УДК 002.2
Литвина Л.Г., Ханжарова Л.М.
Креативный подход к оценке
учебной литературы
Постановка вопроса о критериях
комплектования учебной литературы.
|
Теория и практика
комплектования по-прежнему остаются одной
из главных проблем современного
библиотековедения. Особенности
современной педагогической ситуации
вызвали к жизни новое поколение учебных
изданий. Многообразие педагогических
практик заставляет отказаться от единых
принципов дидактики [1].
Вариантность учебной
литературы на книжном рынке страны
поставила в непростое положение
специалистов, от которых зависит политика
комплектования библиотек.
Вопрос отбора учебной
литературы достаточно остро стоит для
вузовских библиотек. Объем и глубина
фондов, их соответствие образовательным
стандартам высшей школы являются
определяющими факторами в политике
комплектования. Но в последние три года
сложилась следующая ситуация: выделяя
бюджетные средства на приобретение
изданий, Министерство образования России
предъявляет определенные требования к их
актуальности и наличию грифа, что, к
сожалению, не является гарантией качества
приобретаемой учебной литературы.
Вузовские библиотеки, как
правило, формируют документный фонд
учебных изданий в соответствии с
требованиями к обеспеченности
литературой учебных заведений
профессионального образования, в
обязательном порядке применяемых при
лицензировании, аккредитации и аттестации;
а также в соответствии с запросами
пользователей.
Сегодня вузовские специалисты
при отборе документа оказались один на
один с нерешенными проблемами, появление
которых обусловлено рядом объективных
факторов:
-
последствиями информационного
взрыва, связанными с издательской
политикой, изменением книжного рынка и т. п.;
-
финансовыми проблемами –
ростом цен на издания, стихийным
финансированием;
-
проблемами, связанными с
участием в межбиблиотечной кооперации;
-
незатихающей дискуссией о
предпочтении качества или спроса при
отборе документа;
-
проблемами, возникшими в связи
с появлением возможностей широкого
использования электронных сетей;
-
медленным признанием
библиотечной общественностью ценностей
опыта коммерческого сектора общества и
многого другого.
Большинство вузовских
библиотек используют в практике различные
автоматизированные библиотечно-информационные
системы (АБИС), в рамках которых
функционирует АРМ «Комплектатор». Но ни в
одной из них не отражены подходы к оценке
документа.
Положительный опыт внедрения
АРМ «Комплектатор» АБИС ИРБИС позволяет
сегодня предложить некий креативный
подход при заказе документа, а именно
формализовать критерии оценки документа и
создать подпрограмму в рамках данного АРМ,
например для учебников.
В.А. Канке и Н.Н. Пахомов пишут,
что в современной ситуации не осуществима
прежняя методика оценки качества учебной
литературы. Возможность приобретения
грифа министерства за плату привела к
появлению потока низкокачественных
учебников. Поэтому авторы при оценке
учебника рекомендуют опираться на
следующие критерии:
-
актуальность изложенной
теории и отсутствие альтернатив;
-
дидактические возможности
новой теории;
-
связь новации не с одним
методом, а с их совокупностью;
-
наличие рабочей программы
курса;
-
примерное почасовое
планирование;
-
обоснование
сочетания различных частей учебных
дисциплин [2].
Ряд специалистов считает, что
следует привлекать критерии ценности,
предложенные читателями (использовать
данные специально проведенных опросов), а
также критерии, предложенные каждым вузом.
Усугубляет ситуацию
отсутствие единого мнения о функциях
учебника для высшей школы. Анализ функций
современного учебника, приведенный в
статьях С.Г. Антоновой и Л.Г. Тюриной на
страницах журнала «Университетская книга»
в 2000–2001 гг. [1],
свидетельствует об эклектичности
определений целевого назначения учебника,
произвольном характере именований
функций учебника и т. д. В свою очередь,
авторы предлагают при отборе учебника
обратить внимание на целый ряд критериев.
Р. Казакова и Л. Тюрина на
страницах журнала «Высшее образование в
России» опубликовали данные, выявленные в
результате опроса участников
Всероссийского совещания заведующих
кафедрами и деканов социогуманитарных
факультетов (27–28 апр. 2000 г., Москва, РУДН), в
частности – читательские критерии
ценности изданий. При оценке книжной
продукции специалисты прежде всего
обращают внимание на присутствие
следующих характеристик: важность
проблематики, новизна информации,
известность автора, фундаментальность
знания, форма подачи материала и стиль
изложения, авторитет издающей организации,
известность издательства, качество
полиграфического исполнения, прочее (критерии
ранжированы в зависимости от результатов
опроса) [3].
