Массовая или научная… Может быть уместнее
не «или», а «и»? (Послесловие к статье Н.Е. Поздеевой «Научный
образ провинциальной библиотеки»)

Свирюкова В.Г., Соболева Е.Б. Информационные ресурсы
научных библиотек Сибири и Дальнего Востока: Базы данных

Азаркина М.А. Современное состояние и перспективы дальнейшего
развития иностранного комплектования Библиотеки РАН

 

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Споране Б. Личность в информационном обществе

Щербинина Г.С. Координатное индексирование в свете
интеграционных процессов

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Роес Г. Электронные библиотеки и образование: возможности
и перспективы

Лю Чин Фэнь, Ван Иншэн. Проект цифровых библиотек Китая

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА

Езова С.А. Кодекс профессиональной этики российского
библиотекаря принят, но обсуждение продолжается

 

НАША ПРОФЕССИЯ

Джеззард Э. Надо быть библиотекарем, чтобы не платить штраф за превышение скорости

 

ЮБИЛЕИ

Горбунова Н.К. Мы молоды, активны, энергичны.
(К 60-летию Научной библиотеки Омского государственного
технического университета)

Мингазова Г.М. Научной библиотеке Казанской государственной
медицинской академии – 80 лет

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Поздравляем издательство «Профессия»!

 

Нам пишут

Сердечное спасибо!

 

НАШИ АВТОРЫ


NTB_10
Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 025.1

Качанова Е.Ю.

Классификационный анализ в изучении
и управлении инновационной деятельностью библиотек

Рассмотрены возможности использования классификационного анализа в качестве инструмента познания изменений в библиотеках.

Ни одна область знания не может обойтись без упорядочения изучаемых объектов, их сортировки по тем или иным признакам. В последние годы явно наметилась тенденция к расширению объема понятия классифицирование, повлекшая за собой и расширение сферы использования классификационного анализа [1; 2]. Если прежде использование отождествлялось с делением множества на подмножества по определенному основанию, то сейчас в него все чаще включают типологические процедуры, районирование, стратификацию, морфологическое расчленение и др. Считается, что именно в таком расширительном, собирательном понимании сегодня следует рассматривать классификационный анализ как метод познания, а классификацию как инструмент и результат познавательной деятельности.

Являясь процессом обобщения и упорядочения, классифицирование позволяет в компактной форме организовать знания заданной предметной области. Получаемые в итоге схемы (матрицы и пр.) представляют собой семиотические модели, которые не только отображают оригинал, но и позволяют обеспечить решение текущих задач изучения объектов, их прогнозирования и управления. Таким образом, учеными установлено, что классификация не только помогает ориентироваться в материале и подводить итоги сделанному, но и служит важнейшим методом научного познания [14].

Сегодня многие российские организации "взяли курс" на реорганизацию собственной деятельности на основе инноваций. Не являются исключением и библиотеки. Во всех сферах общественной практики инновации рассматриваются как средство глобальных изменений и продвижений и являются предметом тщательных научных исследований.

Под инновацией понимается конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов (продуктов, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами. Созданию инноваций предшествует новшество – результат освоения научной идеи, закрепленный в документе и в ряде случаев воплощенный в образце новой техники, продукции или материала, описании технологии или услуги. Новшество – это документально оформленная разработка, основанная на результатах ранее проведенных прикладных и фундаментальных исследований. Таким образом, новшество и инновация – взаимосвязанные явления; в первом случае происходит процесс формирования и разработки нового объекта, во втором – процесс его практического освоения и получения экономического, социального и другого вида эффекта. Поэтому новшество – это возможность опредмечивания нового знания, а инновация – конечный результат внедрения новшества.

Весь цикл осуществления инновации от возникновения идеи нового объекта до ее практической реализации определяется понятием инновационная деятельность. Она охватывает комплекс научных, технологических, организационных и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к созданию инноваций. Под инновационной понимается определенный вид деятельности коллектива высококвалифицированных и технически оснащенных специалистов, обеспечивающих создание и реализацию в общественной практике инноваций "под ключ". Цель инновационной деятельности – обеспечить претворение результатов законченных научных исследований и разработок (либо иных научно-практических достижений) в новый или усовершенствованный продукт (товар, услугу), реализуемый, т. е. востребованный на рынке.

Необходимость изучения, анализа и обобщения результатов инновационной деятельности библиотек неоднократно подчеркивалась в специальной литературе [49]. Однако отмечается и то, что эффективных инструментов исследования еще не найдено [4]. По моему мнению, именно классификационный анализ может рассматриваться в качестве такого инструмента.

