Научные и технические библиотеки №1 2003 год
Содержание:

9-я Международная конференция "Крым–2002"

Павлова Н.П. Традиции Крымского форума

Шрайберг Я.Л.  Библиотеки, компьютерные технологиии информационное общество: год прошедший и год грядущий. (Пленарный доклад)

Гениева Е.Ю. Библиотеки и мир после 11 сентября

Кузьмин Е.И. Государственная библиотечная политика в России: итоги и перспективы

Николаева В.К. Участие российских библиотек в реализации Федеральной программы "Культура России 2001–2005 гг."

Браккер Н.В., Куйбышев Л.А., Наседкин К.А., Чеглеева Н., Шорикова Н. CULTIVATE-Russia. Путь российских учреждений культуры к участию в европейских проектах


ИФЛА–2002

Земсков А.И., Павлова Н.П. Всемирный библиотечный форум

Манифест ИФЛА об Интернете

Декларация о библиотеках, информационных службах и интеллектуальной свободе


Шрайберг Я.Л.
ГПНТБ России

Библиотеки, компьютерные технологии и информационное общество: год прошедший и год грядущий

Пленарный доклад*

"Лучший способ догадаться, что будет, –
припомнить то, что уже было
".

Маркиз Гарифакс (Джордж Сэвил),
английский политик и писатель
(1633–1695).

Основные положения пленарного доклада 2001 г.

  1. Информационное общество, особенности его развития в России и странах СНГ, роль библиотек в преобразованиях общества.

  2. Правовые основы в обществе и роль библиотек в развитии правовых реформ и распространении правовой информации.

  3. Возрастание роли Интернета как единой коммуникационной среды информационного обмена, межбиблиотечного взаимодействия и связи библиотек с другими субъектами книжного рынка, различными организациями и пользователями.

  4. Необходимость разработки новой концепции библиотеки с учетом усиления роли информационной компоненты и ее самостоятельности по отношению к документному ресурсу.

  5. Электронные информационные ресурсы и электронные библиотеки.

  6. Новый уровень межбиблиотечного взаимодействия, кооперации и интеграции, обусловивший создание корпоративных библиотечных систем.

  7. Повышение роли образовательной деятельности и превращение библиотек в образовательные учреждения.

  8. Усиление необходимости единого информационного взаимодействия и информационного поля для всех субъектов книжного рынка по цепочке: автор – издатель – полиграфист – книгораспространитель – пользователь.

  9. Новые взгляды на состояние дел в области представления библиографических данных с учетом электронных документов и каталогизации электронных ресурсов.

  10. Международный опыт и его влияние на развитие библиотечно-информационных технологий в России и СНГ. Новые формы негосударственного сотрудничества.

 

В прошлогоднем докладе эти базисные положения проанализированы, выделена роль библиотек и показано состояние дел в области библиотечно-информационных технологий с учетом данных положений, равно как и других, общемировых и национальных тенденций развития общества.

Прошедший год еще более укрепил нашу уверенность в том, что библиотечное сообщество идет в авангарде прогресса цивилизации, что выбранные пути интеграции в информационное общество правильны и являются практически единственной возможностью для успешного развития библиотек и библиотечного дела в целом.

Год наступивший и год грядущий, естественно, не могут снивелировать значимость вышеназванных положений; более того, практика уже подтвердила их жизненность и высокий уровень проникновения в реальную библиотечную жизнь. В частности, интенсивно развернулись библиотечные консорциумы (примером может служить недавно созданная ассоциация АРБИКОН, нашедшая многих сторонников). Завершен первый этап создания единой информационной платформы взаимодействия издателей, книготорговцев и библиотек в России – уже достигнуты результаты, воплощенные в реальных схемах, стандартах, технологиях.

Экспансия Интернета в библиотечную практику продолжается невиданными шагами, резко возросло количество компьютеров и каналов связи в библиотеках, увеличилась номенклатура и улучшилось качество услуг, предоставляемых библиотеками своим пользователям.

Библиотеки продолжают активно осваивать современные информационные технологии, внедрять автоматизированные системы, создавать электронные библиотеки, развивать Интернет-услуги, в частности, электронную доставку документов, Интернет-комплек­тование и др. И все это происходит на фоне продолжающегося вхождения наших стран в информационное общество, усиление легально-правового статуса общества, все большего проникновения электронной информации во все слои нашей деятельности, уверенного продвижения к прогрессу.

Рассмотрим подробно, что год прошедший нам принес и год грядущий нам готовит.

 

Положение 1. Изменения, происходящие в сфере библиотечно-информационных технологий и развития библиотечно-ин­формационных систем отражают тенденции дальнейшей информатизации общества, еще большего проникновения в библиотечную практику компьютерных и телекоммуникационных технологий, увеличения объема электронного ресурса и усиления роли библиотек в ускорении темпов развития информационного общества.

Характерным признаком нового времени является быстро обновляемое программно-аппаратное обеспечение и компьютерные технологии.

2002 г. охарактеризовался новыми результатами в области высоких программно-технических и телекоммуникационных технологий. Околокомпьютерный мир уже перестал удивляться возможностям человеческого разума и техники. Когда в 2001 г. IBM выпустила жесткие диски pixie dust, позволяющие хранить более 100 Гб, многие восприняли это как фантастику, считая, что из индустрии дисководов уже выжато все, что можно. Но сегодня завершены разработки "винчестеров" объемом до 400 Гб и разработчики идут дальше.

Вследствие снижения объема инвестиций в американские Интернет-проекты индустрия микросхем переживает не самые лучшие времена (по данным американской аналитической фирмы IC Insights в 2001 г. рынок микросхем сократился примерно на 20% по сравнению с 2000 г.), но многие другие достижения в области микроэлектроники продолжают поражать воображение. Некоторые примеры:

  1. Разработано 9-битное запоминающее устройство, использующее для хранения одного бита информации менее 10 электронов. Такое количество электронов примерно в 100 тыс. раз меньше того, что задействовано при работе современных динамических элементов памяти и приближается к теоретическому пределу возможностей электронных запоминающих устройств. Однако для промышленного освоения этой технологии еще потребуется около 10 лет; устройство разработала группа ученых из Центра микроэлектронных исследований лаборатории Кавендиша при Кембриджском университете, а также из лаборатории Hitachi в Кембридже.

  2. В 2001 г. развернулась процессорная война между фирмами AMD и INTEL. Выпущены новые мобильные процессоры Pentium-III-M (1,13 Ггц) и Athlon 4 (от 850 Мгц до 1,1 Ггц). Практически впервые в мире ноутбуков у мобильного Pentium появился реальный конкурент, причем стоимостью до 2 тыс. долларов. Для более мощных и дорогих приложений Pentium-III-M и появившийся недавно мобильный Pentium IV пока вне конкуренции.

  3. Фирма INTEL выпустила Pentium IV в новой архитектуре, которая пока не очень понятна тем, кто привык работать на ПК с Pentium III или Athlon; очевидно, разработчики выпустили Pentium IV с ориентировкой на компьютеры будущего: сплошь 3D-графика, потоковое видео- и аудио- (как говорят – визуальный Интернет) – для наших приложений еще не очень и нужные, тем более пока Pentium работает со многими приложениями хуже своих предшественников, по крайней мере, приложения должны быть переписаны специально для него. Возможности у процессора огромные, его 42 млн оп/сек на 50% больше, чем у Pentium III, но для большинства приложений, в особенности библиотечных задач, время еще не настало. Пока не настало...

