Научные и технические библиотеки №11 2003 год
Содержание:

Суслова И.М., Кармовский В.В. Библиотечный менеджмент: полемика и реальность

Гончаров М.В., Земсков А.И.  Причины посещения веб-сайта ГПНТБ России. Часть I. Информационные и технологические ресурсы ГПНТБ России

Юшина О.Л. Информационно-психологическая безопасность: библиотековедческий аспект (по материалам зарубежной литературы)

Кожевникова Е.С. Библиотека и Интернет

Абызгильдин А.Ю. Электронная библиотека в вузе

Джаксо П.  Идентификатор цифрового объекта


Обзор газеты “Information World Review”
(Dec. 2002)

Демпси К. Глядя в будущее

Грин Д. Когда сеть сама начнет думать


ЮБИЛЕИ

Авраева Ю.Б. И педагог, и ученый. (К юбилею С.А. Езовой)

Стрельникова А.Г., Карнуп И.Н. Санкт-Петербургская ЦНСХБ: вчера, сегодня, завтра

Михайловская Н.В. Знакомьтесь: Научная библиотека Новосибирского государственного педагогического университета.
(К 65-летию библиотеки)


НАШИ
АВТОРЫ


УДК 025:65.011.56

Кожевникова Е.С.

Библиотека и Интернет

Проанализированы результаты исследований «Читатель и Интернет» и «Роль библиотеки в грядущем информационном обществе», проведенных Научной библиотекой Байкальского государственного университета экономики и права в 2003 г.

В настоящее время в России и за рубежом проводится много исследований по проблемам влияния Интернета на общество. Их результаты освещаются в специальной прессе. Так, комплексный обзор отечественных и зарубежных исследований по теме «Исследования Интернета в психологии» дает А.Е. Войскунский [1]. С фундаментальными Интернет-исследованиями в Рунете за 1999–2002 г. знакомит Фонд «Общественное мнение» (http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=2837731). Статистическую информацию об аудитории российского сегмента Интернета представляют компании Spylog.ru (http://www.spylog.ru), RAMBLER (http://rumetrice.rambler.ru), MAIL (http://mail.ru). Международный исследовательский проект VELHAM посвящен изучению специфики психического развития в условиях применения компьютеров и компьютерных сетей. Результаты индивидуальных исследований опубликованы в работах А.Е. Войскунского [24], Н.В. Чудовой [5], О.Н. Арестовой [6,7], М. Ли, Н. Деринса, В. Фриндте, Т. Келлера и др.

Актуальность темы исследований обусловлена необходимостью осмысления глобальных процессов, которые ныне переживает земная цивилизация. Информационная революция превратила мировое общество в одну огромную Вселенную, насытив человеческий лексикон понятиями мировое знание, мировой разум. Произошел распад старых замкнутых структур и их слияние «в новое, вселенское вместилище, доступное для всех и обязанное своим существованием всем» [8].

Кардинальным развитием сферы услуг информационная революция привнесла в человеческое общество культ сегодняшнего момента, повышение жизненного уровня любой ценой и как результат перечисленного – ослабление моральных норм. Ей же мы обязаны становлением и развитием новой среды обитания, в которой индивиды могут успешно взаимодействовать между собой. С возникновением Интернета информационная среда «воплотилась в реальный образ, сформировала вокруг себя новый иллюзорный мир символов» и стала условно называться «киберпространством» [9].

Экологические пространства Интернета безграничны и удачно описаны А.Е. Войскунским в [2], где Интернет предстает как общедоступная библиотека, настольное издательство, среда обмена электронной почтой, среда асинхронных обсуждений, среда синхронных чатов, среда групповых ролевых игр, среда «метамиров», среда, объединяющая «интерактивное видоизображение вместе с передачей голосовых сообщений». С современной точки зрения Интернет представляет собой семиотическое (знаковое) опосредование действительности, являясь наиболее усовершенствованным инструментом и орудием труда.

