Научные и технические библиотеки №6 2002 год
Содержание:

Земсков А.И. Электронные библиотеки как элемент
информационного общества

Федоров В.В. Информационный ресурс общества:
проблемы формирования и использования

Норландер В. Права и обязанности пользователей информации

Сукиасян Э.Р.  Профессиональная лингвистическая культура
библиотекаря, или Осторожно, перевод!

Блынская О.Е. Корпоративная культура Кемеровской областной
научной библиотеки им. В.Д. Федорова

Ушакова О.Б., Коморовская Т.В. Внедрение компьютерных технологий в НТБ Сибирского государственного технологического
университета

Шульга О.Р. Повышение квалификации библиотечных кадров
научно-технической сферы

Ясюк М.Д. Маркетинг: сложно, но возможно

Петрова Т.А. Экология и библиотека


ИФЛА–2001

Бюллетень Секции научно-технических библиотек ИФЛА


ЮБИЛЕИ

Сукиасян Э.Р. Профессионал (К юбилею И.Г. Моргенштерна)

Малкина В. Библиотеке Нижегородской государственной
медицинской академии – 70 лет


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. АНОНСЫ

Петровский В.Б. «Проблемы рыночной экономики»: вчера,
сегодня, завтра

Коломейчук Е.М.  Уникальный источник информации
о региональных библиотечных изданиях

Учебное пособие «Информационный анализ/синтез»


NTB_5
Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

УДК 025:65.011.56

Земсков А.И.

Электронные библиотеки
как элемент информационного общества

Статья подготовлена на основе выступления автора на конференции «LIBCOM–2001» (Ершово, ноябрь 2001 г.)

 

Определения

Прежде всего напомню некоторую условность определений, относящихся к термину электронная библиотека; как я уже отмечал, достаточно широко используются термины цифровая библиотека, виртуальная библиотека и еще некоторые – в зависимости от степени романтичности или изобретательности авторов статей. Я воспользуюсь параллельными определениями, связывающими традиционные и цифровые форматы: документ – электронный документ, публикация – электронная публикация и т.п.

Документ – это ограниченный и завершенный на конкретный момент массив информации, зафиксированный на материальном носителе, имеющий один или несколько общих признаков для данного массива. Категория ограниченности, т.е. обязательного начала и конца, на мой взгляд, принципиальна для понимания сути понятия. Я также считаю, что продолженные или не имеющие завершения процессы составляют антитезу понятию документ. Например, концертное исполнение не является документом (даже если в момент исполнения ведется запись или трансляция); а материальная запись концерта, отдельного произведения в концерте, отдельной инструментальной партии, отдельной мелодии или музыкальной фразы, безусловно, являются документами. Так и мое выступление на конференции «LIBCOM» имеет шанс стать документом только после фиксации его сначала в компьютерной записи, а затем и на бумаге.

Рецензируя эту статью (при подготовке к публикации), Ю.Н. Столяров указал на то, что «концепции начала и конца свойственны всего лишь одному роду документов, а именно дискретному. Но есть и континуальные (документы), например инвентарная книга или каталог ГПНТБ». При всем уважении к Юрию Николаевичу, я не могу с этим согласиться. В его примере, по-моему, идет речь о том, что документ может пополняться, или продолжаться, или совершенствоваться, оставаясь при этом в каждый данный момент в определенном смысле завершенным и ограниченным. Частота обновления при этом не играет принципиальной роли.

Документ как таковой (точнее, его носитель) занимает определенное пространство и не занимает времени (его хранение не занимает времени), а лишь «движется», «дрейфует» вместе со временем (так пришли к нам таблички клинописи, свитки, папирусы, берестяные грамоты, рукописи, книги). В этом смысле можно говорить о документе как о сконцентрированном (сгущенном) времени или «остановленном» времени. Время требуется для ознакомления с документом, раскрытия его содержания (чтение, прослушивание, рассматривание и т.п.).

Продолжая линию параллельных определений, отмечу, что электронные ресурсы – это совокупность (быть может, достаточно произвольная) электронных документов, а электронная коллекция – это тематически или иным образом сознательно сформированный набор электронных документов.

В настоящее время определения электронной библиотеки даются либо с акцентом на создание электронного ресурса (электронная библиотека – это локальные или распределенные ресурсы, объединенные единой идеологией структуризации и доступа), либо с акцентом на обеспечение доступа к распределенному ресурсу (электрон­ная библиотека – тематически ориентированная система доступа к удаленным или локальным ресурсам, способная обслуживать локальных или удаленных пользователей).

