Научные и технические библиотеки №3 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Секция «Библиотеки, книгоиздатели и книготорговцы в едином информационном поле»

Шрайберг Я.Л.  Издатели, книгораспространители и библиотеки: преодоление первого барьера на пути к единой информационно-технологической магистрали

Иванов В.С. О системе комплектования книжной продукцией центральных и региональных библиотек России

Саразетдинов Р.Г. Тенденции развития рынка товаров и услуг книгоиздателей и распространителей печатной продукции по комплектованию библиотек


Секция «Корпоративные библиотечно-информационные системы»

Воройский Ф.С., Шрайберг Я.Л. Региональные корпоративные библиотечные системы России: опыт последних трех лет глазами участников движения

Маршак Б.И., Рагимова М.А., Попов Г.А. Новые решения и уверенные шаги Российского сводного каталога по научно-технической литературе


Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю.Н. Место библиотековедения в системе наук наконец-то установлено

Пилко И.С. Технологическое библиотековедческое знание: содержание и структура

Дворкина М.Я. Библиотечная деятельность и библиотечная технология: соотношение понятий и отражаемой ими реальности

Мотульский Р.С. Аксиологические детерминанты принципов деятельности библиотек

Арзуханов А.С. Перспективы использования информационно-библиотечного обеспечения процессов образования


Секция «Электронные библиотеки»

Сегберт М. eIFL – электронная информация для библиотек: создание глобального библиотечного консорциума


Секция «Формирование и сохранность фондов»

Семенова Т.А. Ценовая политика в сохранности фондов библиотек Центрального административного округа г. Москвы


ИФЛА–2002

Расбридж К. Лицензия-ловушка. Необходимость выработки унифицированной терминологии и подходов для научно-технической литературы и баз данных

Уивер С. Как читают профессиональную литературу американские библиотекари?


«Российские правила каталогизации»

Каспарова Н.Н. Пленум Межрегионального комитета по каталогизации

Сукиасян Э.Р. О третьей части «Российских правил каталогизации»


К 75-летию Н.С. КАРТАШОВА

Основные научные труды Н.С. Карташова

Карташов Н.С. Формирование территориальных библиотечных систем. (Теоретический аспект)


К 85-летию со дня рождения С.А. СБИТНЕВА

Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. С благодарной памятью об Учителе


Информационные сообщения

Маршак А.В. LIBCOM–2002

Павлова Н.П. «Регионы России» – библиотека в Библиотеке

Представляем новое издание


Воройский Ф.С., Шрайберг Я.Л.
ГПНТБ России

Региональные корпоративные библиотечные системы России: опыт последних трех лет глазами участников движения

Первые попытки создания региональных объединений библиотек были сделаны в ряде крупных городов России, включая Москву, Екатеринбург, Челябинск, Пермь и др. [1, § 1.8]. Однако массовое создание подобных систем было инициировано и организовано Институтом «Открытое общество» (ИОО) в рамках объявленного в 1999 г. конкурса «Российские корпоративные библиотечные системы» и программы «Автоматизация библиотек» – составной части мегапроекта ИОО «Пушкинская библиотека».

Для участия в работах на первом этапе (2000 г.) из различных регионов России поступили 43 заявки. Победителями конкурса стали корпоративные объединения библиотек Екатеринбурга, Великого Новгорода, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Петрозаводска, С.-Петербурга и Ярославля, которые в сумме представляли 96 библиотек-участниц.

В 2001 г. (на втором этапе) в результате жесткого отбора экспертами ИОО с учетом результатов выполнения первого этапа из 23 региональных претендентов поддержку получили проекты Екатеринбурга, Казани, Москвы, Новосибирска, Омска, Петрозаводска, С.-Петербурга, Твери, Томска, Челябинского региона и Ярославля. (Более подробную характеристику участников обоих этапов и выполненных работ см. на сайте СПбГТУ: http://www.ruslan.ru:8001/rus/rcls/conf.html.)

В 2002 г. ИОО поддержал региональные корпоративные проекты и ряд других уже в рамках мегапроекта «Развитие образования в России». С учетом результатов выполнения предыдущих этапов программы, а также новых требований конкурса, гранты ИОО получили объединения библиотек Екатеринбурга, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Петрозаводска (Республики Карелия), С.-Петербурга, Томска, Твери, Челябинского региона и Ярославля. Важным нововведением на этом этапе стала поддержка ИОО присоединения к упомянутым корпорациям ряда вузовских, республиканских и областных научных библиотек из других регионов России.

Следует отметить, что процессы создания региональных корпоративных объединений библиотек в России в последние годы активно развиваются. В настоящее время они широко охватывают и те субъекты Российской Федерации, которые не поддержаны грантами ИОО и РФФИ. Актуальность создания таких корпораций, а также решения многих организационных и технологических вопросов их функционирования и развития, подтверждается большим количеством публикаций в разных изданиях и докладов (более 200), сделанных представителями библиотечных объединений на ежегодных международных Крымских конференциях, конференциях «LIBCOM» и других в 1999–2001 гг.

