Секция 2.
Автоматизированные библиотечные системы и технологии
Маршак Б.И.
Современные проблемы разработки и
внедрения автоматизированных библиотечно-информационных
систем: системный подход и оценка программного
окружения
Бродовский
А.И. Система автоматизации библиотек
ИРБИС: от третьего поколения к четвертому
Ступкин В.В. ИРБИС
в библиотечных системах стран СНГ: типологический анализ и статистика
Секция 3.
Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках
Гончаров М.В.
Особенности библиотечных Интернет-комплексов
Федоров Б.Ф.,
Фридман В.П. Развитие технической базы Интернет-комплекса ГПНТБ России в рамках
проектов Федеральной целевой программы "Электронная
Россия"
Нежурбеда Г.Г.
Создание архивов Интернет-документов как новая задача национальных библиотек
Секция 6.
Библиотечные кадры, профессия и
образование
Адамьянц А.О.
Новый взгляд на современные возможности обучения будущих библиотекарей: новые
образовательные технологии кафедры информационных
технологий и электронных библиотек МГУКИ
Кузнецова Т.Я.
Дополнительное профессиональное
библиотечное образование: концептуальные основы
Пилко И.С.
Технологизация как тенденция развития
библиотечного образования
Арзуханов А.С.
Организация работы Учебно-методического
центра ГПНТБ России
Очолла
Деннис Н.Информационно-коммуникационные
технологии в школах библиотековедения и
информатики некоторых стран Африки
Секция 7.
Информационно-лингвистическое обеспечение
библиотечно-информационных систем
Зайцева Е.М.
Универсальная десятичная классификация применительно к книжному делу: разработки и
результаты практического использования
ИФЛА–2002
Эшкрофт Л.
Цифровой разрыв и электронные технологии
Новый взгляд на современные
возможности обучения
будущих библиотекарей:
новые образовательные технологии
кафедры информационных технологий
и электронных библиотек МГУКИ
В настоящее время, на этапе
перехода России к информационному обществу
объективно возникли новые требования к
подготовке дипломированных специалистов,
призванных работать в наиболее массовой с
точки зрения охвата населения сфере –
библиотечно-информационной,
образовательной, культурной.
Студентам
ряда гуманитарных высших учебных заведений
начали преподавать в качестве обязательных
такие дисциплины (предметы), как "Компьютерный
практикум", "Вычислительная техника и
программирование", "Математика и
информатика". А в наиболее передовых
университетах (таких, как МГУКИ) в
обязательную программу обучения студентов
всех специализаций на библиотечно-информационном
факультете включены "Интернет/Интранет-технологии".
Следует отметить, что указанные изменения
находят отражение и в государственных
стандартах в области высшего образования.
Однако факт расширения состава
преподаваемых дисциплин далеко не
достаточен для того, чтобы можно было
уверенно говорить о подготовке
специалистов необходимой квалификации в
области разработки, внедрения и
эксплуатации современных
автоматизированных систем в библиотеках и
информационных центрах различного уровня
– от федеральных до региональных,
отраслевых, специализированных,
муниципальных.
Отличительная
особенность указанных систем состоит в том,
что они должны выполнять не только все
функции автоматизированных систем
управления производством (а библиотека
действительно является производственным
предприятием, оперативно обрабатывающим
большие информационные потоки), но и
функции, присущие современным
информационно-поисковым системам.
Проектированию подобных систем не обучают
ни в каком высшем учебном заведении России.
Все сказанное выше и создало объективные
предпосылки для открытия специальной
кафедры в одном из университетов культуры.
В 2000 г. на библиотечно-информационном
факультете МГУКИ по инициативе и под
руководством доктора технических наук,
проф. Я.Л. Шрайберга создана кафедра
информационных технологий и электронных
библиотек, предназначенная осуществлять
целевую подготовку кадров по специализации
"Компьютерные технологии в библиотечно-информационных
системах".
Я.Л. Шрайберг является первым
заместителем директора, заместителем
директора по научной работе и
автоматизации ГПНТБ России, поэтому вполне
естественно, что именно ГПНТБ России стала
базовой организацией для новой кафедры и
процесс подготовки студентов по новой
специализации проходит в основном в ее
стенах.
В
университете культуры наличие базовой
организации для выпускающей кафедры –
явление новое, но прогрессивные взгляды
руководства МГУКИ, желание внедрить новые
подходы и технологии при подготовке
студентов позволили в крайне сжатые сроки
их реализовать.
Организационной основой
взаимодействия МГУКИ и ГПНТБ России стал
разработанный специалистами обеих
организаций и подписанный их
руководителями договор о сотрудничестве,
предусматривающий многие направления
совместной деятельности, в том числе
основное и дополнительное
профессиональное образование,
международные профессиональные
мероприятия, современные
автоматизированные библиотечно-информационные
технологии, научно-исследовательскую
работу и др.