Исследователи научной систематики указывают, что принципиально важной является возможность многоаспектной характеристики объектов и явлений [13; 10]. В ней всеобщее и единичное связывается через особенное, которое выступает основанием группировки объектов в типы или классы. Типичное совмещает общее и особенное, снимая на определенном этапе противоречие между тем и другим, и при принадлежности двух объектов к одному классу позволяет переносить знания об одном из них на другой, т. е. считать их аналогичными.

Таким образом, обнаружение общего основания для группировки объектов (явлений) есть обнаружение аналогий между ними, а отнесение объектов к определенному классу есть способ прогнозирования всех присущих им свойств.

Классификации строятся по различным основаниям, которые с разных аспектов характеризуют объекты, поэтому найти все значимые основания значит определить все их существенные свойства и отношения с другими объектами. Для достижения этого при построении классификаций перебираются возможные варианты, т. е. классифицируются не только те свойства и отношения, которые известны составителю, но и те, которые остались за рамками его знания. Именно поэтому считается, что эвристическим потенциалом обладает только многомерная классификация.

Такая классификация, по мнению В.А. Минкиной [2], должна обладать способностью давать естественные классы, т. е. группировать объекты по наиболее существенным признакам, определяемым самой природой; всесторонне и полно характеризовать объекты и явления; включать все, что известно об объектах; оставаться жизнеспособной на протяжении длительного периода времени.

В современной библиотековедческой литературе предпринимались попытки разработать классификацию инноваций как результат библиотечных нововведений [4; 79; 11; 12]. В основу были положены различные аспекты и признаки характеристики инноваций (табл. 1).

Таблица 1

Аспекты
характеристики
инноваций
Признаки аспекта
Содержание и цели изменений [4; 9] Предметно-целевые (продуктовые)
Технико-технологические
Организационно-управленческие
Социально-экономические
Комплексные
Объект изменений [9] Создание новых услуг, библиотечно-библиографической продукции или усовершенствование существующих
Создание новых технологий, совершенствование технологических процессов, использование новых технических средств
Реорганизация структуры библиотеки, изменение методов руководства
Форма воспроизводства инновации [11] Экстраполяция (перенос готовых образцов)
Интерпретация (осмысленное заимствование)
Уровень новизны [4] Радикальные
Модифицирующие
Реальность характера изменений [11] Реальные
Мнимые (лженовации)
Масштаб реализации инноваций [4] Фундаментальные
Локальные

 

Однако названные аспекты и признаки библиотечных инноваций нельзя рассматривать как многомерную классификацию и использовать в качестве инструмента познания, т. е. для характеристики и анализа инновационной деятельности библиотек. Она не обладает достаточным эвристическим потенциалом, потому что не отображает все возможные варианты характеристики предметной области, не включает в диапазон изучения многие важные вопросы библиотечных изменений: особенности осуществления инновационных процессов, степень их влияния на выработку методов управляющего воздействия и прочие моменты.

Для выявления всех позиций, позволяющих судить не только о результатах, но и об особенностях инновационных процессов, важно учесть те аспекты классификации инноваций, которые используются за пределами библиотечной отрасли и прежде всего в инноватике [13-15].

На основе анализа публикаций П.Н. Завлина, С.Д. Ильенковой, Р.А. Фатхутдинова, М. Хучека, А.И. Пригожина и других авторов удалось составить схему классификации инноваций, аспекты и признаки которой представлены в табл. 2.