 

1. Два взгляда на цели создания региональных корпоративных библиотечно-информационных систем

Как уже отмечалось, количественный и видовой состав библиотек-участниц и формы организации региональных корпоративных библиотечно-информационных систем (РКБИС) весьма разнообразны. Тем не менее достаточно четко проявляются общие принципы и тенденции построения и развития разных региональных корпоративных библиотечных объединений. Существенное влияние на формирование этих принципов оказал опыт почти десятилетнего развития автоматизации библиотек России [15] и сформулированная на основе этого опыта концепция программы ИОО «Автоматизация библиотек» (Россия), которая изложена директором программы А.И. Племнеком в положении о конкурсе и статьях, опубликованных в профессиональной печати [6, 7].

Целью конкурса, объявленного ИОО в 1999–2000 гг., является содействие формированию национального библиотечного информационного пространства, позволяющего организовывать процессы библиотечного обслуживания на базе современных информационных технологий, предполагающих создание и одновременное коллективное использование общих ресурсов по следующим направлениям:

  • создание логической сети, объединяющей библиотеки;
  • гармонизация правил взаимодействия библиотек при создании общих разделяемых ресурсов и их использовании;

  • использование открытых стандартов при создании информационных ресурсов и организации доступа к ним.

Следует подчеркнуть, что разработка, сопровождение и финансовая поддержка ИОО данной программы оказали важнейшее организующее и стимулирующее влияние на развитие корпоративного движения библиотек в регионах России, внедрение во множестве библиотек современных информационных технологий и средств автоматизации. Значение сказанного трудно переоценить. Важным обстоятельством мы считаем и тот факт, что данная программа не поддерживает приобретение зарубежных разработок программного обеспечения АБИС, а ориентирует на использование российских программных продуктов, позволяющих осуществлять взаимодействие в распределенной среде в соответствии с принятыми в стране стандартами.

В ходе развития регионального корпоративного движения в 1999–2002 гг. получен весьма обширный материал [841], который позволяет уточнить, дополнить и/или детализировать общие цели и принципы построения РКБИС, сформулированные А.И. Племнеком. При этом следует отметить, что собственно «уточнения» в основном связаны с приоритетами программы ИОО «Автоматизация библиотек».

В отличие от целей программы «Автоматизация библиотек», а также объявленного в ее рамках конкурса на 1999–2000 гг. для представителей библиотек и других организаций, входящих в региональные системы, основными целями создания РКБИС являются:

  1. Повышение полноты, оперативности библиотечно-инфор­мационного обслуживания всех категорий пользователей РКБИС (в том числе города области и т.п.) за счет предоставления им объединенных информационных ресурсов корпорации и средств поиска в них с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий для решения образовательных, социальных, культурных, управленческих, деловых и других задач.

  2. Обеспечение и/или облегчение свободного и широкого доступа всех категорий пользователей к библиотечно-информационным ресурсам других регионов России, а также мирового сообщества.

  3. Сокращение затрат финансовых, трудовых и материальных ресурсов библиотек и информационных служб участников корпора­ции на создание и поддержку электронных каталогов, других видов библиотечно-информационных ресурсов, а также массовых услуг пользователям.

  4. Оказание помощи библиотекам и другим участникам корпорации в приобретении программно-технических средств и внедрении современных информационных технологий (включая и обучение персонала).

Таким образом, цели, поставленные руководством программы «Автоматизация библиотек», для участников РКБИС, скорее, являются, хотя и важными, но задачами, которые нужно решить для достижения целей корпораций. Тем не менее, сформулированные руководством программы «Автоматизация библиотек» организационные и технологические принципы легли в основу построения и функционирования каждой РКБИС, а также стали дисциплинирующим фактором для участников проектов и средством контроля за качеством выполнения взятых ими перед ИОО обязательств.

 

2. Технологические принципы построения РКБИС

На основании обобщения опыта, полученного в ходе создания и функционирования наиболее развитых АИБС (включая их корпоративные объединения) [250], можно сформулировать некоторые технологические принципы построения РКБИС. Они могут быть сведены к следующему.

  1. В общесистемном плане любая РКБИС или сеть представляет собой единый комплекс организационных, технологических, технических и информационных средств, предназначенных для создания и использования объединенных информационных ресурсов с целью удовлетворения социальных, культурных, научных и других видов потребностей пользователей. Из этого следует, что на РКБИС распространяются все принципы проектирования как единой системы [1821]. Различие в построении РКБИС и локальной системы заключается в том, что большинство функциональных блоков РКБИС на физическом уровне реализуется как распределенная между участниками корпорации подсистема, в которой каждая библиотека – участница РКБИС (или информационный орган) выполняет закрепленные за ней работы по согласованным общесистемным инструкциям и технологиям.

Наряду с распределенными между участниками корпорации функциями в РКБИС могут использоваться отдельные локальные организационно-функциональные блоки. К последним следует отнести структурные функциональные группы:

  • общего организационного и научно-технического управления функционированием и развитием РКБИС;

  • контроля и управления качеством информационной продукции и услуг РКБИС;

  • администрирования информационных ресурсов РКБИС;

  • администрирования телекоммуникационной сети РКБИС;

  • программно-технической и/или технологической поддержки функционирования и развития РКБИС;

  • методической поддержки, обучения и повышения квалификации сотрудников библиотек – участниц сети.

Принципы формирования указанных функциональных групп, организации их деятельности и материально-технического обеспечения определяются с учетом конкретных условий каждого корпоративного сообщества.