Знакомство студентов со
специализацией начинается с курса "Компьютерные
технологии в библиотеках", читаемого
заведующим кафедрой. Курс является
установочным и носит обзорно-навигационный
характер. Он рассчитан на 34 часа и включает
такие разделы, как история появления
компьютеров в библиотеках, основные
направления использования компьютеров в
библиотеках, современные тенденции
развития информационных продуктов,
автоматизированные библиотечно-информационные
системы, доступ к внешним базам данных и
информационным продуктам, использование
CD-ROM в библиотеках, CD-ROM-Networking,
библиографическая работа с помощью
компьютеров, настольные издательские
системы и оперативная полиграфия, системы
защиты фонда, инвентаризация и учет фондов
с помощью компьютеров и др.
Как было сказано, указанный курс
начинает цикл преподавания дисциплин,
реализующих новую образовательную
технологию, которая предусматривает не
только применение современных технических
средств обучения (локальные и
телекоммуникационные компьютерные
комплексы, компьютерные системы наглядного
представления учебно-методических
материалов и др.), что само по себе
подразумевается и не нуждается в
обосновании, но и определенную
последовательность преподавания дисциплин,
когда в процессе преподавания естественным
образом перемежаются теоретические и
практические занятия.
Так, получив на лекциях по курсу
"Компьютерные технологии в библиотеках"
общее представление об электронных
библиотеках, студенты направляются в зал
электронных изданий ГПНТБ России для
знакомства с его работой. При этом им уже
известно, что подробное изучение этого
предмета предстоит в специальном курсе "Электронные
библиотеки". Такая же технология принята
в других специальных дисциплинах ("Организация
и технология автоматизированных
библиотечно-информационных систем", "Интернет/Интранет-
технологии" и др.) и при изучении
современного технического оснащения
библиотек.
По предложению заведующего
кафедрой МГУКИ пригласил для работы на
кафедре ведущих специалистов в области
разработки теоретических основ создания
современных информационных технологий, их
практической реализации в крупнейших
библиотечных и информационных системах
федерального уровня, руководителей
российских информационных центров и
библиотек, а также ведущих специалистов
органов государственной власти и
управления, определяющих государственную
политику в области информатизации сферы
культуры, науки и образования. Восемь
сотрудников ГПНТБ России, включая
директора библиотеки и его первого
заместителя, являются преподавателями
кафедры.
Для преподавательского состава,
собранного Я.Л. Шрайбергом, многое
непривычно – контингент обучающихся,
требования и традиции МГУКИ, планово-учетная
и отчетная документация и многое другое –
ведь большинство из них ранее имело дело с
аудиторией подготовленных слушателей,
рассчитывающей получить дополнительные
профессиональные знания.
Вполне естественно, что
существовавшие до настоящего времени на
факультете учебные планы, методические
материалы по прохождению практики
студентами, подготовке курсовых и
дипломных работ оказались не в полной мере
соответствующими требованиям,
обусловленным особенностями новой
специализации, по которой готовят
студентов на кафедре информационных
технологий и электронных библиотек.
Преподаватели кафедры читают
двенадцать дисциплин. По ним подготовлены
соответствующие авторские учебные
программы, которые необходимо было
согласовать между собой и при этом учесть
традиции системы обучения студентов на
библиотечно-информационном факультет.
Подготовка учебных программ для
новой специализации студентов удачно
совпала по времени с разработкой нового
образовательного стандарта, и мы надеемся,
что предложения кафедры будут учтены в его
окончательной редакции.
Для обеспечения подготовки
курсовых и дипломных работ преподаватели
кафедры разработали специальный документ,
представляющий собой комплекс логически
связанных блоков (всего их около сорока):
курсовая работа на III курсе – курсовая
работа на IV курсе – дипломная работа.
В ГПНТБ России созданы
специальные рабочие места с компьютерным
оборудованием для подготовки студентами
курсовых и дипломных работ.
Учебный процесс подготовки
студентов по специализации "Компьютерные
технологии в библиотечно-информационных
системах" проходит в основном в стенах
одной из крупнейших национальных библиотек,
где разрабатываются и внедряются самые
современные информационные технологии, что
определяет возможность привлечения
студентов, а далее и аспирантов к научно-исследовательским
и опытно-конструкторским работам,
проводимым ГПНТБ России. В положительных
результатах реализации такой возможности
вряд ли следует кого-нибудь убеждать.
В заключение хотелось бы
отметить, что создание новой кафедры не
осталось незамеченным широкой библиотечно-информационной
общественностью. На кафедру обращаются
будущие аспиранты и соискатели с просьбами
прикрепить для подготовки диссертаций и
обеспечить научное руководство.
Показателен контингент соискателей ученых
степеней: заместители директоров
крупнейших национальных библиотек, ведущие
специалисты в области создания и внедрения
новых технологий в библиотеках и
информационных центрах, выпускники МГУКИ, в
том числе иностранцы.