Научные и технические библиотеки №12 2003 год
Содержание:

Карташов Н.С.Территориальное библиотечное управление

Гончаров М.В., Земсков А.И. Причины посещения веб-сайта ГПНТБ России. Часть II. Веб-сайт ГПНТБ России: реальность и перспективы

Лопатин Р.А., Щербаков Э.Л. Отчуждение техники как фактор социокультурного кризиса

Литвина Л.Г., Ханжарова Л.М. Креативный подход к оценке учебной литературы

Юхновец Т.С. Координация в формировании информационных ресурсов

Баранова Т.Г. Библиотека на региональных торгово-промышленных выставках-ярмарках


Обзор газеты "Information World Review" (Dec. 2002)

Арнолдс С. Приключения в чудо-стране Wondir-land

Пойндер Р. Основополагающий акт для профессиональных специалистов по информации


НАША ПРОФЕССИЯ

Суслова И.М. Организация обучения библиоменеджеров

Сукиасян Э.Р. Кому и где готовить руководителей
(Комментарии к статье И.М. Сусловой «Организация обучения библиоменеджеров»)

Григорьева В.Н., Даулетова В.В. Конфликт... выиграть может каждый


К 45-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Земсков А.И. Действовать, соответствуя статусу


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколинский Е.К. Журналы Александровской эпохи – взгляд из XXI века («Сводный каталог сериальных изданий России. 1801–1825»)


НАМ ПИШУТ

Павлова Л.П. Реплика на отклик

«Последняя страничка» (анекдоты, опечатки, оговорки)

НАШИ АВТОРЫ


Указатель материалов, опубликованных в 2003 г.

Систематический указатель

Указатель авторов


От редакции. В этом номере мы завершаем обзор публикаций газеты Information World Review (Dec. 2002), полученной делегацией ГПНТБ России в ходе работы на выставке Online 2002 в Лондоне (начало см. в № 11, 2003).

В опубликованной далее статье С. Арнольдса наше внимание привлекли некоторые моменты, уже рассматривавшиеся на страницах сборника:

  • поразительная недолговечность многих сетевых служб и документов: автор статьи – специалист по работе с веб-сайтами – обнаружил всего лишь за год исчезновение 3 сайтов из отобранных 12;

  • персонализация (если угодно – «очеловечивание») библиотечных веб-сайтов за счет предоставления удаленному пользователю возможности поговорить или, по крайней мере, пообщаться с живым человеком, специалистом по информационно-библиотечным технологиям; получить справку, специально сделанную по вашему запросу экспертом, а не выловленную из сети;

  • огромная значимость справочной работы библиотеки и библиотекаря, весьма характерная для западного сообщества и придающая библиотекам высокий статус научных советчиков, а не хранителей древностей;

  • неизбежная коммерциализация любого успешного проекта со всеми вытекающими из этого негативными последствиями;

  • стремление интеллигенции к коллективной работе, готовность формировать профессиональное сообщество, т. е. создавать ячейки гражданского общества.

Название статьи перекликается с названием знаменитой книги Л. Кэрролла «Алиса в стране Чудес» (Alice in Wonderland).

 

УДК 025:65.011.56

Арнольдс С.

Приключения в чудо-стране Wondir-land

Представлена новая система поиска экспертов – Wondir.

Перевод статьи из газеты «Мировой обзор информации» (Stephen Arnolds. Aventures in Wondir-land. – Information WorldReview. December, 2002. P. 52).

В 2002 г. я составил список из 12 сайтов, на которых поиск поддерживался с помощью дежурных специалистов. Всего лишь через год я проверил адреса и оказалось, что три сайта исчезли, четыре сайта перестали обслуживать частных лиц и переключились на работу по заявкам компаний; на ходу остались только пять сайтов: Abuzz, All experts, Ask me, Experts.com и Keen.com. Появился новый сайт Mothra как часть системы информационного обслуживания Google, который собирается организовать обслуживание экспертов.

Получение ответа на запрос обойдется вам недорого, а быть может, и вовсе бесплатно. Библиотека Конгресса США создала глобальную систему кооперативной справочной службы под названием «Точка запроса» (QuestionPoint). Научные сотрудники библиотеки получают вопросы по электронной почте, готовят и высылают ответы. Дальнейшее развитие этой службы видится в сотрудничестве Библиотеки Конгресса США с компанией OCLC по созданию Всемирной системы справочно-библиотечного обслуживания – Global Reference Network. К сотрудничеству предполагается привлечь и другие библиотеки и центры информации, занимающиеся выдачей электронных ответов на запросы.

