Научные и технические библиотеки №10 2003 год
Содержание:

Литвинова Н.Н. Российские библиотеки в современной языковой ситуации

Бородина С.Д. Трудный ответ на простой вопрос, или вновь о системе Библиотека

Белюкин В.А., Хургин В.М. Основные направления деятельности публичных центров правовой информации

Калюжная Т.А. Организация использования электронных изданий на компакт-дисках в ГПНТБ СО РАН

Павлова Н.П. Сборник «Научные и технические библиотеки» и Международная конференция «Крым» – направления сотрудничества


ЮБИЛЕИ

Езова С.А. О портрете библиотечного интеллигента. (К 65-летию Ю.Н. Столярова)

Жарова Т.Г. Библиотека Хабаровского государственного технического университета: история, современность, перспективы


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Дивногорцев А.Л. Обращение к истории


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Щербинина Г.С. XVI Зональная научно-практическая конференция вузовских библиотек Уральского региона


Вестник Ассоциации ЭБНИТ. Выпуск 2

Ежегодная конференция Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий. Обзор работы


Система автоматизации библиотек ИРБИС – на Десятой юбилейной конференции "Крым – 2003"

Дунаевская С.М., Сорокина Л.В. Система автоматизации библиотек ИРБИС: итоги развития информационно-технологического обеспечения

Сбойчаков К.О. Перспективы развития ИРБИС: применение системы смыслового анализа текстов для создания полнотекстовых хранилищ знаний в современной библиотеке

Карауш А.С., Копытков Д.Ю. Программное обеспечение корректора электронного каталога системы ИРБИС

Карауш А.С., Копытков Д.Ю. Программное обеспечение для автоматической синхронизации баз данных системы ИРБИС

Аслитдинова А.А. ИРБИС в Таджикистане: перспективы и трудности

Шкира И.В. Опыт работы АБИС ИРБИС в НТБ Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры

Комов Владимир Викторович


НАШИ АВТОРЫ


УДК 002:34

Белюкин В.А., Хургин В.М.

Основные направления деятельности
публичных центров правовой информации

Важным направлением работы публичных центров правовой информации (ПЦПИ) представляется просветительская деятельность, содействие гражданским инициативам. Общество хочет знать законы и влиять на процессы их создания.

Одним из возможных вариантов участия граждан в законотворческом процессе может быть открытие общественной приемной гражданской законодательной инициативы в рамках действующих ПЦПИ. Логичным будет и организация информационных и дискуссионных клубов для обсуждения широкого спектра правовых проблем с участием профессиональных юристов, представителей органов власти и управления, правозащитных организаций. Таким образом, ПЦПИ смогут стать проводниками процессов развития правовой и политической культуры.

Например, ПЦПИ Мурманской государственной областной универсальной библиотеки совместно с областной налоговой инспекцией провели день правовой информации «Твоя налоговая декларация» для представителей малого и среднего бизнеса. Библиотека представила свои правовые базы, а предприниматели получили возможность составить налоговую декларацию в электронной форме.

В августе 2000 г. на базе Смоленской областной универсальной библиотеки открылся клуб потребителей «Компас», организованный при участии городского управления торговли, услуг и защиты прав потребителей и редакции газеты «Смоленский курьер». Заседания клуба проходят ежемесячно как в самой библиотеке, так и на предприятиях, в учебных заведениях и районных библиотеках. Для участия в работе клуба приглашаются специалисты городского жилищно-коммунального хозяйства, областного центра контроля качества и сертификации лекарственных средств, руководители частных предприятий, директора аптек и магазинов. Проведены дни специалистов и дни информации по таким темам, как судебная власть в обновляющейся России, новое в юридической науке и практике, адвокат в уголовном процессе; права человека в истории человечества и в современном мире; правовая литература и использование информационных технологий для некоммерческих организаций и др.

Верхневилюйский ПЦПИ Республики Саха (Якутия) регулярно проводит «круглые столы» по актуальным темам с привлечением специалистов пенсионной службы, отдела занятости населения администрации улуса. ПЦПИ г. Нерюнгри, крупнейшего промышленного центра Республики Саха (Якутия), организовал на предприятиях бригадно-правовой абонемент, бесплатно информирующий рабочих о новинках законодательства. В частности, с его помощью изучены 29 правовых документов, в том числе и трудовой кодекс.

ПЦПИ Ярославской областной универсальной научной библиотеке им. Н.А. Некрасова использует различные формы правового просвещения: правовой всеобуч для населения, дни специалиста, публикацию информационных заметок в областной газете «Голос профсоюзов» под рубрикой «Новое в законодательстве», форумы на сайте библиотеки (www.rlib.yar.ru).

