Научные и технические библиотеки №1 2003 год
Содержание:

9-я Международная конференция "Крым–2002"

Павлова Н.П. Традиции Крымского форума

Шрайберг Я.Л.  Библиотеки, компьютерные технологиии информационное общество: год прошедший и год грядущий. (Пленарный доклад)

Гениева Е.Ю. Библиотеки и мир после 11 сентября

Кузьмин Е.И. Государственная библиотечная политика в России: итоги и перспективы

Николаева В.К. Участие российских библиотек в реализации Федеральной программы "Культура России 2001–2005 гг."

Браккер Н.В., Куйбышев Л.А., Наседкин К.А., Чеглеева Н., Шорикова Н. CULTIVATE-Russia. Путь российских учреждений культуры к участию в европейских проектах


ИФЛА–2002

Земсков А.И., Павлова Н.П. Всемирный библиотечный форум

Манифест ИФЛА об Интернете

Декларация о библиотеках, информационных службах и интеллектуальной свободе


Глубокоуважаемые коллеги!
Дорогие друзья!

Поздравляем вас с Новым годом!
Желаем всем вам доброго здоровья, счастья,
благополучия, новых творческих успехов.
Надеемся на долгие годы сотрудничества с вами.

Всегда ваши
редколлегия и редакция сборника
"Научные и технические библиотеки"

 

УДК 027.008.04(063)

9-я Международная конференция
"Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире:
новые технологии и новые формы
сотрудничества" – "Крым–2002"

(Судак, Автономная Республика Крым, Украина,
10–14 июня 2002 г.)

 

Павлова Н.П.
ГПНТБ России

Традиции Крымского форума

За 9 лет своего существования Международная конференция "Крым" стала не только одним из самых значительных событий в жизни мирового библиотечно-информационного сообщества, но и превратилась в настоящий профессиональный праздник, которого ждут с нетерпением, готовясь к творческой насыщенной работе, интересным встречам, новым деловым контактам.

Стараниями организационного комитета конференции и персонала туристско-оздоровительного комплекса "Судак", где последние шесть лет проходит этот форум, его участникам созданы все необходимые условия для полноценной работы и отдыха после напряженного рабочего дня.

Роскошный южный парк – заповедный уголок побережья, близость древних гор и, конечно, "самое синее в мире" Черное море – все это – чудесный фон Крымского форума, на котором каждый участник чувствует себя одновременно и полноправным хозяином, и желанным гостем. (Видимо именно поэтому многие зарубежные коллеги считают Конференцию "Крым" лучшей в мире.)

Девять лет работы конференции – срок вполне достаточный, чтобы можно было говорить о ее традициях.

Прежде всего отметим ключевой фактор, определяющий постоянный успех конференции – все годы неизменными остаются главный организатор – ГПНТБ России, главные соорганизаторы (Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Украины, Министерство культуры Автономной Республики Крым, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Международная ассоциация ЭБНИТ и др.), место и время встречи.

Международный и Постоянный организационные комитеты бессменно возглавляет Я.Л. Шрайберг; работой Программного комитета руководит Е.И. Кузьмин. Здесь следует отметить, что основной состав Программного и Организационного комитетов также почти неизменен, что безусловно способствует стабильности работы конференции.

Стремительное развитие конференции в первые годы ее работы поражает даже ее создателей. Цифры и факты говорят сами за себя.

 

Хроника Крымской конференции в цифрах

  Год     Участники     Доклады     Страны  
1994 230 100 15
1995 637 250 28
1996 665 304 30
1997 800 320 30
1998 1080 390 30
1999 1000 350 32
2000 1050 450 33
2001 1224 502 32
2002 1300 550 35

Судя по этим данным, можно говорить и о очевидной стабильности количества стран-участниц, и о традиционном представительстве: начиная с 1998 г. – более тысячи участников.

За годы работы Конференции "Крым" сформировалась – стала традиционной – основная часть ее рабочей программы: это заседания многочисленных секций по важнейшим направлениям современной деятельности библиотек и родственных сообществ. Более того, работой большинства этих секций руководят бессменные председатели и организаторы, что гарантирует качество и успех их проведения. Однако одна из главных традиций – ежегодное обновление программы, дополнение ее основной части новыми мероприятиями.

И столь же полезная традиция – вручение каждому участнику (при регистрации, т.е. еще до начала конференции) полного комплекта трудов конференции и сопутствующих информационных материалов. (Причем каждый год участников ждет маленький сюрприз: все эти документы уложены то в специальные – с эмблемой Конференции – сумки, то в элегантные портфели, то в модные рюкзаки.)

Уже третий год подряд Крымский форум проходит по определенной, так называемой теме года. На этот раз была выбрана тема "Электронные информационные ресурсы и социальная значимость библиотек будущего". Однако как всегда программа конференции была очень разнообразной. В обобщенном виде она выглядит следующим образом:

15 секций –

  • "Мировая информационная структура и международное сотрудничество",

  • "Автоматизированные библиотечные системы и технологии",

  • "Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках",

  • "Электронные библиотеки",

  • "Библиотеки и музеи в общем пространстве информации и культуры",

  • "Библиотечные кадры, профессия и образование",

  • "Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем",

  • "Формирование и сохранность фондов",

  • "Проблемы доступа к экологической информации. Библиотека как центр экологической культуры",

  • "Библиотеки, книгоиздатели и книготорговцы в едином информационном поле",

  • "Корпоративные библиотечно-информационные системы",

  • "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение",

  • "Правовая и бизнес-информация",

  • "МБА и доставка документов",

  • "Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и информационной грамотности глазами школы и библиотеки" (три последние темы на предыдущих конференциях рассматривались в рамках семинаров);

