Научные и технические библиотеки №2 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Современные проблемы разработки и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем: системный подход и оценка программного окружения

Бродовский А.И. Система автоматизации библиотек ИРБИС: от третьего поколения к четвертому

Ступкин В.В. ИРБИС в библиотечных системах стран СНГ: типологический анализ и статистика

Мазов Н.А., Жижимов О.Л., Скибин С.В. Опыт построения распределенных информационных систем на основе протокола Z39.50

Грибов В.Т., Левова Л.В., Ефремов С.В., Трифонова Е.В. Автоматизированная информационно-библиотечная система "MARC-SQL": использование в библиотеках учреждений культуры, науки, образования

Сегберт М., Хохлов А.Ю., Вислый А.И., Рубина С.С. Новые электронные услуги для читателей Российской государственной библиотеки: проект РГБ – Фонд Эндрю У. Меллона

Шелюто О.Н., Скворцов В.В. Технологические аспекты внедрения автоматизированной системы в РНБ


Секция 3. Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках

Гончаров М.В. Особенности библиотечных Интернет-комплексов

Федоров Б.Ф., Фридман В.П. Развитие технической базы Интернет-комплекса ГПНТБ России в рамках проектов Федеральной целевой программы "Электронная Россия"

Баженов С.Р., Баженов И.С., Федотов В.Б. Совершенствование веб-ориентированной системы управления базами данных CDS/ISIS

Нежурбеда Г.Г. Создание архивов Интернет-документов как новая задача национальных библиотек


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Адамьянц А.О. Новый взгляд на современные возможности обучения будущих библиотекарей: новые образовательные технологии кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ

Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: концептуальные основы

Пилко И.С. Технологизация как тенденция развития библиотечного образования

Арзуханов А.С. Организация работы Учебно-методического центра ГПНТБ России

Очолла Деннис Н. Информационно-коммуникационные технологии в школах библиотековедения и информатики некоторых стран Африки


Секция 7. Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем

Зайцева Е.М. Универсальная десятичная классификация применительно к книжному делу: разработки и результаты практического использования


ИФЛА–2002

Эшкрофт Л. Цифровой разрыв и электронные технологии

Хаанк Д. Будущее электронных публикаций


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Моргенштерн И.Г. Документ: информация и/или носитель?

Столяров Ю.Н. Документ: и информация, и носитель


Кузнецова Т.Я.
АПРИКТ, Москва

Дополнительное профессиональное библиотечное
образование: концептуальные основы

Новая социально-культурная парадигма развития библиотечного дела и его техническая модернизация являются основными факторами формирования новой профессионально-образовательной политики в отрасли. Сегодня происходят значительные изменения в нормативных, организационных и научно-методических основах образовательной инфраструктуры. Приказом Министерства образования РФ от 24 января 2002 г. № 181 утверждена новая специальность высшего профессионального образования "Библиотечно-информационная деятельность" (вместо существовавшей ранее "Библиотековедение и библиография"), а также направление подготовки бакалавров и магистров "Библиотечно-информационные ресурсы". Идет активная работа над созданием новых стандартов среднего и высшего профессионального библиотечного образования, совершенствуется его программное, информационное и технологическое обеспечение.

В кадровой профессионально-образовательной политике все более заметное место отводится системе дополнительного профессионального библиотечного образования. На него возлагается основная нагрузка по регулярному обновлению знаний кадрового потенциала отрасли, профессиональной адаптации библиотекарей к решению новых производственных задач. Немаловажное значение имеет дополнительное образование как условие реорганизации библиотечного дела и внедрения новых идей, проектов, технологий в практику работы библиотек, как площадка освоения и ретрансляции инновационного библиотечного опыта.

Указанные целевые ориентиры дополнительного профессионального образования и его отчетливо выраженная компенсаторная функция как сущностная для данного явления категория определяют задачи, содержание, основные методологические принципы, дидактические требования, организационную структуру и формы образовательного процесса.

Одной из основных задач системы дополнительного образования, на мой взгляд, является создание механизма профессиональной социализации личности библиотекаря, скорейшего включения его в осмысленную профессионально-продуктивную деятельность. Необходимость этого связана с тем, что в условиях постиндустриальной эры личность выходит на авансцену как основной фактор саморазвития общества и его профессиональных структур. Профессиональная социализация личности библиотекаря – важнейший фактор ускорения процессов модернизации библиотечного дела, повышения социального статуса отрасли в целом, условие развития профессионального библиотечного сообщества.

