Проанализированы результаты
исследований «Читатель и Интернет» и «Роль
библиотеки в грядущем информационном
обществе», проведенных Научной библиотекой
Байкальского государственного
университета экономики и права в 2003 г.
В настоящее время в России и за
рубежом проводится много исследований по
проблемам влияния Интернета на общество. Их
результаты освещаются в специальной прессе.
Так, комплексный обзор отечественных и
зарубежных исследований по теме «Исследования
Интернета в психологии» дает А.Е.
Войскунский [1]. С
фундаментальными Интернет-исследованиями
в Рунете за 1999–2002 г. знакомит Фонд «Общественное
мнение» (http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=2837731).
Статистическую информацию об аудитории
российского сегмента Интернета
представляют компании Spylog.ru(http://www.spylog.ru),
RAMBLER (http://rumetrice.rambler.ru),
MAIL
(http://mail.ru).
Международный исследовательский проект VELHAM
посвящен изучению специфики психического
развития в условиях применения компьютеров
и компьютерных сетей. Результаты
индивидуальных исследований опубликованы
в работах А.Е. Войскунского [2–4],
Н.В. Чудовой [5], О.Н. Арестовой [6,7],
М. Ли, Н. Деринса, В. Фриндте, Т. Келлера и др.
Актуальность
темы исследований обусловлена
необходимостью осмысления глобальных
процессов, которые ныне переживает земная
цивилизация. Информационная революция
превратила мировое общество в одну
огромную Вселенную, насытив человеческий
лексикон понятиями мировое
знание, мировой разум. Произошел распад
старых замкнутых структур и их слияние «в
новое, вселенское вместилище, доступное для
всех и обязанное своим существованием всем»
[8].
Кардинальным развитием сферы
услуг информационная революция привнесла в
человеческое общество культ сегодняшнего
момента, повышение жизненного уровня любой
ценой и как результат перечисленного –
ослабление моральных норм. Ей же мы обязаны
становлением и развитием новой среды
обитания, в которой индивиды могут успешно
взаимодействовать между собой. С
возникновением Интернета информационная
среда «воплотилась в реальный образ,
сформировала вокруг себя новый иллюзорный
мир символов» и стала условно называться «киберпространством»
[9].
Экологические пространства
Интернета безграничны и удачно описаны А.Е.
Войскунским в [2], где
Интернет предстает как общедоступная
библиотека, настольное издательство, среда
обмена электронной почтой, среда
асинхронных обсуждений, среда синхронных
чатов, среда групповых ролевых игр, среда «метамиров»,
среда, объединяющая «интерактивное
видоизображение вместе с передачей
голосовых сообщений». С современной точки
зрения Интернет представляет собой
семиотическое (знаковое) опосредование
действительности, являясь наиболее
усовершенствованным инструментом и
орудием труда.
Библиотека, в свою очередь, –
тоже искусственно созданная среда обитания,
хранилище знаний, какими бы символами эти
знания ни выражались, включая и сам
Интернет. Она создает рынок значимой
информации для удовлетворения
потребностей общества и отдельных
индивидов в информационных продуктах и
услугах, организует международный обмен
культурными, образовательными и научно-техническими
знаниями, формирует системы обеспечения
прав граждан и социальных институтов на
свободное получение, распространение и
использование этих знаний, участвует в
создании единого информационно-коммуникационного
пространства.
Научная библиотека
Байкальского государственного
университета экономики и права (НБ БГУЭП)
систематически проводит научные
исследования. Их результаты освещаются в
прессе (например [10]).
По результатам исследований «Читатель
и Интернет» и «Роль библиотеки в грядущем
информационном обществе» сделаны выводы о
безальтернативности деятельности
библиотеки в пространстве вуза,
осуществлен анализ работы студентов и
аспирантов в киберпространстве и показана
ее мотивация.
В качестве
инструментов исследований использовались
три анкеты (одна открытая и две закрытых),
собеседования, интервью в читальных залах
НБ БГУЭП. Участие в опросах было
добровольным.
Проанализированы ответы 195
студентов и аспирантов в возрасте от 17 до 30
лет. Они посещают библиотеку (данные в
процентах к числу опрошенных):
Частота посещений
Студенты
Аспиранты
Ежедневно
26
12
Еженедельно
60
44
Ежемесячно
10
36
1 раз в семестр
2
8
2 раза в год
2
0
На вопрос, сохранится ли
библиотека в информационном обществе как
определенное место в пространстве,
утвердительно ответили 77% студентов и 88%
аспирантов.
Отношение к библиотекарям: 33%
студентов и 60% аспирантов считают
библиотекарей «инженерами общества знаний»,
а 67% студентов и 40% аспирантов – «обслуживающим
персоналом».
30% студентов и 24% аспирантов
полагают, что компьютер в информационном
обществе сможет полностью заменить
библиотекаря; 47% студентов и 52% аспирантов
убеждены в том, что «железки» лишь частично
его заменят; 21% студентов и 24% аспирантов
отрицательно ответили на этот вопрос; 2%
студентов затрудняются с ответом.
Время работы наших респондентов
в киберпространстве в среднем составляет
два-три часа при каждом посещении. Частота
посещений (в процентах к общему числу
опрошенных):
ежедневно
– 18,
4
раза в неделю – 30,
еженедельно
– 23,
1
раз в месяц – 28.
