Секция 2.
Автоматизированные библиотечные системы и технологии
Маршак Б.И.
Современные проблемы разработки и
внедрения автоматизированных библиотечно-информационных
систем: системный подход и оценка программного
окружения
Бродовский
А.И. Система автоматизации библиотек
ИРБИС: от третьего поколения к четвертому
Ступкин В.В. ИРБИС
в библиотечных системах стран СНГ: типологический анализ и статистика
Секция 3.
Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках
Гончаров М.В.
Особенности библиотечных Интернет-комплексов
Федоров Б.Ф.,
Фридман В.П. Развитие технической базы Интернет-комплекса ГПНТБ России в рамках
проектов Федеральной целевой программы "Электронная
Россия"
Нежурбеда Г.Г.
Создание архивов Интернет-документов как новая задача национальных библиотек
Секция 6.
Библиотечные кадры, профессия и
образование
Адамьянц А.О.
Новый взгляд на современные возможности обучения будущих библиотекарей: новые
образовательные технологии кафедры информационных
технологий и электронных библиотек МГУКИ
Кузнецова Т.Я.
Дополнительное профессиональное
библиотечное образование: концептуальные основы
Пилко И.С.
Технологизация как тенденция развития
библиотечного образования
Арзуханов А.С.
Организация работы Учебно-методического
центра ГПНТБ России
Очолла
Деннис Н.Информационно-коммуникационные
технологии в школах библиотековедения и
информатики некоторых стран Африки
Секция 7.
Информационно-лингвистическое обеспечение
библиотечно-информационных систем
Зайцева Е.М.
Универсальная десятичная классификация применительно к книжному делу: разработки и
результаты практического использования
ИФЛА–2002
Эшкрофт Л.
Цифровой разрыв и электронные технологии
Информационно-коммуникационные
технологии
в школах библиотековедения и информатики
некоторых стран Африки
Этот доклад по техническим причинам
не включен в сборник трудов Международной
конференции "Крым-2002"; публикуется с
сокращениями.
Введение
Глобальный интерес к
использованию информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) находит свое выражение и в
Африке. В образовательных учреждениях
наблюдается устойчивая тенденция развития
дистанционного обучения и создания
виртуальных сообществ. В [1]
отражены проблемы, стоящие перед ИКТ в
Африке: недостаток квалифицированных
кадров, косность системы образования и
инновационные методы обучения, недостаток
места, времени и финансов. Некоторые из этих
факторов отражены и в публикации [2],
где проанализированы проблемы и
возможности ИКТ в свете формирования
образовательной политики в Африке. Особое
внимание уделено Лесото по причине
неразвитой инфраструктуры и недостатка
квалифицированных специалистов по ИКТ в
этой стране. Аналогичной проблеме
посвящена статья [3].
Библиотечно-информационное
образование в Африке привлекает
пристальное внимание мирового сообщества,
что находит отражение в исследованиях
национального и международного масштаба,
посвященных проблемам разработки учебных
планов, развития профессионального
образования и повышения квалификации
кадров, а также непрерывного образования [4].
Хотя спектр отражаемых проблем весьма
широк, однако до сих пор не было обобщающего
исследования по вопросам доступности ИКТ и
их использования в образовательной
деятельности школ библиотековедения и
информатики (ШБИ) в странах Африки. Лишь
несколько публикаций проливают свет на
проблему эксплуатации ИКТ. Это работа
описательного характера по англоговорящей
Африке [5], эмпирическое исследование по
Южной Африке [6] и исследование по Южной и Восточной
Африке [7].
Целью настоящей статьи является
исследование и анализ состояния и
тенденций доступности и использования ИКТ
в университетских ШБИ стран Африки южнее
Сахары. Особое внимание уделяется
доступности ИКТ и их использованию в
области обучения и преподавания, научно-исследовательской
деятельности, руководства учебными
программами и обучающей деятельностью и
поддержки информационных ресурсов.
