Научные и технические библиотеки №1 2003 год
Содержание:

9-я Международная конференция "Крым–2002"

Павлова Н.П. Традиции Крымского форума

Шрайберг Я.Л.  Библиотеки, компьютерные технологиии информационное общество: год прошедший и год грядущий. (Пленарный доклад)

Гениева Е.Ю. Библиотеки и мир после 11 сентября

Кузьмин Е.И. Государственная библиотечная политика в России: итоги и перспективы

Николаева В.К. Участие российских библиотек в реализации Федеральной программы "Культура России 2001–2005 гг."

Браккер Н.В., Куйбышев Л.А., Наседкин К.А., Чеглеева Н., Шорикова Н. CULTIVATE-Russia. Путь российских учреждений культуры к участию в европейских проектах


ИФЛА–2002

Земсков А.И., Павлова Н.П. Всемирный библиотечный форум

Манифест ИФЛА об Интернете

Декларация о библиотеках, информационных службах и интеллектуальной свободе


ИФЛА–2002

Земсков А.И., Павлова Н.П.
ГПНТБ России

Всемирный библиотечный форум

Для библиотекарей всего мира Шотландия – это не только древняя Каледония, страна гор, средневековых замков и волынки, где национальный мужской костюм – клетчатая юбка-килт, не только родина Марии Стюарт, Адама Смита, Вальтера Скотта и Роберта Бернса (список славных имен можно продолжать и продолжать), но и родина ИФЛА.

 

Немного истории

Весной 1926 г. в Праге на Международном конгрессе библиотекарей и книгоиздателей Габриэль Хенриот (Gabriel Henriot) выступил с предложением: учредить постоянный Международный комитет национальных библиотечных ассоциаций. (Г. Хенриот, которого называют духовным отцом ИФЛА, был в то время президентом Ассоциации библиотек Франции.)

В том же году в Атлантик-Сити (США) на конференции, посвященной 50-летию Американской библиотечной ассоциации, выдвинутая Г. Хенриотом идея была поддержана. (В конференции приняла участие Л.Б. Хавкина, возглавлявшая в те годы НИИ библиотековедения при Государственной  библиотеке СССР им. В.И. Ленина.) Реализовалась эта историческая идея 30 сентября 1927 г. в Эдинбурге – в дни празднования 50-летия Библиотечной ассоциации Великобритании: представители библиотечных ассоциаций 15 стран подписали резолюцию об учреждении Международного библиотечного комитета, который считают фундаментом современной ИФЛА.

Первым президентом ИФЛА стал один из руководителей Шведской национальной библиотеки – Исак Колийн (Isak Coollijn).

Первая конституция ИФЛА утверждена в 1929 г. в Риме на Международном конгрессе по библиотековедению и библиографии, который проходил уже под эгидой ИФЛА. (В ее работе участвовали Л.Б. Хавкина и Г.К. Дерман, директор Библиотеки Коммунистической академии.)

С начала своего существования новая профессиональная организация – ассоциация библиотечных ассоциаций – стала местом встречи лидеров библиотечного дела Европы и Америки. И так продолжалось довольно долгое время. Позднее присоединились Китай, Индия, Япония, Мексика, Филиппины. Однако еще в течение 40 лет ИФЛА скромничала и не считала себя действительно международной организацией.

Еще одна важная веха в истории ИФЛА: в 1947 г. на первой послевоенной конференции в Осло, где собрались 52 делегата из 18 стран, было подписано официальное соглашение о сотрудничестве между ИФЛА и ЮНЕСКО.

1952–1969 гг. в истории ИФЛА памятны как коренной реорганизацией, так и кризисом роста. Кульминацией этих процессов стало создание Центрального секретариата и открытие в 1970 г. Штаб-квартиры ИФЛА в Гааге. Однако с тех пор еще дважды ИФЛА реорганизовывалась: в 1977 и в 2000 г.

Свое современное название – International Federation of Library Associations and Institutions – Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений – ИФЛА получила в 1976 г.

К 2002 г. ИФЛА объединила в своих рядах более 1700 библиотечных ассоциаций, организаций и индивидуальных членов из 143 стран.

* * *

В 2002 г. – на 68-й Генеральной конференции и Сессии Совета – ИФЛА отметила свое 75-летие. Однако никаких помпезных торжеств по этому случаю не устраивалось: просто были прочитаны две юбилейных лекции и на всех мероприятиях, особенно массовых, подчеркивалась эта важная дата в истории мирового профессионального сообщества.

В число праздничных мероприятий Национальный организационный комитет (НОК) ИФЛА–2002 включил, например, чествование Эндрю Карнеги – "великого шотландца и "стального" человека", как охарактеризовал его Р. Палмер (Rob Palmer), член НОК. Э. Карнеги – создатель одной из крупнейших в мире стальных компаний – профинансировал строительство около 2,5 тыс. (!) публичных и научных библиотек во всех англоязычных странах. В дни работы конференции состоялась Первая всемирная встреча работников Карнеги-библиотек.

 

Конференция в Глазго

Добро к нам пожаловать!
Создавайте новые золотые слова.
Будьте как дома!
К. Уилл (август 2002 г.)

С момента основания ИФЛА Генеральные конференции проводились на ее родине только трижды, включая и нынешнюю – в Глазго (для сравнения: в Копенгагене и Риме – состоялось по 4 конференции, в Брюсселе, Мадриде и Париже – 3, в Лондоне, Москве и Стокгольме – 2).

Шотландский национальный дух витал повсюду: делегатов встречали колоритные волынщики, из пестрой толпы глаз неизменно выделял шотландцев в разноклеточных килтах. (На фоне строгих английских костюмов и даже причудливых нарядов коллег из африканских стран шотландский мужской костюм выглядел особенно привлекательным, а шотландцы – в килтах и гольфах – особенно мужественными, вопреки заведомой женственности такого наряда.)