Оба определения могут быть методологически обоснованы и не противоречат друг другу (как в вопросе о том, что раньше – яйцо или курица). На мой взгляд, важно лишь помнить, что ключевым элементом любой библиотеки – традиционной или электронной – является сам библиотекарь, профессиональный посредник между информационными ресурсами и потребителями информации. Именно библиотекарь занимается селекцией материала и составлением полноценной коллекции, формированием справочно-поискового аппарата к ней, организацией обслуживания и оказанием профессиональной помощи пользователю.

Разница вышеприведенных определений станет ощутимой при учете роли пользователей или анализе задач, стоящих перед библиотекарями. При осмысливании различных определений попробуйте уточнить для себя – что пользователи получают в результате создания электронной библиотеки: либо не очень заметное улучшение условий работы с документами, уже имеющимися в библиотеке в печатной форме (согласно первому варианту определения электронной библиотеки), либо новый грандиозный мир распределенного электронного ресурса, миллионы новых источников информации.

Роль библиотекаря применительно к двум различным определениям также существенно разнится. Что стоит перед библиотекарем за задачей «создать электронную библиотеку» на этапе формирования такой библиотеки и на этапах ее эксплуатации? Разве задача ограничивается тем, что нужно отсканировать и переработать библиографическую запись? Или, быть может, речь идет о более значимых задачах, о возрастании роли библиотекаря как посредника между поставщиками и пользователями информации? Роль личности и квалификации библиотекаря для электронной библиотеки не менее значима, чем для традиционной. Не только процесс проектирования и создания, но и весь процесс функционирования в целом опирается на его знания, а иначе это просто телекоммуникационный узел. (Мы же не знаем фамилий выдающихся людей из телефонных подстанций!)

 

Проекты создания электронных библиотек

Проекты создания электронных библиотек в какой-то мере отражают отмеченный дуализм определения и попытки решения конкретных проблем. Приведем несколько примеров.

Создание электронного ресурса. Американский подход – проект национальной цифровой библиотеки, цель – создание электронного ресурса «Память Америки». Российский подход – работа Российской государственной библиотеки по созданию коллекции электронных документов на основе фондов РГБ.

Проблема архивации электронных ресурсов. Британская библиотека намерена создать национальную цифровую библиотеку. Проект стоимостью более 20 млн фунтов стерлингов заказан компании IBM и рассчитан на 10 лет. Он обеспечит более удобный доступ к электронным ресурсам, входящим в фонд библиотеки, и поможет решению проблемы сохранности документов в цифровой форме. В данном случае под цифровыми коллекциями библиотеки подразумеваются публикации на веб-сайте, материалы на дисках DVD и CD–ROM, оцифрованные копии некоторых уникальных документов (например, Линдисфарнские Еванглия, записные книжки Леонардо да Винчи и др.) из гигантского библиотечного фонда в 150 млн экз. Наличие метаданных обеспечивает поиск объекта независимо от первоначальной системы его оцифровки; предусмотрена возможность обмена метаданными с другими информационно-коммуникационными системами – имеются в виду экономия финансовых средств и удобство управления ресурсами.

Национальная (она же – Королевская) библиотека Нидерландов разрабатывает аналогичный проект и тесно сотрудничает в этих вопросах с Британской библиотекой и компанией IBM.

Обеспечение доступности материалов, созданных в ряде библиотек. Хорошим примером может служить британский подход – проект eLib по формированию условий равной и всеобщей доступности к научным документам из фондов различных университетских библиотек Великобритании, а также межведомственная программа «Электронные библиотеки России».

Объединение ресурсов на базе общей тематики. Следует упомянуть проект «Встречи на границах» (США, Россия), касающийся оцифровки материалов по освоению Сибири и Аляски.

Особую значимость имеет международный проект Европейского сообщества «Библиотека Универсалис». Задача проекта – сделать основные произведения мирового культурного и научного наследия доступными для широкой публики посредством применения мультимедийных технологий. Запланировано, используя существующие национальные программы оцифровки, сформировать большую распределенную виртуальную коллекцию научных знаний и обеспечить ее доступность конечным пользователям через всемирные сети телекоммуникаций. Таким образом будет продвинуто международное сотрудничество в направлении организации мировой электронной библиотечной системы. Основной тематикой для проекта «Библиотека Универсалис» стала проблема передачи знаний и культурных достижений через границы европейских государств.

