Научные и технические библиотеки №12 2003 год
Содержание:

Карташов Н.С.Территориальное библиотечное управление

Гончаров М.В., Земсков А.И. Причины посещения веб-сайта ГПНТБ России. Часть II. Веб-сайт ГПНТБ России: реальность и перспективы

Лопатин Р.А., Щербаков Э.Л. Отчуждение техники как фактор социокультурного кризиса

Литвина Л.Г., Ханжарова Л.М. Креативный подход к оценке учебной литературы

Юхновец Т.С. Координация в формировании информационных ресурсов

Баранова Т.Г. Библиотека на региональных торгово-промышленных выставках-ярмарках


Обзор газеты "Information World Review" (Dec. 2002)

Арнолдс С. Приключения в чудо-стране Wondir-land

Пойндер Р. Основополагающий акт для профессиональных специалистов по информации


НАША ПРОФЕССИЯ

Суслова И.М. Организация обучения библиоменеджеров

Сукиасян Э.Р. Кому и где готовить руководителей
(Комментарии к статье И.М. Сусловой «Организация обучения библиоменеджеров»)

Григорьева В.Н., Даулетова В.В. Конфликт... выиграть может каждый


К 45-ЛЕТИЮ ГПНТБ РОССИИ

Земсков А.И. Действовать, соответствуя статусу


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Соколинский Е.К. Журналы Александровской эпохи – взгляд из XXI века («Сводный каталог сериальных изданий России. 1801–1825»)


НАМ ПИШУТ

Павлова Л.П. Реплика на отклик

«Последняя страничка» (анекдоты, опечатки, оговорки)

НАШИ АВТОРЫ


Указатель материалов, опубликованных в 2003 г.

Систематический указатель

Указатель авторов


Наша профессия

УДК 025.1

Суслова И.М.

Организация обучения библиоменеджеров

Уже почти десять лет в Московском государственном университете культуры и искусств ведется подготовка специалистов в области менеджмента библиотечной деятельности. Обозначились проблемы, накопился определенный опыт их преодоления.

Активный интерес к менеджменту как одна из самых явных тенденций современности отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем сегодняшнего дня.

Специфика решаемых задач предопределила особую роль руководителей библиотек самых различных рангов. Это менеджеры-профессионалы, обладающие специальными знаниями, навыками, умениями в области управленческой деятельности. Ответственность в делах, умение рисковать в нетрадиционных ситуациях, чувствительность к инновациям, умение управлять конфликтами, стремление к самосовершенствованию, высокая работоспособность, устойчивость к стрессам, позитивное отношение к жизни – вот далеко не полный перечень качеств, выдвигаемых современным управлением перед руководителем.

Сформировать корпус управленцев нового типа – задача исключительно сложная. Один из очевидных путей в этом направлении состоит в освоении теории и практики менеджмента, который всегда подразумевает и менеджера, и руководителя, и субъекта управления. Образ менеджера как профессионала, обладающего специальными знаниями в области управления, создается и поддерживается в менеджменте всей системой обучения, разнообразнейших научных исследований, разветвленных информационных сетей, диверсифицированных деловых и консультационных услуг.

Принцип профессионализма руководства родился одновременно с менеджментом и эволюционировал с ним как незыблемое кредо. Ф. Тейлор, с именем которого связано становление менеджмента как самостоятельной области знаний, доказывает, что принципы научного менеджмента применимы ко всем видам человеческой деятельности и, если их использовать правильно, они дадут поразительные результаты. И хотя принципы НОТ разрабатывались в то время на «внеменеджерском» уровне управления непосредственным производством, нельзя не отметить, что именно Ф. Тейлор поставил задачу компетентного управления, отделив его от производственных операций; отказался от линейной системы организации, разработав в качестве альтернативы функциональную систему управления; обозначил как ведущую в сфере управления функцию планирования.

Административная или классическая школа достаточно строго и определенно указывала на необходимость управленцев чрезвычайно высокой квалификации. Крупнейший представитель этой школы
А. Файоль, который сам три десятилетия руководил крупной французской горнодобывающей компанией, писал: «Рассудительный и расчетливый менеджер – это человек, который имеет все знания, необходимые для разрешения стоящих перед ним управленческих, технических, коммерческих и финансовых проблем, а также достаточную физическую и интеллектуальную энергию и работоспособность…».

