Научные и технические библиотеки №2 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Современные проблемы разработки и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем: системный подход и оценка программного окружения

Бродовский А.И. Система автоматизации библиотек ИРБИС: от третьего поколения к четвертому

Ступкин В.В. ИРБИС в библиотечных системах стран СНГ: типологический анализ и статистика

Мазов Н.А., Жижимов О.Л., Скибин С.В. Опыт построения распределенных информационных систем на основе протокола Z39.50

Грибов В.Т., Левова Л.В., Ефремов С.В., Трифонова Е.В. Автоматизированная информационно-библиотечная система "MARC-SQL": использование в библиотеках учреждений культуры, науки, образования

Сегберт М., Хохлов А.Ю., Вислый А.И., Рубина С.С. Новые электронные услуги для читателей Российской государственной библиотеки: проект РГБ – Фонд Эндрю У. Меллона

Шелюто О.Н., Скворцов В.В. Технологические аспекты внедрения автоматизированной системы в РНБ


Секция 3. Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках

Гончаров М.В. Особенности библиотечных Интернет-комплексов

Федоров Б.Ф., Фридман В.П. Развитие технической базы Интернет-комплекса ГПНТБ России в рамках проектов Федеральной целевой программы "Электронная Россия"

Баженов С.Р., Баженов И.С., Федотов В.Б. Совершенствование веб-ориентированной системы управления базами данных CDS/ISIS

Нежурбеда Г.Г. Создание архивов Интернет-документов как новая задача национальных библиотек


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Адамьянц А.О. Новый взгляд на современные возможности обучения будущих библиотекарей: новые образовательные технологии кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ

Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: концептуальные основы

Пилко И.С. Технологизация как тенденция развития библиотечного образования

Арзуханов А.С. Организация работы Учебно-методического центра ГПНТБ России

Очолла Деннис Н. Информационно-коммуникационные технологии в школах библиотековедения и информатики некоторых стран Африки


Секция 7. Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем

Зайцева Е.М. Универсальная десятичная классификация применительно к книжному делу: разработки и результаты практического использования


ИФЛА–2002

Эшкрофт Л. Цифровой разрыв и электронные технологии

Хаанк Д. Будущее электронных публикаций


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Моргенштерн И.Г. Документ: информация и/или носитель?

Столяров Ю.Н. Документ: и информация, и носитель


Очолла Деннис Н.
Университет Зулулэнда, ЮАР

Информационно-коммуникационные технологии
в школах библиотековедения и информатики
некоторых стран Африки

Этот доклад по техническим причинам не включен в сборник трудов Международной конференции "Крым-2002"; публикуется с сокращениями.

Введение

Глобальный интерес к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) находит свое выражение и в Африке. В образовательных учреждениях наблюдается устойчивая тенденция развития дистанционного обучения и создания виртуальных сообществ. В [1] отражены проблемы, стоящие перед ИКТ в Африке: недостаток квалифицированных кадров, косность системы образования и инновационные методы обучения, недостаток места, времени и финансов. Некоторые из этих факторов отражены и в публикации [2], где проанализированы проблемы и возможности ИКТ в свете формирования образовательной политики в Африке. Особое внимание уделено Лесото по причине неразвитой инфраструктуры и недостатка квалифицированных специалистов по ИКТ в этой стране. Аналогичной проблеме посвящена статья [3].

Библиотечно-информационное образование в Африке привлекает пристальное внимание мирового сообщества, что находит отражение в исследованиях национального и международного масштаба, посвященных проблемам разработки учебных планов, развития профессионального образования и повышения квалификации кадров, а также непрерывного образования [4]. Хотя спектр отражаемых проблем весьма широк, однако до сих пор не было обобщающего исследования по вопросам доступности ИКТ и их использования в образовательной деятельности школ библиотековедения и информатики (ШБИ) в странах Африки. Лишь несколько публикаций проливают свет на проблему эксплуатации ИКТ. Это работа описательного характера по англоговорящей Африке [5], эмпирическое исследование по Южной Африке [6] и исследование по Южной и Восточной Африке [7].

Целью настоящей статьи является исследование и анализ состояния и тенденций доступности и использования ИКТ в университетских ШБИ стран Африки южнее Сахары. Особое внимание уделяется доступности ИКТ и их использованию в области обучения и преподавания, научно-исследовательской деятельности, руководства учебными программами и обучающей деятельностью и поддержки информационных ресурсов.