Историческая логика подсказывает, что очередная Генеральная конференция в год 75-летия ИФЛА должна бы состояться в Эдинбурге, где и было объявлено о ее создании. Однако оказалось, что в шотландской столице нет подходящего помещения (аудитории), чтоб принять около 4 тыс. делегатов. Поэтому местом проведения был выбран Глазго, промышленный центр Шотландии.

"Рекорожденный холмистый Глазго – острый осколок хребтов древнейших, малая капля праокеана", – так написал о этом городе Колин Уилл (Colin Will), бывший директор библиотеки Королевского ботанического сада в Эдинбурге. Это – строка из его поэтического посвящения Конференции в Шотландии – "Glasgow Biblio". (Эпиграф – также из этого произведения.)

Эдинбург как библиотечную мекку и его библиотеки участники ИФЛА-2002, конечно же, посетили. Там состоялся ряд мероприятий, в том числе и Конференция директоров национальных библиотек.

* * *

Главная тема 68-й Генеральной конференции – "Роль библиотек в жизни человека: демократия, многообразие информации и ее доставка" (правда, по-английски это звучит более лаконично и смотрится лучше – "Libraries for Life: democracy, diversity, delivery" – три основополагающих "D" в деятельности современной библиотеки); подтема – лейтмотив пленарных заседаний – "Изучая прошлое, думаем о будущем".

Основные мероприятия форума проходили в Шотландском центре выставок и конференций (Scotish Exhibition and Conference Center – SECC) – грандиозном сооружении (творении всемирно известного архитектора Нормана Фостера), расположенном на берегу реки Клайд.

 

Маленькое отступление

Лето 2002 г. было омрачено сильнейшими наводнениями по всей Европе. Не обошли они стороной и Шотландию. Метро Глазго – единственное в Шотландии, которое горожане так любят за удобство и доступность и называют Заводной апельсин (Clockwork Orange) за оранжевый цвет вагонов и движение только по кольцу – оказалось подтопленным и в дни Конференции не работало. Поэтому НОК срочно наладил специальное автобусное сообщение SECC с центром города (расписание движения автобусов было опубликовано в "ИФЛА-Экспресс").

*   *   *

При регистрации каждый участник Конференции получил портфель с эмблемой – логотипом ИФЛА-Глазго, полный набор необходимой информации: программу (в двух вариантах – полноформатном и карманном, что было очень удобно), список участников, каталог выставки, CD–ROM с докладами, представленными до 15 июля (доклады, поступившие после этой даты, должны быть обработаны по завершении конференции и выставлены на сайте www.ifla.org), и ряд других материалов.

 

"ИФЛА-Экспресс"

Следить за работой Конференции и сопутствующей информацией очень помогало ежедневное издание "ИФЛА-Экспресс" (IFLA Express). В этот раз выпуск бюллетеня был спонсирован Британской библиотекой (The British Library; www.bl.uk).

Здесь следует отметить примечательный факт: начиная с 67-й Генеральной конференции "ИФЛА-Экспресс" издается и на русском языке – огромное спасибо Институту "Открытое общество" за финансовую поддержку и команде, готовившей эти выпуски – Владимиру Скороденко, Борису Ерохову, Светлане Пушковой, Эвелине Меленевской, Андрею Бахмину и Ольге Толстиковой.

Русская версия бюллетеня значительно облегчает ориентацию многочисленным русскоговорящим делегатам, слабо владеющим английским языком – основным языком общения и работы Конференции ИФЛА. Например в № 3 – первом печатном выпуске (№ 1–2 существует только в электронном виде на сайте ИФЛА) содержались советы тем, кто впервые участвует в работе Конференции – очень полезная для новичков информация. В № 7 были помещены анонсы ближайших международных конференций и на первом месте – информация о "Крым–2003".

*  *  *

18 августа, еще до официального открытия 68-й Генеральной конференции, состоялась Первая сессия Совета ИФЛА. Это сугубо рабочее мероприятие с очень насыщенной деловой программой.

Сессию открыла президент ИФЛА Кристин Дешан (Christine Deschamps), затем была принята повестка дня, в которую вошли сообщения НОК по организационным вопросам работы Конференции, выборы счетной комиссии, ежегодный отчет генерального секретаря ИФЛА Росса Шиммона (Ross Shimmon), финансовый отчет за 2001 г. казначея ИФЛА и рассмотрение его предложений по структуре взносов для членов ИФЛА, а также принятие официальных документов.

В заключение работы сессии собравшиеся почтили память коллег, скончавшихся за последний год.

В тот же день (18 августа) для тех, кто впервые приехал на Генеральную конференцию, состоялось специальное мероприятие – "Введение в ИФЛА для новичков" (Introduction to IFLA for Newcommers). Перед ними выступили руководители ИФЛА, был показан фильм об истории создания Федерации.

 

Церемония открытия 68-й Генеральной конференции ИФЛА состоялась 19 августа в самой большой и комфортабельной аудитории SECC – "Клайд" (Clyde).

С приветствием к делегатам обратилась президент ИФЛА Кристин Дешан. Она выразила уверенность, что каждый участник Конференции использует все возможности, чтобы принять участие в дискуссиях, послушать известных лекторов, оценить новейшее оборудование и услуги, представленные на выставке, ознакомиться с местными библиотеками, конечно, получить удовольствие от культурных мероприятий и, что немаловажно, в полной мере насладиться знаменитым шотландским гостеприимством.

Особое внимание К. Дешан уделила новым членам ИФЛА и новым участникам форума: "Для многих из вас это – первая конференция ИФЛА. Надеюсь, вас порадуют встречи с коллегами более чем из 100 стран и будет полезным обсудить с ними общие профессиональные проблемы, которых у всех нас вполне достаточно. Я также надеюсь, что между вами завяжутся добрые и долгие отношения, а если повезет – дружба, которая будет сопровождать вас всю жизнь".