14 семинаров –

  • "Судьбы книжных и архивных коллекций в перспективе XXI века",

  • "Экоэтика и безопасность электронной информации",

  • "Единое информационное сообщество специальных библиотек: интеграция, стратегия, перспективы",

  • "Библиотека, муниципальная и краеведческая информация",

  • "Информационно-библиотечное обеспечение процессов образования",

  • "Роль библиотек в обслуживании людей с ограничениями в жизнедеятельности",

  • "Создание региональных информационных порталов и информационных центров на базе публичных библиотек",

  • "Предоставление доступа к Интернету как библиотечная услуга: реализация проекта Посольства США в Украине "Интернет для читателей публичных библиотек (LEAP)",

  • "Библиотеки тюркского мира: взаимодействие и сотрудничество",

  • "Информационно-библиографическое обслуживание сельского населения: проблемы и пути решения",

  • "Электронная информация для библиотек (программа EIFL), семинар "круглого стола" ИФЛА "Управление библиотечными ассоциациями" (IFLA Round Table "Management of Library Associations"),

  • семинар Программы ЮНЕСКО "Информация для всех",

  • мемориальный семинар, посвященный творчеству поэта
    В.П. Рыкова;

11 "круглых столов" (в том числе в рамках секций) –

  • "Культурная политика и библиотеки",

  • "Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ и сотрудничество библиотек в области корпоративной каталогизации",

  • "Взаимодействие и профессиональное сотрудничество библиотечных корпораций. Единые цели и общие проекты",

  • "Ресурсы Интернета в сфере информации о правозащитной деятельности, обучения по вопросам прав человека и демократии",

  • "Электронная доставка документов: корпоративный аспект",

  • "Информационный холод, библиотеки и демократия после 11 сентября 2001 г.",

  • "Цели, задачи и пути реализации проекта создания электронного депозитария печатной продукции",

  • "Национальное и международное сотрудничество в области образования на базе Интернета: один мир – одна школа",

  • "Архивирование веб-ресурсов, сохранность и поиск мультимедийной информации в Интернете",

  • "Ассоциация АРБИКОН и взаимодействие с другими профессиональными ассоциациями", а также заседания "круглых столов" программ "Сельская библиотека" и "Чтение" Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) – Россия;

10 презентаций различных организаций и фирм, информационных продуктов и книг, в том числе 5 стендовых – в рамках ежегодной выставки. (Впервые на конференции была представлена книга стихов поэтессы Валерии Любецкой "Книга сияний" – религиозно-философская лирика; на презентации можно было приобрести этот сборник и получить автограф.)

Традиционно в ходе Крымского форума состоялись:

  • ежегодная Конференция пользователей и партнеров Международного библиотечного, информационного и аналитического центра (МБИАЦ);

  • ежегодная Конференция Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Международная ассоциация ЭБНИТ);

  • летняя сессия постоянной Школы-семинара "ИРБИС".

И конечно, как всегда участникам конференции была предложена разнообразная культурная программа – автобусные экскурсии по заповедным местам Крыма, музыкальные концерты, вечера отдыха.

*   *   *

Официальное открытие конференции состоялось 10 июня в летнем зале ТОК "Судак". (Как по волшебству именно с этого дня здесь установилась ясная теплая погода, которая сильно капризничала до начала форума.)

По традиции конференцию открыл председатель Международного и Постоянного организационных комитетов Я.Л. Шрайберг. И также традиционно он приветствовал участников форума на четырех языках – русском, украинском, крымско-татарском, английском.

Краткое вступительное слово председатель оргкомитетов завершил пожеланием всем участникам нынешнего форума успешной работы, интересных встреч, новых деловых контактов и приятного отдыха.

Затем в адрес "Крым–2002" прозвучали многочисленные приветствия от первых лиц Российской Федерации, Украины, Автономной Республики Крым. (Конечно, это тоже традиция.)

На этой конференции впервые присутствовала первый зам. министра культуры Российской Федерации Н.Л. Дементьева. Приветствуя участников форума, она выразила свое восхищение его организаторам, которые "нашли силы и смелость проводить в Крыму столь грандиозное мероприятие – его размах поражает".

Как всегда эмоциональным и метафоричным было выступление Е.Ю. Гениевой, президента Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) – Россия, генерального директора ВГБИЛ им. М.И. Рудомино. Отмечая очевидный успех работы конференции, она сказала: "Сколько мостов – не воздушных, а реальных – мы построили за время Крымских форумов и сколько еще построим!".

Пожеланиями успешной работы официальную часть открытия "Крым–2002" завершила новый министр культуры Автономной Республики Крым Т.М. Аронова. Она подчеркнула, что ей – бывшему библиотекарю – эта конференция особенно близка, и поэтому очень радостно, что местом ее проведения выбран именно Крым.

 

 

Официальные приветствия

Участникам 9-й Международной конференции "Крым–2002"

Сердечно приветствую участников и гостей конференции, которая традиционно проводится на прекрасной крымской земле!
Этот крупнейший представительный форум, объединяющий работников библиотек, музеев, издательств, их руководителей из многих стран мира, приобрел заслуженный авторитет и признание.
Ваша конструктивная деятельность способствует созданию единого информационного и культурного пространства, дальнейшему развитию библиотечного дела с использованием новых компьютерных и телекоммуникационных технологий, а международное деловое сотрудничество дает новый импульс для укрепления взаимопонимания.
Желаю всем плодотворной работы и ощутимых практических результатов.

Президент Украины
Л. Кучма

 

Дорогие друзья!