  1. Состав участников РКБИС может быть весьма неоднороден по степени оснащенности программно-техническими средствами, квалификации персонала, характеру информационных и других ресурсов. Из этого следует, что структура РКБИС должна предусматривать разные уровни участия библиотек в сети. В зависимости от характера и количества состава участников эти уровни могут составлять иерархическую структуру с четко распределенными функциями как для головной библиотеки (условно – провайдера сети), так и для библиотек, которые представляют собой средние и нижние и уровни «ведомых». В качестве примера может служить организация Корпоративной сети публичных библиотек Москвы (КСПБМ) [8, 9].

  2. РКБИС должна строиться как многоплатформенная и открытая система, предусматривающая возможность взаимодействия с заинтересованными отечественными и зарубежными библиотеками и их системами, в первую очередь на основе согласованного обмена информационной продукцией. Это означает, что технические и технологические решения РКБИС должны обеспечивать:

  • возможность участия в составе корпорации организаций, использующих программное обеспечение (ПО) любых производителей программных продуктов, при условии, если это ПО отвечает требованиям, изложенным в п. 4;

  • расширение состава участников корпорации за счет не вошедших в нее ранее библиотек и информационных служб, в том числе иных видов, других ведомственных принадлежностей и т.д.;

  • взаимодействие с другими отечественными и зарубежными корпоративными системами, отдельными библиотеками и информационными органами;

  • гармоничную и безболезненную для участников корпорации и ее пользователей адаптацию к изменениям, связанным с совершенствованием средств программно-аппаратного обеспечения и внедрением новых информационных технологий;

  • гибкий переход на решение новых технологических задач, связанных с ростом информационных потребностей пользователей и появляющимися новыми возможностями их удовлетворения и т.д.

  1. Обязательными требованиями к программно-технологическим комплексам АБИС библиотек – участниц РКБИС, обеспечивающими их вхождение в интегрированное информационное пространство и участие в реализации корпоративных библиотечных технологиях в рамках каждой корпорации, должны быть:

  • полная совместимость с Российским коммуникативным форматом RUSMARC и международными форматами UNIMARC и USMARC на основе использования средств двухстороннего конвертирования данных;

  • использование в практике РКБИС (в перспективе) единой структуры метаданных, согласованной с национальными и международными правилами их создания и ведения; это связано с развитием в России инфраструктуры электронных библиотек);

  • поддержка WWW-технологии, определяемая наличием средств, обеспечивающих доступ к электронным каталогам и другим информационным ресурсам библиотек через веб-сервер;

  • поддержка протокола Z39–50 (ISO 23950) средствами, реализующими доступ к электронным каталогам участников корпорации по этому протоколу как единой системе (одним поисковым предписанием и одноразовой опцией реализации поиска);

  • поддержка механизма договоренности об используемых языках и кодированных наборах символов в соответствии с моделью согласования взаимодействующих сторон, разработанной Библиотекой Конгресса США;

  • поддержка кодированных наборов символов KOI8-R (ГОСТ 19768–74) в запросах и записях, а также запросов Type-1.

  1. Средства программного, технического, информационного, лингвистического и технологического обеспечения отдельных узлов РКБИС должны соответствовать комплексу требований к современным АБИС; особое внимание должно быть уделено совместимости, открытости, корпоративности и адаптивности [1012].

  2. На серверах РКБИС должны координированно поддерживаться средства навигации для поиска документов и данных, установленные на веб-сайтах других библиотек России, ближнего и дальнего зарубежья.

  3. Развитие и внедрение РКБИС, состава ее баз данных, а также номенклатуры и режимов предоставления услуг пользователям должны производиться поэтапно. Важное отличие реализации данного принципа от локальной АБИС заключается в том, что этапы развития РКБИС должны предусматривать также «подтягивание» технического и технологического уровня узлов сети до более развитых с соответствующим расширением степени их участия в создании общих информационных ресурсов и обслуживании пользователей.

  4. Информационные ресурсы участников РКБИС условно можно разделить на две категории – отдаваемые в общее пользование и являющиеся достоянием только их владельцев. Состав ресурсов второго вида, их создание и использование определяются владельцами по собственному усмотрению.

  5. Объединенные информационные ресурсы общего пользования РКБИС создаются всеми участниками корпорации координированно и по единым правилам. Они включают электронные каталоги, справочно-информационные массивы, полнотекстовые документы и мультимедийные материалы и предоставляются без каких-либо ограничений всем желающим в свободный и бесплатный доступ.

  6. Организация работы РКБИС должна обеспечивать одноразовую обработку отечественных и зарубежных изданий, поступивших в любую библиотеку корпорации, и многоразовое и многовидовое использование созданных библиографических записей всеми участниками системы.

  7. Технология формирования и использования новых библиографических записей технически обеспечивается онлайновым доступом в объединенную среду электронных каталогов РКБИС и других внешних поставщиков данных.

  8. При создании и актуализации электронных каталогов библиотек – участниц корпоративной системы должны использоваться электронные библиографические массивы, созданные как внутри данной корпорации, так и вне ее, в частности, в других РКБИС и ведущих библиотеках страны (РГБ, РНБ, ГПНТБ России, ВГБИЛ, ГЦНМБ и др.). При этом для сокращения финансовых затрат могут использоваться межкорпоративные связи.