В 2002 г. начался очередной подъем микроэлектронной индустрии, в 2003 г. планируется ее выход на прибыльные горизонты. Объявленный в 1965 г. Закон Мура (Гордон Мур – один из основателей INTEL) утверждает, что мощность процессоров будет удваиваться примерно каждые полтора года. Выпуск процессоров основных фирм-производителей подтверждает это и сегодня. Но рано или поздно современная технология процессоров себя исчерпает: на кремневой вафле можно уместить много элементов, но требуется еще больше...

Главную угрозу для кремневой платы сегодня представляют нанотехнология и квантовые вычислительные системы. Эти два основных теоретических направления касаются использования в качестве компонентов логистических схем молекулы и субатомных частиц. И если такие "микроскопические" компьютеры будут созданы, они намного обойдут современные ПК и заставят забыть о них. В прошедшем году в лабораториях фирмы IBM уже получен ряд предварительных перспективных результатов.

Вместе с тем в мире компьютерных мониторов лозунг «Переплавим пушки на кристаллы» (уход от электронно-лучевых трубок к жидкокристаллическим – LCD-мониторам) получил повсеместное распространение.

О LCD-мониторах уже написано много, нет смысла говорить о преимуществах и недостатках этих устройств. Лучше отметить тенденцию постоянного роста спроса на эти мониторы, выпуск которых сегодня начисто опроверг незыблемое правило  высокотехнологичной (HiTech) продукции, которая после выхода на рынок сразу начинает необратимо дешеветь.

Несмотря на все увеличивающиеся объемы продаж
LCD-мониторы не дешевеют ввиду все возрастающего спроса и недостаточного их количества на рынке. В 2001 г. в мире проданы 13,5 млн LCD-мониторов (в 2000 г. – 6,4 млн). До конца 2002 г. стараниями Dell Computer, Apple Computer и других производителей, которые продвигают модели, экономящие пространство и энергию (а это то, что нужно библиотекам, плюс еще абсолютная безопасность LCD-мониторов для пользователей), объемы продаж достигнут 23,5 млн. Новые модели Macintosh уже идут только с LCD-мониторами. Хотя еще рано утверждать окончательную победу над электронной пушкой: у LCD-мониторов все еще, как правило, единственный фиксированный режим разрешения (1024х768 точек) и негибкая подстройка под другие, младшие режимы разрешения даже при наличии функции масштабирования, замедленная реакция пикселей из-за инерционности жидких кристаллов. Но надо признать, что разработчики постоянно справляются с этими проблемами, хотя они еще существуют. Тем не менее спрос на LCD-мониторы все возрастает. Начавшийся дефицит LCD-мониторов (среднестатистический спрос превышает предложение) продлится до конца 2003 г., когда будут запущены новые производства, преимущественно в Корее.

На плоские мониторы переходят и ноутбуки, что тоже сказывается на уровне удовлетворения пользовательского спроса. Тем не менее и в этой области уже началась разработка еще более перспективных технологий – таких, как светодиодные дисплеи, которые по предварительным оценкам смогут заменить LCD не ранее чем через 10 лет.

В микроэлектронной и компьютерной индустрии за прошедший год произошло много нового – даже на простое перечисление всего того, что появилось на свете и о чем полезно, необходимо либо просто интересно всем нам знать, не хватит целого дня.

Но слухи о том, что скоро ПК сойдут со сцены, сильно преувеличены, хотя некоторое основание для этих суждений есть. Никто не в состоянии оценить, как переживет ПК приближающееся нашествие суперинтеллектуальных вычислительных устройств – от беспроводных телефонов до бытовой техники. Такие изделия смогут сделать ПК менее необходимыми, особенно, если окажутся более простыми в эксплуатации и не будут часто выходить из строя.

В ближайшей перспективе ПК станут меньше и мощнее, а их экраны – тоньше и ярче. Не исключено, что прогресс в распознавании речи превратит "мышь" и клавиатуру в музейные экспонаты. Однако стареющий, но не увядающий ПК, пройдя курс "пластических операций", еще долго удержится, по крайней мере, в библиотечно-информационном пространстве.

По данным экспертно-аналитического центра "СК Пресс" общий объем продажи компьютеров в 2001 г. в России составил более 2,2 млн штук. Более 93% этого количества приходится на настольные компьютеры, около 5% – на ноутбуки и лишь 2% – на серверы. На фоне общего кризиса продаж ПК в Европе в 2001 г. (в целом рынок в странах Европы сократился на 10,3%, а в Германии – самом крупном европейском рынке – падение составило 17%) ситуация в России прямо противоположная. В 2001 г. российский рынок вырос на 18,3% по сравнению с 2000 г. и тенденции роста налицо. Аналитики рынка ПК рассматривают сегодня российский рынок как один из самых устойчивых в Европе.

Трудно охватить весь спектр новых открытий, новых технологий и новых продуктов, которые объявлены состоявшимися в прошедшем году. В силу особой роли библиотек и информации в продвижении общества к информационному разработчики и пользователи библиотечно-информационных систем должны не только сами знать, но и регулярно информировать своих коллег – библиотекарей и пользователей – об этих новинках.

Поэтому мне кажется логичным предложить, чтобы профессиональные библиотечные и информационные издания один раз в квартал или в полгода давали на своих страницах обзорную информацию о компьютерных и технологических новинках. Пользу от этого трудно переоценить, а выполнить это несложно: много соответствующей информации публикуется в печати и в Интернете. Надо отобрать, обработать и опубликовать; главное – делать это регулярно и на доступном языке, без лишних технических деталей. Библиотекарям и пользователям подобного изложения будет достаточно, а программисты сами обратятся за деталями в профессиональные издания.

С дальнейшим проникновением в библиотечную практику Интернета и телекоммуникационных технологий развитие библиотечно-информационных систем становится одной из главных компонент процесса дальнейшей информатизации общества.

Вначале несколько слов о статистике, например о числе пользователей и сайтов в Интернете.

Хотя особой проблемы учесть пользователей Интернета нет, важно понять, что учитывать: IP-адреса, компьютеры или пользователей. Последнее предпочтительней. Скажем, в библиотеках точно известно число подключенных к Интернету компьютеров и число пользователей-читателей библиотек, ежедневно за ними работающих. Одному компьютеру, установленному в отделении связи, соответствуют 12,04 пользователей, в Интернет-кафе – 41,12 пользователей; компьютер, находящийся в личной собственности, порождает трех пользователей, из которых один является активным – таковы усредненные данные по России.

В мире налажены технологии сбора и анализа Интернет-статистики. Табл. 1 (источник "Nelsen/Net Raitings") показывает активность среднестатистического Интернет-пользователя (на основании анализа работы пользователей на домашних компьютерах со стажем не менее двух лет) по данным 29 стран, наиболее активно использующих Интернет.

 Таблица 1

Активность среднестатистического Интернет-пользователя
с домашним компьютером
Январь 2002 г. Декабрь 2001 г. Изменение в %
Среднее число посещений в месяц (сессии) 19 17 +8,20
Среднее число посещений сайтов (шт.) 47 43 +9,00
Среднее число просмотренных веб-страниц (шт.) 846 778 +8,76
Среднее время, проведенное в Интернете (часы) 10,18 9,2 +10,26
Число активных Интернет-пользователей (млн) 260,1 254 +2,40
Совокупное число Интернет-пользователей (млн) 455 457,1 -0,47

Интересное дополнение к информации, приведенной в табл. 1, дает табл. 2, где представлено количество семей, имеющих дома выход в Интернет, в процентах к всему числу опрошенных семей в тех же странах. 

