Научные и технические библиотеки №12 2003 год
Содержание:

Карташов Н.С.Территориальное библиотечное управление

Гончаров М.В., Земсков А.И. Причины посещения веб-сайта ГПНТБ России. Часть II. Веб-сайт ГПНТБ России: реальность и перспективы

Лопатин Р.А., Щербаков Э.Л. Отчуждение техники как фактор социокультурного кризиса

Литвина Л.Г., Ханжарова Л.М. Креативный подход к оценке учебной литературы

Юхновец Т.С. Координация в формировании информационных ресурсов

Баранова Т.Г. Библиотека на региональных торгово-промышленных выставках-ярмарках


Обзор газеты "Information World Review" (Dec. 2002)

Арнолдс С. Приключения в чудо-стране Wondir-land

Пойндер Р. Основополагающий акт для профессиональных специалистов по информации


НАША ПРОФЕССИЯ

Суслова И.М. Организация обучения библиоменеджеров

Сукиасян Э.Р. Кому и где готовить руководителей
(Комментарии к статье И.М. Сусловой «Организация обучения библиоменеджеров»)

Григорьева В.Н., Даулетова В.В. Конфликт... выиграть может каждый


К 45-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Земсков А.И. Действовать, соответствуя статусу


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколинский Е.К. Журналы Александровской эпохи – взгляд из XXI века («Сводный каталог сериальных изданий России. 1801–1825»)


НАМ ПИШУТ

Павлова Л.П. Реплика на отклик

«Последняя страничка» (анекдоты, опечатки, оговорки)

НАШИ АВТОРЫ


Указатель материалов, опубликованных в 2003 г.

Систематический указатель

Указатель авторов


УДК 027.008.3

Карташов Н.С.

Территориальное библиотечное управление

Продолжение статьи «Формирование территориальных библиотечных систем (теоретический аспект)», опубликованной в № 3, 2003.

Библиотечные связи и отношения – ключевой пункт
территориального библиотечного управления

Завершающим звеном территориальной библиотечной системы (ТБС) является формирование адекватной ей системы управления. ТБС выступает по отношению к управлению как один из главных системообразующих факторов. Все элементы территориальной структуры управления зависят от процессов, происходящих в ТБС. Но было бы неправильно рассматривать управление как нечто внешнее по отношению к ТБС. Действительно, управление определено ею. Но именно соответствующее ТБС управление является фактором, обеспечивающим ее единство и целостность.

Библиотечная деятельность обусловливается движением, развитием библиотечных ресурсов (БР), т.е. комплекса параметров, характеризующих способность библиотечного дела решать современные и будущие проблемы обеспечения общественных и индивидуальных потребностей в документальной информации. Можно выделить следующие основные характеристики БР:

  1. обеспеченность библиотеками разных типов и видов, уровень функционирования их как целостной системы;

  2. обеспеченность библиотечными фондами (объем; отраслевой, тематический, типовой, видовой, языковой состав литературы, соответствующей информационным потребностям общества);

  3. обеспеченность кадрами (численность, образовательный и квалификационный состав, стаж и т.д.);

  4. материально-техническая база (здания, оборудование, механизация и автоматизация библиотечных процессов).

Функционирование БР возможно только в рамках внутри– и межбиблиотечных отношений и связей. Таким образом, библиотечная деятельность есть не что иное, как взаимодействие библиотечных ресурсов и библиотечных отношений. Оно выступает в первую очередь как взаимодействие между содержанием и формой. Содержанием и, естественно, ведущей стороной этого взаимодействия является уровень и масштабы БР, т.е. потенциал, которым располагает ТБС для осуществления своих функций. Чтобы привести в действие БР, в ТБС осуществляется целый комплекс библиотечных отношений, выступающих в качестве формы и второй стороны взаимодействия. Таким образом, несмотря на значительную роль БР в функционировании ТБС, связи и отношения между библиотеками, выступающие в качестве решающего элемента ТБС, составляют ключевой пункт рассмотрения территориального библиотечного управления (ТБУ). Категория библиотечных отношений, выражающаяся в различного рода связях библиотек, имеет весьма широкую направленность и характерность. Для каждого исторического периода и каждого сочетания библиотек существуют свои специфические типы отношений. По направленности и уровню действия эти отношения можно подразделить на:

  • частичные, неполные и полные, простые и сложные – по содержанию деятельности библиотек (в области формирования и использования фондов, обслуживания читателей, библиографической, научно-методической и др. работы);

  • случайные и необходимые, динамичные, статические, эпизодические и постоянные – по характеру и интенсивности;

  • внутриотраслевые и межотраслевые, внутриведомственные и межведомственные, внутрирегиональные и межрегиональные – по масштабам (сфере проявления);

  • структурные и функциональные, координации, специализации, кооперирования, централизации – по форме организации.

Без изучения и анализа библиотечных связей и отношений нельзя понять, каким образом библиотеки объединяются в систему, как она функционирует, развивается и изменяется, как обеспечивается пропорциональность БР, оптимальное управление ими, каковы критерии оценки эффективности ТБС.

Особенность библиотечных отношений состоит в том, что они расчленяются на две части: отраслевую и территориальную. Каждая из двух составляющих представляет различные стороны проявления библиотечных отношений. Территориальный аспект порождается особенностями территориального разделения библиотечного труда. Если отраслевые библиотечные связи всегда представляют те или иные единичные внутриотраслевые и межотраслевые связи, то территориальные формы выражают объединенную, протекающую на конкретной территории совокупность таких отношений, согласованную по целевой направленности. В этой взаимосвязи образуются новые, специфические (и дополняющие отраслевые) формы собственно территориальных библиотечных отношений (формируются территориальные библиотечные структуры, региональная специализация и кооперирование библиотечных ресурсов и др.).