Таблица 2

Аспекты
характеристики
инноваций

Признаки аспекта
Степень рыночной новизны инновационных предложений Новые для отрасли в мире
Новые для отрасли в стране
Новые для отрасли в регионе
Новые для организации
Радиус действия Локальные (внутриорганизационные)
Диффузные (межорганизационные)
Степень
завершенности
Завершенные
Незавершенные
Сфера применения новшества Инновации для внутреннего применения (внутри фирмы)
Новшества для накопления на фирме
Новшества для продажи
Технологические параметры изменений Продуктовые
Процессные
Инновационный
потенциал
Стратегические
Тактические
Уровень новизны Радикальные (базовые)
Комбинаторные (использование сочетаний)
Модифицирующие (улучшающие, дополняющие)
Место в организации Инновации на "входе" организации (обеспечивающие конкурентоспособность сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования, кадров и документов, используемых для производства товаров и услуг)
Инновации на "выходе" организации (обеспечиваю­щие конкурентоспособность выпускаемых организацией товаров и услуг)
Инновации системной структуры организации: уп­равленческой, технологической, производственной (обеспечивающие ее эффективное функционирование)
Отношение к своему предшественнику Замещающие (полное вытеснение устаревшего
средства)
Отменяющие (отмена выполнения какой-то операции, услуги или продукции без замены их новыми)
Возвратные (возврат к предшественнику)
Открывающие (создание средства, не имеющего сопоставимых функциональных предшественников)
Ретровведения (воспроизведение на современном уровне использовавшихся ранее материалов, процессов, оборудования)
Объем применения Точечные (мелкие усовершенствования)
Системные (ориентированные на общесистемный
результат)
Продукция
Объект применения Средства производства
Технологические процессы
Человеческий фактор (развитие личности)
Социальная сфера (изменение поведения
сотрудников)
Организационное развитие
Источник
инициативы
Прямой социальный заказ
В результате изобретения, НИР
Социально-психологические
условия внедрения
Рефлекторно осознаваемые
Внедряемые без длительного обдумывания
Цели эффективности Обеспечивают эффективность производства
Обеспечивают эффективность управления
Обеспечивают эффективность условий труда и пр.
Плановость характера изменений Запланированные
Внеплановые
Оригинальность
характера изменений
Оригинальные (творческие)
Неоригинальные (подражающие)

 

Совмещение и упорядочение всех выявленных признаков инноваций с учетом специфики библиотечной отрасли позволяет получить новую схему, но уже многоаспектной классификации библиотечных инноваций (табл. 3).

 

Таблица 3

Аспекты
характеристики
инноваций


Признаки аспекта

1. Уровень новизны

1.1.   Радикальные нововведения

1.2.   Модифицирующие нововведения

2. Место в библиотечном производстве

2.1.   Инновации на "входе" библиотечного производства (обеспечивающие конкурентоспособность библиотечно-библиографических и информационных ресурсов библиотеки, ее программного обеспечения и оборудования, кадров и документов, используемых для производства продукции и услуг)

2.2.   Инновации на "выходе" библиотечного производства (обеспечивающие конкурентоспособность выпускаемых библиотекой продукции и услуг, высокое качество обслуживания)

2.3.   Инновации системной структуры библиотеки: управленческой, технологической, производственной (обеспечивающие ее эффективное функционирование в условиях информационного рынка)

3. Объект изменений

3.1.   Библиотечная продукция и услуги

3.2.   Средства производства (документальный поток, библиотечные ресурсы)

3.3.   Технологические процессы

3.4.   Социальная сфера (развитие профессиональной компетентности и изменения в поведении сотрудников)

3.5.   Организационное развитие (управление библиотекой)

4. Цели изменений

4.1.   Обеспечивают эффективность (совершенствуют процесс) производства библиотечных услуг и продукции

4.2.   Обеспечивают комфортность и высокое качество обслуживания пользователей

4.3.   Расширяют возможности библиотеки, открывают новые рынки

4.4.   Обеспечивают эффективность управления библиотекой

4.5.   Обеспечивают эффективность управления персоналом, нормализуют внутриорганизационный климат, укрепляют организационную культуру библиотеки

4.6.   Способствуют повышению профессиональной компетентности сотрудников и их инновационной активности, стимулируют развитие кадровых ресурсов

4.7. Обеспечивают эффективность условий труда сотрудников

5. Источник
инициативы

5.1.   Прямой социальный заказ (изменения обусловлены общественной потребностью, рекомендациями вышестоящих структур, общественными организациями)

5.2.   Потребность производства (продиктованы инновационной ситуацией в библиотеке)

5.3.   Перспективные потребности развития, сфокусированные с учетом результатов НИР и маркетинговых исследований (обусловлены необходимостью учета тенденций развития отрасли и прогнозирования потребностей)

6. Отношение к своему предшественнику

6.1.   Замещающие (полное вытеснение устаревшего средства)

6.2.   Отменяющие (отмена выполнения какой-то операции, услуги или продукции без замены их новыми)

6.3.   Возвратные (возврат к предшественнику)

6.4.   Открывающие (создание средства, не имеющего сопоставимых функциональных предшественников)

6.5.   Ретровведения (воспроизведение на современном уровне использовавшихся ранее материалов, процессов, оборудования)

6.6.   Дополняющие существующие

7. Объем применения

7.1.   Точечные (мелкие усовершенствования)