Таблица 2

Нидерланды    55%   
Швеция 53%
Дания 52%
Финляндия 43%
Великобритания    40%
США 40%
Австрия 38%
Бельгия 29%
Германия 27%
Италия 23%
Франция 19%
Испания 15%
Греция 12%

Россия и другие страны СНГ не набрали даже 6%.

В библиотеках стран СНГ ситуация с Интернетом неизменно улучшается, но спрос пользователей пока не удовлетворяется. Во многих провинциальных библиотеках, несмотря на громкие амбициозные проекты и PR-акции, ситуация далеко не благоприятная. Требуется время и достижение определенного уровня развития общества.

 

Положение 2. Рост электронной информации и электронные библиотеки. Развитие служб электронной доставки документов: разные подходы в разных странах. Электронные библиотечные архивы и веб-архивы. Общее электронное поле библиотек и других организаций культуры.

Электронная информация производится в мире бешено нарастающими темпами. Интернет во многом этому потворствует, а электронная почта просто захлестывает информационное пространство. В прошлом году американцы по разным поводам прислали в Белый Дом и Конгресс более 80 млн электронных писем. Чиновники унывают, а что делать? На одно подразделение аппарата приходится от 10 до 55 тыс. писем. При этом, как показало исследование, "девятый вал" электронной почты возник благодаря различным объединениям и фирмам, которые все интенсивнее используют Интернет для лоббирования своих интересов.

В результате сведено на нет главное преимущество общения по электронной почте – оперативность. Четыре-пять дней на подготовку официальных ответов по e-mail считается отличным показателем. Приведу собственный пример – мои коллеги, с которыми я ранее эффективно общался по электронной почте, очень обижены – я неделями, а иногда и месяцами (особенно после командировок) не отвечаю на их письма – да и как могу, если в день приходят 70–80 писем, при этом 30–40% – это спам, т.е. непрошенная реклама.

Сегодня это одна из насущных проблем работы библиотек в Интернете. На основе электронной почты строится целый ряд современных технологий, в первую очередь электронная доставка документов, и оперативность приема/передачи информации часто осложняется постоянно нарастающим потоком электронных писем. Пути решения этой проблемы неочевидны.

Можно увеличить штат сотрудников. Возможно, удастся создать технические средства для сортировки корреспонденции и фильтрации ее на предмет очистки от того же спама. Однако скорее всего человечеству предстоит сформировать электронно-эпистолярную культуру.

Другая проблема – открытость Интернета и возможность личного доступа к чужим письмам. Недавно президент США Джордж Буш разослал прощальное письмо своим адресатам, с которыми прежде постоянно переписывался по e-mail. В нем Буш с сожалением сообщил, что в силу своего непростого и ответственного служебного положения и по совету адвокатов не считает возможным пользоваться электронной почтой, поскольку этот способ общения не гарантирует тайны переписки. Как в воду глядел – текст и список получателей прощального e-mail попали в "Нью-Йорк Таймс". Клинтон, как известно, электронной почтой пользовался, однако за восемь президентских лет ни разу не отослал электронного письма, которое смогло бы его скомпрометировать.

И наконец, третья проблема – проблема "порчи" языка. Кембриджский профессор Дэвид Кристал, специалист по лингвистике, в недавно изданной книге "Netspeak" (однозначно перевести на русский язык непросто – net означает одновременно сеть, ловушка, сущность и чистый) утверждает, что компьютерные коммуникации ведут к необратимым изменениям в языке. Для естественных языков электронная почта – столь же важный структурообразующий фактор, каким в свое время было возникновение письменности. Профессор приводит пример: попытка одновременного общения 30 человек, время от времени предпринимаемая в пабах, чаще всего не удается по причинам чисто технического характера. Зато в Интернет-чатах это проделать несложно, и поэтому именно там язык претерпевает серьезные мутации.

Электронная доставка документов – весьма популярная услуга. Но сегодня библиотеки США в подавляющем большинстве (и их примеру неуклонно следуют библиотеки развитых европейских стран) отказываются от этого сервиса, не желая связываться с претензиями многочисленных авторов и издателей.

Электронная отправка полнотекстовой копии, даже статьи, по западным требованиям копирайта может трактоваться как нарушение авторского права. Поэтому администрация библиотеки, дорожа своей репутацией и не желая каких-либо возможных осложнений, в частности судебных, может вообще отказаться предоставлять эту услугу, несмотря на то, что ЭДД считается одним из элементов современной информационной технологии. В наших же библиотеках – наоборот. Тотальное сканирование и практически неограниченные поставки по ЭДД становятся обыденными, а правовая сторона вопроса если и вспоминается, то лишь изредка очень уж совестливыми библиотечными администраторами.

Такова же ситуация с электронными библиотеками: за рубежом эта технология сегодня развивается как одна из ветвей автоматизированной библиотечной технологии, не более того. У нас зачастую электронные библиотеки начинают противопоставляться системам автоматизации. Понятие электронная библиотека абсолютизируется. ЭБ рассматривается как панацея, как единственная перспектива развития библиотечных технологий. Смешиваются понятия электронная информация, электронный ресурс, электронная библиотека; сильно "продвинутые" библиотечные технари мучают традиционных библиотекарей всеобщими перспективами поглощения обычных библиотек электронными и т.п. Все это – следствие бурно развивающейся электронной революции, стремительно нарастающего электронного ресурса, к которому далеко не все библиотеки оказались готовыми.

Вместе с тем в мировой библиотечной практике в прошедшем году произошло устойчивое упорядочение проблемы электронных библиотек, непосредственно библиотек, права собственности, Интернет-технологий и доступности информации для пользователей. Все это компоненты современной информационной инфраструктуры, с одной стороны, системы ЭБ – с другой. Цивилизованный библиотечный мир однозначно воспринимает развитие электронных библиотек как одну из характерных тенденций информационного общества, как систему, облегчающую доступ пользователей к электронному ресурсу (собственной или чужой генерации).

При этом принципиально не важно отличие тех или иных национальных трактовок понятия и видов ЭБ, начиная от отождествления всего Интернета с ЭБ и кончая представлением ЭБ как дюжины CD–ROM. Все эти авторские изыски заканчиваются, как правило, на страницах журналов. Никто серьезно не рассматривает Интернет как ЭБ: в Интернете огромный, как правило, хаотичный и неорганизованный ресурс; в ЭБ же информационные ресурсы специально отобраны и упорядочены. По сути Интернет – это основа для создания ЭБ, и в то же время ЭБ сегодня – часть сетевого (Интернет) ресурса. Создание ЭБ можно рассматривать как цель для быстрого и эффективного получения и использования информации Интернета.

Хорошими современными примерами создания и эффективного использования ЭБ являются проекты ЭБ в Китае, электронные библиотеки в Израиле, Норвегии, проект Датской электронной научной библиотеки. Последний символизирует еще одну современную тенденцию развития ЭБ как переходную среду автоматизированных библиотек к единой согласованной электронной библиотечной структуре, обеспечивающей интегрированные информационные услуги.

Датский проект обобщил существующие подходы других крупных проектов ЭБ и выделил четыре основных компонента, необходимые для создания полноценной национальной ЭБ: национальную информационную инфраструктуру, библиотечную инфраструктуру, цифровые ресурсы, пользовательские средства.

