Научные и технические библиотеки №12 2003 год
Содержание:

Карташов Н.С.Территориальное библиотечное управление

Гончаров М.В., Земсков А.И. Причины посещения веб-сайта ГПНТБ России. Часть II. Веб-сайт ГПНТБ России: реальность и перспективы

Лопатин Р.А., Щербаков Э.Л. Отчуждение техники как фактор социокультурного кризиса

Литвина Л.Г., Ханжарова Л.М. Креативный подход к оценке учебной литературы

Юхновец Т.С. Координация в формировании информационных ресурсов

Баранова Т.Г. Библиотека на региональных торгово-промышленных выставках-ярмарках


Обзор газеты "Information World Review" (Dec. 2002)

Арнолдс С. Приключения в чудо-стране Wondir-land

Пойндер Р. Основополагающий акт для профессиональных специалистов по информации


НАША ПРОФЕССИЯ

Суслова И.М. Организация обучения библиоменеджеров

Сукиасян Э.Р. Кому и где готовить руководителей
(Комментарии к статье И.М. Сусловой «Организация обучения библиоменеджеров»)

Григорьева В.Н., Даулетова В.В. Конфликт... выиграть может каждый


К 45-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Земсков А.И. Действовать, соответствуя статусу


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколинский Е.К. Журналы Александровской эпохи – взгляд из XXI века («Сводный каталог сериальных изданий России. 1801–1825»)


НАМ ПИШУТ

Павлова Л.П. Реплика на отклик

«Последняя страничка» (анекдоты, опечатки, оговорки)

НАШИ АВТОРЫ


Указатель материалов, опубликованных в 2003 г.

Систематический указатель

Указатель авторов


УДК 02(061.4)

Баранова Т.Г.

Библиотека на региональных торгово-промышленных
выставках-ярмарках

Опыт участия Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова в региональных торгово-промышленных выставках-ярмарках.

«Мы живем в век выставок», – писал французский библиотековед Пьер Брейя во второй половине XX в.* Это утверждение можно смело спроецировать и на XXI в. Каких только выставок мы не видим сегодня: международные и районные, государственные и частные, торговые и промышленные, художественные и военные. В особом ряду стоят так называемые выставки-ярмарки.

В настоящее время, вероятно, не отыщется такого региона, в котором бы не существовала одна, а то и несколько выставочно-ярмарочных компаний, профессионально занимающихся организацией торгово-промышленных ярмарок различной тематики. Есть такие организации и в Кемеровской области. Это – ЗАО «Кузбасская ярмарка», которая вот уже 10 лет действует на информационном рынке Кузбасса, и «Экспо-Сибирь», компания более «юная», ей в этом году исполнилось всего 5 лет, но, несмотря на свою молодость, она успешно работает в сфере организации специализированных выставок-ярмарок.

Кемеровская областная научная библиотека (ОНБ) им. В.Д. Федорова поддерживает тесные партнерские отношения с обеими компаниями и с их легкой руки вот уже несколько лет участвует в различных специализированных выставках-ярмарках, предоставляя информацию о себе, своих продуктах и услугах.

Важность развития данного направления для библиотеки очевидна. Ведь подобного рода выставки – один из эффективнейших видов рекламного дела.

Ни для кого не секрет, что проведение нормальной, комплексной рекламной кампании для российской библиотеки практически невозможно из-за ее заведомой дороговизны. Как правило, она ограничивается внутрибиблиотечной рекламой и редкими публикациями или выступлениями в средствах массовой информации. Причем последние часто носят завуалированный характер, так как при составлении их текстов преследуется конкретная цель – скрыть рекламный характер сообщения, поскольку за рекламу надо платить. Подобного рода тексты выдаются за информационные сообщения, из-за чего рекламный эффект часто теряется.

Участие библиотеки в региональных торгово-промышленных выставках-ярмарках позволяет донести рекламу о ее продуктах и услугах до широкого круга потенциальных пользователей (прежде всего инженерно-технических работников, предпринимателей, сотрудников НИИ), а также заявить о себе как о социально активном учреждении, способном влиять на решение региональных проблем, т.е. в любом случае играет на повышение престижа библиотеки, в том числе и в глазах представителей властных структур, без которых не обходится ни одно подобное мероприятие.

