Научные и технические библиотеки №2 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Современные проблемы разработки и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем: системный подход и оценка программного окружения

Бродовский А.И. Система автоматизации библиотек ИРБИС: от третьего поколения к четвертому

Ступкин В.В. ИРБИС в библиотечных системах стран СНГ: типологический анализ и статистика

Мазов Н.А., Жижимов О.Л., Скибин С.В. Опыт построения распределенных информационных систем на основе протокола Z39.50

Грибов В.Т., Левова Л.В., Ефремов С.В., Трифонова Е.В. Автоматизированная информационно-библиотечная система "MARC-SQL": использование в библиотеках учреждений культуры, науки, образования

Сегберт М., Хохлов А.Ю., Вислый А.И., Рубина С.С. Новые электронные услуги для читателей Российской государственной библиотеки: проект РГБ – Фонд Эндрю У. Меллона

Шелюто О.Н., Скворцов В.В. Технологические аспекты внедрения автоматизированной системы в РНБ


Секция 3. Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках

Гончаров М.В. Особенности библиотечных Интернет-комплексов

Федоров Б.Ф., Фридман В.П. Развитие технической базы Интернет-комплекса ГПНТБ России в рамках проектов Федеральной целевой программы "Электронная Россия"

Баженов С.Р., Баженов И.С., Федотов В.Б. Совершенствование веб-ориентированной системы управления базами данных CDS/ISIS

Нежурбеда Г.Г. Создание архивов Интернет-документов как новая задача национальных библиотек


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Адамьянц А.О. Новый взгляд на современные возможности обучения будущих библиотекарей: новые образовательные технологии кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ

Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: концептуальные основы

Пилко И.С. Технологизация как тенденция развития библиотечного образования

Арзуханов А.С. Организация работы Учебно-методического центра ГПНТБ России

Очолла Деннис Н. Информационно-коммуникационные технологии в школах библиотековедения и информатики некоторых стран Африки


Секция 7. Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем

Зайцева Е.М. Универсальная десятичная классификация применительно к книжному делу: разработки и результаты практического использования


ИФЛА–2002

Эшкрофт Л. Цифровой разрыв и электронные технологии

Хаанк Д. Будущее электронных публикаций


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Моргенштерн И.Г. Документ: информация и/или носитель?

Столяров Ю.Н. Документ: и информация, и носитель


Арзуханов А.С.
ГПНТБ России

Организация работы
Учебно-методического центра ГПНТБ России

Библиотечное образование как одно из важнейших звеньев системы непрерывного образования в России в XXI в. становится одной из главных составляющих общественной (социальной) ценности. Библиотеки России, различные по типам и видам, относятся к такой социальной группе организаций и институтов, которые по своим объективным социальным характеристикам либо реально представляют собой субъекты образовательной деятельности, либо предназначены на эту роль социальным статусом, но по тем или иным причинам являются таковыми пока лишь номинально.

Основные тенденции развития библиотечного образования в современных условиях – усиление его интегративности и фундаментализации, углубление дифференциации и гуманизации.

Важная интегративная функция библиотечного образования – подготовка высококвалифицированного специалиста, стимулирование его самообразования и самореализации в условиях библиотечно-информационной деятельности.

В настоящее время в библиотеках и вузах страны идет интенсивный поиск новых путей, форм и методов повышения качества подготовки специалистов и студентов. Появилась потребность в новом подходе к определению целей, задач, принципов и содержания профессионального образования, которые опосредованы учебными предметами, дисциплинами и инновационными педагогическими технологиями.

Одним из важных условий повышения качества профессионального образования является его фундаментализация, т.е. многократное повышение профессиональной мобильности в расширении профессиональных функций и возможностей как в рамках основной профессии специалиста, так и в увеличении возможностей перемены профессии. Фундаментализация выступает также как необходимое условие и основа для непрерывного образования с применением новых информационных технологий (НИТ).

Использование НИТ в учебном процессе предполагает наличие компьютера, компьютерной учебной программы и сети передачи информации. Например, в ГПНТБ России НИТ внедряются в технологические библиотечно-информационные процессы (создание автоматизированных библиотечно-информационных систем и автоматизированных рабочих мест), в систему повышения квалификации библиотечных кадров и в учебную деятельность студентов образовательных учреждений. Эти компоненты образуют информационно-инструментальную учебную среду, обеспечивающую самостоятельность обучаемых и контроль за ходом их работы с учебным и практическим материалом.