В завершение выступления К. Дешан как президент ИФЛА рассказала о своих профессиональных поездках в Финляндию, Эстонию, Вьетнам, ЮАР. Она отметила: "Почти везде отношение к профессии библиотекаря несколько негативное и не всегда серьезное. Однако именно мы за последние годы совершили особенно заметный прорыв в нашей деятельности. Всем спасибо!".

Одним из ключевых моментов церемонии открытия было выступление всемирно известного поэта Шеймаса Хини (Seamus Heaney). Хотя он и сказал, что будет говорить не о самих библиотеках, а о том вкладе, который они могут внести в демократию, его речь можно назвать поэтическим гимном библиотеке, настолько она была насыщена метафорами и строками из произведений писателей и поэтов всех стран мира.

По мнению Ш. Хини, и писатели, и библиотекари вовлечены в единый процесс сохранения. "Сохранение – отличное, многозначное слово", – подчеркнул поэт.

До изобретения книгопечатания посредником между писателем и ученым был писец – "строитель хранилищ знаний". А наполняли эти хранилища библиотекари, собирающие туда словесные припасы. Ш. Хини подчеркнул, что и сегодня "книга осталась такой же, как много веков назад, библиотека осталась Хранилищем, Житницей, а библиотекарь – Посредником".

Ш. Хини помнит, как в юности, когда он был студентом Королевского университета в Белфасте, его с однокашниками впервые допустили в библиотечное книгохранилище. "Однако нужные книги всегда оказывались где-то дальше, в глубине", куда доступ для них был закрыт. Но благодаря Закону об образовании в Северной Ирландии (1947 г.) Хини и его современники получили возможность "войти в двери всех библиотек". "Конечно, время от времени мы сталкивались с придирчивостью истинных библиотекарей... Но мы должны быть благодарны судьбе и постоянно напоминать себе, что еще есть страны, где свободе доступа к информации, к знаниям угрожает тоталитаризм, фундаментализм, варвары и вандалы".

Ш. Хини подчеркнул: "Главное – обеспечить свободу доступа, т.е. свободу чтения и, конечно, свободу библиотекам и свободу библиотекарям!".

С обширным докладом-обзором – 45 лет деятельности ИФЛА – выступил почетный президент ИФЛА Герман Либарс (Herman Liebaers), один из известнейших личностей в мировом профессиональном сообществе. Свою первую конференцию на посту генерального секретаря ИФЛА (1969–1974 гг.) он провел в Москве (1970 г.). Вспомнил Г. Либарс и о других визитах в нашу столицу, о встречах с Е.М. Фурцевой. (Он привел несколько своих афоризмов из их московских бесед: "Здесь – я капиталист, а дома – скудно оплачиваемый служащий"; "То, что вы называете массами, мы именуем налогоплательщиками".) С большой теплотой Г. Либарс вспомнил и М.И. Рудомино.

По-видимому, всем присутствовавшим на открытии Конференции – 19 августа – запомнилось очень яркое, эмоциональное выступление Е.Ю. Гениевой, генерального директора ВГБИЛ им. М.И. Рудомино. Вначале она обратила внимание коллег на особую историческую примечательность этой даты: 19 августа – великий православный праздник – Преображение Господне; 19 августа 1991 г. в Москве открылась 57-я Генеральная конференция ИФЛА, которая совпала с началом трагического путча... (Действительно, чудовищное совпадение!)

Иллюстрируя непреходящее историческое значение книги и библиотеки в России, она рассказала легендарную историю знаменитой Либереи – личной библиотеки Ивана Грозного. А в завершение своего выступления Е.Ю. Гениева преподнесла Национальной библиотеке Шотландии уникальный подарок – ручной работы книгу российских гербов (якобы обнаруженную в якобы найденной Либерее); руководству ИФЛА был преподнесен памятный свиток – послание, подписанное Президентом России В.В. Путиным; экс-президенту ИФЛА Р. Веждворту (R. Wedgworth), избранному во время той московской конференции, была вручена специальная памятная медаль-печатка.

День открытия Конференции завершился праздничным приемом от имени лорда-мэра Глазго Алекса Моссона (Alex Mosson), который состоялся в Центре науки и техники Глазго (Glasgow Science Centre).

Начиная со следующего дня каждая делегация, каждый участник работали по своим планам, посещая многочисленные профессиональные мероприятия ИФЛА. Как сказал Р. Шиммон, Конференция ИФЛА – это калейдоскоп совпадающих по времени мероприятий: заседаний, докладов-лекций, семинаров, стендовых презентаций, различных культурных событий и приемов. Постоянная проблема – выбрать из числа параллельных мероприятий самое нужное и интересное. К сожалению, это не всегда удавалось, так как интересным представлялось очень и очень многое.

 

Для делегации ГПНТБ России одним из наиболее интересных в профессиональном отношении были заседания Постоянного комитета Секции научно-технических библиотек, где обсуждались текущие вопросы и планы работы членов секции на предстоящих конференциях ИФЛА в Берлине и Буэнос-Айресе.

На открытом заседании Секции наибольшее впечатление оставил развернутый доклад Криса Расбриджа (Chris Rusbridge), директора библиотеки Университета Глазго. (Этот доклад будет опубликован в № 3.)

Выездное заседание ПК Секции НТБ было проведено в библиотеке Университета Хериот-Уатт (Heriot-Watt University) в пригороде г. Эдинбурга. (Происхождение названия университета: г-н Джордж Хериот – банкир и финансист, служивший английским королям в XVI в., выделил средства на создание фонда своего имени для строительства шотландских университетов; г-н Джеймс Уатт – изобретатель паровой машины, XVIII в.)

