Научные и технические библиотеки №3 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Секция «Библиотеки, книгоиздатели и книготорговцы в едином информационном поле»

Шрайберг Я.Л.  Издатели, книгораспространители и библиотеки: преодоление первого барьера на пути к единой информационно-технологической магистрали

Иванов В.С. О системе комплектования книжной продукцией центральных и региональных библиотек России

Саразетдинов Р.Г. Тенденции развития рынка товаров и услуг книгоиздателей и распространителей печатной продукции по комплектованию библиотек


Секция «Корпоративные библиотечно-информационные системы»

Воройский Ф.С., Шрайберг Я.Л. Региональные корпоративные библиотечные системы России: опыт последних трех лет глазами участников движения

Маршак Б.И., Рагимова М.А., Попов Г.А. Новые решения и уверенные шаги Российского сводного каталога по научно-технической литературе


Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю.Н. Место библиотековедения в системе наук наконец-то установлено

Пилко И.С. Технологическое библиотековедческое знание: содержание и структура

Дворкина М.Я. Библиотечная деятельность и библиотечная технология: соотношение понятий и отражаемой ими реальности

Мотульский Р.С. Аксиологические детерминанты принципов деятельности библиотек

Арзуханов А.С. Перспективы использования информационно-библиотечного обеспечения процессов образования


Секция «Электронные библиотеки»

Сегберт М. eIFL – электронная информация для библиотек: создание глобального библиотечного консорциума


Секция «Формирование и сохранность фондов»

Семенова Т.А. Ценовая политика в сохранности фондов библиотек Центрального административного округа г. Москвы


ИФЛА–2002

Расбридж К. Лицензия-ловушка. Необходимость выработки унифицированной терминологии и подходов для научно-технической литературы и баз данных

Уивер С. Как читают профессиональную литературу американские библиотекари?


«Российские правила каталогизации»

Каспарова Н.Н. Пленум Межрегионального комитета по каталогизации

Сукиасян Э.Р. О третьей части «Российских правил каталогизации»


К 75-летию Н.С. КАРТАШОВА

Основные научные труды Н.С. Карташова

Карташов Н.С. Формирование территориальных библиотечных систем. (Теоретический аспект)


К 85-летию со дня рождения С.А. СБИТНЕВА

Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. С благодарной памятью об Учителе


Информационные сообщения

Маршак А.В. LIBCOM–2002

Павлова Н.П. «Регионы России» – библиотека в Библиотеке

Представляем новое издание


Арзуханов А.С.
ГПНТБ России

Перспективы использования информационно-
библиотечного обеспечения процессов образования

Обзор докладов и выступлений на семинаре «Информационно-библиотечное обеспечение процессов образования».

На 9-й Международной Крымской конференции состоялся семинар «Информационно-библиотечное обеспечение процессов образования». В его программу вошли 10 докладов и выступлений специалистов из России, Украины, Казахстана и Германии. Работой семинара руководили два сопредседателя: В.Г. Дригайло, директор НТБ Национального технического университета Украины «Киевский политехнический университет», и Э.Н. Замуруев, зам. директора информационного центра Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева.

Задачи семинара:

  • рассмотрение актуальных проблем теории и практики информационно-библиотечного обеспечения процессов образования;

  • знакомство с основными подходами к формированию системы информационно-библиотечного обеспечения процессов образования;

  • формирование представлений, расширение и углубление знаний о перспективах развития новых информационных технологий в вузовских и научных библиотеках для эффективного обеспечения процессов образования;

  • возможность интеграции информационных и библиотечных ресурсов вузовских и научных библиотек в единую образовательную среду.

В докладе Бернда Вегнера (Bernd Wegner), профессора Технического университета (Берлин), и Г.А. Евстигнеевой, зав. отделом ГПНТБ России, «Влияние электронных средств информации на процессы обучения и исследования» рассмотрено воздействие электронных средств информации на работу научно-исследовательских организаций, университетов и высших школ; продемонстрированы новые возможности в области исследований и в процессе обучения, связанные с использованием электронных технологий. Охарактеризованы наиболее важные электронные продукты, обеспечивающие инфраструктуру для исследований и обучения, программные пакеты, способствующие исследованиям в различных научных областях; графические программы; электронные банки данных и электронные публикации; коммуникативные системы, которые содействуют быстрой информационной передаче и облегчают кооперацию партнеров в различных местах. При этом Интернет рассматривается как обширная коммуникативная структура.

