Научные и технические библиотеки №5 2002 год
Содержание:

Коломейчук Е.М.  Структура обслуживания в универсальных
научных библиотеках России.

Дрыгина Л.С., Коморовская Т.В.  Мониторинг услуг библиотеки

Коваленко Н.И.  Обновление фондов. Методы оценки и расчета

Павлова Л.П., Павлова И.А.  Проблемы организации
мемориальной библиотеки

Авраева Ю.Б. Сага о методистах, или “О бедном методисте
замолвите слово…”. (Мысли вслух о наболевшем)

Езова С.А. Потребности читателей и библиотекарей национальных библиотек в психологической поддержке


ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Ланца Шери Л. Интернет-адреса – наши непокорные, неуправляемые друзья

Еременко Т.В. Каталогизация ресурсов Интернета.
(Опыт библиотек США)

Фихтер Д. Особенности подготовки веб-страниц Интранета

Онлайновая справочная служба

Летунова Л.В. Автоматизированная система информирования. 
Опыт работы дорожных библиотек


ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Родионова Т.Г. Комплексное использование ИПЯ лексического
и символического типа в процессе систематизации

Маркарова Т.С. Отраслевой тезаурус в информационно-поисковой
системе


Проекты ИФЛА

Коннолли П. Проект ИФЛА “Библиотеки-близнецы”,
и не только. Нужен ли международный координационный центр?


НАША ИСТОРИЯ

Терешин В.И. Федор Иванович Каратыгин. К 110-летию со дня 
рождения

Сукиасян Э.Р. Слово о Мелвиле Дьюи


Обзоры. Рецензии

Соколов А.В. Групповой портрет библиотечной интеллигенции
нашего поколения


NTB_5
Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 025.5

Коломейчук Е.М.

Структура обслуживания
в универсальных научных библиотеках России

Представлены отдельные результаты исследования, проводимого РНБ совместно с центральными библиотеками субъектов Российской Федерации.

В научно-методическом отделе Российской национальной библиотеки создана база данных, характеризующая деятельность центральных универсальных библиотек субъектов Российской Федерации. Эта БД может служить достаточно эффективным подспорьем для специалистов, интересующихся организацией обслуживания пользователей, при анализе ситуации в конкретной библиотеке и выработке решений по ее корректировке.

В БД заложен большой объем социологической и статистической информации, полученной в процессе коллективного исследования РНБ и 28 библиотек России по вопросам структуры обслуживания. В нем участвуют национальные библиотеки республик Алтай, Калмыкия, Коми, Тыва, Чувашия; Алтайская, Краснодарская, Ставропольская и Приморская краевые библиотеки; Астраханская, Брянская, Ивановская, Кемеровская, Ленинградская, Московская, Новгородская, Пермская, Псковская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Челябинская и Читинская областные библиотеки.

Основой исследования послужили данные привычных для библиотек статистических наблюдений: объем фондов; количество видов документов; число специалистов, непосредственно занятых в подразделениях обслуживания; количество мест, выделенных для обслуживания пользователей; объем выдачи документов; число абонентов и количество посещений.

Предоставленная библиотеками статистика позволяет образовать показатели таких параметров состояния структуры обслуживания, как ресурсные возможности и результативность.

Для параметра ресурсных возможностей использованы следующие показатели:

  • удельный вес объема документного фонда, выделенного для подразделения структуры обслуживания в объеме всего наличного фонда документов;

  • удельный вес персонала данного подразделения в составе специалистов библиотеки, занятых именно обслуживанием пользователей;

  • удельный вес количества мест (для обслуживания пользователей), выделенных в библиотеке для конкретного подразделения.

Действительно, показатели объемов кадрового, информационного, пространственного потенциалов обслуживания в каждой библиотеке характеризуют уровень ресурсной поддержки структуры обслуживания с определенной степенью дробности.

Параметр результатов деятельности помогают описать показатели:

  • удельный вес числа абонентов подразделения в общем числе пользователей;

  • удельный вес количества посещений подразделения в общем объеме посещений библиотеки;

  • удельный вес выдачи документов, осуществленной через подразделение, в общем объеме выдачи документов по библиотеке;

  • обращаемость документов в фонде подразделения;

  • динамика числа абонентов подразделения за два года;

  • динамика посещений подразделения за два года.