ИКТ
в библиотечно-информационном образовании в
Африке
В настоящее время в Африке
действуют более 50 ШБИ. Из них 18 – в Южной
Африке, более 5 – в Нигерии, 5 – в Кении [4]. За последние годы новые ШБИ
созданы в Танзании и Замбии. Поскольку
сохраняется тенденция создания
государственных ШБИ и в каждой стране
увеличивается количество людей, ощущающих
необходимость получения второго
образования, ожидается, что количество ШБИ
будет расти. Однако в библиотеках региона
слишком мало рабочих мест, чтобы принять
выпускников всех школ. Можно сделать вывод,
что безработица среди специалистов
библиотечно-информационного профиля
станет очень серьезной проблемой, если не
произойдет качественного развития
библиотек (благодаря чему будут созданы
новые рабочие места) и если конкуренция со
стороны родственных специальностей на
библиотечно-информационном рынке не
ослабеет.
В то же время
конкурентоспособность библиотечно-информационного
образования во многом зависит от состояния
ИКТ и компетентности студентов и
преподавателей в их использовании.
Уровень развития ИКТ в
африканских странах, расположенных южнее
Сахары, в большинстве случаев недостаточен.
Ввиду гигантских диспропорций в социально-политическом
и экономическом развитии этих стран
перспективы использования ИКТ в обучении,
преподавании и проведении исследований
выглядят весьма проблематичными. Важность
образования в области ИКТ признается во
всех ШБИ, но в большинстве учебных планов
это направление представлено слабо. Кроме
того, серьезные проблемы создают такие
факторы, как отсутствие ресурсов, места в
учебных планах для дисциплин из области ИКТ
и разумного баланса между теорией и
практикой [6, c. 107-114].
Требования
библиотечно-информационного рынка
к степени владения ИКТ
В 1997 г.
проведено исследование [7],
которое определяло степень соответствия
компетентности библиотечно-информационных
специалистов в области ИКТ требованиям
рынка. Из числа выпускников ШБИ в Восточной
и Южной Африке были произвольно отобраны 10
человек – у всех уровень компетентности
оказался соответствующим требованиям
библиотечно-информационного рынка Африки.
Перечень требований:
компьютерная грамотность,
работа в Word, таблицы Excel,
управление базами данных, поиск на CD-ROM,
онлайновый поиск, электронные системы
текущей информации, автоматическое
индексирование и реферирование, оцифровка
текста, библиотечные автоматизированные
системы (Tinlib, URICA, др.),
поисковые библиотечно-информационные
системы (например Inmagic), настольные издательские
технологии, электронные издания, передача
данных по факсу, телекоммуникации, выбор
компьютеров и программного обеспечения,
управление подписными листами, создание и
поддержка "домашних страниц",
архивирование аудиовизуальных и
электронных изданий.
Более
поздние консультации в ряде ШБИ
подтвердили, что выявленные уровни
компетентности остались неизменными и для
2002 г.
Анализ
состояния ИКТ в библиотечно-информационномобразовании
и управлении (по результатам анкетирования)
С целью изучения использования
ИКТ в библиотечно-информационном
образовании в странах Африки южнее Сахары в
адрес руководителей ШБИ университетов,
участвовавших в исследовании, были
разосланы подробные анкеты. Как минимум
одна анкета была послана в каждую из
крупнейших школ, расположенных в таких
странах, как Ботсвана, Гана, Кения, Нигерия,
Намибия, ЮАР и Уганда. К сожалению, на 30.04.02
прислали ответы только 6 ШБИ: Университета
Мои (УМ, Кения), Университета Макарере (УМАК,
Уганда), Университета Транскей (УНИТРА, ЮАР),
Университета Кейптауна (УК, ЮАР),
Университета Зулулэнда (УЗ, ЮАР) и
Университета Ботсваны (УБ, Ботсвана). Далее
приведены ответы и размышления
респондентов.