Появление электронных
учебников поставило перед
комплектаторами вопрос о выборе критерия
и для данного вида учебной продукции. В
процессе оценки подобных ресурсов
специалисты выделяют три главных аспекта:
доступность (в развернутом понимании
термина), качество и простота
использования. В качестве дополнительных
критериев предлагаются: наличие
современного компьютерного и
программного обеспечения, удобство в
организации доступа; стоимость материалов;
возможность помощи пользователям и их
обучения; стабильность сетевых ресурсов; а
также удобство лицензионных соглашений,
присутствие временных издержек при
доступе к материалам вследствие
перегрузки сетей, определение степени
надежности продавца и возможности
дальнейшего сотрудничества с ним,
возможность учета количества
пользователей и частота обращения к
материалам [4].
Вузами Омска накоплен
определенный опыт оценки учебной
литературы. Особого внимания заслуживают
издания, связанные с обеспечением
учебного процесса новых специальностей и
направлений, а также повышающие
коэффициент обеспеченности студентов
литературой по тем дисциплинам, где он
меньше нормативного. Приоритет при
комплектовании имеют документы,
обеспечивающие возможность
дистанционного и заочного образования.
Для оценки внутривузовских изданий в
Омском государственном техническом
университете введен такой критерий, как «документ,
влияющий на рейтинговые показатели
университета, обеспечивающий внедрение в
учебный процесс прогрессивных научных
разработок сотрудников ОмГТУ».
Все вышеизложенное
свидетельствует о том, что следует
сформировать монокритерий для оценки
учебника, включающий целую систему
показателей для постановки обоснованной
задачи специалистам-автоматизаторам.
Практикам комплектования в
одиночку не справиться с данной задачей.
Нельзя перекладывать всю ответственность
при выборе учебника и на педагогов-предметников,
как делают сегодня некоторые библиотеки
вузов. Внедрение компьютерных технологий
в процессы комплектования позволяет
свести ряд критериев к формальным
характеристикам, например, через
определенное количество баллов, набранных
документом при вводе информации о нем в
определенную программу.
Уже сегодня можно предложить
для обсуждения целый набор критериев для
учебной литературы и общими усилиями
выработать шкалу баллов при оценке
учебника. Для этого все критерии можно
разбить на несколько блоков.
Формальные
признаки подачи учебного материала (содержательная конструкция
учебника):
-
академическая структура
учебника (полнота программы курса,
соответствие содержания требованиям
образовательного стандарта,
структурирование по разделам, главам и
параграфам, присутствие контрольных
вопросов к теме);
-
наличие справочного аппарата (предисловие,
послесловие, предметный и иные указатели,
список литературы);
-
наличие иллюстративного
материала (схемы, таблицы, графики и т. д.).
Формальные
признаки издания:
-
наличие грифа Минобразования
России или отраслевых УМО;
-
авторитет издающей
организации (РАН, место центрального
издательства в рейтинге журнала «Университетская
книга» – первая десятка);
-
авторитетность авторского или
редакторского коллектива;
- год издания;
- объем;
- полиграфические
характеристики.
Количество признаков не
является принципиальным.
Настал
момент объединить знания теоретиков,
навыки практиков и усилия программистов
для создания рабочей программы, способной
вывести процесс комплектования на
качественно новый уровень.
Список литературы
-
Антонова С.Г.,
Тюрина Л.Г. Новое поколение учебной
литературы: теоретические и
методологические предпосылки//Унив. книга.
2000. № 8. С. 15–19; Государственные
образовательные стандарты высшего
профессионального образования – основа
содержания учебных изданий.//Там же. № 9. С.
19–29; Система учебных изданий для высшего
профессионального образования.//Там же. №
10. С. 12–16; Структура, содержание и
дидактические основы учебных изданий.//Там
же. № 11. С. 30–42; Учебник как проблема//Там же.
2001. № 1–2, С. 26–30, 34–37.
-
Канке В.А.,
Пахомов Н.Н. Философские заметки на
полях учебника//Там же. 2001. № 2. С. 22.
-
Казакова Р.,
Тюрина Л.Г. Библиотечно-информационная
деятельность вуза//Высш. образование в
России. № 2. С. 107–112.
-
Булдакова Е.В.
Вопросы оценки качества сетевой
информации // Библиотечное дело – 2000:
проблемы формирования открытого
информационного общества: в 2 ч. М., 2000. Ч. 1. С.
142–144.
|