Особо следует отметить опыт работы ПЦПИ Белгородской государственной универсальной научной библиотеки, установившего контакты с общественными правозащитными организациями: Союзом ветеранов Афганистана, Белгородской региональной общественной организацией переселенцев «Пристань», Объединением жертв незаконных политических репрессий, Советом ветеранов ВОВ, Комитетом солдатских матерей.

ПЦПИ Брянской областной универсальной научной библиотеки издает информационный бюллетень «Новости ЦПИ». Тематика каждого выпуска определяется по результатам опроса пользователей ПЦПИ с учетом предложений библиотек города и области. Уже вышли «Вопросы местного самоуправления», «Права и свободы человека и гражданина», «Выборы. Избирательная система», «Законодательство Российской Федерации по вопросам культуры и искусства (1997 – I кв. 2000г.)». Ряд бюллетеней готовится совместно с информационными бюллетенями областного ЦНТИ. Публикуемые материалы снабжены ссылками на печатные источники, доступные пользователям. В конце каждого бюллетеня предлагаются рекомендательные списки литературы.

Общественная приемная гражданской законодательной инициативы Тульской областной универсальной научной библиотеки предполагает «заочную» связь с областной администрацией и думой. Каждый желающий может в письменной форме высказать свои предложения и замечания в отношении законодательных и нормативно-правовых актов региона, поделиться своими трудностями в использовании на практике того или иного документа. Областная администрация анализирует эти материалы и использует их при формировании нормативно-правовой базы. Официальное периодическое издание «Вестник Администрации Тульской области» намерено регулярно публиковать аналитические обзоры материалов приемной.

Опыт работы ПЦПИ Смоленской ОУБ показал, что мало предоставлять правовую информацию, необходимо также повышать и правовую грамотность населения. В 1999 г. на базе ПЦПИ разработан цикл мероприятий по повышению правовой культуры школьников. При подготовке занятий используются видеокурсы, выпущенные Российским фондом правовых реформ (РФПР).

Исследовав динамику деятельности Информационно-правового центра для детей и подростков, открытого 27 сент. 2000 г. в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина (С.-Петербург), специалисты отмечают следующие преимущества самостоятельной юридической (правовой) библиотеки для детей и юношества:

  • создание многопрофильных модулей внутри правовой библиотеки (консультационный кабинет, справочная служба, служба «Консультант-юрист», служба «Семья и право», SOS – кризисный отдел);

  • функционирование внутрисистемных подразделений (школа юного правоведа, кафедра службы занятости детей и подростков, библиотечный правовой лекторий и др.);

  • выделение информационно-правового фонда, создание условий для проведения съездов и слетов актива, сессий детского парламента.

В Томской областной детско-юношеской библиотеке с сентября 2001 г. работает «Школа юного правоведа», в которой занимаются дети 12–16 лет. Руководит школой директор учебно-методического центра регионального отделения комиссии по правам человека. Формы подачи материала самые различные: дискуссии, самостоятельная работа и анализ, отработка навыков по защите прав человека в конкретных ситуациях, групповые и индивидуальные занятия, игры, изобразительное творчество.

Разработанная Ординской центральной детской библиотекой (Пермская область) и реализуемая с 2000 г. программа «Библиотека – центр правовой культуры детей» обеспечивает развитие правовой грамотности у детей различных социальных категорий; правовую адаптацию детей, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации; выработку навыков обращения детей за правовой помощью и поддержкой.

ПЦПИ с самого начала своей деятельности часто рассматриваются гражданами как некая структура, где можно получить бесплатную юридическую помощь. Попытки (справедливые!) библиотекарей, работающих в центрах, отделить информационную правовую помощь (поиск нормативных актов, предоставление их копий и т.п.) от собственно юридических консультаций вызывают некоторое недоумение, а зачастую и претензии. Посетители считают, что их ввели в заблуждение, разочаровываются и теряют интерес к ПЦПИ. Последнее обстоятельство явилось дополнительным толчком к тому, что многие библиотеки стали заключать договоры о предоставлении бесплатной юридической помощи с разного рода общественными объединениями молодых юристов и студентов юридических вузов. Кроме того, в МГУКИ на кафедре «Библиотековедение» введена новая специализация «Библиотечно-информационное обеспечение в области права».

