Секция 2.
Автоматизированные библиотечные системы и технологии
Маршак Б.И.
Современные проблемы разработки и
внедрения автоматизированных библиотечно-информационных
систем: системный подход и оценка программного
окружения
Бродовский
А.И. Система автоматизации библиотек
ИРБИС: от третьего поколения к четвертому
Ступкин В.В. ИРБИС
в библиотечных системах стран СНГ: типологический анализ и статистика
Секция 3.
Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках
Гончаров М.В.
Особенности библиотечных Интернет-комплексов
Федоров Б.Ф.,
Фридман В.П. Развитие технической базы Интернет-комплекса ГПНТБ России в рамках
проектов Федеральной целевой программы "Электронная
Россия"
Нежурбеда Г.Г.
Создание архивов Интернет-документов как новая задача национальных библиотек
Секция 6.
Библиотечные кадры, профессия и
образование
Адамьянц А.О.
Новый взгляд на современные возможности обучения будущих библиотекарей: новые
образовательные технологии кафедры информационных
технологий и электронных библиотек МГУКИ
Кузнецова Т.Я.
Дополнительное профессиональное
библиотечное образование: концептуальные основы
Пилко И.С.
Технологизация как тенденция развития
библиотечного образования
Арзуханов А.С.
Организация работы Учебно-методического
центра ГПНТБ России
Очолла
Деннис Н.Информационно-коммуникационные
технологии в школах библиотековедения и
информатики некоторых стран Африки
Секция 7.
Информационно-лингвистическое обеспечение
библиотечно-информационных систем
Зайцева Е.М.
Универсальная десятичная классификация применительно к книжному делу: разработки и
результаты практического использования
ИФЛА–2002
Эшкрофт Л.
Цифровой разрыв и электронные технологии
Пилко И.С. Кемеровская государственная
академия культуры и искусств
Технологизация как тенденция
развития
библиотечного образования
Глобальная тенденция
превращения постиндустриального общества
в информационное, в котором "информация,
информационные технологии и услуги,
область знаний и их базовые отрасли –
телекоммуникации, компьютерные науки и
технологии... – растут более быстрыми
темпами и начинают доминировать в
экономике" [1, c. 85],
в недавнем прошлом выглядела как
долгосрочный научный прогноз. Сегодня она
проявляется в обществах, находящихся на
различных этапах цивилизационного
развития, во всех сферах человеческий
деятельности, включая образование.
Формируется инновационная парадигма
образования, ориентированная не на прошлое
(консерватизм), а на будущее (футуризм)
человеческой цивилизации, также меняющей
свою парадигму (модель) развития [2].
На пути своего реформирования
образование вступает в этап технологизации,
через который прошли все ныне эффективные
отрасли. Суть технологизации общего и
специального образования выражается ее
основными направлениями:
стандартизацией образования,
технологизацией содержания,
технологической подготовкой (проектированием)
учебного процесса,
совершенствованием обучающей
деятельности преподавателя,
совершенствованием учебной
деятельности учащихся и студентов [3].
Технологизация обеспечивает
обновление содержания образования за счет
перехода от созерцательного уровня к
деятельностному, от эмпирического к
концептуальному, от тематического к
проблемному.
Библиотечное сообщество
осознает значимость подобной реформации.
Характеризуя перспективы развития
библиотечного образования, ведущие
специалисты (практические и педагогические
работники) говорят о необходимости
насыщения его технологическим знанием:
консерватизм преподавания проявляется
прежде всего в неосвоении новой
информационной технологии [4]; пренебрежение вопросами
технологии приводит к определенной
дискредитации библиотечной науки и
библиотечного образования [5];
овладение информационными технологиями
должно занять ключевое место в подготовке
современного библиотекаря-библиографа [6].
Технологизация непрерывного
библиотечного образования ориентирована
на формирование профессиональной
компетентности специалиста, которая
определяется профессиональной педагогикой
как углубленное знание предмета или
освоенное умение, состояние адекватного
выполнения задачи. Включая в себя
содержательный и процессуальный
компоненты, компетентность является
выражением дидактической триады знания
– умения – навыки. Ее характеризуют
атрибутивные свойства, принципиальные для
диагностики технологической подготовки
специалиста: мобильность знания, гибкость метода,
критичность мышления.
