Научные и технические библиотеки №2 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Современные проблемы разработки и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем: системный подход и оценка программного окружения

Бродовский А.И. Система автоматизации библиотек ИРБИС: от третьего поколения к четвертому

Ступкин В.В. ИРБИС в библиотечных системах стран СНГ: типологический анализ и статистика

Мазов Н.А., Жижимов О.Л., Скибин С.В. Опыт построения распределенных информационных систем на основе протокола Z39.50

Грибов В.Т., Левова Л.В., Ефремов С.В., Трифонова Е.В. Автоматизированная информационно-библиотечная система "MARC-SQL": использование в библиотеках учреждений культуры, науки, образования

Сегберт М., Хохлов А.Ю., Вислый А.И., Рубина С.С. Новые электронные услуги для читателей Российской государственной библиотеки: проект РГБ – Фонд Эндрю У. Меллона

Шелюто О.Н., Скворцов В.В. Технологические аспекты внедрения автоматизированной системы в РНБ


Секция 3. Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках

Гончаров М.В. Особенности библиотечных Интернет-комплексов

Федоров Б.Ф., Фридман В.П. Развитие технической базы Интернет-комплекса ГПНТБ России в рамках проектов Федеральной целевой программы "Электронная Россия"

Баженов С.Р., Баженов И.С., Федотов В.Б. Совершенствование веб-ориентированной системы управления базами данных CDS/ISIS

Нежурбеда Г.Г. Создание архивов Интернет-документов как новая задача национальных библиотек


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Адамьянц А.О. Новый взгляд на современные возможности обучения будущих библиотекарей: новые образовательные технологии кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ

Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: концептуальные основы

Пилко И.С. Технологизация как тенденция развития библиотечного образования

Арзуханов А.С. Организация работы Учебно-методического центра ГПНТБ России

Очолла Деннис Н. Информационно-коммуникационные технологии в школах библиотековедения и информатики некоторых стран Африки


Секция 7. Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем

Зайцева Е.М. Универсальная десятичная классификация применительно к книжному делу: разработки и результаты практического использования


ИФЛА–2002

Эшкрофт Л. Цифровой разрыв и электронные технологии

Хаанк Д. Будущее электронных публикаций


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Моргенштерн И.Г. Документ: информация и/или носитель?

Столяров Ю.Н. Документ: и информация, и носитель


УДК 027. 008. 04 (063)

9-я Международная конференция
"Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире:
новые технологии и новые формы сотрудничества"
"Крым–2002"
(г. Судак, Автономная Республика Крым, Украина,
10–14 июня 2002 г.)

Маршак Б.И.
ГПНТБ России

Современные проблемы разработки и внедрения
автоматизированных библиотечно-информационных систем:
системный подход и оценка программного окружения

Сегодня рынок автоматизированных библиотечно-информацион­ных систем (АБИС) на постсоветском пространстве достаточно обширен. При этом следует особенно подчеркнуть, что системы отечественного производства не только не уступают зарубежным аналогам по своим параметрам, но даже обходят их по некоторым показателям.

Первым из них в наше время, конечно, является существенно более низкая стоимость. Вторым безусловно неоспоримым достоинством отечественных систем является то, что они куда более правильно "говорят на русском языке". Это означает не только правильное использование библиотечной терминологии в интерфейсах, рабочих листах ввода и выходных форматах, но и (что не менее важно) правильная трактовка всех государственных стандартов по библиотечному делу. Особенно следует отметить третье достоинство – современные отечественные системы чаще всего абсолютно верно используют международные правила и форматы. Четвертое – немаловажным фактором являются и те услуги, которые предлагаются производителями систем. Мне кажется необходимым обязательно отметить, что отечественные производители находятся значительно ближе и тем самым более доступны; да и командировочные расходы значительно ниже.

Что обязана сегодня уметь делать современная автоматизированная библиотечно-информационная система? Безусловно, требования, которые предъявляются к АБИС, выставляются той библиотекой, которая ее приобретает.

Мне известны случаи презентаций таких программ, которые, например на не прикрытом MS Access, умели делать списки "книжек" и подсчитывать их стоимость. Большинство слушателей были в восторге. А в то же время рассказы о том, как другие системы (а параллельно презентовались серьезные разработки) соблюдают стандарты и легко владеют российскими и международными форматами, вызывали непонимание и недоумение. И уже никто не слушал о красотах интерфейсов, о безбумажной технологии и других прелестях, так как функция подсчета средств для них более важна, а в этих системах автоматизации библиотек она скрыта от глаз.