Таким образом, сегодня в мире сложились несколько стратегий развития ЭБ (от национальных концепций до отдельных локальных ЭБ), использующих три главных компонента: Интернет, правовое поле, современные информационные технологии организации и доступа к электронному ресурсу.

С ними соприкасается и недавно появившаяся насущная проблема поддержки и ведения электронных архивов и архивов веб-ресурсов. Это действительно совсем новая проблема, успешно развиваемая в ряде европейских библиотек, например в Королевской библиотеке Швеции. Электронному архивированию подлежат все веб-страницы всех крупнейших библиотек страны (в Швеции – 200). Это очень сложная система, ее не назовешь ЭБ, так как сложно не просто хранить поколениями веб-страницы, сложно идентифицировать одинаковые страницы одних и тех же сайтов, имеющих разные редакции. Сложно классифицировать и манипулировать этим электронным ресурсом – но скандинавы одними из первых начали серьезную проработку этих проблем. (Вскоре это и нас коснется.)

Другая тенденция – создание единого электронного поля библиотек, архивов, музеев как компонентов единого информационно-культурного пространства. Такие единые Интернет-проекты уже работают в ряде стран. России тоже уже есть чем похвастаться – Министерством культуры Российской Федерации создан портал "Культура России".

Кстати, слово портал опять начинает употребляться всуе – где надо и где не надо. Трудно представить себе портал в Интернете там, где нет и приличных веб-сайтов. Но этот термин является объединительным там, где имеются развитая Интернет-инфраструктура и совокупность тематически или идеологически связанных развитых веб-сайтов. Таких структур пока немного в информационном пространстве СНГ, зато порталов существенно больше.

Не развивая уже не раз обсуждавшуюся проблему легитимности многочисленных электронных библиотек, размещаемых в Интернете многими нашими библиотеками на основе сканированных файлов из их собственных коллекций (это уже вопрос гораздо больше правовой, чем технологический), отмечу, что за прошедший год в России была существенно продвинута главная "электронная" государственная программа – "Электронная Россия".

В этой программе определенное место отводится электронным библиотекам; и хотя за прошедший год далее написания очередных бумаг дело не сдвинулось, уже наметились достаточно серьезные перспективы для целого ряда библиотек, имеющих свои наработки в области создания, хранения и использования электронного ресурса. Правда, многим библиотекам до конца неясно, какой будет их роль в этой огромной программе, уже плотно оккупированной всевозможными организациями и компаниями, но библиотеки страны продолжают планировать свое участие в ней и включение своего электронного ресурса в общенациональный.

 

Положение 3. Возрастание социальной значимости библиотек в структуре общества и общественных отношений, повышение статуса библиотек как информационных и общественных институтов, увеличение вклада библиотек в развитие образования и новых образовательных технологий. Роль и место библиотек в развитии науки и культуры, в формировании общественного согласия и политической стабильности.

На пути к информационному обществу неуклонно повышается социальная значимость библиотеки как общественного института, идеологически и технологически содействующего этим процессам. Продолжает повышаться статус библиотеки как информационного института – сегодня налицо все более и более многочисленные примеры, когда пользователь приходит в библиотеку прежде всего за информацией, а иногда и только за информацией, которую он черпает, в частности, и в Интернете.

Библиотека – публичный Интернет-центр. С этой миссией библиотеки уже смирились и всячески развивают этот сервис для своих пользователей.

Библиотека – центр правовой и деловой информации, где можно не только воспользоваться документами фонда и информацией из Интернета; это место, где можно ознакомиться со многими документами по законодательству, правовым реформам, деловому сотрудничеству.

Библиотека – консультативный центр, где можно получить консультации по многим вопросам, используя богатейшие общедоступные информационные ресурсы.

Библиотека – образовательный центр. Сегодня, в эпоху интернетизации всех и вся меняется и роль библиотеки в предоставлении доступа к знанию. Библиотека начинает выступать в качестве организатора знания, получаемого через Сеть; и в этой связи резко увеличивается значение ее образовательной функции – постоянной составляющей ее деятельности. Во-первых, функционирование любого университета или института невозможно без библиотеки, ее фондов и информационных массивов; во-вторых, сама библиотека, ее персонал, ее материально-техническая база являются площадкой для развертывания учебно-методической работы со студентами, регулярными курсами переподготовки и т.п.; библиотека становится частью вуза, его учебно-методической и практической базой. А в эру электронной информации и с учетом кардинальной смены парадигмы образования, сориентировавшей всех на модель непрерывного образования, на приоритет постоянно развивающейся личности, роль библиотеки как образовательного учреждения неизмеримо возрастает. (См. далее Положение 7).

Сегодня, когда развернулось широкомасштабное производство электронной информации, когда накапливаемые объемы информации выходят за пределы возможностей адекватно воспринимать, а не то чтобы эффективно использовать ее обычными, привычными средствами, для выполнения своего общественного статуса библиотеки должны приложить максимум усилий, чтобы вписаться в постоянно эволюционирующую современную информационную инфраструктуру. Именно эта тенденция – нарастание потоков электронной информации во всех сферах человеческой деятельности – резко повышает статус библиотеки как информационного и общественного института. Чтобы полно и оперативно удовлетворять информационные запросы современного пользователя, библиотека должна быть в центре внедрения современных технологий генерации и использования электронной информации.

Несмотря на имеющуюся со стороны ряда общественных институтов недооценку, библиотеки признаются как особый институт, являющийся пересечением многих процессов и явлений в формировании информационного общества. Многими уже признано и не вызывает вопросов то, что в информационном обществе гораздо в большей степени, чем в индустриальном, библиотеки переместятся в центр социальной науки.

Говоря об общественном статусе библиотеки как социального института информационного общества, еще раз хочется подчеркнуть, что ее значение тем более повышается, что библиотека выполняет еще и функции демократического института, библиотеку можно и нужно рассматривать, по утверждению экспертов Евросоюза, "как одну из опор современной демократии"; инвестирование в библиотеку означает инвестирование в равноправие и подлинную демократию.

При этом нельзя не обратить внимания на управление, роль государства и государственную политику. Надо сказать прямо о том, что государственной политики в области библиотек нет ни у нас, ни в западных странах. Российские и украинские министерства культуры и, возможно, министерства культуры других стран СНГ пытаются проводить свою политику и во многом достигают определенных успехов. Возьмем Министерство культуры Российской Федерации – нам ли не знать о той большой работе, которую проводит министерство в лице Отдела библиотек в области поддержки программ информатизации, поддержки сельских библиотек и многочисленных других. Но в подробных и обстоятельных докладах, представленных на нашей конференции, практически нет информации о делах, свершениях и проектах ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН, БАН, БЕН РАН, ЦНСХБ, огромной сети вузовских, школьных, научно-технических и других специальных библиотек. А можно ли говорить о государственной политике без этих библиотек? Картина будет, мягко сказано, неполной. И это не вина министерства. Министерство не имеет сегодня требуемого статуса, чтобы разрабатывать и проводить единую государственную политику в области библиотек. Мне кажется, что такая же ситуация в Украине, Белоруссии и других странах СНГ. Этот же ведомственный или, вернее сказать, ведомственно не согласованный подход закрывает глаза на лавинонарастающее число разных служб, структур, организаций, присваивающих себе статус национальные.