7.2.   Системные (ориентированные на общесистемный результат)

8.Социально-психологические условия внедрения инновации

8.1.   Требуют от всех участников инновационной деятельности согласованности действий, эффективных коммуникаций (основаны на общественной кооперации и предполагают создание специальной организационной атмосферы привлечения сторонних участников)

8.2.   Требуют определенной подготовки и квалификации сотрудников – исполнителей проекта (предполагают дополнительную подготовку персонала)

8.3.   Зависят от профессионализма организатора нововведения (требуют специальной подготовки руководителя проекта)

8.4.   Внедряются без специальной подготовки персонала (не требуют специальных условий)

9. Степень рыночной новизны инновационных предложений

9.1.   Новые для отрасли в мире

9.2.   Новые для отрасли в стране

9.3.   Новые для отрасли в регионе

9.4.   Новые для организации

10. Степень завершенности

10.1. Завершенные

10.2. Незавершенные

11. Масштаб распространения и коммерциализации новшества

11.1.    Для внутреннего применения (внутри библиотеки)

11.2.    Для распространения в профессиональной среде и накопления "банка идей" в библиотеке

11.3.    Для продажи (коммерциализации)

11.3.1. Библиотечно-информационным структурам

11.3.2. Непрофильным организациям

 

Однако и представленная в табл. 3 многомерная схема классификации библиотечных инноваций не может рассматриваться в качестве продуктивного способа познания и анализа библиотечных изменений. Трудность состоит в том, что многие аспекты характеристики инноваций (уровень новизны, место в библиотечном производстве, объект и цели изменений, источник инициативы и пр.) и соответствующие каждому аспекту признаки изменений либо не фиксируются в библиотечной практике, либо отражаются в библиотечной печати в неявном виде: как научные публикации, обмен опытом и др. Требуется определение индикаторов изменений – признаков, присутствующих в тексте документа в явном виде и свидетельствующих о принадлежности документа к сфере инновационной деятельности.

Аспекты и признаки библиотечных изменений, положенные в основу классификационного анализа, могут использоваться в качестве вопросника для проведения контент-анализа текстов документов по осуществлению изменений. В этом случае аспекты и признаки характеристики инноваций будут отвечать на вопрос что меняется, а из текстов публикаций (отчетно-плановой документации библиотек) будет выявляться информация о внешних проявлениях изменений, в рамках заданного аспекта, позволяющая судить о том, как меняется библиотечная деятельность.

Схема анализа текстов документов будет иметь следующий вид:

 

Что меняется в библиотеках

Как меняется

Аспекты
характеристики
инноваций
Признаки
характеристики
аспекта
Индикаторы
изменений
(в авторской
интерпретации)
Частота
встречаемости
индикатора

 

В качестве примера в табл. 4 приведены выявленные и упорядоченные индикаторы изменений по такому аспекту характеристики библиотечных инноваций, как объект изменений.

 

Таблица 4 

Объекты инноваций

Индикаторы изменений

Услуги,
продукция библиотеки

Расширение ассортимента услуг и продукции за счет использования межотраслевой диверсификации, т. е. разработки новых нетрадиционных для библиотек (отрасли) видов обслуживания (по предложениям пользователей, инициативе библиотекарей, плану маркетинга)

Формирование ассортимента услуг и продукции на основе углубленной дифференциации обслуживания (определения новых потенциальных категорий пользователей)

Заимствование услуг и продукции из практики деятельности других библиотек (внедрение передового библиотечного опыта)

Использование различных видов специализа­ции (отраслевой, жанровой, функциональной)

Использование различных видов отраслевой диверсификации: горизонтальной (дополнения к основному ассортименту новых услуг, продукции – "заменителей" существующих видов) и концентрической (дополнения к существующему ассортименту новых услуг, продукции – дополняющих существующие виды обслуживания)

Средства библиотечного производства

Расширение ресурсной базы библиотеки за счет внедрения новых технических средств поиска, обработки, преобразования и предоставления информации, совершенствующих процессы обслуживания

Структурные изменения ресурсной базы за счет вовлечения в производство новых видов носителей информации и пр.