Общая
информация
У большинства университетов,
имеющих ШБИ, есть свои Интернет-сайты,
которые можно найти с помощью таких
поисковых систем, как Google (наиболее эффективный поиск), Altavista, Yahoo Hotmail, MSN и др. Однако
собственные интерактивные Интернет-страницы
ведут далеко не все ШБИ. Чаще дело
ограничивается перечислением профессорско-преподавательского
состава на общей странице университета;
иногда приводятся названия отделений в
структуре факультетов искусств,
гуманитарных и общественных наук. К примеру,
из 6 школ, приславших ответы на вопросы
анкеты, собственные интерактивные страницы
имеют только школы в университетах ЮАР. Что
касается новых программ или специальностей,
то в сравнении с ранее опубликованными
данными [8] изменения невелики. УМ стал
выдавать дипломы по управлению
делопроизводством и архивами. УБ ввел
самостоятельный диплом бакалавра
библиотековедения и информатики, а также
комбинированный диплом бакалавра
информационных систем (специальность –
управление информацией) и аспирантскую
программу по библиотековедению и
информатике с вручением диплома.
Размышления
о компьютерной грамотности студентов,
доступности Интернета и его использовании.
(Существует ли доступ к электронной почте и
Интернету? Есть ли проблемы в этой связи?)
В большинстве университетов ЮАР
(например УК и УЗ) студентам предлагаются
курсы компьютерной грамотности, однако они
не являются обязательными. УБ предлагает
своим студентам специальный курс
компьютерной грамотности, который с
удовольствием проходят студенты
библиотечно-информационного профиля. По
данным УМ все студенты этого университета
обладают компьютерной грамотностью и
хорошо умеют работать в Интернете.
Во многих университетах ЮАР (к
примеру в УК) каждый зарегистрированный
студент автоматически получает личный
адрес электронной почты и доступ в Интернет
для учебных целей. Похожая ситуация
наблюдается в УБ. Студенты УМ также имеют
неограниченный доступ к электронной почте
и Интернету, благодаря чему повышается
компьютерная грамотность. Однако полный
доступ не означает, что у каждого студента
есть адрес электронной почты. Студентам УЗ
предоставляется доступ в Интернет в рамках
конкретных дисциплин по рекомендации
преподавателя. Перед началом семестра на
счет студента переводится определенная
сумма денег, которая предназначена
исключительно для работы в Интернете. Если
студент полностью выберет переведенную
сумму, то при необходимости дальнейшего
пользования Интернетом в течение семестра
он производит доплату из собственных
средств. УМ не предоставляет своим
студентам доступ в Интернет, поэтому им
приходится пользоваться услугами Интернет-кафе.
В университетах существуют
разные варианты обеспечения доступа к
компьютерным лабораториям. Там, где фонды
децентрализованы, например в УБ, у каждого
факультета есть своя учебная лаборатория. В
других университетах в вопросе обеспечения
доступа к компьютерным лабораториям
предпочтение отдается централизованному
подходу. Например, в УК и УЗ предпочтение
отдается созданию крупных студенческих
учебных центров, а не развитию
факультетских лабораторий. Существуют
различные комбинации из этих двух подходов,
например в УЗ.
Общими проблемами являются
высокая стоимость оборудования и его
обслуживания, недостаток рабочих станций,
квалифицированных кадров и денежных
средств для их найма, нехватка площадей,
недостаточная мощность каналов Интернета,
обеспечение удаленного доступа к ресурсам,
безопасность, а также использование
соответствующих мощностей не для учебных
целей.
Размышления
о доступности ИКТ и их использовании
сотрудниками. (У всех ли сотрудников есть
компьютеры? Для каких целей они используют
компьютеры?)
В разных странах и
университетах этот вопрос решается по-разному.
Например, у 6 из 8 преподавателей ШБИ УМАК в
офисах имеются компьютеры. УМ предлагает
всем преподавателям доступ к компьютерам,
однако в офисе компьютер есть только у
руководителей кафедр, а преподаватели
пользуются специальной преподавательской
компьютерной лабораторией.