Этот университет сравнительно небольшой: 5 тыс. студентов, 10 тыс. соискателей степени магистра бизнес-администрирования. Комплекс университетских зданий сооружен в 1970-е гг. на месте разбомбленного во Вторую мировую войну поместья.

Специализация университета – наука, машиностроение (в том числе научные основы технологии выгонки виски), управление, текстиль (переработка шерсти), лингвистика (машинный перевод). Собственные заработки университета от выполненных научных работ значительно превосходят государственное финансирование.

Библиотека университета также относительно невелика: 180 тыс. монографий, 1 тыс. наименований печатных журналов (подписка на этот вид изданий уменьшается с каждым годом) и 2 тыс. наименований электронных полнотекстовых журналов (подписка на них, наоборот, увеличивается), а также лицензии на доступ к основным базам данных по науке и технике. В штате библиотеки 50 сотрудников. Годовой бюджет 1,5 млн фунтов, из них 45% идет на зарплату сотрудникам, а 55% – на комплектование и прочее.

После приветствия Майкла Брикса (Michael Breaks), директора университетской библиотеки, были представлены три основных доклада.

"Система EEVL – руководство для поиска сетевых ресурсов по машиностроению, математике и компьютерным технологиям" – доклад Родди МакЛеода (Roddy McLeod), администратора системы.

Система EEVL (www.eevl.ac.uk) создана в 1996 г. как часть специализированной сети по обнаружению электронных ресурсов (Resource Discovery Network, RDN), точнее – как шлюз к высококачественной информации по машиностроению. RDN – это коллаборация (под эгидой британского Объединенного комитета по информационным системам, JISC) 60 научно-исследовательских и учебных учреждений, среди которых такие известные организации, как Британская библиотека и Британский музей естественной истории.

В ответ на какой-либо запрос обычные поисковые Интернет-машины подбирают информацию без разбора – все, что попадается; недаром Артур Кларк писал: "Попытаться получить информацию из Интернета – все равно, что пытаться напиться, стоя под водопадом". В отличие от принципа действия Интернет-машин, RDN собирает ресурсы, которые тщательно отобраны, проиндексированы и описаны специалистами из организаций-участниц.

Управление системой EEVL и техническую поддержку осуществляет персонал, численность которого 11,25 штатных единиц. В каталоге – 9 тыс. записей; бесплатный доступ предоставляется к сетевым ресурсам по машиностроению, математике и компьютерным технологиям.

Точность и комфорт работы с системой EEVL характеризует такое сравнение: если хорошо известная система Compendex (в ее БД сейчас более 2 млн записей) выдает на конкретный запрос 35 тыс. записей (!), то EEVL – на тот же запрос – 65 наименований документов. Согласитесь, что второй вариант удобнее. Однако г-н МакЛеод сообщил, что в планах его организации – увеличение числа источников и расширение тематики.

Свое мнение по поводу услышанного высказал директор ГПНТБ России А.И. Земсков. Он подчеркнул, что отбор высококачественного материала – одна из важнейших проблем электронных библиотек, и с этой точки зрения первые шаги EEVL, направленные на сознательное сужение круга предоставляемых в поиск и, следовательно, выдаваемых по результатам поиска материалов, очень интересны и понятны. Однако сообщение о планируемом увеличении количества ресурсов и расширении их тематики представляется шагом назад, т.е. к тому самому неупорядоченному изобилию информации, которым отличается Интернет.

В печатной научной периодике основой отбора является система научного реферирования, так называемое peer review (см. "Науч. и техн. б-ки", 2000, № 5. С. 100-101). Эта технология в общем себя оправдывает. В технологии же электронных публикаций никакого отбора не ведется, что неправильно. Наоборот, требуются дополнительные усилия по селекции; причин тому несколько:

  • предоставляется доступ к огромному количеству информации и вероятность ошибки резко возрастает;

  • все большее количество сетевых ресурсов представлено так называемыми вторичными материалами – рефератами, аннотациями, тезисами и т.п. Подобные материалы вообще не анализируются на предмет содержания, а жаль. Как показывает практика, огромное большинство рефератов составлено так, что ничего не поймешь: все хорошо и никакой оценки качества основного материала не дается;

  • все увеличивающаяся часть сетевых ресурсов публикуется исключительно в электронном варианте, для которого механизм реферирования еще не отработан.

В связи с этим логичнее было бы создателям и администраторам системы EEVL не спешить с наращиванием количества доступных веб-сайтов, а продолжать заботиться о качестве информации, например, оттачивая технологию отбора (селекции) ресурсов.

В выступлении директора по комплектованию коллекций общего пользования Национальной библиотеки Шотландии Кэйт Ньютон (Kate Newton) "Стратегия Шотландии в обеспечении научной информацией" прозвучало важное соображение общественной значимости: "Очень часто после бесплодных поисков качественной информации в Интернете простые люди обращаются в свою местную публичную библиотеку. У этих пользователей, безусловно, есть право просмотреть основные научные материалы, в которых обсуждаются интересующие их проблемы, а также получить доступ к таким материалам, независимо от их формата. Можно утверждать, что страна только выиграет, если будет предоставлен доступ к этим материалам представителям малого и среднего бизнеса, которые не имеют возможности подписаться на дорогостоящие ресурсы или получить их в библиотеке местного университета".

Третье выступление – "Научно-технические библиотеки и обучающая среда: точки соприкосновения". Джон МакКолл рассказал о подготовке комплекса учебно-методических материалов, которые названы средой виртуальной библиотеки (Virtual Library Environment, VLE). Этот проект рассчитан на 3 года и также поддерживается JISC.