Формирование ресурса нового типа. Заслуживает упоминания объединенный проект Библиотеки Конгресса США, национальных библиотек Канады и Австралии по предоставлению профессиональных консультаций на 20 языках.

Замечательным достижением может оказаться идея создания справочно-энциклопедического сайта «Рубикон», www.rubicon.ru (компания Russ Portal Company Ltd. при участии и содействии «Твинком бизнес», «Лукойл-Информ», издательств «Большая Российская Энциклопедия», Института США и Канады РАН и других организаций). На сайте – свободный доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России. Среди них «Большая Советская Энциклопедия» в 30 томах (последнее, 3-е издание, 1969–1979), «Иллюстрированный энциклопедический словарь» (1998), «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890–1906), «Малая медицинская энциклопедия» в 6 томах, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля (1863–1866), «Рок-энциклопедия» С. Кастальского (1998), энциклопедический словарь «История Отечества», энциклопедический словарь «Всемирная история».

Готовятся к публикации англо-русский лингвострановедческий словарь «Американа», «Народы и религии мира», «Мифы народов мира», серия иллюстрированных военных словарей, энциклопедии «Москва», «Петербург», «Города России» – всего более 40 справочных изданий. Лицензии на публикацию в Интернете приобретены у ведущих российских издательств, имеются соглашения с правообладателями энциклопедической информации и редакциями.

Универсальная электронная энциклопедия (в отличие от Интернета) – это систематически, тщательно и качественно отфильтрованное знание. На сайте «Рубрикон» сейчас 175,8 тыс. энциклопедических статей и 44 тыс. иллюстраций и карт. Для сравнения: в электронной версии Британской энциклопедии (www.britannica.com) 74 тыс. статей, около 12 тыс. иллюстраций и карт, 38 тыс. статей из Элементарной энциклопедии Комптона.

 

Роль правительства в координации работ

Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002–2010 годы» (которую можно найти по адресу www.economy.gov.ru) утверждена Распоряжением Правительства РФ № 207-р от 12 февр. 2001 г. Государственный заказчик (координатор) Программы – Минэкономразвития, другие заказчики – Минсвязи и информатизации, Минпромнауки, Минобразования, Российское авиационно-космическое агентство, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Российское агентство по системам управления. Исполнитель Программы определяется на конкурсной основе.

Основные цели Программы – повышение эффективности экономики и государственного управления за счет внедрения и массового распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, в том числе на базе расширенной подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей.

Сроки реализации Программы: I этап – 2002 г.; II этап – 2003–2004 гг.; III этап – 2005–2010 гг.

Перечень основных мероприятий:

  • совершенствование законодательства и системы экономического регулирования в сфере ИКТ;

  • обеспечение информационной прозрачности государства для гражданского общества и взаимодействия между властью и гражданами на основе широкого использования ИКТ;

  • модернизация органов государственного управления посредством внедрения ИКТ;

  • совершенствование взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок для эффективного внедрения ИКТ в реальный сектор;

  • развитие системы подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей;

  • содействие развитию независимых СМИ посредством внедрения ИКТ, поддержка общедоступных баз данных и электронных библиотек;

  • развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.

Общий объем финансирования Программы – 76 150 млн руб. (в ценах 2001 г.), в том числе из федерального бюджета – 51%, из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных – 30%, из внебюджетных источников – 19%.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  • рост эффективности бюджетного и частного секторов экономики за счет активизации внедрения и использования ИКТ;

  • создание условий для ускоренного развития сектора производства товаров и услуг в секторе ИКТ;

  • повышение информационной открытости для общества органов государственной власти и местного самоуправления, рост эффективности их взаимодействия с гражданами и повышение качества услуг, оказываемых гражданам и организациям;

  • повышение качества среднего, высшего и профессионального образования за счет активного использования ИКТ;

  • развитие независимых СМИ за счет внедрения ИКТ и создание на этой основе дополнительных предпосылок для формирования в России гражданского общества.

Согласно плану через пять лет доля ИКТ в ВВП России должна увеличиться с нынешних 0,1% до 2%. К 2006 г. объем экспорта высоких технологий должен быть в 15–20 раз выше нынешнего, а к Интернету предполагается подключить все без исключения российские вузы и половину школ.