Показатели обращаемости документного фонда, динамики объемов выдачи документов, числа абонентов и посещений библиотеки позволяют судить об основных результатах библиотечной деятельности. Таким образом можно пронаблюдать соотношения вариантов дифференцированного обслуживания с весомостью потенциала библиотечных ресурсов и с активностью обращения пользователей в библиотеку.

Компактная структура обслуживания (5–6 подразделений) встретилась только в двух библиотеках. Ресурсные базы здесь являются самыми скромными по объемам, а результаты деятельности характеризуются самыми низкими величинами среди рассматриваемых библиотек.

Умеренная дифференциация обслуживания пользователей (7–9 подразделений) – в 13 библиотеках. Она приносит достаточно скромные результаты.

Столь же распространены в библиотеках глубоко дифференцированные структуры обслуживания (10–14 подразделений). При этом наиболее продуктивной выглядит дифференциация структуры обслуживания на 12 подразделений. По ресурсным затратам она оказывается менее емкой, чем вариант в 11 подразделений, а по результатам лидирует среди всех вариантов дифференциации.

Можно сказать, что развитие структуры обслуживания пользователей требует расширения объемов имеющейся ресурсной базы. Именно такой подход к организации обслуживания положительно влияет на эффективность функционирования центральных библиотек субъектов Российской Федерации.

Исследование показало, что дифференциация структуры обслуживания мало зависит от административно-территориальной принадлежности библиотек. Так, компактные (5–6 подразделений) и максимально разветвленные (13–14 подразделений) структуры встречаются в областных библиотеках. Для национальных библиотек характерны 8–11 подразделений в структуре обслуживания, для краевых – 8–13.

По каждому из подразделений структуры обслуживания, зафиксированных в рассматриваемых библиотеках, можно получить характеристику тех ресурсов, которые поддерживают его функционирование, и тех результатов, которые оно вносит в копилку результатов деятельности по библиотеке в целом.

В таблице представлены 12 направлений специализации обслуживания, которые наблюдаются в практике по крайней мере каждой третьей библиотеки. Достаточно широкая распространенность этих направлений позволяет рассматривать их как ядро, поддерживающее функционирование библиотеки именно в качестве центральной универсальной библиотеки субъекта Российской Федерации.

Направления ранжированы по степени распространенности. По этим направлениям получено достаточное количество показателей, что позволило воспользоваться их модальными значениями, чтобы продемонстрировать эффективность того или иного направления в специализации обслуживания. (В математической статистике мода – наивероятнейшее значение случайной величины. – Ред.)

На первом месте стоит библиографическое обслуживание. По уровню поддержки ресурсами оно оказывается на четвертом месте. Уровень востребованности пользователями достаточно высок и отмечен устойчивым ростом числа посещений.

Второе место по степени распространенности занимает обслуживание лингвистических потребностей пользователей в аспекте иностранных языков. Уровень ресурсных возможностей, как и уровень результативности, для данного направления оказывается средним.

Направление специализации или
подразделение
обслуживания
Ранг Кол-во
библиотек

Ресурсы.
Удельный вес, %

Результативность
фонда персо-
нала
мест Обраща-
емость фонда
Удельный вес, % Динамика, %
абонен-
тов
посеще-
ний
выдачи абонен-
тов
посеще-
ний

Библиографическое обслуживание

1

27

0,8

16

8

1,0

2

5

2

104

111

Иностранные языки

2

24

3

8

5

1,0

5

7

5

99

107

Читальный зал

3

23

2

22

50

5,0

30

30

30

99

109

Абонемент

4

22

4

15

-

2,0

30

30

20

102

100

Искусство

5

20

7

8

10

1,0

6

6

6

99

96

Краеведение

6

18

1

11

3

3,0

3

4

2

99

120

Периодика

7

16

4

9

10

1,0

17

16

11

103

108

Техника

7

16

71

10

10

0,3

13

8

30

105

103

МБА

8

15

-

5

-

-

1

2

1

70

90

Редкая книга

9

13

2

6

3

0,3

1,4

1

0,1

120

96

Сельское хозяйство

10

12

1

9

7

2,3

6

2

2

104

95

Музыкальное искусство

11

10

1

5

1

1,0

5

4

6

95

104

Третье место принадлежит обеспечению многопрофильных запросов широкого контингента пользователей библиотеки в универсальном читальном зале. По удельным весам количества посещений и количества абонентов данное направление обслуживания лидирует.