По моему глубокому убеждению, никакая ведомственная или вневедомственная структура не может считаться национальной, если ей этот статус не присвоен по решению правительства, именно правительства, а не отдельного министерства или ведомства.

Точно так же должно обстоять дело с принятием в стране библиотечных стандартов и рекомендаций – любые документы, выпускаемые только одним ведомством, с учетом ведомственной разобщенности библиотек остаются пустыми бумажками, если на то не будет соответствующего правительственного распоряжения.

Таковы реалии нашей сегодняшней жизни и следствие отсутствия скоординированной государственной политики в области библиотек.

Для сравнения, в США вообще никто не проводит никакую государственную политику от имени государства. Есть библиотека – признанный всеми общественный институт, выполняющий свою миссию в обществе. Руководство деятельностью библиотек прямо или косвенно с точки зрения распределения финансовых средств и обеспечения информационных запросов правительства осуществляют две федеральные комиссии: Институт музейного и библиотечного обслуживания (IMLS) и Национальная комиссия по библиотечно-информационным наукам (NCLIS); а все работы по профессиональной деятельности, включая утверждение стандартов, правил, форматов и сертификацию библиотечных программ, выполняет Американская библиотечная ассоциация (ALA). При этом обеспечивается стабильная работа более 120 тыс. библиотек, в том числе 3,4 тыс. академических и 9 тыс. общедоступных публичных. Майкл Доулинг в статье "Библиотеки, библиотекари и библиотечные ассоциации в Соединенных Штатах в 2001 году: по-новому в эпоху знания" красной строкой отметил, что быстрое развитие электронных библиотек сегодня – это будущее академических и других библиотек. Он же определил главные животрепещущие проблемы американских библиотек сегодня: информационная грамотность, сокращение электронного разрыва, авторское право и частное право, интеллектуальная свобода и фильтрование через Интернет.

Этим коротким перечнем можно определить новый, нарождающийся статус библиотек в структуре информационного общества.

 

Положение 4. Новые подходы к формированию библиотечных фондов, изменение политики комплектования фондов; соотношение и тенденции роста печатных и электронных коллекций; связь между новой библиотечной политикой и административно-управленческими изменениями во внутренней структуре библиотек; изменение подходов и технологий межбиблиотечного взаимодействия.

В конце 1992 г. Секция национальных библиотек ИФЛА разослала 25 директорам НБ стран Европы анкету, содержавшую два вопроса:

1. Есть ли у Вас стратегический план? Если нет, намерены ли Вы его разработать? Если нет – почему?

2. Какие темы и направления деятельности Вы считаете наиболее важными?

Во втором вопросе указывались следующие темы и направления:

  • политика комплектования (в частности новые носители и аудиовизуальные материалы);

  • техническая инфраструктура (автоматизация и др.);

  • здания (сооружение новых зданий или реконструкция старых);

  • консервация и реставрация (новые формы хранения, нейтрализация излишней кислотности и др.);

  • библиотековедческие исследования;

  • национальная и международная кооперация;

  • паблик рилейшнз, маркетинг;

  • юридическая инфраструктура (разработка и принятие законов и др.).

20 анкет вернулись заполненными. На вопрос о наличии стратегических планов 14 библиотек ответили утвердительно, 6 – отрицательно. Те, кто еще не разработал таких планов, намеревались это сделать. (Стратегические планы разрабатываются на разные сроки, но, как правило, – на пять лет.)

Судя по полученным ответам, главная проблема национальных библиотек – разработка и обновление политики комплектования, что связано с быстрым увеличением объемов печатной продукции и новых носителей информации. (Это было 10 лет назад.)

Сегодня, в условиях тотального наступления электронных изданий и пересмотра многими издательствами своих планов по выпуску продукции в части выбора/сочетания электронных и печатных публикаций, обновление политики комплектования стало одной из заметно проявляющихся тенденций в деятельности всех библиотек, а не только национальных.

В рамках отпущенных средств на комплектование библиотеки сами выбирают тот репертуар электронных и печатных изданий, который принесет материальную отдачу по повышению качества обслуживания пользователей – вот главное направление изменения политики комплектования библиотек. Прежде всего это изменение коснулось периодики – не секрет, что спрашиваемые журналы гораздо проще предоставить в электронном виде – одним изданием одновременно обслуживается столько пользователей, сколько в библиотеке имеется компьютеров с лицензией на владение электронной информацией.

Ныне электронные издания – это реальность, в библиотеках год от года увеличивается их число. Причем библиотеки, не имеющие в фонде тех или иных электронных изданий и предоставляющие к ним доступ через Интернет, уже с полным на это основанием включают их библиографические описания в свои каталоги и предоставляют их пользователям.

Библиотеки вынуждены решать сложные задачи: сколько подписать печатных изданий, сколько электронных; при этом необходимо обязательно учитывать, сколько и каких документов из собственного фонда будет оцифровано как для расширения доступа, так и для сохранности (это могут быть два разных потока, особенно там, где есть депозитарные фонды).

Администратор библиотеки, ранее решавший только вопросы оформления подписки через подписные агентства и издательства, книготорговые организации, теперь должен работать с поставщиками электронной информации, провайдерами Интернета, юристами и другими специалистами. Поэтому администраторы библиотек, отвечающие за комплектование и ранее бывшие традиционными библиотекарями, должны срочно овладевать навыками работы с электронной информацией в полном объеме или уступать свое место другим.

Не случайно за последнее время во многих библиотеках США и Европы произошли административные изменения. В структуре управления появились должности заместителя директора по социальным коммуникациям, в функциональные обязанности которых входят все вопросы, связанные с традиционным и электронным комплектованием и обслуживанием пользователей по доступу к полным текстам электронных изданий, отражаемых в каталогах библиотеки.

Политика и стратегия в области комплектования электронных материалов еще до конца не разработаны и приходится частично руководствоваться опытом работы с печатными документами; однако уже сформированы основные позиции, которые необходимо учитывать при выработке такой политики и стратегии, а именно: методология отбора, контроль расходов, лицензирование, каталогизация, сохранность, архивирование, управление.

В 2000–2001 гг. в университетских библиотеках США из бюджета, выделенного на комплектование, в среднем 20% израсходовано на подписку на электронные издания. Так, в библиотеке Университета Мемфиса, штат Теннеси, – подписаны 4529 наименований журналов, 500 из них – электронные.

В ближайшие годы, похоже, сохранится тенденция роста (но не резкого) подписки на электронные издания в сочетании с традиционной. Соотношение печатных и электронных названий каждая библиотека планирует самостоятельно, но вряд ли в скором времени эта величина составит 50 на 50.

Электронные издания в библиотеках разделяют на статичные (off-line), в основном на CD–ROM, и динамичные (online), доступные через Интернет. Стратегия комплектования в отношении первых близка к стратегии в отношении печатных изданий. С онлайновыми публикациями сложнее – издатель может в любое время их убрать с сервера, видоизменить, повысить плату и т.д. Ряд специалистов на Западе считает, что следует вводить временные каталоги для таких, неуверенных изданий. Но есть и другие позиции. Это – первая проблема, которую следует учитывать администраторам библиотек. Вторая проблема – как правило в законе об обязательном экземпляре не прописаны электронные публикации и многие издатели не присылают свою продукцию по ОЭ, т.е. получатели ОЭ должны планировать средства на их закупку. (Кстати, Норвегия, Канада и Польша уже ввели закон об обязательном экземпляре электронных документов.)