С удовольствием приветствую вас от имени Правительства Российской Федерации по случаю открытия очередной Международной конференции "Крым–2002", посвященной актуальным проблемам развития библиотек и информационных технологий.
Ваша конференция по праву получила признание как один из крупнейших ежегодных форумов в мировом библиотечном сообществе. Вопросы всеобщего и приемлемого по средствам доступа к информационным ресурсам, которые вам предстоит обсудить, представляются крайне важными для современного человека.
Уверена, что конференция, собравшая столь представительный круг профессионалов, станет значительным этапом в развитии новых информационных технологий, подготовке высококвалифицированных кадров библиотечно-информационной сферы и внесет свой вклад в дальнейшее укрепление международного сотрудничества
.
Желаю вам успешной и плодотворной работы.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
В. Матвиенко

 

Уважаемые дамы и господа!
Дорогие гости!

От имени Президиума Верховной Рады и Совета Министров Автономной Республики Крым я рад приветствовать вас на нашей благодатной крымской земле.
Не стану скрывать, мы очень рады, и я бы сказал больше – мы гордимся тем, что именно Крым, с его богатыми историческими и культурными традициями, вот уже девятый раз становится местом проведения международной конференции по самым актуальнейшим проблемам разработки и внедрения новейших библиотечных технологий, поиску новых форм взаимодействия и сотрудничества библиотек и информационных ассоциаций разных стран. Для нас это не только форум библиотечных работников, но и добрый знак признания Крыма как одного из центров развития культуры и духовного общения.
Кроме того, конференция не только предоставляет возможность для участия крымских библиотекарей в престижном и профессиональном мероприятии, но и дает плодотворную практическую отдачу для развития собственно крымской библиотечной системы.
В этом плане мы очень признательны руководству Государственной публичной научно-технической библиотеки России и лично президенту Международного библиотечного, информационного и аналитического центра господину Шрайбергу Я.Л., нашедшим возможность укомплектовать крупнейшие библиотеки Крыма современными интегрированными системами автоматизации библиотек ИРБИС. Это позволило крымским централизованным библиотечным системам вести целенаправленную работу по автоматизации и созданию электронного каталога.
Вот почему, и для нас это очень важно, мы отмечаем как достоверный факт, что с каждым годом конференция дает мощный, новый стимул развитию библиотечного дела в Крыму. Да по-другому и быть не может, так как лучшие из лучших в своей профессии – представители почти 40 стран мира – ежегодно обмениваются здесь опытом работы и, поверьте, для нас это по-настоящему бесценный дар.
Сегодня нельзя не видеть, что библиотеки все больше становятся одним из основных каналов доступной связи между огромным миром информации и людьми, в ней нуждающимися. И у меня не вызывает никакого сомнения, что настоящая конференция станет новой ступенью позитивного развития библиотечного дела, послужит распространению лучшего опыта работы в этой сфере, углублению взаимопонимания и укреплению международных связей.
Я искренне надеюсь, что неформальное общение с коллегами в одном из самых красивых, очаровательных мест черноморского побережья Крыма в Судаке позволит вам хотя бы на время отвлечься от множества мелких производственных и житейских проблем, почерпнуть для себя массу новых идей, осмыслить их и вернуться к себе домой с огромным желанием их реализации.
Разрешите мне поздравить вас с началом работы конференции и пожелать успехов в ее работе.

Б. Дейч
Председатель Верховной Рады
Автономной Республики Крым

 

Оргкомитету Международной конференции
"Крым–2002" и всем участникам форума

Сердечно приветствую участников Международной конференции "Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества", которая в очередной раз проводится в Крыму под эгидой Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА).
Ваша конференция является одним из крупнейших по масштабу и значимости событием для библиотекарей и специалистов в области информационных технологий, для всех, кто любит книгу, для кого чтение – образ жизни.
Основываясь на информации, предоставленной господином Сударенковым, заместителем Председателя Парламентской ассамблеи, в ходе данной конференции вы обсудите наиболее актуальные проблемы библиотек настоящего и будущего, обменяетесь технологическими достижениями и идеями, отметите вклад библиотекарей – наиболее ярких служителей книги и чтения.
Желаю всем участникам конференции новых достижений в развитии общеевропейской культуры. ПАСЕ одобряет цели конференции и будет всемерно содействовать доступу к европейскому знанию, праву каждого участвовать в культурной жизни.

Бруно Аллер
Генеральный секретарь
Парламентской ассамблеи
Совета Европы

 

Пленарное заседание

На предыдущей конференции одним из наиболее примечательных событий стал впервые подготовленный специальный обзорно-аналитический доклад. Это интересное новшество было предложено Программным комитетом, и в 2001 г. с таким докладом, который получил статус ежегодного пленарного, выступил Я.Л. Шрайберг. (По итогам традиционного анкетирования этот доклад – "Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий" – признан лучшим докладом "Крым–2001". Его сокращенный вариант опубликован в № 1 нашего сборника за прошлый год, а полный текст издан в виде брошюры, которую получили все участники "Крым–2002".)

Ежегодный пленарный доклад "Крым–2002" вновь подготовил Я.Л. Шрайберг; его тема – "Библиотеки, компьютерные технологии и информационное общество: год прошедший и год грядущий". Вначале Я.Л. Шрайберг напомнил основные положения своего предыдущего доклада и обозначил ключевые направления работы текущей конференции.

Нынешний доклад был построен в форме четко обозначенных главных положений с последующим раскрытием каждого из них. В ходе доклада на экран проецировались – в качестве своеобразных иллюстраций – отлично подобранные афоризмы, цитаты, крылатые слова и выражения. (Забавный момент – как "информация для размышления" в заключение доклада был показан короткий фрагмент из известного американского фильма "Мумия", где слегка нетрезвая главная героиня, желая обозначить свое главное достоинство, с пафосом произносит: "I am Librarian!" /Я библиотекарь/. И тут же крупным планом – лицо героя, на котором очень красноречивое выражение, правда, трудно передающееся словами, – смесь недоумения, удивления и разочарования...)

Сокращенный вариант доклада опубликован далее в этом номере и также будет издан отдельной брошюрой. Здесь же хочется отметить, что выступление Я.Л. Шрайберга длилось около часа, который для слушателей пролетел как традиционные 20 мин. (по регламенту).