Опыт показывает, что формы оказания юридической помощи могут быть как коллективными, так и индивидуальными (персо­нифи­цированными). К числу первых можно отнести тематические читательские конференции, семинары, «круглые столы» и др.; диалог «читатели–юристы», реализуемый в форме ответов на наиболее типичные, часто задаваемые вопросы и доведения их до всеобщего сведения всеми возможными способами – размещением на специальном стенде ПЦПИ, в консультационных разделах правовых баз данных, периодических изданиях правового характера, на сайтах в Интернете.

Что касается индивидуальных форм, то система оказания юридической помощи социально незащищенным, малоимущим гражданам развивается в нашей стране несколько сумбурно. Основная причина – недостаток информации и отсутствие координации этой деятельности (вот здесь-то и пригодится тот корпоративный центр, о котором говорилось в нашей статье «Практический опыт создания публичных центров правовой информации», опубликованной в предыдущем номере сборника).

Вместе с тем ПЦПИ вовсе не призваны конкурировать с уже существующими юридическими службами, так как правовая помощь, оказываемая центрами, имеет свою специфику. Обслуживание посетителей ПЦПИ – это по существу совместный труд библиотекаря, консультанта и клиента над текстами нормативно-правовых актов, в процессе которого последний учится пониманию языка права, усваивает определенную сумму правовых знаний и приобретает навыки применения на практике тех или иных положений законодательства для защиты своих интересов.

Посетители ПЦПИ, в том числе и самостоятельно работающие с правовой информацией, нуждаются в консультациях профессиональных юристов. Недостаточно и неэффективно просто обеспечить доступ к юридическому тексту или нормативному акту; необходимо их толкование, т.е. разъяснение смысла и содержания правовых норм. Зачастую пользователи не формулируют запрос, а описывают ситуацию, заставившую их обратиться за помощью в ПЦПИ, который воспринимается как некое учреждение, близкое по своим задачам к юридической консультации, но более доступное и достаточно профессиональное.

Многие ПЦПИ заключили соглашения о бесплатной юридической помощи с Молодежным союзом юристов Российской Федерации, межрегиональным молодежным общественным объединением «Институт муниципальной правовой защиты», юридическими вузами.

С ноября 2000 г. в ПЦПИ Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) бесплатную юридическую консультацию оказывают студенты юридического факультета Якутского государственного университета, а с июля 2001 г. – юристы ЗАО «Юридический центр».

Посетители общественной юридической приемной, организованной на базе ПЦПИ Тульской ОУНБ, только за первое полугодие 2001 г. получили 430 консультаций юриста центра и студентов юридического факультета Тульского государственного университета.

Российская национальная библиотека заключила договор о некоммерческом партнерстве с «Юридической консультацией Платонова». Большую помощь РНБ оказывает и студенческая юридическая консультация С.-Петербургского государственного университета «Юридическая клиника».

В ПЦПИ Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина функционирует бесплатная юридическая консультация для всех категорий пользователей. Первое время ее проводили студенты выпускных курсов юридических факультетов, сейчас удалось привлечь к этой деятельности и практикующих юристов со статусом адвокатов.

ПЦПИ Национальной библиотеки Чувашии привлекает социально незащищенных и мало обеспеченных граждан тем, что позволяет наряду с правовой информацией получать и бесплатные юридические консультации адвокатов – членов гильдии российских адвокатов, работающих в библиотеке по договору. Немало добрых слов в свой адрес заслужили и студенты-практиканты, организовавшие студенческую общественную приемную по общим юридическим вопросам и правам потребителей.

В общественной юридической приемной ПЦПИ Ярославской ОУНБ им. Н.А. Некрасова профессиональные адвокаты проводят бесплатные юридические консультации по различным вопросам права. То, что прием осуществляется профессионалами, повышает доверие пользователей и способствует формированию положительного образа библиотеки среди читателей. Это подчеркивается и тем, что за время работы приемной не поступило ни одной рекламации.

«Институт муниципальной правовой защиты» организовал в ПЦПИ Рязанской ОУНБ общественную приемную для оказания разнообразной юридической помощи.

В ПЦПИ Смоленской области граждан консультируют юристы областного филиала Юридического института МВД России, Смоленского колледжа экономики и права и областной ассоциации молодых юристов. В ПЦПИ Смоленской ОУБ профессиональный юрист непосредственно включен в штат библиотеки. Как отмечает заведующая центром, с приходом специалиста резко возросло количество обращений за юридической помощью.