В основном
преподаватели используют компьютеры для
следующих целей: работа в Word, электронная
почта и поиск в Интернете, преподавание
курсов из области ИКТ, изучение настольных
издательских технологий (УМ), изучение
мультимедиа (УМАК), проведение исследований,
обработка результатов студенческих работ,
поиск в библиотечных базах данных (особенно
в ЮАР и Ботсване), доступ к онлайновым
журналам, чтение новостей и развлечение. В
некоторых ШБИ (например в УК) существует 5-летний
срок замены оборудования и модификации
программного обеспечения, если позволяют
средства. Соответственно, политика УК
требует использования только лицензионных
программных продуктов, например MS-Word.
Размышления
о программном обеспечении, применяемом в
преподавании и обучении, в том числе о
дистанционном обучении и презентациях,
например webCT
Обычно существует набор "обязательных"
программных продуктов, которые
поставляются в комплекте при приобретении
компьютера. Чаще всего в этот набор входят
программные продукты для работы с Word,
управления базами данных, бухгалтерии (например
Excel) и коммуникации. Предполагается, что
каждое отделение библиотековедения и
информатики включает изучение этих
продуктов в свои учебные планы.
Размышления
о количестве и качестве преподавания ИКТ (количество
и продолжительность курсов, соотношение
теории и практики и т.д.)
Под качеством подразумеваются
набор предметов в учебном плане и глубина
изложения материала, степень интеграции
ИКТ в учебные программы и курсы, уровень
подготовки профессорско-преподавательского
состава и студентов и уровень развития ИКТ.
В зависимости от качества преподавания
обучение ИКТ может носить весьма
субъективный характер. Количественным
показателем может служить отношение
количества курсов в области ИКТ к общему
количеству курсов в рамках программы. Но и в
этом случае превалирует субъективность.
ИКТ является составной частью
многих курсов. Все респонденты в один голос
отметили, что использование электронных
ресурсов должно стать неотъемлемой частью
обучения. Однако ИКТ не воспринимается как
"самостоятельная область деятельности".
Например, УЗ сообщает, что в учебном плане
вполне достаточно курсов из области ИКТ,
что профессорско-преподавательскому
составу необходимо регулярное повышение
квалификации, что студенты приходят с
недостаточным уровнем компьютерной
грамотности и что количество необходимых
ресурсов, имеющихся в наличии,
соответствует нуждам учебного процесса.
В УНИТРА недостаточно времени
отводится на практические занятия. В УМАК,
по их мнению, качество и количество
находятся на соответствующем уровне. УБ
предлагает ряд практических курсов по ИКТ,
что соответствует требованиям рынка труда
в библиотечно-информационной сфере. В УМ,
как ответили респонденты, достигнуто "соответствие
между ИКТ и традиционными библиотечными
курсами: у курсов в области ИКТ
продолжительность теоретической и
практической части одинакова".
Практически повсеместно
наблюдается рост количества предлагаемых
курсов в области ИКТ и качества их
преподавания, в связи с чем возникает
проблема их поддержки ресурсами.
Размышления
о базах данных и хостах баз данных,
доступных в режимах онлайн и оффлайн (количество,
названия, платный или бесплатный доступ и т.д.)
По этому вопросу нет единства.
Во-первых, необходим постоянный доступ в
Интернет, чего большинство организаций в
регионе пока не может себе позволить. Во-вторых
весьма высока стоимость оборудования и
телекоммуникационных сетей. Там, где
финансирование является проблемой (например
в УМ), базы данных на
CD-ROM и в режиме онлайн воспринимаются как
нечто экзотическое.
Следует отметить, что
возможность бесплатного доступа к
онлайновым базам данных есть в любой стране,
где имеется соответствующая
инфраструктура. Большое количество
бесплатных баз данных также доступно через
поисковые системы Google u Altavista.
