Научные и технические библиотеки №2 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Современные проблемы разработки и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем: системный подход и оценка программного окружения

Бродовский А.И. Система автоматизации библиотек ИРБИС: от третьего поколения к четвертому

Ступкин В.В. ИРБИС в библиотечных системах стран СНГ: типологический анализ и статистика

Мазов Н.А., Жижимов О.Л., Скибин С.В. Опыт построения распределенных информационных систем на основе протокола Z39.50

Грибов В.Т., Левова Л.В., Ефремов С.В., Трифонова Е.В. Автоматизированная информационно-библиотечная система "MARC-SQL": использование в библиотеках учреждений культуры, науки, образования

Сегберт М., Хохлов А.Ю., Вислый А.И., Рубина С.С. Новые электронные услуги для читателей Российской государственной библиотеки: проект РГБ – Фонд Эндрю У. Меллона

Шелюто О.Н., Скворцов В.В. Технологические аспекты внедрения автоматизированной системы в РНБ


Секция 3. Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках

Гончаров М.В. Особенности библиотечных Интернет-комплексов

Федоров Б.Ф., Фридман В.П. Развитие технической базы Интернет-комплекса ГПНТБ России в рамках проектов Федеральной целевой программы "Электронная Россия"

Баженов С.Р., Баженов И.С., Федотов В.Б. Совершенствование веб-ориентированной системы управления базами данных CDS/ISIS

Нежурбеда Г.Г. Создание архивов Интернет-документов как новая задача национальных библиотек


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Адамьянц А.О. Новый взгляд на современные возможности обучения будущих библиотекарей: новые образовательные технологии кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ

Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: концептуальные основы

Пилко И.С. Технологизация как тенденция развития библиотечного образования

Арзуханов А.С. Организация работы Учебно-методического центра ГПНТБ России

Очолла Деннис Н. Информационно-коммуникационные технологии в школах библиотековедения и информатики некоторых стран Африки


Секция 7. Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем

Зайцева Е.М. Универсальная десятичная классификация применительно к книжному делу: разработки и результаты практического использования


ИФЛА–2002

Эшкрофт Л. Цифровой разрыв и электронные технологии

Хаанк Д. Будущее электронных публикаций


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Моргенштерн И.Г. Документ: информация и/или носитель?

Столяров Ю.Н. Документ: и информация, и носитель


Адамьянц А.О.
ГПНТБ России

Новый взгляд на современные возможности обучения
будущих библиотекарей: новые образовательные технологии
кафедры информационных технологий
и электронных библиотек МГУКИ

В настоящее время, на этапе перехода России к информационному обществу объективно возникли новые требования к подготовке дипломированных специалистов, призванных работать в наиболее массовой с точки зрения охвата населения сфере – библиотечно-информационной, образовательной, культурной.

Студентам ряда гуманитарных высших учебных заведений начали преподавать в качестве обязательных такие дисциплины (предметы), как "Компьютерный практикум", "Вычислительная техника и программирование", "Математика и информатика". А в наиболее передовых университетах (таких, как МГУКИ) в обязательную программу обучения студентов всех специализаций на библиотечно-информацион­ном факультете включены "Интернет/Интранет-технологии". Следует отметить, что указанные изменения находят отражение и в государственных стандартах в области высшего образования.

Однако факт расширения состава преподаваемых дисциплин далеко не достаточен для того, чтобы можно было уверенно говорить о подготовке специалистов необходимой квалификации в области разработки, внедрения и эксплуатации современных автоматизированных систем в библиотеках и информационных центрах различного уровня – от федеральных до региональных, отраслевых, специализированных, муниципальных.

Отличительная особенность указанных систем состоит в том, что они должны выполнять не только все функции автоматизированных систем управления производством (а библиотека действительно является производственным предприятием, оперативно обрабатывающим большие информационные потоки), но и функции, присущие современным информационно-поисковым системам. Проектированию подобных систем не обучают ни в каком высшем учебном заведении России. Все сказанное выше и создало объективные предпосылки для открытия специальной кафедры в одном из университетов культуры.

В 2000 г. на библиотечно-информационном факультете МГУКИ по инициативе и под руководством доктора технических наук, проф. Я.Л. Шрайберга создана кафедра информационных технологий и электронных библиотек, предназначенная осуществлять целевую подготовку кадров по специализации "Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах".

Я.Л. Шрайберг является первым заместителем директора, заместителем директора по научной работе и автоматизации ГПНТБ России, поэтому вполне естественно, что именно ГПНТБ России стала базовой организацией для новой кафедры и процесс подготовки студентов по новой специализации проходит в основном в ее стенах.

В университете культуры наличие базовой организации для выпускающей кафедры – явление новое, но прогрессивные взгляды руководства МГУКИ, желание внедрить новые подходы и технологии при подготовке студентов позволили в крайне сжатые сроки их реализовать.