(Забегая вперед, подчеркну еще один момент, напрямую связанный с этим докладом. Как выяснилось позже, Я.Л. Шрайберг загодя убедительно просил жюри оргкомитета не включать его кандидатуру в перечень претендентов на лучший доклад "Крым–2002", так как, по его словам, "статус пленарного доклада ставит всех остальных в неравные условия". После долгих дебатов жюри было вынуждено согласиться с этим доводом.)

На пленарном заседании с докладами выступили также Т.Н. Прокошева, начальник отдела библиотек и информационных сетей Министерства культуры и искусств Украины – "Библиотеки Украины на пути в информационное общество"; Е.И. Кузьмин, начальник отдела библиотек Министерства культуры Российской Федерации – "Государственная библиотечная политика в России: итоги и перспективы"; Е.Ю. Гениева – "Библиотеки и мир после 11 сентября". (Е.Ю. Гениева и Е.И. Кузьмин предоставили свои доклады для опубликования в этом номере).

*   *   *

По завершении пленарного заседания открылась выставка "Библиотечные системы, информационная и издательская продукция" – также традиционная составляющая программы конференции.

Любая тематическая выставка, естественно, привлекает внимание специалистов, а тем более – если она проходит в рамках такого грандиозного форума, как Крымский. Эта выставка как традиционное мероприятие развивается год от года вместе с самой конференцией: все больше организаций представляют здесь свою продукцию и услуги, все активнее и плодотворнее работают стендисты, интереснее и профессиональнее оформляются экспозиции.

В выставке 2002 г. приняли участие около 40 крупнейших библиотек, издательств, фирм, компаний и других организаций. Многие из них постоянно экспонируют здесь свою продукцию. Это, конечно, ГПНТБ России, РГБ, РНБ, а также Институт "Открытое общество", Центральный коллектор научных библиотек, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, "Гранд-Фаир", Ex'libris (Израиль), ISI (Институт научной информации, Великобритания, Европейское отделение) и др. Появляются и новички, например международная корпорация "Индустрия интеллекта" (www.e-atlas.com.ua), которая представила Базу знаний и опыта "Атлас аналитика".

Все без исключения стенды были насыщенны полезной и интересной информацией. Однако некоторые, на мой взгляд, особенно выделялись: лаконичным изяществом дизайна – стенд Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ (Москва), обилием новой информации и продуктов – стенды Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) – Россия, компании ProQuest Information and Learning (Кембридж, Великобритания), издательской группы "Гранд-Фаир" торгового дома "Библио-Глобус" (Москва) и др. У стенда Международной ассоциации ЭБНИТ как всегда беспрерывно консультировали специалисты-автоматизаторы из ГПНТБ России.

Обширностью, красочностью и обилием разнообразной издательской продукции особенно привлекал стенд "Югорский книжный мир", Ханты-Мансийская государственная центральная окружная библиотека. (И опять забегая вперед, отмечу, что именно этот стенд заслужил наибольшие симпатии участников "Крым–2002" и получил диплом конференции.)

Конечно, о всех стендах выставки в кратком обзоре работы Крымского форума рассказать невозможно, однако хочется хотя бы упомянуть некоторые из них, которые не один год активно участвуют в конференции и столь же активно экспонируют свою профессиональную продукцию. Это Российская библиотечная ассоциация, ВИНИТИ, Международный библиотечный, информационный и аналитический центр (Россия/США), Национальная парламентская библиотека Украины и Международный фонд "Возрождение" (отделение Фонда Сороса в Украине), Центр информации о ЮНЕСКО, Российская книжная палата, ИНИОН РАН, компания "МК-Периодика", подписное агентство "Мартинус Найхофф Восточная Европа" (Нидерланды), издательство "Либерея" и журнал "Библиотека", компании East View Publication Inc (США), Ex'Libris (Израиль), Bell & Howell, Silver Platter (Великобритания) и др.

*   *   *

Традиционная пресс-конференция для аккредитованных журналов (около 30 представителей СМИ России и Украины) на "Крым–2002" была, пожалуй, одной из наиболее интересных и представительных за все годы работы (именно поэтому она вышла далеко за рамки установленного регламента). На многочисленные и порой неожиданные вопросы, а были и не относящиеся напрямую к Крымскому форуму, охотно и обстоятельно отвечали Н.Л. Дементьева, Т.М. Аронова, В.А. Грачев (председатель Комитета по экологии Госдумы Российской Федерации), Б.Д. Дейч (Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым), Т.Н. Прокошева, Е.Ю. Гениева, Е.Г. Эмирова (гл. специалист по делам библиотек Министерства культуры Автономной Республики Крым) и, конечно, Я.Л. Шрайберг.

Вначале Н.Л. Дементьева по просьбе журналистов рассказала о первых впечатлениях от нашей конференции. Наталья Леонидовна не ограничилась односложным ответом, поскольку ее "глубоко тронуло и взволновало все увиденное и услышанное здесь". Она как заместитель министра культуры подчеркнула, что библиотечное сообщество – это фундамент культуры, поэтому особенно отрадно видеть, что вопреки всем трудностям библиотеки сплочены, активно работают, делятся опытом, строят общие грандиозные планы на будущее. Н.Л. Дементьева заметила немного лукаво, что радушие, гостеприимство, солнце и море во многом способствуют этому единению.

Отметив широту и насыщенность программы конференции, Н.Л. Дементьева высказала пожелание ее организаторам – подумать о создании специальной молодежной секции как своеобразной эстафеты новому поколению работников библиотек.

В заключение зам. министра сказала: "Впечатления о Крыме разносятся участниками конференции по всему свету – и это тоже положительный итог ее работы".