Нет сомнения, что большинство "доморощенных" систем также не отличаются большим количеством функций. В лучшем случае они более или менее правильно формируют библиографическую запись, иногда делают немного больше. Это понятно. Опыт показывает, что разработка многофункциональной, универсальной системы автоматизации библиотек требует не менее 10 лет работы и достаточно большого, постоянного коллектива разработчиков. В этом коллективе необходимо наличие не только высококвалифицированных программистов, как чаще всего считают, но и библиотечных технологов, лингвистов, специалистов по информационному обеспечению, а также тесное взаимодействие всего этого коллектива с библиотечными работниками.

Вернемся к функциям системы. Они складываются из переосмысленных и переложенных на автоматизированную платформу традиционных библиотечных технологий. Существенным моментом здесь является осмысление того, что, сохраняя основную идеологию, автоматизированная технология может существенно отличаться от традиционной. Яркий пример – "безбумажная" технология, т. е. такая технология, при которой не существует традиционных каталожных карточек, читательских требований и многих других выходных форм. Однако понятно, что не каждая библиотека сможет быстро отказаться от каталожных карточек и традиционных картотек, а это значит, что в функции системы обязательно должна входить возможность напечатать весь существующий набор каталожных карточек. Таких примеров можно привести множество.

Отдельно необходимо сказать о том месте, которое библиотека должна занимать в современном мире, и как на это влияют автоматизированные технологии.

Короткая байка из жизни. Как-то вечером я выезжаю на машине с Кузнецкого моста в Москве, как раз с той части улицы, куда нельзя заезжать. Ну и конечно, меня останавливает сотрудник ГАИ. Весь разговор передавать не буду, но когда он узнал, что я работаю в библиотеке, то отпустил без штрафа, так как считал, что библиотек больше не существует, и надо же – живой библиотекарь! Больнее всего то, что не только милиция не знает, что библиотеки работают, развиваются и являются сегодня основными информационными узлами любого общества, в том числе и нашего.

Использование автоматизированных технологий, безусловно, многократно расширяет возможности в обслуживании пользователей библиотек. При этом я намеренно употребил термин пользователь, а не читатель. Все-таки читатель – это человек, который пришел в библиотеку, нашел необходимое издание, получил его и почитал. В другом случае читателем является человек, который обратился к библиотеке в удаленном режиме, например по Интернету, а у этой библиотеки часть фонда оцифрована и предлагается в открытый или платный доступ. Но таких библиотек еще мало. Во всех остальных случаях пользователь осуществляет информационный поиск, особенно в удаленном режиме, чтобы сориентироваться в обширном информационном пространстве.

Из всего вышесказанного следует, что существует множество структур систем автоматизации библиотек, зависящих в первую очередь от потребностей библиотек.

0. Общее правило. Автоматизированная библиотечно-информа­ционная система должна разрабатываться на основах классического структурного программирования, в котором модульный принцип построения системы является основным. При этом количество разработанных модулей – программ, конечно, отличается и значительно превышает количество функциональных модулей – автоматизированных рабочих мест. Количество и функциональное назначение АРМ может быть разнообразным, но основными, без которых нельзя обойтись в современной системе, должны быть АРМ, выполняющие следующие функции:

  • администрирование, включающее в себя функции настройки системы и ее модификации;
  • комплектование фонда;
  • ввод данных и создание библиографического описания;
  • информационный поиск и заказ изданий;
  • обслуживание читателя;
  • создание Интернет/Интранет-серверов и обеспечение удаленных функций поиска, заказа и каталогизации;
  • обеспечение корпоративных технологий.

Этот перечень достаточно условен. В нем отсутствуют блок регистрации читателей, модуль МБА и ЭДД и др. Конечно, в современной системе все эти функции должны присутствовать, но будут они выделены в отдельные модули – АРМ – или будут функционально скрыты в основных блоках – непринципиально.

1. Система работает только в локальном режиме, точнее, только в локальной вычислительной сети библиотеки, так как на каких бы современных средствах ни разрабатывались системы, практически все они поддерживают сетевые режимы работы. При этом набор модулей – АРМ – может вырьироваться. Наращивая мощность вычислительной техники, библиотека должна иметь возможность одновременно наращивать мощность автоматизированной системы, последовательно осваивая новые для себя автоматизированные функции.

2. Система работает в глобальных сетях, например в Интернете. АБИС подобной структуры хорошо подходят для библиотек, имеющих разветвленную сеть отделений и филиалов, так как в центральной библиотеке устанавливается собственно система, а в отделениях и филиалах – только терминалы. В этом случае все структурные подразделения связаны в единую сеть единой автоматизированной технологией, подчиненной центральной библиотеке.

