Научные и технические библиотеки №12 2003 год
Содержание:

Карташов Н.С.Территориальное библиотечное управление

Гончаров М.В., Земсков А.И. Причины посещения веб-сайта ГПНТБ России. Часть II. Веб-сайт ГПНТБ России: реальность и перспективы

Лопатин Р.А., Щербаков Э.Л. Отчуждение техники как фактор социокультурного кризиса

Литвина Л.Г., Ханжарова Л.М. Креативный подход к оценке учебной литературы

Юхновец Т.С. Координация в формировании информационных ресурсов

Баранова Т.Г. Библиотека на региональных торгово-промышленных выставках-ярмарках


Обзор газеты "Information World Review" (Dec. 2002)

Арнолдс С. Приключения в чудо-стране Wondir-land

Пойндер Р. Основополагающий акт для профессиональных специалистов по информации


НАША ПРОФЕССИЯ

Суслова И.М. Организация обучения библиоменеджеров

Сукиасян Э.Р. Кому и где готовить руководителей
(Комментарии к статье И.М. Сусловой «Организация обучения библиоменеджеров»)

Григорьева В.Н., Даулетова В.В. Конфликт... выиграть может каждый


К 45-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Земсков А.И. Действовать, соответствуя статусу


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколинский Е.К. Журналы Александровской эпохи – взгляд из XXI века («Сводный каталог сериальных изданий России. 1801–1825»)


НАМ ПИШУТ

Павлова Л.П. Реплика на отклик

«Последняя страничка» (анекдоты, опечатки, оговорки)

НАШИ АВТОРЫ


Указатель материалов, опубликованных в 2003 г.

Систематический указатель

Указатель авторов


УДК 025.1

Сукиасян Э.Р.

Кому и где готовить руководителей?
(Комментарии к статье И.М. Сусловой
«Организация обучения библиоменеджеров»)

Интересная статья И.М. Сусловой показалась мне внутренне противоречивой. Давайте посмотрим, о чем пишет автор.

Уже десять лет МГУКИ ведет подготовку специалистов в области менеджмента библиотечной деятельности. В библиотеках формируется новый класс специалистов, в дипломе которых сказано, что они – менеджеры библиотечного дела. Но вот, опираясь на зарубежные работы по менеджменту, И.М. Суслова меняет тему и начинает говорить о менеджерах – руководителях библиотек.

Чем дальше, тем больше возникает вопросов: зачем она это пишет? Лишь в самом конце статьи становится ясно – для того, чтобы сказать: предметная комиссия «Библиотечный менеджмент» на кафедре библиотековедения МГУКИ готова организовать дифференцированную подготовку студентов. Уникальную информацию передадут привлеченные директора и руководители структурных подразделений библиотек, руководители госаппарата, специалисты из-за рубежа. Осталось выяснить, кто здесь студенты?

Все знают, наверное, что настоящие менеджеры библиотечного дела «созревают» в библиотеках. Там и только там они овладевают практикой управления. Высшее библиотечное образование – это лишь начало, оно, как правило, осталось далеко позади, в молодости, в самом начале библиотечной карьеры.

Диплом менеджера – это, по сути дела, только аванс, показатель того, что начало положено. Выпускники с такими дипломами бывают разные. Одни спокойно принимают в библиотеках назначение на рядовую работу, понимая, что профессионализм придет со временем. Некоторые из них даже сомневаются в том, что они – менеджеры по характеру, по своему психологическому статусу. «Так в дипломе написано, а что из меня получится – посмотрим», – с этими словами они начинают карьеру в библиотеке. Таких, к сожалению, мало. Гораздо больше тех, которые приходят «с претензиями на должность». Хотя они еще в этой библиотеке не работали (а многие вообще не имеют библиотечного стажа), желание стать «завом» с первого дня очень велико. Часто при этом оказывается, что им все равно, чем «заведовать». Вспоминается, как в советское время проштрафившиеся работники культуры были согласны руководить баней или прачечной. Главное – иметь в подчинении людей. Их хорошо воспитали, менеджмент у них, как говорится, в крови.

Так и хочется спросить: означает ли хорошее знание менеджмента, что каждый обучающийся готов стать руководителем? Конечно, нет. Настоящим профессионалом можно стать, только проработав в библиотеке десяток лет. Далеко не все специальные знания могут быть получены в годы учебы, придется разбираться в литературе самостоятельно. Умению рисковать в нетрадиционных ситуациях, как и практике разрешения конфликтов, в вузе не обучишь.

Где же учатся директора, заведующие структурными подразделениями библиотек? Это, наверное, знают все (во всяком случае, хорошо знает И.М. Суслова!) – на кафедре библиотековедения и информатики Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), заведующая которой Т.Я. Кузнецова не раз рассказывала о работе кафедры и на международных Крымских конференциях, и на страницах нашего сборника.