Внедрение новейших автоматизированных библиотечно-библиографических средств учета, обработки и упорядочения информации (докумен­тов) для совершенствования внутренних процессов организации и хранения фондов и каталогизации

Внедрение средств механизации библиотечного производства

Технологические
процессы

Использование новых технологических приемов и методов в обслуживании, обеспечении комфортности, доступности библиотечных услуг и продукции (приемы записи, учета читателей, стационарного или внестационарного обслуживания, изучения потребностей, предоставления различных видов услуг, организации библиотечных программ различного целевого и читательского назначения)

Разработка, адаптация и внедрение новых (или заимствованных из опыта библиотек) приемов и методов организации информационной среды (средств информационного ориентирования читателей в фондах, справочно-поисковом аппарате, помещении библиотеки); комплектования, организации и хранения документальных коллекций и пр.

Внедрение приемов обеспечения рентабельности и эффективности основных технологических процессов: комплектования, обработки и хранения фонда (новые средства защиты, учета, расстановки фонда, каталогизации, библиографирования документов и пр.).

Организационное развитие библиотеки

Структурные изменения: создание новых отделов, секторов, служб, временных коллективов (команд); изменение (расширение, сокращение) традиционных функций отделов (структур) библиотеки

Изменения в практике планирования деятельности библиотеки, использование стратегического планирования и проектного развития, составление концепций, бизнес-планов, социальных проектов, стратегических планов, программ развития

Изменения в методике изучения и оценки рынка, спроса, ресурсов (возможностей)

Изменения в применении приемов, средств и методов общественных коммуникаций библиотеки (рекламы, publicity и public relations, фандрейзинга)

Изменения библиотечных ценностей, идеалов, принципов функционирования, традиций

Социальная база инновационных процессов

Изменения в системе стимулирования труда и творческой активности сотрудников: применение льгот и надбавок, расширение арсенала средств стимулирования трудовой инициативы и заинтересованности персонала (форм поощрения), приемов изучения творческой инициативы библиотекарей

Изменения в лидерстве и практике формирования установок и развития способностей руководителей библиотек (структур), особенности подготовки, формы взаимосвязи с коллективом (обратной связи)

Изменения организационного "климата" библиотеки: новые методы профилактики конфликтов, функциональной разгрузки, привлечения в штат высококвалифицированных сотрудников (критерии найма на работу), норм и правил организационного поведения, приверженности идеалам и традициям, введение новых организационных обрядов для передачи базовых идеалов организационной культуры

Изменения в системе повышения квалификации, новые средства и формы учета, изучения и стимулирования профессионального роста сотрудников, формирования лидерского корпуса, развития инновационного потенциала библиотеки

Изменения в поведении сотрудников библиотеки: активизация предприимчивости и инициативы, стремлений к обучению, улучшению качества деятельности (частота выступлений сотрудников в печати, на конференциях, семинарах, радио– и телевизионных программах, производственных собраниях, внутриорганизационных мероприятиях, таких, как посвящение в профессию, проводы на пенсию, профессиональные и организационные праздники и пр.

 

Таким образом, классификационный анализ является действенным инструментом исследования инновационной деятельности, выступает средством обработки и упорядочения данных, полученных как при изучении публикаций, так и при опросе сотрудников библиотек или нормализованном наблюдении за их профессиональной деятельностью.

Однако этим не исчерпываются возможности применения классификационного анализа. Он позволяет также упорядочить осуществление самого процесса изменений в библиотеках, что можно продемонстрировать на примере основных этапов инновационной деятельности.

Перечень основных этапов:

  1. Осознание необходимости изменений и формирование образа желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений.

  2. Анализ рынка новшеств, поиск и отбор готовых инновационных решений, пригодных для использования, их оценка и экспертиза возможного заимствования и процедуры адаптации к конкретным условиям, разработка проекта внедрения.

  3. Заказ на разработку новшества в инновационной организации или самостоятельная разработка собственной инновационной идеи на основе методов инновационного проектирования (этот этап предусматривается в случае отсутствия готовых решений при анализе рынка новшеств).

  4. Апробирование новшества и его экспериментальное внедрение (создание опытного образца); оценка возможностей трансляции (распространения) и коммерциализации (продажи) в социальной среде (профессиональном сообществе); разработка программы методического и проектного обеспечения производственного освоения (внедрения в производство).

  5. Использование (освоение) инновации, ее продвижение в профессиональном сообществе, слияние с существующим производством, наконец, прекращение использования, осознание новых инновационных потребностей.

Так, цель первого этапа – инициировать инновацию, осознать, что нужно менять в библиотеке, для того чтобы ее функционирование было максимально эффективным и устойчивым по отношению ко все возрастающему внешнему воздействию (конкуренции и росту цен на печатные издания и программные продукты, усложнению потребностей пользователей, сокращению ресурсов и пр.).

