Научные и технические библиотеки №12 2003 год
Содержание:

Карташов Н.С.Территориальное библиотечное управление

Гончаров М.В., Земсков А.И. Причины посещения веб-сайта ГПНТБ России. Часть II. Веб-сайт ГПНТБ России: реальность и перспективы

Лопатин Р.А., Щербаков Э.Л. Отчуждение техники как фактор социокультурного кризиса

Литвина Л.Г., Ханжарова Л.М. Креативный подход к оценке учебной литературы

Юхновец Т.С. Координация в формировании информационных ресурсов

Баранова Т.Г. Библиотека на региональных торгово-промышленных выставках-ярмарках


Обзор газеты "Information World Review" (Dec. 2002)

Арнолдс С. Приключения в чудо-стране Wondir-land

Пойндер Р. Основополагающий акт для профессиональных специалистов по информации


НАША ПРОФЕССИЯ

Суслова И.М. Организация обучения библиоменеджеров

Сукиасян Э.Р. Кому и где готовить руководителей
(Комментарии к статье И.М. Сусловой «Организация обучения библиоменеджеров»)

Григорьева В.Н., Даулетова В.В. Конфликт... выиграть может каждый


К 45-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Земсков А.И. Действовать, соответствуя статусу


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколинский Е.К. Журналы Александровской эпохи – взгляд из XXI века («Сводный каталог сериальных изданий России. 1801–1825»)


НАМ ПИШУТ

Павлова Л.П. Реплика на отклик

«Последняя страничка» (анекдоты, опечатки, оговорки)

НАШИ АВТОРЫ


Указатель материалов, опубликованных в 2003 г.

Систематический указатель

Указатель авторов


УДК 025:65.011.56

Гончаров М.В., Земсков А.И.

Причины посещения веб-сайта ГПНТБ России

Часть II. Веб-сайт ГПНТБ России:
реальность и перспективы*

Интернет-комплекс ГПНТБ России начал интенсивно развиваться с 1995г. До этого действовала система телекоммуникационного доступа-2, обеспечивавшая работу удаленных пользователей с информационными ресурсами ГПНТБ России по телефонным каналам и каналам пакетной сети Х.25.

В октябре 1995 г. в рамках собственных проектов и проекта LIBWEB введена в эксплуатацию первая версия веб-сайта ГПНТБ России, обеспечившая доступ пользователей к ЭК ГПНТБ России и Российскому сводному каталогу (РСК) научно-технической литературы. Для этого разработана оригинальная система доступа к базам данных CDS/ISIS, в которых ведется ЭК ГПНТБ России в версиях для Linux и Windows NT.

Общий объем веб-сайта практически не менялся в течение 1995–1997 гг. и составлял приблизительно 700 мегабайт. При этом 95% объема – собственно БД ЭК и РСК. В состав Интернет-комплекса входили два сервера – сервер коммуникационного центра на базе Linux и сервер приложений на базе Windows NT.

В 1997–1998 гг. разработан действующий дизайн (как с технической и программной точки зрения, так и оформление страниц веб-сайта). Общий объем материалов, размещенных на веб-сайте, к началу 1999 г. достиг 1,2 гигабайт за счет включения ряда библиографических БД и полнотекстовых материалов.

В 2001 г. началась модернизация коммуникационной и программно-технической инфраструктуры Интернет-комплекса: до 2 мегабайт расширены оптоволоконные каналы связи, установлены два новых сервера. В настоящее время комплекс состоит из 4 серверов – коммуникационного центра, межсетевого защитного экрана (сервера безопасности), сервера приложений и технологического сервера БД.

По объему представленной информации достигнуто некое насыщение. С 2000 г. он ежегодно увеличивается на несколько процентов за счет расширения БД и представляемых полнотекстовых материалов, но при постоянном росте посещаемости сервера его объем не увеличивается в тех же масштабах.

Вывод: не удалось установить однозначную корреляцию между объемом выставленных на веб-сайт материалов и спросом на них. Очевидно, что пользователю более важна оперативность, актуальность и качество представления информации.


Место веб-сайта ГПНТБ России
среди других библиотечных веб-сайтов

Если рассматривать в целом веб-сайты библиотек федерального уровня – РГБ, РНБ, ЦНСХБ, ГЦНМБ, ВПТБ, а также центров НТИ, то можно сказать, что веб-сайт ГПНТБ России достаточно схож с другими и по времени создания, и по дизайну, и по насыщенности материалами.