Третья проблема – архивное хранение электронных документов; возможно, пример ряда европейских стран, создавших систему национального депозитария, включающего и электронные документы, будет подхвачен и другими.

Библиотечным администраторам по вопросам комплектования электронными публикациями необходимо очень тщательно осуществлять отбор названий электронных журналов, которые наиболее точно отвечают информационным потребностям их пользователей; далее следует решить вопрос о требуемых затратах на электронные журналы, сопоставив расходы на их обработку и оплату доступа с теми выгодами, которые эти коллекции дадут пользователям. Сразу же предстоит подумать о создании консультативных мест, разработке руководств по доступу, изучении особенностей авторского права – ведь библиотека взяла на себя функцию посредника между пользователями и владельцами электронной информации.

Межбиблиотечный абонемент и другие формы межбиблиотечного взаимодействия также существенно изменяют свои подходы и технологии. Преимущественной формой взаимодействия библиотек по МБА, ЭДД и целому ряду других проблем (сводные каталоги, корпоративная каталогизация) является корпоративность или библиотечные консорциумы. Это – дух времени, современная тенденция развития форм и видов межбиблиотечного взаимодействия.

Специалисты в области библиотечной электронной информации считают, что оценить качество комплектования традиционными показателями нельзя; пришло время разработать новую концепцию показателей. Еще в 1997 г. на Генеральной конференции ИФЛА в Копенгагене П. Янг предложил следующую последовательность показателей:

  • временные показатели (время обслуживания, время сеанса и т.д.);

  • транзитные показатели (подсчет числа сеансов, пересылок, количество просмотренных файлов и т.д.);

  • показатели пользования (деятельность пользователя, ожидаемый спрос, уровень удовлетворения пользователя);

  • затратные показатели (затраты на оборудование, каналы связи, лицензии, подготовку кадров и др.).

Конечно, проблемы комплектования в новых условиях, помимо выбора, финансов и лицензии, заключаются еще и в том, что сама электронная информация не статична; возникают новые подходы, новые методы представления и обработки данных, новые форматы, стандарты, технологии организации. Библиотекам теперь постоянно надо решать проблемы взаимодействия с издателями и провайдерами, постоянно иметь дело с вопросами авторского права, системой доступа, системой оплаты, в том числе и электронной, метаданными и архивированием электронного ресурса. Но все это делается и будет делаться во имя повышения качества обслуживания пользователей и расширения доступа пользователей к информации.

 

Положение 5. Новые тенденции и формы обслуживания пользователей библиотек. Снижение роли платных услуг и расширение возможностей, предоставляемых библиотекой. Специальные формы для онлайновых пользователей; "виртуальные" и реальные читатели. Информационная компонента в библиотечной системе, увеличение ее роли; связь, сосуществование и раздельное обслуживание наряду с библиотечным обслуживанием традиционными и электронными документами библиотечного фонда.

Дальнейшая информатизация общества и расширение сферы применения информационных технологий в библиотечной практике в современных условиях порождают новые виды и формы обслуживания пользователей библиотек. Главная тенденция – самостоятельность пользователя в работе с компьютерными ресурсами библиотеки, его максимальная отстраненность от рутинных операций и упор на "домашнее" обслуживание, т.е. работа пользователя с ресурсами библиотеки из дома или офиса через Интернет.

Продолжает увеличиваться число онлайновых читателей; во многих библиотеках, имеющих развитую систему доступа и обслуживания своими ресурсами через Интернет, число онлайновых посещений в день в десятки и сотни раз больше числа физических посещений.

Это накладывает на библиотеки серьезные обязательства по обеспечению требуемого уровня обслуживания и заставляет более тщательно относиться к своей системе автоматизации, к возможностям информационных технологий, внедряемых или требующих внедрения в библиотечную практику.

Для фондов и персонала библиотеки реальный и онлайновый ("виртуальный") читатель должен быть неразличим; по сути, сотруднику отдела хранения все равно, кто передает запрос на издания из фонда: сотрудник читального зала, отдела МБА или сотрудник, обеспечивающий отправку копии статьи или фрагмента книги онлайновому читателю. При этом экономически последняя категория читателей более выгодна библиотеке, так как ЭДД – всегда платная услуга, а выполнение требования из читального зала – бесплатное. Но это больше относится к нашим библиотекам, так как одной из ярко проявляющихся тенденций является их стремление увеличить долю платных услуг в своем бюджете.

Развитие системы платных услуг в библиотеках России и СНГ в эпоху информатизации обусловлено их бедственным положением. Поэтому вряд ли кто осмелится осуждать администрацию наших библиотек за то, что она ищет любые пути для улучшения положения, и очень хорошо, что новые информационные технологии создают новые возможности для предоставления тех услуг, которые ранее были невозможны.

В то же время западные библиотеки стараются брать как можно меньше денег со своих пользователей и абонентов, особенно если библиотека финансируется из любых целевых средств, неважно, государственных или частных. Более того, из разговора с директорами нескольких американских библиотек в марте 2002 г. я понял, что они начинают дистанцироваться даже от ксерокопирования, устанавливая автоматы самообслуживания копиями и беря с фирм – владельцев автоматов только положенную минимальную арендную плату. Все остальное – на целевые средства, пожертвования, гранты.

"Чем меньше библиотека будет брать денег со своих пользователей, тем больше шансов у нее получить те или иные гранты или целевые средства", – не раз говорили библиотечные администраторы. Сегодня эта тенденция характерна для западных библиотек: с нарастанием уровня и мощности информационной техники уменьшается доля платных услуг библиотеки. Библиотека стремится сделать свой сервис полностью бесплатным для пользователей, а значит, привлечь еще больше пользователей, что в целом служит большему просвещению общества и ведет к большей его образованности и культуре.

Нельзя не упомянуть еще об одной особенности сегодняшнего библиотечного обслуживания. Резко возросла роль информационной компоненты, информационной функции библиотеки; пользователи часто приходят в библиотеку вначале за информацией, а иногда и только за информацией.

Работа с Интернетом – а многие пользователи сегодня ходят в библиотеки как в публичные Интернет-центры – это прежде всего работа с информацией, на основе анализа которой пользователь решает, нужно ли ему получать сами документы. Более того – и это очень серьезный аргумент в споре сторонников и противников самостоятельности информационной функции библиотеки – все чаще и чаще пользователи приходят в библиотеку только за информацией, причем не библиографической; например, они смотрят по Интернету новости спорта, погоды и т.д. и уходят, не только не заказав документ, но даже не обратившись к каталогу. И при этом они тоже являются пользователями библиотеки (правда, фондами этой библиотеки не пользуются). И таких пользователей становится все больше и больше, с этим ничего не поделаешь, это тоже одна из особенностей работы библиотек в эпоху информационного общества.

По сути, информационное обслуживание стало самостоятельным видом обслуживания, и чем больше возможностей Интернета будет доступно для пользователей, тем больше информационная компонента обслуживания будет развиваться. В конце концов библиотека в силу своей социальной и образовательной функции и так играет роль своего рода Clearing house для широкого круга пользователей, и эта роль будет только усиливаться.

 

Положение 6. Маркетинг внутри и вне библиотеки. Ежедневный маркетинг и миссия библиотеки. Трансформация маркетинговых библиотечных технологий в условиях компьютеризации технологий и электронизации информационного и документного ресурса.

