Научные и технические библиотеки №3 2003 год
Содержание:

9-я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КРЫМ–2002"

Секция «Библиотеки, книгоиздатели и книготорговцы в едином информационном поле»

Шрайберг Я.Л.  Издатели, книгораспространители и библиотеки: преодоление первого барьера на пути к единой информационно-технологической магистрали

Иванов В.С. О системе комплектования книжной продукцией центральных и региональных библиотек России

Саразетдинов Р.Г. Тенденции развития рынка товаров и услуг книгоиздателей и распространителей печатной продукции по комплектованию библиотек


Секция «Корпоративные библиотечно-информационные системы»

Воройский Ф.С., Шрайберг Я.Л. Региональные корпоративные библиотечные системы России: опыт последних трех лет глазами участников движения

Маршак Б.И., Рагимова М.А., Попов Г.А. Новые решения и уверенные шаги Российского сводного каталога по научно-технической литературе


Секция «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Столяров Ю.Н. Место библиотековедения в системе наук наконец-то установлено

Пилко И.С. Технологическое библиотековедческое знание: содержание и структура

Дворкина М.Я. Библиотечная деятельность и библиотечная технология: соотношение понятий и отражаемой ими реальности

Мотульский Р.С. Аксиологические детерминанты принципов деятельности библиотек

Арзуханов А.С. Перспективы использования информационно-библиотечного обеспечения процессов образования


Секция «Электронные библиотеки»

Сегберт М. eIFL – электронная информация для библиотек: создание глобального библиотечного консорциума


Секция «Формирование и сохранность фондов»

Семенова Т.А. Ценовая политика в сохранности фондов библиотек Центрального административного округа г. Москвы


ИФЛА–2002

Расбридж К. Лицензия-ловушка. Необходимость выработки унифицированной терминологии и подходов для научно-технической литературы и баз данных

Уивер С. Как читают профессиональную литературу американские библиотекари?


«Российские правила каталогизации»

Каспарова Н.Н. Пленум Межрегионального комитета по каталогизации

Сукиасян Э.Р. О третьей части «Российских правил каталогизации»


К 75-летию Н.С. КАРТАШОВА

Основные научные труды Н.С. Карташова

Карташов Н.С. Формирование территориальных библиотечных систем. (Теоретический аспект)


К 85-летию со дня рождения С.А. СБИТНЕВА

Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. С благодарной памятью об Учителе


Информационные сообщения

Маршак А.В. LIBCOM–2002

Павлова Н.П. «Регионы России» – библиотека в Библиотеке

Представляем новое издание


Столяров Ю.Н.
МГУКИ

Место библиотековедения в системе наук
наконец-то установлено

Дискуссия о месте библиотековедения в системе наук ведется с того момента, как возникло само библиотековедение. Наиболее основательно исследовавший историю этого вопроса А.Н. Ванеев отмечает, что в общей сложности существуют около сорока научных дисциплин, куда различные ученые включают библиотековедение. В связи с этим можно определенно констатировать: чем больше перечень таких наук, тем меньше согласия среди специалистов по кардинальному вопросу о месте библиотековедения в системе наук.

Установить действительное место библиотековедения в структуре научного знания позволяет системный подход, используемый, как известно, в тех случаях, когда надо проникнуть в сущность того или иного объекта, исследовать его на онтологическом уровне.

В соответствии с этим подходом библиотека представляет собой систему, состоящую из четырех равноправных и равнозначимых элементов: библиотечный фонд – контингент пользователей – материально-техническая база – библиотечный персонал; каждый из элементов имеет с остальными и с внешней средой прямые и обратные связи, выполняет внутри- и внешнесистемные функции. Исходным для этой системы является библиотечный документный фонд, имеющий общевнутрисистемную функцию базиса, на котором выстраивается все здание библиотеки как системы. Отсюда логически следует, что библиотека представляет собой на сущностном уровне документальную систему и является ближайшей родственницей всех систем, тоже имеющих в своей основе документ (книжное производство, библиополистика, библиография, архив, музей, орган научно-технической, правовой или иной информации и т.д.).

Строго говоря, документом оснащается, подкрепляется, сопровождается любой социальный процесс (первый закон документологии), но лишь часть общественных институтов специализируется только на его создании, распространении, хранении и предоставлении в пользование, видит именно в этом свою цель и общественное предназначение. Следовательно, библиотека является прежде всего документальным институтом; библиотековедение одной, но базисной своей частью вписывается в область документологии.