Размышления
об уровне ИКТ-подготовки студентов к
функционированию на рынке труда
Большинство ШБИ удовлетворены
уровнем подготовки своих студентов в
области ИКТ, однако они выражают
озабоченность тем, что отношение к ИКТ со
стороны студентов не всегда находится на
должном уровне, что может создать им
дополнительные трудности в будущем.
Например, УМАК сообщает, что предлагаемый
высокий уровень подготовки в области ИКТ не
исключает наличия группы студентов,
которые боятся пользоваться компьютером.
УБ считает, что многие студенты придут на
рабочие места, где нет ИКТ, что приведет к
быстрой потере полученных знаний и навыков.
УНИТРА считает уровень подготовки своих
студентов вполне достаточным.
Все согласны с тем, что знания в
области ИКТ требуют постоянного применения.
УМ отмечает, что его выпускники хорошо
подготовлены для работы с ИКТ, но
требования рынка таковы, что для выполнения
специфических работ все равно нужна
регулярная переподготовка. Таким образом, в
университете невозможно дать студентам
образование и практическую подготовку в
области ИКТ "на всю оставшуюся жизнь".
Предложения
по изменениям и улучшению ситуации с ИКТ в
обучении и преподавании
В анкете были даны двадцать
предложений, направленных на улучшение
текущей ситуации с ИКТ. В своих ответах
респонденты сочли необходимым одобрить
следующие:
уделить больше внимания веб-дизайну
(УМАК);
вести преподавание с
использованием реальной библиотечной
автоматизированной системы или сделать
акцент на создании и развитии
информационных систем (УМАК);
освоить экспертные системы и
системы управления базами данных (УМАК);
уделять больше внимания
настольным издательским технологиям (УМАК);
обеспечить всем студентам
доступ в Интернет (УМ);
повышать уровень ИКТ-грамотности
сотрудников (УБ, УНИТРА, УМ);
обеспечить поддержку ресурсами
(в том числе обеспечение доступа
пользователей за пределами кампуса,
обновление компьютеров) (УБ, УК);
интегрировать ИКТ в учебный
процесс, в том числе в такие традиционные
предметы, как каталогизация и
классификация (все респонденты);
обеспечить доступ в Интернет
для студентов и сотрудников (УМ).
Размышления
об использовании ИКТ для проведения
исследований
Есть ряд свидетельств участия
студентов и аспирантов в исследовательских
проектах в области ИКТ. Существуют частные
программные продукты, предназначенные
исключительно для проведения исследований.
В ряде университетов возможен доступ к
таким программам, как SPSS, Excel и MS-world. ИКТ
активно используются для подготовки,
обработки и представления научных
результатов.
Решение проблемы доступа
зависит от наличия ресурсов. Например, в УМ
исследователи собственными силами
организуют доступ в Интернет для получения
научной информации, т.е. за свои деньги
получают возможность доступа к онлайновым
базам данных и электронным изданиям в
Интернет-кафе.
Рассуждения
о доступности ИКТ и об их использовании для
управленческих и административных нужд
У сотрудников есть доступ к
компьютерам (все респонденты).
Компьютеры объединены в сеть
или интегрированную систему (УМАК, УК, УЗ, УБ).
Администрация пользуется
принтерами на общих основаниях (УМАК).
У преподавателей есть
собственная служба печати (УМАК).
Руководство отделения
расположено отдельно, сотрудники не имеют
возможности контролировать работу и влиять
на нее (УМАК).
Все сотрудники и студенты
подключены к сети EASLIS
(УМАК).
Нет коллективного доступа к
базам данных. В коллективном режиме
доступны только файлы, программные
продукты и принтеры (УМАК).
Не у всех есть современные
компьютеры (все респонденты).
Компьютеры
сотрудников соединены с мейнфрейм-компьютером
и компьютерной сетью университета через SAP/R3
(во всем регионе).