Сегодня в библиотеках активно развиваются маркетинг библиотечных услуг и связь с общественностью. При этом ставятся разные цели: от производства CD–ROM до проведения информационных кампаний и продажи информационных продуктов.

В целом маркетинговый подход является одним из прогрессивных методов реформирования современной библиотеки, ее адаптации к новой информационно-технологической среде. Маркетинг является фактором активизации процессов внедрения новых информационных технологий в библиотеках. С одной стороны, маркетинговые стратегии с их ориентацией на пользователя все шире и шире применяются в библиотечной практике; при этом четкая ориентированная направленность на коммерческие проекты, особенно в наших библиотеках, даже начинает приносить вред социальной функции библиотек, в частности публичных. С другой стороны, интенсивное проникновение информационных технологий стимулирует маркетинговые подходы к новым, выгодным для библиотеки продуктам и услугам. Таким образом возникает некоторое противоречие.

Продвинутые зарубежные библиотеки подходят к этой проблеме несколько иначе. Сегодня в цивилизованном библиотечном мире маркетинг понимается как система мероприятий, направленных на повышение общественной значимости библиотек. Например, в Национальной библиотеке Финляндии стратегическая цель маркетинговой группы формулируется так: "Добиться превращения библиотеки в популярную, всеми признанную, современную научную библиотеку и учреждение культуры". Обращается внимание на тщательную и избирательную работу с пользователями и всем окружением библиотеки (всех их называют посредниками, вкладывая в это слово значение соучастник). Это окружение весьма характерно (см. рис.).

Каждая категория (физических или корпоративных посредников) рассматривается отдельно с требуемым уровнем внимания и детализации. Это один из примеров маркетинга в современных условиях.

Какие еще приемы современного библиотечного маркетинга характерны для продвинутых библиотек на Западе?

Это схема идентификации, схема раскрытия библиотеки как общественно значимой структуры с помощью системы внешних и внутренних параметров и функций. К внешним относятся создание партнерских отношений, фандрэйзинг, избирательное отношение к читателям, участие в сетевых системах и др.; к внутренним – стратегия внутренней работы (контроль репутации организации, вопросы руководства), этические вопросы, работа с финансами и др.


Маркетинговая модель взаимодействия Национальной библиотеки Финляндии с категориями посредников

Увлеченность идеями маркетинга и их трансформация в условиях компьютеризации и электронизации технологий, создание маркетинговых центров, PR-структур и других специальных подразделений должны не заслонять основную деятельность библиотеки, а содействовать ей, продвигать ее и те продукты и услуги, которые реально могут принести имиджевую и финансовую помощь библиотеке. Средства Интернета и электронные библиотеки помогают перевести эти действия на современный информационный уровень.

Перспективность развития маркетингового подхода позволяет библиотекам не только укрепить собственные позиции, но и увереннее войти в современный информационный сильно коммерциализированный мир.

 

Положение 7. Расширение форм образовательной деятельности библиотек. "Библиотека-университет" и информационно-библио­теч­ное обеспечение образования. Электронные учебники как новая форма обучения, совместные идеи и проекты библиотек, издательств и учебных заведений. Студент-читатель, преподаватель-читатель, преподаватель-библиотечный работник – новые схемы и новые результаты.

Сегодня в Российской Федерации одной из главных функций библиотек законодательно признана образовательная функция, являющаяся неотъемлемой частью их деятельности (и это соответствует общемировым тенденциям).

Наряду с образовательными учреждениями библиотеки все основательней занимаются формированием информационной культуры общества.

Казалось бы, образовательные потребности школьников и студентов должны быть полностью удовлетворены фондами учебных библиотек, основная функция которых состоит в обеспечении учебного и учебно-образовательного процессов. Однако, как показывают результаты последних исследований, в структуре пользователей публичных библиотек всех уровней резко возросло количество учащихся, обращающихся в библиотеки только в связи с требованиями современного образования.

В условиях ограниченных ресурсов, выделяемых библиотекам, и объективно возрастающей их роли как образовательных социальных институтов (центров) все большую роль в удовлетворении информационной потребности образовательной сферы играют как новые библиотечно-информационные технологии, так и новые организационные формы.

Специалисты определили достаточно широкий спектр образовательных функций библиотек. В него входят:

  • разработка и внедрение долгосрочных программ в помощь учебному процессу;

  • формирование информационных ресурсов с учетом потребностей современных образовательных учреждений;

  • гарантия всеобщей доступности информации на высоком техническом уровне, обеспечиваемом автоматизацией библиотечных процессов, доступом к Интернету, а также разработкой и внедрением в публичных библиотеках и библиотеках вузов Интранет-технологий как наиболее удобной среды для хранения и представления учебников и учебных пособий;

  • подготовка специализированной информации для педагогов и родителей;

  • дополнительное профессиональное образование работников библиотечной и информационной сферы, предусматривающее разработку и реализацию собственных программ дополнительного профессионального образования;

  • координация работы с образовательными учреждениями.

Этот список функций может быть продолжен.

Хотелось бы кратко остановиться на последних двух пунктах применительно к нашим условиям.

Как известно, библиотеки не попадают под определение образовательного учреждения с точки зрения закона "Об образовании". Однако они могут получить право на осуществление образовательной деятельности в области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). Так, уже прошли лицензионную экспертизу Российская государственная библиотека, ГПНТБ СО РАН, ГПНТБ России.

Появление новых информационных технологий в библиотеках, создание электронных библиотек, внедрение Интернета вызвали объективную необходимость подготовки в вузах культуры специалистов в области разработки, внедрения и эксплуатации новых технологических процессов.

Например, заслуживает внимания опыт Московского государственного университета культуры и искусств, создавшего кафедру информационных технологий и электронных библиотек, базовой организацией которой стала ГПНТБ России, где студенты проходят обучение по новым, специально разработанным дисциплинам кафедры. Координация работы ГПНТБ России и МГУКИ определяется соглашением, предусматривающим как образовательную деятельность на базе новых образовательных технологий, так и реализацию ряда других совместных проектов, включая проведение международных профессиональных мероприятий, автоматизацию библиотечных процессов университетской библиотеки, пополнение ее фондов и др.

Мы считаем, что подобное сотрудничество является одной из самых прогрессивных форм подготовки библиотекарей-профессионалов, разработанных в последнее время – на стадии перехода к информационному обществу.

 

Положение 8. Библиотеки как активные субъекты книжного рынка. Изменение роли библиотек только как потребителей литературы. Издательско-книгораспространительский бизнес и электронная информация: неожиданное возрастание роли библиотек. Библиотеки как центральное звено в едином информационном и социокультурном пространстве.

Книжный рынок давно признал заметную роль библиотек на своем пространстве в силу следующих основных причин:

  • благодаря получению бесплатных и платных обязательных экземпляров и регулярной подписке на периодику библиотеки являются самыми стабильными участниками книжного рынка;

  • вследствие стабильного потока читателей и действующих автоматизированных систем только в библиотеках можно с достаточной степенью достоверности и точности получить количественные и качественные оценки читательского спроса;

  • библиотеки являются лидерами среди остальных субъектов книжного рынка в разработке и внедрении стандартов библиографического описания, форматов обмена данными, а также схем классификации и индексирования издательской продукции.

Сегодня, в эру электронной информации и Интернета существенно меняется роль библиотек в среде книжного рынка. Библиотеки перестают быть просто потребителями книжно-журнальной продукции; они начинают играть активную роль в трансформации книжного рынка, в освоении современных информационных технологий его субъектами, в построении единой информационно-технологической платформы взаимодействия всех субъектов рынка от автора до читателя.