Вместе с тем, несмотря на передовое учебно-методическое и техническое обеспечение учебного процесса, качество образования зависит от целого ряда факторов, среди которых главным можно назвать качественный состав студентов и их отношение к учебному процессу, содержание образовательных программ и уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, качество учебного материала и контроля за процессом предоставления образовательных продуктов и услуг.

Я считаю, что эффективность профессионального образования достигается усложнением его содержания: от традиционного информационного к деятельностно-информационному. В этом случае усиливается такая форма организации учебной деятельности студентов, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся особенности, т.е. происходит дифференциация обучения.

Как известно, учебная деятельность остается сложной динамической структурой. В настоящее время в условиях постоянного нарастания потока информации (общей и профессиональной) и ограниченности времени, отводимого на учебные занятия, необходимо использовать методики и педагогические технологии, направленные на организацию активной и эффективной деятельности обучаемых и стимулирование их самостоятельной и корпоративной деятельности. Другими словами, педагог должен быть не только передатчиком информации, но и организатором познавательной деятельности обучаемых.

Материально-техническая оснащенность многих современных библиотек и вузов дает педагогам большие возможности в выборе форм и методов деятельности. Однако выжить смогут только те авторские педагогические технологии, которые действительно востребованы временем, т.е. могут дать более высокие результаты в подготовке специалистов, как это делается на учебно-методической и материально-технической базе НИТ ГПНТБ России.

В 2001 г. в ГПНТБ России создан Учебно-методический центр (УМЦ) в целях организации дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в области автоматизированных библиотечных и информационных технологий, удовлетворения образовательных потребностей специалистов библиотеки и учащихся вузов культуры, проведения научных и научно-методических работ для обеспечения функционирования системы непрерывного образования. Кроме того, УМЦ способствует вузам, в частности кафедре информационных технологий и электронных библиотек библиотечно-информационного факультета МГУКИ, и средним учебным заведениям в подготовке специалистов и абитуриентов по соответствующим специальностям посредством привлечения квалифицированных научных и педагогических кадров из числа сотрудников ГПНТБ России и других организаций, использования специализированных компьютерных учебных классов, современного оборудования и библиотечно-информационных технологий и фондов ГПНТБ России.

Актуальность создания УМЦ обусловлена острой необходимостью обновления характера, содержания и смысла дополнительного профессионального образования (от додипломного до последипломного), повышения квалификации специалистов библиотеки, резкого повышения качества подготовки студентов МГУКИ на кардинально новой научно-педагогической основе – внедрении НИТ в учебный процесс. В этих условиях возрастает роль инновационных и экспериментальных методов обучения, направленных на развитие творческих способностей как специалистов библиотеки, так и студентов вуза, повышение их активности, приспособляемости и адаптируемости в реальных условиях библиотечно-информационной деятельности и компьютерной учебной среды.

В составе УМЦ пять структурных подразделений:

  • отдел координации учебных и методических программ и организации учебного процесса, включающий сектора статистики и анализа работы научно-технических библиотечных ассоциаций, координации учебных программ и обеспечения учебного процесса, анализа отечественного и зарубежного библиотечного опыта и технологий;

  • редакция сборника "Научные и технические библиотеки";

  • научно-библиографический отдел, включающий сектор ведения автоматизированной системы "Фонд опубликованных алгоритмов и программ" и сектор библиографии по приоритетным направлениям науки и техники;

  • Кабинет деловой информации с секторами формирования фонда и справочно-информационного обслуживания, автоматизированных информационных услуг по справочной и бизнес-информации, выездных научно-образовательных мероприятий;

  • отдел международных проектов и общественных связей, включающий сектор "Русская библиотека" и координация проектов МБИАЦ, сектор информационного обеспечения образовательных и целевых программ и внебюджетного финансирования, сектор общественных связей.

Общее руководство работой УМЦ осуществляет Я.Л. Шрайберг – доктор техн. наук, профессор, первый заместитель директора, заместитель директора по научной работе и автоматизации ГПНТБ России; возглавляет УМЦ канд. техн. наук А.О. Адамьянц.

