Научные и технические библиотеки №3 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Секция «Библиотеки, книгоиздатели и книготорговцы в едином информационном поле»

Шрайберг Я.Л.  Издатели, книгораспространители и библиотеки: преодоление первого барьера на пути к единой информационно-технологической магистрали

Иванов В.С. О системе комплектования книжной продукцией центральных и региональных библиотек России

Саразетдинов Р.Г. Тенденции развития рынка товаров и услуг книгоиздателей и распространителей печатной продукции по комплектованию библиотек


Секция «Корпоративные библиотечно-информационные системы»

Воройский Ф.С., Шрайберг Я.Л. Региональные корпоративные библиотечные системы России: опыт последних трех лет глазами участников движения

Маршак Б.И., Рагимова М.А., Попов Г.А. Новые решения и уверенные шаги Российского сводного каталога по научно-технической литературе


Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю.Н. Место библиотековедения в системе наук наконец-то установлено

Пилко И.С. Технологическое библиотековедческое знание: содержание и структура

Дворкина М.Я. Библиотечная деятельность и библиотечная технология: соотношение понятий и отражаемой ими реальности

Мотульский Р.С. Аксиологические детерминанты принципов деятельности библиотек

Арзуханов А.С. Перспективы использования информационно-библиотечного обеспечения процессов образования


Секция «Электронные библиотеки»

Сегберт М. eIFL – электронная информация для библиотек: создание глобального библиотечного консорциума


Секция «Формирование и сохранность фондов»

Семенова Т.А. Ценовая политика в сохранности фондов библиотек Центрального административного округа г. Москвы


ИФЛА–2002

Расбридж К. Лицензия-ловушка. Необходимость выработки унифицированной терминологии и подходов для научно-технической литературы и баз данных

Уивер С. Как читают профессиональную литературу американские библиотекари?


«Российские правила каталогизации»

Каспарова Н.Н. Пленум Межрегионального комитета по каталогизации

Сукиасян Э.Р. О третьей части «Российских правил каталогизации»


К 75-летию Н.С. КАРТАШОВА

Основные научные труды Н.С. Карташова

Карташов Н.С. Формирование территориальных библиотечных систем. (Теоретический аспект)


К 85-летию со дня рождения С.А. СБИТНЕВА

Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. С благодарной памятью об Учителе


Информационные сообщения

Маршак А.В. LIBCOM–2002

Павлова Н.П. «Регионы России» – библиотека в Библиотеке

Представляем новое издание


УДК 02(73)+05:02

Уивер С.

Как читают профессиональную литературу
американские библиотекари?

Обзор публикаций

В 1994 г. редактор журнала Library Hi Tech («Высокие технологии в библиотеках») Дональд Риггс (Donald Riggs) в редакционной статье «Что ищут библиотекари в профессиональных изданиях?» [1] отметил, что в профессиональном чтении библиотекарей «намечается драматический сдвиг»: «Современные библиотекари меньше интересуются философскими, теоретическими или научными публикациями, а стремятся получить информацию, имеющую какую-либо практическую значимость… Технология во всех своих ипостасях ставит все более сложные задачи перед библиотекарями.., все меньше времени остается на рефлексию и абстрактные размышления. Библиотекари заинтересованы в релевантной информации, помогающей им решать каждодневные проблемы».

Мелисса Ланинг (Melissa Laning) в обзоре, посвященном вузовским библиотекам штата Кентукки [2], пишет: «О профессиональной библиотечной литературе сформировались два мнения: с одной стороны, библиотекарям нужны профессиональные публикации, с другой – качество этих публикаций невысокое». Однако в итоге анкетирования работников вузовских библиотек оказалось, что 71% респондентов оценили качество публикаций как положительное или неплохое, 29% дали нейтральную или в чем-то негативную оценку и никто не сказал, что публикации совсем плохие.

Питер Хернон (Peter Hernon) в редакционной статье [3] отметил недостаток научной базы в публикациях и низкое качество самих библиотечных исследований. Он обратился к редакторам с призывом поддерживать должный уровень профессиональной литературы, поднять планку требований при рассмотрении предлагаемых для публикации материалов на редакционной коллегии или в системе научного реферирования. П. Хернон также подчеркнул схожесть интересов и проблем, стоящих перед библиотекарями, и отметил, что специфика самой профессии «требует содержательной информации, а не пустопорожних рассуждений в профессиональных публикациях».

Стефен Леман (Stephen Lehmann) в предисловии к своему обзору немецких библиотечных журналов [4] отметил, что так же, как большинство американских граждан совершенно не интересуются остальным миром, американские библиотекари совершенно не осведомлены о том, что происходит вне их тесного профессионального круга – и в этом их большое упущение. «Такая изоляционистская позиция не только не приносит никакой пользы, но, скорее, вредна».

