Научные и технические библиотеки №2 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Секция 2. Автоматизированные библиотечные системы и технологии

Маршак Б.И. Современные проблемы разработки и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем: системный подход и оценка программного окружения

Бродовский А.И. Система автоматизации библиотек ИРБИС: от третьего поколения к четвертому

Ступкин В.В. ИРБИС в библиотечных системах стран СНГ: типологический анализ и статистика

Мазов Н.А., Жижимов О.Л., Скибин С.В. Опыт построения распределенных информационных систем на основе протокола Z39.50

Грибов В.Т., Левова Л.В., Ефремов С.В., Трифонова Е.В. Автоматизированная информационно-библиотечная система "MARC-SQL": использование в библиотеках учреждений культуры, науки, образования

Сегберт М., Хохлов А.Ю., Вислый А.И., Рубина С.С. Новые электронные услуги для читателей Российской государственной библиотеки: проект РГБ – Фонд Эндрю У. Меллона

Шелюто О.Н., Скворцов В.В. Технологические аспекты внедрения автоматизированной системы в РНБ


Секция 3. Сетевые технологии, мультимедиа и Интернет в библиотеках

Гончаров М.В. Особенности библиотечных Интернет-комплексов

Федоров Б.Ф., Фридман В.П. Развитие технической базы Интернет-комплекса ГПНТБ России в рамках проектов Федеральной целевой программы "Электронная Россия"

Баженов С.Р., Баженов И.С., Федотов В.Б. Совершенствование веб-ориентированной системы управления базами данных CDS/ISIS

Нежурбеда Г.Г. Создание архивов Интернет-документов как новая задача национальных библиотек


Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование

Адамьянц А.О. Новый взгляд на современные возможности обучения будущих библиотекарей: новые образовательные технологии кафедры информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ

Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: концептуальные основы

Пилко И.С. Технологизация как тенденция развития библиотечного образования

Арзуханов А.С. Организация работы Учебно-методического центра ГПНТБ России

Очолла Деннис Н. Информационно-коммуникационные технологии в школах библиотековедения и информатики некоторых стран Африки


Секция 7. Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем

Зайцева Е.М. Универсальная десятичная классификация применительно к книжному делу: разработки и результаты практического использования


ИФЛА–2002

Эшкрофт Л. Цифровой разрыв и электронные технологии

Хаанк Д. Будущее электронных публикаций


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ТЕРМИН"

Моргенштерн И.Г. Документ: информация и/или носитель?

Столяров Ю.Н. Документ: и информация, и носитель


Шелюто О.Н., Скворцов В.В.
Российская национальная библиотека,
С.-Петербург

Технологические аспекты внедрения
автоматизированной системы в РНБ

С момента появления интегрированных библиотечных систем в России нам постоянно приходится отвечать на вопросы (в том числе и самим себе): почему бы не внедрить одну из них в нашей библиотеке или почему бы вам у себя не внедрить такую-то автоматизированную библиотечную систему?

Ответ, как правило, дается на интуитивном уровне и звучит примерно так: "Этого нельзя сделать в силу специфики нашей библиотеки". При этом специфика не раскрывается.

Попытаемся раскрыть смысл этой загадочной фразы и показать, как мы решаем эту задачу в РНБ.

 

Предпосылки

Если говорить о двух технологиях – традиционной и автоматизированной – как о двух крайних случаях, важно отметить, что это совершенно разные технологии, хотя и выполняют в сущности одни и те же задачи. Это различие закреплено не просто в организационных решениях, сопроводительной и отчетной документации, но и в самой структуре подразделений, участвующих в технологических процессах. Даже поверхностный анализ показывает, что совершить переход из прошлого в будущее за один шаг нельзя. Отсюда два очевидных принципа, положенных в основу внедрения автоматизированной технологии в РНБ.

Первый – поэтапное изменение технологии на базе постепенного внедрения автоматизированной системы. Другими словами, необходимо построить несколько промежуточных технологических процессов, каждый из которых является очередным приближением к идеальной автоматизированной схеме. Как показывает практика, даже такой подход не делает процесс внедрения автоматизированной системы абсолютно безболезненным, но это единственный способ, позволяющий не разрушить полностью производственный цикл.

Второй принцип – настройки автоматизированной системы должны позволять ей работать в каждой из промежуточных технологий. И это весьма существенное требование к внедряемой системе, но оно часто недооценивается.

Что такое технологический процесс с точки зрения постановки задачи? Это движение неких объектов по заданной структуре с целью последовательной их обработки.

Для библиотеки такими объектами являются библиографическая запись, экземпляр документа, заказ комплектования, заявка читателя, заявка фондов комплектованию, сопроводительные документы (которых в крупной библиотеке целая россыпь), документы отчетности (о них можно сказать то же самое), инвентарь фондов, различные акты – и это неполный перечень. Образно говоря, масса документов в бумажной и в электронной форме движется по извилистой сети заранее проложенных путей, определяемых организационной структурой библиотеки.