Организационной основой взаимодействия МГУКИ и ГПНТБ России стал разработанный специалистами обеих организаций и подписанный их руководителями договор о сотрудничестве, предусматривающий многие направления совместной деятельности, в том числе основное и дополнительное профессиональное образование, международные профессиональные мероприятия, современные автоматизированные библиотечно-информационные технологии, научно-исследовательскую работу и др.

Знакомство студентов со специализацией начинается с курса "Компьютерные технологии в библиотеках", читаемого заведующим кафедрой. Курс является установочным и носит обзорно-навигационный характер. Он рассчитан на 34 часа и включает такие разделы, как история появления компьютеров в библиотеках, основные направления использования компьютеров в библиотеках, современные тенденции развития информационных продуктов, автоматизированные библиотечно-информационные системы, доступ к внешним базам данных и информационным продуктам, использование CD-ROM в библиотеках, CD-ROM-Networking, библиографическая работа с помощью компьютеров, настольные издательские системы и оперативная полиграфия, системы защиты фонда, инвентаризация и учет фондов с помощью компьютеров и др.

Как было сказано, указанный курс начинает цикл преподавания дисциплин, реализующих новую образовательную технологию, которая предусматривает не только применение современных технических средств обучения (локальные и телекоммуникационные компьютерные комплексы, компьютерные системы наглядного представления учебно-методических материалов и др.), что само по себе подразумевается и не нуждается в обосновании, но и определенную последовательность преподавания дисциплин, когда в процессе преподавания естественным образом перемежаются теоретические и практические занятия.

Так, получив на лекциях по курсу "Компьютерные технологии в библиотеках" общее представление об электронных библиотеках, студенты направляются в зал электронных изданий ГПНТБ России для знакомства с его работой. При этом им уже известно, что подробное изучение этого предмета предстоит в специальном курсе "Электронные библиотеки". Такая же технология принята в других специальных дисциплинах ("Организация и технология автоматизированных библиотечно-информационных систем", "Интернет/Интра­нет- технологии" и др.) и при изучении современного технического оснащения библиотек.

По предложению заведующего кафедрой МГУКИ пригласил для работы на кафедре ведущих специалистов в области разработки теоретических основ создания современных информационных технологий, их практической реализации в крупнейших библиотечных и информационных системах федерального уровня, руководителей российских информационных центров и библиотек, а также ведущих специалистов органов государственной власти и управления, определяющих государственную политику в области информатизации сферы культуры, науки и образования. Восемь сотрудников ГПНТБ России, включая директора библиотеки и его первого заместителя, являются преподавателями кафедры.

Для преподавательского состава, собранного Я.Л. Шрайбергом, многое непривычно – контингент обучающихся, требования и традиции МГУКИ, планово-учетная и отчетная документация и многое другое – ведь большинство из них ранее имело дело с аудиторией подготовленных слушателей, рассчитывающей получить дополнительные профессиональные знания.

Вполне естественно, что существовавшие до настоящего времени на факультете учебные планы, методические материалы по прохождению практики студентами, подготовке курсовых и дипломных работ оказались не в полной мере соответствующими требованиям, обусловленным особенностями новой специализации, по которой готовят студентов на кафедре информационных технологий и электронных библиотек.

Преподаватели кафедры читают двенадцать дисциплин. По ним подготовлены соответствующие авторские учебные программы, которые необходимо было согласовать между собой и при этом учесть традиции системы обучения студентов на библиотечно-информацион­ном факультет.

Подготовка учебных программ для новой специализации студентов удачно совпала по времени с разработкой нового образовательного стандарта, и мы надеемся, что предложения кафедры будут учтены в его окончательной редакции.

Для обеспечения подготовки курсовых и дипломных работ преподаватели кафедры разработали специальный документ, представляющий собой комплекс логически связанных блоков (всего их около сорока): курсовая работа на III курсе – курсовая работа на IV курсе – дипломная работа.

В ГПНТБ России созданы специальные рабочие места с компьютерным оборудованием для подготовки студентами курсовых и дипломных работ.

Учебный процесс подготовки студентов по специализации "Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах" проходит в основном в стенах одной из крупнейших национальных библиотек, где разрабатываются и внедряются самые современные информационные технологии, что определяет возможность привлечения студентов, а далее и аспирантов к научно-исследователь­ским и опытно-конструкторским работам, проводимым ГПНТБ России. В положительных результатах реализации такой возможности вряд ли следует кого-нибудь убеждать.

В заключение хотелось бы отметить, что создание новой кафедры не осталось незамеченным широкой библиотечно-информацион­ной общественностью. На кафедру обращаются будущие аспиранты и соискатели с просьбами прикрепить для подготовки диссертаций и обеспечить научное руководство. Показателен контингент соискателей ученых степеней: заместители директоров крупнейших национальных библиотек, ведущие специалисты в области создания и внедрения новых технологий в библиотеках и информационных центрах, выпускники МГУКИ, в том числе иностранцы.

  
На главную