 

ИКТ в библиотечно-информационном образовании в Африке

В настоящее время в Африке действуют более 50 ШБИ. Из них 18 – в Южной Африке, более 5 – в Нигерии, 5 – в Кении [4]. За последние годы новые ШБИ созданы в Танзании и Замбии. Поскольку сохраняется тенденция создания государственных ШБИ и в каждой стране увеличивается количество людей, ощущающих необходимость получения второго образования, ожидается, что количество ШБИ будет расти. Однако в библиотеках региона слишком мало рабочих мест, чтобы принять выпускников всех школ. Можно сделать вывод, что безработица среди специалистов библиотечно-информационного профиля станет очень серьезной проблемой, если не произойдет качественного развития библиотек (благодаря чему будут созданы новые рабочие места) и если конкуренция со стороны родственных специальностей на библиотечно-информационном рынке не ослабеет.

В то же время конкурентоспособность библиотечно-информа­ционного образования во многом зависит от состояния ИКТ и компетентности студентов и преподавателей в их использовании.

Уровень развития ИКТ в африканских странах, расположенных южнее Сахары, в большинстве случаев недостаточен. Ввиду гигантских диспропорций в социально-политическом и экономическом развитии этих стран перспективы использования ИКТ в обучении, преподавании и проведении исследований выглядят весьма проблематичными. Важность образования в области ИКТ признается во всех ШБИ, но в большинстве учебных планов это направление представлено слабо. Кроме того, серьезные проблемы создают такие факторы, как отсутствие ресурсов, места в учебных планах для дисциплин из области ИКТ и разумного баланса между теорией и практикой [6, c. 107-114].

 

Требования библиотечно-информационного рынка
к степени владения ИКТ

В 1997 г. проведено исследование [7], которое определяло степень соответствия компетентности библиотечно-информационных специалистов в области ИКТ требованиям рынка. Из числа выпускников ШБИ в Восточной и Южной Африке были произвольно отобраны 10 человек – у всех уровень компетентности оказался соответствующим требованиям библиотечно-информационного рынка Африки.

Перечень требований:

компьютерная грамотность, работа в Word, таблицы Excel, управление базами данных, поиск на CD-ROM, онлайновый поиск, электронные системы текущей информации, автоматическое индексирование и реферирование, оцифровка текста, библиотечные автоматизированные системы (Tinlib, URICA, др.), поисковые библиотечно-информационные системы (например Inmagic), настольные издательские технологии, электронные издания, передача данных по факсу, телекоммуникации, выбор компьютеров и программного обеспечения, управление подписными листами, создание и поддержка "домашних страниц", архивирование аудиовизуальных и электронных изданий.

Более поздние консультации в ряде ШБИ подтвердили, что выявленные уровни компетентности остались неизменными и для 2002 г.

 

Анализ состояния ИКТ в библиотечно-информационном образовании и управлении (по результатам анкетирования)

С целью изучения использования ИКТ в библиотечно-информационном образовании в странах Африки южнее Сахары в адрес руководителей ШБИ университетов, участвовавших в исследовании, были разосланы подробные анкеты. Как минимум одна анкета была послана в каждую из крупнейших школ, расположенных в таких странах, как Ботсвана, Гана, Кения, Нигерия, Намибия, ЮАР и Уганда. К сожалению, на 30.04.02 прислали ответы только 6 ШБИ: Университета Мои (УМ, Кения), Университета Макарере (УМАК, Уганда), Университета Транскей (УНИТРА, ЮАР), Университета Кейптауна (УК, ЮАР), Университета Зулулэнда (УЗ, ЮАР) и Университета Ботсваны (УБ, Ботсвана). Далее приведены ответы и размышления респондентов.

 

Общая информация

У большинства университетов, имеющих ШБИ, есть свои Интернет-сайты, которые можно найти с помощью таких поисковых систем, как Google (наиболее эффективный поиск), Altavista, Yahoo Hotmail, MSN и др. Однако собственные интерактивные Интернет-страницы ведут далеко не все ШБИ. Чаще дело ограничивается перечислением профессорско-преподавательского состава на общей странице университета; иногда приводятся названия отделений в структуре факультетов искусств, гуманитарных и общественных наук. К примеру, из 6 школ, приславших ответы на вопросы анкеты, собственные интерактивные страницы имеют только школы в университетах ЮАР. Что касается новых программ или специальностей, то в сравнении с ранее опубликованными данными [8] изменения невелики. УМ стал выдавать дипломы по управлению делопроизводством и архивами. УБ ввел самостоятельный диплом бакалавра библиотековедения и информатики, а также комбинированный диплом бакалавра информационных систем (специальность – управление информацией) и аспирантскую программу по библиотековедению и информатике с вручением диплома.