В докладе также освещена роль издателей, производителей программного обеспечения и распространителей. Особое внимание обращено на роль библиотек – информационных посредников, обладающих архивами электронных публикаций, программами и структурами доступа. В заключение отмечены некоторые проблемы, которые предстоит решать в будущем, когда электронные средства информации займут центральное место в ежедневной работе профессионалов, исследователей и преподавателей.

А.А. Урманова, зав. отделом Научной библиотеки Казахского национального технического университета им. К.И. Сатпаева, в докладе, посвященном современному состоянию и перспективам развития новых информационных технологий в этой библиотеке, отметила, что в последнее десятилетие многократно возросла потребность в библиотечных услугах, особенно в сфере образования. Это связано с тем, что учебные программы претерпевают частые изменения, становятся более гибкими, включают новые специальности и дисциплины, поэтому часть учебных фондов морально устаревает и требует обновления и пополнения. Кроме того, в связи с резким удорожанием книжной продукции и периодической литературы, спрос на библиотечные услуги вырос в 4–5 раз. Особенно это заметно в читальных залах и абонементах библиотеки. Поэтому обеспечить и повысить эффективность и качество обслуживания можно лишь путем внедрения новых прогрессивных технологий в библиотечные процессы. Исходя из этого стратегической задачей Научной библиотеки университета на 2000–2010 гг. является внедрение в практику работы современных средств автоматизации и развитие новых информационных технологий для обеспечения нормального функционирования учебной и научной деятельности университета.

В докладе Т.В. Еременко, доцента кафедры Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина, «Информатизация вузовских библиотек как условие успеха современных образовательных технологий» основной акцент сделан на то, что внедрение данных технологий предполагает активное обращение к целому спектру информационных ресурсов. При этом целевые установки образовательных технологий обусловливают необходимость эффективного управления этими ресурсами, наличия оптимальных условий доступа к ним, высокого уровня информационной культуры обучаемых. Такие установки одновременно являются задачами информатизации вузовских библиотек. Последние, по мнению Т.В. Еременко, на сегодняшнем этапе развития трансформируются в новые по своей миссии институты, главная функция которых –  быть «воротами» доступа к разнообразной информации независимо от ее привязанности к локальному библиотечному фонду. Степень информатизации вузовских библиотек является ныне условием успеха внедрения образовательных технологий.

В докладе рассмотрено значение терминов образовательные технологии и информатизация библиотек. К современным образовательным технологиям Т.В. Еременко в первую очередь относит технологии, основанные на использовании компьютеров и мультимедийные технологии, базирующиеся на комплексном применении современных технических средств обучения: персональных компьютеров, видео, аудиовизуальных средств и т.п.

Информатизация вузовских библиотек определена в докладе как создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей высшей школы за счет формирования и использования информационных ресурсов.

По мнению Т.В. Еременко, оптимальная организация и использование информационных ресурсов в современной системе образования выступает объектом и для образовательных технологий, и для информатизации вузовских библиотек. При этом для компьютерных и мультимедийных образовательных технологий на первое место выдвигаются информационные ресурсы нового типа.

Таким образом, рассмотрение вопросов информатизации вузовских библиотек во взаимосвязи с процессами внедрения современных образовательных технологий убедительно демонстрирует, что создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей высшей школы и информационного обеспечения образовательных технологий невозможно без информатизации старейшего структурного элемента системы высшей школы – вузовских библиотек.

В докладе сотрудников Казанского государственного университета О.В. Зыковой, В.Ю. Михайлова, Г.Р. Последовой «Интеграция информационных ресурсов библиотек в единую образовательную среду региона» подробно проанализировано состояние образовательной сети Республики Татарстан, приведена схема интеграции корпоративных библиотечных ресурсов в единую образовательную среду региона и расширения функциональных возможностей основных информационных систем управления университета.

На основе разработанного программного обеспечения возможно создание региональной системы открытого образования, включая организацию системы доставки электронных учебно-методических материалов, дистанционного обучения, консультирования и тестирования учащихся учебных заведений различных уровней; создание корпоративной библиотечной сети республики и обеспечение доступа к ее ресурсам для образовательных учреждений всех уровней; расширение представительства республиканских вузов в региональном виртуальном университете Республики Татарстан (Tatarstan.openet.ru).

