Научные и технические библиотеки №2 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Современные проблемы разработки и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем: системный подход и оценка программного окружения

Бродовский А.И. Система автоматизации библиотек ИРБИС: от третьего поколения к четвертому

Ступкин В.В. ИРБИС в библиотечных системах стран СНГ: типологический анализ и статистика

Мазов Н.А., Жижимов О.Л., Скибин С.В. Опыт построения распределенных информационных систем на основе протокола Z39.50

Грибов В.Т., Левова Л.В., Ефремов С.В., Трифонова Е.В. Автоматизированная информационно-библиотечная система "MARC-SQL": использование в библиотеках учреждений культуры, науки, образования

Сегберт М., Хохлов А.Ю., Вислый А.И., Рубина С.С. Новые электронные услуги для читателей Российской государственной библиотеки: проект РГБ – Фонд Эндрю У. Меллона

Шелюто О.Н., Скворцов В.В. Технологические аспекты внедрения автоматизированной системы в РНБ


Секция 3. Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках

Гончаров М.В. Особенности библиотечных Интернет-комплексов

Федоров Б.Ф., Фридман В.П. Развитие технической базы Интернет-комплекса ГПНТБ России в рамках проектов Федеральной целевой программы "Электронная Россия"

Баженов С.Р., Баженов И.С., Федотов В.Б. Совершенствование веб-ориентированной системы управления базами данных CDS/ISIS

Нежурбеда Г.Г. Создание архивов Интернет-документов как новая задача национальных библиотек


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Адамьянц А.О. Новый взгляд на современные возможности обучения будущих библиотекарей: новые образовательные технологии кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ

Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: концептуальные основы

Пилко И.С. Технологизация как тенденция развития библиотечного образования

Арзуханов А.С. Организация работы Учебно-методического центра ГПНТБ России

Очолла Деннис Н. Информационно-коммуникационные технологии в школах библиотековедения и информатики некоторых стран Африки


Секция 7. Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем

Зайцева Е.М. Универсальная десятичная классификация применительно к книжному делу: разработки и результаты практического использования


ИФЛА–2002

Эшкрофт Л. Цифровой разрыв и электронные технологии

Хаанк Д. Будущее электронных публикаций


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Моргенштерн И.Г. Документ: информация и/или носитель?

Столяров Ю.Н. Документ: и информация, и носитель


ИФЛА – 2002

 

От редакции. На 68-й Генеральной конференции ИФЛА (репортаж опубликован в № 1) состоялось несколько специальных мероприятий, приглашения на которые и их предварительные программы заранее рассылались ведущим специалистам в библиотечно-информационной и издательской сферах деятельности. В некоторых из этих мероприятий принял участие главный редактор сборника, директор ГПНТБ России А.И. Земсков. Он отобрал и перевел (по договоренности с авторами) наиболее интересные выступления зарубежных коллег.

Первая публикация – лекция Линды Эшкрофт (Школа бизнеса в Ливерпуле, компания Эмеральд) на семинаре, организованном солидной информационной компанией Эмеральд (Emerald). Ранее мы уже публиковали выступление Л. Эшкрофт, посвященное специфике работы с полнотекстовыми электронными журналами, на подобном семинаре в рамках 65-й Генеральной конференции ИФЛА (2000, № 5).

В этот раз нам пришлось работать не с полным текстом выступления, а с распечаткой иллюстративных материалов (Power Point), которыми г-жа Эшкрофт сопровождала свою лекцию. Именно поэтому данная публикация выглядит как тезисы доклада (за что мы просим читателей простить нас великодушно). Однако тема выступления, безусловно, достойна внимания, в том числе и ввиду особенностей нашего национального проекта "Электронная Россия" в рамках соответствующей федеральной программы.

Для некоторых новых терминов мы даем помимо предлагаемого нами русского варианта и оригинальную английскую терминологию.

В оригинальном названии доклада – The digital devide and electronic environment – последнее слово – environment (а могло бы быть почти равнозначное ему слово media), аналогов которому в русском языке пока нет, и мы используем слово технология, что, пожалуй, является техническим жаргоном.

 

УДК 004

Эшкрофт Л.

Цифровой разрыв и электронные технологии

Социальная отчужденность (social exclusion)

Развитие информационных технологий обострило ощущение собственной неполноценности у тех, кто не имеет возможности воспользоваться преимуществами, обусловленными обилием доступной информации. Неполноценность ощущают и те, кто не сумел приспособиться к быстрому ходу прогресса информационных технологий, и те, кто не имеет доступа к информации; все они чувствуют себя социально отчужденными отстающими от общего течения жизни.

 

Цифровой разрыв (digital divide)

Термин цифровой разрыв используется для обозначения поляризации, расслоения между теми, кто умеет и может пользоваться информационными технологиями (таких людей называют информационно богатыми), и теми, кто не имеет представления о достижениях информационных технологий или возможности получить быстрый и удобный доступ к современным средствам информации (их называют информационно бедными).

Следует обратить внимание на два аспекта цифрового разрыва. Это может быть разрыв внутри одной страны между определенными группами граждан или разрыв в уровне телекоммуникационно-информационного обеспечения граждан разных стран (разрыв на международном уровне).

 

Публичные библиотеки

Нужно отметить, что публичные библиотеки по сравнению с любыми другими культурно-социальными учреждениями и организациями самым лучшим образом подготовлены и приспособлены к борьбе с социальным расслоением и с социальной отчужденностью. Эти библиотеки, без сомнения, могут поставлять информацию в самую гущу народа естественным и логичным путем.