В библиотеке Университета Хериот-Уатт собраны списки литературы, рекомендованной для чтения; документы к экзаменам; резервные фонды (необходимые для сдачи госэкзаменов); вспомогательные фонды для аспирантов; методические материалы для педагогов. Предполагается, что в одном месте будут собраны материалы для студентов, педагогов и библиотекарей (поскольку роль библиотекаря в системе дистанционного обучения необычайно велика). Материалы можно найти по адресу www.angel.ac.uk.

Безусловно, такой подход очень перспективен и для российских библиотек, в частности, ГПНТБ России также участвует в разработке комбинированных электронных систем.

Как обычно, превосходной организацией и интереснейшим составом приглашенных (около 60 участников) выделялся семинар британской компании МСВ-Эмеральд, в этом году посвященный профессиональным журналам для библиотекарей и информационных работников. В программу семинара было включено обсуждение четырех актуальных, важных проблем.

1. В какой мере остаются релевантными профессиональные издания?

Известно, что конференции и профессиональные встречи служат основным каналом обмена информацией для ученых и педагогов. Другой канал информационного обмена – профессиональные журналы.

Каким образом можно определить (сформулировать) категорию качества для библиотечно-информационных журналов? Какие именно журналы отвечают вашим представлениям о качественном издании? Как вы делитесь знаниями с коллегами? Эти и другие вопросы были предложены для обсуждения.

2. Статистика пользования. В какой мере новые универсальные (т.е. применимые для учреждений различных типов) стандарты, разработанные в рамках проекта Project Counter (www.project-counter.org), повлияют на ваше поведение? Что нужно брать за основу статистики – число поступивших запросов, число проведенных поисков в базе данных или число выгруженных документов или их объем?

3. Наиболее существенные трудности в пользовании веб-сайтами. Наше поколение выросло в окружении мобильных телефонов, средств передачи данных, Интернета и вообще широкого распространения информации; люди рассчитывают на мгновенный доступ к ресурсам информации для обучения и очень надеются на помощь со стороны Сети. Что мешает им получать информацию? Что им больше всего не нравится? Как улучшить доступность сетевых ресурсов?

4. Улучшение доступности веб-сайтов для слепых и слабовидящих. Законодатели требуют уделять особое внимание доступности сетевых ресурсов для этой категории пользователей (см., например, Закон США об американцах с физическими недостатками – Americans with Disabilities Act, ADA; Закон Великобритании 1995 г. "О недопустимости дискриминации граждан с физическими недостатками" – Disability Discrimination Act). Каким образом издатели и библиотекари должны взаимодействовать в решении этих проблем?

В качестве приглашенного лектора на семинаре выступила Линда Эшкрофт (Linda Ashcroft), сотрудник Школы бизнеса Университета Джона Мурса в Ливерпуле. (Ее доклад "Цифровой разрыв и электронные технологии" – The digital divide and electronic environment – мы опубликуем в следующем номере сборника.)

На семинаре книготорговой компании EBSCO особенно информативным было выступление Мэри Сью Хойл. Компания EBSCO стремится к тому, чтобы стать единой отправной точкой выхода на многие (быть может, на все издаваемые в мире) электронные журналы. Для этого выпускаются "Таблицы содержания" с рефератами (аннотациями). В них отражены 9 тыс. наименований журналов, в том числе и издаваемых EBSCO. Помимо традиционной подписки и лицензирования доступа к полным комплектам журналов, действуют схемы обслуживания доставка выбранной статьи по заказу (pay per view), службы дифференцированного обеспечения пользователя (по электронной почте) информацией путем рассылки и извещений о публикациях по выбранной им тематике (alert services).

Специальное мероприятие ("Новости бизнеса") заключалось в обсуждении эмоционального доклада "Будущее электронных публикаций" (The Future of Electronic Publishing) Дерка Хаанка (Derk Haank), исполнительного директора компании Эльзевир (Elsevier). Г-н Хаанк – экономист по образованию, преподавал в Свободном университете (Амстердам); в компании Эльзевир работает с 1986 г., правда, был перерыв в несколько лет, но 4 года назад он вернулся в Эльзевир. (Обзор доклада также будет опубликован в следующем номере.)

На Открытом Форуме ЮНЕСКО (UNESCO Open Forum) обсуждались проблемы информационного общества, а именно разрыв между электронно-развитыми и электронно-отсталыми странами, а также обеспечение свободного обмена информацией, защита авторских прав, создание структуры, обеспечивающей доступ к электронной информации, каталогизация национальных электронных ресурсов, классификация материалов, подлежащих оцифровыванию и сохранение оцифрованных документов.

Отмечено, что именно библиотеки должны обеспечить долговременное хранение и архивирование электронных документов, а также доступ к ним.

Несмотря на активное внедрение новейших информационных технологий в работу библиотек (о чем шла речь во многих докладах на заседаниях, семинарах и "круглых столах" по различной тематике), во всем мире очень бережно относятся к традиционным функциям библиотек; их существование и развитие поддерживаются не только руководством библиотек, но и правительствами стран.

Специалисты ГПНТБ России приняли участие в работе "круглого стола" по обучению пользователей. Тема заседания – "Библиотекари в роли преподавателей". Вначале был заслушан и одобрен отчет за прошедший год, а затем активно обсуждалось изменение статуса "круглого стола" – преобразование его в секцию ИФЛА – "Информационная грамотность". Деятельность новой секции предполагается сосредоточить на изучении и распространении новых тенденций и методов обучения пользователей навыкам информационной работы. Секция будет способствовать обмену опытом, учебными материалами, обучающими презентациями, организовывать мероприятия по вопросам информационной грамотности. Высказано предложение о создании комитета (комиссии) для выработки международных руководящих принципов информационной грамотности.