Эффективность территориального библиотечного управления определяется уровнем межведомственных связей и отношений библиотек, представляющих собой процесс преодоления тех или иных сторон ведомственной обособленности, усиления связанности и взаимозависимости библиотек различных ведомств, возникновения и нарастания элементов общности в деятельности ведомственных библиотечных сетей. Например, преодоление обособленности в формировании и использовании фондов приводит к созданию единого (распределенного) библиотечного фонда; преодоление технологической замкнутости – к развитию технологических связей на базе внедрения ЭВМ и других современных технических средств; преодоление организационно-методической обособленности – к росту взаимодействия в целях наиболее эффективного достижения конечных результатов библиотечной деятельности. В условиях межведомственных отношений библиотек понимание библиотечного процесса не может ограничиваться узкотехнологическими внутрибиблиотечными и внутрисетевыми рамками, механическим расчленением его на отдельные операции. По существу каждую технологическую операцию следует реализовывать с учетом специфики единого, общесистемного библиотечного процесса.

Межведомственные связи библиотек, в свою очередь, зависят от того, насколько каждая ведомственно-отраслевая сеть развила свои ресурсы и внутриведомственное взаимодействие библиотек. Если, например, в библиотеках сети нет профилей комплектования, не скоординирован межбиблиотечный абонемент, не планируются библиографическая работа, составление сводных каталогов и т.д., то о каком-либо планомерном сотрудничестве с библиотеками других ведомств говорить не приходится. В свою очередь, обязательства по межведомственному взаимодействию могут оказывать положительное влияние и ускорять решение многих внутрисетевых и внутрибиблиотечных проблем.

Ведомственные и межведомственные отношения библиотек находятся в диалектическом единстве. Межведомственное взаимодействие возможно только между ведомственными библиотечными сетями, чья деятельность, самостоятельность во внутренних вопросах (процессах) включаются в само понятие межведомственное взаимодействие. Ведущей стороной этого единства является межведомственное взаимодействие. Оно выражает наиболее существенное в библиотечной системе, поскольку определяется общими закономерностями ее организации и функционирования. Однако это отнюдь не означает умаления роли ведомственных форм развития библиотечного дела и не может служить обоснованием стремления к их искусственному преодолению и даже ликвидации. Дело совсем в другом – в том, чтобы следовать объективным условиям развития ведомственных и межведомственных форм и в соответствии с этим решать возникающие проблемы и противоречия.

Подходя к вопросу о соотношении ведомственного и межведомственного взаимодействия библиотек исторически, нельзя не видеть того, что библиотечные отношения и связи сначала формируются внутри отдельных ведомств. Затем, по мере вовлечения ведомственных библиотечных ресурсов в систему взаимодействия с библиотеками других ведомств, отношения между ними приобретают межведомственный характер. В этом смысле они являются первичными, а связанные с ними межведомственные взаимодействия – вторичными или производными. Будучи вторичными генетически, по происхождению, межведомственные библиотечные отношения не могут считаться вторичными с логической точки зрения. По мере развития их вторичность будет преобразовываться в первичность.

Процесс межведомственных библиотечных отношений и связей характеризуется действием двух тенденций – экстенсивной (расширением) и интенсивной (углублением). Первая проявляется в увеличении объема библиотечного взаимодействия (числа библиотек, вовлекаемых в совместную работу, количества направлений библиотечного взаимодействия, объема по каждому из них и др.). Вторая – в усложнении системы библиотечных отношений, обогащении их содержания, изменениях в структуре формирования и использования библиотечных ресурсов и др. Применяемые в совокупности, эти количественные и качественные показатели обнаруживают законченность и незавершенность взаимодействия, расширение или затухание его, что может служить мерой развития территориальной системы библиотек и рассматриваться как повышение или снижение его уровня.

Взаимодействие библиотек – исторический процесс: от элементарных, нерегулярных, неупорядоченных связей и отношений между отдельными библиотеками – к внутриведомственным, отраслевым и межведомственным, от взаимодействия по отдельным направлениям – к комплексному взаимодействию, приводящему к интеграции библиотек разных ведомств, усилению взаимосвязи и взаимодополняемости их ресурсов путем взаимной структурной адаптации на основе межведомственной координации, кооперирования и централизации.


Соотношение отраслевого и территориального механизмов библиотечного управления

Межбиблиотечные отношения и связи, осуществляемые в сравнительно крупном масштабе, нуждаются в регулировании и стабилизации, т.е. в управлении. Система управления ТБС не является монолитной или иерархически упорядоченной. Реально действует множество юридически независимых объектов (ведомственно-отраслевых структур), цели которых, как правило, не совпадают с глобальной целью ТБС в целом и наоборот. Важнейшее назначение управления заключается в учете интересов основных категорий объектов управления, органичном соединении высокого уровня специализации библиотек с планомерной организацией ведомственно-отраслевых и территориальных (межведомственных) взаимосвязей библиотек, обеспечивающих достижение общерегиональных, общесистемных результатов.

Библиотечные ресурсы, библиотечные отношения, система управления в их взаимодействии обусловливают объективную основу содержания и определяют направления и динамику преобразования системы управления, призванной эффективно обслуживать библиотечные связи и отношения. При нарушении этой диалектической связи, деформации ее составляющих неизбежно нарушается целостность и «работоспособность» системы управления.