Кемеровская ОНБ им. В.Д. Федорова участвует в региональных торгово-промышленных выставках с сентября 1998 г., и сегодня мы можем говорить о 5-летнем опыте работы в этом направлении. Ежегодно библиотека принимает участие в среднем в 7–8 тематических и политематических выставках-ярмарках по медицине и химии, компьютерному и полиграфическому бизнесу, переработке сельскохозяйственной продукции и организации торговли, пищевой и легкой промышленности, экологии и градостроительству и т.д. Каждый год стенд Кемеровской ОНБ им. В.Д. Федорова посещают около 1 260 человек, в среднем по 180 человек за одну выставку-ярмарку.

Принимая решение об участии в выставках-ярмарках, мы исходили из желания повысить престиж областной библиотеки как информационного учреждения прежде всего, в глазах производственников, представителей малого и среднего бизнеса, инженерно-технических работников.

К сожалению, приходится констатировать, что за последнее десятилетие среди пользователей областной библиотеки преобладают учащаяся молодежь, студенты или лица, получающие второе высшее образование. Областные научные библиотеки все больше и больше превращаются в вузовские, постепенно теряя свой научный статус. Сегодня в их стенах очень редко встретишь инженера, технолога, специалиста-производственника, научного работника. И причины этого всем известны. На первом месте, конечно же, плохое комплектование и не всегда из-за отсутствия должного финансирования (хотя, как говорится, были бы средства, а книги найдутся).

Справочную, техническую литературу по некоторым отраслям, издания, содержащие описания различных технологий, просто невозможно отыскать на региональном книжном рынке. И здесь на выручку библиотекам приходят новые информационные технологии – возможность подписаться на БД, получить электронные копии необходимых документов в Интернете или при помощи электронной доставки документов. Однако специалисты, имеющие дело с печатным изданием, зачастую даже не догадываются о наличии этих услуг в библиотеке. Поэтому при подготовке к первой выставке-ярмарке акцент был сделан не столько на привлечение внимания общественности города и области к информационному богатству книжного фонда, сколько на рекламу новых информационных продуктов и услуг, появившихся в библиотеке.

Для участия в выставке была создана рабочая группа из представителей различных структурных подразделений библиотеки, которым предстояло осуществить ряд работ по наполнению и оформлению ее выставочного павильона. В ходе переговоров с оргкомитетом выставки-ярмарки были уточнены размеры выставочного павильона, требования к экспонированию продуктов и услуг, возможность получения дополнительного оборудования и т.д. Далее был определен круг рекламируемых продуктов и услуг (на каждый из них разработан и красочно оформлен рекламный лист для размещения на стенах павильона); продумана общая концепция оформления выставочного павильона; составлен перечень документов, предназначенных для экспонирования (книги, журналы, фрагменты локальных БД, создаваемых и приобретаемых библиотекой, несколько CD–ROM – подобранные с учетом тематики выставки). Специально подготовлены 5 тематических папок, содержащих копии журнальных статей текущего года, копии авторских свидетельств, патентов и технических условий последних лет и папка с информацией из Интернета. Накануне открытия выставки-ярмарки проведен инструктаж сотрудников, составлен график их работы и, конечно, обеспечена доставка и сохранность документов и оборудования.

Тщательная подготовка мероприятия не прошла даром. Экспонировавшиеся документы пользовались большим спросом на протяжении всех дней работы выставки-ярмарки. Фаворитом оказалась папка с информацией из Интернета. И здесь как нельзя кстати пригодились информационные списки с адресами веб-сайтов и краткими описаниями их содержания, бесплатно раздававшиеся гостям библиотечного стенда. Материалы тематических папок постоянно копировались; недолго царил порядок и в выставочной витрине: книги и журналы периодически кочевали с полок в руки посетителей. Живой интерес вызвал показ фрагментов БД, сопровождавшийся консультацией о том, в каком отделе библиотеки они находятся и какого рода информацию можно там получить.

В результате общения с посетителями стенда наметились и завязались интересные контакты, впоследствии переросшие в деловое сотрудничество.

Однако не обошлось и без некоторых просчетов: не хватило раздаточного материала – библиотечных буклетов, различного рода рекламных изданий, отсутствовала регистрация посетителей стенда. К недостаткам оформления отнесены информационная перегруженность ряда рекламных текстов, из-за чего они просто не читались, отсутствие рекламных роликов, компьютерных презентаций, которые сделали бы стенд библиотеки более привлекательным, и др.

В дальнейшем мы постарались исправить выявленные недостатки. К одной из удачных находок можно отнести создание специальной программы – слайдшоу, включающей более 90 слайдов с видами библиотеки, лучших библиотечных мероприятий. Слайды выстроены в логической последовательности и шаг за шагом рассказывают о сегодняшней жизни библиотеки.

