Научные и технические библиотеки №2 2002 год
Содержание:

8-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КРЫМ – 2001» – «БИБЛИОТЕКИ И АССОЦИАЦИИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

Глушановский А.В., Каленов Н.Е. Электронная информация
и основные функции научных библиотек

Рагимова М.А. Новый взгляд на сводные каталоги с точки
зрения корпоративности

Бродовский А.И., Дунаевская С.М. Система автоматизации библиотек ИРБИС: итоги развития за год

Надпорожская Е.В., Платонова А.С., Яковишина Л.А. Опыт конвертирования базы данных электронного каталога из АС Облбиблиотека в систему автоматизации библиотек ИРБИС

Рудзский Л.З. Система ИРБИС: записки украинского
дистрибьютора – 2

Левова Л.В., Ефремов С.В., Трифонова Е.В. АИБС МАРК–SQL. Обзор текущего состояния. Новые направления развития

Черкасова И.Ю. Создание собственных информационных ресурсов в Центральной библиотеке Пущинского научного центра РАН.
База данных диссертаций по физико-химической биологии.

Хохлова В.Г. Библиотека глазами молодого специалиста

Власова Ю.И. Использование ресурсов Интернета для
расширения доступа к документам и публикациям ООН

Филиппова Л.Я. Создание контента (содержания) библиотечных веб-сайтов учебных заведений. (Из зарубежного опыта)

Сукиасян Э.Р. Классификационная практика в России.
Проблемы мнимые и реальные

Зайцева Е.М. Классификационные системы в свете
библиотечного, издательского и книготоргового дела

К юбилею Б.И. Маршака

Маршак Б.И. О том, как ИРБИС ходит по Земле

Основные публикации Б.И. Маршака


ИФЛА – 2001

Прис Б., Томпсон Дж. Сводные каталоги и виртуальные сводные каталоги – изменение технологии МБА

Грин Б. ОНИКС – новый стандарт информации о продукте

Данскин А. ЮНИМАРК, ОНИКС и будущее


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Столяров Ю.Н. Книга о превратностях библиотечной судьбы

Суслова И.М. Условия и факторы эффективного управления библиотекой вуза

Паршукова Г.Б. Мастерское слово о технологии


ЮБИЛЕИ

Петровская О.С. Фундаментальная библиотека Воронежского государственного педагогического университета (К 70-летию вуза)


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Каратыгина Т.Ф. «Библиотека в контексте истории»

Левченко И.Г., Баранова О.В. До встречи в Риме


Нам пишут

Комарова М.И., Тюхалкина А.Ф. Кабинет информации
по аграрным вопросам


NTB_2
Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Материалы 8-й МЕЖДУНАРОДНой КОНФЕРЕНЦии «БИБЛИОТЕКИ И АССОЦИАЦИИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА» – «КРЫМ – 2001»

Глушановский А.В., Каленов Н.Е.
Библиотека по естественным наукам РАН, Москва

Электронная информация
и основные функции научных библиотек

Электронная научная информация используется в научных библиотеках достаточно давно. Например, отечественные и зарубежные базы данных сигнальной и реферативной информации в том или ином виде использовались в работе Централизованной библиотечной сети Библиотеки по естественным наукам РАН (ЦБС БЕН РАН) с конца 1970-х гг. Однако в последние несколько лет ситуация существенно изменилась в связи с двумя новыми факторами: подключением БЕН к сети Интернет и появлением в этой сети большого количества не только библиографической, но и полнотекстовой информации. Это создает для библиотек качественно новую ситуацию, требующую специального рассмотрения с точки зрения основных функций библиотек в информационном обеспечении науки.

Нам уже приходилось указывать [1], что социальные и экономические изменения последнего десятилетия создали немалые трудности в работе научных библиотек. Резкое сокращение финансирования в совокупности с разрушением прежних систем книгоиздания и книгораспространения привели к невозможности обеспечить необходимое качество информационной поддержки научных исследований традиционными для библиотек методами. Одновременно в связи с бурным развитием информационных технологий (особенно Интернет) у некоторой части научного сообщества создалось мнение о предстоящей «смерти библиотек», их грядущей ненужности, обусловленной кажущейся доступностью любой информации (в электронной ее ипостаси) для любого человека, имеющего доступ к Всемирной сети. Но эта точка зрения не подтверждается практикой работы как российских, так и зарубежных библиотек, поскольку потенциальная техническая возможность смешивается с реальной доступностью ценной информации.