В условиях рыночного реформирования некоторые отечественные библиотековеды отождествляют библиотечное управление с менеджментом. Однако теория менеджмента, развиваясь в рамках научных представлений американской аналитики, сводит понятие управления к регулированию деятельности прежде всего в организациях бизнеса и коммерции – фирмах, компаниях, промышленно-финансовых группах и др. Библиотечное же управление как управление социально-культурного типа приобретает во многом иную форму. Наиболее принципиальное отличие понимания библиотечного управления от трактовки менеджмента в хозяйственно-коммерческом секторе деятельности связано с тем, что первое реализует меры, направленные на устранение отклонений, диспропорций и дисфункций в библиотечной деятельности, согласуя их с духовно-смысловыми, социально-культурными ценностями, а не с понятиями прибыли, узко понимаемой коммерческой выгодой. В этом случае способы решения управленческих вопросов рассматриваются в зависимости от тех базисных ценностно-символических представлений, которые свойственны библиотечной деятельности; хотя, конечно, при решении этих вопросов проблема материальной и финансовой оптимизации с повестки дня полностью не снимается.

Объективная причина относительного обособления отраслевого и территориального управления – разделение библиотечного труда, которое проявляется в двух формах: отраслевой и территориальной. Обе формы диалектически едины. Любая отраслевая (специальная) библиотека имеет определенную пространственную «привязку» к конкретной территории. Территориальное разделение библиотечной деятельности закрепляет отраслевые библиотеки за определенными районами страны. Отраслевое и территориальное управление – относительные понятия, поэтому неверно их распределять на первичные и вторичные, главные и производные. Более правильно в этом подходе использовать термины соподчиненность, взаимозависимость, взаимосвязь, взаимодействие. Диалектическое единство отраслевого и территориального управления обусловливается важностью и сложностью их органического сочетания в управлении библиотечным делом. Это определяется прежде всего развитой структурой библиотечного дела, наличием в РФ большого числа относительно самостоятельных административно-территориальных образований, необходимостью комплексного подхода к управлению библиотечным делом.

Отраслевое и территориальное управление взаимообусловлены и взаимосвязаны, но между ними существуют противоречия объективного характера, связанные с практической деятельностью относительно обособленных органов отраслевого и территориального управления. С одной стороны, процессы интеграции, взаимодействия библиотек оказывают влияние на установление все большей общности целей различных библиотек. С другой стороны, под влиянием роста масштабов библиотечного дела, развития научно-технического прогресса, жесткого лимитирования всех ресурсов в рыночных условиях значительно усложнились задачи реализации относительно обособленными библиотеками своих целей. Все это порождает временную и пространственную рассогласованность в действиях отраслевых и территориальных органов. Характерная черта подобных противоречий в том, что ни одна из порождающих эти противоречия сторон не может квалифицироваться как отрицательная, так как эти противоречия возникают при изменении соотношения тех сторон библиотечной деятельности, которые неразделимы и немыслимы одна без другой.

Как отраслевой, так и территориальный принцип имеют свои достоинства. Суть отличий сферы отраслевого и территориального управления сводится к следующему.

Отраслевое управление библиотечным делом позволяет развивать внутриотраслевые связи, осуществлять распространение передового опыта, эффективно использовать библиотечные ресурсы каждой отраслевой библиотечной сети. Однако на отраслевом уровне региональные особенности отдельных библиотечных сетей не могут быть учтены полностью. Вне поля зрения остаются многие вопросы, связанные с территориальной организацией библиотечных ресурсов, их структурой, использованием, взаимодействием данной библиотечной сети с другими. Отраслевой принцип характеризует прежде всего дифференциацию библиотечного дела, обособление отраслевых библиотечных систем, что способно ослабить и нарушить территориальные связи между библиотеками разных систем и ведомств, расположенными в одном городе, области, экономическом районе. А главное – возможно несоответствие между наличием библиотечных ресурсов и информационными потребностями региона, ибо «сумма отраслевых оптимумов не дает глобального», и в рамках отраслевого (а значит, ведомственного) подхода едва ли можно найти реальные пути к преодолению диспропорциональности в библиотечном деле.

Территориальное управление обеспечивает комплексное развитие библиотечного дела, соответствие отраслевой структуры ТБС информационным потребностям населения регионов, установление рациональных внутри– и межрегиональных связей. Организация управления по территориальному принципу позволяет избежать разобщенности, параллелизма и дублирования в работе библиотек разных отраслей и ведомств. Только при органическом единстве отраслевого и территориального управления библиотеки получают возможность комплексно и планомерно формировать свои ресурсы, а население во всех районах страны – удовлетворять свои информационные потребности. Сочетание отраслевого и территориального принципов определяет единство библиотечной политики в отрасли с системой рациональных внутри– и межрегиональных библиотечных связей, комплексный подход к решению межотраслевых и территориальных библиотечных проблем.

Преобладающим сейчас является отраслевое направление. Вместе с тем ясно – и по мере дальнейшего прогресса библиотечного дела это обнаруживается с растущей наглядностью – без эффективно действующей территориальной системы управления комплексные решения важных общебиблиотечных задач невозможно с достаточной полнотой претворить в жизнь.

Одним из главных критериев адекватности механизма территориального управления цели библиотечной интеграции выступает его способность преодолеть ведомственность. Последняя понимается как замкнутость ведомственных сетей, стремление решать вопросы организации библиотечного обслуживания, в основном исходя из собственных внутренних ведомственных интересов. Такой подход полностью сводит на нет соображения эффективности использования библиотечных ресурсов и в конечном счете вступает в противоречие с развитием ТБС как единой, целостной системы.