При переходе от традиционной к автоматизированной технологии должны изменяться и сами объекты, причем не только их форма и содержание. Какие-то из них исчезают, появляются новые, которые могут действовать постоянно либо в течение какого-то промежуточного периода. И все это связано с изменяющейся организационной структурой и с изменяющимся характером работ структурных единиц.

Как правило, в существующих автоматизированных системах технологическая схема представляется либо тремя АРМ: комплектатора, каталогизатора (иногда систематизатора), фондов и обслуживания – что совершенно неприемлемо для крупной библиотеки в силу разного характера работ сотрудников даже одного подразделения, либо тремя модулями с теми же названиями (или четырьмя модулями, если считать контроль сериальных изданий), что подразумевает существование нескольких АРМ в одном модуле и гибкую настройку рабочих листов и выходных форм, т.е. возможность создания новых АРМ в рамках модуля. (Мы сознательно оставляем вне рассмотрения модуль ОРАС, наименее связанный с технологическим процессом.)

Чего же не хватает крупным библиотекам в этом случае? Почему, например, не внедрить в РНБ одну из универсальных автоматизированных систем, предлагаемых на отечественном или зарубежном рынке?

Мы бы выделили здесь две основные причины, хотя их может быть и больше.

Первая и очевидная причина заключается в многообразии того, что выше мы назвали объектами и в сложности их обработки, что как правило не полностью учитывается разработчиками универсальных систем. Поэтому требования пользователей сплошь и рядом выходят за рамки настроек модулей и требуют специальной доработки систем. Как показывает практика, на этом обычно и заканчивается внедрение зарубежных систем в наших крупных библиотеках.

Теперь давайте вспомним о том, что процесс внедрения автоматизированной системы, например в РНБ, мы договорились осуществлять последовательно, небольшими шажками. А это значит, что требования, выдвигаемые пользователями, при всем их многообразии еще и постоянно меняются. Это может нанести моральную травму любому производителю.

Вторая причина более существенна – это организация технологического процесса как такового.

Дело в том, что путь ряда основных объектов должен быть определен на каком-то этапе обработки и должен контролироваться системой. Например, разные экземпляры одного и того же издания направляются в разные фонды и идут туда различными путями: одни из отдела комплектования идут прямо в фонд, другие через отдел обработки; одни попадают по пути на выставку новых поступлений, другие – нет. Пути экземпляров различны не только между отделами, но и внутри отделов. Последовательность их движения должна контролироваться системой в каждом узле сети, по которой они движутся внутри отделов и между ними.

А теперь давайте представим, что мы постепенно меняем технологию, т.е. меняем пути, структуру и даже сами объекты, причем делаем это не один раз. Система, которую мы при этом внедряем, должна обеспечивать задание пути движения, его контроль, а также контроль информационного состояния объектов на любой стадии проводимых изменений. Какая из известных систем удовлетворяет этим требованиям?

 

Постановка задачи

Прежде всего отметим, что определение технологии (назовем ее общей технологией) с точки зрения постановки задачи приобретает следующий вид: общая технология – это движение абстрактных объектов по абстрактной структуре с целью последовательной их обработки.

Это определение позволяет разложить задачу на три составляющие:

  1. Мы должны определить объекты таким образом, чтобы удовлетворить любым мыслимым фантазиям (что просто) и чтобы это было практически осуществимо (что сложнее).

  2. Мы должны уметь задавать движение этого объекта по любой структуре, независимо от того, как выглядит сама эта структура.

  3. Мы должны уметь задавать структуру в любой момент времени, не нарушая общего технологического процесса, т.е. не нарушая движения по ней наших объектов.

 

Задача 1. Определение объекта

Мы определяем объект следующими параметрами:

1. Атрибуты объекта. Атрибуты объекта – это его информационное наполнение. Для задания атрибутов объекта определяется список полей, отвечающих как за описание самого объекта, так и за его содержание. Например, для объекта библиографическая запись таким списком является библиографический формат RUSMARC; для объекта авторитетная запись – формат RUSMARC для авторитетных записей; для объекта экземпляр – поля, отвечающие за описание экземпляра, и т.д.

2. Связи объекта. Большинство объектов могут существовать не сами по себе, а только в связи с другими объектами. Например, объекты экземпляр издания и заявка читателя могут существовать только в связи с другим объектом – библиографическая запись. Объекты счет, акт, внутренняя путевка, как правило, связаны с множеством объектов экземпляр и т.д.

3. Технологические параметры. Ряд параметров является общим для всех объектов и служит для установления их характеристик и организации их движения. Здесь мы выделяем следующие параметры:

3.1. Тип объекта. Например, объект заказ комплектования имеет в РНБ следующие типы: разовый заказ, продолжающийся заказ, подписка, членство в организациях.

