Секция 2.
Автоматизированные библиотечные системы и технологии
Маршак Б.И.
Современные проблемы разработки и
внедрения автоматизированных библиотечно-информационных
систем: системный подход и оценка программного
окружения
Бродовский
А.И. Система автоматизации библиотек
ИРБИС: от третьего поколения к четвертому
Ступкин В.В. ИРБИС
в библиотечных системах стран СНГ: типологический анализ и статистика
Секция 3.
Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках
Гончаров М.В.
Особенности библиотечных Интернет-комплексов
Федоров Б.Ф.,
Фридман В.П. Развитие технической базы Интернет-комплекса ГПНТБ России в рамках
проектов Федеральной целевой программы "Электронная
Россия"
Нежурбеда Г.Г.
Создание архивов Интернет-документов как новая задача национальных библиотек
Секция 6.
Библиотечные кадры, профессия и
образование
Адамьянц А.О.
Новый взгляд на современные возможности обучения будущих библиотекарей: новые
образовательные технологии кафедры информационных
технологий и электронных библиотек МГУКИ
Кузнецова Т.Я.
Дополнительное профессиональное
библиотечное образование: концептуальные основы
Пилко И.С.
Технологизация как тенденция развития
библиотечного образования
Арзуханов А.С.
Организация работы Учебно-методического
центра ГПНТБ России
Очолла
Деннис Н.Информационно-коммуникационные
технологии в школах библиотековедения и
информатики некоторых стран Африки
Секция 7.
Информационно-лингвистическое обеспечение
библиотечно-информационных систем
Зайцева Е.М.
Универсальная десятичная классификация применительно к книжному делу: разработки и
результаты практического использования
ИФЛА–2002
Эшкрофт Л.
Цифровой разрыв и электронные технологии
Наше время
можно назвать эпохой расцвета
документоведения. Потоком выходят учебные
пособия и статьи по этой дисциплине (аналитический
обзор их занял бы несколько томов); многие
десятки вузов ведут подготовку кадров по
специальности "Документоведение и
документационное обеспечение управления";
понятие документ стало центральным не только
в документоведении, но и в архивоведении,
библиотековедении, библиографоведении,
кибернетике и других дисциплинах. Казалось
бы, можно прийти к единому его толкованию.
И действительно, во многих
источниках воспроизводятся несущественно
отличающиеся варианты одной трактовки
документа: "материальный объект,
содержащий информацию в закрепленном виде"
[1, c. 44]; "определение документа как
любого материального носителя с
закрепленной информацией на любом языке и
любым способом" [2,
c. 7], "материальный носитель природного
или искусственного происхождения, в
структуру которого целенаправленно
внесены изменения, отображающие смысл
информации" [3, c.
26], "стабильный вещественный объект,
предназначенный для использования в
социальной смысловой коммуникации в
качестве завершенного сообщения" [4, c. 82], "материальный объект с
зафиксированной на нем информацией" [5,
c. 37], "материальный носитель, на котором
закреплена некоторая система знаков,
которую человек способен воспринять как
информацию" [6, c. 69] и т.п. Определение документа как
материального объекта с информацией
признает "наиболее приемлемым" и автор
современного учебника [7,
c. 20-21].
Выработаны и нормативные
дефиниции документа. Согласно им документ
– это "материальный объект с информацией,
закрепленной созданным человеком способом"
(ГОСТ 16487-83 "Делопроизводство и архивное
дело"), "материальный объект с
зафиксированной на нем информацией" (федеральные
законы 1994 г. "О библиотечном деле" и "Об
обязательном экземпляре документов").
Позднее появились другие
определения. Г.Н. Швецова-Водка считала "наиболее
употребительным в документационно-информационной
науке" значение Документа IV – "любая
запись информации" [8,
c. 21]. Федеральный закон "Об информации,
информатизации и защите информации" 1995 г.,
федеральный закон "Об участии в
международном информационном обмене" 1996
г., ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и
архивное дело" исходят из общего
определения документа: "зафиксированная
на материальном носителе информация".