Отставание механизма управления ТБС от уровня современных требований, его недостаточное воздействие на использование качественных факторов повышения эффективности обусловлены тем, что он пока еще не обеспечивает полного преодоления ведомственных барьеров. В сложной иерархии факторов, отрицательно влияющих на эффективность библиотечного дела, ведомственность играет совершенно особую роль. Именно она, пожалуй, является единственным фактором, который связан со всеми остальными факторами непосредственными взаимодействиями. Ведомственность не только объединяет все другие факторы в труднопреодолимую систему сложившихся библиотечных отношений, но и усиливает их действия. Таким образом она создает совокупный отрицательный эффект при решении общих для всей библиотечной системы вопросов, затрудняет распространение новых, передовых методов работы, возникших в какой-либо одной из библиотечных сетей.

При всем разнообразии конкретных проявлений и форм ведомственной разобщенности существенно то, что она сдерживает реализацию резервов роста эффективности, заложенных на стыках между библиотеками и библиотечными сетями, ведет к нерациональному использованию библиотечных ресурсов, выступает одним из главных препятствий дальнейшему развитию процесса формирования системы библиотек. Поэтому любая разобщенность между отдельными звеньями и уровнями библиотечного дела снижает эффект библиотечной интеграции и тем самым препятствует интенсификации библиотечного дела.

Конечно, речь идет не об устранении ведомственных особенностей, а о снижении степени ведомственной разобщенности, усилении всех форм межбиблиотечного взаимодействия и интеграции. Сегодня нельзя оценивать ведомственность только как «недочет» в деятельности ведомств, «неправильный подход» со стороны отдельных руководителей ведомств, библиотечных сетей. Глубокий анализ нынешнего состояния библиотечного дела должен исходить из понимания исторической сложности процесса перехода к более высоким уровням и формам организации библиотечного дела, т.е. к созданию целостной, интегрированной системы библиотек.

Этот подход дает исходную позицию, позволяющую подойти к сути сложного феномена ведомственности. На этапе количественного роста библиотечных ресурсов (библиотек, фондов, кадров и т.д.) можно было исторически оправдать ведомственность как явление, что, по крайней мере, заставляло мириться с ее особенностями. Однако именно эти особенности стали со все большей силой сказываться как важнейший тормозящий фактор, когда наступило время перехода от роста количества, объема библиотечных ресурсов к росту их качества. Такой механизм управления библиотечным делом, как ведомственная структура, уже не отвечает ни потребностям развития огромных библиотечных ресурсов, ни задачам интенсификации библиотечного дела. И это несоответствие образовалось потому, что ведомственная структура воплощает уровень формирования системы библиотек, принципиально недостаточный для общества, находящегося на этапе всестороннего преобразования.

Каковы же пути ликвидации ведомственности в библиотечном управлении?

Прежде всего необходимо использовать гибкие организационные формы, позволяющие сочетать отраслевой и территориальный принципы управления, преодолевая ведомственные тенденции, т.е. речь идет о взаимодействии двух типов механизмов – внутриведомственного и межведомственного (территориального). Последний, являющийся производным по сравнению с внутриведомственной системой библиотечного управления, призван обеспечить практическое включение ведомственных (отраслевых) библиотечных ресурсов в ТБС путем удовлетворения ведомственных интересов.

Межведомственный территориальный механизм не может отличаться от ведомственного по своим наиболее существенным чертам, поскольку в обоих случаях мы имеем дело с категориями, обслуживающими, хотя и в различных сферах, развитие библиотечных отношений. Однако, поскольку межведомственный механизм дальше отстоит от первичных библиотечных отношений, чем ведомственный, конкретные различия между ним и ведомственным механизмом значительнее, чем различия в их исходных основах.

Во-первых, межведомственный, территориальный механизм обслуживает реализацию согласований (в том или ином объеме) библиотечной политики ряда ведомств, а не осуществление единой ведомственной библиотечной политики, которая включает множество задач и целей, не являющихся (во всяком случае непосредственно) объектами межведомственного взаимодействия. Он используется для решения задач, не возникающих в рамках отдельно взятого ведомства. Следовательно, межведомственный и внутриведомственный механизмы управления различаются как по способам, инструментам решения конкретных задач библиотечного развития, так и по своему составу.

Во-вторых, организационная структура управления межведомственным взаимодействием по общему правилу не включает органы непосредственного управления теми или иными сферами библиотечной деятельности. Обычно ограничиваются обеспечением контактов библиотечных органов различных уровней, взаимного обмена информацией, наблюдения за ходом выполнения согласованных решений и т.п. Основной формой ведомственного управления библиотечным является централизованное планирование и регулирование, а в межведомственном механизме развиваются многообразные формы координации и кооперирования.

Создание и совершенствование механизма территориального управления библиотечной системой связано с изменением содержания и форм осуществления прав библиотек (библиотечных сетей), входящих в нее.

Включаясь в библиотечную систему, каждая библиотека сохраняет всю полноту прав в решении любых вопросов. При этом одна часть этих прав (на первых порах значительно преобладающая) осуществляется в прежней форме: каждая библиотека (библиотечная сеть) через свое руководство по своему собственному усмотрению планирует развитие своих ресурсов, их основные пропорции и т.д. Другая часть прав, связанных с теми проблемами, которые обеспечивают развитие библиотечной системы, никому не передается, а решается руководством данной библиотеки (библиотечной сети), но в новой форме, путем принятия совместных, коллективных решений с представителями других библиотек в рамках соответствующих библиотечных объединений. При таком положении права библиотек осуществляются в двух формах: в прежней – самостоятельно (там, где речь идет о вопросах, не связанных с межведомственным взаимодействием) и в новой – коллективно (там, где речь идет о межведомственных проблемах). Важно подчеркнуть, что объем прав библиотек не ограничивается, их самостоятельность не уменьшается при любом соотношении этих двух форм.