Свое мнение о конференции попросили высказать и Т.М. Аронову – министра культуры Автономной Республики Крым. Она ответила лаконично и очень емко: "Крымский форум, который уже в шестой раз проходит в Судаке, превратил этот город в библиотечную столицу Крыма".

В.А. Грачеву как председателю Комитета по экологии Госдумы Российской Федерации был задан вопрос о связи экологии природы и экологии души. (Кстати, В.А. Грачев не первый год работы конференции возглавляет секцию "Проблемы доступа к экологической информации. Библиотеки как центр экологической культуры". До 2001 г. соответствующие вопросы рассматривались на Крымском форуме в рамках тематического семинара, который по предложению В.А. Грачева преобразован в специальную секцию.)

Начало ответа на этот вопрос прозвучало почти афористично: "Конференция "Крым" – это и есть экология души". Затем В.А. Грачев несколько расширил ответ: "В Крыму на редкость благоприятная экологическая обстановка, которая очень удачно сочетается с экологией души, царящей на нашей конференции. Поэтому Крымский форум никогда не исчерпает себя".

Заключительная фраза ответа напрямую относилась к одному из незадачливых журналистов, который решил "обнародовать" на этой пресс-конференции якобы дошедшие до него слухи о скором прекращении существования Конференции "Крым", поскольку, мол, она "исчерпала себя". Руководители Международного оргкомитета конференции, прежде всего Б.Д. Дейч, Т.Н. Прокошева, Е.Ю. Гениева и Я.Л. Шрайберг, выразили недоумение по поводу услышанного.

Б.Д. Дейч и Я.Л. Шрайберг отметили, что сегодня в библиотечно-информационной сфере одни проблемы успешно решаются общими усилиями и во многом благодаря нашей конференции, но появляются другие проблемы и, может быть, их становится даже больше; однако организационных проблем на форуме все меньше. Е.Ю. Гениева дополнила: "Генеральные конференции ИФЛА проходят уже 75 лет, и никому не приходит в голову, что они могут исчерпать себя". Действительно, наша профессия – неисчерпаема, нам всегда есть что обсудить и чем поделиться.

Один из представителей СМИ Украины задал вопрос Б.Д. Дейчу: "Что дает эта конференция Судаку и Крыму?". В ответ Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым напомнил журналисту, как курортный Судак угасал в первые годы распада СССР и как наш форум вернул ему былую известность не только в России, но и далеко за пределами бывшего Советского Союза. И подводя итог, Б.Д. Дейч как авторитетный и крепкий хозяйственник сказал: "Конференция "Крым" – это наша жизнь! Не говоря о познавательном факторе, это – стержень нашего экономического благополучия. Хорошо бы, чтоб подобных конференций было как можно больше и не только в Судаке".

Т.Н. Прокошева ответила на вопрос, более соответствующий теме пресс-конференции: "Какое влияние Конференция "Крым" оказывает на библиотечное дело Украины?". Поблагодарив за такой вопрос, Татьяна Николаевна рассказала, как тщательно библиотечное сообщество республики готовится к каждой очередной конференции, с какой радостью и волнением ждет начала ее работы. "И сама подготовка к конференции, и непосредственное участие в ней стимулируют развитие всей библиотечной сферы Украины, чему мы, конечно, очень рады. Но это – лишь предельно краткий ответ из-за недостатка времени; рассказать об этом я могла бы очень много".

В завершение руководитель пресс-центра Крымского форума Л.А. Казаченкова поблагодарила всех участников этой интересной встречи. И Н.Л. Дементьева сказала – на прощание – еще несколько добрых слов в адрес организаторов конференции "Крым" и отметила, что, возможно, эта пресс-конференция "даст еще один толчок последующему развитию профессионального Крымского форума". В заключение она поблагодарила за приглашение на конференцию и высказала пожелание принять участие в следующей – юбилейной.

*   *   *

Вечером первого дня работы форума состоялось также традиционное неофициальное – праздничное – открытие "Крым–2002". Как и в прошлые годы, это было веселое театрализованное представление (на сей раз с космическим уклоном) с множеством национальных музыкальных номеров и композиций.

Конечно, как всегда звучал и любимый, подхватываемый всеми гимн Конференции, и развевались флаги стран-участниц, и поднимались бокалы с крымским шампанским... И традиционный финал вечера – роскошный фейерверк. (Как говорят, не всякая столица видела нечто подобное.)

*   *   *

На следующий день работа "Крым–2002" продолжилась в обычном для этой конференции ритме: с раннего утра и до позднего вечера – заседания секций, семинаров, "круглых столов", которые проходят параллельно во все дни конференции. И главная задача каждого участника – успеть (суметь!) побывать на особенно нужных и интересных именно для него мероприятиях, в том числе и выездных.

Выездные мероприятия – особая традиция Крымского форума, она дает участникам редкую возможность не только непосредственно познакомиться с работой тех библиотек, которые выступают в роли организаторов каждого из этих мероприятий, но и увидеть те города Крыма, где они проводятся.

В этот раз выездные заседания проходили в Алуште (семинар "Современные технологии консервации объектов библиотечного и музейного хранения"), в Керчи (семинар "круглого стола" ИФЛА "Управление библиотечными ассоциациями"), в Феодосии (семинар "Судьбы книжных и архивных коллекций в перспективе XXI века"), в Старом Крыму (семинар "Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и информационной грамотности глазами школы и библиотеки"), в Белогорске (семинар "Информационно-библиографическое обслуживание сельского населения: проблемы и пути решения"), в Бахчисарае (семинар "Библиотеки тюркского мира: взаимодействие и сотрудничество"), в Коктебеле и Карадагском природном заповеднике ("круглый стол" "Информационное обеспечение экологических проблем Черного и Азовских морей, а также приморских территорий").