Обслуживание на абонементе находится на четвертом месте. По объему выдачи документов данное направление несколько уступает обслуживанию в многопрофильном читальном зале. Удельные веса показателей числа абонентов и количества посещений здесь равны. Но динамика числа абонентов в целом более благополучна, чем в читальном зале, а динамика посещений, наоборот, складывается в пользу читального зала.

Ориентирование на сферу искусств (пятое место по степени распространенности) в целом по объему ресурсных возможностей оказывается третьим. По рейтингу востребованности в показателях количества посещений и числа абонентов направление занимает четвертое место – такое же, как обслуживание на иностранных языках. Обращаемость и объем документовыдачи являются здесь средними по уровню. А оба показателя динамики указывают на спад числа абонентов на 1% и количества посещений на 4%.

Краеведческое направление в обслуживании (шестое место по степени распространенности) лидирует по количеству расставляемых в этой работе акцентов и выделению приоритетов. Здесь функционируют такие подразделения структуры обслуживания, как отдел краеведческой и национальной литературы, отдел национально-краеведческой литературы, отдел краеведения и национальной библиографии. По числу абонентов и посещений направление находится в середине ряда. Обращаемость документов здесь является второй по величине. Наиболее высок рост количества посещений – 20%, причем позитивный характер динамики – повсеместный, чего не наблюдается ни в одном из остальных направлений.

На седьмом месте (с одинаковой степенью представленности более чем в половине библиотек) – направления обслуживания периодическими изданиями и технической литературой.

Обслуживание периодическими изданиями стоит на следующем после обслуживания в читальном зале и на абонементе и достаточно высоком уровне востребованности пользователями. По возможностям документного фонда и персонала этому направлению принадлежит третье место. При средних ресурсах пространства здесь зафиксирована третья по объему выдача документов. Положительной явилась динамика как числа абонентов (на 3%), так и посещений (на 8%).

Обслуживание в сфере техники наиболее весомо поддержано объемами документов, а площади здесь – вторые по величине. По числу абонентов и посещений направление является третьим. По документовыдаче не уступает обслуживанию в читальном зале, хотя ресурсные возможности персонала являются средними. Третьи по величине роста – показатели динамики абонентов (на 5%) и посещений на (3%) – причем в подавляющем количестве библиотек.

Обслуживание по межбиблиотечному абонементу оказывается на восьмом месте. Библиотеки указали здесь на наименьшие ресурсные возможности персонала. Невелики и показатели числа абонентов и посещений. Причем показатели динамики – самые низкие по всем направлениям: спад на 30% за год числа абонентов и на 10% – посещений.

Работа с редкими книгами и рукописями занимает девятое место среди направлений обслуживания. Но среди всех ключевых направлений по возможностям персонала и площадей это направление оказывается на низком уровне, как и по показателям числа абонентов и количества посещений. Однако обращаемость фонда – на одном уровне с направлением по технике. Показателем динамики является соотношение в среднем заметного роста числа абонентов – на 20% со спадом числа посещений на 4%.

Ориентирование обслуживания на область сельского хозяйства – на десятом месте по степени распространенности. Ресурсные возможности – средние; по объему фонда сравнимы с краеведческим направлением (такие же), а по персоналу – лучше, чем для подразделений обслуживания на иностранных языках. По количеству посещений направление опережает краеведческое и библиографическое обслуживание. По числу абонентов не уступает обслуживанию по искусству. Обращаемость – третье место после читального зала и краеведения. Объем документовыдачи такой же, как в библиографическом и краеведческом обслуживании. Динамика типична: рост числа абонентов на 4% и спад количества посещений на 5%.

Замыкает ряд наиболее распространенных направлений обслуживание в сфере музыкального искусства. Оно оказывается наименее поддерживаемым всеми основными видами ресурсов. По числу абонентов – на уровне обслуживания на иностранных языках; по количеству посещений – на уровне краеведческого обслуживания. Обращаемость фонда такая же, как в обслуживании библиографическом, изданиями на иностранных языках, по искусству и периодическими. Документовыдача на среднем уровне – как при обслуживании по искусству. Динамика: спад числа абонентов на 5%, рост посещений на 4%.

Заметим, что представление о характерных особенностях структуры обслуживания пользователей обобщает опыт определенной совокупности библиотек. Но здесь наглядно проявляются решения, используемые при создании такой привлекательной для населения статусной характеристики центральной универсальной библиотеки субъекта Российской Федерации, как развернутая структура обслуживания пользователей.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России
  
На главную