Различия между ведомственными и межведомственными механизмами имеют объективный характер. Они будут существовать до тех пор, пока будет сохраняться ведомственная организация библиотечного дела. При прочих равных условиях эти различия будут тем меньшими, чем меньше будут расхождения между ведомственными библиотечными сетями. Поэтому проблема целесообразного сближения используемых в отдельных ведомствах механизмов управления имеет, на мой взгляд, весьма существенное значение для повышения эффективности межведомственного механизма интеграции библиотек. Это сближение должно содержать четыре основных компонента:

  • повышение эффективности использования ведомственных библиотечных ресурсов, уровня их взаимодействия и внутреннего единства;

  • планирование структуры и основных направлений развития ведомственных библиотечных ресурсов на основе долгосрочной координации с другими ведомствами;

  • обеспечение всех необходимых предпосылок для решения общих задач библиотечной системы и поощрение инициативы, направленной на расширение межведомственных связей в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей ведомства в библиотечных ресурсах;

  • активное участие в осуществлении интеграционных процессов.


Организационные формы и функции управления ТБС

Актуальность изучения проблем управления ТБС обусловливается следующими факторами:

  • преодоление современных негативных явлений в библиотечном деле РФ определяется возможностью самостоятельного управления библиотечным развитием субъектов Федерации и более мелких территориальных систем, которое в настоящее время недостаточно развито;

  • на сегодня развитие ТБС не имеет научно обоснованной методологии управления;

  • в настоящее время управление ТБС различного уровня не имеет единой концепции, так как подходы к управлению ТБС субъекта Федерации и к управлению, например, библиотечной системой города, входящего в этот регион, обычно строятся на различных методологических основаниях, что приводит к явлениям дезинтеграции;

  • в практическом плане управление ТБС сводится ныне к проблемам оперативного управления, почти не касается проблем среднесрочного и долгосрочного развития и поэтому не имеет соответствующих инструментов анализа, моделирования, планирования.

Система управления ТБС представляет собой целостную систему библиотечных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией библиотек, самостоятельно решающих вопросы устройства и функционирования библиотечного обслуживания населения. В субъектах РФ в структуре исполнительной власти создаются специальные органы управления библиотечным делом (управления, департаменты, отделы культуры). Не вмешиваясь в дела самостоятельных библиотечных систем, они должны заниматься интеграционными процессами, в которых заинтересованы все библиотеки и которые непосильны отдельным библиотекам. Именно в рамках территориальных библиотечных объединений (ТБО) наиболее полно и эффективно реализуются межведомственные связи и формируются объективно необходимые библиотечные отношения. При оформлении организационного статуса ТБО необходимо определить место ТБО среди других библиотечных образований и их взаимосвязь, органы управления, порядок функционирования. Одним из основных недостатков всех действующих и формирующихся ТБО является нерешенность данной проблемы именно на начальной стадии.

Важной отличительной чертой ТБО является его многофункциональность и саморегуляция. Многофункциональность ТБО создается его автономностью, проявляющейся в отсутствии внешних управляющих воздействий. ТБО регулируется и управляется исключительно теми структурами (органами, организациями) и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого, т.е. ТБО саморегулируется. Свойства саморегуляции обеспечивают ТБО самостоятельность и независимость. Возникающие в процессе деятельности общей системы механизма управления ТБО отношения и связи обеспечивают взаимодействие несоподчиненных участников управления, представление и защиту общих интересов субъектов и объектов управления. В процессе взаимодействия должна происходить координация усилий независимых между собой органов управления для решения вопросов, имеющих межотраслевое и общерегиональное значение. Функция координации библиотечной деятельности оказывает управленческое воздействие на участников ТБО со стороны органа, которому они добровольно делегировали свои полномочия. Принцип обязательности управленческих решений устанавливается в учредительных документах объединения.

Финансирование деятельности объединений по реализации делегированных им полномочий обычно возлагается на самих участников. Вместе с тем в сфере бюджетного регулирования региональные органы могут воздействовать на рыночные структуры через определение направлений использования бюджетных средств на создание условий для функционирования библиотечной сферы различных форм собственности. Региональные органы управления вправе объединять бюджетные ресурсы на договорной основе со средствами предприятий (имеющих и не имеющих библиотеки) для решения определенных проблем библиотечного развития территории. Региональные органы управления образуют резервные и целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Особое значение имеет перечень вопросов, по которым ТБО вправе принимать решения, обязательные для его членов, и решения, имеющие рекомендательный характер. В учредительных документах ТБО также должны быть отражены правовые последствия неисполнения таких решений субъектом объединения, контрольные функции объединения по вопросам, отнесенным к его компетенции, вспомогательные (научно-методические, материально-технические и др.) функции ТБО. Члены объединения вправе безвозмездно пользоваться услугами ТБО.

Координация означает согласование действий ТБО с самостоятельно существующими системами и подсистемами. Такое согласование осуществляется самими библиотеками в процессе функционирования. В недавнем прошлом координация обеспечивалась общими директивными указаниями (предписаниями), т.е. осуществлялась «сверху». Но в условиях самостоятельности регионов и библиотек система управления должна перестраиваться, предоставляя большую самостоятельность ТБО, делегируя им соответствующие полномочия для принятия решений. В процессе принятия решения определяются общие и частично совпадающие интересы библиотек. Далее оценивается степень взаимообусловленности и взаимозависимости библиотек. В некоторых случаях может происходить выбор альтернатив, которые удовлетворяют согласованным требованиям. В каждом конкретном случае задачи координации могут быть различными: здесь и фиксация совпадения интересов, их определенная перестройка и доказательство целесообразности согласованного продвижения тем или иным целям, устранение при этом возможных противоречий и конфликтов, установление компромисса.