В ПЦПИ Российской государственной библиотеки силами двух объединений молодых юристов («Институтом муниципальной правовой защиты» и Молодежным союзом юристов Российской Федерации) организованы и успешно проводятся еженедельные бесплатные консультации. Они внимательно анализируются и обобщаются опытными библиографами – сотрудниками центра, которые помогают молодым юристам в овладении методикой поиска необходимых документов, работе с ретроспективной частью фонда официальных изданий.

В конце 1999 г. в РГБ открылся филиал ПЦПИ – правовой консультационный пункт, в котором можно получить любую информацию, даже не записываясь в библиотеку.

В сентябре 1999 г. в ПЦПИ Тамбовской ОУНБ на основе соглашения с Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина открыта общественная юридическая приемная. Возможность применить полученные знания на практике предоставлена всем студентам 4-го курса юридического факультета.

С 18 сент. 2000 г. при ПЦПИ Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова действует консультационная юридическая служба, в которой правовую помощь пользователям библиотеки и жителям города и области оказывают волонтеры – студенты старших курсов юридического факультета Кемеровского государственного университета (КемГУ). Деятельность службы осуществляется на основании «Соглашения о сотрудничестве между ОНБ им. В.Д. Федорова и КемГУ» и приказа ректора вуза «О направлении студентов IV курса дневного отделения юридического факультета для прохождения практики». С 18 сент. 2000 г. по 1 июня 2002 г. студенты-волонтеры выполнили 1 638 консультаций по различным отраслям права. Подобная модель ПЦПИ предполагает ее дальнейшее развитие.

Кемеровская ОНБ им. В.Д. Федорова подписала договор с городским классическим лицеем, в соответствии с которым учащиеся юридических классов – будущие студенты юридического факультета КемГУ – получают возможность знакомиться с правовыми поисковыми системами, юридическими документами, определяющими те или иные нормы права, и применять новые знания на практике, консультируя граждан под патронажем волонтеров.

В Центральной библиотеке Соликамска, а также в ее филиалах силами Соликамского отделения Пермского правозащитного центра еженедельно проводятся бесплатные консультации квалифицированного юриста.

Новомосковская центральная городская библиотека (Тульская область) заключила договор с городским юридическим колледжем о совместной работе в общественной юридической приемной, где жители города и района получают бесплатную правовую помощь.

 

Наблюдения показывают, что по уровню правовой грамотности и целям обращения посетителей ПЦПИ можно разделить на две группы [1].

Первая (наиболее многочисленная) – граждане, никогда не сталкивающиеся с правом и правосудием, не ориентирующиеся в системе российского законодательства. Попав в сложную ситуацию, они надеются на получение квалифицированного совета и помощи в разрешении возникших перед ними проблем.

Вторая – граждане, имеющие определенные навыки работы с правовой информацией, уже изучившие доступные им нормативно-правовые акты и комментарии к ним. В ПЦПИ они обращаются с просьбой помочь грамотно подобрать и оформить необходимые документы для передачи своих дел в суд, а иногда высказывают пожелания о представлении их интересов в суде.

На практике консультанты сталкиваются с еще одной категорией граждан, которые, не добившись положительных результатов в судах различных инстанций (от районного до Верховного Суда Российской Федерации), прибегают к услугам юристов для получения разъяснения о порядке рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации и Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

 

Практические результаты деятельности ПЦПИ дают основания для следующих выводов [2].

  1. ПЦПИ становятся общественными центрами, в которых граждане могут высказывать свои предложения и претензии к местным законам и иным нормативным актам. Деятельность центров в качестве посредников между властными структурами и населением способна оказать влияние на гражданские позиции россиян и содействовать их вовлечению в активную общественную жизнь. Таким образом, создаются предпосылки для превращения ПЦПИ в цивилизованную трибуну для законотворческих дискуссий граждан и общественных объединений и творческую мастерскую для развития законодательной базы региона, способную оказать серьезное влияние на повышение правосознания и правовой культуры населения.

  2. Пользователи ПЦПИ, в том числе и самостоятельно работающие с правовой информацией, нуждаются в консультациях профессиональных юристов. Недостаточно и неэффективно просто обеспечить доступ к юридическому тексту или нормативному акту; необходимо их толкование, т.е. разъяснение смысла и содержания правовых норм. Большую помощь в этом оказывают молодые юристы, студенты юридических вузов и их ассоциации, для которых подобная деятельность – хорошая профессиональная практика.

  3. Располагая огромной армией читателей – пользователей правовой информации, ПЦПИ могут сами совершенствовать правовые базы и обеспечивать организацию информационного взаимодействия между системами правовой информации разных уровней.

 

Список литературы

  1. Козельцева Н.Е. Юридическое консультирование населения // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и К°, 2000. С. 107–110.