 

3. Организационные принципы построения РКБИС

На основании опыта [8, 9, 1114, 1924, 2831] можно сформулировать хотя и достаточно общие, но чрезвычайно важные положения организационного плана, без учета которых невозможно успешное создание, функционирование и развитие РКБИС:

  1. Вступление любой библиотеки в корпорацию должно происходить только на добровольной и долговременной основе в результате четкого осознания потенциальными участниками преимуществ, которые они получат, став членами содружества. Прием новых членов должен сопровождаться официально оформленным обязательством руководства библиотеки (а возможно, и ее вышестоящего административного органа) выполнять основные организационные и технологические принципы построения и функционирования РКБИС.

  2. Корпорация не вмешивается в административно-хозяйствен­ную деятельность входящих в ее состав библиотек.

  3. В органах управления РКБИС должны быть предусмотрены следующие звенья управления: административное (например «Директорат»), общее научно-техническое и технологическое (например «Научно-технический совет»), а также оперативное (например «Администрация корпоративной сети»).

  4. Каждая РКБИС должна организовать на систематической основе работу централизованной системы повышения квалификации персонала библиотек – участниц сети (причем отнюдь не обязательно на своей материально-технической и научно-методической базе).

  5. Успешное создание, функционирование и развитие РКБИС зависят от наличия в составе корпорации организации-лидера, ее научно-технического потенциала, готовности и способности выполнять организационную, методическую и (возможно) технологическую поддержку работы корпоративной системы.

Перечисленные выше принципы можно развивать и детализировать как угодно глубоко, в том числе применительно к особенностям каждой корпоративной сети библиотек. Практика подтверждает, что игнорировать любой их них недопустимо.

Выше было показано (п. 2), что развитая РКБИС должна предусматривать иерархическую структуру организации. Сложность этой структуры, количество уровней участников, характер связей между ними и взаимных обязательств определяется рядом обстоятельств. К последним, наряду с отмеченным ранее неоднородным характером развития отдельных библиотек – участниц корпоративной сети, следует также отнести различную ведомственную принадлежность, различный статус в рамках одного ведомства и, соответственно, их размеры и возможности (сказанное относится к различиям между республиканскими, областными, городскими и районными центральными библиотеками, а также филиалами упомянутых библиотек), географическое положение и т.п.

В простейшем случае – при сравнительно небольшом и однородном количестве участников корпорации – достаточно иметь двухуровневую структуру организации (один участник – лидер, остальные имеют одинаковые права и обязанности). Подобным признакам отвечают, например, «Корпоративная библиотечная система вузов Санкт-Петербурга» и «Ярославская корпоративная библиотечная сеть». Опыт работы других корпораций показал, что подобная двухуровневая структура организации для них явно недостаточна. Так, в Томске помимо головной организации выделены три группы участников:

I группа осуществляет деятельность по всему объему заявленных в проекте задач, включая наполнение распределенного каталога (РК), создание прототипа объединенного каталога (ОК), обеспечение доступа библиотекарей и пользователей к ОК и РК соответственно, поддержку корпоративной каталогизации в ОК, апробацию сервисов электронной доставки документов (ЭДД), расширение круга источников информации и сервисов (в том числе полнотекстовыми документами и веб-ресурсами и т.п.);

II группа участвует в наполнении РК, обеспечении доступа библиотекарей и пользователей к ОК и РК соответственно. Кроме того, ряд библиотек этой группы (по мере готовности) принимает на себя выполнение задач по ЭДД, созданию полнотекстовых документов и обслуживанию ими пользователей через Интернет;

III группа обеспечивает доступ библиотекарей и пользователей к ОК и РК. Причем ряд библиотек обеспечивает пользователям доступ к РК только через http-шлюзы консорциума. (Подробнее см. http://oel.tomsk.ru/page.phtml?p=5.)

Еще более сложная организация консорциума реализована в Корпоративной сети московских библиотек (КСМБ) (До конца 2001 г. это объединение носило наименование Корпоративной сети публичных библиотек Москвы; В связи с вступлением в консорциум научных библиотек вузов – переименовано в Корпоративную сеть московских библиотек. (Подробнее см. на сайте КСМБ http://corporate.ru.)

В организационной архитектуре КСМБ выделены следующие типы узлов:

  • базовый центр-провайдер (БЦП) (в настоящее время им является ГПНТБ России) – осуществляет функции методического, технологического и информационного администрирования и сопровождения КСМБ в целом, непосредственно взаимодействует с отраслевыми базовыми сетевыми центрами (в случае их отсутствия – с базовыми сетевыми центрами), а также осуществляет связи с другими корпоративными библиотечно-информационными системами;

  • отраслевые базовые сетевые центры-провайдеры (ОБСЦ) (в настоящее время в КСМБ эти функции выполняют МГДБ, РХТУ им. Д.И. Менделеева, БЕН РАН и ВГБИЛ им. М.И. Рудомино) осуществляют методологическую и технологическую поддержку функционирования части сети, состоящей из библиотек и/или информационных служб данной отрасли, а также обеспечивают информационные связи КСМБ с библиотеками и системами своей отрасли, входящими или не входящими в состав данной корпорации, предоставляют свои информационные ресурсы в доступ пользователям КСМБ;

  • базовые сетевые центры (БСЦ) предназначены для обслуживания крупных библиотек, создания и предоставления в сетевой доступ всем пользователям КСМБ значимых для них информационных ресурсов;

  • сетевые центры библиотек-пользователей (СЦБП) обслуживают связанные с ними по территориальному или другому признаку средние библиотеки, имеющие собственные информационные ресурсы;

  • сетевые центры библиотек-филиалов (СЦБФ) – обслуживают только свои филиалы и их пользователей.