В обобщенной форме функции управления региональных органов можно представить как создание сбалансированной ТБС. Можно сказать, что процесс управления библиотечным развитием региона есть формирование таких пропорций между различными элементами ТБС, которые обеспечивают его эффективное развитие.

Управление на региональном уровне должно опираться на определенную систему методологических принципов, отражающих объективные закономерности регионального библиотечного процесса.

1. Принцип целевого управления. Цель управления вытекает из интересов, присущих тому или иному объекту управления. В случае, когда объектом является ТБС, его интересы определяются информационными потребностями (читательскими интересами) населения, проживающего на территории региона. При этом цель развития ТБС должна быть количественно определенной, конкретной и проранжированной по срокам достижения.

2. Использование преимуществ в территориальном разделении библиотечной деятельности. Этот принцип состоит в том, что система управления должна содействовать комплексному развитию ТБС. Он отражает двуединую функцию ТБС: с одной стороны, она является составной органической частью единой библиотечной системы государства, имеет свою специализацию и участвует в развитии интеграционных связей, а с другой – это относительно самостоятельная библиотечная система, уровень ее комплексности существенно влияет на эффективность библиотечного развития.

3. Сочетание интересов всех библиотек, участвующих в региональном библиотечном процессе. Этот принцип отражает наличие собственных интересов у каждой библиотеки (ведомственно-отраслевой сети) и предполагает наличие объективных противоречий между ними. Главное требование к механизму управления ТБС состоит в создании таких условий деятельности, при которых достигался бы определенный баланс всех библиотек, взаимодействующих в региональном библиотечном процессе.

В осуществлении отдельных задач библиотечного управления, выпадающих на долю низших органов администрации (местного самоуправления, муниципалитетов), успех и плодотворность деятельности библиотек зависит больше всего от умения сообразоваться с конкретными условиями каждого отдельного процесса (явления), с требованиями времени, с особенностями данной местности, с имеющимися библиотечными ресурсами. Администрация, конечно, не может удовлетворить эти требования. Другое дело – представители самого местного библиотечного сообщества. Для них местные условия, местные интересы стоят во всем на первом месте. Всякая небрежность в управлении местным библиотечным делом весьма ощутимо сказывается на библиотеках. Уже поэтому передача осуществления задач местного библиотечного самоуправления представителям местного библиотечного сообщества дает существенный эффект.

Однако речь идет не о замене государственного регионального управления общественным, а о сочетании общественного и государственного управления. Самостоятельно решая вопросы местного значения, органы местного библиотечного самоуправления действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Все это свидетельствует о том, что местное библиотечное самоуправление одновременно содержит в себе элементы государственного и общественного институтов. Неблагоприятные последствия неумелости, пассивности, иждивенчества в деятельности местного библиотечного сообщества могут привести к его несостоятельности.

Автономность местных библиотечных систем не бывает и не может быть абсолютной, поэтому компетенцию, т.е. границы самостоятельности и независимости низового территориального библиотечного сообщества нужно четко определить в законодательстве с учетом как местных, так и общегосударственных интересов и обеспечить недопустимость выхода самоуправляемой библиотечной системы за их пределы.

Наряду с самостоятельностью деятельности самоуправляющейся библиотечной системы нужно отметить такой важный признак библиотечного самоуправления, как деятельность под свою ответственность. Библиотеки отвечают сами перед собой и на каждой из них лежит доля этой ответственности.

Сущностная характеристика местного библиотечного самоуправления заключается в том, что библиотечное сообщество самостоятельно управляет собственной деятельностью, иными словами, местное библиотечное самоуправление – управленческий процесс, который предполагает активное функционирование общественного и профессионального управления. Возведение «китайской стены» между местным библиотечным самоуправлением и государственным управлением не обосновано. Местное библиотечное самоуправление не может находиться вне системы государственного библиотечного управления и быть абсолютно независимым от него.

Наряду с региональными и местными органами библиотечного управления функционируют межрегиональные центры библиотечного взаимодействия, призванные осуществлять координацию библиотек субъектов Федерации по основным направлениям их деятельности и мониторинг процессов, происходящих в крупном регионе; обеспечивать подготовку анализов и заключений по характеру этих процессов для региональных и центральных органов управления, долгосрочное и краткосрочное прогнозирование результатов этих процессов; организовывать разработку и реализацию совместных проектов и программ, а также экспертизу и согласование межрегиональных программ, поступающих от федеральных органов управления, общероссийских ведомств и субъектов Федерации. Организационные структуры межрегионального координационного центра будут представлять разветвленную сеть центров в головных организациях, расположенных в столицах субъектов Федерации (во главе с универсальными научными библиотеками). Финансирование в значительной степени будет базироваться на целевых взносах субъектов Федерации и заказов органов управления.

Межрегиональные объединения – не промежуточное звено между центром и субъектами РФ, хотя в некотором роде и являются таковыми. Это инструмент библиотечной стабилизации, одинаково необходимый как федеральным властям, так и субъектам Федерации. Однако процесс «институционализации» межрегиональной библиотечной интеграции идет пока бессистемно и, самое главное, слабо сочетается с необходимостью включения межрегионального уровня в общую систему библиотечного управления.