Если пользоваться принятой у нас и за рубежом терминологией, то в этом случае надо говорить не об обучении руководителей, а о повышении их управленческой квалификации. Обучением может быть назван специальный (1–2 года) курс, надстраиваемый на ранее полученный диплом о высшем профессиональном образовании. У нас в стране пока такого уровня образования нет.

Предполагая, что вопрос об обучении менеджеров (уже руководителей, а не студентов) рано или поздно встанет, я изучил такую практику в США. Результаты этой работы опубликованы почти десять лет назад (Библиотечный менеджер в США/ Э.Р. Сукиасян // Библиотековедение. 1995. № 6. С. 113–120). Оказалось, что забытая статья сегодня выглядит еще более актуальной.

Я писал тогда о том, что в США всегда есть подготовленный и заранее проверенный резерв, так как давно и успешно функционирует система выявления, отбора и обучения потенциальных менеджеров. Их готовят без отрыва от производства сотни учебных заведений по всей стране. Чем выше должность, тем больше приходится учиться, чтобы периодически подтверждать свое право работать с людьми. Продолжительность обучения зависит от уровня управленческой позиции.

Рассказ о системе образовательного тестирования в США в 1995 г. воспринимался в нашей стране как еще одна «американская фантазия». Сегодня мы уже знаем, что такое единый государственный экзамен, но боимся подумать о тестировании взрослых…

В США для отбора менеджеров используется специальный тест – Graduate Management Admission Test (GMAT). Нельзя поступить на какие-либо курсы, связанные с управлением, если предварительно не сдан (с определенным количеством баллов) GMAT. Испытание длится примерно 5 часов (с двумя перерывами) и состоит из 9 заданий, на выполнение каждого дается по 30 минут. Тест выявляет умение сконцентрировать внимание, правильно сформулировать задачу, построить план действий, разобраться во взаимоотношениях персонажей небольшого рассказа.

Тест не предполагает проверку уровня знаний – он выявляет склонности и возможности человека, собирающегося обучаться менеджменту. В США создана серьезная методика поиска кадровых резервов, в том числе для менеджмента. Руководитель всегда мыслит иными категориями, чем рядовой сотрудник, даже если рядовых всего трое. Поэтому в США начинают отбирать менеджеров на том этапе, когда нужен старший даже в самой маленькой группе сотрудников. Все отвечают на одни и те же вопросы, проводится собеседование, выполняется письменное задание (например, составить план действий, определить потребности и т. д.). За потенциальным руководителем осуществляется длительное латентное наблюдение, изучаются его поведение в быту, на спортивной площадке, состояние здоровья.

Ни для кого не бывает неожиданным предложение возглавить то или иное подразделение, чаще – это рекомендуется в литературе – совершенно новое по характеру работы. Поэтому кажется закономерным и направление на учебу. Курсы различной продолжительности могут вести специалисты из соответствующих учебных заведений, готовящих менеджеров, или из библиотечных школ, в которых есть курс библиотечного менеджмента. В США существуют и коммерческие фирмы, ведущие профилированное обучение библиотекарей менеджменту. Но они контролируются Американской библиотечной ассоциацией.

Чему учат менеджеров? Во многом это определяется сроками занятий. Но даже если руководителей собрали всего на неделю, главное внимание уделяется двум предметам: социальной психологии и административной практике (предмет, в рамках которого изучаются оперативная библиотечная обстановка, функции руководителя, методика распределения работы, техника составления графиков, расписаний и пр.).

В учебный план курсов большей продолжительности включаются и другие предметы в логической последовательности. В зависимости от целевой направленности обучение носит прикладной либо теоретический характер. Так, правовые вопросы осваиваются или в ходе повседневной практики, или последовательно, с постижением норм права.

С повышением образовательного уровня менеджеров появляются кадровые дисциплины: Staff development (дословно – развитие штата), Personnel administration (управление персоналом), затем – финансовые: Salary administration (расчет заработной платы – сложнейшая в США функция менеджера), General accounting (дословно – счетоводство, имеются в виду бюджетные доходы и расходы).

Значительное место в работе менеджера занимает составление и редактирование всякого рода письменных документов, в том числе плановых, отчетных, ведение переписки. Соответствующий предмет называется Written communication. Закономерно в план обучения включается и Public relations со всем кругом маркетинговых проблем.

Завершая, хочется сказать: есть, наверное, смысл в том, чтобы говорить о подготовке руководителей библиотек не в общем и целом, а конкретно, опираясь на то, что уже сделано или делается. У нас и за рубежом.

  
На главную