Доступ к Интранет и подписным
листам и их использование для коммуникации
(УЗ и другие университеты региона).
Электронный доступ к базам
данных общей и научной управленческой
документации для руководящих работников (во
всем регионе).
Доступ к
библиотечным базам данных (все
университеты региона).
Рассуждения
о ресурсах (персонал, финансирование,
компьютерная база, программные продукты,
площади, повышение квалификации, политика в
области ИКТ, уровень автоматизации
библиотеки и т.д.)
ИКТ не всегда получают
поддержку в виде квалифицированного
персонала, достаточного финансирования,
компьютеров, программных продуктов и
площадей. В ряде случаев политика в области
ИКТ оставляет желать лучшего. Например, ШБИ
УМАК (Уганда) сообщает, что уровень
персонала, компьютерной базы и программных
продуктов не соответствует требованиям, в
компьютерных лабораториях недостаточно
площадей, в библиотеке компьютеров вообще
нет, а политика в области ИКТ носит
случайный характер.
Однако из УМ (Кения) получена
такая информация:
в университете эффективная
политика в области ИКТ, но ее положения
нигде не опубликованы и не внедряются;
в университете достаточно
площадей для ИКТ;
финансирования, выделяемого для
поддержки систем ИКТ, не достаточно;
требуется замена или улучшение
компьютерной базы и программных продуктов;
в библиотеке есть электронный
каталог и ряд баз данных на CD-ROM, но базы не
обновляются, их поисковые возможности
невысоки. В библиотеке компьютеры старого
поколения, которые не поддерживают
современные технологии передачи
информации, например передачу полных
текстов. У библиотеки нет доступа в
Интернет;
ввиду низкой заработной платы
уровень персонала, работающего с ИКТ,
невысок.
В ряде случаев связь
регулируется информационными службами
университетов, а библиотеки предоставляют
достаточный набор услуг в области ИКТ (все
университеты региона).
Высказывания
сотрудников по поводу тенденций,
направлений и проблем развития ИКТ в их
университетах
"Мощности ИКТ можно увеличить
при условии соответствующей политики" (проф.
Деннис Очолла, УЗ).
"Хотя ИКТ являются важнейшим
компонентом общества, их следует
рассматривать как дополняющие, а не как
заменяющие другие формы коммуникации и
использования информации" (проф. Питер
Андервуд, УК).
"Если университет намерен
идти по пути электронного обучения,
необходимо увеличить мощности для
студентов и пропускную способность канала
Интернет" (д-р Камотсо Моахи, УБ).
"В целом в УМ понимают
тенденции развития ИКТ. Выработана
соответствующая политика и стратегия.
Однако высокая стоимость и нестабильное
финансирование препятствуют эффективному
использованию ИКТ" (Мабел Маджанджа и
Джозеф Кипланг, УМ).
"Из-за
увеличения количества компьютеров и
студентов на политику в области ИКТ не
остается времени. Имеется острая
необходимость формирования политики в
области ИКТ, наличия администратора ИКТ,
увеличения площадей, компьютерного парка и
программных продуктов. Мы надеемся, что эти
меры улучшат качество преподавания курсов
ИКТ в ШБИ" (д-р Роберт Икоджа-Одонго, УМ).
Заключение
Значение ИКТ
для образования признается во всем мире,
особенно в аспекте дистанционного обучения.
Однако остается обширное поле для
исследований в области применения ИКТ в
библиотечно-информационном образовании.
Это особенно характерно для Африки.
Основными причинами
неэффективного использования ИКТ являются
неразвитые ресурсы и инфраструктура,
отсутствие площадей, недостаточное
количество курсов соответствующего
профиля в учебных планах, зачастую
невысокий уровень компьютерной
грамотности студентов, отсутствие
инновационных методов обучения,
несоответствие квалификации выпускников
требованиям рынка труда после прохождения
курсов ИКТ и дисбаланс между теорией и
практикой.