По мнению специалистов, успех или неуспех «Электронной России» во многом будет зависеть от способности федеральных структур организовать централизованное внедрение ИКТ на основе совместимых платформ, общих технологических принципов и стандартов. В противном случае эффективность взаимодействия органов власти не только не повысится, а напротив, упадет. Кроме того, любой ведомственный Интернет-проект должен предусматривать возможность интеграции с приложениями других государственных органов и любых партнерских организаций. (Как, например, на портале, создаваемом Министерством налогов и сборов, где появится возможность свободного обмена информацией между сотрудниками министерства и других ведомств, работающих в смежных областях или просто заинтересованных в получении информации о сборе налогов.) Главное теперь – добиться, чтобы ИКТ-инициативы властей не вылились в очередную громкую кампанию и бессмысленную трату средств.

Означает ли принятие программы «Электронная Россия» движение к информационному обществу? Да, означает, но не по оптимальному пути, поскольку акцент делается на развитие электронного бизнеса и создание электронного правительства, а не на расширение прав граждан и модификацию их сознания. «Проект "Электронная Россия" направлен на усиление власти государства… Я бы на месте Госдумы занимался не ИКТ-проектами, а созданием законов, регламентирующих их реализацию» – так говорит крупный специалист в деле информатизации академик Д.С. Черешкин. (PC WEEK. 2001 г., № 39. С. 38–39).

Должен быть естественный, а не навязанный переход к гражданскому обществу, в котором граждане отвечают за свои действия, а система общественных приоритетов не продолжает совковые традиции – неуважение к законам, нежелание сотрудничать с государством, искаженные и негуманные приоритеты общественного поведения. Пока же слишком большое внимание уделяется «информацион­ному обеспечению процесса управления», т.е. чиновникам даются дополнительные материалы для сочинения бюрократических каверз. Вкладывать средства в эти цели столь же бессмысленно, как ставить насос в сухую речку. Надо делать так, чтобы граждане через средства публичной информации могли контролировать работу чиновников.

Заметим (с учетом состоявшегося Гражданского форума и вопреки высказанным в программе «Электронная Россия» надеждам на роль технического перевооружения), что формирование гражданского общества абсолютно не зависит от уровня технологического развития или развития СМИ.

Гражданское общество было в Древней Греции и Древнем Риме при совсем другом уровне технологий (вспомним практику проведения и их отношение к выборам и отчетам, вспомним их ключевые слова «Платон мне друг, но истина дороже» либо «доколе, Катилина, будешь ты испытывать терпение наше?», вспомним поступки Муция Сцеволы, Цезаря и согласимся с тем, что никакой Интернет не нужен для того, чтобы быть порядочным и ответственным человеком).

Еще один принципиальный момент – задуманные в Программе муниципальные центры информации. В 1 800 российских почтовых отделениях будут созданы центры коллективного пользования Интернетом. Центры предполагается создавать также в помещениях библиотек, вузов, школ и других государственных и муниципальных учреждений. Но это позиция технаря-связиста, полагающего, что для информирования достаточно иметь средства передачи данных. То, что библиотекарь, работающий в публичной библиотеке, занят иными делами, руководителям Минсвязи неведомо. Нелишне напомнить, что Минкультуры и ФАПСИ уже вложили немало усилий в создание центров правовой информации.

 

Права и обязанности человека в информационном обществе
и роль библиотек в их соблюдении

В современном обществе исторически первыми (по-видимому, со времен Магна Карта) были сформулированы права на свободу мысли, высказываний, собраний и право на справедливый суд. Эти свободы закреплены в конституциях или основополагающих документах демократических стран. Затем были разработаны политические права: право выбирать местных и национальных политических лидеров, равно как и право вступать в профсоюз с целью формулирования коллективной точки зрения на рабочее место. В первой половине XX в. фокус сместился на социальные права: право на нормальные условия жизни, здравоохранение и образование – составляющие государства благосостояния.

На смену индустриальному веку приходит эра информации и страны разных типов стремятся создать информационное общество. Частью этого процесса является формулирование новых видов прав и обязанностей, которые определят природу общества. Это, в частности, право на использование интеллектуальной собственности, право на защиту персональной информации, право доступа к информации.