 

Размышления о компьютерной грамотности студентов, доступности Интернета и его использовании. (Существует ли доступ к электронной почте и Интернету? Есть ли проблемы в этой связи?)

В большинстве университетов ЮАР (например УК и УЗ) студентам предлагаются курсы компьютерной грамотности, однако они не являются обязательными. УБ предлагает своим студентам специальный курс компьютерной грамотности, который с удовольствием проходят студенты библиотечно-информационного профиля. По данным УМ все студенты этого университета обладают компьютерной грамотностью и хорошо умеют работать в Интернете.

Во многих университетах ЮАР (к примеру в УК) каждый зарегистрированный студент автоматически получает личный адрес электронной почты и доступ в Интернет для учебных целей. Похожая ситуация наблюдается в УБ. Студенты УМ также имеют неограниченный доступ к электронной почте и Интернету, благодаря чему повышается компьютерная грамотность. Однако полный доступ не означает, что у каждого студента есть адрес электронной почты. Студентам УЗ предоставляется доступ в Интернет в рамках конкретных дисциплин по рекомендации преподавателя. Перед началом семестра на счет студента переводится определенная сумма денег, которая предназначена исключительно для работы в Интернете. Если студент полностью выберет переведенную сумму, то при необходимости дальнейшего пользования Интернетом в течение семестра он производит доплату из собственных средств. УМ не предоставляет своим студентам доступ в Интернет, поэтому им приходится пользоваться услугами Интернет-кафе.

В университетах существуют разные варианты обеспечения доступа к компьютерным лабораториям. Там, где фонды децентрализованы, например в УБ, у каждого факультета есть своя учебная лаборатория. В других университетах в вопросе обеспечения доступа к компьютерным лабораториям предпочтение отдается централизованному подходу. Например, в УК и УЗ предпочтение отдается созданию крупных студенческих учебных центров, а не развитию факультетских лабораторий. Существуют различные комбинации из этих двух подходов, например в УЗ.

Общими проблемами являются высокая стоимость оборудования и его обслуживания, недостаток рабочих станций, квалифицированных кадров и денежных средств для их найма, нехватка площадей, недостаточная мощность каналов Интернета, обеспечение удаленного доступа к ресурсам, безопасность, а также использование соответствующих мощностей не для учебных целей.

 

Размышления о доступности ИКТ и их использовании сотрудниками. (У всех ли сотрудников есть компьютеры? Для каких целей они используют компьютеры?)

В разных странах и университетах этот вопрос решается по-разному. Например, у 6 из 8 преподавателей ШБИ УМАК в офисах имеются компьютеры. УМ предлагает всем преподавателям доступ к компьютерам, однако в офисе компьютер есть только у руководителей кафедр, а преподаватели пользуются специальной преподавательской компьютерной лабораторией.

В основном преподаватели используют компьютеры для следующих целей: работа в Word, электронная почта и поиск в Интернете, преподавание курсов из области ИКТ, изучение настольных издательских технологий (УМ), изучение мультимедиа (УМАК), проведение исследований, обработка результатов студенческих работ, поиск в библиотечных базах данных (особенно в ЮАР и Ботсване), доступ к онлайновым журналам, чтение новостей и развлечение. В некоторых ШБИ (например в УК) существует 5-летний срок замены оборудования и модификации программного обеспечения, если позволяют средства. Соответственно, политика УК требует использования только лицензионных программных продуктов, например MS-Word.

 

Размышления о программном обеспечении, применяемом в преподавании и обучении, в том числе о дистанционном обучении и презентациях, например webCT

Обычно существует набор "обязательных" программных продуктов, которые поставляются в комплекте при приобретении компьютера. Чаще всего в этот набор входят программные продукты для работы с Word, управления базами данных, бухгалтерии (например Excel) и коммуникации. Предполагается, что каждое отделение библиотековедения и информатики включает изучение этих продуктов в свои учебные планы.

 

Размышления о количестве и качестве преподавания ИКТ (количество и продолжительность курсов, соотношение теории и практики и т.д.)

Под качеством подразумеваются набор предметов в учебном плане и глубина изложения материала, степень интеграции ИКТ в учебные программы и курсы, уровень подготовки профессорско-преподавательского состава и студентов и уровень развития ИКТ. В зависимости от качества преподавания обучение ИКТ может носить весьма субъективный характер. Количественным показателем может служить отношение количества курсов в области ИКТ к общему количеству курсов в рамках программы. Но и в этом случае превалирует субъективность.