Таким образом, иерархическая организационная структура КСМБ предусматривает пять уровней участников.

 

4. Основные результаты первых лет создания и функционирования РКБИС

Подводя в самом общем плане итоги первых лет деятельности РКБИС, следует отметить, что они оказали весьма заметное влияние на развитие информационно библиотечной инфраструктуры тех регионов России, в которых были созданы. Это касается следующего:

  1. Совершенствования материально-технической базы участников корпораций;

  2. Обеспечения (пока только частичной) совместимости программно-технических комплексов, применяемых в разных библиотеках для совместного создания электронных каталогов корпорации и их использования для обслуживания пользователей;

  3. Создания и предоставления объединенных информационных ресурсов библиотек – участниц корпораций в доступ пользователям через Интернет с использованием протоколов НТТР и Z39.50, а также в локальных режимах;

  4. Отработка технологии создания и повышения качества информационных ресурсов как отдельных участников, так и корпораций в целом (в первую очередь это касается их электронных каталогов);

  5. Создания веб-сайтов значительного числа участников проектов и их нетрадиционного (для большинства) библиотек информационного наполнения;

  6. Развития телекоммуникационной инфраструктуры регионов;

  7. Развития видов сервисных услуг, оказываемых пользователям библиотек, входящих в РКБИС;

  8. Повышения профессионального уровня персонала библиотек – участниц корпораций;

  9. Развития межрегиональных связей библиотек и корпораций;

  10. Повышения внимания со стороны административных органов отдельных регионов и администрации, части организаций (например вузов) к проблемам библиотек и их финансированию.

Остановимся подробнее только на последнем тезисе. Финансирование библиотек, их функционирования и развития никогда не входило в число приоритетных задач административных органов всех видов и уровней. Тем не менее в последнее время наблюдается некоторое повышение внимания к библиотекам со стороны администрации ряда органов местного управления, а также некоторых организаций, например вузов. Одной, хотя и не единственной, причиной этого стало создание региональных объединений библиотек. При этом важное значение имеют созданная инвесторами (особенно – ИОО) ситуация, при которой средства на выполнение проектов выделяются только при наличии эквивалентного софинансирования; усилившееся на чиновников администрации давление библиотек в результате их объединения в РКБИС; мотивации собственного престижа для руководства префектур, муниципалитетов, ректоратов вузов и т.д. – «быть не хуже» или даже «лучше», чем соседи.

Подтверждением сказанного служат факты некоторого повышения бюджетного финансирования участников корпораций и выполняемых ими работ, причем в ряде случаев это относится и к тем библиотекам, которые не получили поддержку грантами ИОО, РФФИ и других фондов. Об этом мы узнаем непосредственно от директоров и ведущих специалистов библиотек, участвующих в корпоративных объединениях.

В плане реализации главной цели профессиональной деятельности библиотек основной итог всего вышеперечисленного заключается в том, что создание РКБИС объективно служит повышению полноты и качества библиотечно-информационного обслуживания пользователей как отдельных регионов, так и всей России.

 

5. Проблемы и перспективы развития региональных библиотечных корпораций

Отмеченные выше безусловные успехи в создании, деятельности и развитии РКБИС – реальный факт. Тем не менее остается ряд вопросов, главный из которых – являются ли эти объединения прочными и долговременными?

Объединение в корпоративном сообществе ранее независимых организаций порождает целый ряд проблем организационного и психологического плана, связанных со следующими обстоятельствами:

  1. Корпоративная сеть региональных библиотек и информационных служб в организационном и технологическом отношениях является единой системой, которая подчиняется вполне определенным правилам. Это означает, что ее участники перестают быть совершенно независимыми друг от друга и у них появляется ответственность перед всем корпоративным сообществом за реализацию решений, связанных с обеспечением создания, построения, функционирования и развития РКБИС.

  2. По причине, изложенной в п. 1, директора большинства организаций, входящих в корпорацию, и руководители их служб (в первую очередь подразделений автоматизации, комплектования, обработки, а также обслуживания пользователей) весьма нелегко и не всегда охотно перестраиваются с «автономных» условий работы на «корпоративные» (см. также п. 4).

  3. Как уже отмечалось выше, исходный уровень библиотек, вступающих в корпорацию, по состоянию обеспечения программно-аппаратными средствами, владения современными информационными технологиями и профессиональной подготовке персонала и т.п. является весьма неоднородным. Это существенно затрудняет их работу и требует поддержки «со стороны» как в технологическом, так и организационном плане.

  4. Для обеспечения повседневного функционирования и развития РКБИС как единой системы значительная часть ведущих сотрудников библиотек-участниц должна взять на себя дополнительные обязанности. Это относится в первую очередь к руководителям корпораций, специалистам, осуществляющим технологическую и техническую поддержку работы корпоративной сети и ее участников (см. в частности п. 3), специалистам, ведущим сводные электронные каталоги и сайты корпораций. Определенные дополнительные нагрузки ложатся и на другие категории сотрудников библиотек, участвующих в РКБИС.