Проблема профессионализации библиотечных кадров приобретает особую актуальность и еще по одной причине. Высшая профессиональная библиотечная школа ставит перед собой задачей подготовку дипломированных специалистов – и это замечательно, однако между специалистом и профессионалом существуют серьезные различия.

Специалист ориентирован на воспроизведение и использование полученных знаний, умений и навыков в конкретной предметной области, а профессионал характеризуется наличием собственной, самостоятельно выстроенной тактики профессиональной продуктивной деятельности, он имеет собственные представления о ее смысле, содержании, средствах, результатах, для него характерен индивидуальный стиль профессионального поведения. Кроме того, он ищет новые смыслы в процессах своей деятельности и стремится выйти за ее рамки в управленческую позицию по отношению к данным процессам, активно ориентирован на коммуникацию и взаимодействие с другими профессионалами.

Феноменологически для профессионала жизнь и деятельность настолько переплетаются, что становятся практически не различимыми.

Действенным инструментом превращения библиотекаря-специалиста в библиотекаря-профессионала является система дополнительного образования. Она способствует запуску процесса профессионализации благодаря стимулированию профессиональной рефлексии, творческого подхода к продуктивной деятельности, конструктивно-созидательного мышления. Во многом этому содействует и использование принципов андрагогики, молодой, но активно развивающейся науки о непрерывном образовании взрослых.

Опираясь на теоретические положения андрагогики, попытаюсь сформулировать основные требования, которым должна отвечать и, как правило, отвечает система дополнительного профессионального образования вне зависимости от ее уровня (федерального, регионального, муниципального):

  • социальная открытость образовательной системы, предусматривающая ее интеграцию с другими функциональными уровнями отраслевой профессиональной деятельности (наукой, управлением, профессиональной практикой и др.);

  • гетерогенность, нетождественность образовательных систем, их вариантность (имеются в виду субъекты учебного процесса, его содержание, инструментарий, результаты и др.);

  • индивидуализация обучения с учетом социально-ролевых характеристик обучаемого;

  • динамизм процесса обучения (в минимальный срок – максимум знаний);

  • демократизм отношений между субъектами учебного процесса, в первую очередь между педагогом и обучаемым, их творческое сотрудничество;

  • субъектно-объектная адаптивность учебного процесса, профессиональное и личностное взаимовлияние субъектов и объектов друг на друга;

  • максимальная активность обучаемого, стимулирование его профессиональной рефлексии.

Выполнение названных требований возможно только при условии тесной интеграции образовательного процесса и библиотечной практики. Сегодня интегративные начала являются основой взаимодействия различных структур дополнительного профессионального образования и библиотек, формируя новую систему отношений между ними. Например, опорными базами реализации многих образовательных программ как переподготовки, так и повышения квалификации, предлагаемых АПРИКТ, являются библиотеки – обладатели того или иного библиотечного новшества: "Школа директора детской и юношеской библиотеки" – РГДБ, "Библиотека как центр экологической культуры и информации" – РГЮБ, "Публичная библиотека и местное самоуправление" – ЦБС "Киевская", "Всероссийская школа библиотечной инноватики" – Белгородская ГУНБ и др.

Таким образом конструируется особая система отношений между академическим и библиотечным уровнями дополнительного образования. При этом первый создает дидактический и научно-методический фундамент той или иной образовательной программы, а второй обеспечивает реализацию ее прикладной части, помогая обучающимся более результативно приобретать практические навыки.

Функциональная интеграция образовательной и собственно библиотечной деятельности, характерная сегодня для отрасли в целом, привела также к созданию на базе библиотек различных учебных структур (тренинг-центров по управлению процессами перемен, центров по изучению Интернет-технологий, постоянно действующих учебных комплексов, школ, творческих мастерских, лабораторий, курсов и т.п.), нацеленных на создание системы повышения квалификации библиотекарей как в рамках одной крупной библиотеки, так и на уровне региона в целом.