ИКТ является составной частью многих курсов. Все респонденты в один голос отметили, что использование электронных ресурсов должно стать неотъемлемой частью обучения. Однако ИКТ не воспринимается как "самостоятельная область деятельности". Например, УЗ сообщает, что в учебном плане вполне достаточно курсов из области ИКТ, что профессорско-преподавательскому составу необходимо регулярное повышение квалификации, что студенты приходят с недостаточным уровнем компьютерной грамотности и что количество необходимых ресурсов, имеющихся в наличии, соответствует нуждам учебного процесса.

В УНИТРА недостаточно времени отводится на практические занятия. В УМАК, по их мнению, качество и количество находятся на соответствующем уровне. УБ предлагает ряд практических курсов по ИКТ, что соответствует требованиям рынка труда в библиотечно-информационной сфере. В УМ, как ответили респонденты, достигнуто "соответствие между ИКТ и традиционными библиотечными курсами: у курсов в области ИКТ продолжительность теоретической и практической части одинакова".

Практически повсеместно наблюдается рост количества предлагаемых курсов в области ИКТ и качества их преподавания, в связи с чем возникает проблема их поддержки ресурсами.

 

Размышления о базах данных и хостах баз данных, доступных в режимах онлайн и оффлайн (количество, названия, платный или бесплатный доступ и т.д.)

По этому вопросу нет единства. Во-первых, необходим постоянный доступ в Интернет, чего большинство организаций в регионе пока не может себе позволить. Во-вторых весьма высока стоимость оборудования и телекоммуникационных сетей. Там, где финансирование является проблемой (например в УМ), базы данных на
CD-ROM и в режиме онлайн воспринимаются как нечто экзотическое.

Следует отметить, что возможность бесплатного доступа к онлайновым базам данных есть в любой стране, где имеется соответствующая инфраструктура. Большое количество бесплатных баз данных также доступно через поисковые системы Google u Altavista.

 

Размышления об уровне ИКТ-подготовки студентов к функционированию на рынке труда

Большинство ШБИ удовлетворены уровнем подготовки своих студентов в области ИКТ, однако они выражают озабоченность тем, что отношение к ИКТ со стороны студентов не всегда находится на должном уровне, что может создать им дополнительные трудности в будущем. Например, УМАК сообщает, что предлагаемый высокий уровень подготовки в области ИКТ не исключает наличия группы студентов, которые боятся пользоваться компьютером. УБ считает, что многие студенты придут на рабочие места, где нет ИКТ, что приведет к быстрой потере полученных знаний и навыков. УНИТРА считает уровень подготовки своих студентов вполне достаточным.

Все согласны с тем, что знания в области ИКТ требуют постоянного применения. УМ отмечает, что его выпускники хорошо подготовлены для работы с ИКТ, но требования рынка таковы, что для выполнения специфических работ все равно нужна регулярная переподготовка. Таким образом, в университете невозможно дать студентам образование и практическую подготовку в области ИКТ "на всю оставшуюся жизнь".

 

Предложения по изменениям и улучшению ситуации с ИКТ в обучении и преподавании

В анкете были даны двадцать предложений, направленных на улучшение текущей ситуации с ИКТ. В своих ответах респонденты сочли необходимым одобрить следующие:

  • уделить больше внимания веб-дизайну (УМАК);

  • вести преподавание с использованием реальной библиотечной автоматизированной системы или сделать акцент на создании и развитии информационных систем (УМАК);

  • освоить экспертные системы и системы управления базами данных (УМАК);

  • уделять больше внимания настольным издательским технологиям (УМАК);

  • обеспечить всем студентам доступ в Интернет (УМ);

  • повышать уровень ИКТ-грамотности сотрудников (УБ, УНИТРА, УМ);

  • обеспечить поддержку ресурсами (в том числе обеспечение доступа пользователей за пределами кампуса, обновление компьютеров) (УБ, УК);

  • интегрировать ИКТ в учебный процесс, в том числе в такие традиционные предметы, как каталогизация и классификация (все респонденты);

  • обеспечить доступ в Интернет для студентов и сотрудников (УМ).

 

Размышления об использовании ИКТ для проведения исследований

Есть ряд свидетельств участия студентов и аспирантов в исследовательских проектах в области ИКТ. Существуют частные программные продукты, предназначенные исключительно для проведения исследований. В ряде университетов возможен доступ к таким программам, как SPSS, Excel и MS-world. ИКТ активно используются для подготовки, обработки и представления научных результатов.

