Научные и технические библиотеки №11 2003 год
Содержание:

Суслова И.М., Кармовский В.В. Библиотечный менеджмент: полемика и реальность

Гончаров М.В., Земсков А.И.  Причины посещения веб-сайта ГПНТБ России. Часть I. Информационные и технологические ресурсы ГПНТБ России

Юшина О.Л. Информационно-психологическая безопасность: библиотековедческий аспект (по материалам зарубежной литературы)

Кожевникова Е.С. Библиотека и Интернет

Абызгильдин А.Ю. Электронная библиотека в вузе

Джаксо П.  Идентификатор цифрового объекта


Обзор газеты “Information World Review”
(Dec. 2002)

Демпси К. Глядя в будущее

Грин Д. Когда сеть сама начнет думать


ЮБИЛЕИ

Авраева Ю.Б. И педагог, и ученый. (К юбилею С.А. Езовой)

Стрельникова А.Г., Карнуп И.Н. Санкт-Петербургская ЦНСХБ: вчера, сегодня, завтра

Михайловская Н.В. Знакомьтесь: Научная библиотека Новосибирского государственного педагогического университета.
(К 65-летию библиотеки)


НАШИ
АВТОРЫ


ЮБИЛЕИ

УДК 02(470)(092)

Авраева Ю.Б.

И педагог, и ученый
(К юбилею С.А. Езовой)

Светлана Андреевна Езова – «один из известных и уважаемых в России ученых-библиотековедов, которая фактически стала первооткрывателем целого направления в своей отрасли. Его можно сформулировать как социально-психологические основы взаимодействия библиотекаря и пользователя»*.

С.А. Езова родилась в Семипалатинске, в семье военнослужащего. Ее детство и юность прошли в военных городках Подмосковья и ГДР, в Кузбассе. Дружба со школьным библиотекарем Аллой Александровной Лебединской, репрессированной журналисткой, повлияла на профессиональный выбор. В 1962 г. она поступила на библиотечный факультет Восточно-Сибирского государственного института культуры (ВСГИК). С первых шагов учебы ее отличали скромность, любознательность, пытливый ум, настойчивость. Благодаря таким учителям, как Н.С. Карташов, В.С. Крейденко, И.Г. Моргенштерн, у нее сформировался устойчивый интерес к библиотечной науке, который продолжается и поныне.

Первая статья С.А. Езовой опубликована в журнале «Бибиотекарь» в 1965 г., когда она училась на третьем курсе.

Закончив институт с отличием, она по рекомендации ученого совета ВСГИК поступила в аспирантуру Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской и в 1970 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию «Анкетный опрос – метод диагностики различных отношений читателей к произведениям печати» (научный руководитель – профессор психологии А.Г. Ковалев).

С годами лучшая выпускница ВСГИК профессионально росла и крепла. Сегодня С.А. Езова – автор более 170 научных публикаций, одна из наиболее цитируемых ученых. Она издала пять учебных пособий, биобиблиографический указатель. Под ее руководством подготовлены четыре сборника по актуальным проблемам библиотековедения, авторы которых – ведущие специалисты Москвы, С.-Петербурга, Перми, Челябинска, Екатеринбурга, Иркутска, Улан-Удэ. Рецензии на сборники, как и на работы самой С.А. Езовой, помещались в центральных изданиях.

В последние два десятилетия С.А. Езова публикуется особенно активно. Она постоянный автор сборника «Научные и технические библиотеки», где опубликовано более 20 ее материалов. Их отличают неординарность подхода к библиотечным явлениям, творческая индивидуальность, взгляд на профессиональные проблемы с позиций психологии и библиотековедения (психолого-библиотековедческий), опора на результаты исследований в регионах Восточной Сибири (Читинской, Иркутской областях, республиках Бурятия, Саха-Якутия и Тыва). Ее научные пристрастия: «Методология и методика НИР», «Психология библиотечного общения», «Профессиональная этика». Только за последние 10 лет ее доклады и научные статьи опубликованы в трудах 18 международных, 10 региональных, 5 всероссийских и 4 межвузовских научно-практических конференций.

Научное творчество С.А. Езовой, ее зрелость удачно сочетаются с большим педагогическим опытом (более 30 лет). Помню, как меня поразила ее первая открытая лекция по проблемам изучения читателей дореволюционной России. Она только что закончила аспирантуру, была самым молодым ученым в стенах института, а к ней за советом и консультацией обращались многие педагоги, даже из других вузов Улан-Удэ. Ее лекции, многочисленные выступления на семинарах, научных конференциях всегда привлекают внимание библиотечной общественности не только Бурятии, но и других регионов.

Дипломные работы ее выпускников – это примеры научного сотрудничества педагога и студентов; это симбиоз научной мысли и современных методов, который присущ С.А. Езовой и плодотворно используется студентами; это как правило высокий научный уровень практических рекомендаций в адрес конкретных библиотек.

Основные методы обучения, которые целенаправленно применяет С.А. Езова – естественный эксперимент, проведение деловых и ролевых игр, ситуационный анализ, всевозможные тренинги и тестирования. На протяжении 12 лет она возглавляет специализацию «Психология библиотечно-информационной деятельности», в рамках которой читает авторские курсы: «Основы научных исследований», «Библиотечное общение», «Профессиональная этика». Ее выпускники всегда востребованы.

По своему характеру С.А. Езова – лидер. Спокойная, выдержанная, интеллигентная, она полна неиссякаемой внутренней энергии и оптимизма. Ее речь поразительно образна, логична. Главный критерий, по которому она оценивает людей – профессионализм, преданность своему делу. В разные годы ее приглашали на работу четыре вуза культуры, но она не уехала «в силу ностальгии, преданности своей альма-матер, городу» – говорит сама Светлана Андреевна.

Мы рады, что она не уехала, а продолжает работать в условиях периферийного вуза, который благодаря ей пользуется авторитетом среди других вузов России. Рядом с нами живет и трудится профессор, действительный член Международной академии информатизации (по отделению «Библиотековедение»), заслуженный работник культуры Республики Бурятия, декан библиотечного факультета ВСГАКИ.

Желаем Вам, Светлана Андреевна, дальнейших творческих успехов, здоровья, счастья!


* Светлана Андреевна Езова: Библиогр. указ. Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2000. С. 4–5.

  
На главную