 

На этой Конференции утверждено решение о преобразовании в секцию и "круглого стола" ИФЛА по проблемам библиотечно-информационных профессиональных журналов (Roud Table on Library and Information Science Journals), в работе которого также приняли участие специалисты ГПНТБ России. (Известно, что ГПНТБ России ведет обширную издательскую деятельность, в числе ее продуктов ежемесячный сборник "Научные и технические библиотеки" и РЖ "Компьютерный вестник".)

Этот "круглый стол" (а теперь уже – секция ИФЛА) провозгласил своей целью "продвижение высоких стандартов деятельности профессиональных библиотечно-информационных журналов путем стимулирования потока свободной информации и обмена новыми идеями между редакторами, издателями и читателями". Постоянный план включает: обмен информацией по использованию новых технологий в издательской деятельности, изучение их влияния на развитие журналов, выработку общих критериев оценки журналов, определение факторов успеха для улучшения качества изданий, оказание поддержки новым журналам, особенно в развивающихся странах.

На этом заседании было представлено несколько докладов, все они были достаточно интересны, но с особым оживлением коллеги восприняли доклад Сюзан Уивер (Susan Weaver), директора по библиотечному обслуживанию Университета штата Кент (США). Ее доклад был посвящен результатам исследования активности чтения профессиональных журналов библиотечно-информационными специалистами США. Выступление сопровождалось множеством диаграмм и таблиц, содержащих данные, которые удивили большинство коллег. Например, выяснилось, что специальный журнал, издаваемый ИФЛА (IFLA Journal) постоянно читают только 4% опрошенных, 15% – иногда. Для получения профессиональной информации большинство предпочитает конференции; чтение профессиональных журналов оказалось на втором месте: только 33% просматривают 3-4 журнала в месяц (а в США издается 105 таких журналов, в том числе 16 – в электронной форме). Согласитесь, что данные достаточно красноречивы. (Доклад С. Уивер будет опубликован в № 3.)

На 68-й Конференции свой первый семинар провела дискуссионная группа ИФЛА "Управление знанием". В семинаре участвовало более 70 специалистов, которые предприняли попытку определить критерии качества этого процесса. Оживленная дискуссия привела к более практическим вопросам, например, можно ли преобразовать традиционную библиотечную программу в деятельность по управлению знанием. В итоге именно эту тему предложено всесторонне обсудить на семинаре следующей конференции в Берлине.

 

Впервые на ИФЛА состоялось весьма неординарное событие – выставка библиобусов. На ней были представлены 39 уникальных машин – передвижных библиотек, прибывших со всей Европы. Помимо собственно экспонирования участники выставки пропагандировали необходимость борьбы с падением популярности передвижных библиотек, делились опытом добывания средств для постройки библиобусов. Одна из участниц (Рут Урнхолт, Норвегия) рассказала даже о библиолодке "Эпос" и показала ее фотографии, на которых лодка бредет во льдах, чтоб добраться к отдаленным селениям в глубине фьорда.

Среди участников выставки был проведен смотр-конкурс. Его победители получили медали "За элегантность", "За экстерьер", "За новаторство", "Народный выбор" (за популярность).

 

На этой Конференции был объявлен лауреат 2002 г. премии "Предоставление равных возможностей в образовании", учрежденной Фондом Билла и Мелинды Гейтс. Эта международная премия, находящаяся в ведении Совета по библиотечным и информационным ресурсам (США), ежегодно присуждается библиотеке, библиотечно-информационному центру или проекту (вне пределов США) "за инновационные достижения в области расширения доступа пользователей к информации". Премия – грант на сумму в 1 млн долларов – должна способствовать выдвижению ее обладателем новых инициатив и расширению его деятельности.

Лауреатами премии за предыдущие годы были Библиотека Конгресса Аргентины, Проект развития библиотек в Гватемале, Городская библиотека Хельсинки. В 2002 г. лауреатом стал колумбийский проект "BiblioRed" – создание электронной сети публичных библиотек в Боготе; премия присуждена "за исключительные достижения в области обеспечения населения доступом к информации, компьютеру и Интернету".

"BiblioRed" – интегрированная информационная сеть публичных библиотек, предоставляющих бесплатный доступ к цифровой информации малообеспеченным слоям населения. За 4 года деятельность "BiblioRed" построены 3 больших библиотеки и модернизированы 16 местных библиотек, которые в Боготе посещают в среднем 10 тыс. человек в день.

 

Традиционно в дни Конференции работала крупнейшая международная выставка-ярмарка библиотечно-информационных продуктов и услуг. Экспонировались стенды 112 библиотек, издательских фирм, информационных компаний и других организаций.

Штаб-квартира ИФЛА оборудовала собственный стенд, где постоянно работали ее служащие. Должностные лица ИФЛА также регулярно присутствовали на стенде и охотно отвечали на многочисленные вопросы делегатов, рассказывая о руководимых ими проектах, т.е. информацию можно было получить из первых рук. (Кроме того, здесь можно было приобрести сувениры с символикой ИФЛА.)

Два стенда были посвящены очередным генеральным конференциям ИФЛА. На стенде "ИФЛА–2003 – Берлин" можно было не только получить всю необходимую предварительную информацию, но и принять участие в розыгрыше бесплатной регистрации на 69-ю Генеральную конференцию: Британский совет в Германии решил оплатить стоимость регистрации пяти делегатам. Их имена были объявлены на церемонии закрытия ИФЛА-2002.

На стенде "ИФЛА–2003 – Буэнос-Айрес" были представлены красочные издания об Аргентине и ее столице, о главных библиотеках страны. Учитывая, что предстоящая Конференция ИФЛА – лишь вторая в Латинской Америке (после Гаваны, 1994 г.), она вызывает особый интерес у потенциальных участников.