Все участники каждого из выездных заседаний неизменно восторженно отзывались о этих мероприятиях, несмотря на неизбежную усталость и на то, что весь день им приходилось пробыть вдали от остальной программы: отъезд как правило в 7–8 часов утра, затем дальняя дорога (правда, очень красивая) и возвращение поздним вечером.

*   *   *

Уже второй год подряд один из дней конференции (в этот раз – 11 июня) проходит под эгидой Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) – Россия. Возможно, это тоже начало новой традиции. В программу этого дня на "Крым–2002" вошли различные профессиональные мероприятия, а в завершение – два приятных сюрприза: концерт (маленький праздник!) народного артиста России Александра Филиппенко и фуршет для всех участников.

*   *   *

Новые мероприятия

Обязательное дополнение основной программы каждой конференции "Крым" новыми мероприятиями также можно отнести к ее традициям. Как сказано в пресс-релизе, "Крымская конференция – это экспериментальная площадка для новых идей и проектов", и в 2002 г. впервые состоялись семинары "Создание информационных порталов и информационных центров на базе публичных библиотек", "Информационно-библиографическое обслуживание сельского населения" и семинар программы ЮНЕСКО "Информация для всех".

Также впервые участникам форума была предложена специальная лекция, с которой выступила ректор МГУКИ, профессор
Т.Г. Киселева – "Глобализация культуры: тенденции и противоречия".

С большим успехом на "Крым–2002" началась благотворительная акция "Книги – крымским библиотекам", в которой участвуют государственные и коммерческие организации, учреждения и издательства России, посольство США в России, Украинская библиотечная ассоциация.

К блоку новых мероприятий относится и одно совершенно особенное – "круглый стол" "Информационный холод, библиотеки и демократия после 11 сентября 2002 г.". Его провел Френсис Кирквуд (Francis Kirkwood), представитель Постоянного комитета Секции правительственной информации и официальных публикаций ИФЛА, сотрудник Библиотеки Парламента Канады.

Понятно, что эта тема вызвана реакцией на чудовищную трагедию в США, когда содрогнулся весь мир. До того страшного дня история не знала ничего подобного. Последствия будут так или иначе сказываться, наверное, на всех сферах нашей жизни, в том числе и профессиональной. Одно из таких последствий – информационный холод. Так мировое библиотечное сообщество назвало ограничения в доступе к информации, последовавшие за террористическим актом.

Перечислю главные положения (вопросы), которые обсуждались на этом заседании, полагая, что они интересны не только участникам данного "круглого стола".

1. Правовые аспекты и доступ к информации:

Как мы исследуем, оцениваем и предоставляем доступ к правительственной информации и документам, которые должны быть доступны общественности?

Как мы боремся с засекречиванием ранее открытых документов?

2. Профессиональная аутентификация информации, особенно в Интернете:

Следует ли расширить библиографию путем включения объективных аннотаций, говорящих о надежности, полноте или необъективности содержания официальных документов?

Должны ли библиотечные базы данных или веб-сайты, наряду со ссылками на официальные правительственные документы, предоставлять ссылки на альтернативные взгляды или интерпретации?

Должны ли мы выявлять официальную пропаганду?

Должны ли наши библиографические записи или ссылки включать противоположные взгляды для коррекции предвзятой информации?

3. Разграничение доступа:

Кто имеет доступ к правительственной информации, к какой и в какой форме?

Кто определяет критерии доступа к правительственной информации, содержащейся в библиотеке: библиотекари или посторонние?

Должны ли библиотекари хранить профессиональную тайну о запросах читателей на правительственную информацию?

4. Распространение информации:

Должны библиотекари – держатели правительственной информации предоставлять документы только своим клиентам или они должны предоставлять информацию также и другим категориям пользователей: исследователям, общественным группам, диссидентам, независимым общественным СМИ?

5. Финансирование:

Ведет ли зависимость сотрудников библиотек – держателей правительственной информации от государственных грантов и средств к государственному контролю или преобладанию официальной точки зрения в фондах библиотек?

Как библиотеки могут финансировать запросы на доступ к информации для клиентов?

Доступно ли альтернативное финансирование библиотек – держателей правительственной информации и публичных центров правовой информации?

В дискуссии по названным вопросам (и не только по ним, как обычно бывает на "круглых столах") свое мнение высказали коллеги из Великобритании, России, США, Швеции.

Ограничение доступа к информации со стороны государства Ф. Кирквуд назвал "белым покрывалом, которым правительство скрывает свои грехи". "Правительство любит секретность, как утки любят воду. А мы должны стремиться найти и использовать все методы для получения максимально полной и достоверной информации. Наша цель и обязанность – служить интересам граждан, а не правительства, даже того, которое ведет войну с терроризмом". Поэтому одним из требований было названо предоставление официальной, проверенной информации о всех видах вооружений.

Ф. Кирквуд призвал библиотекарей всемерно поощрять журналистские расследования и развивать профессиональную дружбу с самими журналистами. При этом он подчеркнул: "Наша задача – определить достоверность информации, т.е. источников, ее предоставляющих. Здесь особенно возрастает наша оценка информации. Поэтому в библиографическую запись следует включать пояснения типа: издание компартии, демократического союза и т.п., чтобы заранее сориентировать читателя". Однако далее Ф. Кирквуд подчеркнул: "Имея доступ к деликатной информации, мы должны научиться чувствовать, какую информацию и в каких объемах мы можем дать пользователям".

Наши зарубежные коллеги отметили также небывалый объем информации о трагедии 11 сентября. И хотя это вполне оправдано и понятно, нельзя концентрировать так много внимания только на этом – "ежедневно в мире происходят трагические события, везде много бед".

Как выяснилось, достаточно разногласий и в вопросе оценки информации, т.е. должен ли библиотекарь рекомендовать пользователям те или иные источники и как удостовериться в подлинности информации.