Право на защиту от неприятной (нежелательной) информации. Мерой истинно либерального и демократического является не проявляемая обществом терпимость и отсутствие цензуры, а способность общества улаживать дела на пользу всем. Требования к защите национальных, региональных и, возможно, лингвистических (языко­вых) культур от опустошительных набегов господствующей культуры, производимой Голливудом.

Концепция экологии культуры сейчас обретает почву; признается ущерб, который может нанести господствующая культура, опирающаяся на глобальную досягаемость, обеспечиваемую современными средствами распространения информации. Европейский Парламент попытался ограничить количество кинопрограмм неевропейского происхождения, показываемых в кинотеатрах и по телевидению.

Обязанности правительства. У правительства существуют три набора обязательств в дополнение к основной обязанности – обеспечивать все права, освещенные законодательством. Это реагирование, т.е. обязанность обеспечивать доступ к запрашиваемой информации (про­ще говоря, отвечать, если спрашивают); активность, т.е. обязанность собирать и предоставлять доступ к информации, интересной для общества; обязанность поддерживать развитие информационного сектора.

Кроме правительственной информации, публичная информация должна включать отчеты санитарно-гигиенических служб пищеперерабатывающих предприятий; сведения об уровне экологического загрязнения, который производит стиральная машина; результаты испытаний на разрушение автомобиля и т.д. Следует сделать обязательной публикацию данных о качестве работы школы, листов (списков) ожидания в больницах; жилищные службы должны выпускать годовые отчеты, предназначенные для жильцов. Информация общественного сектора должна использоваться для реализации права потребительского выбора в общественном секторе.

Обязанности организаций. Обязанности организаций фундаментально связаны с правом выбора и подотчетностью. Организации любого типа должны обеспечивать доступность информации с тем, чтобы покупатель и пользователь имели возможность реализовать право выбора продукта или услуги, которую они покупают. Потребителю нужно знать, из чего состоят продукты, сколько электроэнергии потребляет стиральная машина, сколько топлива необходимо его автомобилю. В большинстве случаев в интересах компании-производителя – снабжать пользователей подобной информацией в стандартизованной форме, позволяющей сравнивать показатели.

Обязанности информационной индустрии. Первейший долг – быть точным и правдивым. В Британии сложился кодекс практики для рекламной индустрии, требующий от компаний быть «легальными, благопристойными и правдивыми». По мере того как роль информации в обществе становится все более и более важной, потребность в ее точности и надежности возрастает.

Поставщики информации в целом должны заботиться о качестве, но это слишком общее определение, которое сложно применить в конкретных обстоятельствах. Например, если финансовый консультант в банке даст потребителю неверную информацию, использование которой приведет к финансовым потерям, у пользователя будет вполне резонный повод требовать компенсации. А возникает ли ответственность производителя базы данных в случае потери денег при использовании неточной или устаревшей информации в этой базе данных?

Увеличивается давление на поставщиков информации за социальную приемлемость публикуемой информации. Результатом может быть принятие законов, согласно которым поставщик информации должен подчиняться требованиям конкретной страны, в которой распространяется информация.

Персональные обязанности. Граждане в информационном обществе могут иметь интеллектуальные права, но им не избежать и обязанностей. Прежде всего они обязаны убедиться в том, что хорошо информированы. Незнание закона никогда не освобождало от наказания; и основополагающим принципом законов, защищающих потребителя, до сих пор остается caveat emptor – пусть покупатель будет начеку.

Весьма возможно ожидать дальнейшего увеличения обязанностей  гражданина в области ответственности за использование информации. Избежать ответственности будет все сложнее.

Право доступа к информации и на консультационное обслуживание. У пользователя нет квалификации или осведомленности о предмете, достаточных для анализа и интерпретации доступной ему информации. Как много людей сумеют с уверенностью разобраться и оценить канцерогенный риск, связанный с пищевыми добавками, которые мы все потребляем, или на основании информации листа ожидания сумеют определить, какая больница им действительно нужна?

Следует создать сеть легкодоступных информационных центров, которые позволят потребителям решать подобные проблемы. В центрах следует аккумулировать информацию, необходимую гражданам, делать ее доступной и обеспечивать обновление записей. Это будет логичным расширением той роли, которую выполняют публичные библиотеки, и роль публичных библиотек в ближайшем будущем будет стремительно возрастать.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России
  
На главную