  2. Хургин В.М. О публичных центрах правовой информации // Информационное общество, 2000, № 5. С. 18–27.

 

Фактические материалы для данной статьи почерпнуты из следующих источников:

Агашина И.В., Кузнецова Г.Л. Пропуск в мир права и закона: Центр правовой информации: Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания "Кодекс"», 2002.

Алексеева Ж.В. Моделирование информационных потребностей пользователей Публичного центра правовой информации: Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // Там же.

Артюх Н.А. Опыт работы волонтерской службы при Центре правовой информации в Кемеровской ОНБ им. В.Д. Федорова: Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // Там же.

Баскакова С.З. Электронная юридическая библиотека в библиотеке: Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // Там же.

Бучнева Г.С. Мобильные правовые библиотеки на пути к сельским жителям // Библиотеки в контексте российских гражданских и правовых реформ: Всерос. науч.-практ. конф., 21–25 окт. 2002 г., Пермь. Сост. О.С. Орлова. Пермь, 2002. С. 88–92.

Герасимова Е.П. Реализация программы «Организация публичных центров правовой информации в Республике Саха (Якутия) 2000–2001 годы»: Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания "Кодекс"».

Горовая Г. С. Об организации и деятельности ЦПИ в Смоленской ОУБ // Ориентиры культурной политики. 1999. № 1. С. 78–81.

Жильцова О. Развитие сотрудничества библиотек и профессиональных юристов по правовому информированию и повышению правовой культуры населения // Создание публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек Москвы. М.: ЦБС «Киевская», 2000. С. 48–51.

Зайкова Н.М. О программе создания региональной сети публичных центров правовой информации в Республике Саха (Якутия): Материалы Всерос. форума «Власть и общество: проблемы публичного доступа к официальной информации в Российской Федерации», Москва, 24–26 июня 2002 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания "Кодекс"».

Конюхова М. В. Центр правовой информации Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского г. Санкт-Петербурга // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и К°, 2000. С. 64–68.

Королева Л. И. Выступление на коллегии Министерства культуры РФ по вопросу «О результатах и перспективах программы «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек» //Там же. С.148–152.

Леонова Л.Л. Библиотека и правовая информация: результаты и перспективы (права человека в современном пространстве): Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания "Кодекс"».

Леонова Л.Л. Сотрудничество публичного центра правовой информации Тульской областной универсальной научной библиотеки с органами местного самоуправления // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и К°, 2000. С. 97–101.

Новикова Н.А. Публичный центр правовой информации Национальной библиотеки Чувашии // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и К°, 2000. С. 61–63.

Палачева Л.И. Основные категории и характеристика запросов пользователей Центра правовой информации Рязанской областной универсальной научной библиотеки // Там же. С. 75–77.

Рожкова Н.П. О создании публичных центров правовой информации на базе библиотек Белгородской области: Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания "Кодекс"».

Сухова О.В. Публичный центр правовой информации Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы // Публичные центры правовой информации на базе общедоступных библиотек. Тула: Гриф и К°, 2000. С. 131–137.

Тихонова Е.В. Публичный центр правовой информации Российской национальной библиотеки как методический центр // Там же. С. 126–130.

Тихонова Е.В. Центры правовой информации в библиотечно-информационном пространстве: Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания "Кодекс"», 2002.

Храмцова Н.Е. Воспитание правовой культуры должно начинаться с детства: Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // Там же.

Цыганков В.Л., Артюх Н.А. Библиотека и информация // Библиотеки в контексте российских гражданских и правовых реформ: Всерос. науч.-практ. конф., 21–25 окт. 2002 г., Пермь. Сост. О.С. Орлова. Пермь, 2002. С. 50–57.

Чичерина Н.Г. Библиотека. Права ребенка: проблемы и решения // Там же. С. 127–135.

Шевченко И.Н. Краснодарский центр правовой информации: итоги деятельности за два года, перспективы развития: Выступление на II Всерос. совещ. руководителей ПЦПИ в субъектах РФ. Тула, 18–20 сент. 2001 г. // CD–ROM «Центры правовой информации. Документы и материалы», Российский фонд правовых реформ, ЗАО «Информационная компания ²Кодекс²», 2002.

Шутемова Н.И. Библиотека – центр правовой культуры детей // Библиотеки в контексте российских гражданских и правовых реформ: Всерос. науч.-практ. конф., 21–25 окт. 2002 г., Пермь. Сост. О.С. Орлова. Пермь, 2002. С. 145–150.

  
На главную