Решение проблемы доступа зависит от наличия ресурсов. Например, в УМ исследователи собственными силами организуют доступ в Интернет для получения научной информации, т.е. за свои деньги получают возможность доступа к онлайновым базам данных и электронным изданиям в Интернет-кафе.

 

Рассуждения о доступности ИКТ и об их использовании для управленческих и административных нужд

У сотрудников есть доступ к компьютерам (все респонденты).

Компьютеры объединены в сеть или интегрированную систему (УМАК, УК, УЗ, УБ).

Администрация пользуется принтерами на общих основаниях (УМАК).

У преподавателей есть собственная служба печати (УМАК).

Руководство отделения расположено отдельно, сотрудники не имеют возможности контролировать работу и влиять на нее (УМАК).

Все сотрудники и студенты подключены к сети EASLIS (УМАК).

Нет коллективного доступа к базам данных. В коллективном режиме доступны только файлы, программные продукты и принтеры (УМАК).

Не у всех есть современные компьютеры (все респонденты).

Компьютеры сотрудников соединены с мейнфрейм-компьютером и компьютерной сетью университета через SAP/R3 (во всем регионе).

Доступ к Интранет и подписным листам и их использование для коммуникации (УЗ и другие университеты региона).

Электронный доступ к базам данных общей и научной управленческой документации для руководящих работников (во всем регионе).

Доступ к библиотечным базам данных (все университеты региона).

 

Рассуждения о ресурсах (персонал, финансирование, компьютерная база, программные продукты, площади, повышение квалификации, политика в области ИКТ, уровень автоматизации библиотеки и т.д.)

ИКТ не всегда получают поддержку в виде квалифицированного персонала, достаточного финансирования, компьютеров, программных продуктов и площадей. В ряде случаев политика в области ИКТ оставляет желать лучшего. Например, ШБИ УМАК (Уганда) сообщает, что уровень персонала, компьютерной базы и программных продуктов не соответствует требованиям, в компьютерных лабораториях недостаточно площадей, в библиотеке компьютеров вообще нет, а политика в области ИКТ носит случайный характер.

Однако из УМ (Кения) получена такая информация:

  • в университете эффективная политика в области ИКТ, но ее положения нигде не опубликованы и не внедряются;

  • в университете достаточно площадей для ИКТ;

  • финансирования, выделяемого для поддержки систем ИКТ, не достаточно;

  • требуется замена или улучшение компьютерной базы и программных продуктов;

  • в библиотеке есть электронный каталог и ряд баз данных на CD-ROM, но базы не обновляются, их поисковые возможности невысоки. В библиотеке компьютеры старого поколения, которые не поддерживают современные технологии передачи информации, например передачу полных текстов. У библиотеки нет доступа в Интернет;

  • ввиду низкой заработной платы уровень персонала, работающего с ИКТ, невысок.

В ряде случаев связь регулируется информационными службами университетов, а библиотеки предоставляют достаточный набор услуг в области ИКТ (все университеты региона).

 

Высказывания сотрудников по поводу тенденций, направлений и проблем развития ИКТ в их университетах

"Мощности ИКТ можно увеличить при условии соответствующей политики" (проф. Деннис Очолла, УЗ).

"Хотя ИКТ являются важнейшим компонентом общества, их следует рассматривать как дополняющие, а не как заменяющие другие формы коммуникации и использования информации" (проф. Питер Андервуд, УК).

"Если университет намерен идти по пути электронного обучения, необходимо увеличить мощности для студентов и пропускную способность канала Интернет" (д-р Камотсо Моахи, УБ).

"В целом в УМ понимают тенденции развития ИКТ. Выработана соответствующая политика и стратегия. Однако высокая стоимость и нестабильное финансирование препятствуют эффективному использованию ИКТ" (Мабел Маджанджа и Джозеф Кипланг, УМ).

"Из-за увеличения количества компьютеров и студентов на политику в области ИКТ не остается времени. Имеется острая необходимость формирования политики в области ИКТ, наличия администратора ИКТ, увеличения площадей, компьютерного парка и программных продуктов. Мы надеемся, что эти меры улучшат качество преподавания курсов ИКТ в ШБИ" (д-р Роберт Икоджа-Одонго, УМ).