Существенная разница состоит в наличии на веб-сайте ГПНТБ России РСК. Тем не менее наблюдения, сделанные в ГПНТБ России, могут быть использованы и при анализе других российских библиотечных веб-сайтов.

В дипломной работе студентки заочного отделения МГУКИ И.Н. Чекалдиной «Сравнительный анализ сайтов электронных библиотек» приводятся данные экспертной оценки веб-сайтов ряда крупных библиотек, а также библиотек – победителей конкурса библиотечных веб-сайтов (2000 г.). Опрошены 18 экспертов, преподавателей и студентов, пользующихся электронной информацией. Оценки составлены методом усреднения по математическому ожиданию по следующим параметрам: объем информации, простота навигации, оперативность обновления, доступность, дизайн. Хотя с выбором критериев можно и поспорить, тем не менее итоговый рейтинг выглядит так:

Российская государственная библиотека (www.rsl.ru),

ГПНТБ России (www.gpntb.ru),

Библиотека Сибирского государственного медицинского университета (www.medlib.tomsk.ru),

ГПНТБ СО РАН (www.prometeus.nsc.ru),

Российская национальная библиотека (www.nlr.ru),

Московская открытая экологическая библиотека (www.ecoline.ru.library),

Национальная библиотека Республики Карелия (http://library.karelia.ru).


Сравнение посещений ГПНТБ России
и посещений ее веб-сайта

Данные о посещаемости библиотеки, наряду с характеристиками фонда, составляют основу любой библиотечной статистики. Динамика посещений ГПНТБ России и ее веб-сайта показана на рис. 1.

За последние 6 лет посещаемость библиотеки колеблется около некой линии насыщения (для ГПНТБ России это 240–270 тыс. посещений ежегодно), посещаемость веб-сайта растет более определенно, неуклонно и круто.

Можно констатировать, что в целом популярность сервера растет из года в год. При этом все показатели опять-таки имеют положительную динамику, хотя наблюдается и некоторое насыщение роста (табл. 1).

Рис. 1. Динамика посещений ГПНТБ России (серые столбики) и
веб-сайта ГПНТБ России (черные столбики).


Таблица 1

Среднее количество посещений веб-сайта ГПНТБ России
 в рабочие дни

Год Количество посещений
 в сутки
2000 998
2001 1 180
2002 1 450
2003 1 700

(Если один пользователь заходил на сервер 100 раз – все равно он считается как один.)

Особое внимание следует уделить распределению пользователей по числу посещений в течение месяца. Это – один из самых важных критериев, которые определяют ядро аудитории. Из 28 тыс. посетителей за указанный период только 5,5 тыс. можно отнести к ядру. (В Интернете считается, что посетивший ресурс более одного раза уже может рассматриваться как активный пользователь.) При этом выделяется 2,18% пользователей, посетивших сервер в течение месяца более 10 раз. Отметим, что для физического посетителя приход в библиотеку каждые 3 дня – это проявление неслыханного усердия.


Количество посещений 

Рис. 2. Распределение пользователей веб-сайта ГПНТБ России по количеству посещений в течение одного месяца.

 

С каких страниц начинается просмотр веб-сайта? В табл. 2 приведено распределение страниц, с которых начинается посещение веб-сайта (за исключением главной страницы). Проанализировав эти данные, можно прийти к выводу, что 22% пользователей не заходят на главную страницу, а напрямую адресуются к уже известным им разделам сервера. При этом значительная часть таких пользователей обращается к поисковым страницам «Поиск в ЭК», «Выбор поиска», «Выбор раздела», «Поиск в БД "Авторефераты"» и т.д., т.е. они уже знают структуру сервера и работают только с интересующими их фрагментами. Аналогичная картина наблюдается и по страницам, с которых посетители уходят с сервера. Кроме того, анализ «скольжения» пользователей с главной страницы также показывает, что большинство переходит к поисковым разделам.