Осознать потребность – это значит определить необходимость в конкретных изменениях и принять решение о внедрении новшеств в реальную библиотечную практику. Принять решение о внедрении в практику – это значит документировать потребность, т. е. отразить ее в стратегических и тактических документах, позволяющих зафиксировать идею развития библиотеки, ее инновационную политику, стратегию и тактику, возможности и предстоящие ресурсные затраты, конкретизировать признаки изменений, позволяющие осуществить поиск необходимых готовых интеллектуальных продуктов на рынке новшеств, их заказ или собственную разработку.

Задачи изменений фиксируются в стратегическом плане изменений и соответствующих ему инновационных программах развития (инновационных проектах), реализующих связь изменений с миссией (общей идеей развития библиотеки) и планах по обеспечению ресурсами (инвестиционных, или фандрейзинговых программах, договорах, контрактах и пр.). Эти документы отвечают на один главный вопрос: что подлежит изменению? Классификация инноваций позволяет четко определить и сформулировать инновационную потребность и зафиксировать ее в названных документах.

Аспекты и признаки характеристики библиотечных изменений будут востребованы и на следующем – втором этапе инновационной деятельности, когда перед менеджерами библиотеки встанут вопросы: есть ли необходимые интеллектуальные продукты на рынке новшеств, где, кому и как их можно заказать и нужно ли самим осуществлять разработку?

Этот этап нацелен на поиск новшеств на рынке готовых интеллектуальных продуктов. Здесь классификация позволяет определить содержательное наполнение и составить поисковое предписание для анализа рынка, позволяющее не только найти необходимый библиотеке интеллектуальный продукт (инновационное предложение), но и произвести отбор готовых инновационных решений, пригодных для использования, оценку и экспертизу возможного заимствования и адаптации к конкретным условиям.

В том случае, если поиск оказался непродуктивным и готовых разработок (инновационных предложений), пригодных для применения, не найдено, речь пойдет о необходимости следующего этапа инновационной деятельности – создания новшества собственными силами или с использованием услуг другой организации (вуза, инновационного или методического центра в ведущей библиотеке и пр.).

На третьем этапе классификация позволяет четко сформулировать инновационный запрос, отражающий инновационную потребность, т. е. определить все аспекты и признаки предстоящих изменений, позволяющих осуществить разработку необходимого новшества. Это важно в любом случае, будет ли сделан заказ на разработку или она будет выполнена в библиотеке.

Выбор места разработки будет зависеть от возможностей инновационного потенциала библиотеки, ее кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. Заказ на разработку новшества фиксируется в специальном документе – инновационной заявке. Поэтому конкретизация всех необходимых особенностей инновационного запроса, выполненная при помощи классификации инноваций, служит основой и для оформления инновационной заявки, и для предписания программы разработки новшества, а впоследствии и для составления инновационного предложения. Фактически как инновационная заявка, так и инновационное предложение характеризуют одно предметное поле – объект изменений (операцию или технологию, прием или метод, оборудование, услугу и продукцию).

Инновационная заявка представляет собой запрос на новшество, ответ на который дает инновационное предложение. Поэтому структурные позиции (план) инновационной заявки и инновационного предложения должны быть совместимыми, что позволит не только выполнить разработку новшества, но и впоследствии обеспечить многократность его использования, т. е. продвинуть разработку на рынок новшеств. Аспектами характеристики новшества, которые одновременно характеризуют и что новое требуется, и что новое предлагается, выступают первые семь позиций схемы классификации библиотечных инноваций.

  1. Уровень новизны. Требуются (предлагаются) радикальные или модифицирующие нововведения.

  2. Место новшеств в производстве. На "входе" производства (обеспечивают конкурентоспособность ресурсов, оборудования, кадров, задействованных для производства продукции и услуг). На "выходе" производства (обеспечивают конкурентоспособность продукции и услуг, высокое качество обслуживания). Инновации системной структуры организации (управленческой, технологической, производственной), обеспечивающие эффективное функционирование.

  3. Объект изменений. Продукция и услуги, средства производства, технологические процессы, социальная сфера (развитие профессиональной компетентности и изменение поведения сотрудников), организационное развитие (управление библиотекой).