В основе работы студентов и
аспирантов БГУЭП в Интернете лежат
следующие виды мотивов (в процентах к
общему числу опрошенных):
Выделенные виды мотивов
представляют собой некоторые составляющие
мотивационной направленности читателей в
Интернете: познавательную, развивающую,
коммуникативную, продуктивную и
коммерческую.
Ниже приведены виды
деятельности, в которых наши респонденты
реализуют содержательную направленность
своих интересов (в процентах к числу
опрошенных).
Виды деятельности
Студенты
Аспиранты
Электронный
бизнес
–
12
Поиск
высокооплачиваемой работы
–
4
Оформление
документов на участие в грантовых
конкурсах
4
–
Выполнение
сложных справок
28
30
Изучение
иностранных языков
12
11
Пользование
электронной библиотекой
28
32
Комплектование
домашней библиотеки
36
14
Тиражирование
книг из бесплатных библиотек
16
2
Получение
почтовых рассылок
32
23
Личная
переписка
70
30
Введение
домашней странички в Интернете
4
–
Издание
своих произведений в Интернете
2
–
Работая в Интернете,
рассчитывают повысить: материальный
достаток – 16% студентов и 2% аспирантов;
профессиональный уровень – 65% студентов и
69% аспирантов; должностной статус – 10%
студентов; уважение коллег – 5% студентов и
2% аспирантов. Не возлагают больших надежд
на виртуальную среду 4% студентов и 17%
аспирантов.
На вопрос, какие дополнительные
виды деятельности удалось освоить с
помощью Интернета, получены ответы:
библиотекаря – 3% аспирантов; рекламного
агента – 4% студентов; менеджера – 4%
студентов и 1% аспирантов; веб-дизайнера,
программиста – 13% студентов и 2% аспирантов;
литератора – 2% студентов.
Таким образом, Интернет как
среда свободного общения, познания и игры
реализует различные личные интересы
пользователей несколькими видами
деятельности в киберпространстве. Первая –
размещение домашних страничек в Интернете
с возможностями общения на уровне
автокоммуникаций и дискуссий. Вторая –
участие в Интернет-конференциях, форумах.
Третья – деловая и
личная переписка. Четвертая – обучение в
виртуальных образовательных учреждениях;
изучение иностранных языков, методов
техники скорочтения, техники печати;
самиздат и т.д.
Кроме автокоммуникации и
дискуссионной коммуникации, по мнению Н.В.
Чудовой [5], в
Интернет-среде присутствуют коммуникации
псевдонимов и анонимности. Они позволяют
воспринимать «жителя Интернета» как
личность Интернет-сообщества, стирая
уровни общения по расовому, языковому,
социальному, религиозному и другим
принципам. «Граница личности есть граница
семиотическая», – писал Ю.М. Лотман [11].
В условиях оперирования
гипертекстовыми структурами далеко не
каждый читатель «выходит» из виртуальной
среды, испытывая положительные эмоции от
общения с нею. На вопрос, удовлетворены ли
Вы полнотой выполнения справок в Интернете,
72% респондентов ответили отрицательно. По
поводу удовлетворения читательских
запросов в НБ БГУЭП отрицательных ответов
немного – всего 7% от общего числа
опрошенных студентов.
Не могут осуществить
гипертекстовый поиск в Интернете по
причинам: многочисленности сайтов – 12%,
частоповторяющихся сайтов – 44%,
непредсказуемого отклика на запрос – 44% от
общего количества респондентов.
Эти цифры говорят о
недостаточном знании и опыте работы
читателей в виртуальной среде, о
необходимости усовершенствования
протоколов для обращения более чем к 5 млн.
веб-сайтов, о полезности присутствия
библиографа Интернет-ресурсов в Интернет-классах.
Есть необходимость увеличить количество
часов на проведение ББЗ по теме «Интернет-ресурсы
электронных библиотек», дополнить
страничку в Интернете некоторыми адресами
сайтов бесплатных электронных библиотек по
основным дисциплинам вуза, «оживить» эту
страничку онлайновой справкой «Спросите
специалиста».
На территории Иркутской области
вузовские библиотеки не объединены в
корпорацию. Геополитически наши читатели
оказались отрезанными от мира. Только
Интернет побеждает чувство одиночества и
открывает для читателей новые горизонты
общения, деятельности, самореализации, а
для библиотеки – колоссальнейшие фонды
знаний, орудие для их извлечения,
воспроизведения, производства и
дифференцированного распределения между
читателями.
Арестова О.Н. О
соотношении физических и смысловых
параметров коммуникативного пространства/
Арестова О.Н., Пахомов И.А. //Вопр. психологии.
2002. № 2. С. 112–123.
Арестова О.Н. и
др. Психологическое исследование мотивации
пользователей Интернета [Электронный
ресурс]/ Арестова О.Н., Бабанин Л.Н.,
Войскунский А.Е.// http://psychology.ru/internet/ecology/02.stm.
Белл Д. Грядущее
постиндустриальное общество: Опыт
социального прогнозирования: Пер. с англ./ Д.
Белл; Под ред. В.Л. Иноземцева. М: Academia, 1999. 956 c.
Колин К.К.
Проблемы информационной цивилизации:
виртуализация общества/ К.К. Колин//
Библиотековедение. 2002. № 3. С. 48–57.
Кожевникова Е.С.
Читатель вузовской библиотеки в грядущем
цифровом обществе: Социально-психологические
последствия информатизации библиотек/ Е.С.
Кожевникова// Науч. и техн. б-ки. 2002. № 12. С.
46–50.
Лотман Ю.М.
Внутри мыслящих миров/ Ю. Лотман. М., 1996.