 

Заключение

Значение ИКТ для образования признается во всем мире, особенно в аспекте дистанционного обучения. Однако остается обширное поле для исследований в области применения ИКТ в библиотечно-информационном образовании. Это особенно характерно для Африки.

Основными причинами неэффективного использования ИКТ являются неразвитые ресурсы и инфраструктура, отсутствие площадей, недостаточное количество курсов соответствующего профиля в учебных планах, зачастую невысокий уровень компьютерной грамотности студентов, отсутствие инновационных методов обучения, несоответствие квалификации выпускников требованиям рынка труда после прохождения курсов ИКТ и дисбаланс между теорией и практикой.

Количество ШБИ в Африке растет, создаются новые школы, например в Танзании и Зимбабве. Наблюдается тенденция к усилению требований к грамотности и квалификации в области ИКТ как в ШБИ, так и на рынке труда. ШБИ предъявляют все больше требований к уровню грамотности в области ИКТ у приходящих на работу преподавателей (так происходит в УБ и в ШБИ университетов ЮАР). Отмечается, что курсы компьютерной грамотности предлагаются студентам в большинстве ШБИ. Сотрудники ШБИ пользуются компьютерами либо в своих офисах, либо в компьютерной лаборатории в школе.

Стандартный набор программных продуктов доступен в сетевом режиме. Эти продукты изучаются на начальных этапах курсов компьютерной грамотности, что закладывает хорошую основу для дальнейшего изучения ИКТ. Выражается общее мнение, что ИКТ должны стать неотъемлемой частью учебного процесса в ШБИ, и признается ошибочным мнение, что ИКТ должны развиваться как самостоятельная область деятельности.

Доступ к базам данных в режимах онлайн и оффлайн зависит от развития и поддержки инфраструктуры и ресурсов как внутри университета, так и за его пределами. Большинство ШБИ довольны уровнем подготовки своих студентов в области ИКТ. Однако при этом признается необходимость постоянной практики и повышения квалификации после выпуска. Предлагается увеличить использование ИКТ в проведении исследований и управлении академической деятельностью. Предлагается также дальнейшее развитие использования сетевых технологий и Интранета.

В заключение следует отметить, что развитие и использование ИКТ в ШБИ университетов стран Африки, расположенных южнее Сахары, зависит от уровня технологического развития отдельных стран. От этого, в свою очередь, зависят возможности университетов и ШБИ использовать ИКТ в учебном процессе и обеспечивать доступ к ним.

 

Список литературы

  1. Darkwa O. & Mazibuko F. Virtual Learning Communities in Africa: Challenges and Prospects. FirstMonday. 2000. Vol. 5, N 5
    (URL: http://firstmondayo.org/issues5 5/darkwa/index.html Accessed on 4/28/02).

  2. Chisenga J. CABECA Project in Lesotho: a Critical Review. FID-Bulletin. 1996. 46(6). P. 207-211.

  3. Alemna A.A. The Impact of New Information Technology in Africa. Information Development. 1999. 15(3). P. 167-170.

  4. Ocholla D.N. Curriculum Response to a Changing National and International Information Environment: Theoretical and Methodological Paradigms on Review and Revision. Education for Information. 2001. Vol. 19, N 2.

  5. Aina L.O. Education and Training for Information Technology in Africa. Inspel. 1993. 27. P. 242-250.

  6. Kloppers M. (1996). Information Technologies Education in LIS Departments in South Africa. Rand Afrikaans University, Auckland park – South Africa (M. Inf. Dissertation-unpublished).

  7. Ocholla D.N. The Responsiveness of Library and Information Departments in Developing Competencies in Application of New Technologies for Library and Information Services in Southern and Eastern Africa. A paper presented at IFLA Council and General Conference. Copenhagen, Denmark. August 1997 (code number of paper 151-Africa-4E).

  8. Ocholla D.N. Training for Library and Information Studies: a comparative overview of LIS education in Africa. Education for Information. 2000. Vol. 18. P. 33-52.

* * *

Автор выражает благодарность Исследовательскому комитету Университета Зулулэнда за частичное финансирование его участия в конференции и обработку предварительных результатов исследования. Автор также выражает благодарность респондентам, ответы которых содержали важную информацию: д-ру Камотсо Моахи и Стивену Мутула (УБ), проф. Питеру Андервуду (УК), Мабелу Маджанджа и Джозефу Киплангу (УМ), д-ру Роберту Икоджа-Одонго (УМАК) и другим коллегам.

Перевод В.В. Зверевича,
ГПНТБ России

  
На главную