В других школах и концепциях менеджмента изучались элементы деятельности менеджеров, распределение их времени, неформальные моменты управленческого труда. Например, М. Фоллетт («школа межличностных отношений») уделяла много внимания проблемам власти и авторитета. Другой яркий представитель этой школы Э. Мэйо разделил функции менеджера на экономическую (максимизация целей организации) и социальную (обеспечение эффективной работы трудовых объединений и групп).

В рамках эмпирической школы, которую принято называть менеджеризмом, предпочтение отдается непосредственному опыту управления президентов и вице-президентов компаний, крупных бизнесменов, консультантов, деятельность которых в качестве менеджеров – сплав науки и искусства.

В этой связи особое значение придается личности и профессиональной подготовке менеджера. С одной стороны, эмпирики отмечали, что есть много доказательств того, что лучший конструктор, например, не становится однозначно хорошим управляющим. С другой стороны, человек, никак себя не проявивший при выполнении функциональных обязанностей, нередко оказывается прекрасным менеджером.

Следовательно, искусство управления является чем-то отличным от умений специалиста в том деле, которым управляют. «Хороший менеджер, – писал В. Ньюмен, – может получить все возможное от своих подчиненных, не зная в точности, как каждый из них выполняет свою работу, но будучи в достаточной степени осведомлен о возможностях каждой области деятельности, путях ее использования для достижения результатов».

Хорошо известный в нашей стране как автор популярной книги «Практика управления» П. Друкер разделяет эту позицию, считая, что менеджер выполняет две профессиональные обязанности. Первая – создание из имеющихся ресурсов производственного единства и управление им подобно дирижеру оркестра. Однако дирижер имеет перед собой партитуру, а менеджер – одновременно и композитор, и дирижер. Вторая обязанность менеджера состоит в том, чтобы в каждом решении и действии учитывать требования настоящего момента, перспективы организации и ее будущее.

Современные концепции менеджмента, основанные на стратегическом и инновационном управлении, еще в большей степени сориентированы на профессионального руководителя. Его деятельность складывается из двух сфер, причем очень непростых. Первая группа задач направлена на внешнюю сферу организации, где решаются проблемы установления благожелательных контактов с потребителями, административными и финансовыми органами, с партнерами и конкурентами. Внутри организации задача менеджера – улучшение планирования, высокая структурная организация, решение социальных вопросов коллектива. Какова бы ни была теоретическая позиция руководителя, на практике ему неизбежно приходится обращаться к принципам стратегического управления.

Близок к этому профессионализм инновационного менеджера, который выступает в качестве катализатора совместной деятельности. Инновационный менеджер должен обладать мировоззрением, позволяющим ориентироваться во внешней среде и сопоставлять ее изменения с перспективной целью организации. Это ведь очень высокий уровень управленческого профессионализма!

Таким образом, профессионализм как основа управления признается во всех концепциях менеджмента. Более того, несмотря на существенную специфику развития и применения менеджмента в национальном масштабе, менеджер-профессионал является категорией высшего порядка, обусловливающей международный характер менеджмента.

Такой внушительный экскурс в менеджмент понадобился в силу того, что принципиальное понимание профессионального характера управленческой деятельности в российских условиях складывается довольно трудно. Ведь долгие годы для замещения руководящих должностей в библиотеке всегда использовались традиционные методы административного назначения, в которых управленческий профессионализм не считался решающим фактором («любая кухарка сможет управлять государством»).

Формирование новых организационных структур и механизмов управления библиотекой диктуют важность решения задачи разработки адекватной системы подготовки, переподготовки, последипломного обучения и научно-методического обеспечения менеджеров. Современность открывает нам поистине уникальную возможность обучения менеджеров, которые соединят в своей подготовке знания профессионального управления и специфики библиотеки. Таким образом, решаются две ключевые проблемы: приходит понимание сущности библиотеки, ее роли в современном обществе и вырабатываются механизмы управления этим сложным организмом.

При организации системы обучения необходимо дать ответы на первоочередные вопросы: кого, для чего, чему, как, кто будет учить и сколько это будет стоить. Ввиду широты и сложности решения перечисленных вопросов рассмотрим часть из них: определить организационные формы подготовки библиоменеджеров, осветить содержание основных элементов организации обучения, решить задачи соответствующего контингента преподавательских кадров.

Прежде всего обучение менеджеров должно быть сориентировано на людей, обладающих ярко выраженными потребностями в активных знаниях, образовании и самообразовании. Именно они органично воспринимают развивающую систему обучения, основанную на личном интересе обучающихся, их актуальных запросах, непрерывном мониторинге знаний, поддержке и дидактическом наставничестве со стороны преподавателей.