Как показывает опыт развития системы научной информации, появление ее в электронной форме не отменяет и не заменяет сложившейся системы научных публикаций, в первую очередь научных журналов, которые теперь чаще всего существуют и в традиционной, и в электронной форме. Этот же опыт подтверждает, что стоимость доступа к электронным журналам не намного ниже стоимости приобретения их печатных аналогов. Более того, как объемы, так и стоимость научной информации имеют тенденцию к росту во всем мире. В связи с этим в обозримом будущем сохранится традиционная роль библиотек как посредников в приобретении научной информации (или права доступа к ней) и предоставлении ее (как в традиционной, так и в электронной форме) потребителям (применительно к академическим библиотекам – научному сообществу ученых РАН).

В то же время появление на рынке электронных изданий и другой электронной информации, доступной как в локальном, так и в удаленном режиме, создает для библиотек ряд новых возможностей в сложных современных условиях добиваться максимально возможного уровня информационного обеспечения науки, недостижимого при использовании только традиционных научных изданий. Рассмотрим далее эти возможности с точки зрения их влияния на основные функции научной библиотеки: комплектование, создание справочного аппарата по фондам (каталогов), предоставление пользователям материалов из фондов по их заказам (обслуживание читателей), хранение фондов, информационно-библиографическое обслуживание.

 

Использование электронной информации для задач комплектования

Комплектование как процесс приобретения библиотекой информации в интересах читателей с появлением электронных изданий в Интернете должно рассматриваться не только как покупка информации на физических носителях, но и как приобретение прав на доступ к ней через Интернет.

Здесь прежде всего имеются в виду электронные версии традиционных журналов. Это связано с тем, что научные журналы являются для ученых важнейшим источником научной информации (что подтверждается многочисленными исследованиями информационных потребностей сотрудников РАН). В то же время из всех видов научной литературы именно журналы шире всего представлены во Всемирной сети. К настоящему моменту в ней насчитывается несколько тысяч наименований ведущих научных журналов мира [2]. Поэтому можно говорить о наличии в сетевом доступе достаточно большого массива ценной научной информации, которая может быть использована для информационной поддержки научных исследований. В связи с этим одной из важнейших задач научных библиотек является обеспечение доступа своих читателей к этой информации.

В последние годы и мировой опыт, и практика российских библиотек выработали наиболее целесообразные формы использования этого массива в интересах своих пользователей. Такой формой является создание библиотечных консорциумов по совместному доступу к «пакетам» научных журналов ведущих мировых издательств. В настоящее время в Российской Федерации существуют несколько консорциумов научных библиотек, что позволяет им сформировать достаточно представительный список доступных читателям электронных журналов (в основном электронных версий печатных изданий) соответствующей тематики.

Существенной особенностью современной практики работы крупных научных библиотек является то, что «электронная» часть репертуара научной периодики становится сравнимой с традиционной (печатной) и даже превышает ее. Так, в 2000 г. БЕН РАН получала в печатном виде около 1 тыс. наименований зарубежных журналов, в то время как количество журналов, доступных в электронной форме, превышало 1,5 тыс. наименований. Более того, анализ динамики изменения по годам общего количества иностранных периодических изданий, доступных читателям ЦБС БЕН РАН, показал, что тенденция уменьшения этой величины, существовавшая с начала 1990-х гг., была приостановлена в 1997 г. именно благодаря появлению электронных изданий.

Доступ к электронным версиям научных журналов не только позволяет несколько снизить остроту существующих финансовых проблем, но и имеет ряд других преимуществ по сравнению с использованием печатных изданий. Электронная информация обычно становится доступной раньше выхода из печати бумажной версии журнала, а с учетом сроков доставки зарубежных журналов в библиотеки России это опережение может доходить до нескольких месяцев. Одновременно решается чрезвычайно болезненная для больших библиотечных сетей (таких, как ЦБС БЕН РАН) проблема экземплярности, так как условия доступа в рамках консорциумов предполагают возможность читать электронную версию из любой библиотеки сети.

 

Создание справочного аппарата

В современных условиях задача создания справочного аппарата содержит два аспекта – информирование об имеющихся традиционных изданиях и информирование о ресурсах, доступных библиотеке через Интернет. При этом само представление справочного аппарата осуществляется на новом уровне – в виде электронных каталогов и указателей, доступных через Интернет, что позволяет читателям пользоваться этим аппаратом в удаленном режиме, не приходя в библиотеку.