Огромный стенд, насыщенный разнообразной информацией, развернул Британский институт специалистов по библиотечному делу и информатике (Chartered Institute on Library and Information Professionals – CILIP; www.cilip.org.uk). Деятельность этого института направлена, по словам его главного исполнительного директора Боба МакКи (Bob McKee), на обеспечение успеха в трех основных областях – образовании, предпринимательстве, пропаганде. CILIP создал достаточно обширную сеть филиалов и разработал серию профессиональных программ в названных областях – все они были представлены на стенде. Следует отметить, что Отдел конференций – структурное подразделение CILIP – выполнял ведущую роль в организации Генеральной конференции и выставки ИФЛА в 2002 г.

На стенде Американской библиотечной ассоциации (American Library Association – ALA; www.ala.org) – одной из крупнейших профессиональных ассоциаций в библиотечной сфере – был представлен ее новый проект – "Кампания в поддержку библиотек мира". Посетители стенда могли убедиться в том, как много сил и энергии вложено в новые методы пропаганды и общественных связей для международного библиотечного сотрудничества. Эта кампания, спонсируемая ИФЛА и АЛА, призвана убеждать общественность в необходимости развития всех видов библиотек – публичных, школьных, вузовских, научных и специальных – во всех без исключения странах мира. К настоящему времени в ее работу включились 13 стран и значительно большее число проявило живой интерес.

И еще одна из многих ярких деталей, характеризующих деятельность АЛА. Ассоциация, точнее издаваемый ею журнал American Libraries ("Американские библиотеки") выпустил видеофильм, посвященный последствиям трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, особенно тем, которые напрямую коснулись нью-йоркских библиотек, расположенных в нижнем Манхеттене. В фильме рассказывается о том, как библиотеки справлялись с общей трагедией, оказывая всем посильную помощь – профессиональную и психологическую.

Конечно, большой интерес вызывали экспозиции крупнейших издательских и подписных агентств, компаний и фирм, таких, как EBSCO (www.ebsco.com  ), Elsevier Science (www.elsivier.com), Springer-Verlag (www.springer.de), Swets Blackwell (www.swetsblac_kwell.com), Oxford University Press (www.oup.co.uk).

Из российских организаций на этой выставке были представлены ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, МК-Периодика и ГПНТБ России.

Делегация ГПНТБ России вообще очень активно работала на Конференции, как уже говорилось в этом обзоре. Простой перечень мероприятий, в которых она приняла участие, и проведенных переговоров с зарубежными коллегами занял бы не одну страницу текста. В качестве примера можно привести работу проф. Я.Л. Шрайберга, первого зам. директора ГПНТБ России, президента МБИАЦ.

Я.Л. Шрайберг – член Постоянного комитета и информационный координатор Секции по статистике ИФЛА – выступил на заседании ПК, где рассказал об аспектах сбора статистики в ГПНТБ России. Он принял участие в семинаре, организованном этой секцией совместно с секцией "Library Theory and Research", в работе открытого форума по ЮНИМАРК в рамках Программы UBCIM, где были уточнены последние тенденции развития ЮНИМАРК. Там же Я.Л. Шрайберг провел переговоры с директором UBCIM г-жой М.Ф. Плассар и председателем ПК по ЮНИМАРК г-жой Мирной Виллер, в итоге которых достигнута договоренность о проведении специального семинара по ЮНИМАРК на Конференции "Крым–2003".

На семинаре информационных координаторов ИФЛА и в ходе личной встречи с менеджером IFLANet г-жой С. Фельфольди уточнен план действий информационных координаторов в части работы с IFLANet. Кроме того, Я.Л. Шрайберг провел переговоры:

  • с председателями Шведской и Норвежской библиотечных ассоциаций (г-ном Торе Андерсеном и г-жой Кристиной Стенберг) об организации регулярных профессиональных туров для российских библиотекарей и совместных семинаров в рамках международных конференций "ЛИБКОМ" и "Крым";

  • с директором OCLC/PICA/Europe г-жой Джанет Лис: уточнены работы ГПНТБ России/МБИАЦ как официального дистрибьютора OCLC, достигнута договоренность о получении лицензии на поставку записей российской национальной библиографии совместно с РКП и проведении семинара по продуктам и услугам OCLC на очередной конференции "ЛИБКОМ";

  • с главным редактором Десятичной классификации Дьюи г-жой Джоан Митчел: достигнута договоренность о получении лицензии на представление в авторизованном доступе электронной версии русскоязычной ДКД (21-е изд.) в виде базы данных на веб-сервере ГПНТБ России;

  • с генеральным секретарем ИФЛА г-ном Р. Шиммоном и координатором Профессионального бюро г-ном Ш. Купманом об их участии в Конференции "Крым–2003". В ходе этой встречи руководство ИФЛА высоко оценило роль и результаты Крымских конференций;

  • с представителями европейского проекта LIBICOM обсуждено их участие в специальном семинаре по статистике на Конференции "Крым–2003".

Следует отметить еще один важный для российской делегации момент: на встрече представителей библиотек стран СНГ – участниц ИФЛА кандидатами в состав Исполнительного бюро выдвинуты Е.И. Кузьмин и Я.Л. Шрайберг, кандидатом в президенты – Е.Ю. Гениева.

*  *  *

23 августа 2002 г. 68-я Генеральная конференция и Сессия Совета ИФЛА завершила свою работу.

В ней приняли участие более 4700 делегатов из 122 стран. Около 100 добровольцев со всей Великобритании – специалистов в библиотечно-информационной сфере – помогали Национальному организационному комитету во всех направлениях работы форума. За неоценимую помощь им и членам разноязычных команд, готовивших выпуски ежедневного бюллетеня "ИФЛА-Экспресс", выражена глубочайшая благодарность.

На этой Конференции образованы (или преобразованы из "круглых столов") 8 новых секций, зарегистрированы 15 новых членов, в том числе 12 – персональных (из Великобритании, Ирландии, Монголии, США, Таиланда, Чада), 2 – национальных ассоциированных (Национальная ассоциация библиотекарей, архивистов, документалистов и музейных работников Гвинеи; Нигерийская ассоциация сотрудников публичных библиотек), 1 – член-учреждение (Совет по музеям, библиотекам и архивам Йоркшира, Великобритания).