Именно поэтому в конце 2000 г. Министерство Российской Федерации по делам печати инициировало разработку основ единой информационной технологии развития издательского, книготоргового и библиотечного дела в стране. Эта инициатива получает необходимое развитие в России и подает пример субъектам книжного рынка в других странах СНГ.

На пространстве книжного рынка библиотеки начинают играть особую роль в связи с появлением электронных публикаций: книг, журналов, бюллетеней и т.д. Читатель, освоивший премудрости работы с электронными изданиями в библиотеке под чутким руководством профессионального консультанта, становится активным покупателем этой продукции в книжных магазинах в отличие от других покупателей. Кроме того, библиотеки активно разрабатывают системы каталогизации, учета и хранения электронных изданий, электронные каталоги; тестируют и адаптируют форматы представления и обмена информации. Пользуясь всем этим, книготорговцы могут не только сэкономить время и средства, но и исключить вероятность повторения ошибок в освоении новых технологий. По большому счету Интернет-магазины, появившиеся после Интернет-каталогов библиотек, во многом обязаны последним.

Сегодня Интернет уже является средой коммуникации библиотек, издательств и книготорговцев внутри пространства книжного рынка. Вследствие своей причастности к новейшим информационным технологиям, стандартам и правилам взаимодействия в информационном пространстве библиотеки начинают играть центральную роль в едином социокультурном пространстве общества и это также является одной из характерных тенденций сегодняшнего этапа вхождения в информационное общество. Этому способствует и дальнейшая демократизация общественной жизни, необратимое развитие новых экономических механизмов в книготорговле и дальнейшее интенсивное внедрение новых информационных и коммуникативных технологий на всем пространстве книжного рынка и общества в целом.

 

Положение 9. Будущее библиотек с учетом мировых тенденций информатизации и трансформации общества. Непреходящие ценности и временные ориентиры. Ближайшие перспективы и долгосрочные прогнозы, связь с проблематикой форумов, прежде всего ИФЛА, АЛА и, конечно, конференций "Крым".

Недавно служба национальной разведки США в сотрудничестве с неправительственными экспертами опубликовала отчет, посвященный перспективам развития человечества до 2015 г. Там много демографических, экономических и политических прогнозов. В частности, считается, что по IT-технологиям резко вырвется вперед Китай; Индия не потеряет своих позиций; экспоненциально возрастут телекоммуникационные рынки в Аргентине, Мексике и Бразилии. Отмечены тенденции роста IT и телекоммуникаций в городах России.

Эта же тенденция отмечена и в аналитических прогнозах отечественных экспертов, правда, в основном в части электронизации ресурсов.

Государственные целевые программы в этой области имеют определенные различия. Так, ключевая цель программ западных стран состоит в достижении лидирующих позиций в экономике и социальном развитии общества. В российских программах наряду с ускорением экономического роста обозначено укрепление государственного управления. Таким образом сегодня программы западных стран имеют четко выраженную социально-экономическую направленность, главным объектом в них являются человек и человеческие ценности. Российские же программы, в первую очередь программа "Электронная Россия" отражают главным образом интересы государства и лишь опосредованно, через него, интересы людей.

В ряде государственных программ Франции (Goverment Action Program for Information Society), Великобритании (UK Online), Евросоюза (e Europe) приоритетные направления совпадают в областях правового развития кадровых вопросов, совершенствования информационной и коммуникационной инфраструктуры и становления электронных правительств; большое внимание уделяется укреплению доверия людей к ИТ, поддержке малого и среднего бизнеса и мониторингу, т. е. человеческому фактору. Специфика российской программы состоит в укреплении государственных институтов, органов власти и механизмов взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами, а также в содействии развитию СМИ.

Но, несмотря на различия в подходах российской и западных программ, развитие информационной инфраструктуры является ближайшей перспективой всех библиотек.

Существуют опасения, что в ближайшем будущем, в эпоху бурного распространения "цифровой" культуры и новых технологий, библиотека может утратить свое значение. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что информационные технологии и библиотеки выполняют одну и ту же базовую функцию – поддерживают человеческую память. По существу, библиотека – это тоже информационная технология, которая не может не развиваться в информационным обществе.

Угроза библиотеке в информационном обществе таится не в том, что информация становится все более и более "электронной". Ведь для библиотеки физическая форма, в которую "упакована" информация, в принципе не имеет особого значения. Истинная опасность заключается в том, что глобальная рыночная экономика превращает плоды человеческого интеллекта исключительно в предмет купли-продажи, но не в предмет совместного владения.

Современные концепции информационного общества пока ставят в центр внимания развитие информационного рынка и укрепление законодательства об авторских правах. Очевидно, что требуется гармонизация этих важных составляющих с правом всех граждан на информацию. С этой точки зрения и создатели информации, и ее потребители, и библиотекари, и общественные деятели, и политики должны объединиться в общее движение – за обеспечение этого права.

Профессиональные библиотекари всегда были озабочены проблемой "справедливого" баланса между свободой доступа к информации и знанию и интересами производителей информации. Понимание такого баланса должно развиться – оно может стать продуктом лишь общественной эволюции, а не революции. Уже сейчас во многих странах мира в публичном доступе находится непрерывно растущее количество важных и полезных информационных ресурсов (законодательные и нормативные документы, сведения о деятельности органов власти и различных организаций, научные публикации, электронные СМИ и многое другое). Сфера публично доступной информации теоретически не имеет границ – за исключением государственной тайны и права граждан на личную безопасность и неприкосновенность частной жизни.

С этих позиций роль библиотеки в информационном обществе должна значительно укрепиться – ее положение между государством и гражданами позволит оптимально организовать и объективно представить общественно доступную информацию.

Международные библиотечные организации, ассоциации, национальные библиотеки проводят свои кампании, планы, аналитические исследования о ближайшем будущем библиотек.

Так, крупнейшие библиотеки мира за рубежом – Библиотека Конгресса США и Британская библиотека – разработали долгосрочные стратегические планы развития, главными составляющими которых являются создание и повсеместное использование национального цифрового информационно-библиотечного ресурса. При этом расширяются социальная значимость и миссия библиотеки как общественного института.

На 68-й Генеральной конференции ИФЛА (август 2001 г., Бостон, США) официально объявлена новая общественная образовательная кампания, провозгласившая своей целью привлечение внимания государства и общественности к публичным, школьным, научным и специальным библиотекам и библиотекарям во всем мире. Данная акция, базирующаяся на кампании Американской библиотечной ассоциации, с официальным названием "@вашей библиотеке: Кампания за библиотеки Америки", рассчитана на 5 лет. Старт ей дан в апреле 2001 г. во время Национальной библиотечной недели при участии первой леди Америки – Лоры Буш, библиотекаря и учителя.

Для кампании в поддержку библиотек мира на основе американской программы выработаны три основных тезиса:

  • библиотеки – изменяющиеся и динамично развивающиеся структуры,

  • библиотеки – средоточие возможностей,
  • библиотеки соединяют мир.

Эти три тезиса сегодня можно считать определяющими в общей концепции развития библиотек на перспективу.


* В этом номере опубликован журнальный вариант доклада; полный текст издан ГПНТБ России осенью 2002 г. в виде отдельной брошюры.

  
На главную