  5. Далеко не однозначным отношением к созданию и деятельности РКБИС администрации ведомств, которым подчинены входящие в состав корпораций библиотеки. Причины этого самые разнообразные; их перечень и анализ вполне может стать предметом отдельных и достаточно нетривиальных исследований.

  6. Зарплата специалистов, работающих в бюджетных организациях, какими являются библиотеки и информационные службы – реальные и потенциальные участники РКБИС, существенно ниже (в несколько раз) зарплаты равных по квалификации работников коммерческих организаций. Это оказывает существенное негативное влияние на комплектование и удержание квалифицированного персонала, необходимого для обеспечения эффективной работы не только РКБИС, но и отдельных библиотек, внедривших у себя современные программно-технические средства и технологии. Сказанное относится в первую очередь к администраторам сетей, веб-мастерам, системным программистам и другим категориям высококвалифицированных сотрудников библиотек и информационных органов. Поэтому стало распространенным явлением, когда подготовленные в передовых библиотеках (в том числе являющихся участниками РКБИС) кадры переходят на работу в различные коммерческие структуры.

В настоящее время финансовая поддержка создания и работы корпоративных объединений со стороны ИОО, РФФИ, РГНФ, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также других фондов и ведомств в той или иной степени снимает негативное действие перечисленных выше факторов. Ликвидация этой поддержки может привести к тому, что некоторые из действующих сегодня корпораций прекратят свое существование. Кроме того, значительное число организаций-участниц первой очереди РКБИС могут выйти из их состава. Причинами, помимо перечисленных выше, могут стать случайный характер вступления этих библиотек в соответствующую корпорацию (поскольку исходной побудительной целью их вступления было только желание получить материальную поддержку одного из фондов) или нежелание и неспособность выполнять требования корпоративной работы в системе или сети.

Таким образом, судьба региональных корпоративных объединений библиотек существенно зависит от способности их руководства изыскать и (главное!) получить дополнительные финансовые средства, обеспечивающие их функционирование и развитие.

В то же время мы видим, что наметившаяся тенденция создания корпоративных сетей библиотек является объективной необходимостью и будет в дальнейшем развиваться. Основаниями для этого являются:

  1. Потребность общества во всестороннем и полном доступе к имеющимся информационным ресурсам;

  2. Постоянный и быстрый рост объемов мировых информационных ресурсов, а также отсутствие возможности у каждой отдельной организации удовлетворить информационные потребности своих пользователей собственными фондами, базами данных и т.д.;

  3. Развитие информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее повышение требований к профессиональной подготовке обслуживающего персонала и невозможность подготовить или иметь на постоянный основе этот персонал в отдельно взятой библиотеке или информационном органе и др.

Указанную необходимость четко определил ИОО, открывший программу «Автоматизация библиотек», и РФФИ, поддержавший ряд проектов, связанных с развитием телекоммуникационных сетей в разных регионах России, а также программу создания электронных библиотек.

С учетом сказанного просматриваются следующие тенденции развития РКБИС:

  1. Сохранившиеся в упомянутых выше условиях библиотечные корпорации и их участники будут наращивать количество информационных ресурсов и услуг, оказываемых разным категориям пользователей на платной основе. В указанном плане принципы организации и функционирования этих РКБИС будут приближаться к тем, которые заложены в OCLC и РЦКК.

  2. Будет продолжен переход региональных объединений библиотек преимущественно одного вида участников (например публичных или вузовских – как в Москве и С.-Петербурге на первом этапе создания корпораций) к многовидовым региональным библиотечным сетям (признаки таких объединений наблюдаются достаточно определенно).

  3. Взаимодействие корпоративных библиотечных сетей разных регионов будет развиваться и, возможно, некоторые из них интегрируются в более крупные межрегиональные системы и сети.

 

Общий вывод

Учитывая социальную важность задач, решаемых в региональных библиотечных объединениях, создание и функционирование корпоративных систем должно привлечь к себе более конструктивное отношение не только отдельных фондов, но и руководства ведомств, ответственных за развитие информационной инфраструктуры Российской Федерации.

 

Список литературы

  1. Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие. М.:  Либерея, 1996. 271 с.

  2. Создание российского центра корпоративной каталогизации: эскизный проект / Рук. канд. техн. наук, доцент Я.Л. Шрайберг; исполн.: Б.И. Маршак, Ф.С. Воройский, М.В. Гончаров, А.И. Бродовский и др. М.: ГПНТБ России, 1996. 72 с. (http://www.gpntb.ru/win/korppro/1).

  3. Комплект инструктивных материалов для участников проведения экспериментальных работ по корпоративной каталогизации в РЦКК / Рук. канд. техн. наук, доцент Я.Л. Шрайберг; исполн.: Б.И. Маршак, Ф.С. Воройский, М.В. Гончаров. М.: ГПНТБ России, 1997. 18 с. (На правах рукописи).

  4. Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С., Маршак Б.И., Попов Г.А. Российский центр корпоративной каталогизации: состояние, разработки и перспективы реализации // Науч. и техн. б-ки, 1997. № 2. С. 5–16.

  5. Создание и поддержка Российского центра корпоративной каталогизации: итоговый отчет по проекту РФФИ № 00–07–90354–В / Рук. Я.Л. Шрайберг. М.: ГПНТБ России, 2002. 11 с. (на правах рукописи).

  6. Племнек А.И. Концепция программы «Автоматизация библиотек» // Библиотека, 1999. № 10. С. 32–35.