 

Методология исследования

В данном исследовании мы изучали оценки качества профессиональных публикаций, данные американскими библиотекарями, и интересовались их реакцией на проблемы библиотечного дела в международном масштабе. Изучение проводилось на основе ответов на анкету, которая содержала различные вопросы, в том числе: что библиотекари читают, как выбирают материал для чтения, как используют сведения, почерпнутые из профессиональных публикаций, при принятии стратегических решений.

Мы намеревались изучить мнения авторитетных лидеров библиотечного дела и видных библиотечных теоретиков, поэтому взяли случайную выборку – 243 имени из списка членов Американской библиотечной ассоциации (АЛА, American Library Association). (Правда, 19 фамилий пришлось вычеркнуть из-за неправильно указанных адресов в справочнике АЛА и 4 человека нам не ответили.)

В итоге удалось получить 116 полноценных ответов (53%) на анкету, включавшую 18 вопросов и список библиотечных журналов (мы просили отметить те из них, которые наши респонденты читают). Некоторые вопросы анкеты повторяли те, которые были в исследовании М. Ланинг [2], поэтому мы могли сравнить ответы. Результаты анкетирования обрабатывались программой SPSS.

 

Результаты анкетирования

Среди ответивших на анкету подавляющее большинство – женщины (83,5%).

Были представлены все типы библиотек и наиболее значительной группой оказались вузовские (46%), затем публичные (26%), школьные (6%), специальные (2%); в категорию «остальные» мы отнесли 18% анкет – на них ответили консультанты, редакторы, сотрудники кафедры, администраторы, представители профессиональных организаций и т.п.

Почти все респонденты (за исключением двух) имели степень магистра, и 14 человек кроме того – степень кандидата.

Определенный интерес вызвали данные о суммарном библиотечном стаже: 116 ответивших проработали в библиотеках в общей сложности 2 455 лет!

Часто в библиотечных кругах сетуют на постарение – увеличение среднего возраста библиотекарей, и наши данные это подтверждают. Ничего удивительного в этом нет, поскольку, как говорилось выше, мы старались отобрать для нашего исследования авторитетных, опытных специалистов, но авторитет приобретается с годами, а не сразу при устройстве на работу. Средний стаж респондентов – 23 года.

Наше исследование подтвердило тот известный факт, что библиотекари считают чтение профессиональной литературы важной частью своей деятельности: 68% назвали чтение «весьма важным», а в целом 98% считают его или «важным» или «весьма важным»; только 2% проявили нейтральность и лишь один шутник назвал чтение «не очень важным занятием».

Мы попросили также ранжировать чтение в ряду других способов получения профессиональной информации – конференции; участие в работе профессиональных организаций; сведения, полученные от коллег в ходе различных семинаров, школ, курсов и т.п.

Конференции были названы основным, главным стимулом и источником получения информации (38%), чтение оказалось на втором месте (23%), а сведения от других библиотекарей – на третьем (22%).

Уверенность в том, что чтение профессиональной литературы составляет важный и необходимый элемент работы библиотекаря, подтверждается количеством прочитываемых журналов: 43% библиотекарей ответили, что они читают или просматривают 3–4 журнала в месяц, 33% – 4–5 журналов. Однако в списке, приложенном к анкете, обычно отмечалось существенно больше, чем 3–5 наименований. Наш список из 105 журналов библиотечно-информационной тематики (в том числе 16 электронных журналов) заимствован из рекомендаций, опубликованных в известном издании Magazines for Libraries («Журналы для библиотек») в рубрике «Библиотечно-информацион­ные науки» (Library and Information Science). Мы не включили издания, предназначенные для отбора литературы в процессе комплектования библиотек, например такие, как Choice («Выбор») или Booklist («Книжный список»).

В среднем библиотекарь знакомится с содержанием 13 различных наименований журналов и еще 80 наименований отнесено респондентами в категорию «другие», где оказались как журналы, используемые для комплектования, так и издания по определенным отраслям науки. Например, сотрудники вузовских библиотек часто называли журнал The Chronicle of Higher Scholl («Хроника высшей школы»), а сотрудники библиотек для детей и юношества – журналы Children («Ребята») или Storyteller («Сказочник»).

Нет ничего удивительного в том, что 4 из 5 наиболее часто называемых и, значит, используемых журналов публикуются Американской библиотечной ассоциацией. (В приведенной ниже таблице указаны 10 наиболее популярных по итогам анкетирования профессиональных периодических изданий; IFLA Journal оказался лишь на 26-м месте: его постоянно читают только 4 респондента и 17 – просматривают время от времени. – Ред.)