  4. Цели нововведений. Обеспечивают эффективность (совер­шенствуют процесс) производства услуг и продукции; обеспечивают комфортность и высокое качество обслуживания, расширяют возможности, открывают новые рынки; обеспечивают эффективность управления библиотекой; обеспечивают эффективность управления персоналом, нормализуют внутриорганизационный климат, укрепляют организационную культуру. Способствуют повышению профессиональной компетентности и инновационной активности сотрудников, стимулируют развитие кадровых ресурсов, обеспечивают эффективность условий труда сотрудников.

  5. Источник инициативы. Прямой социальный заказ (обуслов­лен рекомендациями вышестоящих структур, общественными организациями); отражение потребности производства (обусловлен ситуацией, общественной потребностью); обусловлен перспективными потребностями (спрогнозирован по результатам исследований).

  6. Отношение к своему предшественнику. Замещение (полное вытеснение) устаревшего средства, услуги, продукции; отмена выполнения какой-то операции, услуги или продукции без замены их новыми; возвращение к ранее использовавшимся и актуальным в сложившихся условиях; открытие новых возможностей (создание средства, не имеющего сопоставимых функциональных предшественников); дополнение существующих.

  7. Объем применения. Обеспечение точечных (мелких усовершенствований) или системных изменений (ориентированных на общесистемный результат).

Для разработки собственной инновационной идеи создается временный целевой коллектив или временная проектная группа, на которые возлагается весь комплекс работ по инновационному проекту – от разработки новшества до внедрения его в производство. Ими проводятся научно-исследовательские и прикладные (маркетинговые) исследования, составляются бизнес-планы (или социальные проекты), инвестиционные (фандрейзинговые) программы, осуществляется оценка внутриорганизационных факторов, способствующих и препятствующих изменениям, строится программа обучения и повышения квалификации сотрудников, формируются факторы стимулирования творческого роста и активности.

Конечная цель этого этапа – не только создать новшество, но и подготовить библиотеку к его внедрению. На этом этапе классификация инноваций используется при составлении всех необходимых документов: отчетов о проделанной работе (отчетов по НИР), технологических регламентов, рабочей документации; материалов (интеллектуальной продукции) по внедрению ноу-хау (чертежей, проектов, схем, методик, расчетов, указаний, рекомендаций и т. п.); информации по обеспечению пусконаладочных работ и авторскому надзору за внедрением новшества; внедренческих проектов и программ.

Четвертый этап – апробация инновации – представляет собой ее экспериментальное внедрение в условиях "опытного производства" или создание образца новой продукции. Конечная его цель – определить в результате экспериментальной проверки и опытного производства все нюансы производственного внедрения инновации, подготовить информационную базу для окончательного внедрения. На этом этапе классификация инноваций используется в качестве инструмента анализа эффективности использования новой разработки, позволяет отрегулировать все нюансы внедрения.

Наконец, на пятом, заключительном этапе инновационной деятельности происходит главное – внедрение и использование (освоение) инновации, ее слияние с существующим производством, осознание новых инновационных потребностей, что позволяет замкнуть инновационную деятельность в повторяющийся процесс совершенствования библиотечной деятельности. На этом этапе особое значение приобретает определение позиций для тщательного учета и анализа информации, характеризующей ход и результат осуществления инновационной деятельности. Аспектами сбора и анализа этой информации в этом случае будут являться заключительные позиции классификации, а именно:

1) социально-психологические условия внедрения инновации (что требовалось от участников проекта, как обеспечивалась согласованность действий и каких именно участников, потребовалось ли привлечение сторонних участников – каких и для чего, требовалось ли создание специальной организационной атмосферы и в чем она проявлялась, потребовалась ли дополнительная подготовка персонала и в чем она заключалась, по каким направлениям и на основе каких средств проводилось повышение квалификации сотрудников – исполнителей проекта; как внедрение инновации зависело от профессионализма организатора – руководителя проекта, потребовалась ли его специальная подготовка и в чем она заключалась; какие специальные условия были созданы в библиотеке, чтобы осуществление инновации было максимально безболезненным для коллектива; что мешало реализации проекта);

2) степень рыночной новизны инновационных предложений (являются ли осуществленные изменения новыми для отрасли – в мире, в стране, в регионе, в данной организации; чем это подтверждается;

3) степень завершенности (являются ли проводимые изменения завершенными или незавершенными и почему, какой получен эффект, в чем он проявляется, какие проблемы не позволили завершить проект, что достигнуто в реализации проекта, по каким направлениям необходимо построить работу для завершения внедрения, какие новые изменения необходимы для продолжения реализации проекта – в чем заключаются перспективные инновационные потребности);

4) масштаб распространения и коммерциализации новшества (ограничиваются ли проводимые изменения рамками одной библиотеки; как и в каких формах зафиксирован опыт в "банке идей" организации; можно ли распространить опыт в профессиональной среде, как уже распространен и на каких условиях: есть ли основания для коммерциализации новшества, в чем будет заключаться эффект, как обеспечиваются авторские права).