Изменил формулировку дефиниции Г.Г.
Воробьев: "любая семантическая
информация, выраженная на любом языке и
зафиксированная любым способом и на любом
материальном носителе" [9, c.5].
Две трактовки документа
объединяет положение об интеграции в
документе информации и материального
носителя. Проблема состоит в том, чему
отдать приоритет: информации или ее
носителю? Это вовсе не схоластический
вопрос; аналогия с дилеммой "что было
раньше – курица или яйцо?" неуместна. По
правилу математики, как известно, от
перестановки слагаемых сумма не изменяется,
но в коммуникации от перестановки слов
меняются смысловое ударение, оценки
составляющих. Иными словами, вопрос в том,
что важнее в документе: его содержание или
средство закрепления информации?
Рискну
высказать предположение, что на ответ
психологически влияет реальный статус
документа в конкретной области
информационно-коммуникационной
деятельности и соответствующее понимание
его в адекватной научной/учебной
дисциплине. В делопроизводстве, архивах и
библиотеках документ предстает главным
образом в физической форме материального
целостного объекта, единицы комплектования,
хранения и обслуживания. При этом для
системы делопроизводства исключительно
важна стандартность документа, наличие в
нем реквизитов, позволяющих его
идентифицировать. А в кибернетике,
информационном пространстве, отчасти
библиографии документ все больше
становится идеальным объектом манипуляций
с ним.
Идет нарастающий процесс
перевода документов в "машиночитаемую"
форму, фиксации их на материальных, но
совершенно обезличенных электронных
носителях. В едином глобальном
информационном пространстве понятие носитель
вообще утрачивает какой-либо
индивидуализирующий смысл.
В дефинициях понятия/термина документ слово носитель
по смыслу применяется в ограниченном
значении "то, что заключает, несет в себе
что-н.", а не в значении "устройство,
несущее, перемещающее что-н." [10,
c. 422]. С этой точки зрения выделение Ю.Н.
Столяровым "энергетического
документного ресурса", в котором
информация передается и фиксируется
посредством радио- или световых волн,
представляется дискуссионным [11, c. 36]. Средство транспортировки
информации ее не фиксирует. В противном
случае "носителями информации"
выступают телеграфный (телефонный) провод,
сумка почтальона и т.п.
Как справедливо отмечает С.Г.
Кулешов, доминантой документа является
информация [12, c. 60]. В
электронной среде самостоятельность
вещной составляющей документа исчезает, он
мгновенно переходит с одного носителя на
другой или другие. Вопреки мнению Г.Н.
Швецовой-Водки отделить документ от его
материального носителя можно не только в
"теоретическом представлении" [13,
c. 42], но и реально. Иное дело, что в любом
варианте существования он обязательно
должен быть вещественно закреплен на каком-либо
материальном носителе.
Теряя в электронной среде
материальную индивидуальность, реальный
документ вместе с тем остается дискретным
явлением, сохраняет в любом варианте бытия
свою самостоятельность.
Хотя бы одним признаком (смыслом, стилем,
формой, авторством, временем создания,
материальным носителем и т.д.) он должен
отличаться от других документов. Любому
документу и/или его варианту присуща
неизменность содержания и знаковой формы.
При этом документом может быть целостное
законченное повествование (произведение), в
современном книжном деле представляющее
собою моноиздание; целостное, объединенное
общностью содержания, назначения и другими
признаками собрание произведений и/или их
фрагментов (полииздание); обладающий
смысловой самостоятельностью фрагмент
произведения в составе полииздания.
Видимое противоречие между
абстрактной формой характеристики
сущности документа (семантическая
информация), когда понятие документ
утрачивает вещную определенность, и
дискретностью его реального существования
снимается точным выбором того объекта,
частью которого документ выступает. На мой
взгляд, таким общим понятием в родовидовых
конструкциях является информационный
объект.