Этот вывод – лишь первое условие определения места библиотековедения в системе наук; условие необходимое, но недостаточное, ибо построение фундамента (слово фонд этимологически родственно слову фундамент и буквально означает дно, основание) не равнозначно возведению всего здания. Но и здание, в свою очередь, обязательно должно покоиться на фундаменте, иначе вскоре разрушится. Поэтому посмотрим на роль всех четырех элементов в совокупности.

Все четыре элемента представляют собой целостную систему, т.е. единство, общность. Общность же, обеспечиваемая теснейшими связями между элементами, есть, иными словами, коммуникация (латинское communis переводится как общий, соединенный, связанный). В библиотеке тесно связаны между собой фонд и читатели, читатели и библиотекари, библиотекари и материальная база и т.д. Библиотека в целом составляет общность с внешней средой.

Виды связей в библиотеке исчисляются десятками. Связаны между собой не только элементы и подсистемы библиотеки, но и компоненты каждого элемента, как только он сам начинает рассматриваться в роли относительно автономной системы. К примеру, связаны между собой документы как фондообразующие элементы, и именно эти связи придают фонду качественное своеобразие.

Незримыми, но крепкими нитями – производственными и межперсональными отношениями – связаны между собой сотрудники библиотеки, читатели, элементы материально-технической базы. Фонд связан с поисковым аппаратом, с последним связаны и библиотекари, и пользователи, и МТБ. И это только двойные связи, но существуют и тройные (например читатель–библиотекарь–фонд), и четверные (например читатель–каталог–библиотекарь–фонд) и т.д.

Иными словами, библиотека предстает в сущности как коммуникационная система. Ее отличительная особенность состоит в том, что практически все существенные коммуникации явно или неявно опосредуются документом. Поэтому библиотека целиком вписывается в класс документально-коммуникационных систем. Соответственно библиотековедение – дисциплина документально-коммуникационного цикла, в который входят также по меньшей мере библиографоведение, книговедение, документоведение (административное), архивоведение, музееведение, информатика. Составить исчерпывающий перечень этих дисциплин – отдельная научная задача.

Следующий вопрос: к какому более общему классу относится наука в документальных коммуникациях? На него ответить проще: документально-коммуникационная наука однозначно вписывается в науку о социальных коммуникациях, а эта последняя – в самый широкий класс – общественные науки.

Таким образом, в конечном счете библиотековедение есть общественнонаучная дисциплина, более конкретно – библиотековедение есть часть комплекса, входящего в науку о социальных коммуникациях.

Этот вывод если и является новым, то только по системе доказательства. По сути же он совпадает с представлением О.С. Чубарьяна, дефинировавшим библиотековедение как общественную науку, изучающую закономерности развития, свойства, характер и структуру библиотечного процесса как одной из форм массовой (научной тоже – Ю.С.) социальной коммуникации (Чубарьян О.С. Общее библиотековедение. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1976. С. 5). Истоки этого представления возникли еще в начале XIX в. и восходят к трудам А.М. Ампера (Франция, 1834). Библиологию в своей «классификации всех человеческих знаний» он включил в ноотехнические науки, или науки о средствах общения людей, а эти последние – в ноологические науки как науки первого порядка.

В предложенную концепцию отлично вписываются все общие и частные библиотековедческие теории, включая и вызывающие особую настороженность у специалистов по библиотечному обслуживанию: обслуживание, будь то массовое, групповое или индивидуальное, – это в сущности коммуникация между пользователем, документом и библиотекарем; имеет место опосредованная документом коммуникация между автором и читателем; коммуникация между читателями тоже возникает по поводу того или иного документа. Каково содержание этой коммуникации, технология ее обеспечения – вопрос следующий, он составляет прерогативу специалистов по данному виду коммуникации.

Соответственно сущностная функция библиотеки – документально-коммуникационная. Если поставить вопрос, чем же отличается ее наполнение от аналогичной функции библиографии, архива, музея и других подобных родственных институтов, то ответ будет прежним: эти отличия надо изучать отдельно, но сама постановка вопроса свидетельствует о признании наличия документально-коммуникационной функции у библиотеки.

Можно предвидеть появление еще многих вопросов, вытекающих из осознания истинного места библиотековедения среди других наук, и можно сказать заведомо, что все они будут закономерными, но второстепенными, поскольку являются производными от главного, отныне уже снятого, поскольку его решение наконец-то найдено.

  
На главную