Сбор и анализ информации по заданным позициям необходим библиотеке как для внутреннего использования – в целях управления ходом осуществления инновационных процессов и людьми, вовлеченными в изменения, так и для внешнего распространения. Первое позволяет регулировать и контролировать ход выполнения инновационной стратегии, разрабатывать меры преодоления психологического сопротивления изменениям и стимулирования творческой активности библиотечного персонала, оценивать эффективность инноваций; второе позволяет поднять общественный рейтинг библиотеки, продвинуть опыт внедрения инновации в профессиональной среде и обеспечить коммерциализацию инновации, продвижение на рынок объектов инноваций.

Названные аспекты характеристики инновационной деятельности библиотеки могут быть признаны в качестве структурных позиций при составлении различных документов внешнего информирования: методической разработки (указаний, рекомендаций) по внедрению и распространению новшества, рекламных материалов, статей об опыте работы и прочих документальных свидетельств инноваций.

Таким образом, классификация выступает эффективным инструментом познания, анализа, управления и документирования инновационной деятельности. Она позволяет не только изучить что и как происходит в библиотеках, но и определить, кто отвечает и привлекается к этим изменениям, какие условия необходимы для внедрения, кого они касаются и в какой степени. Все это позволяет изучать инновационную деятельность, управлять ею, упорядочить инновационные отношения в отрасли, построить систему инновационных коммуникаций, обеспечить продвижение инноваций в профессиональном сообществе.

 

Список литературы

  1. Минкина В.А. Библиотечно-библиографическое обслуживание в непрерывном образовании библиотекарей: Автореф. дис... д-ра пед. наук 05.25.03 / В.А. Минкина. СПб.: СПбГИК, 1993. 41 с.

  2. Минкина В.А. Классификационный анализ в научно-информационной и библиографической деятельности / В.А. Минкина // Тез. докл. 2-й Всесоюз. науч. конф. "Информатика и науковедение", 10-15 сент. 1991 г. Тамбов, 1991. С. 125-126.

  3. Курикалов Ю.Л. Классификация как вид семиотического моделирования / Ю.Л. Курикалов // НТИ. Сер. 2. 1991. № 11. С. 1-5.

  4. Толканюк Н.А. Инновационные процессы в библиотечном деле. Теория и методика: Автореф. дис... канд. пед. наук. 05.25.03 / Н.А. Толканюк. М.: МГУК, 1994. 16 с.

  5. Ванеев А.Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности / А.Н. Ванеев. М.: ИПО Профиздат, 2000. С. 66-101.

  6. Матлина С.Г. Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций / С.Г. Матлина // Библиотековедение. 1993. № 4. С. 18-32.

  7. Матлина С.Г. От традиций к инновационному поиску (по материалам круглого стола смоленских библиотекарей) / С.Г. Матлина // Там же. 1998. № 5. С. 14-20.

  8. Матлина С.Г. Блеск и нищета библиотечно-библиографической инноватики / С.Г. Матлина // Библиография. 1999. № 2. С. 50-61.

  9. Серейчик С.С. Управление изменениями в библиотеках: опыт и возможности реализации / С.С. Серейчик // Библиотековедение. 1997. № 4. С. 64-80.

  10. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке / С.С. Розова. Новосибирск: Наука, 1986. 224 с.

  11. Матлина С.Г. Дорогого стоит... / С.Г. Матлина // Библиотека. 1996. № 4. С. 14-15.

  12. Матлина С.Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики (постановка проблемы) / С.Г. Матлина // Библиотековедение. 1998. № 2. С. 39-53.

  13. Завлин П.Н. Инновации в рыночной экономике / П.Н. Завлин // Гуманитарные науки / Ин-т соц.-экон. пробл. РАН. 1997. № 3. С. 3-10.

  14. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) / А.И. Пригожин. М.: Политиздат, 1989. 271 с.

  15. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. / Р.А. Фатхутдинов. 2-е изд. М.: ЗАО "Бизнес-школа Интел-Синтез", 2000. 624 с.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России
  
На главную