В связи с этим зашел разговор о допустимости педагогической составляющей в нашей профессии, о грани между библиотекарем и педагогом. В Швеции, например, эта грань становится все более тонкой, обе профессии во многом сближаются, причем скорее со стороны библиотекарей. Особенно это явление характерно сейчас для шведских школьных и детских библиотек.

Не обошлось на этом "круглом столе" и без долгого разговора о доступности информации в Интернете, о необходимости специальных фильтров на отдельную информацию (сайты) или, наоборот, о их недопустимости. Ясно было одно – единого мнения пока нет.

Судя по тому, как активно участники "круглого стола" обменивались Интернет-адресами, этот диспут продолжится и после Крымской конференции, но уже в Сети.

*   *   *

С каждой очередной Крымской конференцией становится все более очевидно, что этот форум – и наша работа, и наш праздник. Здесь каждый день завершается дружеской встречей, приемом, общим фуршетом (т.е. тем, что еще более сближает коллег), на которых также продолжается работа, только уже в неформальной обстановке, когда, порой, договориться бывает легче и проще.

Наверное именно поэтому самыми яркими днями-праздниками конференции неизменно остаются открытие и закрытие форума, которые традиционно включают официальную и неофициальную части.

*   *   *

14 июня – завершающий день 9-го Крымского форума. В первой половине дня еще во всю кипела работа по профессиональной программе, а в 15.00 началось официальное закрытие "Крым–2002".

Так называемое рабочее закрытие конференции, на котором по традиции подводились ее предварительные итоги, провели Т.Н. Прокошева и Е.И. Кузьмин. Приглашая участников высказать свое мнение об очередном форуме, Е.И. Кузьмин сказал: "Вы увидели все то, что готовилось, практически, весь год. Все это – по вашим заявкам и предложениям, результат вашей активности и, конечно, титанического труда Организационного и Программного комитетов, которые будут благодарны вам за оценку нашей совместной работы".

Никаких серьезных замечаний в адрес организаторов конференции мы не услышали. Все выступавшие высоко оценили и уровень организации, и содержание работы всех профессиональных мероприятий форума.

Л. Пошью (Lester Pourciau) – вице-президент МБИАЦ, для которого эта Крымская конференция уже восьмая – сказал, что с каждым годом он видит все большее ее расширение, развитие и очень рад нашим высоким результатам. Он назвал Крымский форум "местом для налаживания новых контактов и обмена профессиональной информацией" и подчеркнул, что именно в этом – главный смысл нашей конференции.

Б. Вегнер (Bernd Wegner) – профессор Технического университета (Берлин, Германия) – выступил как сопредседатель секции "Электронные библиотеки". Он также участник многих конференций "Крым" и при каждом подведении ее итогов неизменно отмечает практические результаты: "Мы отлично поработали в этом году, уже составили планы на будущий и уверены, что они воплотятся".

В этой конференции впервые принял участие В.В. Сударенков, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, вице-спикер Парламентской ассамблеи Европы. Давая оценку всему увиденному и услышанному на нашем форуме, он сказал: "Конференция – замечательная! Ее темы крайне важны, а некоторые из них – предмет рассмотрения на Совете Европы, например: "Инвестировать библиотеки – инвестировать развитие общества". Ваши материалы я обязательно доведу до Совета Европы". Он подчеркнул, что законодателям очень полезно было бы регулярно посещать эту конференцию. А в заключение добавил: "Я провел здесь лучший свой День рождения. Спасибо всем!".

Многие руководители секций и семинаров высказывали полное удовлетворение итогами работы своих "подразделений". Например, Т.Л. Манилова, зам. начальника Отдела библиотек Министерства культуры РФ, как ведущая семинара "Муниципальная и краеведческая информация" отметила, что с момента первого его включения в программу "Крым-98" "семинар значительно расширился и окреп, поэтому мы намерены далее изменить его структуру". Вероятно, на нашем форуме появится еще одна новая секция.

Краткое, но очень емкое выступление Т.Н. Прокошевой хочется привести полностью: "Всего 4 дня назад мы открыли эту конференцию, и вот уже подводим ее итоги: Масштабность конференции поражает даже ее организаторов. И особенно ценна атмосфера доброжелательности.

Сейчас оценить всю работу очень трудно – это будет сделано со временем. Но уже очевиден высочайший уровень большинства докладов.

Украина каждый год ждет начала конференции и тщательно к ней готовится; в этот раз республика представила 80 докладов. Мы все наметили здесь серьезные планы, поэтому хочется пожелать их скорейшего воплощения.

Примите мою благодарность Организационному и Программному комитетам конференции и всем ее участникам".

Завершая рабочую часть программы закрытия "Крым–2002", Я.Л. Шрайберг сказал, что он тоже не заметил, как быстро пролетело время и настала пора прощаться. Согласившись с тем, что нашу конференцию отличает высокий профессиональный уровень ("несмотря на близость моря"), он, однако, отметил, что уровень докладов все же разный. И это вполне естественно для любой конференции. "На нашем форуме все имеют право выступить. Слабые докладчики, получив критические замечания, смогут в дальнейшем повысить качество своих выступлений". И все же от имени Организационного и Программного комитетов он призвал всех участников будущих Крымских конференций внимательнее знакомиться с предварительной информацией и условиями (требованиями) представления докладов, соблюдать сроки их подачи.

Я.Л. Шрайберг подчеркнул, что 10-я Конференция будет еще более грандиозной. В заключение он как всегда поблагодарил всех участников "Крым–2002" и завершил свое выступление словами: "Надеюсь, что мы работали не напрасно".

Затем, после небольшого перерыва, все участники форума вновь, как в день его открытия, собрались в летнем концертном зале. Здесь состоялось традиционное награждение победителей в профессиональных номинациях Крымской конференции. На сцену под общие аплодисменты один за другим поднимались счастливые лауреаты, которым вручались дипломы оргкомитета и памятные подарки (а дамам, конечно, и цветы).