Заметим, что полнотекстовые страницы занимают позиции 5, 6, 10, 15–18, 20 по приоритетам посещения. Отношение количества посещений этих страниц (2 228) к общему количеству посещений (11 633) показывает, что пользователь в пять раз чаще обращается на поисковые страницы, чем на полнотекстовые. Это в общем-то логичное соотношение. Например, в гигантской по объему статистике запросов и заказов на распечатку поступивших в систему цифрового хранилища полнотекстовых документов JSTOR соотношение составляет 8, т.е. запрашивается полный текст только каждого восьмого документа из всех просмотренных (более 79 млн. обращений на 10 млн. распечатанных статей).

Приоритеты посещения по содержанию страниц достаточно условно можно ранжировать так: поисковые страницы, новостные страницы, страницы с устойчивым содержанием.

Таблица 2

Распределение страниц,
с которых начинается посещение веб-сайта ГПНТБ России

  Страница Количество посещений
в тыс. в %%
к общему
количеству
1. http://www.gpntb.ru/cgi-shl/
Search1.exe Поиск в ЭК
2 922 5,67
2. http://www.gpntb.ru/win/search/
Выбор поиска
2 781 5,40
3. http://www.gpntb.ru/win/window/
Выбор раздела
741 1,43
4. http://www.gpntb.ru/win/search/avt1.html
Поиск в БД «Авторефераты»
730 1,41
5. http://www.gpntb.ru/win/PRG-ELR7a.html
Межведомственная программа «Электронные библиотеки»
636 1,23
6. http://www.gpntb.ru/win/gpntb/
Информация о ГПНТБ России
450 0,87
7.  http://wwwgpntb.ruwin/prod-serv/irbis/irbis.html
Продукты и услуги
428 0,83
8. http://wwwgpntbru/cgishl/~WebIrbis3/Search1.exe 368 0,71
9. http://www.gpntb.ru/win/search/rsk/html
Российский сводный каталог
336 0,65
10. http://wwwgpntbru/wininterevents/crimea2003/
Информация о Крымских конференциях
305 0,59
11. http://www.gpntb.ru/win/.\mentsin2.cfm 271 0,52
12. http://www.gpntb.ru/tmp/index2.html
Новостные объявления
237 0,46
13. http://www.gpntb.ru/win/prod-serv/
Продукция и услуги
233 0,45
14. http://www.gpntb.ru/win/korppro/2/3_5.HTML
Корпоративная сеть публичных библиотек
227 0,44
15. http://www.gpntb.ru/win/inter-events/
Новости международных мероприятий
215 0,41
16. http://www.gpntb.ru/win/gntp/
Государственные научно-технические программы
177 0,34
17. http://www.gpntb.ru/win/elbib/
Полнотекстовая электронная библиотека
170 0,33
18. http://www.gpntb.ru/win/ntb/
Сборник «Научные и технические библиотеки»
169 0,32
19. http://www.gpntb.ru/cdi-bin/book/book.pl
Новые поступления в ГПНТБ России
131 0,25
20. http://www.gpntb.ru/win/ucheb-center/
Учебный центр ГПНТБ России
106 0,20
  Итого: 11 633 22,51

Откуда приходят читатели в библиотеку? Подавляющее большинство зарегистрированных читателей ГПНТБ России – москвичи и жители Московской области. Обслуживание удаленных коллективных абонентов и читателей по МБА составляет (в терминах документовыдачи) около 1% от обслуживания в помещениях библиотеки. Это означает, что условно региональное распределение читателей ГПНТБ России можно представить очень узкой функцией с полушириной 150–200 км (рис. 3). Как известно, в этом регионе проживает около 15 млн. человек, это и есть потенциальная аудитория посетителей читальных залов библиотеки.

Рис. 3. Условное региональное распределение читателей ГПНТБ России.

Рассмотрим условное региональное распределение пользователей вейб-сайта (естественно, в терминах посещений Интернет-сайта). Необходимо отметить, что представлены все континенты и регионы, даже самые экзотические (рис. 4). К примеру, имеется 7 пользователей из Полинезии. Наиболее активные регионы указаны в табл. 3.

Рис. 4. Условное региональное распределение пользователей веб-сайта ГПНТБ России.