Таким образом, принцип функциональной интеграции становится одним из базовых организационных принципов современной системы дополнительного профессионального образования. Одновременно он выступает в качестве важного методологического принципа, поскольку его реализация позволяет решить многие дидактические задачи, обогатить содержание образовательных программ, отразить в них библиотечную инноватику.

Второй важный методологический принцип дополнительного образования – инновационность обучения. Термин инновационное обучение как альтернатива традиционному нормативному начал использоваться западной педагогикой в конце 1970-х гг. и означал освоение принципиально новых педагогико-дидактических приемов обучения с целью активизации процессов социализации личности, включая профессиональную социализацию.

Инновационный подход к решению образовательных задач – это, на мой взгляд, важнейшее условие реализации компенсаторной функции дополнительного профессионального образования как системы, которая наиболее ярко проявляется в двух аспектах. Первый связан с необходимостью компенсации недостающих знаний инновационного характера у специалистов-выпускников ссузов и вузов, поскольку среднее и высшее профессиональное образование, в том числе и библиотечное, базируется на нормативных принципах и нормативной дидактике и в силу своей функциональной специфики не в состоянии с должной степенью оперативности реагировать на изменения, происходящие в библиотечной отрасли и смежных с нею областях.

Второй аспект связан с необходимостью регулярного обновления профессиональных библиотечных знаний у кадровых работников. Динамично развивающаяся сегодня библиотечная практика постоянно рождает инновации, трансформирует организационно-функциональную структуру библиотек, технологию их деятельности. Оперативная трансляция библиотечной инноватики в широкую сферу профессиональной деятельности, включение ее в качестве базовой компоненты в учебный процесс, предельно ориентируя его на содействие внедрению нововведений, – одна из основных функциональных задач системы дополнительного профессионального библиотечного образования.

В последние годы стал отчетливо проявляться принцип диверсификации образовательного процесса, выражающийся в вариативности организационных структур, форм, уровней, продолжительности и содержания обучения, в расширении диапазона профессиональной востребованности образовательных программ и проектов.

Начался процесс формирования многоуровневой системы дополнительного образования, в котором каждое из звеньев занимает определенное место. На федеральном уровне, помимо АПРИКТ, в последние годы плодотворно работает учебный центр "Школа Рудомино" (ВГБИЛ), соответствующие образовательные структуры созданы в РГБ и РНБ.

На уровне Сибирского федерального округа весьма заметную роль в создании системы непрерывного библиотечного образования и консолидации усилий библиотечно-информационных учреждений региона по развитию кадрового потенциала играет Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования при ГПНТБ СО РАН. Активно занимается переподготовкой и повышением квалификации библиотечных кадров Региональный инновационный центр Омска.

Значительно расширили свою деятельность в области дополнительного профессионального библиотечного образования все центральные библиотеки регионов. Образовательная функция становится более значимой у муниципальных библиотек, особенно тех, которые активно осваивают инновационные библиотечные технологии. Среди них муниципальные библиотечные системы Томска, Челябинска, Ижевска, Новоуральска и Озерска (Свердловская обл.), Нижневартовска (Ханты-Мансийский автономный округ) и многие другие.

В системе дополнительного профессионального образования существенную роль играет принцип модульного построения его содержательной структуры. При этом на различных уровнях системы в качестве базовых содержательных модулей выступают, как правило, не стабильные дисциплинарные циклы, а проблемно-ориентирован­ные курсы, мобильно трансформируемые в зависимости от целей и задач образовательной программы и контингента слушателей.

В целях успешного функционирования системы важно соблюдать также принцип вертикально-горизонтальной полифункциональности, т.е. многоаспектной преемственности и последовательности этапов образовательного процесса с учетом его федеральной или региональной компоненты, последовательного обновления, расширения и углубления содержания образования на каждом новом цикле его развития.

Таковы основные концептуальные положения теоретической модели системы дополнительного профессионального библиотечного образования. Подобное моделирование имеет, на мой взгляд, отчетливо выраженное прикладное значение. Оно помогает осмыслить процессы, происходящие в этой сфере профессиональной деятельности, и выстроить концепцию ее дальнейшего развития. А от этого напрямую зависит формирование и совершенствование кадрового потенциала отрасли.

  
На главную