В дальнейшем на основе разработанного программного обеспечения и существующей информационной сети Татарстана, предполагается интеграция корпоративных библиотечных ресурсов республики в единую образовательную среду региона.

В докладе С.А. Чазовой, зам. декана библиотечно-информационного факультета МГУКИ, «Качество информационного продукта: теория и прикладные аспекты, проблемы преподавания» раскрыта роль информационных ресурсов в определении статуса государства в мировом сообществе; рассмотрены проблемы оценки качества информационного продукта и развития всей информационной инфраструктуры.

Постановка проблемы оценки качества информационного продукта является сущностной проблемой развития всей информационной инфраструктуры, характеризующей как отрасль изнутри, так и ее значение для мирового прогресса. Поэтому проблема должна стоять в центре внимания при подготовке информационных работников. Поскольку многие общепрофессиональные дисциплины специализаций базируются на технологиях и методиках производственного процесса информационной отрасли, необходимо более детально и всесторонне раскрывать аспекты оценки, измерения, надзора за качеством информационного продукта.

Реализовать этот принцип позволяют детальные обзоры существующей номенклатуры реальных информационных продуктов, расширение практических занятий по анализу информационной продукции и разработке стратегии повышения конкурентоспособности. Действенным фактором в образовательной технологии можно считать встречи студентов с профессионалами информационного рынка, которые могут проходить либо стационарно в вузе (мастер-классы, «круглые столы», практические семинары), либо непосредственно на производстве (в архиве, библиотеке, информационном центре). Эффективность данной технологии подтверждается на факультете менеджмента и социально-информационных технологий МГУКИ.

В докладе А.А. Насыровой, директора Республиканской научно-педагогической библиотеки Министерства образования и науки Республики Казахстан, представлен опыт работы этой библиотеки по повышению информационной культуры учебного процесса и информационной грамотности сотрудников и пользователей учебных библиотек, освещены разнообразные формы и методы работы с учетом специфики деятельности коллективных и индивидуальных пользователей. Подчеркнуто активное содействие РНПБ внедрению новых информационных технологий в практику работы учебных библиотек: создание в республике медиатек; разработка методических рекомендаций по организации нового учебно-информационного комплекса и его техническому оснащению; проведение выездных региональных и учебно-воспитательных семинаров по работе библиотек колледжей в условиях информатизации образования.

По мнению А.А. Насыровой, перспективными являются различные электронные виды информпродукта РНПБ – файлы данных, программные средства, автоматизированные системы и базы данных, видео- и телеконференции и автоматизированные лабораторные практикумы с удаленными физическими устройствами, сетевые библиотечные каталоги и картотеки, тематические сайты, предназначенные для обучения, изучения, управления учебным процессом и деятельности библиотек республиканской системы образования.

В совместном докладе проректора Казанского государственного медицинского университета В.А. Анохина, руководителя группы информатизации университета В.Ф. Зискина, директора Научной библиотеки университета О.В. Тимуцы «Социальная значимость библиотеки медицинского профиля в корпорации библиотечных систем» освещен опыт работы Научной библиотеки университета по интеграции в корпорацию, создаваемую ведущими библиотеками города.

Докладчики подчеркнули, что социальное назначение вузовской библиотеки – максимальное удовлетворение информационных потребностей сотрудников и студентов с максимально эффективным использованием библиотечных ресурсов и современных информационных технологий. Поэтому развитие информационных услуг современных библиотек должно осуществляться в двух направлениях – содержательном, т.е. максимальном насыщении информационных ресурсов библиотеки (как традиционных, так и современных – электронных, мультимедийных, онлайновых и т.д.); структурном – увеличении объемов оказываемых читателям услуг как по номенклатуре, так и по их общему количеству при неуклонном повышении качества; организация удаленного доступа к библиотечным ресурсам и услугам; интеграция в отраслевые, региональные и федеральные корпоративные проекты.

Помимо повседневной работы по обеспечению научно-исследовательского и образовательного процессов, библиотека расширяет сферу оказываемых услуг, ориентируясь и на работников практического здравоохранения, и на широкий круг читателей, интересующихся медицинской и другой профильной информацией.