Количество ШБИ в Африке растет,
создаются новые школы, например в Танзании
и Зимбабве. Наблюдается тенденция к
усилению требований к грамотности и
квалификации в области ИКТ как в ШБИ, так и
на рынке труда. ШБИ предъявляют все больше
требований к уровню грамотности в области
ИКТ у приходящих на работу преподавателей (так
происходит в УБ и в ШБИ университетов ЮАР).
Отмечается, что курсы компьютерной
грамотности предлагаются студентам в
большинстве ШБИ. Сотрудники ШБИ пользуются
компьютерами либо в своих офисах, либо в
компьютерной лаборатории в школе.
Стандартный набор программных
продуктов доступен в сетевом режиме. Эти
продукты изучаются на начальных этапах
курсов компьютерной грамотности, что
закладывает хорошую основу для дальнейшего
изучения ИКТ. Выражается общее мнение, что
ИКТ должны стать неотъемлемой частью
учебного процесса в ШБИ, и признается
ошибочным мнение, что ИКТ должны
развиваться как самостоятельная область
деятельности.
Доступ к базам данных в режимах
онлайн и оффлайн зависит от развития и
поддержки инфраструктуры и ресурсов как
внутри университета, так и за его пределами.
Большинство ШБИ довольны уровнем
подготовки своих студентов в области ИКТ.
Однако при этом признается необходимость
постоянной практики и повышения
квалификации после выпуска. Предлагается
увеличить использование ИКТ в проведении
исследований и управлении академической
деятельностью. Предлагается также
дальнейшее развитие использования сетевых
технологий и Интранета.
В заключение
следует отметить, что развитие и
использование ИКТ в ШБИ университетов
стран Африки, расположенных южнее Сахары,
зависит от уровня технологического
развития отдельных стран. От этого, в свою
очередь, зависят возможности университетов
и ШБИ использовать ИКТ в учебном процессе и
обеспечивать доступ к ним.
Список литературы
Darkwa O. & Mazibuko
F. Virtual Learning Communities in Africa: Challenges and Prospects.
FirstMonday. 2000. Vol. 5, N 5
(URL: http://firstmondayo.org/issues5 5/darkwa/index.html Accessed on 4/28/02).
Chisenga J. CABECA
Project in Lesotho: a Critical Review. FID-Bulletin. 1996. 46(6). P. 207-211.
Alemna A.A. The
Impact of New Information Technology in Africa. Information Development. 1999.
15(3). P. 167-170.
Ocholla D.N.
Curriculum Response to a Changing National and International Information
Environment: Theoretical and Methodological Paradigms on Review and Revision.
Education for Information. 2001. Vol. 19, N 2.
Aina L.O. Education
and Training for Information Technology in Africa. Inspel. 1993. 27. P. 242-250.
Kloppers M. (1996).
Information Technologies Education in LIS Departments in South Africa. Rand
Afrikaans University, Auckland park – South Africa (M. Inf.
Dissertation-unpublished).
Ocholla D.N. The
Responsiveness of Library and Information Departments in Developing Competencies
in Application of New Technologies for Library and Information Services in
Southern and Eastern Africa. A paper presented at IFLA Council and General
Conference. Copenhagen, Denmark. August 1997 (code number of paper
151-Africa-4E).
Ocholla D.N.
Training for Library and Information Studies: a comparative overview of LIS
education in Africa. Education for Information. 2000. Vol. 18. P. 33-52.
* * *
Автор
выражает благодарность Исследовательскому
комитету Университета Зулулэнда за
частичное финансирование его участия в
конференции и обработку предварительных
результатов исследования. Автор также
выражает благодарность респондентам,
ответы которых содержали важную информацию:
д-ру Камотсо Моахи и Стивену Мутула (УБ),
проф. Питеру Андервуду (УК), Мабелу
Маджанджа и Джозефу Киплангу (УМ), д-ру
Роберту Икоджа-Одонго (УМАК) и другим
коллегам.