  7. Племнек А.И., Агаджанова Л.Н., Баранов В.Л., Волжев И.А., Дорофеев С.Т., Купреенко С.В., Соколова Н.В. Проект Библиотечной сети учреждений науки и образования Северо-Западного региона России – RUSLANet // Науч. и техн. б-ки, 1997. № 11. С. 3–15.

  8. Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы: эскизный проект (с элементами технического проектирования) / Науч. рук. доктор техн. наук Я.Л. Шрайберг; отв. исполн. канд. техн. наук, проф. Ф.С. Воройский. М.: ГПНТБ России, 1999. 84 с. (http://corporate.gpntb.ru/eskiz.php).

  9. Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы: технический проект (с элементами технического проектирования) / Науч. рук. доктор техн. наук Я.Л. Шрайберг; отв. исполн. канд. техн. наук, проф. Ф.С. Воройский. М.: ГПНТБ России, 2000. 72 с. (http://corporate.gpntb.ru/tech.php).

  10. Шрайберг Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы. М.: Либерея, 2001. 100 с.

  11. Воройский Ф.С., Шрайберг Я.Л. Особенности проектирования корпоративных библиотечно-информационных систем // Сборник учебно-методических материалов тренинг-центра по программе: «Создание и администрирование Интернет/Интранет серверов узлов корпоративной библиотечно-информационной системы». М.: ГПНТБ России, 2000. 12 с. (http://crporate.gpntb.ru/training.php).

  12. Воройский Ф.С. Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы: проблемы и решения // Науч. и техн. б-ки. 2000. № 12. С. 23–30.

  13. Шрайберг Я.Л. Корпоративные библиотечно-информационные системы как фактор интеграции и эффективной реализации информационных технологий на современном этапе // Информ. общество. Информ. ресурсы и технологии коммуникаций: Материалы конф. М.: ВИНИТИ, 2000. С. 349–350.

  14. Бычков И.В., Вильвер П.Ю., Грабовская Р.М., Ляшенко Н.Е., Сиразитдинова Л.П. Корпоративная библиотечная система Иркутского научного центра СО РАН // Науч. и техн. б-ки, 2000. № 10. С. 33–36.

  15. Маршак Б.И. Проблемы и решения в области автоматизации в корпоративной телекоммуникационной библиотечной среде // Науч. и техн. б-ки, 2001. № 3. С. 26–29.

  16. Баранов В.Л., Соколова Н.В., Сова Д.Н., Филиппов А.Н., Пирог В.П. Технология организации библиотечного консорциума пяти университетов Санкт-Петербурга // Науч. и техн. б-ки, 2001. № 3. С. 37–45.

  17. Линдеман Е.В., Острая С.А., Конюхов И.И. Информационные ресурсы Централизованной библиотечной системы «Люблино» как составная часть информационных ресурсов Москвы: создание, эксплуатация, сохранность // 7-я Междунар. конф. «Крым–2000». М.: ГПНТБ России, 2000. Т. 1. С. 153–155.

  18. Гаврилин А.А. Корпоративная библиографическая информационная система с элементами полнотекстовых массивов библиотек Южного Урала (начальный этап) // Там же. Т. 2. С. 66–69.

  19. Усатюк В.Н., Усатюк О.С., Терехова Т.А. О проблемах интеграции библиотек Дальнего Востока в единую систему // Там же. С. 70–71.

  20. Баженов С.Р., Елепов Б.С., Мазов Н.А., Бредихина Н.А., Кон Л.Ф., Жижимов О.Л. Принципы корпоративной распределенной библиотечной системы Сибирского региона // Там же. С. 72–74.

  21. Дробышевский Д.В., Ерохина Г.С., Размарилова Н.И. О принципах корпоративного взаимодействия библиотек // Там же. С. 75–77.

  22. Иванова С.В. Создание корпоративной библиотечной системы как часть программы информатизации библиотек Республики Карелия // Там же. С. 77–79.

  23. Китов Ю.В. Корпоративная автоматизация как научная и учебная проблема // Там же. С. 79–81.

  24. Карпова Т.И. Пути решения проблем информационно-лингвистического обеспечения Новгородской библиотечной корпоративной сети // Там же. С. 96–97.

  25. Бугрова Т.М. Совершенствование информационной поддержки научно-технической и инновационной деятельности на территории Ярославской области (Роль Центральной научно-технической библиотеки ЦНТИ в корпоративном проекте ярославских библиотек) // Там же. С. 85–88.

  26. Мершиева Л.В. Реализация проекта создания Нижегородской корпоративной библиотечной системы // Там же. С. 88–92.

  27. Новинская Л.В. Создание библиотечной информационно-сервисной системы (БИСС) в рамках корпоративной сети учреждений культуры и образования г. Владимира (КИОКС) // Там же. С. 93–95.

  28. Корявец Е.И. Основные принципы создания информационно-библиотечной сети Новгородского региона // Там же. С. 98–99.

  29. Воройский Ф.С. О корпоративных библиотечных системах и перспективах их развития в России // Информ. ресурсы России, 2001. № 3–4. С. 7–10.

  30. Соколова Н.В. Библиотечный консорциум Санкт-Петербурга RUSLANet – новый этап развития // 8-я Междунар. конф. «Крым–2001». М.: ГПНТБ России, 2001. Т.2. С. 673–675.