В публикациях весьма полезного онлайнового бюллетеня Research Buzz мое внимание привлекла новая система выдачи справок, организованная Национальной библиотекой Шотландии (НБШ). Вы можете заполнить сетевой формуляр, находящийся по адресу www.nls.uk/info/readingrooms/askalibrarian.html, и библиотекари НБШ либо ответят вам немедленно, либо подключат к поискам ответа те библиотеки, в которых могут быть соответствующие ресурсы. НБШ признает, что такого рода организация справочной службы может занять какое-то время, но успокаивает тем, что на веб-сайте можно проследить за ходом выполнения вашего запроса.

Доктор Мэтью Колл (Matthew Koll), один из пионеров онлайнового поиска, учредил некоммерческую организацию, призванную облегчить обнаружение экспертов. После создания программного продукта для персонализации библиотечных сетевых услуг (Personal Library Software), который он продал компании America Online, д-р Колл заинтересовался продвижением и реализацией концепции открытого (кооперативного) подхода к формированию баз данных. Имеется в виду создание совершенно новых типов баз данных с новыми элементами, программным обеспечением и системой обслуживания.

М. Колл утверждает: «Найти эксперта – очень непростое дело. Я подумал, что кооперативный подход, формирование сообщества сотрудничающих специалистов – это новое слово, свежий подход к делу генерации баз данных. На тот момент в открытом доступе не было необходимого нам программного обеспечения и поэтому я и мои коллеги должны были разработать необходимые инструменты, которые предоставили бы возможность формирования баз данных путем сотрудничества в сети.

Для того чтобы иметь уверенность в непрерывном пополнении и обогащении содержания базы данных, мы предлагаем открытое программное обеспечение. Мы хотели бы разработать модель, в которой была бы предусмотрена возможность заполнить свободное место в базе данных. Модель могла бы привлечь большое количество специалистов в поддержке обслуживания всегда новым, свежим материалом и быть при этом вполне жизнеспособной».

Созданная г-ном Коллом новая система называется Wondir (www.wondir.org). Он утверждает: «Системы Google, FAST, AltaVista и другие очень хорошо выполняют полезную и нужную работу по обслуживанию широких масс пользователей простой и популярной информацией. Но парадоксально при этом то, что чем лучше они выполняют простую и массовую работу, тем сложней пользователю становится найти ответ на свой вопрос – особенно, если приходится обращаться к менее популярным или к менее заметным источникам. Какие-то источники, быть может, содержащие наилучшую информацию по данному вопросу, вовсе не обязаны стоять на верхнем уровне популярности у самых известных поисковых систем».

Он продолжает: «По мере роста информационного бизнеса концепция один сайт на все случаи жизни становится все менее надежной. Специализированное обслуживание, целевое обслуживание каких-то групп, распространение информации для определенного округа или сообщества – эти немассовые задачи становится все труднее решать на рынке массовых услуг. Сконцентрировавшись на работе с людьми, которые могут помочь в поиске и подготовке ответа на запрос, мы сделаем слышными намного большее число голосов, помогающих сформулировать ответ на ваш запрос».

В отличие от сервиса, предлагаемого рядом сетевых каталогов, система Wondir спроектирована так, чтобы при желании можно было сохранить анонимность как пользователя, задающего вопрос, так и эксперта, готовящего ответ. Д-р Колл говорит: «Одним из наиболее привлекательных преимуществ конструкции системы Wondir является ее способность сохранить анонимность персональной информации, касающейся эксперта. Вы можете оценить его способности по качеству выданных ответов. Кто-то из экспертов захочет обозначить себя, чтобы воспользоваться заслуженным признанием, какие-то эксперты вообще могут оказаться коллективным автором или службой (подобной службе AskA по адресу www.vrd.org). Вполне могут быть анонимными и отдельные эксперты – например какие-либо политические беженцы, дающие ответы и рекомендации населению стран, страдающих от реакционных режимов».

Большинство служащих и управленцев компаний, занятых информационным бизнесом, уже вполне разбираются в экономике создания и пользования базами данных и понимают сложность финансовых вопросов работы в сети. Источником прибыли являются продажа коммерческих лицензий и продажа трафика доступа к наиболее спрашиваемым словам – чем популярнее слово, тем больше заходов к нему формируется в процессе эксплуатации.

Коммерческая продажа выходов на популярное слово рано или поздно искажает объективность результатов поиска. Г-н Колл отмечает: «Коммерческое обслуживание всегда находится под давлением, состоящим в стремлении выгоднее продать страницу с результатами поиска. Между объявлениями, между результатами платного поиска и соблазном подвести пользователя к платному обслуживанию всегда остается очень мало места для выдачи непредвзятых результатов. Наш сайт Wondir – это некоммерческое предприятие. Нам легче держать широко открытыми ворота к хорошим ресурсам. И когда люди видят результаты поиска, выданные нашей системой, они понимают, что жадность здесь не при чем и финансовые аспекты в поиске не учитывались….».