И наконец, ИФЛА обрела свою мелодию; ее написал Габор Фелфелди (Gabor Felfoldi) в соавторстве с сотрудницей Штаб-квартиры ИФЛА – Софи Фелфелди (Sophie Felfoldi).

*  *  *

ИФЛА–2002 приняла общую и генеральную резолюции.

Общая резолюция: "Учитывая многочисленные опасности, грозящие культурному наследию, все библиотеки, несущие ответственность за собрания общенационального значения, должны разработать, апробировать, реализовать и регулярно обновлять план спасения этих коллекций в случае стихийных бедствий и катастроф". Глазго, 21 августа 2002 г.

Генеральная резолюция: "Исходя из того факта, что свободный доступ в Интернет существенно важен для неограниченного доступа к информации, настоящая Сессия Совета ИФЛА 23 августа 2002 г. приняла решение утвердить "Манифест ИФЛА об Интернете". (Полный текст Манифеста опубликован далее в этом номере.)

 

Заключительная сессия, которая завершила работу этой Конференции, была выстроена очень интересно, динамично (хотя весь протокол был соблюден) и прошла превосходно. Атмосфера царила удивительно теплая и непринужденная. А задала ее, пожалуй, сама госпожа-президент Кристи Дешан. Несколько коротких отрывков из ее выступления хочется привести полностью. "Большое удовольствие присутствовать на одной из наиболее приятных конференций ИФЛА. Была даже хорошая погода, что совершенно необычно для этого города в это время.

Такое представительство! Это – наше общее достижение! Наша работа будет оценена всем миром.

Мы обсуждали совершенно непонятные вопросы и все же сумели в чем-то разобраться, что-то понять. Всем спасибо!".

На более серьезный лад был настроен Уинстон Таб (Winston Tabb), председатель Комитета по профессиональной деятельности (Professional Committee). Вначале он выразил огромную благодарность хозяевам за высокий уровень организации работы Конференции и его охотно поддержал весь зал – аплодисментами. Затем он подчеркнул главное – на заседаниях всех секций обсуждение профессиональных проблем шло в рамках очень важной общей темы – демократия, разнообразие и доступность информации, причем упор делался на демократию. Это имеет особое значение для ИФЛА, которая в течение последних лет активно ведет собственное преобразование в сторону большей активности, демократии: "Наш план очень честолюбив – предоставление равных возможностей всем участникам из всех стран". (Это выступление очень оживлял показ слайдов с заседаний многих секций и комитетов.)

В других выступлениях высказывались предложения, направленные на усиление влияния ИФЛА, например: активизация поддержки молодых специалистов, перевод документов ИФЛА на большее число языков.

В завершение прозвучал очень хороший и точный библиотечный девиз – "Libraries are for Dear Life" – Библиотеки – не просто для жизни, а для хорошей жизни.

Затем был показан веселый видеофильм – забавные кадры со всех приемов, презентаций и других мероприятий этой Конференции.

Представитель Национального оргкомитета "ИФЛА–2003-Берлин" поздравил всех с большим успехом ИФЛА–2002 и объявил тему следующей конференции: "Точки доступа: библиотеки, СМИ, культура". В его выступлении прозвучало несколько особенно запоминающихся мыслей: "Сегодня мы находимся одновременно и в уже прошедшей Конференции, и в будущей. Это очень интересный феномен каждого заключительного дня Конференции ИФЛА". "Библиотеки подобны Двуликому Янусу: они смотрят и в прошлое, и в будущее. Имидж Януса также применим и к любому древнему городу, в том числе и к Берлину: мы с грустью смотрим в прошлое, и с радостью – в будущее". Пожелав всем доброй дороги домой, успешной подготовки к следующей конференции, он вручил К. Дешан символический ключ от Бранденбургских ворот; в завершение был показан видеофильм о Берлине.

На этой сессии объявлен город, который будет принимать ИФЛА–2007. Как было сказано, после долгих дискуссий и обсуждений в ходе трудного выбора между заявителями, которые все были очень достойны и интересны, решение принято – этим городом стал Дурбан (ЮАР). Делегация ЮАР ликовала; ее представители сердечно поблагодарили руководство ИФЛА за оказанную честь. (Настало время выбирать место проведения ИФЛА–2008. Конкурс уже объявлен. Как показывает практика организации генеральных конференций ИФЛА, этого срока едва хватает на достойную подготовку и городу, и стране в целом.)

Последним на церемонии закрытия выступил Дерек Ло (Derek Law), один из руководителей НОК. Он поднялся на сцену вместе со своими коллегами – все были в национальных шотландских костюмах и выглядели великолепно. Они исполнили старинную шотландскую песню, которой подпевал, как мог, весь зал, взявшись за руки.

И наконец, Кристин Дешан официально закрыла 68-ю Генеральную конференцию ИФЛА, Дерек Ло попрощался со всеми по-шотландски, и весь зал аплодисментами, стоя, благодарил добрую старую Шотландию за гостеприимство, за прекрасные дни, проведенные здесь.

 

Список литературы

Campbell, Harry C. IFLA: Library Universality in a Divided World. // IFLA Journal. 2002. Vol. 28, N 3. P. 118-135.

IFLA. 75-th Anniversary. Glasgow, 2002. 12 p.

IFLA Express. 2002. N 3-7.

Weider, Joachim. IFLA's First Fifty Years a reprise // IFLA Journal. 2002. Vol. 28, N 3. P. 107-117.

Дивногорцев А. Россиянки в Италии // Библиотека. 2002. № 8. С. 61-63.

  
На главную