К оформительским удачам можно отнести изготовление трех красочно оформленных стендов, дающих общую информацию о структуре и режиме работы библиотеки, ее фонде и услугах. Информацию стендов дополняет серия рекламных листков, содержащих сведения об отдельных библиотечных продуктах и услугах. Как показала практика работы на выставках-ярмарках, подобное оформительское решение отличается мобильностью и малозатратностью.

Как известно, номенклатура продуктов и услуг постоянно меняется: одни появляются, другие исчезают; изменяются и цены на них. Поэтому в условиях острого финансового дефицита нецелесообразно создавать дорогостоящий рекламный стенд на отдельную услугу (продукт). Легче и дешевле изготовить рекламный листок, который можно в любой момент быстро и с наименьшими затратами заменить (если в библиотеке появилась новая услуга или продукт).

Удачным, на наш взгляд, оказался и выпуск целой серии малоформатных информационных листков, каждый из которых посвящен одной библиотечной услуге или продукту, где обязательно указан отдел библиотеки, оказывающий данную услугу, и номер контактного телефона. Такая реклама малозатратна (из 1 листа формата А4 можно изготовить от 6 до 8 информационных листков) и удобна для заинтересовавшегося пользователя (листок можно держать в записной книжке, портмоне, визитке). Любой посетитель выставки-ярмарки может взять эти листки в достаточном количестве на библиотечном стенде.

В перспективе планируется демонстрация ряда видеофильмов о Кемеровской ОНБ. Для этой цели наша видеостудия подготовила компакт-диск, содержащий, помимо видеофильмов о прошлом, настоящем и будущем библиотеки, программу-презентацию ее продуктов и услуг.

Участие библиотеки в выставках-ярмарках достаточно затратное мероприятие (как в финансовом, так и в ресурсном отношении). Библиотека должна заботиться о достойном дизайнерском и художественном оформлении выставочного павильона, представленных информационных изданий, располагать большим тиражом красочных буклетов, изготовленных полиграфическим способом, необходимыми техническими средствами для демонстрации электронной и видео-продукции. Все это требует определенных финансовых вложений, а также отвлекает от основной работы большое количество сотрудников различных подразделений библиотеки. Но эти усилия не напрасны, о чем свидетельствует долгосрочное сотрудничество библиотеки с выставочно-ярмарочными компаниями.

И еще один положительный момент участия библиотеки в выставках-ярмарках. Как правило, на подобного рода форумах проходят различные научно-практические конференции, семинары, тренинги с участием представителей науки не только из России, но и из стран ближнего зарубежья.

Люди, профессионально занимающиеся наукой, с большим почтением относятся к библиотекам и, посетив павильон Кемеровской ОНБ им. В.Д. Федорова, охотно дарят нам свои книги. Так, на одной из выставок, посвященных строительной отрасли, ЦНИИ Министерства обороны России передал в дар библиотеке монографии своих сотрудников и нормативно-техническую документацию по гражданскому строительству (в общей сложности более 50 экземпляров изданий, которых никаким другим путем областная библиотека в свой фонд не получила бы). На выставке по экологии доцент кафедры Белорусского научно-технического университета С.Д. Гуревич подарил нам свою монографию по очистке воды, которая уже на этом форуме стала своеобразным бестселлером.

Среди даров, полученных библиотекой от участников выставок – книги по медицине, угольной промышленности, безопасности труда, химии, различные периодические издания, а также каталоги, содержащие адреса отечественных и зарубежных производителей. Каждая приобретенная подобным образом книга содержит дарственную надпись и хранится «вечно» в редком фонде библиотеки. Кроме того, свою благодарность библиотека выражает и на собственном веб-сайте в специальном разделе «Благодарим».

Таким образом, участие в региональных торгово-промышленных выставках-ярмарках является эффективным инструментом библиотечного маркетинга, который Кемеровская ОНБ им. В.Д. Федорова использует для продвижения своих новых продуктов и услуг на информационном рынке Кузбасса, создания положительного имиджа библиотеки как современного информационного учреждения и привлечения в свои стены новых пользователей, прежде всего из числа производственников, научных работников, бизнесменов.


* Брейя П. Временные выставки в библиотеках // Бюл. ЮНЕСКО для библиотек. 1967. Т. 21. С. 2.
  
На главную