Основная дидактическая идея
технологизации библиотечного образования
заключается в формировании
технологического менталитета будущего
специалиста. Она не сводится к насыщению
учебных дисциплин перспективными
информационными технологиями. Современная
библиотека представляет собой
полифункциональное учреждение. Реализацию
ее информационной, культурной,
образовательной и иных функций следует
связывать с удовлетворением запросов
пользователей путем предоставления
информационных продуктов и услуг
необходимого ассортимента, качества и
количества. Это требует от библиотечного
персонала профессионального владения
информационными, образовательными,
досуговыми, коммуникативными,
управленческими технологиями. Этому
требованию логично подчинить структуру и
содержание профессионального обучения. В
то же время определяющая профессиональную
компетентность выпускника установка на
освоение актуального для общества
ассортимента информационных продуктов и
услуг на базе современных информационных
технологий должна быть подкреплена
полученными в вузе знаниями и
практическими умениями.
Характеризуемая концепция
ориентирована на преодоление сложившегося
стереотипа библиотечного сознания: "технология
есть совокупность процессов и операций",
перенос акцента в технологическом обучении
библиотечных специалистов на конечный
результат – информационные продукты и
услуги с определенными потребительскими
свойствами и заданными показателями
качества, на формирование установки:
гарантией требуемого результата является
квалифицированный выбор ресурсной базы и
обеспечивающих средств, наличие адекватных
задачам методов, точное соблюдение
технологических предписаний, грамотное
распределение функциональных обязанностей.
Дидактический потенциал
технологического подхода к библиотечной (и
иной) деятельности определяется самой
природой технологического знания: его
системностью, алгоритмическим характером,
нормализующим значением, нацеленностью на
воспроизводимый результат. Основные
компоненты библиотечной технологии:
документная информация и запросы (информационные
потребности) пользователей; библиотечный
персонал; библиотечные производственные и
технологические процессы; зафиксированные
в регламентирующих документах нормы,
требования и рекомендации по их
осуществлению; ресурсы и средства
производства, информационные продукты и
услуги, организационно-функциональная
структура библиотеки как технологической
системы могут служить основанием
структурирования учебного материала в
курсах профессиональной подготовки
библиотечных специалистов.
Компонентную структуру
библиотечной (информационной) технологии
можно рассматривать в качестве объективной
основы определения объема и дозирования
содержания образовательных программ по
уровням профессионализации (начальное –
допрофессиональное, профессиональное
обучение, повышение квалификации).
Концепция технологизации
непрерывного библиотечного образования
последовательно реализуется на факультете
информационных технологий Кемеровской
государственной академии культуры и
искусств (ФИТ КемГАКИ) с середины 1980-х гг. Ее
обоснование и освоение потребовало от
коллективов выпускающих кафедр –
технологии документальных коммуникаций (ТДК)
и технологии автоматизированной обработки
информации (ТАОИ) – большой
исследовательской, экспериментальной и
педагогической работы по следующим
направлениям:
формирование основных
дидактических идей и принципов, целевых
установок и ориентации обучения;
определение объема и содержания
образования (знаний – умений – навыков,
дифференцированных по уровням обучения);
выбор методов, средств и
организационных форм обучения, способов
управления образовательным процессом;
программно-методическое
обеспечение учебного процесса;
разработка диагностического
инструментария (содержания и форм входного,
рубежного и итогового контроля).
Результаты этой работы нашли
выражение в номенклатуре специализаций по
специальности 05.27.00 – "Библиотековедение
и библиография" (технология
автоматизированных библиотечных систем,
технология информационного обеспечения,
технология формирования и эксплуатации
информационных ресурсов, технология
формирования информационной культуры и др.),
в квалификационных характеристиках
выпускников и учебных планах факультета, в
оригинальных учебных программах,
методических рекомендациях, учебных
пособиях, компьютерных тестах, тестовых
заданиях и другой учебно-методической
документации.
На Всероссийском научно-практическом
семинаре "Концептуальные основы
разработки нового поколения библиотечных
стандартов" (Кемерово, февраль 2002 г.)
факультет представил проекты
государственных образовательных
стандартов высшего библиотечного
образования (ГОС ВБО) по трем квалификациям.