Стратегической задачей обучения менеджеров является проблемный подход к предоставлению материалов. Необходимо преодоление сохранившегося с прежних времен явления информационного изложения.

Явно выраженная прагматическая ориентация на получение конкретных рекомендаций от преподавателей опасна тем, что формирует узких специалистов, не способных решать проблемы инновационного характера, или столь многочисленные сегодня неалгоритмизируемые задачи в ситуациях с неполной информацией, дефицитом времени и т. д. В связи с этим главным становится – научить выявлять проблемы, определять суть проблемной ситуации, находить пути ее разрешения.

Не менее важной задачей обучения менеджеров является дифференциация цикла управленческих дисциплин. «Три кита», на которых стоит современный менеджмент (маркетинг, стратегический менеджмент и менеджмент персонала), предопределяют дифференцированный подход к подготовке управленцев. Такой подход обеспечивает возможность специализации по нескольким актуальным направлениям: маркетолог, менеджер по персоналу, методист. Труднее со стратегическим менеджментом. Он очень важен, но отставание российского библиотечного дела в этой области от мирового уровня столь существенно, что очень трудно перевести в практическую сферу обучения принципы и постулаты современного стратегического управления.

Для системы обучения менеджеров необходимо выработать не только стратегию, но и особую методическую тактику. Содержанием процесса обучения становится системное усвоение новых знаний, формирование новых навыков и умений, овладение методами новой профессиональной деятельности. К этим традиционным целям обучения добавляются еще две.

Известно, что современная деловая жизнь, даже в такой некоммерческой сфере, как библиотека, предъявляет особые требования, во-первых, к психологическим качествам личности менеджера и, во-вторых, к его управленческой и коммуникативной компетентности. Следовательно, в процесс обучения должна быть включена такая цель, как выявление, оценка, формирование и развитие профессиональных свойств личности студента. Идея заключается в том, чтобы в процесс обучения была включена процедура профессионального отбора, основанная на комплексной оценке свойств личности (экспертные оценки, социометрика, результаты обучения и участия в ролевых играх).

Удивительно, как раскрываются качества студентов в процессе деловых игр. Нами разработаны деловые игры, которые не требуют сложной подготовки, но очень эффективны. Это, например, «Алгоритм принятия управленческого решения», «Модель идеального руководителя» и др.

Еще одна самостоятельная цель обучения менеджеров заключается в организации активного социально-психологического обучения навыкам и приемам межличностного общения, поскольку именно благодаря межличностным отношениям приводятся в действие все остальные объективные факторы любого направления библиотечной деятельности.

Решению этой цели способствует реализация такого фундаментального принципа, как обучение не только теоретическим знаниям, но и способам, приемам практической деятельности. Обучение навыкам делового общения представляет собой пример реализации этого психолого-педагогического принципа.

К актуальным проблемам системы подготовки менеджеров относится включение механизма взаимного группового обучения. Современному руководителю принципиально важно владеть навыками формирования единой команды. Кроме того, в процессе взаимного обмена знаниями, мнениями происходит взаимообогащение новыми идеями, подходами не только студентов, но и преподавателя, который должен развивать методы групповой дискуссии.

Новые цели обучения заставляют предъявлять повышенные требования к научно-педагогическим кадрам. Это – специалисты активной жизненной позиции, творческой направленности, обладающие широким кругозором и внутренней культурой. Такого рода преподаватели объединились в рамках предметной комиссии «Библиотечный менеджмент» на кафедре библиотековедения МГУКИ. Каждый преподаватель, кроме библиотечного менеджмента, имеет направленную управленческую специализацию, например, библиотечный маркетинг, стратегическое управление библиотечной деятельностью, методическая работа библиотек, библиотечная статистика, экономика библиотечной деятельности, библиотечное право, управление библиотечным делом и т. п. Это позволяет организовать дифференцированную подготовку студентов.

Кроме того, к проведению проблемных лекций, групповых дискуссий, семинаров привлекаются директора и руководители структурных подразделений библиотек, руководители госаппарата, специалисты из-за рубежа. Их задача – передача уникальной информации.

Резюмируя сказанное, необходимо подчеркнуть, что подготовка руководителей библиотек на основе современного менеджмента открывает широкие возможности для превращения научных и этических принципов из собрания абстрактных академических знаний в базовые профессиональные ценности.

  
На главную