Наименование журнала Число респондентов,
назвавших журнал
Общее количество, указавших журнал (%)
читают
регулярно
читают иногда

American Libraries (Американские библиотеки)

93 14 92

Library Journal (Библиотечный журнал)

58 35 80

College and Research Libraries (Вузовские и научные библиотеки)

43 21 55

College and Research Libraries News (Новости вузовских и научных библиотек)

43 14 49

Library Administration & Management (Администрирование и управление библиотекой)

22 31 46

Library Trends (Направления развития библиотек)

15 35 43

Computers in Libraries (Компьютеры в библиотеках)

16 34 43

Journal of Academic Librarianship (Журнал вузовских библиотек)

17 30 41

Library Hotline (Библиотечная горячая линия)

33 12 39

Public Libraries (Публичные библиотеки)

26 16 36

 

Сравнение нынешнего списка со списками, составленными в 1973 и в 1993 гг., показывает, что некоторые журналы, например первый во всех списках журнал American Libraries, а также College and Research Libraries сохраняют долговременную популярность; некоторые журналы возникли (и были оценены читателями) по мере развития технологий: Computers in Libraries («Компьютеры в библиотеках»), Library Hi Tech («Высокие технологии в библиотеках»), Information Technologies and Libraries («Информационные технологии и библиотеки»).

Библиотекари индивидуально подписываются или получают как члены профессиональных сообществ в среднем 3 наименования журналов, а также берут журналы в своей или других библиотеках. Для поиска нужных статей используются указатели: в большинстве случаев (63%) разыскивают материалы для решения каких-либо практических проблем в своей библиотеке, кто-то читает для профессионального роста или из любопытства (50%) и около 30% ищут информацию для подготовки собственных презентаций или публикаций.

Изменить ситуацию, по мнению респондентов, могло бы специально выделенное в их рабочем графике «время для чтения на работе» (так думают 55% опрошенных); факторами, стимулирующими чтение, также могли бы стать: «больше статей на интересующую меня тематику» и «повышение качества публикаций». Среди других факторов названы «снижение стоимости журнала», «большее число подписок в моей библиотеке», «поддержка со стороны начальства» и т.п.

Получив необходимый журнал, многие библиотекари (48%) просматривают его и читают только те статьи, которые им интересны; примерно четвертая часть респондентов «пробегает» журнал целиком, читая затем отдельные статьи или весь номер. Некоторые предпочитают просматривать только содержание для выбора нужной статьи; лишь четверо признались, что прочитывают журнал полностью – «от корки до корки».

При выяснении типа публикаций, стимулирующих профессиональное чтение, 61% респондентов признались, что они предпочитают статьи (неважно – научные или обобщающие накопленный опыт), касающиеся их конкретной деятельности; научные исследования или практические работы, затрагивающие сразу несколько проблем, интересуют меньше. Пользуются спросом новости (46%), статьи по профессиональным проблемам (39%).

При оценке важности предварительного научного реферирования статей, поступивших в редакции журналов, мнения отвечавших разделились поровну: 50% считают эту процедуру важной (они надеются на то, что реферирование гарантирует качество статей) и столько же не видят в этом особого смысла. Комментарии к таким выводам были достаточно интересными: «Реферирование нужно для статей по научным вопросам, а по обобщению практического опыта оно не имеет смысла»; «Я читаю то, что считаю полезным – я сам себе референт».

Открытым для различных интерпретаций остается вопрос об оценках, которые библиотекари дают качеству прочитанных публикаций. М. Ланинг в свое время обнаружила, что в целом или частично позитивную оценку получили 71% журналов [2]: 7 из 10 – это не так уж плохо! В нашем исследовании соответствующие высокие оценки дали только 60% респондентов. Это дает основание утверждать, что качество профессиональных публикаций падает. Около 30% оценили качество как среднее, 6% – довольно низкое, 2% – плохое.

Крайне любопытно было бы сравнить результаты двух опросов – нашего и выполненного П. Херноном [3]: как библиотекари оценивают универсальность (не только для местных условий) библиотечных проблем. Мы спрашивали, интересуются ли американские библиотекари международными проблемами и просили обосновать ответ. Большинство (66%) ответили, что их интересуют международные проблемы, «поскольку библиотеки являются частью мирового сообщества»: «Мы все – специалисты одной и той же профессии и видеть проблемы в глобальном разрезе очень важно, особенно в наше время»; «Мы сейчас намного более глобальны, чем десятилетие назад и это предельно важно».