Особо сложной проблемой является юридический статус межрегиональных библиотечных структур. Эффективность их работы тормозится в настоящее время двумя основными факторами: кризисным состоянием экономики и библиотечного дела субъектов Федерации (что существенно затрудняет выделение из региональных бюджетов или внебюджетных фондов сколько-нибудь значимых ресурсов на межрегиональные цели и потребности), а также нечетким и слабым правовым статусом межрегиональных интеграционных структур.

До сих пор отсутствует федеральный нормативно-правовой документ, определяющий их компетенции. Органы исполнительной власти субъектов РФ (а также ведомства и организации, имеющие библиотечную сеть) не хотят поступиться хотя бы частью своих полномочий в пользу совместно созданных органов библиотечного объединения. В результате последние оказались ненужными ни федеральным, ни региональным властям.

ТБО создаются на основе добровольного объединения библиотек путем заключения договоров, в которых библиотеки могут делегировать ТБО свои полномочия. В таком случае ТБО становится юридическим лицом, представляющим их интересы в решении координационных вопросов.

Заключенные соглашения должны быть реальной директивой для всех участников, основой контроля и воздействия на их поведение. Соглашения должны включать оговоренные правила, процедуры обеспечения ответственности за нарушение сути договоренности, а также цели, задачи и способы их достижения; регламентацию правил сотрудничества и способы их реализации; полномочия участников, их права и субординацию; обязанности и ответственность участников в совместном решении общих задач; способы реализации ответственности, не зависящие от желания ответственной стороны; функции участников соглашения; ресурсы, используемые участниками соглашения.

Добровольность участия в совместной работе должна сочетаться с планомерным и обязательным выполнением согласованных решений. Поэтому договорные отношения должны регулироваться обязательными нормативно-правовыми актами [1]. Развитие договорно-согласительных отношений приводит к ослаблению иерархических ведомственных структур (ведомственной замкнутости библиотек), к укреплению горизонтальных (межведомственных) библиотечных взаимосвязей.

Опыт по разработке в регионах нормативной и процедурной базы договорно-согласительных библиотечных отношений свидетельствует: это сложная, но вполне выполнимая задача. Главное здесь – не финансовая сторона, а обязательные для исполнения условия деятельности библиотек, отражающие их интересы. Если последние осознаны и заключившие договор библиотеки (органы управления) ими руководствуются, региональная библиотечная политика воплощается в жизнь.

В сферу договорных отношений могут входить соглашения о специализации и координации БР, об организации межбиблиотечных связей, о проведении совместных библиотечных мероприятий и др. В данном случае речь идет о договорах по обеспечению структурных изменений в библиотечных ресурсах; по совместной подготовке и выпуску библиографических указателей и сводных каталогов; по организации выставок, справочной работы, межбиблиотечного абонемента, хранения и использования малоспрашиваемой литературы; по созданию центров обработки литературы, копирования и микрофиширования материалов, по координации программ реконструкции и внедрения новой информационной технологии и др.

Получает распространение заключение договоров о творческом сотрудничестве с организациями по комплектованию зарубежной литературы за счет средств заказчика, формированию и предоставлению проблемно-ориентированных баз данных, подготовке всевозможных обзоров, указателей, дайджестов, реферативной информации по разным проблемам. Между библиотеками разных типов заключаются соглашения о совместной работе по библиотечному и информационно-библиографическому обслуживанию организаций и специалистов (за счет системы финансовых отчислений организаций библиотекам).

Договор используется как юридическое средство согласованного принятия решений об определении программы и порядка организации межбиблиотечных и других связей. Он решает, какие именно функции, в каких пределах и организационных формах должны осуществляться библиотеками совместно или взаимосогласованно. Начинается это обычно с наименее сложных форм: договор о получении информации от библиотек-участниц об их деятельности, передовом опыте и т. п. По мере развертывания информатизации общества преобладающий характер будут иметь договорные отношения в области создания автоматизированных сетей различных библиотек и их объединений на определенной территории. В практику входят обмен библиографическими сведениями, формирование автоматизированных банков данных и др.

Наиболее эффективный способ решения библиотечных проблем (и прежде всего проблемы доступа широких слоев населения к информационным ресурсам) – создание на кооперативной основе технологий совместной работы в области комплектования, каталогизации и использования фонда в системе МБА. Технология совместной работы позволит каждой библиотеке воспользоваться результатами совокупной работы других библиотек на основе заранее установленных правил. Каждый участник вкладывает в совместную технологию свой труд, финансовые и технические средства на взаимовыгодных условиях.

Наиболее актуальной на сегодня является реализация проекта Министерства культуры РФ ЛИБНЕТ, предусматривающего создание коллективной технологии автоматизированной каталогизации для формирования локальных электронных каталогов библиотек-участниц. Этот проект осуществляется параллельно на двух уровнях – общероссийском и региональном.

Субъектом территориального управления (на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления) выступают библиотеки, а реализуется управление через представительные (выборные) советы ТБО. Эти выборные (как правило) органы обеспечивают сочетание государственного и общественного управления библиотечным делом территории, коллегиальность и профессионализм, непосредственное участие членов ТБО в процессе управления, привлечение библиотечной общественности к выработке, принятию и реализации решений [2].

Членами Совета ТБО являются директора универсальных и ведомственно-отраслевых координационно-методических центров ТБО, ведущие библиотечные специалисты, а также представители ведомств, на деле осуществляющих функции руководства в отношении сети библиотек региона, ответственных за его библиотечное и информационное обслуживание и наделенных для этого соответствующими правами.

Кардинально меняются отношения между Советом и библиотеками территории, они становятся взаимовыгодными. Все библиотеки, предприятия и организации, имеющие библиотеки на данной территории, несут ответственность перед Советом ТБО за использование библиотечных ресурсов. В то же время предоставление Совету ТБО права организовывать взаимодействие библиотек по различным направлениям их деятельности обязывает его отвечать за их развитие и ресурсное обеспечение. Данные отношения закрепляются решением региональной администрации (а лучше всего – библиотечным законом) и Положением о ТБО.