Таблица 3

Распределение пользователей веб-сайта ГПНТБ России
по наиболее активным регионам

Страна Количество посещений
(тыс.)
Российская Федерация (ru) 20 823
США (com, org, gov, mil, net, us) 13 687
Украина (ua) 1 287
Российская Федерация (su) 383
Белоруссия 279
Казахстан 231
Литва 185
Эстония 179
Нидерланды 156
Германия 111
Киргизия 74
Израиль 68
Латвия 65
Великобритания 64
Польша 60
Канада 52
Франция 52
Саудовская Аравия 46
Финляндия 39
Япония 37
Всего: 37 878

Обращает на себя внимание большое число пользователей из США. Но здесь нужно иметь в виду, что в терминах Интернета это могут быть пользователи из филиалов сетевых и других компаний, базирующихся в России. Это рассуждение никоим образом не умаляет привлекательности веб-сайта для информационно грамотного пользователя.

Интересные результаты можно получить из анализа рис. 5, где приведены адреса серверов, с которых пользователи попадают на сервер ГПНТБ России. При этом внутренние переходы тоже учитываются, однако они не превалируют. Наиболее часто пользователи переходят с Яндекса, Апорта, Рамблера и Google. При этом сервер ГПНТБ России индексируется более чем 300 поисковыми серверами и директориями ресурсов Интернета.

Рис. 5. Адреса серверов, с которых пользователи пришли на веб-сайт ГПНТБ России.

 

Распределение спроса по месяцам, дням недели и времени суток

Рис. 6. Посещаемость ГПНТБ России в 2002 г. по месяцам.

 

Рис. 7. Изменение читательского спроса в 2002 г. по месяцам.

Из-за краткосрочности мониторинга сезонные колебания спроса не позволяют увидеть корреляцию между объемом предоставляемой информации и интенсивностью запросов (рис. 7).

 

Рис. 8. Изменение трафика веб-сайта ГПНТБ России по месяцам.

В отличие от активности читателей, трафик веб-сайта не имеет столь явно выраженных сезонных колебаний (рис. 8).

По следующему блоку (рис. 9–12) можно получить информацию об активности пользователей в зависимости от дня недели и времени суток. Наиболее загруженным днем является четверг – 19,98% от общего числа посещений, наименее загруженным – воскресенье (рис. 9).

Рис. 9. Распределение активности пользователей веб-сайта ГПНТБ России в зависимости от дня недели.

 

Рис. 10. Распределение активности читателей ГПНТБ России в зависимости от дня недели (февраль 2003 г.).

 

ис. 11. Распределение активности пользователей веб-сайта ГПНТБ России в зависимости от времени суток.

Пиковый период – с 11.00 до 17.00 (московское время), а максимальное число пользователей работает в 15.00 (рис. 11).

Особо интересным является отсутствие «провала» в ночное время, что в какой-то степени объясняет упоминавшееся неожиданно большое число пользователей из США. Таким образом, разница между наиболее и наименее активными периодами не слишком большая. При этом нет ни одного «пустого окна» – к серверу обращаются постоянно.

Рис. 12. Распределение активности читателей ГПНТБ России в зависимости от времени суток.

Наличие небольшого «провала» в обеденное время свидетельствует о том, что читатели полагают посещение библиотеки своей работой (рис. 12).

Выводы. По результатам анализа активности пользователей можно сделать вывод о практически линейной загрузке Интернет-комплекса ГПНТБ России, что явно контрастирует с обычными режимами обслуживания. В частности, резкого падения активности в летние месяцы не наблюдается.

Очевидное преимущество веб-сайта – ежедневная круглосуточная работа – не нуждается в дополнительных комментариях.

 

Локальные пользователи цифровых ресурсов

Сопоставление телезаходов с активностью и параметрами использования электронных материалов непосредственно в ГПНТБ России.

Рис. 13. Посещение электронной библиотеки РФФИ с октября 2001 г. по январь 2003 г.

 

Технические показатели. Важную техническую информацию для разработчиков можно получить из анализа типов браузеров и платформ, используемых пользователями. Она позволяет эффективно определить базовую кодировку материалов сервера и избежать ненужной загрузки операциями по перекодированию. Из анализа табл. 4 можно сделать вывод, что подавляющее число пользователей (80%) применяют Microsoft Internet Explorer, 97% работают на платформах Windows и использует кодировку ср-1251.

В свое время, когда делались попытки в централизованном порядке внедрить в качестве базовых кодировки ISO и KOI, данная статистика позволила указать на неэффективность подобных мероприятий, которые привели бы к необходимости перекодировки в 98 случаях из 100.