Одна из них – "библиотекарь-технолог"
– так, по мнению разработчика (кафедры ТДК),
может именоваться квалификация "классического
библиотекаря" в современном звучании.
Отличительные особенности
предложенного проекта ГОС ВБО:
основные дидактические единицы
стандарта определены на основе результатов
контент-анализа репрезентативного массива
актуальных регламентов библиотечно-информационной
деятельности (международных и
государственных правовых актов, стандартов,
нормативных документов, рекомендаций ИФЛА,
РБА и других профессиональных объединений),
публикаций в специальной печати (материалов
научных конференции, сборников, журнальных
статей), отражающих современное состояние и
тенденции развития библиотечного дела в
России и за рубежом;
номенклатура учебных дисциплин
общепрофессиональной и специальной
подготовки определена на основе частотного
анализа более 7 тыс. лексических единиц,
описывающих предметное поле библиотечной
профессии, и их группировки в соответствии
с компонентной структурой библиотечной
технологии;
базовые компоненты
библиотечной технологии отражены в
номенклатуре каждого из трех циклов
дисциплин: общепрофессионального (ОПД),
дисциплин квалификации (ДК), дисциплин
специализации (ДС). Каждый "нижележащий"
уровень (ОПД – ДК – ДС) конкретизирует
знания, полученные в курсах предыдущего
уровня, делает его более прикладным,
расширяет арсенал подлежащих
практическому освоению методов
деятельности, формирует конкретные
профессиональные умения;
требования к разработке и
условиям реализации основной
образовательной программы подготовки
специалиста разделены на три группы –
выпускник должен: 1) иметь представление, 2)
знать, 3) уметь. Каждому "представлению",
"знанию", "умению" поставлены в
соответствие учебные дисциплины различных
циклов (ОПД, ДК и ДС), ответственные за их
формирование. Эти соответствия
зафиксированы в проекте.
Интенсивная и продуктивная
работа над проектом ГОС ВБО позволила
факультету информационных технологий
определить долговременную стратегию
развития научной и педагогической
деятельности, перспективы дальнейшего
совершенствования учебных планов и
программ обучения.
Многолетний опыт ФИТ КемГАКИ по
реализации технологической концепции на
всех уровнях непрерывного библиотечного
образования со всей очевидностью
свидетельствует о ее содержательной
состоятельности и выявляет актуальную
дидактическую задачу – поиск адекватной
технологии обучения.
В профессиональной педагогике в
качестве таковой востребована гибкая
технология проблемно-модульного обучения [7]. Ее структурная, содержательная и
дидактическая гибкость обеспечивается за
счет реализации базовых принципов:
системного квантования учебной информации,
проблемности, модульности, мотивации,
когнитивной визуализации, опоры на ошибки,
экономии учебного времени.
Помимо принципиальных
оснований, специфику технологии проблемно-модульного
обучения определяют:
модульная организация учебного
материала, обеспечивающая диагностическое
целеобразование, экономичность,
управляемость образовательного процесса;
рейтинговый контроль и оценка
знаний и умений, позволяющие
дифференцировать систему требований к
уровням профессиональной компетентности,
выделить уровни минимальной, оптимальной и
максимальной компетентности будущего
специалиста;
гибкая технология обучения,
базирующаяся на сочетании методов, средств
и форм проектирования и организации
учебной деятельности, диагностики и
контроля знаний и умений.
Все сказанное свидетельствует в
пользу признания технологического подхода
к библиотеке как перспективной методологии
научного осмысления и дидактического
воспроизведения библиотечной деятельности.
Его востребованность в качестве
концептуальной основы стандартизации
многоуровневого библиотечного образования
является наглядным проявлением
технологизации библиотечной практики и
профессионального образования.
Список литературы
Шрайберг Я.Л.
Роль библиотек в преобразовании
гражданского общества в информационное //
Науч. и техн. б-ки. 2000. № 4. С. 83-92.
Урсул А.Д.
Становление информационного общества и
модель опережающего образования // НТИ, Сер.
1. 1997. № 2. С. 3-11.
Штейнберг В.Э.
Образование – технологический рубеж:
инструменты, проектирование, творчество //
Школ. технологии. 2000. № 1. С. 15-36.