Участие библиотек в ТБО является добровольным, а выполнение решений Совета – обязательным. Обязательные отношения строятся на взаимной заинтересованности и ответственности. К сожалению, практика создания и функционирования ТБО не упорядочена, отсутствует общероссийский нормативно-правовой документ, регламентирующий их деятельность.

Недооценка роли советов ТБО снижает их общественную активность. Работа советов приобретает формальный характер, ибо она лишается действенного содержания, не ведет к реализации их целей. Одна из причин низкой эффективности этих координационных органов – отсутствие координационных процедур: региональные и местные администрации не координируют все библиотеки территории, нет механизма реализации их прав, отсутствуют положения о координации деятельности библиотек территории, утвержденные региональной (местной) администрацией.

Сейчас мы особенно нуждаемся в серьезной разработке теоретических проблем развития библиотечного самоуправления. Такие исследования помогли бы успешнее решать практические задачи, вставшие на этом пути. Утверждение социального статуса ТБО и советов, организация их тесного взаимодействия с федеральными и региональными центрами на деле обеспечили бы единство государственного и общественного управления библиотечным делом.

Практически все вопросы функционирования ТБО должны рассматриваться с позиции активизации мер по перестройке механизма управления. На сегодня нет научно обоснованных и отработанных моделей федерального, регионального, муниципального и отраслевого управления; не определены новые функции органов управления библиотечным делом разных уровней, не установлены взаимоотношения между ними. На деле редко координируются в комплексе все процессы библиотечной работы, объективно взаимосвязанные между собой.

Вследствие этого различные направления и формы взаимодействия характеризуются неустойчивостью. Межведомственное взаимодействие основывается на сложившихся традициях, устных соглашениях. Только в некоторых региональных центрах разрабатываются соответствующие нормативные документы. Права и функции координационных центров официально не закреплены. Они не располагают необходимыми организационно-методическими правами, соответствующей материально-технической базой и штатами, а поэтому часто ограничиваются сбором и регистрацией тех или иных фактов и сведений о взаимодействии библиотек. Все это позволяет библиотекам вступать в системы взаимодействия и выходить из них в любое время, не выполнять координационные планы и т. п.

Рабочим органом Совета ТБО выступает центральная библиотека региона (как правило универсальная) [3]. Функции ТБО и библиотеки – регионального координационного центра разграничиваются следующим образом. Первый осуществляет принципиальные перспективные функции по координации и кооперации деятельности библиотек региона: изучает вероятные изменения в развитии библиотечных ресурсов и определяет перспективы их развития; влияет на ведомственное планирование библиотечных ресурсов с целью обоснования в их структуре региональных территориальных пропорций; устанавливает обязательные для библиотек ТБО общие правила в рамках своей компетенции посредством соответствующих решений, рассмотрения и утверждения различного рода координационных документов, заслушивает отчеты о работе библиотек по реализации этих рекомендаций, осуществляет контроль в данном направлении, создает единую систему повышения квалификации библиотечных кадров и обмена передовым опытом. Универсальная библиотека совместно с библиотеками – ведомственно-отраслевыми методическими центрами региона выполняет оперативно-производственные и научно-методические функции, направленные на подготовку и реализацию решений Совета ТБО.

Конкретный объем функций центральной библиотеки региона зависит от местных условий, в первую очередь от степени и перспектив развития информационно-библиотечных ресурсов специальных библиотек, социально-экономического профиля региона.

Центральная библиотека региона организует разработку научных основ библиотечного дела в регионе; «привязку», корректировку общегосударственных документов к условиям и особенностям своего региона; организует наблюдение, получение достоверной и объективной информации о протекании на территории библиотечных процессов; осуществляет оценку и системный анализ получаемой информации; выявляет причины, вызывающие тот или иной характер протекания библиотечных процессов; обеспечивает в установленном порядке органы управления информацией, полученной при осуществлении библиотечного мониторинга; разрабатывает прогнозы развития библиотечного дела в регионе. Новая функция региональной центральной библиотеки – формирование справочно-информационного фонда и СПА в виде электронного каталога, а также центров деловой информации.

Выполнение общесистемных функций потребует дополнительных затрат от центральных библиотек региона. Необходимо, чтобы статус этих библиотек был закреплен в правовых и регламентирующих документах, чтобы они получали финансовую, кадровую и материальную поддержку властных структур.

Нельзя не признать целесообразным определение и нормативное закрепление объема средств, отчисляемых предприятиями в распоряжение ТБО, которые должны быть пропорциональны их потребностям в развитии и использовании региональных библиотечных ресурсов. Решение этого вопроса связано с повышением роли региональных и местных органов власти в укреплении расширенной базы ТБО.

 

Список литературы

  1. Клюев В.К., Суворова В.М. Хозяйственно-договорные отношения в библиотечной сфере. Науч.-практ. пособие. М., 2001. С. 3–39.

  2. Верзилов В.И. Основные этапы корпоративной библиотечной системы. Тверского региона.//Конф. Рос. библ. ассоциации. 6-я ежегодная сессия. Саратов, 19–25 мая 2001 г. Единое информационно-культурное пространство библиотек России. Доклады и сообщения. Часть I. Информ. бюллетень РБА № 21. СПБ., 2002.
    С. 15–18.

  3. Универсальная научная библиотека как центр информационно-библиотечного обслуживания региона. СПБ, 1998. 154 с.

  
На главную