Респонденты, которые не интересуются международными проблемами библиотечного дела или развитием библиотек в других странах, наиболее частой причиной собственной инертности называли нехватку времени (12%) или ненужность этих аспектов для решения собственных проблем (13%). Оба ответа в чем-то пересекаются, поэтому строгое изложение причин инертности должно, по-видимому, звучать так: «Это меня в определенной степени интересует, но у меня просто нет времени читать, поэтому я концентрируюсь на том, что мне ближе и что поможет в выполнении собственных обязанностей».

Библиотекари из отдельных, специфических типов библиотек (например тюремных) сетуют на невозможность сравнения ситуации у них и где-нибудь еще. Некоторые считают, что американские библиотеки намного более продвинуты по сравнению со всеми остальными и поэтому американским библиотекарям уместнее учить, а не учиться. Кое-кто упрощает проблему в невыгодном для американцев свете: «К несчастью, библиотекари в США не видят ничего, кроме собственного двора».

Мы также спрашивали, повлияли ли события 11 сентября 2001 г. на интерес к делам международного библиотечного сообщества. Многие респонтенты (39%) считают, что не повлияли, 26% уверены, что определенное влияние наблюдается. 35% затруднились с ответом и основной причиной своего незнания назвали пресловутый изоляционизм американцев – как библиотекарей, так и других граждан. Быть может, Закон о патриотизме (Patriot Act), принятый после этой трагедии, потребует от библиотекарей укрепления их позиций.

 

Обсуждение результатов

Во многих аспектах наше исследование подтверждает основные выводы ранее проведенных [1-4, 6]: библиотекари достаточно активно читают профессиональную периодику и довольно критично относятся к ее качеству.

В нашей работе проявились и новые моменты, которые смогут позитивно повлиять на качество публикаций. Без сомнения, библиотекари хотели бы читать больше, но их ограничивает недостаток времени. Если соединить этот факт с нашим наблюдением того, как библиотекари просматривают журналы, то вывод напрашивается сам собой: статьи следует сопровождать краткими и точными рефератами, что облегчит поиск нужной информации.

Редактор нескольких профессиональных журналов Гари Горман (G.E. Gorman) вполне справедливо сетует на то, что многие азиатские авторы не снабжают рефератами свои публикации, и наоборот, американские авторы представляют мини-лекцию вместо реферата [5]. Г. Горман считает, что реферат объемом в 100 слов вполне достаточен.

Руководители библиотек должны понимать, что информация, содержащаяся в профессиональной периодике, может быть очень полезна для повседневной работы их сотрудников, однако персонал загружен так безжалостно, что у него нет времени на чтение и внесение усовершенствований в рабочий процесс.

Еще одна новость – американские библиотекари стали интересоваться происходящим в других странах. Географические границы потеряли свою информационную непроницаемость и поток информации беспрепятственно распространяется по свету. В своих ответах некоторые библиотекари упомянули, что они читают не только про дела в американских библиотеках – возможно, это начало новой тенденции; правда, примерно столько же библиотекарей заявили, что они читают из зарубежного только то, что наиболее доступно.

Конечно, целью публикации является обмен идеями и опытом, именно поэтому библиотекарям следует воспитать в себе привычку читать для того, чтобы повысить квалификацию. И чем больше мы будем знать о том, как библиотекари используют полученную информацию, тем больше появится надежд на то, что качество этой информации можно будет улучшить.

В данном исследовании мы пытались выяснить мотивы чтения профессиональной периодики, а также, какие именно журналы читают библиотекари и как много они читают. Требуются дальнейшие исследования того, как полученная в ходе чтения информация используется на практике для улучшения библиотечного обслуживания.

 

Список литературы

  1. Riggs D. What Librarians are Seeking in the Professional Literature. Library Hi Tech. 1994. № 12. P. 5.

  2. Laning M. Professional Journal Reading: A Survey of Kentucky Academic Librarians. Kentucky Libraries. 1999. 63. P. 16–21.

  3. Hernon P. Editorial: Publishing Research. Journal of Academic Librarianship. 1996. N 22. P. 1–2.

  4. Lehmann S. Library Journals and Academic Librarianship in Germany: A Sketch. College & Research Libraries. 1995. P. 301–312

  5. Gorman G.E. Authors and Editors of Library Science Journals: Reflections from an Asia/Pacific Context. Libri. 2000. 50. P. 98–103.

  6. Swisher R. & Smith P.C. Journal Read by ACRL Academic Librarians, 1973 and 1978. College & Research Libraries. 1982. P. 51–58.

  
На главную