Основные задачи и функции УМЦ:

  • удовлетворение потребностей предприятий, организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, проведение научных исследований, оказание консультативной и методической помощи;

  • разработка программ повышения уровня профессиональных знаний, учебно-тематических планов обучения;

  • планирование подготовки и повышения квалификации работников ГПНТБ России на основе анализа общей потребности в кадрах определенного уровня, заявок структурных подразделений, результатов аттестации;

  • обеспечение общей координации комплекса работ по осуществлению образовательной деятельности в ГПНТБ России, консультационная деятельность, научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций и других документов и материалов по профилю работы УМЦ;

  • анализ публикаций научных трудов, издаваемых в ГПНТБ России, выработка рекомендаций по использованию их в образовательном процессе и формулирование предложений для редакционных коллегий;

  • предоставление услуг по информационному сопровождению научно-исследовательских работ и образовательного процесса;

  • обеспечение связей с общественностью;

  • участие в работах по международному сотрудничеству в области НТИ, выполняемых ГПНТБ России;

  • участие в работе московских, российских и международных конференций, семинаров и симпозиумов по темам, связанным с внедрением НИТ в библиотечном деле, использованием новых видов и форм обучения и повышения квалификации специалистов в области библиотечно-информационного обслуживания;

  • участие в организации международных и российских проблемно-ориентированных, образовательных и научно-методических мероприятий, проводимых ГПНТБ России (ежегодные Крымские конференции "Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества", "LIBCOM" – "Информацион­ные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек"), а также других мероприятий, соответствующих тематике работ УМЦ и смежным вопросам;

  • организация рассмотрения результатов деятельности УМЦ на Ученом совете ГПНТБ России и его секциях; участие в работе Ученого совета ГПНТБ России и его секций.

Несколько слов о методике и технологии организации дополнительного профессионального образования специалистов библиотеки и обучения студентов МГУКИ.

УМЦ как центр дополнительного профессионального образования осуществляет и реализует внутрибиблиотечные образовательные программы, к которым относятся повышение квалификации и стажировка, профессиональная подготовка и переподготовка специалистов.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических знаний и практических навыков специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных стандартов и внедрением в библиотечно-информационную деятельность НИТ, современных компьютерных и телекоммуникационных средств.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости и включает следующие виды обучения: краткосрочное тематическое обучение, тематические и проблемные семинары, длительное обучение.

В рамках УМЦ можно пройти повышение квалификации и стажировку по определенному виду деятельности и направлению автоматизации библиотечных процессов, например по освоению ИРБИС.

Основная цель стажировки –  формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.

Целью профессиональной подготовки и переподготовки специалистов является получение первоначальных или дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Уровень знаний слушателей курсов оценивается по результатам текущего контроля знаний, сдачи экзаменов, защиты аттестационных работ, рефератов, собеседований, проводимых специально создаваемым аттестационными комиссиями. Слушателям, успешно закончившим курс обучения, выдаются документы государственного образца: удостоверение, свидетельство, диплом.

Переподготовка специалистов может также осуществляться на основе договоров, заключенных УМЦ с различными институтами повышения квалификации государственного, межотраслевого или регионального уровня, предприятиями и организациями.

В УМЦ могут реализовываться дополнительные профессиональные программы, различные по срокам, уровню и направленности.

В целях улучшения качества обучения, внедрения в него достижений отечественной и зарубежной педагогической практики на курсах УМЦ используются виды занятий, активизирующие самостоятельную работу слушателей: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, семинары по обмену опытом, выездные занятия, стажировки, консультации и аттестационные работы.

Учебный процесс осуществляется в течение календарного года в соответствии со сводным планом мероприятий по повышению квалификации, подготовке и переподготовке кадров ГПНТБ России.

Сегодня, когда вузы испытывают трудности в оснащении своих кабинетов и аудиторий современной компьютерной техникой, обучение студентов в ГПНТБ России, располагающей наиболее передовой технологией и техникой для библиотечного и информационного обслуживания пользователей, является единственным приемлемым путем повышения эффективности учебного процесса. Поэтому с 2000 г. именно ГПНТБ России стала базовой организацией для учебного процесса кафедры информационных технологий и электронных библиотек библиотечно-информационного факультета МГУКИ, осуществляющей целевую подготовку студентов по специализации "Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах".