  31. Алексеева С.В. Влияние реализации проекта создания корпоративной библиотечной сети на развитие процессов информатизации библиотек Республики Карелия // Там же. С. 673–678.

  32. Аухадиева Г.А. Корпоративная библиотечная сеть г. Казани: пути становления // Там же. С. 678–680.

  33. Барабанщикова Н.М. Создание и использование корпоративных ресурсов в государственных библиотеках Томской области // Там же. С. 680–682.

  34. Смирнов В.Н., Палей Д.Э., Курчинский Д.Н. Корпоративная библиотечная сеть Ярославского региона // Там же. С. 683–687.

  35. Елепов Б.С., Баженов С.Р., Жижимов О.Л., Мазов Н.А. Формирование корпоративной распределенной информационно-библиотечной системы г. Новосибирска // Там же. С. 688–692.

  36. Щадрин Д.В. Корпоративная библиотечная система Омского региона // Там же. С. 693–695.

  37. Гаврилин А.А. Проекты, выполняемые при поддержке Института «Открытое общество»: их роль в развитии автоматизации университетской библиотеки (Науч. б-ка Южно-Урал. гос. ун-та, Челябинск) // Там же. С. 695–698.

  38. Мершиева Л.В. Состояние и перспективы развития Нижегородской корпоративной библиотечной системы // Там же. С. 698–702.

  39. Слодарж И.Г. Организационно-правовое сопровождение деятельности корпоративной библиотечной сети «Consensus Omnium» // Там же. С. 703–705.

  40. Воройский Ф.С., Шрайберг Я.Л. Рабочее проектирование Корпоративной сети публичных библиотек Москвы – организация работ и их результаты // Междунар. конф. «LIBCOM–2001». М.: ГПНТБ России, 2001. С. 22–24.

  41. Воройский Ф.С. Анализ результатов работы Тренинг-центра Корпоративной сети публичных библиотек Москвы // Там же. С. 29–31.

  42. Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы: Рабочий проект. Том 1. Порядок формирования, хранения и использования машиночитаемых ресурсов общего пользования КСПБМ / Науч. рук. доктор техн. наук Я.Л. Шрайберг; отв. исполн. канд. техн. наук, проф. Ф.С. Воройский. М.: ГПНТБ России, 2000. 82 с. (http://corporate.gpntb.ru/documents.php).

  43. Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы: Рабочий проект. Том II. Рабочие инструкции системного оператора узла КСПБМ / Науч. рук. доктор техн. наук. Я.Л. Шрайберг; отв. исполн.: канд. техн. наук, проф. Ф.С. Воройский и М.В. Гончаров. М.: ГПНТБ России, 2000. 92 с. (http://corporate.gpntb.ru/documents.php).

  44. Содержательный отчет Корпоративной сети публичных библиотек Москвы за 2001 г. / Директор проекта Н.А. Забелина, науч. рук. доктор техн. наук Я.Л. Шрайберг; отв. исполн. канд. техн. наук, проф. Ф.С. Воройский. М.: ГПНТБ России, 2002. 11 с. (на правах рукописи см. http://crporate.gpntb.ru/docements.php).

  45. Развитие универсальной системы сервисной поддержки эффективной работы региональной научно-образовательной сети Южного Урала: итоговый отчет по проекту РФФИ № 00–07–90130 / Рук. Г.П. Вяткин. Челябинск: Южно-Урал. гос. ун-т, 2002, 9 с. (На правах рукописи).

  46. Развитие телекоммуникационной и информационной структуры науки и высшей школы Омского региона: итоговый отчет по проекту РФФИ № 01–07–90149 / Рук. В.А. Лихолобов. Омск: ОФИМ СО РАН, 2002. 8 с. (На правах рукописи).

  47. Развитие интегрированной корпоративной сети информационного обеспечения фундаментальных исследований академических институтов Бурятского научного центра СО РАН: отчет по этапу проекта РФФИ № 00–07–90256 / Рук. А.П. Семенов. Новосибирск, Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2002. 8 с. (На правах рукописи).

  48. Создание Гражданской сети Республики Татарстан: итоговый отчет по проекту РФФИ № 96–07–89568 / Рук. проф. А.В. Костерин и А.М. Елизаров. Казань: КГУ, 1998. 12 с. (На правах рукописи).

  49. Создание сети электронных библиотек г. Казани на базе Гражданской телекоммуникационной сети Республики Татарстан: итоговый отчет по проекту РФФИ № 99–07–90166 / Рук. проф. А.М. Елизаров. Казань: КГУ, 2001. 10 с. (На правах рукописи).

  50. Научная электронная библиотека Республики Татарстан: отчет по этапу проекта РФФИ № 01–07–90366 / Рук. акад. РАН А.И. Коновалов. Казань: КГУ, 2002. 11 с. (На правах рукописи).

  51. Создание в г. Казани распределенной научной электронной библиотеки по фундаментальному естествознанию: поддержанный РФФИ проект № 02–07–90230 / Рук. проф. А.М. Елизаров. Казань: КГУ, 2002. 10 с. (На правах рукописи).

  52. Организация информационного пространства Томского научного центра СО РАН: итоговый отчет по проекту РФФИ № 00–07–90279 / Рук. Ю.Л. Бабиков. Томск: ИОА СО РАН, 2002. 10 с. (На правах рукописи).

  
На главную