Библиотека, в свою очередь, – тоже искусственно созданная среда обитания, хранилище знаний, какими бы символами эти знания ни выражались, включая и сам Интернет. Она создает рынок значимой информации для удовлетворения потребностей общества и отдельных индивидов в информационных продуктах и услугах, организует международный обмен культурными, образовательными и научно-техническими знаниями, формирует системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование этих знаний, участвует в создании единого информационно-коммуникационного пространства.

Научная библиотека Байкальского государственного университета экономики и права (НБ БГУЭП) систематически проводит научные исследования. Их результаты освещаются в прессе (например [10]).

По результатам исследований «Читатель и Интернет» и «Роль библиотеки в грядущем информационном обществе» сделаны выводы о безальтернативности деятельности библиотеки в пространстве вуза, осуществлен анализ работы студентов и аспирантов в киберпространстве и показана ее мотивация.

В качестве инструментов исследований использовались три анкеты (одна открытая и две закрытых), собеседования, интервью в читальных залах НБ БГУЭП. Участие в опросах было добровольным.

Проанализированы ответы 195 студентов и аспирантов в возрасте от 17 до 30 лет. Они посещают библиотеку (данные в процентах к числу опрошенных):

Частота посещений

Студенты

Аспиранты

Ежедневно

26

12

Еженедельно

60

44

Ежемесячно

10

36

1 раз в семестр

2

8

2 раза в год

2

0

На вопрос, сохранится ли библиотека в информационном обществе как определенное место в пространстве, утвердительно ответили 77% студентов и 88% аспирантов.

Отношение к библиотекарям: 33% студентов и 60% аспирантов считают библиотекарей «инженерами общества знаний», а 67% студентов и 40% аспирантов – «обслуживающим персоналом».

30% студентов и 24% аспирантов полагают, что компьютер в информационном обществе сможет полностью заменить библиотекаря; 47% студентов и 52% аспирантов убеждены в том, что «железки» лишь частично его заменят; 21% студентов и 24% аспирантов отрицательно ответили на этот вопрос; 2% студентов затрудняются с ответом.

Время работы наших респондентов в киберпространстве в среднем составляет два-три часа при каждом посещении. Частота посещений (в процентах к общему числу опрошенных):

ежедневно – 18,
4 раза в неделю – 30,
еженедельно – 23,
1 раз в месяц – 28.

В основе работы студентов и аспирантов БГУЭП в Интернете лежат следующие виды мотивов (в процентах к общему числу опрошенных):

познавательные – 94,
коммуникативные – 70,
игровые – 27,
деловые – 12,
самореализации – 3.

Выделенные виды мотивов представляют собой некоторые составляющие мотивационной направленности читателей в Интернете: познавательную, развивающую, коммуникативную, продуктивную и коммерческую.

 

Ниже приведены виды деятельности, в которых наши респонденты реализуют содержательную направленность своих интересов (в процентах к числу опрошенных).

Виды деятельности

Студенты

Аспиранты

Электронный бизнес

12

Поиск высокооплачиваемой работы

4

Оформление документов на участие в грантовых конкурсах

4

Выполнение сложных справок

28

30

Изучение иностранных языков

12

11

Пользование электронной библиотекой

28

32

Комплектование домашней библиотеки

36

14

Тиражирование книг из бесплатных библиотек

16

2

Получение почтовых рассылок

32

23

Личная переписка

70

30

Введение домашней странички в Интернете

4

Издание своих произведений в Интернете

2

Работая в Интернете, рассчитывают повысить: материальный достаток – 16% студентов и 2% аспирантов; профессиональный уровень – 65% студентов и 69% аспирантов; должностной статус – 10% студентов; уважение коллег – 5% студентов и 2% аспирантов. Не возлагают больших надежд на виртуальную среду 4% студентов и 17% аспирантов.

На вопрос, какие дополнительные виды деятельности удалось освоить с помощью Интернета, получены ответы: библиотекаря – 3% аспирантов; рекламного агента – 4% студентов; менеджера – 4% студентов и 1% аспирантов; веб-дизайнера, программиста – 13% студентов и 2% аспирантов; литератора – 2% студентов.