Организационной основой взаимодействия ГПНТБ России и МГУКИ является договор о сотрудничестве, включающий различные учебно-методические мероприятия. Учебный процесс осуществляется преподавателями МГУКИ, ведущими специалистами ГПНТБ России и других организаций.

Интеграция высшего образования и библиотечно-информационной деятельности, основанной на использовании НИТ, – кратчайший путь повышения качества подготовки молодых специалистов и кадров высшей квалификации. Она обеспечивает преемственность лучших традиций высшей школы и библиотечного дела, способствует быстрой передаче достижений библиотековедения, библиотечного дела и информационного обеспечения в учебную аудиторию, обеспечивает ознакомление с актуальными отечественными и зарубежными разработками и научными проблемами в области информатизации и компьютеризации библиотечно-информационной деятельности.

Интеграция интеллектуального и научно-технического потенциала взаимодействующих организаций способствует выявлению одаренных студентов, формированию их научных и технологических интересов, более полному использованию научно-педагогического потенциала ведущих ученых, работающих как в МГУКИ, так и в ГПНТБ России и других организациях.

На основе общей программы в учебном процессе разработаны и используются нормативные документы, учебные планы, рабочие программы и учебные пособия. Наиболее существенным элементом программы являются учебно-методические мероприятия, позволяющие осуществлять подготовку специалистов на высоком профессиональном уровне.

Я уверен, что будущее за компьютерными формами дистанционного обучения. Однако они все же не смогут до конца вытеснить традиционные учебные процессы. Никакой даже самый совершенный компьютер не заменит живое слово преподавателя или хорошо и интересно написанный учебник. Поэтому компьютерные методы обучения призваны стать полезным дополнением, неотъемлемой частью полноценного процесса обучения и подготовки специалиста высокого класса.

Таким образом, решение проблемы совершенствования качества высшего профессионального образования станет возможным, если будет реализован системный подход к содержанию образовательного процесса, обеспечена целевая установка на повышение качества знаний будущих специалистов с использованием НИТ, реализован личностно ориентированный подход во взаимоотношениях преподавателя и студентов, обеспечено непрерывное повышение профессиональной компетенции педагогов.

Компьютеризация и информационное обеспечение обучения как специалистов библиотек, так и студентов вузов постоянно возрастают. На практических занятиях в ГПНТБ России работа с компьютером занимает 50-60% учебного времени, в результате чего отношение студентов к изучаемым дисциплинам изменилось в лучшую сторону, активизировался и интенсифицировался учебный процесс (используется ситуационный метод, развивается самостоятельное мышление, составляются различные алгоритмические программы, осуществляются логические операции и прогнозирование).

Вузовское обучение с применением библиотечно-информационных компьютерных технологий ГПНТБ России на практике реализуется в следующих направлениях:

  • создание образовательного пространства на основе локальных или глобальных компьютерных сетей, таких, как Интернет и др.;

  • создание обучающей среды на основе локальных компьютерных систем, например в рамках учебного компьютерного класса или ИРБИС;

  • включение компьютерной техники в комплекс дидактических средств, обеспечивающих учебный процесс в качестве элемента, активизирующего учебную деятельность студента.

Условия развития библиотечного дела и НТИ в новом столетии требуют от современных и будущих специалистов высочайшего профессионализма, постоянного самосовершенствования, приобретения новых знаний и навыков. Но эти специалисты должны обладать и рядом личностных качеств, таких, как инициативность, ответственность, самостоятельность в принятии решений, творческий подход к делу и обучению. А это, в свою очередь, требует принципиально нового подхода к подготовке библиотечного работника высшей квалификации.

Разработанная в ГПНТБ России педагогическая концепция подготовки специалистов и студентов в условиях применения НИТ дает четкое представление о том, где и с какой целью следует использовать возможности персонального компьютера, какие программные продукты и услуги должны это обеспечить, как работать в условиях информатизации общества. В этом выражается гуманизация образования студентов, что означает переход от технократической модели образования к культурно нагруженной и культурно детерминированной.

Таким образом, дополнительное профессиональное образование специалистов библиотеки со своими принципами и закономерностями очень хорошо уживается с организационными формами вузовского обучения студентов МГУКИ, что позволило внедрить эту модель обучения в ГПНТБ России с минимумом психологических и экономических затрат.

  
На главную