Таблица 4

Используемые браузеры или роботы

 Браузер или робот Количество просмотренных
страниц
Количество посещений
(тыс.)
в тыс. в %%
к общему
количеству
Microsoft Internet Explorer 611 874 82,29 43 757
Yandex/1.03.000
(compatible; Win 16; M)
2 396 0,32 2 210
Netscape 38 627 5,19 1 697
Googlebot/2.
(http://www.googlebot.com/bot.html)
23 487 3,15 927
Другие 3 622 0,48 580

 

Итоговые цифры

Среднее время посещения Интернет-сайта ГПНТБ России (14 минут) означает, что просматривается информация, эквивалентная 7 страницам печатного текста. Заметим, это «чистое время», без учета потерь на поиски веб-сайта или установление связи.

Средний физический посетитель (700–900 человек в сутки в рабочие часы на 370 мест в читальных залах) проводит в помещениях библиотеки около 3 часов и, возможно, заметную долю этого времени тратит на поиск необходимой литературы и ожидание заказанных документов.

Конечно, традиционная библиотечная статистика более чем неопределенна. По данным за 2002 г. в ГПНТБ России зарегистрированы около 260 тыс. посещений и выданы 2 300 тыс. документов, т.е. в среднем 9 экз. на одного посетителя. Если предположить, что посетитель за 3 часа может прочесть не более 100 страниц, а получил он 2 700 (примерно по 300 страниц в каждом экземпляре), то низкая эффективность использования печатных коллекций становится еще более заметной. Говоря точнее, значительную часть времени посетитель тратит только на просмотр взятой литературы, поскольку прочитать все затребованное он просто не в состоянии.

За 2002 г. на веб-сайте просмотрены 6 370 тыс. файлов, содержащих 32 гигабайта информации, т. е. в определенном смысле все содержание веб-сайта просмотрено за год 15 раз!

За тот же период физическому посетителю представлены 1 725 гигабайта информации (около 30% общего объема печатных фондов), из которых можно было просмотреть не более 65 гигабайт (число посещений, умноженное на средний просмотр – 100 страниц за посещение).

 

Выводы

Телекоммуникационные технологии обеспечивают десятикратное превосходство над традиционными в объеме коммуникативности, в той роли социальной вовлеченности (т. е. возможности не быть одиноким в обществе), которую выполняют и традиционные, и электронные библиотеки.

Региональный охват читателей традиционной библиотеки и пользователей веб-сайта совершенно различен: в первом случае он представляет собой очень крутую, узкую функцию с центром в Москве и полушириной 150–200 км, во втором – очень широкую функцию, со многими максимумами – в Москве, С.-Петербурге (т.е. охватом в радиусе 700–800 км) и заметными значениями на очень больших удалениях от Москвы – вплоть до 2 тыс. км (Израиль, Германия) и 10 тыс. км (США, Владивосток). Помимо притягательности самого веб-сайта, возможности пользователей определяются их технической вооруженностью, т. е. наличием Интернет-соединения.

Теледоступ показывает значительное «сглаживание» спроса по временам года, дням недели и времени суток.

Важной чертой является очень слабая или отсутствующая зависимость спроса на материалы веб-сайта от их объема; по-видимому, дело в психологии поведения пользователя. Он приходит на веб-сайт потому, что знает его или веб-сайт зарегистрирован в поисковых машинах. В случае, если что-то сразу не нашлось, он уходит на другой веб-сайт. Итак, на веб-сайт приходят скорее за справкой, чем за документами длительного изучения.

В целом веб-сайт ведет себя скорее как библиотека, а не как отдельная публикация или тематическая коллекция публикаций.

Как мы думаем развивать веб-сайт? Предполагается дальнейшее развитие ЭК путем добавления в него различного рода полнотекстовых материалов, образующихся при сканировании рефератов или использовании электронной доставки документов. Хотя ее роль в обслуживании относительно невелика (10% от МБА и соответственно 0,1% в общем обслуживании), непрерывность процесса в целом создает позитивные предпосылки.

Конечно, нужно активнее развивать наработку электронных версий библиографических материалов высокого уровня – оглавлений периодических журналов, аналитических росписей статей и т.п., с тем чтобы пользователь мог сосредоточиться на изучении полных текстов и сократить время на поиски нужного материала.


* Часть I опубликована в № 11, 2003 г.
  
На главную