На мой взгляд, нельзя связывать в такую сеть разнородные библиотеки и даже библиотеки одного назначения, но имеющие собственный юридический статус. Тому только одна причина – библиотеки заведомо потеряют собственное лицо, так как их функции в конечном итоге будут сведены к созданию сводного электронного каталога в центральной библиотеке, а остальные автоматизированные технологии будут диктоваться.

Нельзя отметать и тот факт, что для надежной, бесперебойной работы автоматизированной системы необходимо иметь хорошие высокоскоростные каналы связи (лучше оптико-волоконной), так как любой перебой в связи неминуемо приведет к остановке одной или нескольких библиотек.

3. Система работает как в локальной вычислительной сети, так и в глобальных сетях. Данная структура позволяет библиотеке творчески подходить к создаваемым ею технологическим процессам и просто выходить на такие масштабные задачи, как создание сводных электронных каталогов и систем корпоративной каталогизации, но собственное лицо каждой библиотеки сохраняется.

 

Мы рассмотрели основные структуры и необходимые функции АБИС. Для того чтобы эти функции стали достаточными, следует рассмотреть и дополнительные возможности систем, без которых сегодня их нельзя представить. Отнесем к ним следующие:

  • поддержка произвольного количества баз данных, составляющих электронный каталог или представляющих собой проблемно-ориентированные библиографические базы данных;

  • технология автоматического формирования словарей, на основе которых реализуется быстрый поиск по любым элементам описания и их сочетаниям;

  • средства для ведения и использования авторитетных файлов;

  • поддержка традиционных "бумажных" технологий – печать листов заказа, книги суммарного учета, всех видов каталожных карточек и др.;

  • технологии, ориентированные на использование штрих-кодов на экземплярах изданий и читательских билетах;

  • поддержка полных текстов, графических данных и других внешних объектов (включая ресурсы Интернета);

  • средства для перевода пользовательских интерфейсов на другие языки;

  • широкий набор сервисных средств, обеспечивающих удобство и наглядность пользовательских интерфейсов, упрощающих процесс ввода, исключающих ошибки и дублирование информации;

  • широкие возможности для адаптации к условиям работы конкретной библиотеки;

  • открытость, позволяющая пользователю самостоятельно вносить изменения в широких пределах – от изменения входных и выходных форм до разработки оригинальных приложений;

  • соблюдение государственных стандартов, в первую очередь на библиографическое описание;

  • правильная трактовка международных и отечественных коммуникативных форматов;

  • возможность экспорта и импорта как в различных коммуникативных форматах, так и в "договорных" форматах (структурирован­ном текстовом, вариантах ISO 2709 и др.);

  • возможность использования тезаурусов и словарных баз данных;

  • возможность использования баз данных классификаций и рубрикаторов.

Этот список можно продолжать и продолжать. Разработка полного перечня необходимых и достаточных функций систем требует специальной серьезной проработки и классификации.

Необходимо затронуть еще два существенных вопроса: способы и методы распространения и внедрения АБИС и систему обучения работе с ними.

Безусловно, при распространении систем прежде всего необходимо выяснить потребности конкретной библиотеки и не предлагать ей то, в чем у нее на первых порах нет нужды. Для этого существует много способов, и одним из самых эффективных является анкетирование библиотек. При этом следует иметь в виду, что предлагаемые библиотекам анкеты не должны быть большими и сложными. Анкета, особенно первоначальная, должна быть короткой, содержать основные, точные вопросы. В дальнейшем количество вопросов и уточнений для анкетируемой библиотеки можно увеличивать в дополнительных анкетах. Главное, и прежде всего это относится к библиотекам, делающим первые шаги в автоматизации, не отпугнуть от самой идеи, а наоборот, показать все преимущества автоматизированных технологий.

Во вторую очередь, как бы этого ни хотелось производителю систем, нельзя предлагать начинающим библиотекам сразу все. Путь "шаг за шагом", когда библиотеки постепенно наращивают возможности своих автоматизированных технологий, является более точным и приносящим больше плодов. При таком подходе происходит более полное освоение функциональных возможностей тех частей АБИС, с которыми им пришлось столкнуться.

Возможно, наиболее правильно – предложить потенциальному пользователю бесплатную демонстрационную версию системы автоматизации библиотек, которая, являясь по функциям полной, ограничивает только некоторые возможности системы (например количество записей в одной базе данных), не ограничивая остальных возможностей.

То же касается и системы обучения работе с АБИС. Здесь можно идти по двум направлениям. Первое – сразу предложить поучиться работать с системой у производителя или его представителя. Второе – при наличии хорошей документации в печатном и электронном виде некоторое время поработать с системой, а потом пойти первым путем.

Так выглядят основные проблемы, связанные с разработкой, внедрением и обучением работе с системами автоматизации библиотек, над разрешением которых необходимо еще много работать.

  
На главную