Более того, использование возможностей современных технологий и Интернета позволяет существенно повысить уровень сервиса для удаленного пользователя. Например, в Интернет-каталоге БЕН РАН создана система отсылок от журнального каталога к оглавлениям журналов, расположенным на сайтах издательств, выпускающих данный журнал (проект создания такой комплексной системы поддерживается РФФИ). Наличие таких отсылок существенно расширяет возможности пользователей – не приходя в библиотеку, они могут получать информацию не только о поступлении того или иного выпуска журнала, но и о его содержании. Решение данной задачи было невозможным для традиционных журналов и традиционных форм работы без создания аналитической росписи поступающих журналов. Эта работа в традиционном виде является весьма трудоемкой, а в случае с электронными изданиями трудоемкость в значительной степени снимается благодаря использованию свободно доступной издательской информации.

Таким образом, роль журнальных каталогов как важного элемента справочного аппарата существенно возрастает, что подтверждается мнением самих читателей. Полезность описанной системы отсылок проверялась в ходе проведенного в 2000 г. Интернет-опроса посетителей сайта БЕН РАН. Выяснилось, что более половины ответивших пользуются этой системой активно и еще более четверти – время от времени. Иными словами, отсылки оказались полезными почти для 79% опрошенных, что говорит о несомненной целесообразности поддержания и развития такой системы.

 

Особенности обслуживания первичной информацией

Использование удаленного доступа к электронной информации особенно эффективно для библиотечных сетей, подобных ЦБС БЕН РАН, объединяющих библиотеки научных учреждений. Значительно расширяется фонд первоисточников, к которым библиотеки имеют доступ (распределенный электронный фонд является фактически фондом не только центральной библиотеки, но и каждой библиотеки, входящей в ЦБС).

Благодаря организации доступа всех пользователей ЦБС к электронным изданиям по Интернету, существенно возрастает комфортность обслуживания тех пользователей, которые имеют достаточно хорошие каналы связи и технические средства в своих институтах и научных центрах. В частности, используя непосредственно из своего института (а в ряде случаев, с рабочего места) упомянутую выше систему отсылок от каталога на оглавление журнала, дополненную доступом к полным текстам статей, пользователи получают возможность «за один проход» дойти со своего терминала от каталога до текста интересующей их статьи. В результате обслуживание пользователей приобретает комплексный характер. При этом существенно возрастает роль сетевых библиотек, расположенных непосредственно в НИИ и НЦ РАН, которая несколько уменьшилась в последние годы из-за резкого сокращения комплектования. Именно библиотеки организуют обслуживание сотрудников своих организаций всей информацией, доступ к которой приобретен центральной библиотекой.

Следует отметить, что читатели ЦБС БЕН РАН достаточно активно используют предоставляемые им возможности работы с электронными изданиями. Это можно проследить на примере работы с «Электронной библиотекой» РФФИ [3]. Этот сайт является наиболее технически доступным для российских библиотек, так как расположен в Москве. На конец 2000 г. к «Электронной библиотеке» из ЦБС БЕН РАН кроме центральной библиотеки были подключены 87 библиотек НИИ и НЦ РАН. Это библиотеки научных учреждений не только Москвы, но и Пущина, Черноголовки, Троицка, Борка, Иванова, Казани, Махачкалы, Нижнего Архыза, Самары, Саратова, Нижнего Новгорода, Переяславля-Залесского, Петрозаводска, Уфы, Ярославля.

Анализ статистических данных показал, что за сентябрь 1999 г. – октябрь 2000 г. библиотеки ЦБС БЕН РАН обращались к отдельным статьям журналов из «Электронной библиотеки» 70 392 раза. При этом несмотря на то, что большинство являются библиотеками институтов, расположенных в Москве, более половины общего числа обращений исходило от читателей периферийных библиотек. Это наглядно демонстрирует одно из преимуществ электронного доступа – выравнивание возможностей для периферийных и столичных пользователей при работе с научной информацией.

Говоря об обслуживании первоисточниками, нельзя не коснуться проблемы электронной доставки документов. Этот вид обслуживания в настоящее время бурно развивается во всем мире, в том числе и в российских научных библиотеках. В будущем он скорее всего вытеснит традиционные службы МБА, однако здесь имеется большое число проблем, связанных с авторскими правами и лицензионными соглашениями, унификацией форматов представления данных и т.п.

 

Электронная информация и проблемы хранения фондов

Сохраняя научные публикации в своих фондах, библиотеки фактически выступают в качестве «хранителей» мирового и национального научного наследия. Перевод части традиционных публикаций в электронную форму не снимает проблемы обеспечения сохранности информации. С одной стороны, частично сокращаются требования к помещениям для хранения фонда, а с другой – возникает проблема, кто, как и где будет длительные сроки хранить и предоставлять пользователям информацию в электронной форме.