Примерно с середины XIX в. в
библиографии равноправными объектами
информационных процессов наряду с
целостными документами и их вариантами
являются любые их фрагменты. Эти фрагменты
могут иметь самостоятельное оформление (например,
в хрестоматиях, сборниках афоризмов, цитат
и других подобных полиизданиях). Но для
библиографии это несущественно. Более того,
библиограф, ориентирующийся на потребности
науки, будет игнорировать подобные издания,
поскольку в них отсутствует контекст и, как
правило, не указываются первоисточники.
Если для
архивиста и библиотекаря документ
выступает главным образом в физической
форме целостного носителя*,
самостоятельного моно– или полииздания, то
для библиографа объектом
может быть любой сколь угодно малый, вплоть
до отдельных знаков, выделенный им фрагмент текста (цитата и т.п.).
Разумеется, и библиотекарю в процессе
обслуживания целесообразно обращаться к
фрагментам изданий, но в таком случае он
действует и как библиограф.
Для обозначения любого вида
объектов библиографических процессов в
качестве обобщающего Н.А. Сляднева
предложила понятие объект
библиографического отражения (ОБО) [14,
c. 18-32]. Документ всегда является ОБО, притом
главным, но ОБО не всегда является
документом, хотя всецело связан с ним.
Наглядно эта связь проступает в
библиографической записи. Н.А. Сляднева
неоправданно расширила объем понятия ОБО,
включив в него также нефиксированную мысль,
но само понятие, на мой взгляд, правомерно.
Разумеется, вышесказанное не
означает отрицания традиционной
материальной формы документа, безразличия
к его материальному носителю. Традиционные
книги, документы на бумаге, фотопленке и
других носителях сохраняют и реставрируют,
производят, распространяют, потребляют в
силу естественной потребности в них.
Прогнозы относительно их исчезновения
оказались большей частью несостоятельными.
Таким образом, можно сделать
вывод, что документ –
это материально и знаково зафиксированный
самостоятельный информационный объект.
Онтологическую (реальную) природу
документов отражают их классификации,
предлагаемые в статье Г.Н. Швецовой-Водки [8],
учебных пособиях Н.Н. Кушнаренко [7],
Ю.Н. Столярова [11] и
других авторов.
Список литературы
Терминологический
словник по теории и практике научной
информации / ВИНИТИ. М., 1964. 173 с.
Воробьев Г.Г.
Документ: информационный анализ. М.: Наука,
1973. 255 с.
Зиновьева Н.Б.
Информационная культура личности: Введение
в курс: Учеб. пособие. Краснодар, 1996. 319 с.
Соколов А.В.
Введение в теорию социальной коммуникации:
Учеб. пособие. СПб., 1996. 319 с.
Библиотечное
дело: Терминол. словарь. М., 1997. 167 с.
Столяров Ю.Н.
Сущность информации. М., 2000. 107 с.
Кушнаренко Н.Н.
Документоведение: Учеб. 2-е изд., перераб. и
доп. Киев: Знання, 2000. 459 с.
Швецова-Водка
Г.Н. Книга и документ: соотношение понятий
// Книга. Исслед. и материалы. 1994. Вып. 68. С. 19-37.
Воробьев Г.Г.
Кибернетика: полувековые итоги // НТИ. Сер. 1.
1997. № 3. С. 1-11.
Ожегов С.И.,
Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского
языка. 4-е изд., доп. М., 1999. 941 с.
Столяров Ю.Н.
Документный ресурс: Учеб. пособие. М.:
Либерея, 2001. 149 с.
Кулешов С.Г.
Документознавство: iсторiя. Теоретичнi
основи. Киiв, 2000. 162 с.
Швецова-Водка
Г.Н. Документ и информация в свете теории
коммуникации // Библиография. 1997. № 4. С. 39-48.
Сляднева Н.А.
Библиография в системе Универсума
человеческой деятельности: опыт системно-деятельностного
анализа. М., 1993. 226 с.
*
Обязательно с
зафиксированной на нем информацией. С
этой точки зрения перечисление Н.Н.
Кушнаренко среди разновидностей
документа (рукопись, книга, журнал...)
магнитной ленты, магнитного и
оптического диска [7, c. 24] нелогично. Лента и диск могут быть
чистыми.