Н.А. Чудинова, зам. директора Учебно-научного информационного центра (библиотеки) Казанского государственного технологического университета (УНИЦ КГТУ), в своем докладе подчеркнула особое значение информационных ресурсов этого университета в корпоративной библиотечной сети города для науки и образования, осветила важную роль УНИЦ КГТУ в информационном обеспечении учебного процесса и научных исследований в вузе.

Сегодня КГТУ – это учебный научно-инновационный комплекс нового типа, включающий в себя структурные подразделения для организации единого и законченного цикла обучениефундаментальная наука – поисковые исследования – опытно-конструкторские разработки – организация производства.

КГТУ располагает развитой системой обеспечения сотрудников и студентов учебной и научной информацией, которую осуществляет УНИЦ и его главная составляющая – фундаментальная библиотека.

В докладе Г.А. Аухадиевой, директора Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета, и В.Ю. Кузьминой, зав. сектором библиотеки, «Информационное обеспечение науки и образования в Научной библиотеке Казанского университета» освещена деятельность библиотеки, направленная на повышение эффективности библиотечно-информационного обслуживания науки и образования; приведены результаты реализации корпоративного библиотечного проекта, показаны перспективы дальнейшего развития корпоративных сервисов; рассмотрена одна из первоочередных задач библиотеки – развитие электронных коллекций в целях поддержки образовательного и исследовательского процессов университета и обеспечение доступа к ним. Успешное решение этой задачи позволит библиотеке продвинуться на пути достижения одной из своих стратегических целей – выхода на новый технологический уровень предоставления читателям научно-образовательной и культурной информации.

В докладе В.М. Любарова, генерального директора международной корпорации «Индустрия интеллекта» (Киев), «База опыта и знаний» рассмотрены концептуальные основы, прикладные задачи и практическая реализация электронных систем для накопления и использования знаний и опыта в любой сфере человеческой деятельности.

Созданная этой корпорацией «База опыта и знаний» охарактеризована докладчиком как уникальная с точки зрения заложенных потенциальных возможностей.

Эта база – попытка создать в явном виде реальную «Базу опыта и знаний, теории и практики» с автоматическим рекурсивным алгоритмом сближения понятий и определений в виде семантических полей, используемых лучшими умами России и Украины и, хочется верить, всего человечества.

 

Подводя итоги семинара, следует отметить, что руководители и сотрудники научных и вузовских библиотек, исследовательских подразделений, служб и органов НТИ, преподаватели вузов в течение последних нескольких лет активно исследуют проблемы совершенствования и оптимизации вузовского образования и его информационного обеспечения. Уже разработаны концепции вузовского образования. Накоплен положительный опыт применения в учебном процессе новых образовательных технологий, быстрыми темпами развивается информационно-библиотечное обеспечение процессов образования.

Участники семинара обсудили актуальные проблемы информационно-библиотечного обеспечения процессов вузовского образования, его организации и содержания, делая основной акцент на вопросах форм, методов, методик и программ информационно-библиотечного обеспечения процессов образования, адекватных новым социальным, экономическим, образовательным и культурным условиям.

Итог семинара – положительная оценка работы всех докладчиков и стоящих за ними коллективов ученых, преподавателей и библиотекарей; подчеркнута острая необходимость дальнейшего совершенствования научно-методических основ работы научных и вузовских библиотек, служб и органов НТИ в области интеграции информационных и библиотечных ресурсов в единую образовательную среду.

*   *   *

В рамках семинара прошла презентация проекта ВГБИЛ им. М.И. Рудомино – «Центр восточных культур».

Презентацию открыла зам. генерального директора ВГБИЛ Е.М. Росинская.

Заведующая Центром восточных культур Н.Г. Копелянская представила его как структурное подразделение библиотеки, созданное в 2000 г. Фонд Центра насчитывает около 300 тыс. книг и 150 тыс. периодических изданий, а также микрофиши и другой материал. Фонд пополняется CD–ROM и электронными изданиями преимущественно справочного и библиографического содержания.

Центр восточных культур предоставляет своим посетителям доступ в Интернет. Постоянные читатели – специалисты-востоковеды и студенты восточных факультетов московских вузов.

Специалисты Центра поддерживают прочные контакты с множеством отечественных и зарубежных партнеров и активно участвуют в работе многих международных научных и библиотечных организаций и ассоциаций.

  
На главную