Вопрос о хранении электронной информации пока не решен и применительно к консорциумам по совместному доступу к электронной информации. Следует заметить, что без решения этого вопроса электронная информация, «комплектуемая» библиотеками, строго говоря, не может считаться частью фонда в точном определении этого понятия (ГОСТ 7.76 – 96).

Пока эта проблема более или менее удовлетворительно решена только для упомянутой выше «Электронной библиотеки» РФФИ (хранение копий на CD осуществляет организация, поддерживающая сервер). Относительно других консорциумов – нет полной ясности в вопросе архивного хранения фонда для электронного доступа. Нам представляется, что библиотеки являются наиболее логичными хранителями таких архивов. Они сохраняли информацию в виде рукописных книг, публикаций, микрофильмов и микрофишей, теперь должны сохранять ее на электронных носителях. В связи с тем, что распределенный фонд любого консорциума является общей собственностью входящих в него библиотек, представляется, что в рамках каждого консорциума должен решаться вопрос о том, какая из библиотек будет являться хранителем архивного фонда с обеспечением доступа к нему других библиотек – членов консорциума.

 

Информационно-библиографическое обслуживание
с использованием электронной информации

Информационно-библиографическое обслуживание традиционно предполагает предоставление пользователям библиотек максимально полных сведений об информации, имеющейся в мире в области их интересов (ранее – только в печатной форме). В связи с тем, что в Интернете много свободно доступной библиографической информации (оглавления журналов, сведения о вновь публикуемой издательствами литературе, электронные каталоги библиотек), перед библиотеками открываются более широкие возможности для традиционных форм справочно-библиографической работы (составление указателей литературы, сигнальная информация по оглавлениям журналов, библиографические справки и уточнения). При этом небольшие библиотеки получают практически равные возможности с крупными центральными библиотеками, поскольку уменьшается их зависимость от традиционного фонда, на базе которого ранее проводилась эта работа.

В новых условиях у библиотек появляются и новые формы информационного обслуживания читателей. Одной из таких форм является создание справочных пособий (главным образом в виде веб-страниц) по ресурсам Интернета (как бесплатным, так и платным) по тематике интересующей пользователей библиотек. В новых условиях эти ресурсы – электронный аналог библиографических указателей, традиционно выпускавшихся библиотеками.

Одним из примеров таких пособий является поддерживаемая БЕН РАН система страниц «Естественные науки в Интернет» (включающая разделы «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «Экология», «Науки о Земле») и «Научная периодика в Интернет». Страницы построены по принципу «стартовых точек», т.е. включают в себя ссылки на страницы Интернета, поддерживающие каталоги ресурсов и списки основных журналов в соответствующих областях, а также ссылки на сайты основных научных издательств мира.

 

Основные тенденции в развитии научных библиотек с учетом
использования электронной информации

Таким образом, сохраняя роль посредников между производителями и потребителями научной информации, современные научные библиотеки в техническом отношении превращаются в «гибридные», т.е. библиотеки, работающие в равной мере с источниками информации в традиционной и электронной форме.

По отношению ко всей этой достаточно разнообразной информации научные библиотеки продолжают выполнять свои традиционные функции. При этом могут быть отмечены следующие тенденции и особенности:

  1. Усиливаются тенденции к более тесной интеграции библиотек и координации их деятельности в процессах комплектования и обслуживания читателей электронной информацией в рамках библиотечных консорциумов.

  2. В информационном обеспечении науки усиливается роль централизованных библиотечных систем и их центральных библиотек как основных «игроков» при создании библиотечных консорциумов, интегрирующих информационные интересы своих читателей и соответствующие информационные ресурсы.

  3. Возникает новый аспект традиционной для библиотек задачи хранения фондов – обеспечение сохранности распределенного электронного фонда, находящегося в совместном пользовании нескольких библиотечных систем.

  4. Уравниваются возможности библиотек различного уровня по обслуживанию читателей первичной и вторичной информацией в электронной форме.

 

Список литературы

1. Глушановский А.В., Каленов Н.Е. Библиотеки РАН и Интернет: что изменилось?// НТИ. Сер. 1. 2001. № 1. С. 21 – 26.

2. Каленов Н., Глушановский А. Преобразования в эпоху виртуальных миров. Научная периодика в сети// Библиотека. 2000. № 6. С. 30 – 32.

3. Новиков В.Д. Электронная библиотека РФФИ// Мир библиографии. 2000. № 2. С. 5 – 9.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России
  
На главную