Один из возможных способов найти экспертов – поработать с членскими списками научных обществ. Однако же, чтобы разобраться, кто в чем понимает, придется вступить во все эти общества или работать в соответствующей библиотеке. Кроме того, как показывает опыт, большинство персональных данных в печатных списках оказываются устаревшими и неверными.

Ярмарочные списки фирм – участниц тех или иных выставок-ярмарок скорее завлекательны, чем полезны, это очень похоже на серию «Кто есть кто?» для какой-либо конкретной отрасли. Что же касается платных директорий, имеющихся в сети, они скорее находятся в некой «серой» зоне ввиду неясности происхождения тех фактов, которые в них представлены.

М. Колл пишет: «Каждый может назвать себя экспертом в той или иной области. Подтвердить (или опровергнуть) квалификацию эксперта можно только в результате длительной и сложной процедуры. Поэтому необходимо разработать более ясный, нормированный механизм выявления специалистов. В большинстве стран мира, если вы зададите эксперту вопрос в пределах его компетенции и получите хороший ответ, то вы оба расстанетесь с взаимным удовольствием и удовлетворением».

Wondir будет привлекать базы данных высочайшего класса из так называемой невидимой части сети, т. е. тех сетевых страниц, которые не индексируются автоматически некоммерческими системами.
M. Колл отмечает: «Мы хотели бы подключить мощь и силу сообщества профессионалов и наладить обратную связь, чтобы обеспечить отбор наиболее подходящих экспертов, самых высококвалифицированных специалистов и определить наиболее надежные источники. Wondir – это общественно ориентированная система, ее цель – привлечь самые глубины народа, пробудить инициативу. Это то самое место, где будет услышан голос даже самого небольшого сообщества. Мы предвидим, что со временем сформируется сообщество добровольцев-волонтеров, которое будет помогать нам развивать эту технологию».

Уникальный аспект технологии Wondir – поисковая система, в которой пользователь и сама система «проталкивают» запросы. Многие службы поиска экспертов сами нуждаются в экспертах для осуществления своих операций и просмотра запросов; в них зачастую каждый вопрос адресуется очень многим – «рассылается веером». Wondir – и это новое и очень элегантное качество – использует специальное программное обеспечение для точной адресации запросов к нужному эксперту. Алгоритм включает в себя также географическую параметризацию и использование весовых функций (значимости параметра). Как результат таких усовершенствований обеспечиваются большая гибкость и малое время подготовки ответа на запрос.

Что можно сказать о бизнес-модели системы Wondir? Это персонализованная (предназначенная для работы индувидуума, а не коллектива) версия с коммерческой бизнес-модели Программы персональной библиотеки, сделанной теми же специалистами для компании America Online. Колл считает, что они поставляют бесплатную информацию и результаты поиска никак не связаны с финансовыми соображениями. Если, допустим, какой-то ответчик берет деньги за свои ответы, мы укажем, что такой-то источник – платный. И пусть рынок сам решает, будут ли люди готовы платить за такую услугу.

Если метеоролог или математик помогает решить какую-то сложнейшую бизнес-проблему с большими финансовыми результатами, большой прибылью для компании, он вправе ожидать, что его труд, его вклад будет оплачен. Но если он всего лишь в двух словах разъяснил какую-то идею, концепцию или поработал со студентом, незачем ему платить. Система Wondir не будет диктовать, каким образом участники проекта должны взаимодействовать с запросами и с теми, кто их ставит.

Цель системы Wondir – работать с местными материалами самого широкого профиля; сами эксперты будут расширять границы мира и его языки. Перспектива видится в том, чтобы кто угодно, в любом месте и в любое время мог просто задать вопрос и в сети обязательно будет кто-нибудь, кто даст ответ. Группы с пониманием задач сообщества будут считать Wondir своей системой, своей службой. Помимо всего прочего, это трудно предсказывать. Если проект окажется успешным, сформируются сообщества пользователей; и кто знает, как дело пойдет дальше…

В наше время, когда все чаще и чаще веб-сайты со специальными материалами, подобранными экспертами, либо разоряются, либо становятся жертвами коммерческой активности, сайт wondir.org продвигает пионерскую интеллектуальную технологию, а также превращается в центр, где накапливаются интеллектуальные ресурсы сообщества единомышленников.

  
На главную