Публичные библиотеки отлично приспособлены и для борьбы с социальной отчужденностью. Они в состоянии сделать социальное вовлечение граждан одной из основных задач своей деятельности, в том числе и путем сознательного, активного подхода к обеспечению информационными услугами тех групп населения, которые принято считать социально обделенными.

У публичных библиотек громадные резервы для расширения круга клиентов. В Великобритании, например, это те 40% населения, которые пока не посещают публичные библиотеки. (По данным национальной статистики 60% жителей Великобритании являются читателями публичных библиотек. – Ред.)

 

Местные и национальные аспекты

На местном уровне проблемы социальной отчужденности, или отстраненности должны решаться с учетом того, что различные социальные группы могут иметь неодинаковые потребности в информации. Эту работу нельзя игнорировать, ее следует рассматривать в качестве одного из наиболее приоритетных направлений деятельности публичной библиотеки; именно через систему публичных библиотек должно происходить распространение необходимых для граждан данных и информации.

На общенациональном уровне распределение информационных ресурсов в Великобритании имеет очень хорошие шансы в связи с принятием правительством национальной программы "Народная сеть" (People's Network): для всех граждан предусмотрена возможность участия в непрерывном процессе обучения, повышения квалификации и переподготовки; для реализации этой программной установки предполагается, в частности, подключить все публичные библиотеки к Интернету.

Что касается международного аспекта этих проблем, то можно назвать целый ряд стран (например Бразилию, Сьерра-Леоне, Южно-Африканскую Республику, Намибию и др.), в которых правительственными документами закреплена особая роль публичных библиотек в укреплении демократии на основе доведения информации до всех граждан и всех социальных групп.

 

Инфраструктура информационных технологий

На международном уровне информационно богатые страны, имеющие хорошо разработанные программы формирования национальных инфраструктур, постоянно увеличивают свой отрыв от информационно бедных стран. Но даже в преуспевающих странах приходится принимать специальные меры по устранению цифровых разрывов между различными группами населения. Например, в рамках деятельности Фонда Мелинды и Билла Гейтс предусмотрено развитие Интернет-доступа для самых удаленных и оторванных от общей социальной жизни сообществ. Так, Канадская программа партнерства планирует улучшить информационную поддержку населения, живущего севернее 60-й параллели (за Полярным кругом); на финансирование соответствующих библиотек выделено целевым образом 18,2 млн долларов. Столь же дифференцированно планируется помогать библиотекам, работающим со специальными группами населения, например с аборигенами или представителями коренных племен и народностей.

Интересные программы общенациональной поддержки публичных библиотек, переподготовки персонала, закупки компьютеров осуществляются Фондом Мелинды и Билла Гейтс в Бразилии, Чили, других странах.

 

Электронная доставка документов (ЭДД)

ЭДД может оказаться существенным фактором в разрешении проблем отстраненности или отчужденности для определенных слоев населения, поскольку эта технология обеспечивает легкий и быстрый доступ к информации для любых категорий граждан.

Нужно особо отметить важность доступа к библиографическим базам данных, поскольку  это очень удобный и недорогой способ ознакомления с колоссальным объемом информации по содержанию журнальных статей. Данная технология облегчает решение проблемы обеспечения удаленного пользователя необходимой и свежей информацией. В сочетании с ЭДД можно будет не только разнообразить средства доставки, но и увеличить потенциальное количество пользователей.

 

Электронные журналы

Сейчас в мире выпускаются 11 645 наименований электронных журналов. Можно с уверенностью сказать, что электронная литература обладает значительным потенциалом в обеспечении быстрого и технологически несложного механизма распространения информации на очень широкую аудиторию при относительно небольших расходах. Тем самым можно рассчитывать на позитивную роль этой технологии в подавлении социальной отчужденности.

 

Свободный доступ

Преимущества свободного, или открытого доступа проявляются в наработке навыков компьютерной и информационной грамотности местным сообществом, в обеспечении доступа к материалам по повышению образовательного уровня и защите здоровья, в пополнении информации, связанной с поиском работы.

В настоящее время к некоторым электронным журналам предоставляется свободный (бесплатный) доступ. Например, Британский медицинский журнал (British Medical Journal) доступен через Интернет бесплатно; журнал "Клетки растений" (Plant Cell) доступен бесплатно для специалистов по биологии; высококачественный, с научным рецензированием статей журнал "Исследования в информации" (Information Research) специально создан для свободного обмена данными о результатах научных исследований в области информатики и смежных наук, выполненных во всем мире.

ИФЛА совместно с представителями Международной ассоциации издателей (ИПА) сформировала рабочие группы для обсуждения таких проблем, как свобода публикаций, свободный доступ к информации, предоставление обязательных или добровольных депозитарных экземпляров публикаций, архивация и т.д.

 

Партнерство в консорциумах

Партнерство в консорциумах стало общепринятой практикой в США и набирает силу в Великобритании. Данный метод значительно расширяет финансовые возможности библиотек-участниц и дает им шанс выйти за привычные границы комплектования, использовать самые разнообразные ресурсы.

Консорциумы становятся на ноги и в других странах; например, в Индии создан Открытый консорциум, объединяющий Институт управления и индийские технологические институты.

Развивается и взаимодействие между консорциумами: на международном уровне организуются конференции, встречи, дискуссии.

 

Готовность издателей к партнерству

Готовность издателей к партнерству проявляется в разнообразных формах. Это, к примеру, снабжение библиотекарей статистическими данными, касающимися активности спроса и пользования электронными изданиями, создание иллюстративных материалов для обучения пользователей, выпуск печатных и электронных руководств, поддержка служб оповещения о выпуске новых продуктов, организация бесплатных испытаний информационных продуктов и т.п.

  
На главную