Таким образом, тип объекта – это постоянный параметр, позволяющий группировать объекты в соответствии с определенным принципом. В рассматриваемом случае – по функциональному принципу, поскольку разный тип заказа подразумевает различный порядок работы с ним.

Объект экземпляр может типизироваться, например, по источнику поступления: обязательный экземпляр, покупной экземпляр, экземпляр обмена, дар.

3.2. Статус объекта. Тот же пример. Объект заказ комплектования приобретает в РНБ следующие статусы:

открытый заказ в запись о заказе введены начальные данные. Заказ доступен для включения в него данных о документах, которые хотела бы приобрести библиотека;

предполагаемый заказ – заказ полностью сформирован; ожидается подтверждение от поставщика на возможность выполнения заказа данного набора документов;

предварительный заказ – подтверждение от поставщика получено;

ожидаемый заказ – получено подтверждение от поставщика о получении денег;

частично выполненный заказ;

заказ, выполненный полностью;

отмененный заказ.

Один и тот же объект с течением времени приобретает различные статусы. Таким образом, статус – это переменный параметр, определяющий порядок работы с объектом. Понятно, что статус может быть функцией параметра "тип объекта".

3.3. "Настоящее местоположение" – переменный параметр, связанный со структурой, существующей в данный момент времени и используемый совместно с параметром "идентификатор пользователя".

3.4. "Время 1" – время (дата + время) приема объекта в настоящем местоположении.

3.5. "Время 2" – время (дата + время) передачи объекта в следующий узел структуры.

Три последние – параметры, последовательно записываемые и сохраняемые системой, – образуют историю движения объекта.

3.6. "Предыдущее местоположение" – переменный параметр, связанный со структурой, существующей в данный момент времени.

3.7. "Контрольное время" – параметр, определяющий срок автоматической передачи объекта в "местоположение 3".

3.8. "Местоположение 3" – параметр, определяющий узел структуры, в который должен быть передан объект по достижении контрольного времени.

3.9. "Конечное местоположение" – параметр, как правило соответствующий направлению в фонд.

4. Входные и выходные формы. Дисплейные и печатные формы, служащие для формирования объекта и его представления пользователю. Строго говоря, эти параметры привязываются не к объекту, а к узлам структуры, поскольку могут меняться в зависимости от местоположения объекта. Говоря математическим языком, входные и выходные формы являются функциями узлов системы и самого объекта.

 

Задача 2. Задание движения объекта

Движение объекта задается следующим образом. Каждый последующий узел структуры, в котором должен оказаться объект, однозначно определяется в "настоящем местоположении" либо автоматически, либо полуавтоматически – через задание контрольного срока и "местоположения 3", либо вручную.

 

Задача 3. Определение структуры

Определить структуру в нашем случае означает: определить ее узлы, функции в этих узлах и связи узлов.

1. Связи узлов. Определяются совокупностью возможных путей передачи объекта из "настоящего местоположения" в другие узлы. (О том, как организуется само движение по этим путям, говорилось в предыдущем разделе.)

2. Определение узлов. Наименьшие узлы структуры в нашем случае – это рабочие места, те же АРМ. Эти узлы объединяются в более крупные узлы, например в группы. Те в свою очередь могут объединяться в еще более крупные и т.д.

Наши традиционные модули – комплектование, каталогизация, фонды – получаются путем такого объединения узлов, как звенья одной цепи, а не создаются отдельно, как это делается обычно при модульном подходе. Иначе говоря, создание модуля – это настройка системы, а не написание программы.

В системе, работающей в настоящее время в РНБ, это делается при помощи программы-администратора. Руководитель подразделения сам может создавать необходимые подразделения более низкого уровня, а также АРМ, если это необходимо, а программа-администратор включает их в общую рабочую структуру.

 

3. Определение функций узлов.

3.1. Построение АРМ. Мы считаем, что первый шаг – определение узла, в данном случае АРМ – уже сделан, как это описывалось в предыдущем разделе, и необходимо лишь задать его функции.

Функции АРМ задаются совокупностью рабочих листов, объектов, выходных форм и форм представления объектов, приписываемых данному АРМ. Эта задача также решается с помощью программы-администратора.

3.2. Построение узлов более высокого уровня. Руководитель подразделения объединяет АРМ в более крупные узлы через задание связей. Связи узлов задаются в программе-администраторе в виде списка узлов, доступных данному АРМ. При этом любое из направлений может быть задано по умолчанию.

 

Таковы вкратце главные принципы, положенные в основу автоматизированной системы РНБ. В реальной жизни, конечно, не все так гладко и у нее еще много недостатков, но есть и несомненное достоинство – система дышит и развивается. И главное, она делает возможным то поэтапное изменение технологии, о необходимости которого говорилось выше.

  
На главную