Итак, наши номинации и наши победители:

"Лучший председатель секции" – Т.Г. Киселева, ректор МГУКИ;

"Лучший организатор мероприятия" – О.А. Толстикова, гл. библиограф ВГБИЛ им. М.И. Рудомино;

"Лучший докладчик" – О.С. Колобов, администратор ЛВС НТБ Томского политехнического университета;

"Лучший стенд" – "Югорский книжный мир. Ханты-Мансийская государственная центральная окружная библиотека";

"Лучший переводчик" – А.В. Яковлев.

И также традиционно были выбраны Мисс и Мистер Конференции: в 2002 г. ими стали С.А. Кондратьева (зав. отделом ГПНТБ России, координатор Программного комитета Конференции "Крым") и Р.Г. Саразетдинов (генеральный директор издательской группы "Гранд-Фаир").

Крымская конференция любит награждать своих участников – это также одна из добрых ее традиций. В этот раз специальные дипломы-сертификаты получили Институт "Открытое общество" (сертификат генерального спонсора) и Министерство культуры России (сертификат генерального организатора). Е.М. Росинская (помощник президента ИОО), благодаря Оргкомитет за этот знак отличия, пожелала "всем иметь генерального спонсора", а Е.И. Кузьмин, вторя ей, обобщил – "генерального спонсора и генерального организатора – в одном лице".

Специальные дипломы за многолетнее творческое участие в Крымских форумах получили: А.А. Колганова, директор Российской государственной библиотеки по искусству, член редколлегии нашего сборника; Л.З. Рудзский, президент Киевской ассоциации пользователей системы ИРБИС; Ричард Такер, зам. директора Фонда FORCE (Нидерланды). И еще много других дипломов получили участники конференции из Германии, России, Украины и США.

Министерство культуры Автономной Республики Крым также наградило некоторых членов Постоянного оргкомитета конференции – сотрудников ГПНТБ России: Б.И. Маршака (Почетная грамота за распространение автоматизированных систем в библиотеках Крыма), А.И. Бродовского и С.М. Дунаевскую (благодарность за обучение сотрудников крымских библиотек работе с ИРБИС).

Как на каждой Крымской конференции вручение наград, дипломов, подарков завершилось теплыми, на сей раз прощальными словами руководителей Оргкомитета, пожеланием всем участникам успехов и благополучия. А заключительный аккорд – гимн Конференции, как и всегда.

*   *   *

Как оказалось, у нашей довольно молодой конференции (если сравнивать, например, с ИФЛА) уже сложилось много добрых традиций. И одна из них, пожалуй, самая теплая и потому наиболее любимая всеми – прощальный банкет. Это действительно грандиозное действо – центральная часть огромного парка ТОК "Судак" превращается в настоящий ресторан (на 1,5 тыс. мест!) под открытым небом – вечерние ароматы южного парка, море музыки, улыбок, тостов и шум моря: (Однако даже во время банкета не прекращались разговоры: о работе, которым не мешали ни танцы и песни, ни крымское шампанское.) А завершение – еще одна красивая традиция – ставший уже знаменитым роскошный фейерверк Крымского форума, который вспыхивает в праздничный вечер первого и последнего дней каждой конференции и неизменно вызывает трогательные слезы на глазах многих коллег, особенно зарубежных.

На следующий день участники форума с грустью прощались друг с другом, с гостеприимным Крымом. До новых встреч!

*   *   *

Юбилейная 10-я Международная конференция "Крым–2003" состоится с 7 по 15 июня 2003 г. Ее тема – "Библиотека и доступность информации в современном мире: электронные ресурсы для науки, культуры, образования".

На конференции предполагается провести более 40 секций, семинаров, "круглых столов" и других мероприятий по следующим основным тематическим направлениям:

  • Мировая информационная инфраструктура и межбиблиотечная кооперация в информационном обществе;

  • Формирование и сохранность фондов. Взаимодействие библиотек, книгоиздателей и книжного рынка;

  • Онлайновые технологии, электронные издания и Интернет в библиотеках;

  • Электронные библиотеки;

  • Автоматизированные библиотечные системы и технологии;

  • Информационное обеспечение процессов образования и информационное общество;

  • Корпоративные библиотечно-информационные системы;

  • Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем. Библиографические форматы. Метаданные;

  • Библиотечные кадры, профессия, образование. Развитие образовательных технологий в эпоху информационного общества;

  • Проблемы формирования фондов на национальных языках;

  • Библиотека, муниципальная и краеведческая информация;

  • Библиотечно-информационное обслуживание пользователей с ограничениями в жизнедеятельности;

  • Библиотеки, музеи и архивы в едином пространстве информации и искусства;

  • Этика и безопасность электронной информации;

  • Экологическая информация и роль библиотек в экологическом образовании населения;

  • История и теория библиотековедения;

  • Юридическая и правовая информация. Официальные публикации;

  • Библиотека и бизнес в современном информационном пространстве;

  • Менеджмент в библиотеках и профессиональных ассоциациях.

Выездные мероприятия предполагается провести в Алуште, Белогорске, Керчи, Коктебеле, Старом Крыму, Феодосии и Ялте.

Окончательная программа конференции будет утверждена Программным комитетом в апреле 2003 г.

Вся необходимая информация о Конференции "Крым–2003" – в специальном информационном письме Оргкомитета, помещенном в конце этого номера сборника, и на сайте ГПНТБ России (www.gpntb.ru).

Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в Юбилейной 10-й Международной конференции "Крым–2003".
Как сказал в одном из интервью председатель Оргкомитета Я.Л. Шрайберг, "это будет нечто суперграндиозное!".

  
На главную