Таким образом, Интернет как среда свободного общения, познания и игры реализует различные личные интересы пользователей несколькими видами деятельности в киберпространстве. Первая – размещение домашних страничек в Интернете с возможностями общения на уровне автокоммуникаций и дискуссий. Вторая – участие в Интернет-конференциях, форумах. Третья –  деловая и личная переписка. Четвертая – обучение в виртуальных образовательных учреждениях; изучение иностранных языков, методов техники скорочтения, техники печати; самиздат и т.д.

 

Кроме автокоммуникации и дискуссионной коммуникации, по мнению Н.В. Чудовой [5], в Интернет-среде присутствуют коммуникации псевдонимов и анонимности. Они позволяют воспринимать «жителя Интернета» как личность Интернет-сообщества, стирая уровни общения по расовому, языковому, социальному, религиозному и другим принципам. «Граница личности есть граница семиотическая», – писал Ю.М. Лотман [11].

В условиях оперирования гипертекстовыми структурами далеко не каждый читатель «выходит» из виртуальной среды, испытывая положительные эмоции от общения с нею. На вопрос, удовлетворены ли Вы полнотой выполнения справок в Интернете, 72% респондентов ответили отрицательно. По поводу удовлетворения читательских запросов в НБ БГУЭП отрицательных ответов немного – всего 7% от общего числа опрошенных студентов.

Не могут осуществить гипертекстовый поиск в Интернете по причинам: многочисленности сайтов – 12%, частоповторяющихся сайтов – 44%, непредсказуемого отклика на запрос – 44% от общего количества респондентов.

Эти цифры говорят о недостаточном знании и опыте работы читателей в виртуальной среде, о необходимости усовершенствования протоколов для обращения более чем к 5 млн. веб-сайтов, о полезности присутствия библиографа Интернет-ресурсов в Интернет-классах. Есть необходимость увеличить количество часов на проведение ББЗ по теме «Интернет-ресурсы электронных библиотек», дополнить страничку в Интернете некоторыми адресами сайтов бесплатных электронных библиотек по основным дисциплинам вуза, «оживить» эту страничку онлайновой справкой «Спросите специалиста».

На территории Иркутской области вузовские библиотеки не объединены в корпорацию. Геополитически наши читатели оказались отрезанными от мира. Только Интернет побеждает чувство одиночества и открывает для читателей новые горизонты общения, деятельности, самореализации, а для библиотеки – колоссальнейшие фонды знаний, орудие для их извлечения, воспроизведения, производства и дифференцированного распределения между читателями.

 

Список литературы

  1. Войскунский А. Исследования Интернета в психологии [Электронный ресурс] / А. Войскунский //
    http://pubs.carnegie.ru/boks/2002/08_bis/10.asp.

  2. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета / А.Е. Войскунский // Вопр. философии. 2001. № 11. С. 64–79.

  3. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде [Электронный ресурс]/ А.Е. Войскунский//
    http://psychology.ru/internet/ecology/01.stm.

  4. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции [Электронный ресурс]/ А.Е. Войскунский//
    http://psychology.ru/internet/ecology/04.stm.

  5. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета»/ Н.В. Чудова// Психолог. журнал. 2002. Т.23, № 1.

  6. Арестова О.Н. О соотношении физических и смысловых параметров коммуникативного пространства/ Арестова О.Н., Пахомов И.А. //Вопр. психологии. 2002. № 2. С. 112–123.

  7. Арестова О.Н. и др. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета [Электронный ресурс]/ Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е.//
    http://psychology.ru/internet/ecology/02.stm.

  8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ./ Д. Белл; Под ред. В.Л. Иноземцева. М: Academia, 1999. 956 c.

  9. Колин К.К. Проблемы информационной цивилизации: виртуализация общества/ К.К. Колин// Библиотековедение. 2002. № 3. С. 48–57.

  10. Кожевникова Е.С. Читатель вузовской библиотеки в грядущем цифровом обществе: Социально-психологические последствия информатизации библиотек/ Е.С. Кожевникова// Науч. и техн. б-ки. 2002. № 12. С. 46–50.

  11. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров/ Ю. Лотман. М., 1996.

  
На главную